Старуха Изергиль (персонаж) — фото, биография, героиня, образ, характеристика, Данко, Маким Горький — 24СМИ

illjustracija-staruha-izergil-gorkij-hudozhnik-b-dehterev-2.png

Старуха Изергиль является главной героиней одноименного рассказа М. Горького.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Образ и характеристика старухи Изергиль, описание, история жизни в цитатах

Старуха Изергиль живет на берегу Черного моря под городом Аккерман в Бессарабии (сейчас Украина):

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.»

О внешности старухи Изергиль известно следующее:

«Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились.» 

«…куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами…» 

«…улыбаясь беззубым ртом.» 

«Ее черные глаза были все-таки тусклы… Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос, выбившихся из под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.» 

«…живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень.»

У Старухи Изергиль сухой, скрипучий голос:

«Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.» 

«Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века…» 

«Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом…» 

«Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой…»

Старуха Изергиль знает много сказок и легенд:

«…Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку.»

Изергиль любит рассказывать свои поучительные легенды молодым людям. Те с удовольствием слушают старую рассказчицу:

«Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все… И мне хорошо с ними.»

Изергиль прожила жадную жизнь. Она любит жить и петь:

«…хорошие минуты моей жадной жизни.»

«…Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.»

За свою долгую жизнь Изергиль много любила, у нее было много романов:

«А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..»

Старуха Изергиль — свободолюбивая личность. Она рвет цепи, которыми ее сковывает жизнь:

«…я порву цепи, как бы они крепки ни были…»

Изергиль никогда не была ничьей рабой:

«Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей.»

У Изергиль есть свои понятия о гордости и достоинстве. Она, например, прощает мужчинам побои, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощает побои гуцулу и продолжает встречаться с ним:

«Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку… С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…»

При этом гордая Изергиль не прощает обидных слов. Так, она не простила поляку обидное слово и тут же рассталась с ним:

«…он сказал мне гордое, обидное слово. О! О!.. Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, – он был маленький, – подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. <…> Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним.» (о поляке)

Изергиль никогда не встречается со своими бывшими возлюбленными. Она разрывает отношения раз и навсегда:

«Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.»

Изергиль никогда не ползала за мужчинами, кроме одного — шляхтича Аркадэка:

«Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время – и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу.»

Изергиль родилась в городе Фальчи (сейчас город в Румынии) на берегу реки Бырлад:

«Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада…» 

«…я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад…»

В молодости Изергиль много работала:

«Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти.»

Молодая Изергиль была живой, как солнечный луч:

«Я, как солнечный луч, живая была.»

В молодости Изергиль была красавицей:

«Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!..»

«Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.»

В 15 лет Изергиль встретила свою первую любовь — молдаванина-рыбака:

«…и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. <…> Он был рыбаком с Прута… <…> …только поет да целуется, ничего больше!»

Второй возлюбленный Изергиль был гуцулом (жителем Карпат):

«Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их… <…> Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… <…> Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова.»

Затем Изергиль влюбилась в старого богатого турка в Бухаресте и прожила в его гaреме целую неделю:

«А то еще турка любила я. В гaреме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, – ничего… Но скyчно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… <…> Он был уж немолодой, этот турок. <…> Богатый он был, этот турок.»

Из гарема Изергиль бежала в Болгарию с сыном турка. Этот 16-летний юноша вскоре умер. Самой Изергиль было 30 лет на этот момент:

«И сын у него уже был – черненький мальчик, гибкий такой… Ему лeт шeстнaдцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом Паланку… <…> Мальчик? Он умер, мальчик… <…> Вдвое старше его я была тогда уж.»

В Болгарии Изергиль встречалась с мужчиной, у которого была жена или невеста. Обиженная женщина однажды напала на Изергиль:

«Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню.»

После этого Изергиль залечивала раны в Польше в монастыре. Здесь она познакомилась с монахом-поляком, с которым ушла в Польшу:

«Хворала я долго в монастыре одном. Женский монастырь. Ухаживала за мной одна девушка, полька… и к ней из монастыря другого – около Арцер Паланки, помню, – ходил брат, тоже монашек… Такой… как червяк, всё извивался предо мной… И когда я выздоровела, то ушла с ним… в Польшу его. <…> Да… с тем, маленьким полячком. Он был смешной и подлый.»

Расставшись с монахом, Изергиль попала к одному еврею и работала на него:

«Дошла до города Бохнии. Ж*д один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. <…> И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня.»

Здесь же в Польше за Изергиль ухаживали богатые паны и дрались между собой из-за нее. Один пан буквально обсыпал ее золотом, но гордая Изергиль прогнала его, потому что любила другого:

«Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго… <…>Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом.»

В это время Изергиль любила одного хорошего, храброго поляка с изувеченным лицом, но тот вскоре погиб:

«Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок… <…> он любил подвиги… <…> О, этот, рубленый, был хороший человек! <…> Наверное, ваши убили его во время бунта.»

Также Изергиль встречалась с венгром, который был убит, судя по всему, другим ее поклонником:

«Знала также я и венгра одного. Он однажды ушел от меня, – зимой это было, – и только весной, когда стаял снег, нашли его в поле с простреленной головой. Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…»

Наконец Изергиль выкупила себя у своего хозяина и стала независима. Она жила в Кракове и была богата:

«А с ж*дом я уже кончила, много денег дала ему… И уже в Кракове жила. Тогда у меня всё было: и лошади, и золото, и слуги…»

Когда Изергиль было около 40 лет, она встретила свою последнюю любовь — красивого шляхтича Акадэка. Изергиль любила его, а он смеялся на ней:

«О Польше… Да, там я сыграла свою последнюю игру. Встретила одного шляхтича… Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет? Пожалуй, что и было… А он был еще и горд, и избалован нами, женщинами. Дорого он мне стал… да.» 

«И тот там же поет… Аркадэк мой.»

Чтобы спасти шляхтича Акадэка из плена, Изергиль совершила убийство. Освободив Аркадэка из плена, она рассталась с ним:

«…свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. <…> Он и задохнулся…»«Я посмотрела на них… Мне тогда стало – помню – только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!»»

Затем Изергиль уехала в Галицию, затем в Добруджу а после поселилась под Аккерманом в Бессарабии, где живет уже 30 лет:

«Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трех десятков лет живу здесь.»

40-летняя Изергиль вышла замуж за молдаванина, с которым прожила 30 лет. Ее муж умер за год до событий, описанных в рассказе:

«И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени.»

Старая одинокая Изергиль доживает своей век, рассказывая сказки молодежи:

«И живу я вот! Одна живу…»

Критика об образе старухи Изергиль

«Сколь разнообразные впечатления пережила старуха Изергиль, сколько у нее было привязанностей, и она, выросшая на лоне природы, всегда выходила победительницей, свободно и без сожаления порывая эти привязанности, когда замечала, что они посягают на ее свободу пользоваться жизнью.Многие ее любили и она многих любила, но особенной любовью она пылала к поляку Аркадэку. <…> 

Она угомонилась и уже третий десяток лет живет средь молдаван, под Аккерманом, в Бессарабии. Молдаванская молодежь напоминает ей ее молодость, и теперь, на пороге смерти, старуха Изергиль, окруженная молодой жизнью и чудной природой, молодо восклицает: «мы любим петь…». <…> 

Герои М. Горького… в союзе с могучей природой наслаждаются веселой свободой, подобно старухе Изергиль… до глубокой старости бодро проводящей жизнь с молодыми молдаванами под Аккеррманом, в Бессарабии, на морском берегу…»

(«Корифеи новейшей русской литературы. В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький» : критические очерки», Одесса, 1912 г.)

Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Автор: · Опубликовано 10.04.2020 · Обновлено 10.04.2020

(474 слова) В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» центральным персонажем является пожилая женщина. Старость она встретила не в окружении детей и внуков, а с посторонними людьми — сборщиками винограда. Старуха Изергиль, глядя на цветущих девушек и юношей, упивается их красотой, молодостью и энергией. А молодежь с интересом слушает легенды старухи.

По воспоминаниям, Изергиль всегда была окружена людьми. За нее бились, сражались, ее завоевывали. Ее жизнь наполняли безрассудные приключения. Несмотря на кипучие страсти, Изергиль никогда не ставила чьи-то интересы выше своих собственных.Рыбака с Прута юная Изергиль полюбила в пятнадцать лет. Ей нравился гибкий, красивый парень. Мать девушки отнеслась резко отрицательно к столь ранним отношениям. Но Изергиль это не остановило. Каждый вечер она тайком убегала из дома на свидание с рыбаком. Вскоре рыбак ей наскучил и Изергиль увлеклась гуцулом. Парень привлек ее смелым нравом и яркой внешностью. Но роман с обладателем рыжих усов и кудрей тоже продлился недолго. Последний раз Изергиль увидела своих возлюбленных в момент казни. Перед казнью рыбак с Прута плакал, а гуцул вел себя достойно, и как всегда курил трубку.

Богатый турок — следующий избранник Изергиль. Он был не молод, но очень богат. Турок поселил Изергиль в гареме, где ей было скучно. Образ жизни в гареме ограничивал ее свободу. Через неделю Изергиль сбежала оттуда. Даже любовь к солидному, набожному любовнику не остановила ее.

Изергиль соблазнила молоденького сына турка, и увлекла его кочевым образом жизни. Мальчик был слишком сильно влюблен в Изергиль, чтобы послушать голос разума. Тоска по дому и изматывающие любовные отношения свели мальчонку в могилу. Он умер на руках у Изергиль.Девушка не долго тосковала. Вскоре она влюбилась в мадьяра. Аркадэк, в отличие от предыдущих претендентов на сердце Изергиль, был избалован женским вниманием. Он подло обошелся с Изергиль. Тогда она впервые почувствовала, что стала стара для любовных приключений. Она прилагала гигантские усилия, чтобы вызвать интерес у мадьяра. Но все же глубокая привязанность не сложилась. Эти отношения были мимолетными, но уже вопреки желанию Изергиль. Когда Аркадэк попал в плен, Изергиль с риском для жизни его освободила. Она прибегла к слезам и актерской игре, чтобы разжалобить сторожа пленников. Эта ночь, полная риска и неизвестности, очень вымотала молодую женщину. Она надеялась получить в награду любовь, но чуда не произошло. Мадьяр испытывал к ней лишь благодарность. У Изергиль взыграла гордость, и она по своей инициативе разорвала отношения.

Автор, беседуя со старухой Изергиль, невозмутимо выслушивал все ее откровения. Мудрость и доброта автора не позволили ему осуждать противоречивые поступки Изергиль. Поэтому старуха не ограничилась пересказом легенд о Ларре и Данко, а сообщила столько личных секретов автору.

Главная героиня рассказа “Старуха Изергиль” страстно любит жизнь. Чувства до сих пор не угасли в душе старухи, и даже преклонный возраст не смог притупить их. У нее свой путь и свой смысл жизни, как и у каждого героя в рассказе Максима Горького “Старуха Изергиль”. Ее выбор можно принять или не принять, но осуждать не стоит, ведь сами мы еще не прожили и половины ее жизни.

Автор: Дионисия Вяземская

Меню статьи:

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

Изергиль имела все возможности для реализации своего потенциала (воспользовалась она этим или нет – это уже другой вопрос), но женщина всегда делала выбор, руководствуясь исключительно своей, в некой мере, эгоцентрической позицией. Это не значит, что она должна была всю жизнь прожить с одним человеком и так же ткать с утра до ночи ковры – но резкость ее поступков непростительна. Вопрос выбора – это еще одна проблема рассказа. Какая жизненная позиция будет правильной? Всегда ли нужно поступать так, как поступают с тобой? Изергиль могла жить как угодно и остановится в любой момент, но желание любить и дарить любовь другим преобладало в ней до самой старости.

Очень кратко:Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

4895763.jpgСтаруха ИзергильАудиоспектакль. 1 ч 3 мин. Читают Василий Бочкарев и др. Бесплатный отрывок:Василий Бочкарев и др.1 ч 03 минСтаруха ИзергильАудиокнига. 57 мин. Читает Дарья Морозова. Бесплатный отрывок:Дарья Морозова57 минСтаруха ИзергильАудиокнига. 1 ч. Читает Дмитрий Кинге. Бесплатный отрывок:Дмитрий Кинге1 ч 00 мин

Читайте также

История персонажа

Старуха Изергиль — персонаж одноименного произведения, состоящего из трех, на первый взгляд, не взаимосвязанных частей. Женщина, пережившая много проблем и испытаний, через свои рассказы демонстрирует отношение к обществу, людям, моральным ценностям.

История создания персонажа

Идея рассказа пришла Горькому в поездке по Бессарабии, которую литератор предпринял в 1891 году. Сочинение вошло в цикл романтических работ писателя, в которых анализируется человеческая сущность и природа. Горький сопоставлял низкое и возвышенное, не предопределяя, какое из них возьмет фору. Работа над произведением заняла четыре года. Первая публикация «Старухи Изергиль» состоялась в 1895 году. Рассказ напечатала «Самарская газета».

Работа над сочинением увлекала Горького. Взгляд автора на человека в механизме социальных отношений отображен в этом произведении. «Старуху Изергиль» Максим Горький признавал лучшим творением. Создавая образ Данко, Горький специально приукрашал повествование и характеристику персонажа, чтобы зажечь в читателях стремление к героизму и тягу к возвышенному.

Книга отличается малой формой произведения. Жанр определен как рассказ, но при анализе сочинения просматриваются элементы притчи с моралистическим подтекстом. В повествовании мало героев, присутствует мотив назидания. Речь ведется от лица персонажа. Горький верил, что сравнение с героями, способными на подвиг, позволит читателю стать лучше, стремиться к добру и лучшим проявлениям души.

Образ и судьба старухи Изергиль

Вступление в рассказе представляет собой описание природы и атмосферы. Автор общается со старухой по имени Изергиль, которая вспоминает биографию и поучительные истории. Женщина рассказывает собеседнику две легенды.

Первая история о Ларре гласит, что на Земле появилась тень. Произошло это следующим образом. Однажды орел выкрал из племени сильных людей девушку и стал жить с ней, как с супругой. Когда его настигла смерть, девушка вернулась домой не одна, а с сыном.

Повествование рассказывает о сыне девушки и орла, который презирал окружающих и был высокомерен. Дочка старейшины приглянулась ему, но юноша получил отказ. В гневе Ларра убил избранницу. Спустя время стало ясно, что герой бессмертен. Годы и путешествия истощили мужчину физически, и он превратился в тень.

Рассказ старухи звучит реалистично. Он переплетается с событиями из насыщенной жизни пожилой женщины. Энергичность героини располагает к ней читателя и слушателя рассказа. В юности она трудилась пряхой, но не довольствовалась такой жизнью. Сбежав с возлюбленным, Изергиль недолго жила с ним и ушла к другому мужчине.

В ее жизни были гуцул и русский, военнослужащий и поляк, молоденький турок и другие герои. Каждого мужчину женщина горячо любила, но ни одного не хотела бы вспоминать. Вопрос верности и измены героиня воспринимает простодушно, говоря, что главное — чтобы человек был открыт к ней.

Характеристика героини интересна тем, что она не забыла, каково это — быть юной и с интересом жить. А на пороге смерти пытается научить других любить, жаждать, ясно видеть и остро слышать. И глубоко сожалеет, что у молодого поколения нет того запала, что был у нее и других героев легенд.

История Данко занимает главное место в рассказе. Персонаж вызывает восхищение сказительницы. Мужчина из племени сильных людей, как и его сородичи, терпел нападения врагов, загнавших их на болото. По одну сторону стояли нападающие, а по другую располагался темный лес. Племя остерегалось войны и задумывалось о том, чтобы согласиться на плен. Смелость Данко сыграла решающую роль. Он повел людей за собой сквозь дремучий лес, хотя поначалу соплеменники упрекали его. Разорвав свою грудь, он вырвал горящее сердце, пылавшее от жажды помочь близким.

Своим сердцем Данко освещал путь из леса и, выйдя из него, умер. Никто не заметил жертвы. Кто-о намеренно наступил на сердце героя и растоптал его в искры. Теперь огоньки видны в степной равнине перед грозой. Описание поступка Данко — это воспевание его храбрости и человеколюбия. Эта часть — важнейшая в повествовании.

Образ старухи создан автором неспроста. Старая и немощная, она производила впечатление невероятной ветхости. Ее возраст сложно было угадать. Не намекала на него и внешность. Голос женщины как будто скрипел, а морщины испещряли все лицо рассказчицы.

Горький искал особенное в человеке, коря нынешнее поколение за инертность и безучастность. Писателя огорчало то, что все вокруг ищут выгоду, что воспеваемый им героизм забыт. Изергиль описывает русских как угрюмых и чрезмерно серьезных людей. Суть этого персонажа заключается в том, что Изергиль выступает посредником между автором и читателем, транслируя мысли Горького.

Рассказ старухи полон специфичных оборотов, отличается от стилистики повествования, с которого начинается произведение. Разговорная манера берет верх над стройностью речи. От этого легенды звучат аутентично и захватывающе. Старуха воплощает собой жизненную энергию, а ее герои — человеческие пороки и добродетели. Через нее Горький транслирует идею полной жизни, в которой нет ограничений и рамок, безделья и пассивности.

Старуха Изергиль в фильмах

По мотивам предания о храбром и самоотверженном Данко в 1967 году «Киевнаучфильм» выпустил мультипликационную картину «Легенда о пламенном сердце». Рисованный мультфильм идентичен истории, рассказанной героиней произведения. Закадровый текст скрипучим голосом читала артиста Ольга Коваленко.

Еще одна экранизация, которая основана на рассказах Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра» — «Табор уходит в небо» 1976 года. Роль Изергиль в фильме сыграла советская артистка Мария Ростиславовна Капнист.

Цитаты

И все они — только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня — тоже почти тень.

Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.

И вижу я, что не живут люди, а все примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба!

Библиография

  • 1895 — «Старуха Изергиль»

Фильмография

  • 1967 — «Легенда о пламенном сердце»
  • 1976 — «Табор уходит в небо»

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/07/obraz-harakteristika-staruha-izergil-gorkij.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/istoriya-zhizni-staruhi-izergil-v-rasskaze-staruha-izergil-m-gorkij/
  • https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/staruha-izergil.html
  • https://briefly.ru/gorkii/staruha_izergil/
  • https://24smi.org/person/6305-starukha-izergil.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт