Схема анализа литературно-художественного произведения

Опубликовано 04.06.2018 — 16:30 —

План анализа художественного произведения на уроках литературы

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngpolnyy_plan_analiza_proizvedeniya.docx 14.46 КБ

Предварительный просмотр:

Полный план анализа произведения

1.   История создания (время написания; как писатель работал над произведением).

2.   Направление, род и жанр.

3.   Тематика и проблематика (основные темы и проблемы).

4.   Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка).

5.   Основные герои (их место в образной системе). В лирическом стихотворении: образ лирического героя.

6.  Сюжет и композиция.

7.  Художественное своеобразие:      

  • портрет;

—        пейзаж;

—        художественные детали;

—        средства поэтической выразительности (тропы);

—        особенности языка произведения;

—        особенности поэтического синтаксиса;

—        особенности фонетической организации (звукопись).

 8.  Для лирических стихотворений:

—        стихотворный размер;

—        особенности рифмы;

—        строфика.

 9.  Значение произведения:

—        место произведения в творчестве писателя;

—        значение в литературной жизни эпохи;

—        значение для последующих эпох;

—        взаимосвязи с произведениями того же автора и других писателей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа художественного произведения

План анализа художественного произведения можно использовать для самостоятельной подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе….

picture-136021-1351952750.jpgПримерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения…

План анализа эпического произведения

Данный материал может быть использован на уроках литературы в 5-8 классах….

План анализа литературно-художественного произведения

План анализа литературно-художественного произведения…

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений….

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений….

План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения…

  • Hравится«>Мне нравится(1)  Содержание:

    Обзор по литературе

    Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

    Как сделать анализ текста по литературе:

    1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
    2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
    3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
    4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
    5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
    6. Затем нужно определить главную тему произведения.
    7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
    8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
    9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
    10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
    11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
    12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
    13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
    14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
    15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
    16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
    17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

    Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

    На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

    • ключевые слова в каждой смысловой части;
    • опорные синонимы и антонимы;
    • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
    • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
    • просторечные выражения и возвышенный слог;
    • эмоциональные и оценочные высказывания;
    • фразеологизмы.

    В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

    Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

    Универсальный план

    Сокращенный вариант плана для анализа:

    1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
    2. Жанр.
    3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
    4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
    5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
    6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
    7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
    8. Композиция.

    Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

    Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

    Как делается анализ текста:

    1. Чтение текста и разделение его на части.
    2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
    3. Поиск и разбор позиции автора.
    4. Поиск и разбор микротем.
    5. Разработка плана текста.
    6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
    7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
    8. Описания жанра и композиции.
    9. Разбор художественных средств выразительности.
    10. Отношение и впечатление читателя.

    При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

    Разбор прозы и поэзии

    Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

    План для разбора стихов:

    1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
    2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
    3. Главная идея и тема.
    4. Размер и используемые рифмы (тип).
    5. Какие тропы использовал автор.
    6. Фонетика стихотворения.
    7. Специфика лексики.
    8. Описание главного лирического героя.
    9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
    10. Личное отношение к произведению.

    План для разбора прозы:

    1. Автор, название, условия и история создания.
    2. Направление и жанр.
    3. Главная идея и тема.
    4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
    5. Описание сюжета (композиция, линия).
    6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
    7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
    8. Описание личного отношения читателя к произведению.

    В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

    Еще тесты

    Читайте также

    Пишем отчёт по производственной практике на предприятииКак зарабатывать на помощи студентам?Куда можно поступить с географией — список лучших профессий и ВУЗовСроки обучения в ВУЗах России — формы и периоды получения образования

    План анализа эпического (прозаического) произведения 1. Определить жанр произведения. При необходимости описать особенности жанра. 2. Дата написания или первой публикации произведения (исторический, библиографический, культурный контекст). Эпоха, жизненные обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения. 3. Литературное направление и его идеологические и стилистические задачи. Их отражение в произведении. 4. Тема, идея через смысл названия произведения. (Проанализировать смысл названия). 5. Сюжет и композиция. 6. Роль повторяющейся детали: сюжетообразующей, характеризующей (портрета, пейзажа, интерьера и др.), внесюжетной детали. 7. Образ героя (героев): смысл имен, портрет, речевая характеристика, поступки и др. 8. Особенности  повествования (автор, повествователь, герой-рассказчик). Соотношение автора и рассказчика (субъективизация и объективизация текста, композиционный прием «рассказ в рассказе»), средства словесного выражения образа рассказчика и др. 9. Роль «цитирования» в произведении (заимствованный сюжет, общекультурные символы, имена, реминисценции…) — традиция. 10. Особенности стиля (слога). 11. В качестве выводы: основная и / или авторская идея произведения. NB: Полноту анализа, выбор и расположение пунктов диктует 1) само произведение, 2) уровень подготовки учащихся, 3) цели и задачи анализа и др.Анализ прозаического литературного произведения<o>Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду <o>литературные направления эпохи; <o>место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период; <o>творческая история произведения; <o>оценка произведения в критике; <o>своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя; <o>оценка произведения в контексте современного прочтения; <o>Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания — что хотел сказать автор и план выражения — как ему удалось это сделать). <o>Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос)Тема — это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни — это отдельная тема; совокупность тем — тематика произведения. <o>Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права — проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости…). Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.) <o>Идея — что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл — решение всех проблем — главной и дополнительных — или указание на возможный путь решения.) <o>Пафос — эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (может быть утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий…). <o>Уровень организации произведения как художественного целого<o>Композиция — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое. <o>Основные средства композиции:<o>Сюжет – то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов. <o>Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта; <o>Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко); <o>Экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой или сжатой, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; <o>Завязка – начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. <o>Развитие действия — система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее; <o>Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает. <o>Развязка – решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. <o>Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.<o>Сюжет может излагаться:<o>В прямой хронологической последовательности событий; <o>С отступлениями в прошлое — ретроспективами — и «экскурсами» в будущее; <o>В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).<o>Внесюжетными элементами считаются:<o>Вставные эпизоды; <o>Лирические (иначе — авторские) отступления. <o>Их основная функция — расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом. <o>В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении — иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»: <o>1.Сюжет – главный конфликт произведения; фабула — ряд событий, в которых он выражается; <o>2.Сюжет – художественный порядок событий; фабула — естественный порядок событий<o>Композиционные принципы и элементы:<o>Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет…).<o>Дополнительные средства композиции:<o>Лирические отступления — формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции); <o>Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения); <o>Художественные предварения — изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий; <o>Художественное обрамление — сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл; <o>Композиционные приемы — внутренние монологи, дневник и др. <o>Уровень внутренней формы произведения<o>Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя). <o>1.Художественный образ человека — рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека: <o>Внешние черты — лицо, фигура, костюм; <o>Характер персонажа — он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи.    Изображение условий, в которых живет и действует персонаж; <o>Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа; <o>Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж; <o>Наличие или отсутствие прототипа. <o>2.     Основные приемы создания образа-персонажа:<o>Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета); <o>Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу); <o>Прямая авторская характеристика; <o>Психологический анализ — подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя; <o>Характеристика героя другими действующими лицами; <o>Художественная деталь — описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы); <o>3.Виды образов-персонажей:         <o>лирические — в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии); <o>драматические — в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях); <o>эпические — автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках). <o>4.Система образов-персонажей.<o>Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) — их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них — тематику и идейный смысл произведения. <o>Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения). <o>Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором. <o>Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным.<o>Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).<o>5.Позиция автора и способы ее выражения:<o>·Авторские оценки: прямые и косвенные. <o>·Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог). <o>·Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом). <o>Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста<o>Речь персонажей — выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора. <o>Речь повествователя — оценка событий и их участников. <o>Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов). <o>Приемы образности (тропы — использование слов в переносном значении) — простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз). <o>Анализ эпизода<o>  1. Действующие лица эпизода:<o>     • портретные и речевые характеристики;<o>     • авторское отношение к персонажам;<o>     • ваше отношение;<o>     • художественные средства для изображения персонажей;<o> 2. Развитие действия, конфликт эпизода;<o>     • отношения героев друг с другом;<o>     • цели героев в данном эпизоде;<o>     • что они делают для достижения своих целей;<o>     • результат поступков;<o>     • вспомогательные художественные приметы <o>       (лирические отступления, описания природы и т.д.), их роль.<o> З. Место эпизода в контексте произведения, композиционная роль.<o> 4. Необходимость данного эпизода для:<o>     • развития действия всего произведения;<o>     • раскрытия характеров персонажей.<o>

    При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

    Идейное содержание включает: 1) тематику произведения — выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику — наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

    Пафос — высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

    Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

    Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

    Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое — это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

    Художественная форма включает: 1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве) ; 2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа — соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа) ; 3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

    Схема анализа литературно-художественного произведения.

    1. История создания.

    2. Тематика.

    3. Проблематика.

    4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

    5. Жанровое своеобразие.

    6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

    7. Центральные персонажи.

    8. Сюжет и особенности строения конфликта.

    9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

    10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

    11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

    12. Место произведения в творчестве писателя.

    13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

    Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

    А. Место писателя в развитии русской литературы.

    Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

    1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

    2. Традиции и новаторство писателя в области: а) идей; б) тематики, проблематики; в) творческого метода и стиля; г) жанра; д) речевого стиля.

    В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

    Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

    Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

    Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

    1. Социальное и материальное положение.

    2. Внешний облик.

    3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

    4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний.

    5. Авторское отношение к персонажу.

    6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с другими персонажами; з) через окружающую обстановку.

    Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

    План разбора лирического стихотворения.

    I. Дата написания.

    II. Реально-биографический и фактический комментарий.

    III. Жанровое своеобразие.

    IV. Идейное содержание: 1. Ведущая тема.

    2. Основная мысль.

    3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

    4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

    5. Преобладание общественных или личных интонаций.

    V. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению.

    2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

    3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

    4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

    5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

    6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

    7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

    Как вести краткую запись о прочитанных книгах: 1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

    2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

    3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

    4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

    5. Краткий план содержания.

    Используемые источники:

    • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/06/04/polnyy-plan-analiza-proizvedeniya
    • https://nauka.club/pomoshch-studentu/analiz-teksta.html
    • http://maslenok001.blogspot.com/p/blog-page.html
    • https://studyport.ru/referaty/literatura/2612-shema-analiza-literaturno-hudozhestvennogo-proizvedenija

    </span></span>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт