Особенности жанра «Евгения Онегина» (А. С. Пушкин)

По мнению В. Г. Белинского, роман Пушкина «Евгений Онегин» можно смело назвать «энциклопедией русской жизни». Из этого произведения можно, как из достоверного источника, узнать фактически все, что касается той эпохи, вплоть до того, чем питались, и как одевались люди. В нем отражены жизнь и быт русского народа, атмосфера того времени. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Евгения Онегина». Данный материал можно использовать для работы на уроках литературы в 9 классе, а также, при подготовке к ЕГЭ.

analiz-evgeniy-onegin-pushkin-49637.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Год написания – 1823 – 1830 гг.

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Тема – Главной темой «Евгения Онегина» является неразделенная любовь. Здесь задействованы и все сопутствующие жизни человека темы – дружба, любовь, верность и разочарования.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Жанр – Сам А. С. Пушкин жанр «Евгения Онегина» определил романом в стихах, выделяя лиро – эпическое содержание.

Направление – Реализм, но в начальных главах еще присутствует направление романтизма.

История создания

История создания «Евгения Онегина» началась в 1823 году, когда поэт находился в ссылке. В это время писатель уже отказывается от романтизма как от ведущего способа передачи смысла произведений, и начинает работать в реалистическом направлении.

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

На фоне всех происходящих событий развивается любовный сюжет романа, переживания главных героев, влияние среды на их судьбы и мировоззрение. Завершение романа выпало на «золотую» пору расцвета творчества поэта, когда эпидемия холеры задержала его в имении Болдино. В романе ясно отражены его гениальное мастерство, творческий подъем, придавший сочинению неповторимую глубину содержания.

Создание отдельных глав соответствовало определенным периодом жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

Тема

Основной идеей романа является безответная любовь Татьяны к Онегину. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьей Лариных. Сам Ленский влюблен в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная ее противоположность. Это образованная молодая девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Молодая девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал открыто ухаживать за Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, он понимает, он понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется Татьяне, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать проблематику любовных отношений. Чувства героев, их переживания, отразили сущность общества того времени. Проблема человека в том, что он подчинен мнению людей. Татьяна отвергает любовь Евгения, так как боится осуждения высшего общества, в кругах которого она теперь вращается.

Подводя вывод в «Евгении Онегине» анализа произведения, можно выделить главную суть романа – человек, духовно опустошенный, попадает под влияние общества, не стремясь к самоутверждению. Конфликт человека и общества подчинен одному, тому, что общая сила подавляет и уничтожает одного индивидуума, если он не идет к сопротивлению против системы.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор, и жить полной жизнью.

Композиция

Произведение Пушкина, особенности композиции которого подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.

Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.

Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за солидного генерала.

Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где девушка, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал имеет открытость, нет конкретной определенности.

В главах поэмы существуют лирические экскурсы, и не отходящие от основного сюжета, но, в тоже время, являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жесткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк, и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы и поэма в целом, имеют как-бы незавершенный вид, какую-то недосказанность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Евгения Онегина».

Жанр

Любовная линия сюжета романа – это эпическое начало, в нем происходит развитие действия. Размышления автора и его отступления – начало лирическое, и поэт дает определение своему произведению, как «лиро-эпический» роман в стихах.

Во время создания романа, поэт уже отказался от романтизма, начиная новый виток творчества, и роман «Евгений Онегин» получил реалистическое направление.

Несмотря на то, что финал романа не слишком оптимистичен, он написан таким живым и звучным языком, что читатель с оптимизмом смотрит в будущее, искренне верит в благородные порывы и настоящие чувства. «Евгений Онегин» – поистине выражение силы и мощи таланта непревзойденного русского поэта и писателя, великого гения Александра Сергеевича Пушкина.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах было написано произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?</h3>

    • <label>1820 – 1832;</label>
    • <label>1823 – 1831;</label>
    • <label>1825 – 1834;</label>
    • <label>1826 — 1832</label>

(новая вкладка)

В письме к П. А. Вяземскому А. С. Пушкин так сообщал приятелю о работе над «Евгением Онегиным»: «…пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».

Действительно, все существовавшие до этого времени романы писались в прозе.

Чтобы понять, в чём заключается «дьявольская разница», о которой говорит поэт, попробуйте пересказать в рифму хотя бы один короткий прозаический сюжет. В угоду законам стихосложения придётся изменить ритм повествования, структуру предложений и даже логику рассказа!

Из-за присутствия рифмы история будет восприниматься легче, повествование станет воздушнее (Так и происходит в первых главах романа, насыщенных авторской иронией).

А вот как быть с темами серьёзными? Не покажутся ли они легковесными, шуточными в поэтическом исполнении? Что и говорить, Пушкин поставил перед собой задачу чрезвычайной сложности.

Осознавая собственное новаторство, в предисловии к первому изданию романа, поэт пишет: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, никогда не будет окончено».

Скромное упоминание такого малого лирического жанра, как стихотворение, намекает на изначальную установку Пушкина описать лишь отдельную лирическую историю Онегина и Татьяны.

По мере развития сюжета возникла потребность в полном описании образов главных героев, среды, в которой они жили, их привычек, вкусов и воспитания.

Так в романе наметились новые изобразительные планы: светский Петербург и русская деревня, традиция и новаторство, Восток и Запад как векторы поведения.

Разрастаясь в объёме, «Евгений Онегин» получил установку на лирическую спонтанность. Поэту необходима полная свобода от условностей, поэтому он оставил за собой право сохранить свободную композицию и назвал своё сочинение «собраньем пёстрых глав»:

«Роман в стихах», «большое стихотворение», которое, «вероятно, не будет окончено», «собранье пёстрых глав» — вот определения, которые дал своему произведению Пушкин.

Поэту удалось стать родоначальником нового жанра в литературе, как нельзя лучше воплотившего авторский замысел и принесшего своему создателю мировую славу.

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Особенности жанра «Евгения Онегина» по произведению А. С. Пушкина, в котором автор делится размышлениями по поставленному вопросу.

А. А. Ахматова называла роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «воздушной громадой». В метафоре отражаются и особенности жанра этого произведения. В нем органично соединились поэтические и прозаические признаки, эпос и лирика. Известно, что, приступив к работе, Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» «Евгений Онегин» стал новым этапом в творчестве поэта и в литературе в целом.

Чертами романа как жанра являются большой объем, наличие нескольких сюжетных линий, объективное изображение жизни. Стихотворная форма придает произведению черты, отличающие его от обычного романа в прозе. Она сильнее передает чувства поэта, эмоции, настроение. Текст делится не только на главы, но и на строфы по четырнадцать стихов в каждой. Рифмы в них расположены по определенной схеме. Строфа получила название «онегинской».

Сюжет романа очень прост. Судьба сводит двух людей. Татьяна полюбила Евгения с первого взгляда. Ему нужно было время, чтобы понять, что он ее тоже любит. Их счастье «было так возможно», но Онегин опоздал. Татьяна вышла замуж и мужу изменять не будет, хотя чувства к Евгению еще живы в ее сердце. Сюжет выстраивается по строгой композиционной схеме. Ситуация зеркально отражается. Сначала пишет письмо Татьяна и получает отповедь от Онегина, в конце романа пишет письмо Онегин и получает отказ Татьяны. Между этими событиями происходит убийство Ленского и замужество Татьяны. Простой сюжет сопровождается множеством картин, характеров, примет времени, человеческих судеб. Широта охвата жизненных реалий: жизнь столичного и поместного дворянства, обычаи, традиции, быт, искусство, образование, – сближает «Евгения Онегина» с социальным романом. Не случайно В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни», настолько точно и лаконично передал Пушкин национальное своеобразие русского народа.

Действие произведения овеяно поэтичностью, музыкальностью, благодаря большому количеству используемых средств выразительности. Событийная основа переплетается в романе в стихах с лирическими отступлениями, в которых проявляется отношение автора к происходящему, к героям. В них личное соединяется с общественным, звучит голос сердца автора. Он непосредственный участник событий. Поэт знаком с главными героями, не раз встречался с Онегиным в Петербурге. Мы узнаем о событиях его собственной жизни, о его чувствах, мыслях. В предисловии автор говорит о том, что в романе отражены его впечатления, ума «холодные наблюдения», «сердца горестные заметы».

В первых строфах романа Пушкин делает отсылку к поэме «Руслан и Людмила», называя читателей «друзьями Людмилы и Руслана». Этим автор словно обозначает начало пути к уникальному жанру «роман в стихах». За прошедшие годы он совершенствовался в своем творчестве, это заметно, если сравнить эти два произведения. В поэме автор делает робкие попытки стать участником событий. В романе «Евгений Онегин» его участие становится чуть ли не главной частью произведения. Автор наряду с другими персонажами обладает характером, имеет образ, становится личностью. Пушкинисты отмечают дневниковый слой, присутствующий в произведении. Образ автора так же, как образ главного героя, развернут во времени. Он вспоминает свои отроческие и зрелые годы. В конце концов, именно авторские размышления придают лирический характер произведению, так как передают его личное отношение к происходящему.

В «Евгении Онегине» происходит взаимопроникновение двух миров. Автор не просто свидетель событий, он приятель Онегина, часть истории. Эта черта свойственна прозаическим произведениям. Кроме того, поэт обращается к читателям как к своим знакомым. Роман создавался не один год, печатался по главам. Это позволяло Пушкину следить за реакцией читателей и критиков. В следующих главах он имел возможность ответить на оценки, суждения, критику, которые появлялись в печати и высказывались в дружеских беседах. Пушкин вовлекает читателя в действие, делая его участником повествования, заставляя размышлять над поставленными проблемами.

Особенностью произведения является открытый финал, что нередко встречается в реалистических произведениях. Герой остается на распутье. Что с ним произойдет в дальнейшем, можно только предполагать. Такая концовка характерна как для эпических произведений, так и для лирических.

Таким образом, Пушкин соединил в одном произведении признаки двух жанров и получил новый, который назвал «роман в стихах». Особая форма произведения помогает автору с легкостью переходить от одной темы к другой. Произведение читается очень легко, даже не задумываешься над тем, сколько вложено в него труда. Роман в стихах объединяет многоплановость, эпические принципы и субъективность, присущую лирическим произведениям. Он уникален в своем роде, благодаря чему обрел мировую известность.

Роман в стихах «Евгений Онегин» является центральным произведением в творчестве А. С. Пушкина.Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Жанр произведения «Евгений Онегин» Пушкина: определение жанра

(из книги Г. Макогоненко «Роман Пушкина «Евгений Онегин»», 1963 г.) «…истинный замысел Пушкина, всю необъятность содержания «Евгения Онегина», всю смелость поэта… сполна оценили лишь наследники и продолжатели Пушкина — писатели, сделавшие роман главным жанром литературы, — Лермонтов, Герцен, Тургенев. Успехи русского романа сороковых — пятидесятых годов связаны с тем, что он, как из вечно живого родника, начинает свое могучее течение из пушкинского романа в стихах. <…> …Пушкин создал первый русский роман о современности в стихах. В дальнейшем же русский роман — это роман, написанный прозой. Чем быстрее и плодотворней развивался прозаический роман, тем явственнее утрачивалось понимание единственного романа в стихах. Во второй половине XIX века в России на очередь встали новые социальные и общественные вопросы. Задачи политической борьбы заставили пересматривать многие литературные явления прошлого. <…> Обычно говорится о том, что решение Пуш­кина писать роман в стихах было связано с низким уровнем русской прозы. Сам Пушкин отмечал: «Проза наша так еще мало обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных». Рус­ская поэзия — Богданович и Державин, Батюшков, Крылов и Жуковский — достигла больших результа­ тов. Один Батюшков, по словам Пушкина, «сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для итальянского». Решение писать роман стихами было продиктовано желанием поднять художественный уровень поэзии, открыть перед ней новые пути развития. <…> Лаконизм поэтического языка романа повышал емкость фразы, заставлял ее раскрывать все смыслы, таящиеся в слове. Пушкин упрекал поэтов за отсутствие у них «суммы значительных идей». Мыс­ли требовала не только проза, но и поэзия. Поэт, по Пушкину, должен был заботиться не столько о «механизме языка», не о «наружной форме слова», но «о мысли — истинной жизни его». Поэтическое слово пушкинского романа живо и прекрасно мыслью, которая объемлет и вбирает все наблюдения, все впе­чатления жизни, весь общественный и нравственный опыт поэта. Воплощение образа автора в романе требовало особого поэтического языка. Связанный с романтиз­мом, Пушкин в совершенстве владел искусством сво­бодного обращения к читателю, непринужденной «болтовни». («Роман требует болтовни; высказывай все начисто», — советовал Пушкин А. Бестужеву.)» (Г. Макогоненко «Роман Пушкина «Евгений Онегин»», изд. «Массовая историко-литературная библиотека», 1963 г.) Это были материалы об определении жанра произведения «Евгений Онегин», анализ жанрового своеобразия и т.д.Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/evgeniy-onegin/analiz-proizvedeniya-pushkina.html
  • http://hronika.su/kak-opredelyal-pushkin-zhanr-evgeniya-onegina/
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/osobennosti-zhanra-evgeniya-onegina-a-s-pushkin.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/09/zhanr-evgenij-onegin-pushkin.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт