«Осенний день. Сокольники» — описание картины Исаака Ильича Левитана

  • Сочинения

/

По картинам</li>

/

Левитан</li></ul>

В Третьяковской галерее можно увидеть множество прекрасных и талантливых картин. У каждой своя история создания, передвижения и присутствия в самой крупной русской художественной галерее. Одной из таких загадочных, но не менее прекрасных картин является произведение Исаака Ильича Левитана. «Осенний день. Сокольники.». Пройти мимо нее, не заметив, вам не удастся, как не удалось и самому коллекционеру Третьякову.

В картине Левитана преобладают желтые и зелёные тона. Они не отличаются своей яркостью и броскостью, напротив являются тусклыми и темными. Этот факт и задаёт настроение всей картине.

На переднем плане художник изобразил дорожку в парке, устремившуюся вдаль вместе с зелёными елями. Дорога расположена среди зелёной и, кажется, мокрой травы, которая отдает свой последний сок. Вдоль дороги с размыва и свою жёлтую листву небольшие деревья, похожие на дуб или клён. Навстречу зрителю двигается фигура женского пола. Она одета в черный наряд, а лицо ее печально смотрит под ноги.

Читайте также:  Экологический проект «Бережное отношение к природе»

На заднем плане изображено серое и массивное небо, которое лишь в редких местах имеет голубые проблески. Оно плавно переходит в за оперативность из тёмно- зелёных елей, среди которых виднеются пожелтевшие деревья.

Картина наполнена грустью, тоской и одиночеством, которое отражается в осенних красках, дождливой погоде и одинокой фигуре, кроме которой нет никого в парке Сокольники. Изображение человеческих фигур не свойственно И.И. Левитана, он любил изображать лишь пейзажи, где свое настроение отражал в природе, так и в этой картине фигуру женщины изобразил его друг, брат знаменитого писателя Антона Павловича Чехова, который был не менее талантлив в изобразительном искусстве.

Смотря на данное изображение, человек может испытывать грусть, но в тоже время умиротворение, которое, по всей видимости, испытывает женщина, прогуливающиеся по парку. Когда я впервые увидел «Осенний день», мне вспомнился наш осенний парк, который очень похож на изображение Исаака Левитана. Именно по этим причинам Павел Третьяков не смог пройти мимо этого прекрасного творения, и выкупил ее для своей галереи. Этот случай подарил возможность еврею Исааку Левитана продолжать жить и творить в Москве, а также славу на долгие века. «Осенний день. Сокольники.» — это настоящее достояние русского изобразительного искусства, которое наше поколение должно ценить и беречь.

Описание картины 2

Русский живописец Исаак Ильич Левитан родился в еврейской семье. Его отец хотел дать детям хорошее образование, поэтому они всей семьей переезжают в Москву. Исаак Левитан поступает в Московское училище живописи. Его родители умерли рано. Братья и сестры испытывали крайнюю нужду. Друг учителя заметил труды Левитана и взял его к себе в пейзажный класс.

Работу над картиной «Осенний день. Сокольники» художник начал в свой самый сложный период жизни. После покушения на царя, вышел указ о запрете нахождения евреев в Москве. Девятнадцатилетний Левитан был выселен в подмосковный район — Салтыковку. По ностальгическим воспоминаниям он пишет печальный пейзаж. Название картины передает настроение мастера и место события. Небольшой холст написан маслом, датируется 1879 годом.

Композиция картины завязана на пустынной осенней аллее. Сюжет картины выражает правдивость. Перед нами дорожка, уходящая в даль. Справа и слева ровным рядом посажены небольшие клены. Их тонкие стволы выглядят беззащитными. Листва на кленах желтая, еще не вся опала. За ними темнеются величественные сосны. Затянутое, хмурое небо давит своей массой.

Дорожку дворник расчистил метлой, оставив следы. Лежащие по краям листья, шуршат от ветра. Трава зеленая, по-осеннему пожухлая. Быстрым шагом к нам приближается стройная девушка в черном длинном платье. Одной рукой она держит подол, чтобы легче идти. Другой рукой придерживает волосы, развевающиеся на ветру.

Справа от девушки деревянная лавка, слегка наклонившаяся от времени. Аллея пустынна. Ветер играет макушками деревьев. Девушка идет уверенно. Создается впечатление, что она скорей хочет пройти это место, спрятаться от серой тоски.

Картина выглядит как взаимосвязанное целое. Наблюдатель стоит на аллее слева, как бы пропуская девушку. Известно, что девушка в картине появилась позже. Ее дорисовал друг Левитана.

Холст заполнен равновесно, симметрично. Высокие сосны противопоставлены маленькой фигурке девушки. Произведение передает динамику, движение. Низкий горизонт делает сосны более могучими. Небо, дорожка и сосны соединяются в одной точке. Изящная женщина дополняет картину, придавая ей нотку радости.

Пожухлыми красками, темными пятнами деревьев художник выразил свое настроение. От картины веет тоской и унынием. Колорит природы подобен минору в музыке.

Картина производит сильное эмоциональное воздействие. Не зря Левитана называют мастером пейзажного настроения.

Описание картины “Осенний день. Сокольники” Левитана: материалы для сочинения

“Осенний день. Сокольники”.И. Левитан

Исаак Левитан является выдающимся русским художником-пейзажистом. В этой статье представлено описание картины “Осенний день. Сокольники” Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения. Смотрите: Описание других известных картин

Картина “Осенний день.

Сокольники” была написана Левитаном в 1879 году. Картина размером 63,5 х 50 см выполнена маслом на холсте. История создания картины “Осенний день. Сокольники”:

Читайте также:  Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): В невысоких горах около Дрездена тренировались альпинисты … В. Песков (сочинение)

“Как-то зашел Николай Чехов [брат писателя]… Левитан хотел показать ему новую картину. Он поставил на стул небольшую, еще не совсем просохшую картину. …Осень. Тихий, печальный день.

Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца; они уже засыпали землю желтыми, золотыми, коричневыми листьями… …картина Чехову в общем нравилась; он сказал только, что она выиграет, если по дороге пойдет красивая женщина.

Чехов уговорил Левитана, и через несколько дней по осенней дороге уже шла молодая женщина в черном платье – ее вписал в картину Чехов. Стала ли картина лучше? Саврасов считал, что картина испорчена. И, возможно, где-то в глубине души Левитан был согласен с ним.

Ведь его «Осенний день» должен сам по себе передать зрителю поэтическое, грустное настроение осеннего дня, захватить его тем чувством, с каким он, художник, писал картину. А если этого нет, значит, он не справился с работой. Но переделывать было некогда, да и друга обижать не хотелось. Так и осталась на картине Левитана молодая женщина, написанная Николаем Чеховым.

25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. К концу дня приехал Павел Михайлович Третьяков. Вот он подошел к картине «Осенний день. Сокольники». Долго стоял перед ней. Ему понравилась эта русская осень, написанная так задушевно. Он захотел познакомиться с молодым художником. А молодому художнику в первое мгновение захотелось убежать, спрятаться.

Потом он стоял перед Третьяковым, растерянный, застенчивый и очень счастливый, и не знал, что говорить. Третьяков сказал, что картину он купит для галереи и может заплатить за нее сто рублей. Так в Третьяковскую галерею попала первая картина Левитана. Она и до сих пор висит в левитановском зале.” (из книги Н. С. Шер “Исаак Левитан”)Описание картины “Осенний день.

Сокольники” из книги В. Петрова “Исаак Левитан”: “В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились… Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину “Осенний день. Сокольники” (1879 г.).

Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. …работа отличается органичностью.

В ней чисто и совершенно звучат уже специфически левитаноские интонации и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и “картинной” поэтической содержательности пейзажа.

Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осенного увядания и человеческого одиночества.

Картина вызывает ассоциации с лирикой осени в русской поэзии, которую знал и любил Левитан и в которой в подобных состояних природы виделись то “грустный взгляд” (Иван Тургенев), то “та кротная улыбка уваданья…” (Федор Тютчев). Плавно изгибающаяся аллея, обрамляющие ее тонкие пожелтевшие клены и темпные высокие хвойные деревья, влажная дымка воздуха – все в картине “участвует” в создаии проникновенного и целостного “музыкального” образного строя.

Замечательно написаны плывущие по пасмурному небу серые облака (отныне “лирика неба”… стала одним из неповторимых достоинств левитановской живописи). “Прочитывается” в “Осеннем дне” влияние и Василия Поленова, и французского живописца барбизонской школы Камиля Коро, одного из любимейших художников Левитана…

Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине – “Осенние листья”. Картина “Осенний день.

Сокольники” была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценку – была приобретена Павлом Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим в ней не “красоту”, но душу, единство поэзии и правды. Успех картины “Осенний день.

Сокольники” придал Левитану уверенность в силах и на некоторое время облегчил его материальное положение. Но условия его жизни еще долго оставались тяжелыми.”

(из книги В. Петрова “Исаак Левитан”, изд-во “Белый город”, 2000 г.)

Популярные сочинения

Сочинение по картине Левитана «Осенний день. Сокольники»

Читайте также:  Сочинение-миниатюра по картине ю. ракша проводы ополчения

Деревья стоят в сказочном, пестром наряде, который им не хочется отдавать. Однако осень слишком безжалостна, поэтому она забирает у людей солнце, а у деревьев – листву. Верный союзник осени, ветер, старается на славу.

Обратите внимание

А помогает ему небо, которое своими серыми тучами нагоняет беспросветную тоску. Серое небо придавливает своей тяжестьи на глазах невольно появляются слезы. Еще большая грусть надвигается при взгляде на пустую скамью.

Эта скамейка – это символ уходящего лета.

При создании этого полотна художник выбрал весьма противоречивые цвета. Он смешал жизнерадостные краски и добавил темных тонов. В результате получился удивительный шедевр, где состояние человека сливается с состоянием природы.

Эта картина поражает воображение своей простотой и неповторимой изысканностью, что крайне редко встречается не только в нашей жизни, но и в мире искусства.

Исаак Ильич Левитан известный русский художник-пейзажист. Все его произведения посвящены исключительно природе и ее красоте. Редко на его картинах можно встреть фигуру человека, а если и встречается, то нарисована рукой не самого автора. Так и на картине «Осенний день. Сокольника» силуэт женщины был дорисован братом Чехова.

Дождливый осенний день. Небо затянуто тучами, сквозь пелену которых невозможно пробиться солнечным лучам. Через всю картину протягивается прогулочная дорожка. Кажется, что вдали оно просто входит в серость и влажность туч. По обе стороны от нее растут молодые саженцы.

Они уже совсем пожелтели и начали сбрасывать свои листики. А те невольно ветер прибивает к краям тропинки. За небольшими деревушками темной стеной стоят вековые сосны.

Они непросто остались зеленными, а, кажется, даже еще больше потемнели от холода, ветра и дождя, придавая полотну мрак и сирость.

Казалось бы, нет ничего необычного в этом осеннем пейзаже, если бы не фигура идущей по тропинке женщины. Что заставило ее гулять в такую погоду. А, возможно, она куда-то торопится. Как бы там ни было, и кем бы ни была эта женщина, она очень гармонично вписывается в этот вид.

Важно

Темное закрытое платье в пол придает ее какой-то загадочный, и даже мистический вид. А присмотревшись, можно увидеть, как она одной рукой держит толи шляпку на голове, толи платок, который ветер так и норовит унести подальше. Эта женщина как бы символизирует приход осени.

Такой же темной, мрачной и холодной.

Картина передает чувство одиночества, грусти и безысходности. Есть моменты в жизни, когда природа олицетворяет чувства человека. Поглощает в себя его грусть и тоску. Возможно, в этой картине природа показывает чувства одинокой женщины, идущей куда-то по тропинке.

источник

На картине осень и женщина в черном. Она идёт по дорожке парка, которую окружают золотистые молодые деревца (листья уже начали облетать), а уже за ними высокой стеной темные деревья. Они высокие и старые, мощные в то же время. Никаких клумб нет.

Около этой ухоженной чуть витиеватой дорожки есть скамейка. (Это ведь парк!) Но на ней никто, конечно, уже не сидит – холодно. Возможно, что не так давно прошел дождь, доски могут быть сыроватыми.

День этот совсем не солнечный. Небо серое, тучи – солнца не видно. Скорее всего, прохладно, так как женщина немного съежилась, будто от холода и сырости.

Идёт она, судя по развевающемуся платью, довольно быстро – это не прогулочный шаг. Вообще, гуляющих людей не видно уже. Может быть, это просто будний день. Трава ещё зеленоватая. Нет птиц никаких, ни цветов.

Точней, есть в траве более темные пятна. Это, видимо, засохшие цветы.

Взгляд у женщины рассеянный. Смотрит она куда-то вбок. По черному платью можно предположить, что она вдова.

Например, она гуляет по парку со своими грустными мыслями, с воспоминаниями, как она, например, гуляла тут со своими родителями. Впрочем, у неё белые рукава и украшение на шее. Возможно, это и не траур, а просто дань моде.

Читайте также:  Моя бабушка сочинение (2, 3, 4, 5, 7, 10 класс)

Женщина молодая, нет седых волос в темных волосах. У неё ещё нет зонтика и какой-нибудь накидки, то есть не так уж там и холодно.

Совет

Парк этот больше похож на ухоженный лес. Дорожка довольно широкая. Тут можно проехать и на коне. Дорожку повторяет серое небо. Такая же полоска вверху картины. Дорога уходит куда-то вдаль, поворачивает.

Картина несколько тревожна. Спокойна по виду, но с беспокойством внутри. Очень осенняя: и по цветам, и по настроению. Неприятия у меня она не вызывает, скорей, любопытство.

Источник: https://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/levitan/po-kartine-585

Содержание:

История создания

Когда Исаак Ильич учился в училище, сначала его наставником был Василий Перов, а затем талантливого юношу заметил и позвал к себе Алексей Саврасов. Левитан проживал в окрестностях Балашихи, в еврейской общине под названием Салтыковка. Незадолго до этого революционер Александр Соловьёв совершил неудачную попытку убить царя, после чего был издан указ, запретивший евреям жить в столице. Хотя начинающий художник был почти нищим, он не ожесточился. Напротив, в его характере преобладали мягкость, чувственность и склонность к созерцанию. Саврасов советовал юноше больше наблюдать и учиться чувствовать, и он выполнял рекомендации своего учителя.

Перед одной из отчётных ученических выставок Исаак ушёл в лес и пропадал там несколько дней. Когда друзья уже начали беспокоиться, он вернулся. Оказалось, что Левитан раздумывал над идеей будущего полотна. Задумка состояла в том, чтобы передать осеннее настроение, не скатываясь к фотографической схожести полотна с натурой.

Исаак несколько дней писал этюды, испытывая радость: ему удалось найти способ, с помощью которого можно было создать чувственное произведение, проникнутое лирикой. Он очень волновался, однако предвкушал успех.

Описание картины

Для сочинения «Осенний день» в 5 классе ученикам нужно описать полотно Левитана. Хорошо рассмотреть мазки и краски можно на качественной репродукции. Большую часть переднего плана занимает широкая тропинка, уходящая вглубь парка. Она поворачивает вправо. По обе стороны растут раскидистые деревья с тёмно-зелёными кронами, похожие на дубы или сосны. На их фоне красиво отсвечивают золотом невысокие молодые деревца. На тропинке виднеются опавшие листья, но трава ещё зелёная, лишь кое-где она пожухла и начала желтеть. Яркая растительность указывает на то, что осень уже пришла, но ещё не вступила в свои права окончательно.

Основные элементы картины:

  • высокие стройные деревья;
  • пожухлая трава, растущая вперемешку с зелёной;
  • высокое небо, затянутое облаками;
  • охристая тропинка с причудливым изгибом.

Глядя на полотно, можно заметить, что стоит дождливая погода. У дорожки стоит скамейка, на которой заметны отблески, свойственные мокрой древесине. На заднем плане тропинка затянута лёгкой дымкой: такой эффект можно наблюдать во время моросящего дождя.

В произведении есть деталь, несвойственная И. Левитану. По дорожке идёт женщина, хотя на большинстве полотен художника отсутствуют изображения людей. Появление этой фигуры имеет интересную историю. Левитан работал над этюдами несколько дней, а однажды, придя в Сокольники, увидел, что все листья опали, а на ветках блестит иней. Краски стали совершенно другими, изменился и общий настрой.

Исаак Ильич порадовался, что почти успел закончить работу, и решил написать недостающие элементы по памяти. Вечером в мастерскую пришёл Николай Чехов, брат Антона Павловича и близкий приятель Левитана. Он посоветовал изобразить на тропинке печальную женщину, но Исаак отказался это сделать.

Тогда Николай написал даму сам. Похожую героиню можно увидеть на одном из его полотен, и есть вероятность, что она олицетворяет лирические грёзы самого Н. Чехова. В задумку Левитана он не вникал, просто посчитал, что фигура в тёмной одежде настроит зрителя на нужный лад и поможет проникнуться замыслом Исаака Ильича.

Случай на выставке

На выставке полотно «Осенний день. Сокольники» произвело фурор. Пейзаж разместили на отдельной стене, подобрали удачное освещение, и у посетителей была возможность хорошо рассмотреть разноразмерные мазки и игру красок.

Третьякову понравилась работа, и он захотел её приобрести, но Левитан не сумел назначить цену. Начинающему художнику пришлось обратиться за советом к преподавателям. В результате полотно было оценено в 100 рублей. Едва не опоздав, на выставку пришёл Саврасов. Будучи в нетрезвом виде, он нелестно отозвался почти обо всех полотнах, затем дошёл до пейзажа Левитана.

Дама, бредущая по тропинке, вызвала возмущение мастера. Он заявил, что её не должно быть на полотне. Исаак Ильич доверял мнению учителя, и впоследствии люди появлялись на его картинах очень редко.

Примеры таких работ:

  • «Владимирка»;
  • «Осень. Охотник»;
  • неоконченный «Автопортрет»;
  • портрет Софьи Петровны Кувшинниковой;
  • портрет Н. П. Панафидина.

Благодаря продаже всего одной картины юноше удалось поправить материальное положение и приобрести известность. Впоследствии он создал ещё много прекрасных произведений.

Еще тесты

Читайте также

Массовая культура — признаки, функции, виды и характеристики, примерыКультура — понятие, основные формы и разновидностиОписание картины Васнецова «Три богатыря»Искусство — определение, виды и их характеристика, роль искусства в жизни

Кажется, не осталось уже никакой таинственной прелести в левитановских «Сокольниках». Картина давно раздёргана на детали и светотени, а «изюминка» тысячу раз описана со всех сторон. Чем известнее холст, тем труднее сказать о нём что-то новое, как и о самом гениальном Исааке Ильиче Левитане, а старое повторять не имеет смысла. И все же в каждом произведении искусства всегда можно найти тот секретный код, который мастер оставил, как послание, именно для тебя; рассмотреть его и расшифровать.

Художник Исаак Левитан: один шедевр осени

Да, действительно, осенью 1879 года Левитану было не сладко, и вынужденная ссылка «на природу» не очень-то радовала его. Но ведь и вся жизнь художника до и после этого периода протекала не величавой Волгой, а бурной горной речкой с острыми камнями, мелями и перекатами. Свой талант он отрабатывал как карму, утверждая каждым новым полотном право называться величайшим русским пейзажистом. И «Осенний день» – лучшее тому подтверждение.

«Осенний день. Сокольники», 1879, холст, масло, ГТГ, Москва

Многие обращают внимание на дату создания «Дня», но мало кто вспоминает при этом, что осенью семьдесят девятого Левитану едва стукнуло девятнадцать! Бессмертный шедевр, уже больше ста лет вдохновляющий на философские размышления, написан студентом Московского училища живописи. Более того, практически сразу же приобретён Павлом Третьяковым на студенческой выставке для коллекции. Это именно та знаковая работа, с которой началось трудное восхождение великого пейзажиста на обрывистый российский Олимп.

«Хмурый день»
«Хмурый день»
«Хмурый день»

Ещё не написаны ни «Март», ни «Свежий ветер», ни «Владимирка», ещё не было заветного путешествия по Волге, романа на озере Удомля, поездки в Европу. Но уже за спиной годы полунищенского существования и борьбы за кусок хлеба. Так или иначе, но девятнадцатилетний художник создал абсолютно зрелое полотно, ставшее своеобразным манифестом его творчества. И главные сюжеты, которым ещё только суждено воплотиться, в которые закодированы тайны его будущего успеха.

«Осенний пейзаж»
«Осенний пейзаж»
«Осенний пейзаж»
«Осенний пейзаж»

Золотые деревца, лохматые корабельные сосны; пустынная дорога, уходящая за горизонт, – все эти мотивы получат свое логическое развитие в последующих произведениях маэстро. Женская фигура символична вдвойне. Прекрасные дамы умудрились внести немало хаоса и раздора в, и без того сложную, судьбу художника. Не потому ли спешит пройти поскорее мимо молодая женщина, торопливо шагающая по умирающей аллее? Это, во-первых. А, во-вторых, с холстом, хоть и «за кадром», но связано имя А.П.Чехова, ставшего другом, соперником и главным свидетелем жизненных перипетий Исаака Левитана. Брат Антона Павловича, Николай, как будто по наитию, дорисовал призрачную фигурку, так изменившую стилистику работы.

Фрагмент

Это всё домыслы, произвольно построенные на известных фактах биографии. На вопросы «как» и «почему» сегодня могут ответить только сами картины, и каждый зритель прочитает в них свой ответ. Но есть Путь, который начался с порога училища живописи дипломом учителя чистописания, и есть холст «Над вечным покоем» – «самый русский» пейзаж, ставший своеобразным итогом творчества И.И. Левитана.

«Туман над водою»
«Туман над водою»
«Туман над водою»
«Золотая осень»,1895, ГТГ, Москва
«Золотая осень»,1895, ГТГ, Москва
«Золотая осень»,1895, ГТГ, Москва

?Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» иподписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации.Приглашаем посетить наш сайт.Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи, нажмите и читайте:

Художник Сергей Николаевич Андрияка: самый известный акварелист

Художник Сергей Арсеньевич Виноградов: просто жизнь

Эксклюзив: интервью с художником Настасьей Чудаковой «Монолог смелого мастера»

Используемые источники:

  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/levitan-sokolniki.html
  • https://nauka.club/kulturologiya/osenniy-den-sokolniki.html
  • https://zen.yandex.com/media/zhivopis/hudojnik-isaak-levitan-odin-shedevr-oseni-5da19c59a3f6e400b272f557

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт