Анализ произведения Обломов (Гончаров)

Роман состоит из 4 частей, каждая из которых поделена на главы. В первой части Гончаров описывает один день из жизни главного героя. Ленивый Обломов проводит на своём диване весь день, не вставая даже чтобы принять гостей. К нему заходят Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев – это называют парад гостей. Стоит сказать, что каждый гость – это некий двойник Обломова.

Завершает первую часть глава «Сон Обломова». Это важная часть произведения, так как именно через Обломовку и детство Ильи Ильича читатель понимает «обломовщину» и цели главного героя, причины его поведения.

Вторая часть посвящена прибытию Штольца, лучшего друга Обломова. Андрей вытягивает героя из праздной жизни, возит по гостям и мероприятиям. Благодаря этому Илья Ильич встречает Ольгу Ильинскую и влюбляется в неё, а у девушки рождаются взаимные чувства. Вторая часть завершается признаниями героев друг другу и планами на дальнейшее будущее.

В третьей части писатель рассказывает о развитии отношений Ильи Обломова и Ольги Ильинской. В их отношениях описаны как моменты радости и расцвета любви, так и трудности. В конце части отношения заканчиваются, так как герои понимают, что идеализированные образы друг друга не соответствуют реальности.

4 части романа можно сравнить с 4 сезонами жизни Обломова: зима, весна, лето, осень соответственно, именно поэтому каждый период жизни сопровождается описанием пейзажа.

Изначально автор задумывал Обломова как полностью отрицательного героя, а Штольца – как полностью положительного. Но в итоге мнение автора не выражено чётко, а главный герой получился ленивым, но с большим добрым сердцем. Суть романа можно понять через анализ героев. Казалось бы, Илья Ильич ничего не делает и не стремиться ни к чему, но в его голове идут сложные мыслительные процессы. Его лень – протест обществу, жизнь которых строится на чинопочитании и связях. Герой мечтает о счастливой семейной жизни, какую он видел в детстве в Обломовке.

Главные герои романа – Илья Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Илья Ильич – заглавный герой. Он изображён безвольным героем, бездействие которого ведёт к увяданию и деградации личности. Он предпочитает спокойную жизнь, какую видел в своей семье. Несмотря на отрицательный портрет, внутренний мир героя сложен, Обломов постоянно в раздумьях об организации жизни. Штольц говорит про него «золотое сердце».

Андрей Штольц – антипод Обломову. Он энергичный, трудолюбивый, знает, чего хочет от жизни. Ему чужды пустые размышления, он привык действовать, осуществлять практическую деятельность. Несмотря на полное отличие, Андрей и Илья дружат с детства, первый помогает второму во всём и уважает в нём доброту и открытое сердце.

Ольга Ильинская – возлюбленная Ильи Обломова, а в последствии жена Андрея Штольца. Она решительная девушка с твёрдыми убеждениями, именно она мотивирует Обломова меняться. Она старается превратить его в волевую личность, соответствующую её желаниям. Потерпев поражение, девушка заканчивает отношения и выходит замуж за Штольца, с которым она обретает счастье.

Агафья Пшеницына – «жена» Ильи Обломова. Она вдова, живёт с помощью братьев. Её можно назвать противоположностью Ольге: она недалёкая, но добрая милая женщина. Она смогла устроить главному герою Обломовку, жизнь, о которой о мечтал.

Тема произведения – разрушающее действие «обломовщины», закоснелости на всё общество и каждую личность в целом, изменение общества в 18 в.

Главная проблема «Обломова» заключается в нежелании двигаться. Это касается не главного героя и его лени, а общества того времени, которое хотело, но не могло выйти из «сна», закоснелости и начать двигаться. Также в романе отражена проблема дружбы: в конце из-за семейной рутины Обломов и Штольц оказываются разведены. Дружба разбилась не о ссору, а о время. Проблема любви заключается в том, что Ольга пыталась изменить Обломова, устранить его плохие качества. Любовь и правда делает человека лучше, но вместе с отрицательными качествами героя уходили и положительные.

Идея произведения есть обломовщина и её влияние. Автор старался показать и положительные, и отрицательные стороны, чтобы читатель выбрал, что ему ближе: праздная обломовщина или реальность с её рутиной и материальностью. «Обломов» стало нарицательным для описания целого портрета человека.

Роман заканчивается смертью Ильи Ильича от апоплексического удара. Финал довольно мрачен, но он показывает результат лени и безвольности, главный герой просто потерял себя в праздной жизни. Он даже перестал мыслить о будущем, так как жизнь его мечты уже наступила.

Произведение учит тому, что только в действии человек ценен для общества. Он способен жить и мыслить, пока трудится и занимается саморазвитием. С Ольгой, которая старалась изменить Обломова, он мыслил, двигался. В тоже время с Агафьей герой погряз в отдыхе и «обломовщине». Таким образом, важно найти среднее между розовыми мечтами и рутинной реальностью.

Критика

Безусловно, роман подвергся критике, но в основном мнение критиков было положительным. Многие писали, что роман растянутый, в чём есть прелесть: ничто не мешает развитию сюжета, читатель погружается в мир Обломова. Добролюбов в своей статье рассмотрел каждого героя, конкретно Обломова он назвал естественным героем. Герцен назвал роман «длинной Одиссеей», говорил, что «время Онегиных и Печориных прошло» и лишних людей уже нет. Писарев говорил, что не считает Штольца за человека, а также что роман – глубокий анализ человеческой природы.

<glav>Другие темы:</glav>← Характеристика Ольги Ильинской↑ ГончаровЖенские образы в произведении Обломов → `

Анализ романа Обломов

analiz-oblomov.jpg

Популярные сочинения

  • Юбилей школы — сочинение

    Юбилей – это большое событие в жизни человека, юбилей школы – это грандиозное событие для огромного количества людей, причастных к школе: сегодняшних учеников, их родителей

  • Сочинение Бабушка Акулина Ивановна (7 класс)

    Повесть М. Горького под названием «Детство» считается автобиографией автора. В произведении центральной фигурой выступает бабушка писателя Акулина Ивановна Каширина

  • Сочинение на тему Онегин и Татьяна (9 класс)

    Во многих произведениях присутствует любовная линия, интриги, романы, измены, любовь. И произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» не стало исключением.

История создания

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/goncharov/analiz-oblomov
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/analiz-proizvedeniya-goncharova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт