Сравнение «Грозы» и «Бесприданницы» А. Н. Островского — сочинение по литературе

logo.png</td>

</td></tr><tdv>Популярные разделыКонтрольныеОлимпиадыЕГЭ, ОГЭ (ГИА)Готовые домашние заданияФорумАйклубГвнаяЛитератураРефераты, сочинения

Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» написаны в жанре драмы, хотя по поводу жанра «Грозы» в русской литературе ведутся споры. Действительно, в этой пьесе есть особенности и трагедии, и драмы. Но поскольку для трагического жанра присущ неразрешимый конфликт между реальностью жизни и личными стремлениями героя, то обе пьесы относят к жанру драмы.

Если сравнить эти пьесы по времени написания, то «Гроза» – это произведение дореформенной драматургии Островского, что же касается «Бесприданницы», то она имеет мотивы постреформенного творчества великого драматурга. Таким образом «Бесприданница» — это драма нового времени, буржуазного по сути своей, когда общество освободило человека не только от крепостничества, но и морали, понятий чести. В «Грозе», напротив, общество одухотворено ценностями православия. Жители Калиново еще живут в духе «Домостроя», с патриархальными традициями.

Островский был родом из Замоскворечья, поэтому знает не только быт купечества, но и нравы, что позволяет ему исследовать различные характеры купеческого круга в своей драматургии. Писателя интересуют разные детали, от костюма до обстановки дома, до речи и склонностей характера каждого персонажа. Особенно автору удается описание женских типов – «горячих сердец».

Обе драмы А.Н. Островского посвящены одной проблеме – положению женщины в обществе. Конечно же, эти женщины – личности неординарные, одаренные. Я хочу более подробно рассказать о героинях.

Катерина из пьесы «Гроза» романтична и религиозна одновременно. Она свободолюбива, жаждет счастья, однако ее, купеческую дочь, выдали замуж за Тихона без любви. Далее ей приходится жить в атмосфере жестокости, с недалеким мужем и злой свекровью.

Однако со временем Катерина со всей силой страсти влюбляется в Бориса, который имеет приличные манеры, образован. Героиня буквально разрывается между долгом и любовью. Не выдержав внутренней борьбы, она изменила мужу, но сама кается перед ним. Однако жить дальше в ужасной семейной обстановке не может и выбирает смерть. Она не может жить в фальши и не способна на изворотливость.

Катерина сравнивает себя с птицей, жаждет этого полета, который, возможно, дал бы ей ощущение свободы. Она говорит сестре Тихона, Варваре, о том, как ей мечтается улететь как птица, чтобы не видеть трясины быта. Но мир Кабановых и Диких принуждает ее соблюдать правила приличия, забыв о своих мечтах и потребностях. Варвара же, напротив, привыкла к такой жизни, выучив «премудрости» поведения своей матери, Кабанихи. Протест Катерины, религиозной и мятежной одновременно, выливается в самоубийство, как единственное средство освобождения от тягот жизни.

В драме «Бесприданница» ситуация несколько другая. Главная героиня – это не простая девушка Лариса из мещанской среды, а образованная, утонченная. Она имеет дворянское воспитание и ей привычна атмосфера, в которой выживает сильнейший. Ее характер лишен цельности, которая присуща Катерине. Поэтому у нее не получается внедрить свою мечту в реальную жизнь. Более того, ее угнетают бедность и положение «просящих». Она испытывает стыд, когда мать берет деньги в богатых гостей для ее нарядов. Лариса стремится любой ценой вырваться из этой атмосферы.

Для матери Ларисы, вдовы с тремя дочерьми, собирает ради Ларисы сомнительную толпу претендентов на руку. Среди них, как правило, нет людей достойных, с богатым внутренним миром. Героине приходится петь и играть для таких гостей, и это ей унизительно. В конечном итоге, она беззаветно влюбляется в неотразимого обольстителя Сергея Сергеевича Паратова. Он для нее — «идеал мужчины», которому нельзя не верить. К сожалению, героиня слепа в своей любви и не видит ничтожности его натуры. Когда же Лариса теряет надежду на брак с Паратовым, то готова выйти замуж за первого встречного. Им оказался Карандышев – мелкий обедневший чиновник, с такой же мелкой душой. В конце концов, Лариса разочаровалась в жизни. Сильные потрясения приводят ее к безрассудному поступку. Потеряв девичью честь, она поняла, что для Паратова, и для Карандышева, и для всех мужчин в ее окружении она просто вещь, за которую они торгуются, каждый выставляя свою цену. Поняв это, героиня смиряется и согласна продать себя подороже. Она все еще хочет чистой жизни, но путь уже, как ей кажется, для нее закрыт. Она безвольна, боится умереть, но принимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от пут жизни.

«Гроза» и «Бесприданница» по праву считаются лучшими пьесами Островского. Они открывают читателю неизвестный мир купечества, которые переполнен страстями и печалями, болью и радостями. Женские образы Островского трогательны, в классической русской литературе они заняли достойное место.

Ещё по теме «Рефераты, сочинения» Найти похожее на «Сравнение пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»»

6510 Наверх —>

Сравнение «Грозы» и «Бесприданницы» А. Н. Островского

Реферат подготовил Стрекалов Тимур, 11С класс

Кажется, что два произведения, написанные одним и тем же автором в одном и том же веке на, в принципе, одну и ту же тему, не должны сильно различаться. Однако в данных пьесах Островский описал буквально различные эпохи развития России патриархально-купеческий быт «Грозы» с его самодурством, своеволием и безграничной властью над зависимыми абсолютным деспотизмом и мало на это похожей жизнью общества в «Бесприданнице», в которой нет уже той грубости и домостроевской заскорузлости; не власть авторитета и устоявшихся традиций решают дело в этой среде уверенность в полной власти денег царит в мире «Бесприданницы». И все-таки видно, что проблемы «Грозы» никуда не исчезают по прошествии времени; они существуют и в новом обществе также.

Сюжетные линии до того схожи, что порой начинаешь путать произведения между собой. Обе и Катерина и Лариса живут, точнее существуют в обществе, которое им неприятно, где они не чувствуют себя теми, кем являются, они хотят свободы, вырваться из этого душного и противного им города навсегда. Их спутники жизни Кабанов и Карандышев «жалкие, ничтожные люди», как говорил Паниковский в «Золотом теленке», совершенно им не подходящие, не имеющие того стремления к свободе и прогибающиеся под этот мир. Конечно, Катерина и Лариса не могут вынести такой жизни, и им обеим предоставляется возможность убежать от нее, как они думают, с прекрасными людьми, которые на самом деле оказываются ничуть не отличающимися от остальных. И после этого у них ничего не остается, кроме как покинуть этот бренный мир, но по-разному, о чем скажу дальше.

Действие обоих произведений происходит на берегу Волги, очевидно, этим Островский хотел показать то, что спустя почти двадцать лет ничего не изменилось, старые взгляды царят в обществе. Волга выбрана потому, что она символизирует ту свободу, которую хотели получить героини. Столь близко к затхлому духу города существует такая красота, простор, приволье, что это еще раз подталкивает героинь на их смелые шаги.

Катерина высоко стоит над скучной однообразностью быта, грубыми нравами Калинова. За «идеальностью» Катерины горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани и упрекам. Но, даже пройдя через все это, она сохраняет в себе тягу к прекрасному и светлому. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы.… И больше всего восхищения вызывает сила характера Катерины она все-таки решилась на такой шаг, как самоубийство, что является еще и смертным грехом, будучи настолько религиозной, и можно представить, чего стоило ей пойти на такой поступок. Лариса разительно отличается от Катерины. Само за себя говорит то, что она не смогла решиться на самоубийство, у нее не хватило духа на столь решительный шаг. Ларисой восхищаются, о ней говорят, на ее внимание претендуют, но решают за нее ее будущее, ее судьбу, а сама она все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Ларисе приходится признать правоту оскорбительных слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Хуже всего, что и сам жених Ларисы Карандышев такой же эгоист, как и остальные. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказывается лишь жаждой самоутверждения. Карандышев типичный «маленький человек с большими амбициями», ущемленный своей зависимостью, он одержим завистью богатству и успеху. Он ненавидит богатых и властных, но сам тянется, чтобы стать на один уровень с ними. Карандышев не чувствует, как смешны его потуги собрать вокруг Ларисы «избранное общество», желание быть наравне с богатыми, побуждающее его купить дешевый ковер на стену и турецкое оружие, завести никудышный экипаж, с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет «верблюдом». Совсем уж нелепа его попытка устроить званый обед, который так позорно заканчивается. Тихон вообще во всем подчиняется матери, совершенно не имея никакой воли, и, понятно, жить с таким человеком Катерина не может. Ей кажется, что в Борисе она найдет действительно мужчину, за которым она будет чувствовать себя, как за каменной стеной, который ее всегда защитит. Нет, похоже, как «друзья познаются в беде», так и возлюбленные когда измена выходит наружу, Борис предпочитает уйти в сторону, уехать, оставив Катерину на произвол судьбы. Паратов представляется Ларисе идеальным мужчиной, но этот идеал она сама себе создала. Ведь он изначально не собирался жениться на Ларисе, так как уже был «обручен с золотыми приисками» — приданое его интересовало больше всего, он человек, живущий ради наживы.

«Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

И все равно он подает Ларисе надежду, общаясь с ней жестоко, зная ее чувства к нему. Его мимолетное увлечение быстро проходит и он нисколько не задумывается о том, что он сломал ей жизнь. Его бессердечность проявляется также в том, как он, проезжая мимо острова, берет с него только одного из двух человек, и то потому, что он ему нужен как развлечение.

Современная Островскому критика нередко упрекала драматурга за то, что в его пьесах часто появляются «ненужные» персонажи, не играющие в развитии действия никакой роли. В действительности же второстепенные персонажи в пьесах Островского занимают очень важное место: они создают фон, на котором судьбы главных героев видны с особым драматизмом. Странница Феклуша, к примеру. Вроде бы ничем не примечательная особа. Но она является частью того мира, что и Катерина, и Кабаниха. «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями украшенный!» Но эта «обетованная земля» — настоящий ад для вольной, чистой души Катерины. Еще один символический персонаж «Грозы» — полусумасшедшая барыня, старуха лет 70, как указано в афише. И она, как и Феклуша, предрекает конец света, огонь неугасимый и смолу неутолимую. Появляется она всего два раза: первый после признания Катерины Варваре в своей любви к Борису, второй в конце IV действия, фактически побуждая Катерину к покаянию перед мужем. Интересно, что оба появления старухи сопровождаются грозой в первый раз гроза только собирается, во второй уже разразилась. В «Бесприданнице» Робинзон такая же «вещь», как и Лариса. Не случайно ему в афише единственному не дана никакая характеристика, и он назван прозвищем, придуманным Паратовым.

Конфликты в произведениях одинаковые Катерина и Лариса, не имея возможности больше выносить окружающую действительность, изменяют — одна мужу, другая жениху, стремясь вырваться из этой обыденной жизни. Этот конфликт, как истинно трагический, не может разрешиться иначе, как смертью главных героев Катерина бросается в Волгу, Лариса тоже хочет умереть, но на самоубийство не решается, Карандышев «помогает» ей в этом, убивая ее.

В общем, обе пьесы очень схожи по всем параметрам, но тогда возникает вопрос: для чего А. Н. Островский написал по прошествии двадцати лет еще одно произведение, которое настолько похоже на «Грозу»? В «Бесприданнице» изображен мир, очень отличающийся от мира «Грозы», но в этом и суть. Проходит немалый период времени. Кажется, общество изменилось, другие нравы, другие взгляды. Нет уже Кабаних и Диких, людей, которые что хотят, то и творят в своем «царстве». Но появляется другой источник абсолютной власти деньги, и вот теперь на смену тем самодурам приходят Кнуровы, Вожеватовы и Паратовы. Люди, не имеющие особых ценностей, или не имеющие их вообще. Их цель в жизни богатство, они смотрят на людей как на вещи, считая, что можно легко решать судьбу человека, играя в «орлянку». Островский показывает, что вопросы, которые он поднимает в «Грозе» остаются нерешенными по сей день, и в этом новом, изменившемся обществе. Таким людям, как Катерина и Лариса, нет возможности жить счастливо в этом мире, в духоте и полумраке повседневной жизни.

Список литературы

Интернет: статьи «Образ Екатерины», «Образ Ларисы», «Второстепенные герои в пьесах «Гроза» и «Бесприданница»».

Вступительные статьи к пьесам.

Биография А. Н. Островского.

Драмы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» написаны с разницей почти в двадцать лет. За этот период внешний облик жизни изменился. А вот основные человеческие проблемы остались. Чтобы подробно разобрать каждую из них, нужно обратиться к данным произведениям Островского по отдельности.

Начнём разбор с более ранней пьесы «Гроза». Наиболее яркая проблема — борьба любви и долга. Главная героиня, Катерина, буквально разрывалась между этими двумя чувствами. Она была замужем за Тихоном, но при этом его совершенно его не любила. Просто он был единственным из молодых людей, кто не вызывал отвращения. Однажды Катерина увидела Бориса и влюбилась в него. Отчасти из-за того, что он не был похож на окружающих её мужчин.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Борис приехал из Москвы, где получил образование. Одевался он по-европейски, чем сильно отличался внешне от остальных. Катя в первый раз почувствовала любовь и не знала, что делать. Как назло, Тихон уезжал из города на долгое время. Он был последним её спасителем от «греха». Катерина была глубоко верующей девушкой. Она не умела лукавить, как Варвара. Но однажды чувства взяли верх, и Катерина встретилась с Борисом ночью. После этого на неё время от времени накатывалось сильнейшее чувство вины и страха перед Богом. Всё ситуацию усугублял гнёт Кабанихи — матери Тихона. Перед его отъездом, она заставила Тихона дать несколько унижающих Катерину напутствий. Борис говорит о ней так: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем».

В список «домашних» входит и её сын. Он не имеет право голоса и стелиться под мать. При этом она хочет, чтобы Катерина боялась своего мужа. Конечно, Тихон хочет вырваться из этой клетки и торопиться уехать. К Катерине Кабаниха относится с недоверием и грубо обрывает. Исключением не являются и Катины слова о том, что Кабаниха для неё мать родная. Такая смесь чувств, характеров и унижений незамедлительно приводит к трагедии в конце пьесы.

А теперь перенесёмся на двадцать лет вперёд в драму «Бесприданница». На смену неотёсанным купцам пришли крупные дельцы и представители торговых фирм. Таковыми являются Паратов, Кнуров и Вожеватов. Они управляют большими деньгами и гнушаются взять под власть судьбы людей. С самых первых страниц мы узнаём, что Паратов вскружил голову бесприданнице Ларисе. Он отбил всех женихов, а после уехал в неизвестном направлении. Так в пьесе зародилась нравственная проблема.

Лариса от безысходности согласилась выйти замуж за кого угодно. Тут же руку и сердце ей предложил бедный чиновник Карандышев. Его обуяла гордость, что он теперь владеет самой красивой девушкой. Карандышев старался продлить время своего красования перед другими. Но чуть позже приехал уже помолвившийся Паратов. В качестве приданного он взял золотые прииски и спешил это отметить со своими старыми друзьями, Кнуровым и Вожеватовым. Но, узнав о помолвке Ларисы, Паратов спешит к ней. Оставшись наедине с Ларисой, он снова вскружил ей голову, после чего Лариса согласилась ехать с Паратовым и его друзьями на Волгу. Она уехала без своего жениха. А матери напоследок крикнула: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Прошёл день весёлых танцев и песен с цыганами на корабле «Ласточка». Паратов рассказывает Ларисе о своих оковах и просит уехать домой. Лариса опустошена. В этот же момент на другой палубе происходила игра в Орлянку.

Приз — Путешествие с Ларисой. Играли Вожеватов — друг её детства и Кнуров. Проигравший давал слово не мешать победителю. Это «честное купеческое» дал Вожеватов. Проходя мимо страдающей и просящей о помощи Ларисы, он не помогает ей. Любовный конфликт между Ларисой, Паратовым, Карандашевым и Кнуровым разрешается трагедией. Лариса погибает от выстрела Карандышева, но никого в этом не винит. Теперь она счастлива.

Эти две девушки являются «лучом света в тёмном царстве». Им сложно выжить в алчном мире власти и денег. Но не стоит полагать, что проблемы этого мира остались в девятнадцатом веке или на страницах пьес Островского. Они существуют и по сей день. Скорее всего, просуществуют ещё очень долго. Про такие проблемы нужно знать, но не боятся. И если есть желание что-то изменить, то, прежде всего, нужно начать с себя.

Лариса Огудалова — жительница большого города, тоже расположенно­го на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» проис­ходит в конце 1870-х годов. Бурно развивается капита­лизм.

Прежние купцы превращаются в предпринимате­лей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Лари­се, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до време­ни принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего из­бранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихо­на. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «све­та» — вечеринкам, музыке, танцам.

У нее самой есть способность к музыке — Лариса хорошо поет. Предста­вить себе в подобной обстановке Катерину просто не­возможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Ла­риса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разо­чаровавшись в возможности выгодной партии и согла­сившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в дерев­ню, подальше от городских соблазнов и прежних состо­ятельных знакомых. Однако в целом она — человек иной эпохи и среды (в отличие от Катерины).

Лариса обла­дает более тонким психологическим складом, более тон­ко чувствует прекрасное, чем героиня «Грозы». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми не­благоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катери­ны. II, попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают по-разному. Катерина видит в смерти воз­можность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой.

Лари­са, после того как надежды на брак с Паратовым окон­чательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подоб­но Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей помо­жет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли.

Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе и без греха самоубийства.

Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, по­скольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубий­ство — это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого гре­ха, но для Катерины данное обстоятельство уже не име­ет значения), и воссоединение с миром природы, и ос­вобождение из земной могилы — дома ненавистной Ка­банихи.

Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими иде­алами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнуро­ва, Вожеватова, Карандышева, — кто вольно или неволь­но способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческом) обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти княжна, хотя и не менее искренна. Героиня «Грозы» — на мой взгляд, женщина более волевая.

Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине «Бесприданницы» покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого жениха Карандышева, сво­им нелепым выстрелом оборвавшего опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места.

Лариса же — дитя большо­го города, где жизнь более сложная и не столь цельная, как в деревне или недалеко ушедшем от деревни Калинове. Ее психология тоньше, чем у Катерины, но вмес­те с этим слабее волевое начало.

Вы сейчас читаете сочинение Бесприданница и гроза сочинение« Сочинение по тексту Бондарева счастьеПроблема счастья в жизни человека »

4.jpg
  • Тип:Сочинение
  • Предмет:Литература
  • Все сочинения по литературе »
  • Язык:Русский
  • Автор:User
  • Дата:5 апр 2005
  • Формат:RTF
  • Размер:9 Кб
  • Страниц:3
  • Слов:1261
  • Букв:7180
  • Просмотров за сегодня:1
  • За 2 недели:11
  • За все время:1226

В 

Тезисы:

  • В «Бесприданнице» изображен мир, очень отличающийся от мира «Грозы», но в этом и суть.
  • Интернет: статьи Образ Екатерины, Образ Ларисы, Второстепенные герои в пьесах Гроза и Бесприданница.
  • В «Бесприданнице» Робинзон — такая же «вещь», как и Лариса.
  • Биография А. Н. Островского.
  • Сюжетные линии до того схожи, что порой начинаешь путать произведения между собой.
  • Волга выбрана потому, что она символизирует ту свободу, которую хотели получить героини.
  • Катерина высоко стоит над скучной однообразностью быта, грубыми нравами Калинова.
  • Лариса разительно отличается от Катерины.
  • Хуже всего, что и сам жених Ларисы — Карандышев — такой же эгоист, как и остальные.
  • То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказывается лишь жаждой самоутверждения.

В 

В 

Похожие работы:

Используемые источники:

  • http://iumka.ru/literatura/referaty-sochineniya/item/23552
  • https://www.studsell.com/view/168620/
  • https://sochinyalka.ru/2013/12/groza-bespridannica.html
  • https://schoolessay.ru/bespridannica-i-groza-sochinenie/
  • https://studentlib.com/sochinenie-242545-sravnenie_grozy_i_bespridannicy_a_n_ostrovskogo.html

</td></tdv></tr>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт