Эпоха Романтизма: кратко, понятно и точно

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Романтика ассоциируется с любовью, страстными порывами, звездным небом и туристическими походами по нехоженым тропам.

Сама суть романтизма в том, чтобы чувства переполняли, душа звала на подвиги (это что?), а ты ощущал себя частью удивительной природы. Так было в XIX веке, ничего не изменилось и сейчас.

Романтизм — это культурное течение, возникшее на стыке XVIII и XIX веков как оппозиция классицизму (что это такое?). На смену разуму просветителей пришли чувства романтиков.

Романтизм с реализмом (что это?) — еще и два основных творческих метода XIX века в искусстве, которые до сегодняшнего времени не сдают позиций, и в этом раскладе вряд ли что-то поменяется.

«В жизни много больших романтических моментов. И ради них стоит жить. Но есть одна проблема: моменты проходят. И из-за угла этих моментов уже выглядывает жестокий, небритый засранец, имя которому — реальность».«Как я встретил вашу маму», американский сериал

История и определение термина «романтизм»

В словаре Даля, который был составлен в середине XIX века, дано определение романтизма «по горячим следам» — так, как его понимали живые участники событий:

«Романтизм, романтический говорится об изящных сочинениях: вольный, свободный, не стесненный условными правилами, подражающий быту, либо природе, противоположное: классицизм, классический».

Любопытно, что романтизм Даль не выводит отдельной словарной статьей, а дает вместе со словами РОМАН, РОМАНИСТ, РОМАНС.

Французское слово romantisme корнями уходит к средневековой итальянской героической песне-романсу и к понятию «роман» — так в XVII веке называли легкое чтиво, написанное на романских языках, в противовес настоящей литературе на классической латыни и древнегреческом.

Рождение нового культурного течения связано с грандиозной перестройкой общества, которая началась во время Великой французской революции 1789–1794 гг. и сотрясала Европу всю первую половину XIX века.

Романтики — мечтатели, люди с активной гражданской позицией — хотели борьбы, перемен, не могли мириться с существующим положением вещей, стремились к свободе.

*Эжен Делакруа, Свобода ведущая народ, 1830 г.

«Романтики перекраивают мир, а реалисты думают только о своей утробе».Ирвинг Стоун, американский писатель

Особенности, признаки и черты романтизма в искусстве

Романтизм в разных национальных культурах проявляет себя по-своему, тем не менее прослеживаются общие черты, характерные для этого направления:

  1. интерес к противоречивому внутреннему миру человека;
  2. отказ от иерархии стилей, полная свобода творческого воображения;
  3. романтический герой — одиночка, бунтарь, дикарь с трагическим восприятием мира;
  4. единение человека и природы;
  5. томление героя по идеальному миру и свободе, неприятие обыденной жизни;
  6. сильные эмоции.

Основная идея романизма — противостояние человека и общества, причем настоящий романтический герой одинок, не принимается социумом, витает в высоких мирах, стремится оторваться от скучной рутины обыденной жизни.

Романтику не интересна простая жизнь вокруг, его мятежная душа «ищет бури», пытается вырваться из оков повседневности. Душевный надлом, сильные переживания, даже психические расстройства становятся предметом искусства.

В живописи расцветает портретный жанр, где наиболее остро выражен интерес к личности человека.

*Теодор Жерико, Старуха, страдающая манией зависти, 1822-23 гг.

Представители романтизма в попытках бегства от действительности пошли в противоположную от классицизма сторону. Если классики искали идеал в античности, то романтики черпают вдохновение в фольклоре (что это такое?), средневековом искусстве, рыцарской культуре, мистике.

Легенды, предания, народные песни, баллады (что это?), а особенно сказки становятся популярными жанрами произведений романтизма.

На этой волне Амадей Гофман пишет свои знаменитые сказки «Крошка Цахес», «Щелкунчик, или Мышиный король», Вильгельм Гауф «Каменное сердце», «Калиф-аист», «Маленький Мук».

Еще одной манящей реальностью становится мир востока. В начале XVIII века французский востоковед Антуан Галлан издает свой перевод сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

*Джон Фредерик Льюис, Иллюстрация к «Тысяче и одной ночи», 1857 г.

В XIX веке книга неимоверно популярна, переводится на другие европейские языки, становится предметом фальсификаций (это что?) и подражаний. К тому же романтики обожают путешествовать, и многие самостоятельно открывают для себя экзотику восточных стран.

Что такое романтизм в литературе

Романтизм в литературе — это, во-первых, литературное направление начала XIX века, пришедшее на смену классицизму и подавленное позже реализмом, и, во-вторых, художественный метод, который особым образом переосмысливает и изображает действительность.

Романтический метод напоминает юношеский максимализм. Мир романтика, как и мир подростка, полярен и замешан на борьбе противоположностей.

Бог и дьявол, возвышенное и низменное, истина и ложь, свобода и зависимость, исключительность и обыденность — у романтика нет золотой середины, он стремится к идеалу, но идеал этот абсолютен, а поэтому недостижим.

Трагедия романтика в том, что он не может примирить идеальный замысел с неидеальным воплощением. На этом строится двоемирие романтизма.

Рождение романтизма связано с немецким городом Йеном. Здесь в 1798–1802 годах образовался кружок молодых писателей: братьев Шлегелей, Новалиса, Вильгельма Вакенродера, Людвига Тика. На их взгляды повлияли философские концепции (что это такое?) идеализма Фихте и Шеллинга (см. что такое идеализм).

«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным».Иоганн Готлиб Фихте, немецкий философ

Вторая волна немецкого романтизма делала ставку на фольклор. Гейдельбергская школа знаменита собирателями народных сказок братьями Вильгельмом и Якобом Гримм. Жанр сказки взлетает на немыслимые доселе высоты.

*Братья Гримм

Поздний романтизм в Германии — это налет безысходности и ощущения внутреннего разлада. Мечта об идеале вдребезги разбивается о суровую реальность.

Яркие представители позднего романтизма в немецкой литературе драматург и автор новелл (что это?) Генрих фон Клейст, сказочники Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вильгельм Гауф, Адельберт фон Шамиссо.

Черты романтизма в английской литературе намечаются в мистической поэзии Уильяма Блейка, в готических романах Горация Уолпола, но не выстраиваются в однородную систему.

Английский романтизм — это и воспевание простых чувств, красоты природы Уильяма Вордсворта, и настроения протеста Джорджа Байрона, и средневековые исторические сюжеты Вальтера Скотта.

Во Франции романтизм сложился позднее, т.к. традиции классицизма здесь были наиболее сильны. Французский романтизм опирается на философию Жан-Жака Руссо с его культом чувств и страстей «естественного человека».

Самые громкие имена французских писателей-романтиков — Шатобриан, Жермена де Сталь, Виктор Гюго, Жорж Санд.

Романтизм в русской литературе развивался на фоне бурной деятельности разнообразных литературных кружков и объединений. Первыми поэтами-романтиками становятся В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков, хотя их поэзию трудно сравнивать, настолько отличается она по темпераменту.

Меланхоличный (это какой?) и лирический Жуковский близок к сентиментализму (что это?), а взрывной Батюшков отдается сильным чувствам, причем как радостным, так и печальным. Видимо, это его и сгубило — поэт в 35 лет сошел с ума.

*Константин Батюшков

Романтические идеи были близки раннему Пушкину, но работая над «Евгением Онегиным», он становится реалистом, а Ленского — символ поэта-романтика — безжалостно убивает, показывая читателю, что у романтизма нет будущего.

Повести Гоголя имеют яркие черты романтизма:

  1. мистичность,
  2. полярность добра и зла,
  3. стремление к мечте,
  4. тоска одиночества,
  5. обращение к национальной культуре.
» alt=»»>

Кульминация (что это?) романтизма в России — творчество М.Ю.Лермонтова, недаром его называют «русским Байроном», хотя сам поэт попытался откреститься от этого звания в своем стихотворении-пророчестве:

Закат литературного направления романтизма в России связан с философской поэзией Ф.М.Тютчева.

Романтизм в живописи

Основоположник романтизма в живописи — французский художник Теодор Жерико (1791–1824). Он рано погиб, упав с лошади, и при жизни не получил признания. В его картинах остро чувствуется характерные признаки романтизма — конфликтность мира и глубина человеческих переживаний.

*Самая известная картина Теодора Жерико «Плот «Медузы» стала символом Франции, переживающей одновременно и надежду, и отчаяние

Чтобы понять, что такое романтизм в изобразительном искусстве, нужно обратить внимание на два жанра, наиболее ярко раскрывшихся в этот период — портрет и пейзаж.

Романтический портрет всегда предпочитает внешней красоте внутренний огонь, духовное богатство человека. Это не просто замершая фигура, в ней чувствуется динамика внутренней жизни.

*Франсиско де Гойя, эскиз к картине «Портрет Карла IV с семейством», 1789–1800 гг.

Пейзаж в романтизме отражает душу самого мироздания, и она тоже дается в динамике. Природа для романтика — это стихия, изменчивая и непокорная.

*Каспар Давид Фридрих, «Прогулка в сумерках», 1837–1840 гг.

Она отражает внутреннее состояние героя или призвана вызвать сильные эмоции у зрителя. Художник-романтик любит в красках живописать бури, грозы, шторма. Милые сердцу любого романтика иррационализм и мистика находят отражение в ночных пейзажах.

Романтизм в музыке

Романтики боготворили музыку, считая ее высшим видом искусства, так как именно она наиболее полно выражает чувства и движения души.

И если в литературе и живописи романтизм вытесняется реализмом к середине XIX века, то в музыке он обосновался до самого конца столетия.

Музыка романтизма — это:

  1. мотив одиночества;
  2. напряженный конфликт личности с окружающим миром;
  3. двоемирие;
  4. автобиографичные темы;
  5. образы лирической любви;
  6. новый подход к фантастическим и сказочным сюжетам.

Композиторы-романтики тоже обращаются к фольклору — народные песни, баллады, эпос (что это за жанр?) обогатили авторские музыкальные произведения.

*Франц Шуберт (1797–1828), первый композитор-романтик

Романтизм связан с именами величайших композиторов.

Шуберт, Лист, Григ, Вагнер, Брамс, Мендельсон, Штраус, Паганини, Верди, Бизе, Берлиоз, Шопен, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков — музыка этих композиторов-романтиков до сих пор собирает полные залы и не теряет популярности.

Новый романтизм

В 2011 году австралийский художник Люк Тернер заявил о рождении новой эпохи метамодернизма, которая идет на смену приевшемуся постмодернизму. Художник вводит новый термин, объясняющий идею и настроение эпохи, — «новый романтизм».

Его суть в обращении к одной из основных черт романтизма XIX века — уходу от реального мира в мир фантазий и прошлых времен.

Эстетика (что это значит?) неоромантизма распространяется на кинематограф, музыку и жанр музыкального клипа, живопись, моду и литературу.

*Питер Дойг, «Lunker» (Большая рыба)

К неоромантикам можно отнести режиссера Уэса Андерсона (фильм «Королевство полной луны», 2012 г.), писательницу Диану Сеттерфилд (роман «Тринадцатая сказка», 2006 г.), художника Питера Дойга. Романтизм на наших глазах переживает второе рождение.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Как в искусстве, так и в отношениях романтизм во всех его проявлениях не должен быть чрезмерным. Иначе вместо приятного впечатления он начинает тяготить. Нельзя согласиться, что у этого течения нет будущего, просто, как и все в мире, романтизм должен эволюционировать и соответствовать веяниям времени.

«>

Далеко не всем нравится читать о суровом сухом реализме, его с лихвой хватает и в повседневной жизни. Часто хочется отвлечься от серых будней за романтическим рассказом или романом. Не думаю, что это когда-то изменится.

Читатели хотят насладиться другой реальностью, возвышенной любовью, которой никогда не знали в жизни. На мой взгляд, у романтизма определенное есть будущее.

Тема: Творчество

0*qzadHSvDcUGtTO_v.pngEggheado</span>Jun 3, 2014 · 7 min read</span></span>

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, — этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран — romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique — нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах, но не в действительности.

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза,парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей — вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра — это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Image for post
Автопортрет «Ми втроем», 1805, Филипп Отто Рунге

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

«Дерби в Эпсоме», 1821, Теодор Жерико
«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского — вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Кошмар, 1781, Иоганн Генрих Фюсли
Свобода, ведущая народ, 1830, Эжен Делакруа
Радуга, Иван Айвазовский

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Бидермейер

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер. Основная черта бидермейера — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Книжный червь, ок. 1850, К. Шпицвег

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам.

Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

Спящий пастушок, 1823—24, А. Г. Венецианов
Семейный портрет графов Морковых, 1813, В. А. Тропинин

В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, — декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Романтизм в литературе

Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Романтический герой — личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть — любовь во всех ее проявлениях, низкая — жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души — характерные черты романтизма.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», — прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма — это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация — лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков — баллада. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.

После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты — А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге, Утопленник), М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль, Русалка), А.К.Толстой (Василий Шибанов) и др.

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа — одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).

Романтизм — культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

По материалам: wikipedia.org, paintingromanti.jimdo.com, krugosvet.ru, allpainters.ru

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Eggheado — это познавательная статья к завтраку.

Страстная натура

РомантизмРомантизм пришел на смену строгому классицизму в живописи и принес новый багаж: переживания, волнения, краски, и особую выразительность. Нередко стиль романтизма путают с «романтическими» образами в живописи и пасторальными сценами. Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII — начала XIX в.в. от музыки до живописи – личность со всеми переживаниями и богатым внутренним миром. Читать дальше </span> пришел на смену строгому классицизму в живописи и принес новый багаж: переживания,волнения,краски,и особую выразительность. Нередко стиль романтизма путают с «романтическими» образами в живописи и пасторальными сценами. Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII — начала XIX в.в. от музыки до живописи — личность со всеми переживаниями и богатым внутренним миром.

Станчик (Придворный шут Станислав Гуска)1862, 88×120 смГлавное для представителей романтизма в живописи — передать и показать эмоции героя. Они лучше всего проявятся в неординарных обстоятельствах,в необычные моменты жизни,отсюда и сюжеты. В ход идут реалистично нарисованные,волнующие эпичные сцены: Библейские,исторические темы,мифы,мистика,события недавнего прошлого,с живыми,порывистыми движениями персонажей и их эмоциями. На пейзажах — дыхание природы(перед грозой!), а на портретах — вся гамма чувств. Романтизм в живописи — это полотна Жерико,Делакруа,Тернера,Гойи,Брюллова,Айвазовского,Тропинина.Рождение Богородицы1774, 306×790 см

Революция идей

Стиль романтизма пришел на смену классицизму с его правилами гармонии,сдержанности и стремлением к чистому идеалу согласно велению Истории. Невозможно было оставаться в рамках застывших канонов эпохи Просвещения и восхищаться лишь античными красотами да наследием Рафаэля и Микеланджело. Великая Французская революция,свобода,равенство,братство,крах буржуазных ценностей,новые учения немецких философов с пристальным вниманием к душевным поискам героя… И художники в стремлении раскрывать внутренний мир человека рисуют ярче и смелее: меньше геометрических схем и сдержанных жестов,больше красок,эмоций,движения на картинах. Публика поначалу была действительно шокирована: после строгих линий,театральных жестов и холодной красоты ангелов — буйные,а порой и вовсе демонические страсти! «Темной стороне» натуры романтики уделяют немало внимания,и фраза«призраки Гойи» уже давно стала нарицательной. Но главное — то,что эмоциональностью своих живых полотен художники романтизма будто включают зрителей в круг персонажей,и вместо отстраненного любования картиной возникает эффект сопричастности.

Плот и оплот романтизма.«Родиной» романтизма в живописи считают Францию,а появление картины Теодора Жерико«Плот фрегата „Медуза“» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, — чуть ли не «день рождения» стиля. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи — налицо! Художник изобразил волнующий момент недавней истории,основанной«на реальных событиях»: гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г., и трагическая история выживания 15 из 140 человек,плывших на корабле,на маленьком плоту.

На картине Жерико — появление парусника«Аргус», который видят измученные люди после 12 дней испытаний. При том,что художник в итоге изрядно затушевал раны на телах и не раскрывал тему каннибализма, — зрители были потрясены реалистичностью и «человечностью» картины. А последователь и друг Жерико — Делакруа(он позировал для картины в роли… мертвеца), увидев полотно впервые,«в восторге бросился бежать,как сумасшедший,и не мог остановиться до самого дома».

Делакруа стал верным соратником Жерико и одним из ярких представителей художников нового направления — романтизма. Его кисти принадлежит еще одно«каноническое» полотно стиля — «Свобода,ведущая народ»(1830). Правда,сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов,скорее,исключение для творца,как-то сказавшего«Страшно подумать,сколько памятников и произведений искусства погубили революции!». Но сколько — вдохновили! В том числе и русских творцов,которым оказались близки революционные идеи в искусств. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств,поездки и «командировки за рубеж»(Брюллов,например,«стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность — у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.

Свобода, ведущая народ1830, 260×325 см

Известные художники – представители романтизма

Т. Жерико,Э. Делакруа,О. Домье,П.Ж. Давид д’Анже,А.Л. Бари,Ф. Рюд,Дж. Констебл,Р. Бонингтон,У. Тёрнер,Ф.О. Рунге,К.Д. Фридрих,Й.А. Кох,Дж. Иннесс,А.П. Райдер,В. Мадарас,Л. Галле,Й. Манес,П. Михаловский,Я. Матейко,О. А. Кипренский,В. А. Тропинин,А. А. Иванов,К. П. Брюллов,И. К. АйвазовскийДевятый вал1850, 221×332 см

Знаковые работы

— Теодор Жерико — «Плот«Медузы»(Théodore Géricault — «Le Radeau de la Méduse», 1819. Это одна из первых наиболее известных работ эпохи романтизма — Эжен Делакруа — «Свобода,ведущая народ»(Eugène Delacroix — «La Liberté guidant le peuple») 1830. Картина,выставленная в Парижском Салоне,получила признание публики,но,купленная правительством,была скрыта от нее. — Карл Брюллов — «Последний день Помпеи»(1830−1833). Картина прекрасно характеризует стиль романтизма в русской живописи.Последний день Помпеи1830-е , 465.5×651 см

  • Вы – профан … если считаете Уилла Тернера лишь романтическим героем фильма «Пираты Карибского моря»! Британец Уильям Тернер – один из ярких представителей художников романтизма. Впрочем, морская тема без внимания не осталась: одна из его известных картин — «Последний рейс корабля «Отважный»» (1838)
  • Вы эксперт, если … с ходу узнаете лик писателя Николая Васильевича Гоголя «в массовке» на полотне «Явление Христа Народу» (1837 — 1857) Александра Иванова. Ну а внезапный визит тещи навеет вам название картины его ученика Брюллова «Последний день Помпеи».

Вот так история!

Известнейший портретПортрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше </span> польского композитора,пианиста Фридерика Шопена кисти его друга Эжена Делакруа — лишь часть картины! Увы,двойной портретПортрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше </span>«Шопен и Жорж Санд» в первозданном виде не существует с 1880 г., когда он был разрезан,по разным источникам — «жадными владельцами,чтобы распродать дороже», или же «по настоянию Жорж Санд».

ПортретПортрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше </span> писательницы и музы-мучительницы,слушающей игру Шопена«за кадром», хранится в собрании Ордрупгаард(Копенгаген,Дания), а портрет Шопена в 1907 г. по завещанию владельца попал в Лувр(Париж,Франция). Оригинальный набросок Делакруа с двумя фигурами на одном листе также хранится в Лувре.

Романтизм в живописи – философское и культурное направление в искусстве Европы и Америки конца 18 – первой половины 19 веков. Основой для развития стиля послужил сентиментализм в литературе Германии – родины романтизма. Развивалось направление в России, Франции, Англии, Испании и других европейских странах.

История

Несмотря на ранние попытки пионеров – Эль Греко, Эльсхаймера и Клода Лоррена, стиль, который мы знаем как романтизм, не наберет силу практически до конца 18 века, когда героический элемент неоклассицизма получил главную роль в искусстве того времени. Картины стали отображать героически-романтический идеал, основанный на романах того времени. Этот героический элемент в сочетании с революционным идеализмом, эмоциональностью, возник в результате Французской революции в качестве реакции против сдержанного академического искусства.

После Французской революции 1789 года, значительные социальные изменения произошли в течение нескольких лет. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Когда лидеры встретились на Венском конгрессе, чтобы продумать план реорганизации европейских дел после наполеоновских войн, стало ясно, что надежды народов на свободу и равенство не были реализованы. Тем не менее, в течение этих 25 лет сформировались новые идеи, которые укоренились в сознании людей во Франции, Испании, России, Германии.

Уважение к личности, которая уже была ключевым элементом в неоклассической живописи, развивалось и укоренялось. Картины художников выделялись эмоциональностью, чувственностью в передаче изображения личности. В начале 19 века, различные стили стали проявлять черты романтизма.

Цели

Догматы и цели романтизма включали:

  • Возвращение к природе — примером чего является акцент на спонтанности в живописи, что демонстрируют картины;
  • Вера в доброту человечества и лучшие качества личности;
  • Справедливость для всех – идея была распространена в России, Франции, Испании, Англии.

Твердое убеждение в силе чувств и эмоций, которые доминируют над разумом и интеллектом.

Особенности

Характерные черты стиля:

  1. Идеализация прошлого, доминирование мифологической тематики стала ведущей линией в творчестве 19 века.
  2. Отказ от рационализма и догм прошлого.
  3. Повышенная выразительность при помощи игр света и цвета.
  4. Картины передавали лирическое виденье мира.
  5. Повышение интереса к этническим темам.

Романтичные художники и скульпторы, как правило, выражают эмоциональную реакцию на личную жизнь, в отличие от сдержанности и универсальных ценностей, пропагандируемых неоклассическим искусством. 19 век стало началом развития романтизма и в архитектуре, что подтверждают изысканные викторианские строения.

Основные представители

Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И.Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Романтическое искусство не вытесняло неоклассический стиль, а функционировало как противовес догматичности и жесткости последнего.

Романтизм в русской живописи представлен работами В.Тропинина, И.Айвазовского, К.Брюллова, О.Кипренского. Живописцы России стремились передать природу максимально эмоционально. Предпочтительным жанром среди романтиков был пейзаж. Природа рассматривалась как зеркало души, в Германии она также рассматривается как символ свободы и безграничности. Изображения людей художники помещают на фоне сельской местности или городского, морского пейзажа. В романтизме в России, Франции, Испании, Германии изображение человека не доминирует, а дополняет сюжет картины.

Популярны ванитас мотивы, такие как мертвые деревья и заросшие руины, символизирующие быстротечность и конечную природу жизни. Подобные мотивы имели место ранее в барочном искусстве: художники заимствовали работу со светом и перспективой в подобных картинах у барочных живописцев.

Цели романтизма: художник демонстрирует субъективный взгляд на объективный мир, и показывает картину, отфильтрованную через его чувственность.

В разных странах

Немецкий романтизм 19 века (1800 — 1850)

В Германии молодое поколение художников реагировало на меняющиеся времена процессом самоанализа: они отступили в мир эмоций, их вдохновляли сентиментальные стремления к идеалам прошлых времен, в первую очередь, средневековой эпохи, которая в настоящее время рассматривается как время, в котором люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте, картины Шинкеля, например, «Готический собор на воде», являются репрезентативными и характерными для периода.

По тяге к прошлому романтические художники были очень близки к неоклассицистам, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистические догмы неоклассицизма. Неоклассические художники ставили такие задачи: смотрели в прошлое, чтобы оправдать их нерациональность и эмоциональность, сохраняли академические традиции искусства в передаче реальности.

Испанский романтизм 19 века (1810 — 1830)

Франсиско де Гойя был бесспорным лидером романтического движения искусства в Испании, его картины демонстрируют характерные черты: склонность к иррациональности, фантазии, эмоциональность. К 1789 году, он стал официальным живописцем испанского королевского двора.goya.jpg

В 1814 году в честь испанского восстания против французских войск в Пуэрта-дель-Соль, Мадрид, и расстрела безоружных испанцев, подозреваемых в соучастии, Гойя создал одну из его величайших шедевров – «Третье мая». Известные работы: «Бедствия войны», «Капричос», «Маха обнаженная».

Французский романтизм 19 века (1815 — 1850)

После наполеоновских войн Французская республика вновь стала монархией. Это привело к огромному толчку романтизма, которое до сих пор сдерживалось доминированием неоклассиков. Французские художники эпохи романтизма не ограничивали себя пейзажным жанром, они работали в жанре портретного искусства. Наиболее яркие представители стиля – Э.Делакруа и Т.Жерико.

Романтизм в Англии (1820 – 1850)

Теоретиком и наиболее ярким представителем стиля был И.Фюсли. Джон Констебль принадлежал к английской традиции романтизма. Эта традиция была в поиске баланса между глубокой чувствительностью к природе и прогрессом в науке живописи и графике. Констебль отказался от догматичного изображения природы, картины узнаваемы, благодаря использованию для передачи реальности цветовых пятен, что приближает творчество Констебля к искусству импрессионизма.

Картины Уильяма Тернера, одного из величайших английских художников романтизма, отображают тягу к наблюдению природы как одному из элементов творчества. Настроение его картин создается не только тем, что он изобразил, но и тем, как художник передал цвет и перспективу.

Значение в искусстве

Романтический стиль живописи 19 века и его особые черты стимулировали появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, пленэрной ландшафтов, в Нориджская школа пейзажистов. Романтизм в живописи повлиял на развитие эстетизма и символизма. Самые влиятельные живописцы создали движение прерафаэлитов. В России и странах Западной Европы романтизм оказал влияние на развитие авангарда и импрессионизма.Используемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/romantizm-chto-ehto-takoe-literature-muzyke-zhivopisi.html
  • https://medium.com/eggheado-art/-79f17fe5569a
  • https://artchive.ru/encyclopedia/42~romanticism
  • https://artrecept.com/zhivopis/stili/romantizm

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт