Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Сегодня на уроке мы:

–     Поговорим о творчестве Николая Алексеевича Некрасова.

–     Обозначим основные мотивы лирики этого поэта.

–     Узнаем, в чём проявляется новаторство поэзии Некрасова.

Николая Алексеевича Некрасова называют одним из величайших поэтов XIX века. image001.jpg

И одновременно одним из самых спорных лириков этого времени. Вот так метафорично отзывался о поэзии Некрасова Виссарион Григорьевич Белинский: «Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!»

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила», – вторил Белинскому Николай Добролюбов.Николай Чернышевский называл Некрасова «гениальнейшим и благороднейшим из всех русских поэтов». А Фёдор Михайлович Достоевский поставил Некрасова в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

image002.jpg

Но звучали и совершенно противоположные оценки творчества Некрасова. Например, Иван Сергеевич Тургенев писал, что в стихах Некрасова поэзии «нет ни на грош» и поэтому «имя господина Некрасова покроется забвением». Критик Николай Страхов обвинял Некрасова в деланности эффектов и отсутствии поэтического такта. Другой критик, Максим Антонович, утверждал, что в поэзии Некрасова нет лирики и вдохновения, что Некрасов «творил холодно, обдуманно и строго сознательно».

В этих противоречивых оценках отражается борьба двух направлений литературной критики. Похвалы принадлежат критикам реального направления, которые считали, что искусство должно служить интересам общества. А ругали творчество Некрасова критики эстетического направления, которые отстаивали теорию «чистого искусства», независимого от общественных волнений.

Позиция самого Николая Алексеевича Некрасова прослеживается в его гражданской лирике. Особенно в стихах о назначении поэта и поэзии. Наверное, все помнят эти знаменитые строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

В этом стихотворении ведётся спор между Поэтом и Гражданином о судьбе и предназначении искусства. Кто же побеждает в этом споре, Гражданин с активной жизненной позицией или Поэт, пассивный сторонник теории «чистого искусства»? Правда на стороне Гражданина, потому что в финале стихотворения Поэт признаётся:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Теперь напрасно к ней взываю –

Увы! Сокрылась навсегда.

Фактически, перестав быть гражданином, поэт лишился вдохновения.

Отказ от восприятия поэзии как «чистого искусства» мы видим и в стихотворении «Элегия»:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время, как она ликует и поёт,

К народу возбуждать вниманье сильных мира –

Чему достойнее служить могла бы лира?…

Социальная направленность стихотворений требовала нового подхода к поэзии. Ведь если стихи о бедах и унижениях простого народа писать безупречным высоким стилем, они покажутся фальшивыми. Некрасов использовал в поэзии методы критического реализма. Героями его стихотворений стали обычные люди, типичные для своей социальной среды и времени: крестьяне, солдаты, чиновники, детвора.

Более того, поэт наполнил новым содержанием старые жанры. Например, элегия – это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

При этом стихотворение «Элегия» у Некрасова затрагивает проблемы социально-исторического плана, а именно результаты крестьянской реформы.

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Поэт привносит в сентиментальный жанр социальную тему, а интимным переживанием становится не печаль о былых потерях или любовь к женщине, а любовь к народу:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Для поэзии Некрасова также характерно смешение высоких стихотворных жанров с жанрами бульварной прессы, например, оды и фельетона. Особенно ярко такое смешение жанров проявляется в сатирах Некрасова. И здесь поэт тоже выступает новатором. До него в сатирах поэт высмеивал, изобличал и карал, глядя на объект своего негодования сверху вниз. Вот, к примеру, строки из сатиры Рылеева «К временщику»:

Ты на меня взирать с презрением дерзаешь

И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

Твоим вниманием не дорожу, подлец;

Из уст твоих хула — достойных хвал венец!

В сатирических стихах Н. А. Некрасов не поднимается над обличаемым героем, а старается приблизиться к нему и заострить его черты. Таким образом его герои сами себя разоблачают и обличают.

Примером такого саморазоблачения послужит герой стихотворения «Нравственный человек», ставший причиной позора и смерти жены, дочери, своего повара-крестьянина, друга. Каждую трагическую строфу герой-рассказчик заканчивает словами:

Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не сделал в жизни зла.

Искренняя уверенность героя в своей правоте делает его образ чудовищным. Поэт не клеймит негодяя, а раскрывает его внутренний мир.

Про Некрасова говорили, что по своей сути он был горожанином. «Некрасов никогда не может воздержаться от роли просвещённого, тонко развитого петербургского чиновника и журналиста, и, так или иначе, но всегда выкажет своё превосходство над тёмным людом, которому сочувствует», – упрекал поэта критик Страхов.

Страхову не нравился реализм, с которым Некрасов показывал крестьянскую жизнь во всех её проявлениях, не избегая самых тёмных сторон.

Действительно Николай Алексеевич Некрасов по-новому создаёт образ крестьянина в лирике. К теме русского крестьянства обращались и другие поэты, такие как Алексей Кольцов или Алексей Толстой. Но до Некрасова лирики создавали обобщённый былинно-песенный образ земледельца. Некрасов же сосредоточил внимание на личности крестьянина, его судьбе и индивидуальности. Поэт создал целую галерею крестьянских образов. Это и труженики, и пьяницы, и праведники, и хитрецы, и простаки, взрослые не по годам крестьянские дети.

Некрасов обогатил русскую поэзию живой народной речью. Поэт использовал фольклорные элементы, пословицы, поговорки и речевые обороты простого народа. В его стихах поэтическая лексика сочетается с просторечиями, а ораторские приёмы с пародийно-сатирическим стилем.

Николая Алексеевича Некрасова считают прежде всего гражданским поэтом, но гражданской лирикой его творчество не исчерпывается.

Когда говорят о любовной лирике Некрасова, прежде всего вспоминают знаменитый «панаевский цикл» стихотворений, посвящённый возлюбленной поэта Авдотье Панаевой. Этот цикл создавался в течение 15 лет, пока длился их роман. Панаевский цикл состоит почти из двадцати стихотворений, в которых отражены все переживания поэта. «Панаевский цикл» биографичен. Исследователи отмечают его романную форму. То есть стихотворения цикла составляют единый сюжет, в котором проследить развитие отношений двух героев.

В чём особенности некрасовской любовной лирики? Обычно в любовной лирике один герой. Это либо сам поэт со своими переживаниями, либо образ его возлюбленной. В «панаевском цикле» два равнозначных характера, которые ведут диалог. Рядом с любящим лирическим героем появляется образ своенравной, независимой героини, поэтому отношения героев в любовной лирике Некрасова сложные, а моменты духовной близости сменяются трагическим разладом. Высокий подъём духа сменяется «прозой в любви», бытовыми ссорами.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Любовь в поэзии Некрасова – разрушительная сила, заставляющая страдать и мужчину, и женщину:

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и страсть, и молодость, и волю –

Всё отдала, – тот стал её палач!

Когда горит в твоей крови

Огонь действительной любви,

Когда ты сознаёшь глубоко

Свои законные права, –

Верь: не убьет тебя молва

Своею клеветой жестокой!

В стихотворении «Тройка» мечты девушки о любви и счастье неизбежно будут разбиты жестокими реалиями судьбы русской крестьянки:

От работы и черной и трудной

Отцветёшь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Образ страдающей женщины – один из центральных образов поэзии Некрасова. Это и образ возлюбленной из «панаевского цикла», и образ страдалицы-матери, и крестьянская девушка из стихотворения «Тройка», и жена ямщика из стихотворения «В дороге», и даже Муза поэта, которая предстаёт в образе страдающей крестьянки.

Крупнейший исследователь творчества Некрасова Корней Иванович Чуковский заметил, что Некрасов сосредоточен на тёмных, тяжёлых, сторонах жизни, несовершенстве мира. Некрасов – поэт трагический. Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что Некрасов «любил всех тех, кто страдал от насилья».

Особое место в творчестве Некрасова занимает так называемая покаянная лирика. К ней относятся стихотворения «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя…».

Умру я скоро. Жалкое наследство,

О родина! Оставлю я тебе.

Покаянная лирика отражает мучительный разлад с самим собой, противоречия, терзающие душу поэта. Особое место в этих стихотворениях занимает тема нравственного идеала, которому должен, но не смог соответствовать поэт.

Но, жизнь любя, к ее минутным благам

Прикованный привычкой и средой,

Я к цели шел колеблющимся шагом,

Я для неё не жертвовал собой.

Кого же поэт считал нравственным идеалом? Рано угасших Добролюбова и Белинского, памяти которых он посвятил стихи. Своего друга-разночинца Николая Чернышевского, который 20 лет провёл в ссылке за свои убеждения.

Николай Алексеевич Некрасов был строг к себе, оценивая свои жизненные итоги. Но потомки его знают как одного из самых влиятельных деятелей культуры девятнадцатого века и поэта, изменившего русскую поэзию и литературу.

Писатель, критик и первый нарком просвещения советской России Анатолий Васильевич Луначарский писал о таланте Некрасова:

«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова».

Автор: · 21.07.2018

(352 слова) Не каждый автор своим творчеством может донести до читателя все чувства и переживания. Лишь те, кому это под силу, могут называться настоящими мастерами своего дела. К их числу смело можно отнести Николая Алексеевича Некрасова, чьи лирические произведения всегда проникают в самое сердце. Каковы же основные мотивы его творчества?

Как и у многих поэтов и писателей, главной темой стихов Некрасова была Родина. Для Николая Алексеевича народ всегда занимал главенствующую позицию. Большинство литературных образов списано именно с обычных крестьян, которые живут тихой и спокойной жизнью. Отличительной особенностью его лирики было то, что он всегда правдиво изображал общество с его пороками. Несмотря на все «упреки» русскому народу, писатель всегда был на его стороне. Он любил его, поэтому практически каждое лирическое произведение посвящал своей любимой Родине и её простым людям. Например, «Есть женщины в русских селеньях», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом» и другие. Не стоит забывать и о том, что Некрасов уделял внимание и проблеме крепостного права («Несчастные», «Железная дорога»).

Отдельное место занимают и мотивы природы. Для поэта они выступали своеобразным источником вдохновения. Некрасов не раз упоминал о том, что лишь Россия ему нужна. Это ярко прослеживается в таких лирических произведениях, как «Снежок», «Весна», «Горы» и многие другие.

Образ женщины и матери также был любим Некрасовым. Тихая, скромная, непримечательная девушка, трудящаяся целый день, всегда вызывала симпатии поэта. Часто он сравнивал её с настоящей царицей! Более высокую духовную позицию занимал образ матери. В лирических произведениях именно она всегда была положительным героем. Женские мотивы выражены в стихотворениях «Актриса», «Где твое личико смуглое», «Мать» и «Орина, мать солдатская».

Любовные мотивы не являются исключением в творчестве Некрасова. С помощью своего мастерства он точно и очень душевно описывает это высокое чувство. Для поэта любовь – это нечто нереальное, мечтательное и духовное. Именно это мы видим в произведениях «В альбом», «Автору «Анны Карениной» и «Буря».

Не забывает Некрасов и об обществе. Все проблемы, печали и несчастья Отчизны поэт воспринимает как собственные. Он старается всеми силами помочь и сделать её лучше («Поэт и Гражданин»).

Итак, как мы видим, основные мотивы в творчестве Некрасова – это народ, Родина, природа, любовь и женская доля. Благодаря мастерству поэта, каждое его лирическое произведение проникает в душу читателя.

Автор: Алёна Бузькевич

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации.

Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Так поэт восклицает в “Размышлениях у парадного подъезда”.

Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в по­эзии Некрасова “совмещены все ужасы бедности, голода, холо­да”.

Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные “поэтические темы”, например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…” он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни.

Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения “Современная ода”, “Нравственный человек”. Как отмечает исследователь, “это па­родии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую.

Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие “от обратного”, когда за похвалами кроется ед­кая сатира”. Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы ви­дим в стихотворении “Вчерашний день, в часу шестом”. Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, “печальной спутницы печальных бедняков”, встре­чаем мы и в стихотворении “Муза”:

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение “Блажен незлобивый поэт” развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме “Мертвые души” (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова “Пророк”.

Этой же теме посвящена “Эле­гия” (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель ис­кусства:

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интел­лигента-разночинца, общественного деятеля мы также встреча­ем в стихотворениях “Памяти Добролюбова”, “Памяти Белинс­кого”, поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Призыв к свободе звучит в стихотворениях “Пророк”, “Песня Еремушке”. Однако стоит отметить, что “во многих других стихотворениях револю­ционность Некрасова выступает как многоликая рефлексия.

Мы имеем дело с лирическим героем, который сам себя воображает лишь “рыцарем на час”, или способным совершить неверный шаг. “Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь “кающийся дворянин”. Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, дос­тойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем”.

Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме “Кому на Руси жить хорошо”). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции “натураль­ной школы”: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует “ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя).

В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о “таланте-топоре”. Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом.

Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: “Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость”.

Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики« После бала характеристика образа Ивана ВасильевичаПочему автор называет Печорина “героем времени”? »Ефремов Лев

Преобладающей темой в творчестве Н.А.Некрасова является гражданственность. Как он сам определил свое предназначение – «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». О чем бы не писал поэт, чувство социальности присутствует всегда. Даже в пейзажной или любовной лирике. Например, в стихотворении «Перед дождем» описание природы прежде всего передает состояние человека, его чувство страха перед надвигающейся грозой. И лишь в конце стихотворения возникает образ несчастного ямщика, на которого замахивается нагайкой жандарм, обездоленного, виноватого во всем перед власть имущими, даже в том, что гроза надвигается. Или в стихотворении «Несжатая полоса» колоски шепчутся и жалуются друг другу. И сводится все к вопросу: «Где же пахарь? Только страшный недуг мог помешать крестьянину не закончить жатву. А надломила его непосильная работа. А стихотворение «Еду ли ночью…» написано о любви, которая для бедного, забитого человека трагична, ведь он не в состоянии спасти любимую женщину и своего ребенка.  О чем бы не писал поэт, он всегда придерживался четкой гражданской позиции, потому что не мог оставаться равнодушным к страданиям народа.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://videouroki.net/video/27-osnovnye-motivy-liriki-n-a-nekrasova-novatorskij-harakter-ego-poehzii.html
  • https://literaguru.ru/osnovnye-motivy-liriki-nekrasova/
  • https://lit.ukrtvory.ru/analiz-poezii-nekrasova-temy-motivy-osobennosti-xudozhestvennogo-mira-i-poetiki/
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-tema-yavlyaetsya-preobladayuschiy-v-tvorchestve-nekrasova-a-grazhdanstvennost-b-te

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт