Дарья Мелехова. Трагедия ее бесплодной жизни

illjustracija-tihij-don-hudozhnik-s-korolkov-chast-5-glava-14.jpg

Донская казачка Дарья Мелехова является одной из ярких второстепенных героинь романа «Тихий Дон» Шолохова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе «Тихий Дон»: описание внешности и характера в цитатах. Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание внешности и характера

Полное имя героини — Дарья Матвеевна Мелехова:

«Кланяется тебе брат Петр Пантелеевич с супругой Дарьей Матвеевной…»

Дарья Мелехова является женой казака Петра Мелехова (брата Григория Мелехован):

«…Петрова жена Дарья с малым дитем…» 

«Останется Дашка с дитем…»

О внешности Дарьи известно следующее:

«Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров.» 

«Прошла через кухню Дарья, поиграла тонкими ободьями бровей…» 

«Дарья — в малиновой шерстяной юбке, гибкая и тонкая, как красноталовая хворостинка, — поводя подкрашенными дугами бровей, толкала Петра. » (Дарья на свадьбе Григория и Натальи) 

«Румянится да брови чернит…» 

«…ломались в смехе черные дуги ее подкрашенных бровей.» 

«Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее: высокая, тонкая, гибкая в стану, как красноталовая хворостина, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами, на окрики мужа посмеивалась: под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы.»

«…пошла к печке, неуловимо поводя плечами, всем своим тонким небабьим станом.»«Дарья, медленно переставляла по жнивью черные, потертые чириками ноги.» 

«…гибкая, переламывалась надвое, рассматривала перед зеркалом расшивной подол новой бледно-голубой юбки.» 

«…хохотала Дарья, розовея и дрожа крутыми дугами бровей.» 

«Дарья смешливо косилась на нее, кусая губы мелкими злыми зубами…» 

«…она ежила плечи, крутые черные дуги бровей дрожали…»

«…гладил большим обкуренным пальцем писаные дуги ее бровей, радовался.»  

«…выступила женщина, нарядно покрытая белым пуховым шарфом…» 

«…неуловимо поводя плечами, тонким, не бабьим станом. И еще, не различая лица, по этой вьющейся легкой походке Петро угадал жену.»

«И смешливо поиграла полукружьями подведенных, как нарисованных тушью, бровей.»  

«По-прежнему была она тонка, нарядна. Сухую, красивую ногу ее туго охватывал фиолетовый шерстяной чулок, аккуратный чирик сидел на ноге, как вточенный; малиновая сборчатая юбка была туго затянута, безукоризненной белизной блистала расшитая завеска.» (внешность Дарьи в 1918 г.) 

«Столб солнечных лучей валился ей на розовое, намазанное жировкой лицо. Она щурила глаза, недовольно снижала блестящие на солнце черные ободья бровей.» 

«Даже усталая после дороги и любовных приключений она была дьявольски хороша! Не тронутые загаром бледные щеки резче оттеняли жаркий блеск прищуренных ищущих глаз, а в своевольном изгибе накрашенных бровей и в складке улыбающихся губ таилось что-то вызывающее и нечистое.» 

У Дарьи легкая, скользящая походка:

«…все той же вьющейся, легкой походкой направилась к печке.»  

«За ее легкой, скользящей походкой внимательно следили все уставшие от речей и церемоний офицеры.»

У Дарьи озорная, лукавая улыбка:

«…в этой улыбке, озорной и лукавой, на секунду Наталья увидела прежнюю Дарью.»

У Дарьи Мелеховой и ее мужа Петра есть грудной ребенок (в начале романа, в 1912 г.). В марте 1914 г. ребенок умирает:

«Дарья с ребенком на руках пошла следом.» 

«Дарье нельзя, могет груди застудить…»

«Мы все живы и здоровы, а дите у Дарьи померло, о чем сообщаем.»

Дарья — неверная, «непутевая» жена:

«Ну, скажу, дружечка мой, Петро Пантелевич, принимай свою непутевую жену!»»

Дарья изменяет мужу Петру, когда тот уезжает куда-либо из дома:

«Только и нашего, пока мужьев нету, — озорничала, подмигивая, Дарья…» 

«…Дарья, изменявшая живому мужу…» 

Когда Петро служит на фронте, Дарья изменяет ему с другими казаками, в том числе со Степаном Астаховым, бывшим другом Петра:

«Петро писал чаще Григория и в письмах, адресованных Дарье, грозил ей и просил бросать баловство, — видно, слухи о вольном житье жены доходили и до него.» 

«С одного лишь края являла Петрова жизнь неприглядную щербатину: ходили по хутору дурные про жену слухи. Степан Астахов был в отпуске осенью этого года и, вернувшись в полк, бахвалился перед всей сотней о том, что славно пожил он с Петровой жалмеркой.» 

За распутное поведение Дарью называют «жалмеркой» («жалмерками» назывались гулящие жены казаков):

«…пожил он с Петровой жалмеркой.»

Дарья Мелехова — циничная женщина:

«Она с циничной откровенностью расспрашивала Наталью…»

««…А генералик ничего из себя, подходящий», — со свойственным ей цинизмом думала она в этот момент.»

«И с обычной для нее циничной шутливостью добавила…»

Дарья Мелехова — ленивая, нерадивая работница. Она любит наряжаться и краситься, но не любит работать:

«Ильинична, скрыто недолюбливавшая старшую сноху — нарядницу Дарью…» 

«Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная…»

«…как нерадива в уходе за скотом…» 

«Знал Пантелей Прокофьевич, что не будет за быками хозяйского догляда, но делать было нечего, — снарядил в поездку старшую сноху.»

Дарья — легкомысленная женщина. У нее на уме только игрища и развлечения:

«У ней только что на уме — игрища да улица.» 

«…зная, как охоча она до веселого времяпровождения и как нерадива в уходе за скотом…»

«Она от работы хоронится, как собака от мух, а сама все норовит сладкий кусок сожрать да увеяться на игрища.» 

Дарья — боевая женщина. Она не уступает своего и не лезет за словом в карман:

«На том разговор и кончился. Воистину, не такая была Дарья, чтобы уступить свое, убоявшись стариковского гнева.»  

«Дарья, как и всегда, за словом в карман не лазила…»

Дарья — разбитная, развязная женщина:

«…указывали друг другу на разбитную вдову…»

Дарья признается, что не может жить без мужской ласки, поэтому изменяет мужу:

«Мне без этого нельзя… Мне казак нужен, а не хочешь — я найду себе, а ты помалкивай!»

Дарья склонна к нечистоплотным любовным увлечениям:

«Она всегда относилась к Дарье и ее нечистоплотным любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости.» 

В 1919 г. Дарья остается вдовой после гибели Петра Мелехова от рук большевиков. Вскоре на хутор пригоняют казаков, участвовавших в расправе над Петром. Дарья нападает на Ивана Алексеевича и расправляется с ним:

«Вы — вдова убитого в марте хорунжего Мелехова?» 

«…это стонет Иван Алексеевич, принявший смерть от ее руки.» 

«…она сама убила Ивана Алексеевича… стрельнула в него…» 

После этого Дарья получает Георгиевский орден за борьбу с большевиками (на самом деле ее расправу над Иваном Алексеевичем нельзя назвать геройским поступком):

«Он взял из рук адъютанта медаль на георгиевской ленточке, неумело действуя пальцами, приколол ее к Дарьиной кофточке на левой стороне груди…»

После смерти Петра Дарья продолжает вести беспорядочный образ жизни и встречается с разными мужчинами:

«…вне дома чувствовала себя несравненно свободнее. Ей каждая поездка приносила развлечение и радость. Вырвавшись из-под свекровьиного присмотра, она могла и с бабами досыта посудачить, и — как она говаривала — «на ходу любовь покрутить» с каким-нибудь приглянувшимся ей расторопным казачком…»

Дарья — неунываяющая, веселая, жизнелюбивая женщина. Кажется, никакое горе не может сломить ее:

«…недавно шутила и смеялась и так любила жизнь.» 

«А вот Дарья была все та же. Кажется, никакое горе не было в силах не только сломить ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как красноталовая хворостинка: гибкая, красивая и доступная.»  

«Такая уж она была, Дарья. С этим, пожалуй, ничего нельзя было поделать. Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности…» 

Однажды овдовевшая Дарья заражается сифилисом. Она не хочет лечиться в больнице, так как боится, что весь хутор будет над ней смеяться:

«А вот что: захворала я… У меня — дурная болезня… Вот как ездила в этот раз и зацепила… Наделил проклятый офицеришка!» 

«Догулялась… И сказать нечего, и жаловаться не на кого… Слабость моя… Подсыпался проклятый, улестил. Зубы белые, а сам оказался червивый… Вот я и пропала теперь.»  

«У меня — сифилис. Это от какого не вылечивают. От какого носы проваливаются.» 

Больная сифилисом Дарья считает себя конченым человеком:

««…а я — конченый человек. Издохну — никто и ох не скажет», — думала Дарья…» 

«…беспрестанно думать о своей пропащей жизни и так жестоко страдать?»

В 1919 г. больная Дарья Мелехова кончает жизнь самоубийством — топится в реке:

«Не успели похоронить Наталью, как уж снова запахло ладаном и васильками в просторной мелеховской горнице. Через полторы недели после отъезда Григория на фронт утопилась в Дону Дарья.»  

«Похоронили Дарью, как и полагается, на кладбище, рядом с Петром.» 

Это был цитатный образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание внешности и характера в цитатах.Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

План

  1. Вступление
  2. Внешность Дарьи
  3. Характер Дарьи
  4. Судьба Дарьи Мелеховой
  5. Заключение

Вступление

В «Тихом Доне» Дарья, жена Петра Мелехова, конечно, не является центральным персонажем. Однако ей отводится в романе особая роль. Прежде всего, благодаря Дарье, более рельефно вырисовываются характеры других героинь произведения – Натальи и Аксиньи.

Внешность Дарьи

Внешний облик Дарьи складывается из мелких деталей. У неё «злые губы», «мелкие частые зубы», «тонкие дуги бровей». Именно на бровях героини Шолохов часто заостряет внимание. Она «играет» бровями, когда встречает Аксинью, слушает непристойности дяди Ильи на свадьбе Григория и Натальи, оглядывает Григория, собирающегося на сватовство.

Дарья красива. «Высокая, тонкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку». Осознавая свою внешнюю привлекательность, женщина любит принарядиться. Часто читатель видит её «одетой богато и видно», «разнаряженной, словно на праздник». То на ней появляется малиновая шерстяная юбка, то бледно-голубая с расшитым подолом, то новая шерстяная юбка. Даже получив Георгиевскую медаль, она долго выбирает кофту, на которой награда будет лучше всего смотреться.

Отмечает автор и походку Дарьи. В зависимости от ситуации, она может быть быстрой, смелой, развязной или виляющей.

Характер Дарьи

В отличие от других героинь «Тихого Дона», Натальи, Аксиньи, Ильиничны, Дуняши, Дарья не отличается страстной натурой или человеколюбием. Скорее, можно сказать, что основной чертой её характера является порочность. Дарья легко изменяет мужу, отправляясь на фронт, открыто живёт со Степаном Астаховым, даже с Григорием пытается заигрывать. Она смеётся над Натальей, не понимающей её желания поразвлечься на игрищах в отсутствие Петра.

Дарья ленива. «От работы хоронится как собака от мух», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Когда погибает Пётр, она даже отказывается принять участие в сенокосе, сказавшись больной.

Судьба Дарьи Мелеховой

Дарью Мелехову в романе «Тихий Дон» Шолохов рисует как женщину, идущую по жизни легко. У неё нет сомнений и душевных переживаний, как у других героинь. «Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила её». Но даже Дарью превратности судьбы не обошли стороной. Она лишается мужа, убитого в овраге Мишкой Кошевым. Эта смерть, действительно, была потерей для женщины: «опухшая выскочила на крыльцо, рухнула в сани».

Но Дарья горевала недолго. «Смерть Петра словно подхлестнула её, и, чуть оправившись от перенесённого горя, она стала ещё жаднее к жизни, ещё внимательнее к своей наружности». Автор отмечает, что «никакое горе не было в силах не только сломать её, но даже пригнуть к земле». Оказывается, что это не так.

Заразившись на фронте сифилисом, Дарья начинает задумываться о своей жизни. Она даже завидует Наталье, над скромностью которой всегда посмеивалась. «Мне бы теперь сызнова жизню начать – может, и я бы другой стала?» – говорит она.

Жизнь Дарьи, как и большинства героев романа, заканчивается трагично. Понимая, что она будет медленно умирать, теряя здоровье и красоту, Дарья решается наложить на себя руки и топится в Доне.

Заключение

Образ Дарьи в «Тихом Доне» представляется противоречивым. Долгое время он вызывает мало симпатии у читателя, особенно в контрасте с другими героинями. Постепенно мы проникаемся к Дарье жалостью. Конечно, можно сказать, что за свои поступки нужно платить. Но цена, которую платит героиня, возможно, слишком высока.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    События каких лет описаны в романе Шолохова?</h3>

    • <label>1912–1920 гг.</label>
    • <label>1912–1922 гг.</label>
    • <label>1915–1922 гг.</label>
    • <label>1915–1940 гг.</label>

(новая вкладка)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Шолохов
  4. Образ и характеристика Дарьи в романе Тихий Дон Шолохова

Дарья Мелехова — героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен. Дарья является женой донского казака Петра Мелехова. Личность этой необычной женщины неоднозначна и противоречива.

Дарья очень красива, обладает стройной и подтянутой фигурой, высокая. Её внешность производит приятное впечатление, поэтому очень часто Дарья носит привлекательные и яркие наряды, чем вызывает восхищение у представителей сильного пола. Её легкая, виляющая походка, черные брови и кокетливая улыбка, также не оставляют равнодушным ни одно мужское сердце станицы.

Характер Дарьи Мелеховой очень своеобразен и кардинально отличается от характера других героинь романа. Порочность —  черта этой женщины. Будучи замужем, она с легкостью изменяет мужу, когда тот уезжает из дома. О легком поведении Дарьи знает вся станица, но эта ее мало заботит. Помимо этого, она  цинична и ленива: часто отказывается работать даже тогда, когда это очень необходимо. Для неё не характерны душевные переживания и страсть. Жизнь Дарьи — это существование для себя, где она удовлетворяет свои эгоистичные потребности, зачастую забывая про совесть и супружеский долг. Данный персонаж особо ни о чем «не заморачивается», идет по жизни легко, не испытывает угрызений совести, обделен чувством ответственности.

Судьба Дарьи Мелеховой трагична. Сначала она теряет мужа, затем заражается болезнью, передающейся половым путем, что не удивительно, ведь героиня всегда вела разгульную жизнь. В свои последние дни Дарья вдруг ощущает всю прелесть жизни, и даже переосмысливает свои принципы и убеждения. Ей хочется повернуть время вспять и многое поменять. Осознав, что её ожидает не совсем приятный конец, Дарья совершает суицид.

Вариант 2

«Тихий дон» Шолохова – это величайшее произведение, описывающее сложную и трагическую судьбу простого народа.

Дарья Мелехова, являющаяся хоть и не главным, но запоминающимся персонажем – это страстная, легкомысленная женщина, не отличающаяся человеколюбием. Внешне Дарья привлекательна, стройна, любит красиво одеваться и поэтому подолгу выбирает подходящий наряд. Пользуется популярностью среди мужчин и при любом удобном моменте заигрывает с ними.

Женщина легко идет на связь с другими мужчинами, несмотря на то, что она замужняя дама. Она не скрывает любовных отношений со Степаном Астаховым. В некоторых ситуациях даже заигрывает с братом, своего супруга, Григорием. Больше всего Дарья не любит работать и находит разные предлоги, чтобы избежать ее.

Но с другой стороны, в некоторых моментах женщина оказывается сильной и решительной. Она без «капли сожаления» стреляет в своего кума, учувствовавшего в поимке ее мужа, и убивает его. Но самый страшный поступок, на который она решается, заразившись «неизлечимой болезнью» — это самоубийство.

Шолохов, в своем произведении «Тихий Дон» показывает Дарью как легкую и поверхностную особу. Все вроде бы в ее жизни просто и непринужденно. Она не задумывается над собственным поведением, правильностью своих поступков, ей чужды страдания и душевные переживания.

Но в жизни не может быть все так просто. Сложности начинаются после гибели супруга, Петра. Она искренне переживает некоторое время, но потом снова «берется за старое». И только тяжелая болезнь, осознание собственной беспомощности и неизбежности мучительной смерти, раскрывает ей глаза. К ней приходит осознание неправильного поведения, Дарья сожалеет о прошлых поступках. Женщина, на какой-то момент задумывается о том, как бы сложилась ее жизнь, если бы можно было бы все начать сначала?

Ее образ поначалу противоречивый и не вызывает симпатии у большинства читателей. Но, постепенно проникаясь в суть романа, Дарью становится искренне жаль. Она оказывается несчастной женщиной, поздно осознавшей неправильность своих поступков. Несомненно, всегда приходится расплачиваться за совершенные ошибки. Но иногда цена за это бывает слишком высокой.

Сочинение про Дарью Мелехову

Эпопею «Тихий Дон» называют совокупностью историй, связанных с нелегкими человеческими жизнями, которые выпали на историческое событие под названием революция. Не большая, но все же значимая роль была отдана такой второстепенной героине как Мелеховой Дарье, жене Петра Мелехова. Роль образа Дарьи заключается в том, что он более рельефен, по сравнению с образами Аксиньи и Натальи.

Внешний вид Дарьи на протяжении всего романа прекрасен. Она стройна, высока, молода, постоянно красиво наряжена. Даже когда ее муж погиб, она долго не могла решить, к какому наряду подойдет его награда. Эта деталь доказывает, что внутренний мир героини не такой расчудесный, как внешний. Она не отличается не особой страстью, ни любовью к живым существам (не смотря на то, будь это люди или животные), ни интересом к чему-либо. Можно сказать, что ее главная черта характера – порочность. Она легко могла изменить супругу, одно время, не скрывая, жила с Астаховым, даже кокетничала с Гришей и подтрунивала над Натальем, что та не хочет «погулять», пока мужа нет дома. Помимо этого Дарья совсем не пригодна в хозяйстве – они ленивая и неуклюжая. Дарья живет одним днем, ни о чем не думая, но все же ее нелегкая участь вызывает у нас (читателей) страх, боль и сострадание.

У Дарьи и Петра был ребенок, который умер, будучи младенцем. Других детей она не смогла завести. Как бы то ни было, но супружеская жизнь не повлияла негативно на Дарью. Даже тот факт, что она изменяет мужу, когда душе угодно, а затем как ни в чем не бывало разговаривает с ним, глядя ему «искренне» в глаза, не говорит о том, что она ненавидит Петра. Она, наоборот, считает его родным человеком. Она действительно горевала, когда его убили. Правда, совсем недолго… Спустя некоторое время, в Дарью будто вселяется бес, и она с удвоенной силой начинает свои гуляния, объясняя это тем, что очень любит жизнь и не хочет упускать ни единого ее шанса. Такая жизнь в итоге отдаляет Дарью от родственников, она становится злее, нервознее и аморальнее. Удивительно, но даже ее красота изменилась – она стала какой-то отталкивающей со своей злой гримасой и вечно нахмуренными бровями.

Отец семейства, Пантелей, не рад беспутности своей снохи и грозит, что рано или поздно устроит ей порку. Наталья ничего, кроме отвращения и небольшой жалости, к Дарье не питает. Однако мнение семьи не особо-то ее и заботит.

Даже из жизни она уходит трусливо, покончив жизнь самоубийством. Ее веселая жизнь закончилась в итоге тем, что у Дарьи обнаружили сифилис. Не желая, чтобы вся деревня узнала об этом, не желая долгой и мучительной смерти, Дарья прыгает в реку, тем самым осуждая себя за свои грехи.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон↑ ШолоховОбраз и характеристика Василисы Ильиничны в романе Тихий Дон →

Образ и характеристика Дарьи в романе Тихий Дон Шолохова

Несколько интересных сочинений

  • Эссе Пётр I — Великий реформатор или тиран? сочинение

    На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Что представляла собой Россия в 17 веке? Типично патриархальное государство. Она как бы застыла в своём развитии. Ей нужен был для дальнейшего развития толчок

  • Образ Руси в поэме Мёртвые души Гоголя сочинение

    Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам. Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает

  • Герои рассказа Попрыгунья Чехова (главные и второстепенные)

    Основными персонажами произведения являются супруги Дымовы, представленные писателем в образах Осипа Степановича и Ольги Ивановны.

  • Анализ романа Камю Чума

    Чума Альбера Камю оказалась очень интересным и оригинальным взглядом на то, что можно было бы интерпретировать как последствия оккупации и сопротивления Холокоста. Это было главным влиянием на него, когда он писал этот роман

  • Герои произведения Алые паруса Грина

    Мысли о написании этой повести Грину пришли в голову, когда он увидел в магазине игрушечный парусный кораблик. Произведение вышло в печать в 1923 году, отдельной книгой

Если борьба идей жертвенности и своеволия создает в образах Аксиньи и Натальи постоянное напряжение борьбы за счастье, то в образе Дарьи, погрязшей в блуде, Шолохов открыто, выпукло выделяет мотив нечистоты как главной черты ее характера.

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа. Но ее образ Шолохов создается иначе, чем образы Аксиньи или Натальи. При описании внешности своих героев автор стремится нарисовать запоминающийся зрительный образ, воссоздать человека в неповторимом движении. Сами живописные подробности у него почти всегда приобретают отчетливо психологическую характерность. Его занимает в портрете не только выразительность, характерность внешнего облика, но и тип жизненного поведения, темперамент человека, настроение данной минуты. Портрет в романах Шолохова показывает героя в определенной жизненной ситуации и настроении.

При первом появлении Дарьи упоминаются лишь «икры белых ног». В главе романа, где описывается возвращение Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови, повстречавшейся Дарьи: «Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров».

Далее снова брови Дарьи («тонкие ободья бровей»), которыми поиграла, оглядывая Григория, собравшегося ехать к Коршуновым сватать Наталью. Когда на свадьбе Григория и Натальи дядя Илья шепчет Дарье непристойности, она суживает глаза, подрагивает бровями и посмеивается. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное. Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду. Пантелей Прокофьевич говорит о ней: «… с ленцой баба, спорченная… румяниться да брови чернит…».

Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В портретном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины: «Дарья бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами. Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее — высокая, тонкая, гибкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы».

Крупным планом образ Дарьи показан спустя два месяца после мобилизации ее мужа Петра на войну. С циничной шутливостью говорит она Наталье об игрищах, о своем желании «побаловаться» и подтрунивает над ней, «тихонюшкой». Война по-особому повлияла на эту женщину: почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям: «Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности»; «…совсем не та стала Дарья… Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни…».

Для раскрытия образа старшей снохи Мелеховых Шолохов использует множество деталей, они определяются ее характером.

Дарья — щеголиха, поэтому огромную роль играют здесь детали одежды. Мы видели разбитную Дарью «принаряженной», «нарядной», «одетой богато и видно», «разнаряженной, словно на праздник». Рисуя ее портрет, Шолохов на протяжении, романа упоминает все новые и новые детали дарьиной одежды: малиновую шерстяную юбку, бледно-голубую юбку с расшивным подолом, добротную и новую шерстяную юбку.

У Дарьи своя походка, всегда легкая, но вместе с тем многообразная: вьющаяся, смелая, развязная, виляющая и быстрая. В различные конкретные моменты эта походка по-разному связана с другими движениями Дарьи, выражением ее лица, ее словами, настроениями и переживаниями.

Существенную роль в изображении ее портрета играют косвенные характеристики. «От работы хоронится, как собака от мух», «совсем отбилась от семьи», — говорит о ней Пантелей Прокофьевич.

Сравнение Дарьи с «красноталой хворостинкой» выражает сущность характера Дарьи, а также эмоциональное отношение к ней автора. «А вот Дарья была все та же. Кажется, никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как «красноталая хворостинка»: гибкая, красивая и доступная».

С годами постепенно меняются характер Григория, Аксиньи, Натальи, Дуняши и других героев «Тихого Дона», «а вот Дарья была все та же».

Хотя характер Дарьи не меняется, он все-таки противоречив. Так, например, она, не задумываясь, изменяет мужу в пути на фронт. Однако, приехав, «со слезами искренней радости обнимает мужа, смотрит на него правдивыми ясными глазами». Она очень бурно переживет горе, когда казаки привозят домой убитого Петра. «Дарья, хлопнув дверьми, опухшая, выскочила на крыльцо, рухнула в сани. — Петюшка! Петюшка, родимый! Встань! Встань!». Сцена эта нарисована Шолоховым очень драматично. Когда Дарья начинает голосить по Петру, у Григория чернь застилает глаза. Но горе ее оказалось непродолжительным и не оставило на ней никакого следа. «Первое время тосковала, желтела от горя и даже состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, — и тоска дарьина ушла вместе со стаявшим снегом».

Так, например, цинизм Дарьи не только в том, как, она, «молча, улыбалась», «без особого стеснения» разглядывала генерала, выдавшего ей денежную награду и медаль, но и в том, как она думает в этот самый момент: «Дешево расценили моего Петра, не дороже пары быков… А генералик ничего себе, симпатичный…». Цинизм ее проявляется и в том, как охотно она шутит «непотребными словами», колко отвечает на расспросы, смущает и озадачивает окружающих.

Чем быстрее разрушается мелеховская семья, тем легче Дарья нарушает моральные нормы. Шолохов добивается этого нагнетанием характерных деталей. Так, например, убив Ивана Алексеевича Котлярова, она обычным жестом поправила головной платок, подобрала выбившиеся волосы — все это подчеркивает ее мстительность, злость и то, что Дарья не осознала свой поступок. Затем после убийства Шолохов описывает женщину глазами Григория для того, чтобы передать чувство отвращения: «…Наступил кованым каблуком сапога на лицо Дарьи, черневшие полудужьями высоких бровей, прохрипел: «Ггггадю-ка».

Когда Дарья рассказала Наталье о «прилипчивой болезни», Наталью «поразила перемена, происшедшая с Дарьиным лицом: щеки осунулись и потемнели, на лбу наискось залегла глубокая морщина, в глазах появился горячий тревожный блеск. Все это не шло в сравнение с тем, каким циничным тоном она говорила, поэтому это очень ярко передавало настоящее душевное состояние героини.

Внутренний мир Григория, Аксиньи, Натальи, других героев раскрывается через восприятие ими природы, этого нельзя сказать о Дарье. И это не случайно, так как чувство природы не играло роли в ее переживаниях. Но после случившейся беды она обращает на нее внимание: «Гляжу на Дон, а по нему зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну — господи, красота-то, какая! А я ее и не примечала».

В этом монологе — драма, бесплодность всей ее жизни. Дарья со всей непосредственностью проявляет в этой речи светлые, человеческие чувства, которые таились в ее душе. Шолохов показывает, что эта женщина все-таки обладает способностью ярко воспринимать мир, но оно появляется только после осознания безысходности своего горя.

Дарья чужда семье Мелеховых. Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее: «Прощайте, бабоньки!».

Сама Дарья говорит о себе, что она живет, как цветет придорожная белена. Образ ядовитого цветка метафоричен: общение с женщиной-блудницей так же смертоносно для души, как отрава для тела. Да и конец Дарьи символичен: ее плоть становится ядом для окружающих. Она как воплощение нечистой силы стремится увлечь за собой в погибель как можно большее количество людей. Так, если Аксинья только на миг представила себе возможность избавиться от Степана. То Дарья хладнокровно убивает Котлярова, хотя он приходится ей кумом, то есть они при крещении ребенка породнились во Христе.

«…Похоть и смерть идут рука об руку в художественном мире Шолохова, ибо «все позволено», если нет веры в высшее, абсолютное начало, которое связано с понятием праведного суда и возмездия…».11 Палиевский П. Шолохов сегодня. — М, 1989. — С. 232. Тем не менее, образ Дарьи еще не последняя ступень на пути превращения женщины существо, неутомимо сеющее вокруг себя зло и разрушение. Дарья перед смертью все же соприкоснулась с иным миром — гармонии, красоты, божественного величия и порядка.

Роман-эпопея «Тихий Дон» — настоящий шедевр литературы. Автор знакомит читателя с каждым героем произведения и их судьбами. Образ каждого из персонажей занимателен. В том числе и образ Дарьи Мелеховой, жены Петра Мелехова.

Дарья не занимает центральное место в сюжете романа. Более того, каждый, читая книгу, поначалу проникается не самыми лучшими впечатлениями о героине. Но ближе к финалу произведения девушка начинает вызывать у читателя чувство жалости, а судьба Дарьи Мелеховой нагоняет на тоску и грусть. Для подробного анализа следует рассмотреть Дарью Мелехову со всех сторон.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Дарья – красивая девушка. Она обладает привлекательной внешностью и хорошей фигурой, что позволяет носить ей яркие красивые наряды и пользоваться вниманием мужчин. Девушка осознает свою красоту, а потому позволяет себе нарядиться в обычный день как на праздник. Кроме того Дарья обладает черными тонкими бровями, легкой, смелой походкой и кокетливым взглядом.

Характер героини резко отличает ее от других женщин в романе. Дарья не может похвастаться качествами хорошей, верной жены. Девушка обладает порочностью, ветреностью и легким поведением. Изменяет мужу «при первой возможности». Кроме этого Дарья несколько цинична и очень ленива. Героине не свойственен женский труд даже тогда, когда в этом есть необходимость.

Дарья – страшная эгоистка, живущая в свое удовольствие и только в угоду своих потребностей. Она идет по жизни легко, не шибко думая о проблемах, не волнуясь и не переживая по неудачам и потерям и не мучаясь совестью.

Судьба героини сложилась очень трагично. Несмотря на свою неверность, она очень тяжело переживает смерть мужа. Однако, быстро «отходит» от горя. Разгульная жизнь приводит девушку к ужасной болезни – сифилису. В конце жизни героиня осознает неправильность своих убеждений и поведения, переосмысливая принципы и привязанности.

Дарья Мелехова – персонаж, вызывающий сначала бурю негативных эмоций у читателя, которого становится жаль ближе к финалу романа. Несмотря на ветреность, распутность и легкомысленность девушки, она не заслужила такой тяжелой участи.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2017/01/darja-melehova-tihij-don-obraz-harakteristika.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/darya-melehova-v-romane.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/obraz-i-harakteristika-dari-v-romane-tihij-don
  • https://studwood.ru/1193120/literatura/darya_melehova_tragediya_besplodnoy_zhizni
  • https://sochinyalka.ru/2018/12/obraz-dari-melehovoj-v-romane-tihij-don.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт