«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Инициатива

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Процесс

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были остаться зимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза, ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.

Лишь весной 1582 года, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.

96cb93764385c3465a900191dee65573.jpg Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». (wikipedia.org)

26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

Ермак Тимофеевич

Казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства, русский народный герой. 1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим — 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключен в январе 1582 года, а в конце 1581 года Ермак все еще воевал с литовцами.

Хан Кучум

Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» – это полотно российского художника Василия Сурикова. В основе сюжета – важнейшая битва между войском казака Ермака и армией хана Кучума, которое состоялось в 1582 году. Эта масштабная картина оказалась важнейшим экспонатом на выставке передвижников, так что ее приобрел сам Николай II. Позже он передал холст в Русский музей, там его можно увидеть и сегодня.

История создания

Идея создания картины появилась у Сурикова в 1889, но реализовывать он ее начал лишь спустя два года. Василий рассказывал, что примерную концепцию работы он придумал до того, как детально ознакомился с реальными историческими событиями.

bitva-v-sibiri.png

Учитывая огромные размеры картины, неудивительно, что живописцу пришлось переехать из своего жилья, где он проживал раньше, в квартиру большей площади. В конце 1892 года ему пришлось сделать перерыв в работе, чтобы подготовить к экспозиции работу «Исцеление слепорожденного», но в первые месяцы 1894 он снова «принялся» за Ермака.

Художник долго не мог отыскать подходящую гамму цветов – если на первых эскизах больше голубого и желтого оттенков. Только со временем выбор был сделан в пользу более мрачных оттенков. Фигура Ермака также постепенно «вырисовывается» в толпе казаков – на первых эскизах его закрывали другие герои, но их пришлось отодвинуть на задний план.

Сюжет картины

На полотне изображена многолюдная и эпическая сцена российской экспансии в Сибири. Ермака мы знаем как атамана казаков, который, по приказу Ивана Грозного, начал воевать против хана Кучума. В 1581 году Ермак собрал войско из тысячи пятисот воинов, организовал нападение на татар и одержал победу в битве.

На картине зритель видит кульминационный момент битвы – татар обстреливают из пушек и пищалей, они, в свою очередь, пускают стрелы из лука. Битва происходит на реке, которая изображена только на переднем плане, дальше ее закрывают человеческие тела. В тот период водоемы считались главными ориентирами и своеобразными дорогами.

Хотя на полотне изображены толпы людей, оно смотрится гармонично и естественно. Работа условно делится на две части: в правой части располагаются татары, а в левой – казаки. Максимально точно автор передал одежду, оружие и другие военные атрибуты того времени.

На казацких знаменах мы видим образы Христа и Георгия Победоносца, то подчеркивает их идейную правоту и божью помощь. На татарской стороне изображены шаманы, исполняющие обряды язычников. Казаки выглядят уверенными в себе и напористыми. Татары, наоборот, кажутся растерянными и проигравшими. На их лицах только испуг и паника.

Используемые источники:

  • https://diletant.media/articles/45294037/
  • https://artrue.ru/galleries/today/kartina-pokorenie-sibiri-ermakom-timofeevichem-vasiliya-surikova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт