Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

Анализ романа И.С. Тургенева В«Отцы и детиВ»

В 

Споры Базарова с Павлом Петровичем. Сложность и многоаспектность. А что же вечная тема – В«отцы и детиВ»? И она есть в романе, но осложнена более, чем линия Александра и Петра Адуевых.

Уже во вступлении прозвучал вопрос: В«Преобразования необходимы <…>, но как их исполнить, как приступить?..В» Два героя притязают на знание ответа. И верят, что их идеи принесут России процветание. Помимо Базарова, это дядя Аркадия Кирсанова, Павел Петрович. Их В«партийнаяВ» принадлежность заявлена уже в одежде и манерах. Читатель узнавал демократа-разночинца по В«обнаженной красной рукеВ», по крестьянской простоте речей (В«ВасильевВ», вместо В«ВасильевичВ»), намеренной небрежности костюма – В«длинный балахон с кистямиВ». В свою очередь, Базаров моментально угадал в В«изящном и породистом обликеВ» дяди Аркадия В«архаическое явлениеВ», присущее аристократизму. В«Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай! <…>В».

Особенность позиций В«демократаВ» и В«аристократаВ» подчеркнута символическими деталями. У Павла Петровича такой деталью становится реющий запах одеколона. Встречая племянника, он три раза прикоснулся В«душистыми усамиВ» к его щекам, в своей комнате В«приказывал курить одеколономВ», вступая в разговор с крестьянами, В«морщится и нюхает одеколонВ». Пристрастие к изящному запаху выдает стремление брезгливо отстраниться от всего низкого, грязного, бытового, что только встречается в жизни. Уйти в мир, доступный немногим. Напротив, Базаров, в своем обыкновении В«лягушек резатьВ» демонстрирует желание проникнуть, завладеть малейшими секретами натуры, а вместе с тем – законами жизни. В«вЂ¦Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а та как мы <…> те же лягушки <…>, я и буду знать, что у нас внутри делаетсяВ». Микроскоп – сильнейшее доказательство его правоты. В нем нигилист видит картину всеобщей борьбы; сильный неизбежно и без раскаяния пожирает слабого: «…Инфузория глотала зеленую пылинку и хлопотливо пережевывала ееВ».

Перед нами, таким образом, предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно.

Противоречия социальные. Мы упоминали о том, как они проявлялись в одежде. Не менее разительно они проявляются в поведении. Прежде разночинец входил в дворянскую усадьбу на правах служащего – гувернера, врача, управителя. Иногда – гостя, которому оказали такую милость и могли в любой момент лишить – что и случилось с Рудиным, осмелившимся ухаживать за дочерью хозяйки. Павел Петрович возмущается приезжим, перечисляя признаки его социальной приниженности: В«Он считал его гордецом, нахалом <…>, плебеемВ». Но самое обидное для аристократа – В«он подозревал, что Базаров не уважает его <…>, едва не презирает его – его, Павла Кирсанова!В» Гордости дворянской теперь противостоит гордость плебейская. Базарова уже нельзя выгнать с внешней вежливостью, как Рудина. Нельзя заставить подчиняться установленным правилам в одежде, манерах, поведении. Разночинец осознал свою силу. Бедность одежды, отсутствие светского лоска, незнание иностранных языков, неумение танцевать и т.д. – все, что отличало его от дворян и ставило в униженное положение, он начал старательно культивировать как выражение своей идеологической позиции.

Противоречия идеологические. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. Полемика, знакомая по В«Обыкновенной историиВ». И здесь и там внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. В«Злободневный <…> роман Тургенева полон <…> полемических намеков, не позволяющих забыть вулканическую обстановку в стране накануне реформы 1861года…»

Павел Петрович усмотрел в словах Базарова В«дрянь, аристократишкоВ» оскорбление не только лично себе. Но будущему пути России, как он его представляет. Павел Петрович предлагает брать пример с парламентской Великобритании: В«Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ееВ». Аристократия, таким образом, должна стать главной общественной силой: «…Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания <…> общественному зданиюВ». Базаров блестяще парирует: «…Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?..В»

Напротив, Базаров видит во главе будущей России таких же демократов-нигилистов, как он сам. В«Мой дед землю пахалВ», – с гордостью произносит он, и значит народ скорее ему поверит и В«признает соотечественникаВ», оценит его неутомимую деятельность.

Так выступает в романе ключевое понятие – народ. В«Современное состояние народа этого требует <…>, мы не должны предаваться удовлетворению личного эгоизмаВ», – произносит восторженный ученик Базарова, Аркадий. Это утверждение отталкивает сурового учителя своей формой (напоминает пылкие речи Рудина), но оно верно по содержанию – Базаров В«не почел за нужное опровергать своего молодого ученикаВ». Предполагаемые реформы зависят от того, за кем пойдет народ. Единственный раз оппоненты совпадают в наблюдениях за народной жизнью. Оба согласны в том, что русский народ В«свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…». Но для Базарова это В«ничего не доказываетВ». Во имя светлого будущего народа можно и разрушить основы его мировоззрения (В«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-порок в колеснице по небу разъезжает…Мне соглашаться с ним?В»). Павел Петрович разоблачает в демократе Базарове не меньшее высокомерие по отношению к народу, чем в самом себе:

– Вы и говорить-то с ним (мужиком) не умеете (говорит Базаров).

– А вы говорите с ним и презираете его в то же время.

– Что ж, коли он заслуживает презрения!

Павел Петрович защищает вековые культурные ценности: В«Нам дорога цивилизация, да-с <…>, нам дороги ее плоды. И не говорите мне, что эти плоды ничтожны…» Но именно так считает Базаров. В«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципыВ» и даже В«логика историиВ» – всего лишь В«иностранные словаВ», бесполезные и ненужные. Впрочем, как и понятия, которые они называют. Он решительно отметает культурный опыт человечества во имя нового, полезного направления. Как практик, он видит ближайшую осязаемую цель. Его поколению принадлежит промежуточная, но благородная миссия – В«место расчиститьВ»: « теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаемВ». Показателем их правоты должна стать та же борьба, естественный отбор. Либо нигилисты, вооруженные новейшей теорией, В«сладят с народомВ» во имя его же интересов. Либо В«раздавятВ» – В«туда и дорогаВ». Все, как в природе – естественный отбор. Но зато уж если победят эти немногие благородные личности (В«от копеечной свечки Москва горелаВ») – разрушат все, вплоть до основ общественного миропорядка: В«назовите хоть одно постановление в современном нашем быту <…>, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицанияВ». Базаров заявляет это В«с невыразимым спокойствиемВ», наслаждаясь ужасом Павла Петровича, которому В«страшно вымолвитьВ»: В«Как? Не только искусство, поэзию… но и…»

Для Тургенева тема культуры настолько важна, что он уделяет ей самостоятельные эпизоды. Оппоненты обсуждают, что важнее, наука или искусство? Базаров с обычной прямотой заявляет, что В«порядочный химик полезнее любого поэтаВ». А на робкие реплики о необходимости искусства отвечает ерническим замечанием: В«Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!В» Впоследствии он объяснит Одинцовой, что искусство играет подсобную, дидактическую роль: В«Рисунок (художественный) наглядно представит мне то, что в книге (научной) изложено на десяти страницахВ». Со своей стороны, Павел Петрович припоминает, как его поколение дорожило литературой, созданиями «…ну, там Шиллера, что ли, Гетте…В». Действительно, поколение сороковых годов, и среди них сам Тургенев преклонялись перед искусством. Но недаром писатель выделил слова героя курсивом. Хотя Павел Петрович считает должным заступиться за свои абстрактные В«принсипыВ», для него самого вопросы изящной словесности не так уж важны. На протяжении романа мы видим в его руках лишь газету. Гораздо сложнее позиция Базарова – в его остроте чувствуется искренняя убежденность. О Павле Петровиче автор сообщает, что он в молодости В«прочел всего пять-шесть французских книгВ», чтобы было чем блеснуть на вечерах В«у госпожи СвечинойВ» и других светских дам. Базаров же читал и знает этих столь им презираемых романтиков. Реплика, предлагающая отослать в сумасшедший дом В«Тоггенбурга со всеми его меннизингерами и трубадурамиВ», выдает, что герой когда-то читал баллады Жуковского. И не просто читал, а выделил (пусть и со знаком минус) одну из лучших – о возвышенной любви – В«Рыцарь ТоггнебургВ». Вдохновенную цитату В«Как грустно мне твое явленье…» из уст Николая Петровича Базаров прерывает как-то удивительно В«вовремяВ». Он, очевидно, помнит, что дальше последуют строки о горе, которое несет приход весны людям, много пережившим:

Быть может, в мысли нам приходит  Средь поэтического сна  Иная, старая весна,  И в трепет сердце нам приводит…  

Того и гляди, Николай Петрович вспомнит о покойной жене, расчувствуется… Ну его! И Базаров решительно прерывает вдохновенный монолог прозаической просьбой о спичках. Литература – еще одна область, где герой В«ломал себяВ», готовясь к великой миссии.

Тургенев почитал трагическими такие столкновения, при которых В«обе стороны до известной степени правыВ». Прав Базаров, разоблачая бездействие Павла Петровича. (В«Еще бы Базаров не подавил собой В«человека с душистыми усамиВ», – замечал Тургенев). Писатель передал своему герою собственное убеждение в том, что нигилистическое отрицание В«вызвано тем самым народным духом…», от имени которого он выступает. Но есть резоны и у его оппонента, когда он говорит о В«сатанинской гордостиВ» нигилистов, об их желании В«сладить с целым народомВ», В«презираяВ» мужика. Он задает своему антагонисту вопрос, который приходит на ум читателю: В«Вы все отрицаете <…>, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строитьВ». Базаров уклоняется от ответа, не желая показаться идеалистом и болтуном. Дальше В«уже не наше дело… Сперва нужно место расчиститьВ».

Впоследствии, в разговоре с Одинцовой Базаров упомянул отчасти о своих планах будущего переустройства общества. Как естествоиспытатель, Базаров ставит знак равенства между болезнями физическими и нравственными. Разница В«между добрым и злымВ» – В«как между больным и здоровымВ». Те и другие недуги подлежат лечению извне, допускаются самые жесткие методы. В«Исправьте общество, и болезней не будетВ». Подобной точки зрения, хотя и в более мягкой форме, придерживались тогда многие. Ее пропагандировал кумир молодежи, Н.Г.Чернышевский. В«Самый закоснелый злодей,– утверждал критик,– все-таки человек, т.е. существо, по натуре своей, наклонное уважать и любить правду, добро <…>, могущее нарушать законы добра и правды только по незнанию, заблуждению или под влиянием обстоятельств <…>, но никогда не могущее <…> предпочесть зло добру. Отстраните пагубные обстоятельства, и быстро просветлеет ум человека и облагородится его характерВ». Но было бы неверно искать у Базaрова реальный прототип. Писатель усилил и довел до логического конца те идеи, которые В«носились в воздухеВ». В данном случае Тургенев выступил как гениальный провидец: В«Читатель начала 60-х годов мог воспринять базаровское отрицание как <…> резко утрированное, читатель нашего времени может увидеть здесь раннее предвестие экстремистского радикализма ХХ века…». Также неверно видеть в утверждениях Базарова взгляды лишь одной эпохи. Тургенев гениально выражает здесь сущность философии всех революционеров. И не только выражает, но предупреждает о страшной опасности, которую писатель-гуманист угадал в теориях, призванных улучшить жизнь человечества. Самое страшное в практике, и нам, вооруженным историческим опытом ХХ века, оно понятно. Для того, чтобы сделать всех равно счастливыми, надо обязать всех стать одинаковыми. Счастливые люди будущего должны отказаться от своей индивидуальности. В ответ на вопрос пораженной Анны Сергеевны: «…Когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?В» – Базаров рисует картину прекрасного будущего: «…При правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добрВ». А значит – «…изучать отдельные личности не стоит трудаВ».

***

Соперники и собратья по судьбе. Чем дольше длится противостояние Базарова и Павла Петровича, тем яснее становится читателю, что, во враждебных убеждениях, по типу личности они парадоксально схожи. Оба по натуре лидеры, оба умны, талантливы и тщеславны. Павел Петрович, как и Базаров, невысоко ставит чувства. После яростного спора он вышел в сад, В«задумался, и <…> поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная <…> душа…» Природа для Павла Петровича, если не мастерская, то уж явно – не храм. Подобно Базарову, Павел Петрович склонен объяснять духовные волнения чисто физиологическими причинами. В«Что с тобой?.. ты бледен, как привиденье; ты нездоров?..В» – расспрашивает он брата, взволнованного красотой летнего вечера, потрясенного воспоминаниями. Узнав, что это В«всего лишьВ» душевные переживания, он удаляется, успокоенный. Внезапные порывы и душевные излияния он если не полностью отвергает, то терпит снисходительно. Когда на следующий день по приезде Аркадий вновь бросается в объятья отца. «“Что это? Опять обнимаетесь?” – раздался сзади их голос Павла ПетровичаВ».

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.С. Тургенева В«Отцы и детиВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

Обоюдная неприязнь Павла Петровича Кирсанова и Базарова проявляется задолго до споров, в которых отчетливо определился антагонизм их воззрений. Еще, в сущности, ничего не зная друг о друге, они уже враждебно настораживаются.

Происходит это потому, что Тургенев мимолетными указаниями на отдельные черточки их внешности и поведения вызывает у этих героев повышенно пристрастное внимание друг к другу и, таким образом, помогает им еще до споров определить и подготовить свои позиции. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович «крепко стиснул его обнаженную, красную руку, которую тот не сразу ему подал».

Само по себе то обстоятельство, что Базаров при знакомстве с Николаем Петровичем «не сразу ему подал» свою руку, казалось бы, ничем не примечательно. Но вот это ничем не примечательное обстоятельство повторяется — при знакомстве Базарова с Павлом Петровичем, тот поступает аналогично Базарову, только значительно определеннее. Он тоже не торопится обменяться рукопожатием. Больше того, при этом он не только «не сразу ему подал» свою руку, но и вообще ее не подал и даже положил ее обратно в карман.

У Павла Петровича красивая рука «с длинными розовыми ногтями», которая кажется «еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом». У Базарова же красная рука и одет он, по собственному его выражению, в «одежонку», которую слуга Прокофьич, привыкший к аристократическому туалету своих господ, унес в чистку с недоуменной миной на лице.

В этом все дело. Базаровская «одежонка» и красная рука, очевидно свидетельствующая о незнакомстве с перчатками, режут глаза Павлу Петровичу: он сразу же узнает демократа по этим явно «разоблачающим» признакам. Базаров, когда его не трогают, безразлично небрежен в отношениях с дворянами. Пример- первая его встреча с Николаем Петровичем, дворянином, не выставляющим напоказ своих аристократических привычек. Поэтому Базаров хотя и «не сразу», но все же подает ему руку.

Павел Петрович постучал ногтями по столу». Слова «сей» и «волосатый» вместе с многозначительным жестом в конце не сопровождаются никакими авторскими пояснениями. Тем не менее, существо в этот момент испытываемых Павлом Петровичем чувств и так ясно. Вообще, желчное аристократическое презрение Павла Петровича по отношению к Базарову постоянно сказывается в репликах, подобных вышеприведенным.

Он явно избегает даже называть Базарова по имени или по фамилии, предпочитая обойтись с помощью какого-нибудь иносказательного оборота. В одном месте он роняет вскользь: «вот и господин нигилист пожаловал». В другом — «сеньор этот». Можно отметить только единственный случай упоминания Павлом Петровичем фамилии Базарова, но и тогда бросается в глаза пренебрежительно иронический смысл высказывания. Когда Павел Петрович узнал, что Базаров сын человека недворянской профессии, — полкового лекаря, да еще такого, который служил в дивизии его отца, — он произнес многозначительное «гм!», «повел усами» и спросил с «расстановкой»: «Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?». Ясно, что здесь Базаров назван господином в насмешку.

С точки зрения Павла Петровича, сын лекаря не может быть настоящим господином. В разговорах непосредственно с Базаровым Павел Петрович, правда, отличается изысканной, «леденящей», по определению Тургенева, вежливостью, но и она чаще всего носит лишь декоративный характер, оттеняя кипящие беспокойно-враждебные чувства. Так, однажды с языка «вежливо-сдержанного» Павла Петровича срывается уже в присутствии Базарова: «Прежде молодые люди были просто болванами, а теперь они стали нигилистами».

Павел Петрович кичится чувством собственного достоинства, сильно в нем развитым и якобы всегда способным удержать его в границах приличий, о чем он и заявляет брату, умоляющему спорщиков обходиться «без личностей», — но тут же ему чувство собственного достоинства и изменяет. «Не беспокойся, — промолвил он, — я не позабудусь, именно вследствие того чувства достоинства, над которым так трунит господин … господин доктор».

В свете разгоревшегося спора о нигилизме, в результате которого Павел Петрович дошел до высшей степени раздражения, а лицо Базарова «приняло какой-то медный и грубый цвет», оскорбительность этой паузы (господин … господин доктор») не оставляет никаких сомнений. Павел Петрович удержался от того, чтобы прямо в глаза обозвать Базарова «господином нигилистом», но зато выразил это паузой, которая при таких обстоятельствах не проходит незамеченной.

В приведенном отрывке подчеркнуты три значения, вкладываемые персонажами в слово «нигилизм». Одно слово, но различным образом примененное, характеризует совершенно различные психические состояния нескольких действующих лиц. Аркадий слово произносит «отчетливо», с оттенком любования, ему приятно видеть замешательство, вызываемое словом «нигилист» у дяди и отца. Николай Петрович свою интерпретацию слова делает с чувством явной растерянности, а Павел Петрович — с напористо-агрессивным сарказмом. Таков психологический анализ Тургенева отношений Павла Петровича и Базарова.

Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров – центральные персонажи романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», представители старшего и младшего поколений, между которыми разгорается конфликт. Сравнительная характеристика Павла Кирсанова и Базарова позволяет увидеть причины конфликта «отцов и детей».

Взгляды Базарова

Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.

Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.

Взгляды Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов – представитель поколения «отцов». Он принадлежит к аристократии, которую яростно защищает от нападок Базарова. Павел Петрович особое внимание уделяет своей внешности, автор подчеркивает его белоснежные руки.

Традиции и законы прошлого, по мнению Кирсанова, неоспоримы. Все новаторское героем воспринимается негативно.

Сравнительная таблица

И Базаров, и Кирсанов относятся друг к другу негативно. Понять причины конфликта между героями поможет таблица «Сравнение: Евгений Базаров – Кирсанов», которая демонстрирует не только различия между героями, но и их сходства.

Евгений Базаров

Павел Петрович Кирсанов

Общие черты

Гордость, самолюбие, самоуверенность, ум, сдержанность, насмешливость

Происхождение

Разночинец

Дворянин

Внешний вид

Не обращает внимания на свой внешний вид, ходит в старой и потрепанной одежде

Следит за своим внешним видом, уделяет ему особое внимание, у него аристократическая внешность

Образ жизни

Отличается трудолюбием, практикуется во врачебной деятельности

Ничем не занимается, живет в деревне

Отношение к аристократии

Считает, что аристократия, которая ведет всю страну к гибели, уже доживает свой век

Защищает аристократию, потому что сам принадлежит к ней, считает, что те, кто не принадлежит к аристократии, являются безнравственными людьми

Отношение к природе

Рассматривает как «мастерскую», в которой работает человек

Относится хорошо

Отношение к искусству

Не признает роли искусства в общественной жизни, считает, что наука важнее искусства

Относится хорошо

Отношение к любви

Отрицает любовь, но вскоре влюбляется в Анну Одинцову

Верит в любовь, был влюблен в княгиню Р., отношения с которой принесли боль и разочарование

Отношение к нигилизму

Является нигилистом, отрицающим общепризнанные нормы

Не признает нигилизма, видит в нем общественную угрозу, презирает Базарова как яркого представителя этого явления

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Павел Кирсанов и Базаров – сравнительная характеристика», рассмотрит взгляды представителей «отцов» и «детей» и сравнит их между собой.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1867;</label>
    • <label>1870.</label>

(новая вкладка)

Дуэль Базарова и Павла Петровича является кульминационным моментом в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Именно во время этого сражения встречаются представители двух поклонений из двух разных кругов. 

Эта дуэль не только побуждает Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова пересмотреть все свои жизненные приоритеты, а также заставляет понять друг друга.

Идейные споры Базарова и Кирсанова

Два человека возненавидели друг друга с первых минут знакомства не из-за своих возрастных различий, а из-за жизненных приоритетов. 

Павел Петрович – богатый представитель дворянства, верующий человек, старается не совершать грехи и каждые выходные ходит в церковь. Он считает, что аристократия стоит на первом месте, и что самым важным на свете предметом является искусство. 

Его яркой противоположностью является Евгений Базаров. Молодой человек 25-ти лет является ярым нигилистом, не верит в любовь и в Бога, считает, что вечеринки и балы — это бесполезная трата времени, а при помощи науки человечество будет развиваться, а не стоять на месте. 

Именно эти различия в мышлении главных героев и привели их к дуэли.

Причина и анализ дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем

Сказать по правде, предпосылками для конфликта были не только идеологические споры, а также романтические чувства. 

Евгений после разрыва с Одинцовой начинает ухаживать за прекрасной девушкой Фенечкой, в которую тайно был влюблен Павел Петрович. Федосья Николаевна — в самом начале романа неофициальная супруга помещика Кирсанова Николая Петровича, младше мужа на 20 лет, у них есть общий сын Митенька. 

Увидев поцелуй двух молодых людей, озверевший Кирсанов без каких либо объяснений вызывает Базарова на дуэль.

Несмотря на то, что два героя выглядели спокойными и уверенными в себе, внутри их сковывал самый настоящий страх. Базаров боялся смерти, он считал, что если погибнет, то мир может потерять выдающегося ученого, не подверженного вере и старым традициям. 

Его эмоции отлично передает эта цитата: «Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В отличие от Евгения, Кирсанов не боялся смерти. Не пожелав объяснить истинную причину поединка родным, Павел Петрович сказал, что между ним и Евгением Базаровым возник спор на политическую тему.

Чем закончилась дуэль

В главе XXIV начинается долгожданное событие, которое автору удалось ярко и незабываемо описать. Сценой для сражения писатель выбрал безлюдное поле. 

И в тот момент, казалось бы, серьезный и крепкий мужчина показывает все свои эмоции и от страха падает в обморок. А Базаров, позабыв о высокомерии, бежит помогать бывшему противнику, уже не как дуэлист, а как врач. 

Евгений послал для раненого за дрожками, и ожидая их, противники сидели молча на траве.

В результате Евгений покидает усадьбу Кирсановых. Павел Петрович в числе прочих вышел провожать гостя и хотел пожать тому руку, но Базаров остался холоден как лед, поняв, что таким образом его бывший противник хотел «повеликодушничать». 

Уже миновав четыре версты, когда вся усадьба предстала перед глазами Евгения, он лишь сплюнул, пробормотав: «Барчуки проклятые», и ещё плотнее завернулся в шинель. Это ещё сильнее показывает хладнокровное отношение Евгения к «барчукам».

Сцена дуэли — интересная и центральная в романе. Хотя никто не погиб, а один из противников получил несильное ранение, оба дуэлянта вынесли для себя пользу: Кирсанов добился того, чтобы Базаров покинул дворянское поместье, а Евгений вышел победителем в борьбе с представителем консервативных идей.

Статьи по теме:

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Базаров

Кирсанов

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Базаров

Кирсанов

Взгляды

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

Цитаты

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

Базаров

Кирсанов

Отношение к любви

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1867;</label>
    • <label>1870.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2808-bazarov_i_pavel_petrovich_kirsanov_protivorechiya_socialnye_i_ideologicheskie.html
  • https://info-shkola.ru/bazarov-i-pavel-petrovich/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/pavel-kirsanov-i-bazarov-sravnitelnaya-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/duel-bazarova-i-pavla-petrovicha.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/tablica-spor-bazarova-i-pavla-petrovicha.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт