Сочинение-описание по картине Бабушкин сад Поленова (8 класс)

Картина «Бабушкин сад», одно из ярчайших произведений русского художника Василия Поленова (1844-1927), написана маслом на холсте размером 54,7 х 65 см в 1878 году. Полотно – экспонат Государственной Третьяковской галереи.

Содержание

Тематика

Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкиным садом» воспроизвёл не просто необычайно лирическую сцену жизни. Художник тонко, но прямо и без обиняков через философию неизбежности смены поколений внёс неоценимый вклад в понимание зрителями конкретной эпохи спустя многие годы и десятилетия – с исторической, архитектурной и философской точки зрения. Для русского литературного и художественного искусства конца XIX века характерно осознание и осмысление того, что время неумолимо, прогресс стремителен и как бы ни были милы обитателям старые родные уголки, их ждёт сначала забвение, грустное и болезненное. Потом, когда-нибудь, обязательно придёт обновление и историческое преобразование – важно только, чтобы будущие поколения сохранили память, интерес и уважение к прошлому. С этой точки зрения картина «Бабушкин сад» Поленова для сочинения в рамках школьной программы является достойным художественным материалом, способным побудить учеников, особенно старшеклассников, размышлять в историческом и человеческом контексте.

«Дворянские гнёзда» ветшали и уходили в историю – страдала чеховская Раневская из «Вишнёвого сада», понимали тургеневские герои, что русское дворянство у рокового рубежа, чутко уловил настроение Василий Поленов «Бабушкиным садом».

Автор

Поленов был родом из Санкт-Петербурга. Вырос в интеллигентной дворянской семье, в которой воспитанию и образованию детей уделялось много внимания. С ранних лет, путешествуя с родителями по Русскому Северу (в частности, по Олонецкой губернии) и бывая в родовом имении на Тамбовщине у своей бабушки, проникся красотой природы и всем сердцем полюбил её. Привлекали Поленова и уникальные особенности построек, и люди как действующие лица картин, неотъемлемая часть пейзажа. Поэтому большинство работ художника — это выразительное сочетание природы, архитектуры и сцен повседневного быта. Причём без всякого нагнетания обстановки и острых социальных проблем – простая, доступная и красноречивая констатация факта, над которым стоит подумать.

Описание картины «Бабушкин сад» Поленова

При первом взгляде на полотно в глаза бросается стоящий на заднем плане серый особняк, выстроенный в стиле классицизма. Подобными зданиями застраивалась Москва при Александре I, после изгнания Наполеона из столицы. Возвращающиеся на пепелище дворяне возводили для своих семей новые дома с явными претензиями на роскошь: здесь было и высокое парадное крыльцо, и колонны с декоративными элементами, и лепнина на фронтоне. Но после войны средств не хватало, и дома часто строились не из камня, а из дерева как более дешёвого и доступного материала. Дом штукатурился, украшался и выглядел вполне презентабельно.

Прошли десятилетия. Теперь маскировка штукатуркой не работает, частично осыпалась и лепнина, порыжел отлив на фронтоне. Потемнели щербатые ступени, местами поросшие мхом – ветшает старый дом, свидетель и молчаливый хранитель многих тайн.

От крыльца по некогда широкой и прямой, а теперь заросшей и извилистой аллее идут двое. Это сгорбившаяся старушка в чёрном салопе и сером чепце и девушка в розовом платье с чёрной отделкой. Пожилой женщине очень тяжело – одной рукой она опирается на трость, другой ищет опору в молодой попутчице. Эта пара, по всей вероятности, бабушка и внучка, является живым воплощением закона природы, когда старое, немощное и больное, уходит, а на смену ему появляется новое, молодое и энергичное.

Так и разросшийся запущенный сад с двух сторон всё больше наступает на дом и аллею, а молодая поросль, захватывая новые территории, делает некогда упорядоченный прелестный сад похожим на непроходимую чащу леса. Буйная зелень и цветы на открытых участках на картине Поленова несут не просто декоративную функцию, они имеют важную смысловую нагрузку. Замкнутая затенённость старого сада на фоне дома, его ровесника, наталкивает на философские размышления и фантазии касательно героев картины, вызывает почтительные ассоциации, как при прикосновении к истории.

Для сочинения по картине «Бабушкин сад» Поленова материалов предостаточно

Само полотно, которому скоро полтора века, неисчерпаемый источник идей и мыслей, их школьники могут раскрыть в сочинении: московская архитектура начала XIX века, её исторические предпосылки и корни, географическая привязка, детальное описание дома, время действия, сами женщины как главные героини произведения, их фигуры и одежда, фантазийные предположения об их жизни, символизм природы, даже тени и голубое небо – художник ведь не зря изобразил каждый элемент картины именно таким. Всё имеет смысл в раскрытии основного лейтмотива картины – жизнь не стоит на месте, эпохи, как и люди, сменяют друг друга. И в ходе истории всё имеет значение и вызывает интерес у пытливого ума.

Судьба картины

«Бабушкин сад» Василия Поленова, художника-передвижника, в 1879 году прокатился по городам, очень понравился русской публике и вызвал положительные отклики критиков. Ценители живописи отметили особый настрой, получаемый зрителями при вдумчивом созерцании полотна. Эта особенность, сопоставимая с воздействием поэтической элегии или трогательной лиричной мелодии, была отмечена специалистами в московской прессе и впоследствии закрепилась за живописцем как его индивидуальная художественная техника. Так Поленов стал одним из первых мастеров «пейзажей настроения».

Картину приобрёл для личной коллекции Сергей Михайлович Третьяков, который в основном собирал произведения зарубежных художников, в отличие от Павла Михайловича, старшего брата, предпочитающего русскую живопись. Впоследствии, в 1892 году, Третьяков-младший подарил «Бабушкин сад» старшему брату как основателю галереи.

Смотрите также ne_zhdali-165x110.jpgНе ждали – отечественный шедевр РепинаIvan_Grizny-165x110.jpgРепин, Иван Грозный и сын его – связанные одной кровьюОпять двойка — шедевр на все времена«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это былоМатериал из Циклопедии Перейти к: навигация, поиск

Картина В. Д. Поленова «Бабушкин сад», 1878 г.

«Бабушкин сад» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Время создания: лето 1877—1878 гг.[1]

Холст, масло. 54,7 × 65 см[2]

Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация[3].

[править]Предыстория

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[4][5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].

Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[8], на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен[9][10].

Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд» и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»[6]. Определение это дал начинающий в те годы художник Илья Семенович Остроухов, который писал: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[11][12].

Картина «Бабушкин сад» появилась после оглушительного успеха «Московского дворика» и продолжила жанр, названный «интимным пейзажем», явившись частью некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»[3][10].

[править]Создание

Картина «Бабушкин сад» создавалась в Москве, где художник проживал в снимаемой квартире на углу Трубниковского и Дурновского переулков, и изображала типичный московский усадебный дом, где квартировал сам художник[2]. Такими классицисткими особняками Москва застраивалась после наполеоновского пожара[2].

Это тот самый дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков возле Арбата[3].

Чуть раньше, в начале лета того же 1878 года Поленов создал картину «Московский дворик», где изобразил этот же дворянский дом, но выходящий во двор, с другого ракурса[10].

[править]Сюжет

По стилистике «Бабушкин сад» повторяет созданный до того «Московский дворик», в полотне тоже объединены два вида живописи — пейзаж и жанровая сценка. Однако, если «Московский дворик» полон объемности и за этим московским двориком угадывается иная жизнь, то действие «Бабушкиного сада» разворачивается в замкнутом пространстве[4], где нет иной жизни, кроме этого разросшегося сада.

Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века[2]. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника[3]; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк[2][13] — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…

И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец[2][4] — бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени[13]: всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…

Есть данные, что художник изобразил конкретных людей. Князь Г. Е. Львов, живший в этом доме приблизительно в то же время, что и Поленов, писал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нем, в его картине „Бабушкин сад“. Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…»[1]. Это же подчеркивает и сам Поленов — отправляя картину на выставку, Поленов 1 февраля 1879 года писал Крамскому: «„Садик“ писан прямо с натуры…»[1].

Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. «Бабушкин сад» Поленова — один из самых душевно утонченных и красивых по живописи пейзажей настроения[4][10].

В «Бабушкином саде» эмоциональное напряжение мира уходящего, мира упадка и запустения, разрешается в красоте выражения этого мира, в строе чувств старушки, как бы воплощающей собой время, и молодой задумчивой женщины, в слитности женских фигур с окружающей природой[1]. Картина полна эмоциональной насыщенностью и проникновенным лиризмом, делающих ее близкой по духу лирике Фета и романам Тургенева — современникам Поленова, воспевавшим уходящий патриархальный уклад дворянского гнезда[2].

[править]Значение

Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году (вместе с другой поленовской картиной «Заросший пруд») и произвела необыкновенный эффект[3].

Через много лет, вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника (1924 г.): «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок»[3].

[править]Источники

  1. 1,01,11,21,3Москва, как много в этом звуке… (автор Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40)
  2. 2,02,12,22,32,42,52,6Бабушкин сад
  3. 3,03,13,23,33,43,5Бабушкин сад. Описание картины Поленова
  4. 4,04,14,24,3Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника — Бабушкин сад
  5. Русский художник Василий Поленов. Московский дворик
  6. 6,06,16,2Рассказы о шедеврах живописи // Поленов В. «Московский дворик»
  7. Василий Дмитриевич Поленов
  8. Краткое описание картины Поленова Московский дворик.
  9. Московский дворик
  10. 10,010,110,210,3Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад
  11. Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)
  12. Василий Поленов. 1844—1927
  13. 13,013,1Описание картины Василия Поленова «Бабушкин сад»

Категория:

Картина великого русского художника-передвижника Василия Поленова «Бабушкин сад», очень известное и любимое зрителями полотно, находящееся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Прекрасный, но не ухоженный сад, зарастающие травой дорожки, все это дает представление о небогатой семье, которая в прошлом, наверное, знала лучшие времена. На картине изображен ясный и теплый летний день. Простые цветы, ярко распустившиеся под летним солнцем, явно не видели ухода садовника. Но растения, посаженные в цветочных горшках на ступенях крыльца, показывают, что хозяйки стараются придать своему дому уютный вид и заботятся о красоте сада.  Деревья и кустарники буйно разрослись и превращаются в непроходимые заросли.

Две женщины, одиноко и медленно идущие по узкой садовой дорожке, конечно, являются основными героями картины. Пожилая дворянка, одетая в поношенное и темное платье с трудом, опираясь на  трость и руку спутницы, вышла на прогулку. Ее молодая родственница или компаньонка, хотя и  одета гораздо лучше и наряднее,  так же печально и тихо идет по саду. Книга в руках девушки, ее благородное  и спокойное лицо, гордая осанка придает всему облику достойное и простое выражение.

2 вариант

Сад бабушкин зарос. Сад это только потому, что у дома… А так даже он похож он на небольшой лес.

Тут много-много сорняков. Они выросли очень высокими! Некоторые цветут, так как лето. Всё зеленое! Голубое небо, светло, но солнца не так много. А сорняки – я не помню их названий (или не знаю), но они абсолютно дикие. Тут, наверное, был сад когда-то очень давно. Во времена молодости этой самой бабушки. Что тут ещё? Сирень высокая. Ещё деревья какие-то. По-моему, это не яблони и так далее, а просто какая-нибудь ольха.

Дом тут тоже очень старый, он такой деревянный с колоннами. Наверное, у него даже крыша протекает. И еще тут большая лестница. Думаю, что бабушке этой с костылём трудно было спуститься. А как она делает это каждый день? Точно есть другой выход – без лестницы, чтоб удобно.

Бабушка, чей сад, вот вышла на прогулку. Она вся в темном, согнутая, морщинистая. Лет ей, наверное, сто! Только на седой голове белый чепчик с бантиком. Тепло, а она в какой-то накидке. Но известно ведь, что часто старики одеваются слишком тепло – не по погоде. Кровь не греет, как говорится. Рядом со старушкой молодая женщина. Она может быть родственницей, помощницей… Наследницей! Красивая она, стройная, в красивом розовом платье… Светлые волосы завитые, румянец на щеках. У неё в руках книжка. Или она читает бабушке, если та хорошо слышит, или сама. Просто чтобы было не так скучно со старушкой. Надеюсь, всё время ей не нужно быть рядом с бабушкой, которая точно постоянно учит, наставляет…  Всё-таки, девушке скучно так просто сидеть в саду. Сама бабушка эта сейчас на солнышке заснёт. Тяжело ей было и выйти в собственный сад!

У нас в городе есть похожий дом. Но только он каменный, там вроде музей. На картине дом странный… Вроде и городской, но подумаешь, что в деревне. Денег, наверное, у них особенно и нет, раз они не могут нанять садовника, отремонтировать дом. Если только продать участок. А самим переехать в новостройку! Но бабушка, наверняка, против. Старикам жалко своих воспоминаний, которые в вещах…

Красивая картина, немного грустная. Хочется лишние растения стереть, добавить красивых цветов, дом подкрасить. Бабушке самой стало б веселей в подобной обстановке! А тут что – всюду всё тоже старое, как она сама. Так и не помолодеть никак! Не взбодриться… И телевизора точно нет. Что говорить про Интернет? Не изобрели ещё, вот и читают книги. Сочувствую девушке, ей даже в чат не зайти – скука.

<glav>Другие темы:</glav>← Золотая осень↑ ПоленовЗаросший пруд → `

Бабушкин сад

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое дружба?

    Дружба — это самое ценное, самое прекрасное в человеческой жизни. Друзья — это бесценное состояние, которое ничто не заменит. У него нет эквивалента, нет цены, а есть только внутренняя стоимость.

  • Сочинение Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» (образ героя Фонвизина)

    В данной замечательной пьесе, которая была написана Денисом Фонвизиным содержится много положительного и искреннего смысла, который автор хотел показать. Время написания данной работы приходится

  • Сочинение Роль немой сцены в комедии Ревизор

    Особое внимание Н.В.Гоголь уделяет финалу комедии Ревизор. Произведение заканчивается немой сценой: известие о приезде в город настоящего

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/babushkin-sad
  • http://cyclowiki.org/wiki/бабушкин_сад_(картина)
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/polenov/babushkin-sad

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт