Женские образы — сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Литеровед предлагает вниманию читателей сочинение на тему «Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», в котором образ Одинцовой рассматривается в сравнении с другими героинями.

И. С. Тургенев в своем творчестве создал удивительные женские образы. Ася, Лиза Калитина, Елена Стахова не похожи друг на друга внешне и по характеру, но у них есть объединяющие их качества: искренность, умение любить, внутренняя сила и душевное богатство.

В романе «Отцы и дети» перед читателем проходит череда женских типов. Одни живут только в воспоминаниях героев-мужчин, другие встречаются на их жизненном пути, но и те и другие играют свои роли в их судьбе.

В самом начале романа в воспоминаниях Николая Петровича Кирсанова воссоздается облик его жены, которая давно умерла, но он трепетно хранит память о ней. Она была миловидная, образованная, музыкальная девушка. Они десять лет прожили душа в душу, почти не расставаясь. Ее смерть стала большим ударом для Николая Петровича, от которого он с трудом оправился. Время – хороший лекарь, боль поутихла. Николай Павлович вернулся к жизни, занялся хозяйством, растил сына. Однажды в отдаленном уездном городе на постоялом дворе он познакомился с хозяйкой Ариной Савишной, которую пригласил стать в его хозяйстве экономкой. Ее дочь Фенечка произвела впечатление на Николая Петровича. Его душа снова была готова любить. После смерти матери Фенечка заняла ее место и превратилась в Федосью Николаевну. С Николаем Петровичем ее связывали нежные отношения, которые еще больше укрепились с рождением сына Мити.

Фенечке было около двадцати трех лет. «Беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детскими пухлявыми губками и нежными ручками», она производила трогательное впечатление на каждого, кто с ней встречался. Даже чопорный Павел Петрович, которого она ужасно боялась, проникся к ней. Взаимная симпатия возникла у Федосьи Николаевны с Базаровым, который назвал ее «хорошенькой» и похвалил Николая Петровича, сказав, что «у него губа не дура». Герой смог расположить женщину к себе тем, что Митя не испугался и легко пошел к нему на руки. Кроме того, Базаров быстро нашел общую тему для разговора: здоровье Митеньки.

Фенечка не получила блестящего образования, но она очень порядочная, скромная девушка. Она очень любит Николая Петровича. Тургенев показывает ее как хорошую хозяйку и заботливую мать. В героине мы видим типичный образ жены помещика.

Совершенно не похожа на нее Анна Сергеевна Одинцова. Высокая, статная, она поражала «достоинством своей осанки». Светлые глаза смотрели «спокойно и умно», губ касалась едва приметная улыбка. История ее жизни довольно интересна. На момент повествования ей 28 лет. Отец ее, Сергей Николаевич Локтев, был красавец и игрок. Пошумев лет 15 в столицах, он растратил все состояние и поселился в деревне. Вскоре Сергей Николаевич умер, оставив «крошечное состояние» двум своим дочерям. Мать девочек скончалась еще раньше.

Анна Сергеевна получила прекрасное воспитание, но не была готова к «глухому деревенскому житью». Она позвала к себе тетку и думала, что ей суждено «увянуть в глуши». Судьба оказалась милостива и подарила ей встречу с Одинцовым, он был умен, богат и еще не стар. Она стала его женой. Через шесть лет муж умер, оставив ее богатой вдовой. Анна Сергеевна пробовала путешествовать, но побывала только в Германии и вернулась в любимое Никольское. Жила она уединенно, в городе появлялась редко и чаще всего по делам. Городское общество ей завидовало, из-за чего о ней сочиняли разные небылицы. О ней болтали всякое, что она «прошла  через огонь и воду», к этому еще добавляли «медные трубы». Анну Сергеевну это мало беспокоило.

Одинцова отличалась нравом «свободным, решительным» и самодостаточным. Она не склонна была к проявлению эмоций, лицо сохраняло привычное приветливое выражение, по которому трудно догадаться, что она чувствует на самом деле. Думается, что какие-то большие чувства ей, вообще, были несвойственны. Базаров, отрицавший любовь, был наказан тем, что влюбился именно в Одинцову, которая не могла ответить на его чувство. Она заинтересовалась им, ей было приятно его общество, но не более. Заметив повышенный интерес Базарова, Анна Сергеевна проявила любопытство и, разговорив его, подвела к признанию. Ее испугала сила его страсти, она поспешила закончить разговор. Больше они к этой теме никогда не возвращались, вплоть до смерти Базарова. Одинцова проявила сострадание и приехала к умирающему.

Впоследствии она вышла замуж, но причиной тому была не великая любовь. Ее муж был умным, образованным и «холодным, как лед». Тургенев предположил, что они доживут до счастья, а, может быть, даже до любви. Эти слова автора говорят о том, что он не испытывает большой симпатии к героине, но надеется, что ее сердце испытает любовь хотя бы раз в жизни. Это великое чувство, как видно из произведения, писатель считает мерилом величия человека, основой жизни. В характере Одинцовой преобладает холодный расчет, такой человек не может быть по-настоящему счастлив. В полноценной человеческой жизни должна быть любовь, только она может принести счастье и удовлетворение. Даже при отсутствии взаимности, как у Базарова и Павла Петровича, она вносит смысл в существование. Жизнь Анны Сергеевны лишена его. У нее есть все: ум, красота, богатство, – но без любви это все теряет ценность.

На нее внешне похожа княгиня Р., разбившая жизнь Павла Петровича, но в ее душе бушевали страсти, с которыми она сама не могла совладать. Тургенев изображает еще одну героиню, которая пытается быть свободной, это Авдотья Никитична Кукшина. Она тоже сама управляет имением, в разговоре касается науки, политики. В отличие от Одинцовой, этот образ выглядит пародийно и неестественно.

Фенечка, Катя Одинцова играют в романе менее заметную роль, но мы видим, что автор описывает их с любовью. Становится понято, что они близки к авторскому идеалу женщины. Они милые, любящие, заботливые, преданные жены. Такой же была мать Аркадия. Близка к ним и Арина Власьевна Базарова. Одинцова выделяется среди них. Она превосходит их по всем критериям, но проигрывает в главном. Ее образ, на мой взгляд, получился пустым и безжизненным.

Большая часть женских образов романа Тургенева имеет в основе своей любовь, поэтому они получились живыми, привлекательными. Они вызывают симпатии у читателя.  На их фоне писатель изобразил Одинцову, которая должна быть идеалом, по меркам Базарова. Только она напоминает скорее античную мраморную статую, чем живую женщину.

Женских образов в романе немного. Основных пять: Одинцова и ее сестра, Фенечка и Кукшина и мать главного героя. Женские образы в романе «Отцы и дети» помогают понять проблему, разобраться в нигилизме, как новом философском направлении.

Антипатичность образа – Кукшина

Нигилизм вызывает различные суждения. Одни увлечены новым направлением и видят в нем только положительные стороны. Нигилизм в образе Кукшиной способен изменить мнение. В женщине мало приятного: неопрятный внешний вид, небрежность одежды, растрепанный вид волос. Кукшина – представитель продвинутой части передового движения. Но от такого представителя хочется отвернуться. Базаров сам чувствует сомнения, убежденность уходит на задний план. Автор специально предлагает читателю такой вариант нигилистического отношения к жизни. Женщина старается показать себя умной и разбирающейся в разных областях, но собеседник видит, как ошибочна ее позиция. Женщина – яркий псевдонигилист. Она подрывает авторитет учения, контрастна другим женским образам романа.

Грациозная Одинцова

Отрицающий любые чувства, способные оказать на человека воздействие, вызвать любовь и привязанность, Базаров оказывается в сетях эмоций. Умная Анна интересует нигилиста. Ему с ней приятно общаться. Евгений начинает погружаться во внутренний конфликт рассудка и любви. Базаров понимает, что все его убеждения неправильны. Чувства сильнее идей. Одинцова предстает красавицей, спокойной, уверенной в себе. Холод женской души не способен растопить даже такой сильный мужской характер, как у главного героя. Но доказать, что любовь есть, она может. Базаров и Одинцова боятся чувств, одной дороже собственное спокойствие, другому – убеждения.

Образ матери

Автор трепетно относится к материнской любви. Арина Власьевна заботлива и мила. Образ привлекает теплотой и наивностью. Бедная женщина теряется перед умным сыном. Базаров старается реже бывать в родном доме. Читатель предполагает, что причина в любви матери. Евгений боится, что не справится с чувствами и станет романтиком, преданным и не скрывающим любви сыном.

Женщина раздора

Мягкий образ Фенечки выведен в тип женщин, приведших к раздору. Заботливая мать, скромная и тихая, стала причиной дуэли между Евгением и Павлом Петровичем. Между мужчинами много сходства. Они ненавидят друг друга, но в своих чувствах дуэлянты смешны. Комичность описана автором специально, ему хочется, чтобы читатели усмехнулись над пафосом поединка.

Фенечка не хочет быть причиной раздора, но судьба гонит ее к этому. Удивительна сцена свидания Базарова с Фенечкой в беседке, она с симпатией относится к обоим мужчинам, но внутри ее страх, вводящий в ужас. Отношение Базарова к женщинам иное.

Сестра холодной Анны

Катя Одинцова – пример женственности. Милая девушка обладает огромной силой. Ее энергия способна изменить обстановку вокруг себя. Аркадий и Катерина создают настоящую семью, основанную на истинных чувствах. Любовь выводит мужчину из заблуждения. Нигилизм остается в прошлом. Аркадий освобождается от давления ума Базарова. Женщина подтверждает авторскую позицию: любовь толкает человека на подвиги, без нее невозможно быть счастливым.

Женские образы близки и контрастны. Они как чувства различны и ярки. Нельзя отказать в индивидуальности каждому персонажу. Конфликт отрицания и эмоциональности без женщин остался бы неразрешенным. Роман становится понятным только с их помощью.

Написать сочинение «Женские образы в романе «Отцы и дети», используя предложенный материал, станет проще.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1867;</label>
    • <label>1870.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 26.02.2018

(288 слов) Как мы все знаем, главная тема романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — проблема поколений. Многие читатели уделяют большое внимание именно взаимоотношениям Базарова, Аркадия Кирсанова, Николая Петровича и Павла Петровича. Но и женские образы играют в этом произведении огромную роль. В общей сложности в романе их пять: Анна Одинцова, Фенечка, Катя Одинцова, Арина Власьевна и Евдоксия Кукшина.

Анна Одинцова – эталон настоящий дворянки. Она грациозна, умна, красива и воспитана. На такую даму было сложно не обратить внимания, поэтому Базаров сразу выделил её среди других. Он любил гулять с ней, беседовать на разные темы, и со временем понял, что влюбился. Но она не могла ответить ему взаимностью. Анна испугалась этих любовных чувств.

Фенечка является полной противоположностью Одинцовой. Она — скромная, тихая, боязливая и примерная мать. Фенечка стесняется быть на людях, поэтому часто остается в одиночестве. По моему мнению, именно эту героиню можно назвать «тургеневской» барышней.

В отличие от своей сестры, Катя Одинцова предстает перед нами неприметной и тихой барышней. Она не выделяется умом, зато ее душа – открытая книга. Именно её любовь помогает Аркадию раскрыть себя. Вместе они создают идеальную семью, о которой так долго мечтали.

Образ Арины Власьевны вызывает лишь положительные эмоции. Она без памяти любит своего сына и очень им гордится. Арина Власьевна с опаской проявляет свои материнские чувства, боясь быть непонятой Базаровым. Героиня старается тщательно подбирать слова, чтобы не рассердить сына. К сожалению, Евгений нечасто появляется в родительском доме. Возможно, он боится проявить свои истинные чувства.

Самый отрицательный женский образ в романе – Евдоксия Кукшина. Она неаккуратна, неопрятна, глупа, хотя хочет казаться эрудированной и современной. Евдоксия исповедует идеи нигилизма, несмотря на то, что ничего о нём не знает.

Таким образом, мы видим, что каждый женский образ помогает лучше понять основных героев романа. Они дополняют данное произведение, делая его целостным.

Автор: Алёна Бузькевич

Автор: · 09.04.2019

(398 слов) В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» фигурам Одинцовой Анны Сергеевны, Кукшиной, Фенечки, Кати Локтевой отводится особое место. Каждая героиня обладает своим неповторимым характером. Единственное, что объединяет их между собой, это знакомство с Евгением Базаровым. Через женские образы не только раскрывается целостный портрет самого героя, но и передается сущность эпохи, которая стравила отцов и детей в непримиримом споре о будущем России.

Существенное влияние на мировоззрение главного героя оказала Анна Сергеевна. Эта сильная женщина несомненно выделяется среди других. Она наделена исключительной внешностью: высокий рост, стройное тело, безупречная осанка. Ее глаза светлого цвета сочетают в себе одновременно нежность и серьезность: «Ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным». В полной мере героиня умна и горда. Одинцова, лишившись отца в ранней возрасте, сумела самостоятельно позаботиться о своей младшей сестре и вырастить её. После смерти мужа ее смелая рассудительность и способность мыслить помогли содержать имение в прекрасном состоянии. Пройдя столь тернистый путь, героиня устает от жизни. Никто не смог разжечь огонь любви в ее сердце. Она не привыкла отдаваться чувствам, и общение с Базаровым и Кирсановым является для нее всего лишь игрой, чтобы унять свою скуку.

Некой противоположностью Анне является Кукшина. Она не обладает незаурядной внешностью, выглядит достаточно неряшливо и неопрятно. В ее доме всегда раскинуты грязные вещи, окурки. Эта дама — не противница алкоголя, сигарет. Псевдонигилистка следует крайним выражениям радикализма, ведет борьбу за независимость женщин, изучает естественные науки. Однако читатель видит Кукшину вульгарной и глупой. Ее интерес к наукам — лишь видимость.

Еще один важный женский образ — Фенечка. Она рассудительна, сдержана и благопристойна. Это замечательная мать и кроткая супруга, которая действительно любит своего немолодого мужа. Несмотря на простонародное происхождение, Федосья Николаевна заставляет окружающих питать к ней слабость. Даже заносчивый и высокомерный Павел Петрович признает необходимость мезальянса и сам просит брата жениться на доброй и нежной Фенечке.

Катю Локтеву, младшую сестру Анны Сергеевны, можно назвать настоящей тургеневской барышней. Героиня обладает миловидной внешностью. По своей природе она скромна и стеснительна. В дальнейшем на протяжении всего произведения наблюдается стойкость ее натуры. Балы, кокетство, заигрывание с мужчинами — занятия, которые совершенно не интересуют столь юную особу. Она любит читать, интересуется природой, играет на фортепиано. Описание данной героини передает все хорошее отношение автора к ней.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показаны разные образы женщин: от крестьянки до знатной дамы. Но все они сильны, независимы, способны справиться с любой проблемой самостоятельно. Но несмотря на все это, «тургеневские женщины» способны любить и приносить себя в жертву ради любимого человека.

Автор: Рада Хибба

Содержание:

Роль женских образов

Главный герой произведения относит себя к нигилистам. Представители этой мировоззренческой позиции не признаю́т никаких общепризнанных ценностей и норм морали. К искусству, как и к человеческим чувствам, Евгений Базаров относится скептически. Он не приемлет романтизма, а проявление нежности, любви и заботы и вовсе высмеивает. Отношения между мужчиной и женщиной он объясняет только физиологией.

В начале романа всех женщин Базаров называет бабами и оценивает только их внешний вид. Например, Фенечку он характеризует словом «хорошенькая». Впервые увидев Анну Одинцову, Евгений восхищается её богатым телом и плечами.

Чтобы понять отношение Базарова к женщинам и любви, достаточно вспомнить, как он отреагировал на рассказ Аркадия Кирсанова о судьбе Павла Петровича. Евгению непонятны страдания аристократа. Человека, который «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», он не может считать достойным мужчиной. Ещё больше Базаров иронизирует по поводу выражения «загадочный взгляд». Герой говорит, что, с точки зрения анатомии, никакой загадки в глазах быть не может.

Иван Сергеевич Тургенев полагал, что женщины являются олицетворением нежности и духовности. Именно эти качества так презирал Базаров. Автор создал сразу несколько женских образов в «Отцах и детях», противопоставленных главному герою.

  • Катенька;
  • Фенечка;
  • мать Базарова.

Кукшина демонстрирует ложные нигилистические взгляды. Одинцова не понимает философии мужчины, хотя, как и Базаров, боится собственных чувств. Именно благодаря женщинам герой начинает сомневаться в правильности своих взглядов на жизнь. Любовь к Анне меняет героя. Он боится своих романтических порывов и даже пытается с ними бороться.

Отношение Базарова к женщинам постепенно меняется. Нигилистические взгляды не смогли пройти испытание любовью, поэтому герой не смог обрести счастья.

Характеристика персонажей

Женские образы в произведении Тургенева играют важную роль. Они не только раскрывают мировоззренческую позицию главного героя, но и демонстрируют ценности русского общества XIX века.

Анна Одинцова

Главным женским образом романа является Анна Одинцова. И. С. Тургенев подробно описывает 28-летнюю женщину со светлыми глазами, чистой кожей и тёмными волосами. Анна — образец женской красоты и утонченности. На первой же встрече Евгений Базаров обращает внимание на её покатые плечи, осанку и лёгкую походку. Гардероб героини отличается особой изысканностью.

Анна Одинцова рано вышла замуж. В её браке не было любви, но взрослый супруг смог улучшить материальное положение её семьи. После смерти мужа Анна с сестрой некоторое время проживала за границей, а затем переехала в деревню. Там женщина обучалась веде́нию хозяйства, читала книги и воспитывала младшую сестру.

Несмотря на благородную внешность, героиня противопоставлена светскому обществу. Анна Одинцова отличается от других представительниц аристократии:

  • выдающимся умом;
  • равнодушием к светскому обществу;
  • независимостью.

Трагедия отношений Базарова и Одинцовой связана не с нигилистическими взглядами героя, а с нерешительностью и равнодушием Анны. Героиня разрушила систему ценностей Евгения, но не смогла сделать его счастливым.

Госпожа Кукшина

Характер Анны Одинцовой противопоставлен образу Авдотьи Кукшиной. В начале произведения автор описывает ещё молодую белокурую женщину в неопрятном платье и с растрёпанными волосами. Окружающие не считают Кукшину привлекательной, она вызывает интерес только своими прогрессивными взглядами.

Героиня относит себя к «эмансипе», то есть к женщинам, демонстрирующим равные права с мужчинами. Базарову и Кирсанову она говорит, что не желает ни от кого зависеть, поэтому живёт отдельно от мужа и не имеет детей. Кукшина старается создать образ умной независимой женщины, но вызывает у окружающих только недоверие и сострадание.

Авдотья Никитична глубоко несчастлива. Её нигилистические взгляды притворны, ведь в глубине души она стремится обрести простое женское счастье. Кукшина демонстрирует худшие стороны нигилизма.

Катя и Фенечка

Катя Локтева является типичной тургеневской девушкой. Младшая сестра Анны Одинцовой обладает привлекательной внешностью. Автор описывает:

  • смуглую кожу;
  • чёрные волосы;
  • тёмные глаза.

В произведении автор указывает на то, что Анну и Катю не связывают тёплые отношения. Вероятно, старшая сестра воспитывала девочку в строгости, поэтому К. Локтева побаивается Одинцову. Нежный образ Кати в романе «Отцы и дети» противопоставлен строгому образу Анны.

Скромная, но не лишённая сильного характера девушка смогла покорить сердце Аркадия Кирсанова. Благодаря Кате молодой нигилист отказался от ложной системы ценностей и смог обрести семейное счастье.

Особое внимание стоит уделить образу Фенечки. Эта простая крестьянская девушка наделена многими положительными качествами. Базаров уделяет Фенечке знаки внимания, но в ответ встречает лишь укор. Девушку возмущает безнравственность Евгения, которая противоречит её принципам и ценностям.

В таблице представлена сравнительная характеристика женских образов.

Героиня Характеристика
Анна Одинцова Носительница холодной красоты и рассудительности. Умна, богата и хорошо воспитана, но комфортность и душевное спокойствие ставит превыше любви
Кукшина Провинциальная нигилистка. Образована, начитана, всегда находится в курсе всех событий. Поддерживает имидж «передовой женщины», хотя таковой не является
Катя Локтева Добрая, общительная и наблюдательная, но при этом обладает сильным характером
Фенечка Бывшая крепостная. Прекрасная мать и заботливая жена

Информация из таблицы поможет охарактеризовать героинь произведения. Материал может быть использован для составления реферата или написания сочинения по литературе.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-zhenskie-obrazy-v-romane-otcy-i-deti-i-s-turgenev.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/zhenskie-obrazy-v-romane-otnoshenie-bazarova.html
  • https://literaguru.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti/
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/zhenskie-obrazy-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/
  • https://nauka.club/literatura/zhenskiе-obrazу-ottsy-i-deti.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт