Петербург Достоевского и образ Северной столицы в творчестве писателя

<marquee>ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!</marquee>

Статьи 06 января Память о Блокаде: навигатор по онлайн-проектам К 27 января — Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады — мы собрали список актуальных проектов, представленных в виртуальном… Читать История культуры Петербурга 23 января Материалы о работе детских врачей в блокадном Ленинграде в фондах Военно-медицинского музея Несмотря на тяжелейшие испытания, блокадный Ленинград жил: работали научные институты и заводы, детские сады и поликлиники. Дети старательно учились,… Читать История культуры Петербурга 22 января Сокровищница раритетов в коллекции ЦВММ им. императора Петра Великого Модели императорских яхт семьи Романовых Среди экспонируемых в залах Центрального военно-морского музея моделей кораблей, относящихся к коллекциям… Читать История культуры Петербурга 21 января Фотографы блокадного Ленинграда Память о блокадном Ленинграде сохранилась в документах, мемуарах и фотографиях. История блокадной фотографии достаточно обширна, несмотря на имеющиеся… Читать История культуры Петербурга 20 января Блокада Ленинграда в живописи В подборке «Культуры Петербурга» — картины и рисунки, на которых запечатлён образ блокадного Ленинграда. Атмосфера осаждённого города, бытовые сцены,… Читать Петербург в искусстве 18 января Ленинградские улицы Петербурга 26 января 1924 года, через несколько дней после смерти Ленина, Второй Всесоюзный съезд Советов поддержал обращение Петросовета о переименовании… Читать Топонимика 15 января Две визитки Монферрана Петербург — это целый набор открыточных видов, каждый из которых входит в список величайших памятников архитектуры. Среди «визитных карточек» города… Читать История культуры Петербурга 12 января Слово Мандельштама о кино Осип Эмильевич Мандельштам родился (3) 15 января 1891 года в Варшаве, в семье купца первой гильдии. В 2021 году литературный мир отмечает 130 лет со дня… Читать Искусство и культура 08 января Удивительный Старый Новый год Старый Новый год — самый популярный оксюморон России, немножко противоречивый, но очень любимый многими праздник. Когда и почему стали отмечать Старый… Читать История культуры Петербурга 07 января Новогодние и рождественские традиции в Музее истории религии Вместе с экскурсоводом музея Мариной Васильевной Чебыкиной мы прошлись по временной выставке «История Рождества» и узнали об истории и традициях самого… Читать Искусство и культура 06 января Мастер-класс от Натальи Капустиной для самых маленьких СПб ГБУК «Петербург-концерт» подготовил цикл мастер-классов по актёрскому мастерству, которые можно посмотреть в новогодние праздники и не только…. Читать Искусство и культура 05 января Приютино В черновиках пушкинской поэмы «Полтава» несколько раз появляются имя и фамилия Annette Pouchkine и женские профили. Весной и летом 1828 года Пушкин был… Читать Персоналии 04 января О банкнотах и о несуществующих деньгах 9 января — день рождения российских бумажных денег. В Российской империи чеканили медные монеты, но для крупных торговых сделок такие деньги были… Читать Интервью 03 января Музей двух полюсов 8 января 1937 года в Ленинграде был открыт Музей Арктики, а в 1958 году он получил новое название — Музей Арктики и Антарктики. Это единственный в… Читать Искусство и культура 30 декабря 12 новогодних и рождественских фильмов… …которые мы смотрели десятки раз и всё равно каждый год пересматриваем Искусство, как ничто другое, способно погрузить в праздничную атмосферу и… Читать Искусство и культура
1 января 1751 — 270 лет назад — императрица Елизавета Петровна издала указ о разрешении проведения увеселительных мероприятий: «По прошениям здешних обывателей, которые похотят для увеселения честные компании и вечеринки с пристойною музыкою…, в том позволение им давать и воспрещения не чинить, токмо с таким подтверждением, чтоб при тех вечеринках никаких непорядков и противных указам поступок, и шуму, и драки не происходило…»1 января 1811 — 210 лет назад — архитектора проекта Казанского собора Андрей Никифорович Воронихин награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени1 января 1916 — 105 лет назад — основано Русское ботаническое общество1 января 1926 — 95 лет назад —  по городскому радиовещанию начата передача сигналов точного времени2 января 1921 — 100 лет назад — в Новом Эрмитаже после долгого перерыва открыты залы картинной галереи, где были выставлены экспонаты, ранее эвакуированные решением Временного правительства3 января 1901 — 120 лет назад — открыт театральный зал Народного дома имени императора Николая II. На открытии была исполнена опера М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Теперь на этом месте расположен Театр-фестиваль «Балтийский дом»5 января 1911 — 110 лет назад — на Итальянской улице открылся опереточный Палас-театр. С 1938 года тут находится Театр музыкальной комедии7 января 1726 — 295 лет назад — открыта Академия наук9 января 1881 — 140 лет назад — на ипподроме Общества охотников конского зимнего бега прошли первые бега. А в 1893 году здесь состоялся один из первых в Петербурге футбольных матчей. Ныне на месте ипподрома стоит ТЮЗ им. А. А. Брянцева19 Января 1916 — 105 лет назад — на наб. р. Фонтанки 70-72 открыло новое здание Главного Казначейства, операционный зал которого был самым большим залом в дореволюционном Петербурге21 января 1941 — 80 лет назад — образована «Дирекция Строительства № 5 НКПС», которая занялась строительством метрополитена в Ленинграде, переняв эстафету у московского института «Метрогипротранс»22 января 1931 — 90 лет назад — на братской могиле Преображенского кладбища открыт памятник жертвам 9 января23 января 1786 — 235 лет назад — родился Огюст Монферран, архитектор Исаакиевского собора и создатель Александровской колонны25 января 1916 — 105 лет назад — в Тенишевском училище прошла лекция И. Пуни и К. Малевича, посвященная кубизму, футуризму и супрематизму, на которой Малевич демонстрировал рисование с натуры26 января 1701 — 320 лет назад — по Указу Петра I основана Московская Школа математических и навигацких наук, навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург. Позже на их основе была создана Морская академия27 января 1946 — 75 лет назад — в Соляном городке открыт Музей обороны Ленинграда28 января 1906 — 115 лет назад — открыты женские политехнические курсы в здании доходного дома Н. Ф. Целибеева28 января 1931 — 90 лет назад — открыт Дворец культуры имени Первой пятилетки. Ныне на этом месте расположена Новая сцена Мариинского театра (Мариинский-2)29 января 1736 — 285 лет назад — в России дана первая опера — «Сила любви и ненависти» Ф. Арайи29 января 1816 — 205 лет назад — организовано Общество соревнователей просвещения и благотворения, впоследствии Вольное общество любителей российской словесности31 января 1921 — 100 лет назад — в Петрограде родился Владислав Игнатьевич Стржельчик, актёр театра и кино31 января 1931 — 90 лет назад — начала работу телефонная служба точного времени
Публикации раздела Литература

В Санкт-Петербурге Федор Достоевский прожил 28 лет. В его книгах угрюмый мрачный город стал фоном для печальных судеб и одним из главных героев. В романе «Преступление и наказание» Достоевский описал многие места Петербурга, в которых побывал Родион Раскольников: Сенную площадь, улицы, переулки и даже отдельные дома. «Культура.РФ» приглашает вас пройтись дорогами Раскольникова, а если немного заблудитесь — сверяйтесь с картой в конце материала.

Сенная площадь

Автор: Людмила Котлярова

Смотрите также

История одного здания: дом АнненковыхОт аристократического особняка до кафе, где читали стихи Есенин и МаяковскийКак переживали изоляцию русские писатели и их героиРассказываем о затворничестве Лермонтова, Достоевского и Набокова5 известных книг, которые писались в годы эпидемийКарантинная проза Грибоедова, Пушкина и ЧеховаПишите письма: как ЧеховМастер-класс по образности и остроумию от классикаЗимние развлечения: советуют Толстой, Чайковский и РепинКатание на коньках, гонки на буере или ночные посиделки домаОт блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классикеКак они помогают понять персонажей Пушкина, Гоголя и ДостоевскогоВ уездном городе N-скеРассказываем о вымышленных городах на страницах русской классикиМаршрут по Томску: университеты, катакомбы и сибирский борщРассказывает победительница конкурса «Лучший гид России» Ксения Васильева7 свадеб из русской классикиКак женились герои Льва Толстого и Антона Чехова, Максима Горького и Михаила Зощенко7 экспонатов выставки «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова»Первая редакция «Мастера и Маргариты», страницы из дневника и другие удивительные вещиНовый год не по плануКак отмечали праздник Чуковский, Плисецкая, Никулин и другие«Какое счастье жить в одно время с Толстым!»Лев Толстой в воспоминаниях писателей, критиков и художниковОтдыхаем, как русские классикиСоветы писателей, художников и музыкантов«Мама, я хочу быть художником». Отрывки из автобиографии Марка ШагалаО первых рисунках, Витебске, Париже и единственной музеУсадьбы и дачи в произведениях русских классиковВспоминаем, кто из писателей поместил героев своих произведений в загородные дома

Очень большое значение в романе имеет изображение Петербурга. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, В«похожая на шкаф или сундукВ» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в комнате Сони, В«мебель желтого отполированного дереваВ» в кабинете Порфирия Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.

Очень часто события происходят вечером, на закате солнца. Солнце у Достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. Желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.

Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, в которых он оказался: В«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юношиВ». Духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа.

Существует связь и между мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной В«каморкиВ» большого города. Не случайно Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек.

Картину тесноты, давящей скученности людей, ютящихся В«на аршине пространстваВ», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди в этом безысходном мире объединены злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к другу с подозрением и недоверием. Мармеладов рассказывает Раскольникову историю своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной; не раз сбегаются на скандал жильцы дома, в котором снимает квартиру Катерина Ивановна.

Раскрывая конфликт героев на фоне Петербурга, Достоевский выбрал не парадно-благополучную его часть, а ту, где совершается процесс жизни города. Петербург в романе – мертвенный, холодный, равнодушный к судьбе человека город: В«необъяснимым холодомВ» веет на Раскольникова В«от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картинаВ».

Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа В«Преступление и наказаниеВ» определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жестокость окружающей их действительности. Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.

В романе изображен центр торговли тогдашнего Петербурга – Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет В«канавойВ». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда – с раннего утра и до позднего вечера – толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков.

Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф.М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: В«Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников… Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуяВ». Раскольников – один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и ситцевыми платками, он неожиданно для себя услышал разговор, из которого узнал, что В«завтра, ровно в семь вечераВ», старуха-ростовщица В«останется дома однаВ». Эта встреча с мещанином, его женой и Лизаветой – сестрой процентщицы – стала для него решающей.

В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: В«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачуВ». Запахи из В«канавыВ», из дворов, с помоек, пыль и духота – все это вызывает у Раскольникова В«чувство глубочайшего омерзенияВ» и делает его мысли еще более кошмарными.

***

В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников В«даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещьВ». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова – Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.

Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: В«По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романВ».

Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: В«Миновав площадь, он попал в переулок… Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в СадовуюВ». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, В«чтоб еще тошнее былоВ». Его одолевали мысли о том, как в обществе В«обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платитьВ» за жалкое существование.

Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его. В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.

Если бы Сонечка Мармеладова не стала зарабатывать на жизнь В«желтым билетикомВ» – умерли бы с голоду дети Катерины Ивановны. В той ситуации, в которой она оказалась, даже самоубийство исключено. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нравственная гармония в этих условиях недостижима, а стремление к ее немедленному осуществлению оборачивается бесчеловечностью. По словам Сонечки, например, Катерина Ивановна В«не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражаетсяВ». Жизнь ставит героев в тупиковые ситуации, когда, с точки зрения логического ума Раскольникова, В«безнравственнымВ» становится само неукоснительное требование нравственности.

Сестра Раскольникова Дуня готова не задумываясь выйти замуж без любви за расчетливого и циничного дельца Лужина, чтобы помочь брату. Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки. В«Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее…В» Таким образом жизнь не только не удаляет героя от обдуманного решения, а как будто специально, на каждом шагу наталкивает на него.

В 

в–єВ Материалы о романе Ф.М. Достоевского В«Преступление и наказаниеВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Преступление и наказаниеВ» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа. Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?</h3>

    • <label>1865 г.</label>
    • <label>1866 г.</label>
    • <label>1867 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)

%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%2B2.png

Санкт-Петербург является основным местом событий знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского. В этой статье представлен образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города в цитатах.Смотрите: — Все материалы по роману «Преступление и наказание»— Все статьи о Раскольникове

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание в цитатах

Как известно, во времена Достоевского Санкт-Петербург являлся столицей Российской Империи.  В 1860-е годы обстановка в Петербурге была не вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (как например, семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин «непристойного поведения» (как Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов).  На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица). Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирали популярность такие явления, как нигилизм («модное безверие» Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти новые явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание». Санкт-Петербург времен Достоевского — это центр всех «новостей, реформ и идей» страны, по словам господина Лужина:

«Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге…» (Лужин о Петербурге, часть 2 глава V)

По словам Свидригайлова, Петербург — это город канцеляристов и семинаристов:

«Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!…» (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)

Господин Свидригайлов считает Петербург городом «полусумасшедших», в частности из-за климата:

«…я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем…» (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)

Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается «толкотня»:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…» (часть 1 глава I)

«Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.» (часть 3 глава VI)

Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся «громадными, теснящими и давящими», по словам Достоевского: 

«…его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…» (часть 1 глава V)

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом в романе упоминает Разумихин:

«…я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…» (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)

В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:

«…все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас!…» (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)

В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Так например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. Здесь же живут и другие главные герои. В этом районе много «грязи, вони и гадости», по словам самого Раскольникова:

«Он был до того худо одет…Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…» (часть 1 глава I)

«…почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость.» (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)

Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с «физиологической», невероятной точностью. В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:

«Близость Сенной, обилие известных заведений…» (о распивочных в районе Сенной, часть 1 глава I) 

«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…» (часть 1 глава II)

«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.» (часть 2 глава I) 

«Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.» (часть 6 глава III)

В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с «зараженным воздухом»:

«…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..» (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…» (автор, часть 2 глава VI)

Состоятельные горожане летом живут за городом на дачах, а бедное население вынуждено дышать «вонючим» воздухом летнего Петербурга:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…» (часть 1 глава I)  

Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются «доходными домами». Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель. В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

«…как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч…» (часть 2 глава II)

«Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать…» (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)

«Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.» (часть 1 глава V)

Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков (как современное такси), чтобы добраться в то или иное место:

«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей…» (часть 2 глава VII)

«…и полуразвалившиеся извозчики.» (часть 2 глава I)

«Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами…» (часть 1 глава V)

В романе «Преступление и наказание» автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, «С-й переулок», что означает Столярный переулок, «В-й проспект», что означает Вознесенский проспект и т.д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе «Преступление и наказание». Например, до сих пор существуют:

  • «дом Раскольникова» (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка)
  • «дом Сони Мармеладовой» (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы)
  • «дом старухи-процентщицы» (Набережная канала Грибоедова, 104/25)

В наше время в Петербурге проводятся экскурсии по местам из романа «Преступление и наказание». Это еще раз доказывает то, что в романе «Преступление и наказание» Достоевский с невероятным реализмом передал атмосферу Петербурга того времени. Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города в цитатах.Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию»— Все статьи о РаскольниковеИспользуемые источники:

  • https://spbcult.ru/articles/-/asset_publisher/6xkxd276uniq/content/id/122965
  • https://www.culture.ru/materials/253229/po-sledam-prestupleniya-i-nakazaniya
  • https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-_prestuplenie_i_nakazanie__fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2434-peterburg_v_romane.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/obraz-peterburga-v-romane.html
  • https://www.literaturus.ru/2020/07/obraz-peterburga-prestuplenie-i-nakazanie-harakteristika-opisanie.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт