ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Аргументы. Вольнолюбивая лирика

Стихи классиков > ♥ Стихи о свободе > Стихи Александра Пушкина о свободе

Все стихи Александра Пушкина

Список стихотворений:

 Александр Пушкин — Во глубине сибирских руд

</li>

 Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный

</li>

 Александр Пушкин — К Чаадаеву

</li>

Александр Пушкин — Княгине Голицыной, посылая ей Оду Вольность

</li>

Александр Пушкин — Раевскому

</li>

Александр Пушкин — Недавно я в часы свободы

</li></ol>

Стихи Александра Пушкина о свободе: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Свободолюбивая лирика Пушкина

Подробности
Категория: Русская поэзия XIX века
Опубликовано 12.04.2020 18:33
Просмотров: 680

Li4vLi4vLi4vLi4vaW1hZ2VzLzBfN2E3M2ZfZTg5YTNhNDlfWEwuanBnJnc9MjAwJmg9MjAwJnE9OTA=.jpg

Политические вопросы всегда интересовали Пушкина.

А.С. Пушкин «Стансы»

QodC10YDQs9C10LXQstC90LBf0JAu0KEuX9Cf0YPRiNC60LjQvV8yLmpwZyZ3PTIwMCZoPTIwMCZxPTkw.jpg

Е.С. Кругликова. Пушкин

Далее поэт рассуждает, за что так ненавидят французы Россию, и сам же даёт ответ на этот вопрос:

Завершает это стихотворение Пушкин словами о том, что русский народ хранит былую силу и готов сражаться против новой агрессии. При этом он предвидит плачевный конец интервентов:

Ранняя свободолюбивая лирика Пушкина

А.С. Пушкин. Автопортрет (1829)

Свободолюбивый от природы дух Пушкина очень сильно «подпитал» Царскосельский лицей, в котором он пребывал в 1811-1817 гг. Здесь открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. Воспитанникам Лицея внушались высокие жизненные идеалы, в том числе свободолюбие. Здесь он познакомился с идеалами французского Просвещения. Здесь он общался с П.Я. Чаадаевым, с будущими декабристами, на встречах с которыми он слышал пламенные речи, осуждавшие самодержавие и крепостное право.

Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина в юности. В то время они оба мечтали об освобождении России от крепостного права, от гнёта самодержавия. Чаадаев был на несколько лет старше Пушкина и не верил в то, что эти надежды могут скоро осуществиться. Пушкин же старается убедить своего друга, что эти мечты сбудется скоро и что они сами могут принять участие в свержении «самовластья» (самодержавия).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву

П.Я. Чаадаев

Ещё в 1815 г., будучи в стенах Лицея, он написал стихотворение «К Лицинию», проникнутое высоким гражданским пафосом. Лициний – римский император в 308-324 гг. Но его имя упоминается в заголовке только для того, чтобы отвлечь внимание цензоров. Фактически, это стихотворение – выступление против Александра I и его сподвижника Аракчеева. После завершения Отечественной войны и европейского похода в некоторых кругах стало зреть недовольство внутренней политикой императора. Люди хотели либеральных реформ, которые он обещал ещё в первые годы своего правления. Но Александр I идти на поводу у либералов не собирался. В стихотворении Пушкина представлен Рим, «гордый край разврата, злодеянья», когда к власти в нем прибился некий Ветулий – «любимец деспота», юноша сомнительных моральных качеств, правящий «слабым сенатом. Вероятно, подразумевался при этом Аракчеев. Сейчас его личность не воспринимается однозначно отрицательно, но во времена Пушкина Аракчеева многие откровенно ненавидели и презирали.В стихотворении «К Лицинию» народ безропотно поклоняется Ветулию, поддерживая нечестную власть. Некогда свободные люди находятся под игом, но не способны найти в себе силы противостоять злодеям-правителям. Последние строки занимает пророчество. Согласно ему, рано или поздно город должен пасть: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Юный Пушкин поддерживает восстание против Ветулия и покровительствующего ему деспота.

Поэт позже изменит свою точку зрения на народные волнения и революции: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» («Капитанская дочка»).

Оду «Вольность» Пушкин написал в 1817 г. В ней отразились ранние свободолюбивые настроения поэта, он сам позже называл эту оду «детской».Её главная мысль в том, что вольность возможна и в монархическом государстве, в котором соблюдаются законы. Причём законы должны соблюдаться не только народом, но и самим царём:

Далее Пушкин приводит пример казни народом короля Людовика XIV во время французской революции, эту казнь он считает незаконной. Результат – порабощение французов новым тираном – Наполеоном.

Но поэт даёт поучение и тем царям, которые нарушают закон, царствуют с помощью «бичей» и оков. Пример – Павел I, которого Пушкин в этой оде называет Калигулой, по имени римского императора, прославившегося своим тиранством.

В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин даёт свой идеал гармонического общества. Стихотворение построено на антитезе: в природе царят гармония и красота, а в человеческом обществе – дикость. Заканчивается стихотворение восклицанием и риторическим вопросом:

В стихотворении «Сказки» (Noёl) Пушкин высмеивает Александра I. Noёl (фр.) – праздник Рождества Христова. Александр I создал реакционный «Священный союз» с Австрией и Пруссией для борьбы с революционным движением в Европе, но в то же время публично пообещал ряд либеральных реформ, которые выполнять не думал. В стихах Пушкина младенец Христос радуется этим обещаниям, а Мать Его объясняет, что эти обещания – просто сказки.

В 1824 г. Пушкина из Одессы высылают в Михайловское под надзор отца. Заканчивается романтический период пушкинского творчества.

Зрелая свободолюбивая лирика Пушкина

А.С. Пушкин. Автопортрет

Период либеральных надежд закончился для Пушкина и других мыслящих людей его времени после событий 14 декабря 1825 г. В стихотворении «Арион» он подводит итог духовным исканиям декабристов. События недавнего прошлого он воссоздаёт в аллегорической форме: у каждого из декабристов были свои обязанности («Иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёслы»), а поэт воодушевлял их своими песнями (стихами).

А.С. Пушкин «Арион» 

Главная идея этого стихотворения состоит в том, что поэт не отрёкся от своих убеждений: «Я гимны прежние пою…».Арион – древнегреческий поэт, которого во время его путешествия на корабле ограбили и выбросили в море кормщик и матросы. Но Ариона спас приплывший на его песню дельфин, на спине дельфина он и добрался до берега. Этот образ Пушкин взял для того, чтобы ввести в заблуждение цензуру. Это помогло, стихотворение было опубликовано в 1830 г.

В стихотворении «В Сибирь», адресованному друзьям-декабристам, сосланным на каторгу, он утверждает: «Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высоко стремленье».

Б. Кустодиев. Пушкин (1915)

А.С. Пушкин «В Сибирь»

Ему в стихотворной форме ответил поэт-декабрист А. Одоевский.Глубокое осмысление свободы Пушкин дал в стихотворении «Анчар» (анчар – древо яда). Поэт выступает против неограниченной власти одного человека над другим.В природе анчара, пропитанного ядом от корней до листьев, избегают и звери, и птицы. А человек (царь, князь) может послать к этому ядовитому дереву другого человека за ядовитой смолой для отравленных стрел одним только властным взглядом. И тот послушно идёт на верную смерть. Пушкин не может и не хочет примириться с этим.

А.С. Пушкин «Анчар»

И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я СвободуИ милость к падшим призывал.

А. Кравчук «Последняя осень» (2000). Холст, масло. 123×150 см

Вольнолюбивая лирика
1.А.С.Пушкин « К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» — это одно из лучших стихотворений вольнолюбивой лирики поэта. Автор верил  в будущее страны и народа, что «Россия вспрянет ото сна», что не напрасны жертвы тех, кто отдал жизнь или лучшие годы борьбе за свободу. Об этих людях будет помнить Россия ,«… И на обломках самовластья Напишут наши имена!». Поэт призывал  своих соотечественников, обращаясь к ним, как к друзьям, все силы отдать борьбе за свободу народа, за справедливость. «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!»

ТЕКСТ

2.М.Ю.Лермонтов «Прощай, немытая Россия…» 

С осуждением пишет о российской действительности, о  николаевской России в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов. называя страну «немытой» , страной «рабов» и «господ». Примитивная, без лоска и изящества, страна с её «мундирами голубыми»- полицией, пресекающей любое свободомыслие, — такую Россию поэту не жаль оставить , он прощается с нею, скрывается «за стенами Кавказа». Боль у поэта вызывает и «преданный народ», не стремящийся к лучшей жизни, к свободе. Не такой хотел видеть поэт Россию, а  свободной. Сквозь картину такой неприглядной родины виден образ глубоко любящего её человека, страдающего , что так несправедлив порядок в стране.

ТЕКСТ

3.А.А.Ахматова «Жить — так на воле…» 

Жить — так на воле,

Умирать — так дома.

Волково поле,

Желтая солома.

Очень короткое стихотворение, но полное такого желания жить на воле, не подчиняться никому, кто решит лишить воли человека  или целую страну. Написано стихотворение в первый день объявления войны в 1939 году. Впереди — миллионы жертв, несчастья, ужасы войны. Но не сломить народы, не лишить их свободы никогда. Это -основной мотив свободолюбивой лирики А.Ахматовой.

ТЕКСТ

Общее

Стихотворения поэтов объединяет общая мысль: человеку свойственно желание быть свободным, стремление к воле. Любые попытки лишить свободы отдельного человека, народ, страну  вызывают резкий протест. Будь то несвобода в своей стране, либо это борьба с захватчиками, напавшими на родную землю. Мечты о лучшем будущем России, когда не будет оков, звучат в данных произведениях. Авторы верят, что лишить свободы людей уже невозможно.

Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Подводя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт написал такие строки:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу…

Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы свободы и воли в своей поэзии.

В раннем творчестве поэт понимает свободу как внешнюю – свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представляет только внутренняя свобода, которая ограничивается нравственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт воспринимает вольность как философскую категорию.

В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает государство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Вольность», в которой поучает царей и воспевает свободу и вольность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье;

Где всем простерт их твердый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит…

Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон – а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические примеры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском замке.

В конце стихотворения автор преподносит урок правителям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления справедливости:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лирический герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Более глубокое понимание свободы поэт выражает в стихотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, то есть Пушкин использует прием антитезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Природа живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди, должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить…

Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой переводит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают закон.

В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой – сомневается, что это возможно:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворении «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме свободы, но осознает ее по-другому. Это произведение перекликается со стихотворением шести летней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории храма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вывод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:

…И, в умиленьи вдохновенном,

На камне, дружбой освященном,

Пишу я наши имена.

Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 182 5 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддержать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Арион».

В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало даром, что «темницы рухнут и свобода… примет радостно у входа…».

Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пятерых декабристов. В этом произведении автор в иносказательной форме описывает события, связанные с декабристами. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пушкин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихотворения свидетельствуют, что лирический герой продолжает начатое дело:

…Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и отношения к свободе. Философское осмысление категории свободы раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (государственной службы), от мирской суеты: «Все это, видите ль, слова, слова, слова».

Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностями. Для Пушкина главное – это внутренняя свобода, которая ограничена нравственным идеалом самого человека:

…Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…

В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приобщившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права…»

Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание изменить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/stixi-o-svobode/stixi-aleksandra-pushkina-o-svobode/
  • http://ency.info/slovesnost/poeziya/istoriya-razvitiya-russkoj-poezii/russkaya-poeziya-xix-veka/1105-svobodolyubivaya-lirika-pushkina
  • http://literatura-ege.ru/егэ-литература-анализ-стихотворений/егэ-литература-материал-к-заданию-№-16/егэ-литература-материал-к-заданию-16-ар-5/
  • https://lit.wikireading.ru/49312

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт