Ермолай Алексеевич Лопахин — характеристика героя в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Меню статьи:

Кто такой Лопахин?

О Лопахине, роли героя в произведении мы узнаем из авторской ремарки. Лопахин – человек, который выбился «в люди» из самого социального низа. Автор упоминает об отце Ермолая Алексеевича – крепостном, который служил у Раневских. Лопахин – вежливый, благодарный человек. Герой ценит Раневскую, ведь многим обязан этой женщине.

Vishnevyj-sad-CHekhov..jpg

Лопахин любит помещицу, будто она для него родная.

План по спасению сада

Чехов мастерски изобразил два подхода к жизни: аристократический и мещанский. Раневская не в восторге от плана Лопахина: поделить сад на отдельные кусочки, чтобы сдать в аренду дачникам. Реализация этой идеи спасла бы помещицу от долгов. Однако у плана есть изъян: аренда требует вырубки сада. На это Раневская пойти не может. Для героини сад – воплощение образа идеальной, счастливой жизни. Лопахин не разделяет ностальгии Раневской. Ермолай смотрит на сад взглядом дельца: большая территория принесет большой доход.

Vishnevyj-sad-Anton-CHekhov.jpg

Раневская не соглашается на предложение Лопахина. Вишневый сад должен жить. Лопахин расценивает это как легкомыслие, праздность помещиков-аристократов. Ермолай – трудоголик. Все, что герой в этой жизни имеет, он сделал сам – трудом, усилиями, жертвами. Каждый день у Лопахина начинается с пяти утра и заканчивается поздно ночью.

В рассказе “”Попрыгунья” Чехов постарался изобразить русскую интеллигенцию и богему того времени. Предлагаем читателям ознакомиться с кратким содержанием этого произведения

Характер и личность персонажа

Лопахин – носитель грубого, хищнического начала, купеческой удали. Герой уверен, что за деньги сможет купить все. Ермолая не беспокоят чувства Раневских. Наоборот, наконец, возвысившись над бывшими господами, Лопахин радуется, топает ногами. В описании поведения героя кроется простота, непосредственность, неотесанность мужика. С мещанскими качествами, умением заработать в натуре героя соседствует черствость, грубость и хищничество.

Чехов сделал своего героя необразованным человеком. Кроме того, у Лопахина плоховатый почерк. Ермолай вспоминал, что отец не уделял внимания образованию сына. Вся наука буквально вбивалась в юного Ермолая. От этого герой, конечно, эрудированнее не стал.

Качества Лопахина

Среди качеств героя преобладает скромность, практичность, деловитость, прямота, ответственность, трудолюбие. Лопахин не скрывает и не стесняется своего происхождения. Ермолай не пытается притворится аристократом. Герой не врет, говорит правду людям в лицо. Например, однажды Лопахин назвал Гаева «бабой».

Внешность героя

Лопахин старается уподобляться господам. Герой носит белую жилетку, желтые башмаки. Автор точно не сообщает возраст героя. Можно предположить, что Лопахину где-то от тридцати до сорока лет. Раневская старше Ермолая. Это логично предположить, потому что Лопахин часто вспоминает свою юность, когда Раневская была стройной, молодой девушкой.

Детство и воспоминания Ермолая

Чехов упоминает, что детство героя было тяжелым. Зимой Ермолаю приходилось ходить босиком. Отец прикладывался к бутылке, не проявлял терпения к сыну, часто избивал, наказывал. С детством и юностью героя связывается такое качество Лопахина, как самокритичность. Мужчина часто называет себя болваном, идиотом, сетует на свои недостатки и слабые стороны.

В центре произведения Антона Чехова “Скрипка Ротшильда” находится скрипка. В этом музыкальном инструменте заключена душа героя. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Отношение к герою

Раневская и Лопахин

Герои знают друг друга давно. Лопахин помнит Раневскую в ее молодые годы. Ермолай высоко ценит помещицу, которая сделала ему много добра. Купец находит Раневскую легким и простым человеком, попавшим в трудную ситуацию.

Автор описывает восхищение, с которым Лопахин относится к женщине. Судя по всему, между героями возникло доверие. Кроме того, Ермолай Алексеевич постоянно выручает Раневскую финансами. Отношения между купцом и помещицей портятся, когда Лопахин выкупает сад на аукционе.

Делец платит за свое приобретение большие деньги – больше 100 тысяч, 90 из которых – сверх задолженности Раневской. В финальной сцене Лопахин торжествует и одновременно сострадает Раневской.

Лопахин и Варя

Чехов об образе Лопахина

Автор «Вишневого сада» уделил львиную долю своего внимания именно Лопахину. Чехов подчеркивал, что сделал героя центральной фигурой произведения. На образе Ермолая завязывалась вся пьеса. Писатель открыто говорил, что в случае, если публика не воспримет Лопахина, провалится вся постановка «Вишневого сада».

Особенности образа купца

Чехов вложил в своего героя душу. Это видно. Лопахин предстает дельцом, наделенным душой художника. Размышления мужчины о родине звучат, как откровение или любовное признание. Критики сравнивают речь Лопахина с лирическими отступлениями из «Мертвых душ» Гоголя. Лопахин не чувствует ностальгии по саду, но наиболее проникновенно описывает его.

Лопахин – это сборный образ известных российских предпринимателей. В личности героя угадывается и Савва Морозов, и Третьяков, и Сытин – знаменитый издатель того времени. К слову, предприниматели – не такие уж грубые люди. Максим Горький восторженно относился к Савве Морозову – за любовь дельца к искусству.

Лопахин и сад

В отношении купца к саду прослеживается двойственное отношение. С одной стороны, мужчина не говорит об уничтожении сада. Речь идет лишь о переустройстве, реформе этой территории, чтобы получать прибыль.

Лопахин стремится демократизировать сад. С другой же стороны, в конце произведения Ермолай и сам становится владельцем имения. Герой принимает на себя роль торжествующего победителя. Но победа Лопахина иллюзорна. Купец чувствует это, ощущает определенную неудовлетворенность. В конце концов, Ермолай все-таки уничтожает сад.

Символика чеховских сцен

Характер персонажа раскрывается также через выразительность чеховских сцен. Объясняясь с Варей, мужчина говорит о чем угодно – о погоде, о сломанном градуснике – только не о любви. С самого начала произведения персонажи обсуждают брак Лопахина и Вари как решенный вопрос. Но помолвка все не наступает. Ермолай Алексеевич чувствует себя уверенно, когда речь идет о делах, о работе, но теряется в выражении своих эмоций.

Критики подчеркивают, что Варя и Лопахин – плохо сочетающиеся персонажи. Чехов представляет купцы широкой натурой, человеком крупного размаха, удачливым предпринимателем. Мир Вари – это хозяйство, экономия, ключи, которые девушка носит на своем поясе. У Варвары нет приданного, нет прав на поместье. Лопахин же оказывается черствым человеком с недостатком такта и эмпатии. Мужчине не хватило смелости, чтобы окончательно прояснить отношения с Варей.

Анализ чеховского произведения заставляет приходить к заключению, что именно гибель сада стоит между парой. Девушка не может принять предложение Лопахина по «психологическим причинам». Поэтому купец и не тратит лишних слов и сил на помолвку.

Введение

«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении! Вторит ему и ряд критиков, определяющих этого героя как героя нового времени, жизнеспособного человека «новой формации», с трезвым и ясным взглядом на вещи. Для того, чтобы лучше разобраться в этом противоречивом образе, проведем анализ Лопахина.

Жизненный путь Лопахина

Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.

Характеристика Лопахина глазами других персонажей

Итак, перед нами предстает незаурядный персонаж, в котором деловая хватка и практичный ум сочетаются с искренней привязанностью к семье Раневских, а эта привязанность в свою очередь противоречит его желанию нажиться на их имении. Чтобы составить боле точное представление об образе Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова, посмотрим на то, как отзываются о нем остальные герои. Диапазон этих отзывов будет широким – от «громаднейшего ума человека» (Симеонов-Пищик) до «хищного зверя, съедающего все на своем пути» (Петя).

Яркая негативная характеристика принадлежит брату Раневской, Гаеву: «хам, кулак». Несколько украшает Лопахина в глазах Гаева то обстоятельство, что он «Варин женишок», и все же это не мешает Гаеву считать купца человеком ограниченным. Однако же посмотрим, из чьих уст звучит в пьесе подобное описание Лопахина? Сам Лопахин и повторяет его, причем повторяет беззлобно: «Пускай говорит». Для него, по его собственным словам, важно одно-единственное – чтобы «удивительные, трогательные глаза» Раневской глядели на него «как прежде».

Сама же Раневская относится к Лопахину с сердечной теплотой. Для нее он – «хороший, интересный человек». И все же из каждой фразы Раневской явствует, что они с Лопахином люди разного круга. Лопахин же видит в Раневской нечто большее, чем просто старую знакомую…

Испытание любовью

На протяжении всей пьесы то и дело заходит разговор о женитьбе Лопахина и Вари, об это говорится как о деле уже решенном. В ответ на прямое предложение Раневской взять Варю в жены герой отвечает: «Я не прочь… Она хорошая девушка». И все же свадьбы так и не состоится. Но отчего?

Разумеется, можно объяснить это практичностью Лопахина-купца, не желающего брать за себя бесприданницу. К тому же, Варя имеет определенные права на вишневый сад, болеет за него душой. Вырубка сада встает между ними. Варя объясняет себе любовную неудачу еще проще: по ее мнению, у Лопахина просто нет времени на чувства, он – делец, неспособный любить. С другой стороны, и сама Варя не подходит Лопахину. Ее мир ограничен хлопотами по хозяйству, она суха и «на монашенку похожа». Лопахин же не раз проявляет широту своей души (вспомним его высказывание о великанах, которых так не хватает на Руси). Из бессвязных диалогов Вари с Лопахиным становится понятно: они абсолютно не понимают друг друга. И Лопахин, решая для себя гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», поступает честно. Понимая, что не обретет с Варей счастья, он, словно уездный Гамлет, говорит: «Охмелия, иди в монастырь»…

Дело, однако, не только в несовместимости Лопахина и Вари, а в том, что у героя имеется другая, не высказанная любовь. Это – Любовь Андреевна Раневская, которая он любит «больше, чем родную». На протяжении всей пьесы лейтмотивом проходит светлое, трепетное отношение Лопахина к Раневской. Он и предложение-то Варе решается сделать после просьбы со стороны Раневской, но здесь пересилить себя так и не может.

Трагедия Лопахина состоит в том, что он так и остался для Раневской тем мужичком, которого она когда-то заботливо умывала. И в тот момент, когда он окончательно понимает, что то «дорогое», что он хранил в своей душе, не будет понято, случается перелом. Все герои «Вишневого сада» теряют нечто свое, заветное – не исключение и Лопахин. Только в образе Лопахина вишневым садом выступает его чувство к Раневской.

Торжество Лопахина

И вот свершилось – Лопахин приобретает с торгов имение Раневской. Лопахин – новый хозяин вишневого сада! Теперь в его характере и вправду проступает хищническое начало: «За все могу заплатить!». Понимание того, что он купил имение, где некогда, «нищим и безграмотным», не смел зайти дальше кухни, опьяняет его. Но в голосе его слышится ирония, насмешка над самим собой. Видимо, Лопахин уже понимает, что его торжество не продлится долго – он может купить вишневый сад, «прекраснее которого нет на свете», но купить мечту не в его власти, она развеется, как дым. Раневская еще может утешиться, ведь она, в конце концов, уезжает в Париж. А Лопахин остается один, отлично это понимая. «До свиданция» – вот и все, что может сказать он Раневской, и нелепое это слово подымает Лопахина до уровня трагического героя.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:</h3>

    • <label>Его дебютным произведением.</label>
    • <label>Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.</label>
    • <label>Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.</label>
    • <label>Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.</label>

(новая вкладка)

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин является одним из главных героев пьесы «Вишневый сад» Чехова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»: описание происхождения, личности и характера героя. Также вы найдете описание отношений Лопахина с Раневской и Варей, а также отношение к нему других героев.Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Вишневый сад»— Все материалы по пьесе «Вишневый сад»

Образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»

Полное имя героя — Ермолай Алексеевич Лопахин: «…Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич…»Внешность Лопахина: «…я вот в белой жилетке, желтых башмаках…» «…У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста…»Возраст Лопахина не указан в пьесе. Вероятно, ему от 30 до 40 лет. Он младше Раневской: «…Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати <…> Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая…»Лопахин — богатый купец:«…Лопахин Ермолай Алексеевич, купец…»»…Только что вот богатый, денег много…»По происхождению Лопахин — сын крепостного крестьянина: «…Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках…» «…отец мой покойный – он тогда здесь на деревне в лавке торговал…»Отец и дед Лопахина были крепостными («рабами») в имении Раневской: «…Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…» «…Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…» «…Твой отец был мужик…» (Петя Трофимов об отце Лопахина)Лопахин сам себя называет «мужиком», то есть простым крестьянином: «…Я мужик… попросту…»»…ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»Лопахин — необразованный человек. Он не получил никакого образования, и у него плохой почерк: «…Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья…» «…их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай…» Лопахин — умный человек, хотя и без образования:«…Ты здесь… рад тебя видеть… громаднейшего ума человек…»У Лопахина было трудное детство. В детстве он ходил босиком зимой, отец бил его палками: «…Мой папаша <…> меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой…» «…их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал…»Лопахин — скромный человек. Он помнит о своем происхождении и не притворяется аристократом: «…В сущности, и я такой же болван и идиот…»Лопахин — практичный человек. Он смотрит на вишневый сад не как на красивое место, а как на источник дохода: «…Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает…»Лопахин — прямой человек. Так например, он не стесняется в лицо называть Гаева «бабой» за его легкомыслие: «..(Гаеву.) Баба вы!..»Лопахин — трудолюбивый человек. Он встает в 5 утра и работает с утра до вечера: «…Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»Лопахин постоянно работает с деньгами — своими и чужими: «…у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что‑нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…» Лопахин занимается сельским хозяйством: «…Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч…»Лопахин — деловой и занятой человек: «…Я понимаю. Он богатеет, занят делом, ему не до меня…»Лопахин не может сидеть без дела: «…Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как‑то странно, точно чужие…»У Лопахина тонкая, нежная душа: «…Как‑никак, все‑таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»Лопахин восхищается Россией и ее громадными размерами: «…Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по‑настоящему быть великанами…»Лопахин восхищается красотой природы:«…А когда мой мак цвел, что это была за картина!Лопахин дает деньги в долг Симеонову-Пищику и Раневской: «…(Подает Лопахину деньги.) Четыреста рублей… За мной остается восемьсот сорок…» «…Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!..» (слова Раневской)Раневская считает Лопахина хорошим и интересным человеком: «…Что ж, Варя, я буду очень рада. Он хороший человек…» «…Хочешь – выходи за Лопахина, он хороший, интересный человек…»Симеонов-Пищик считает Лопахина достойнейшим человеком: «…Человек, надо правду говорить… достойнейший…»Варя считается Лопахина хорошим человеком: «…Он хороший человек, мне нравится…»Гаев считает Лопахина хамом и кулаком: «…Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит…»Петя Трофимов любит Лопахина, но считает его хищным зверем: «…Как‑никак, все‑таки я тебя люблю…» «…Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен…»

Отношения Лопахина и Раневской

Лопахин знает Раневскую с детства. Она была молодой девушкой, когда ему было 15 лет: «…Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати <…> Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая…»Раневская сделала много хорошего для Лопахина. И он за это любит ее как родную: «…вы, собственно вы, сделали для меня когда‑то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную…»Лопахин хорошо относится к Раневской: «…Любовь Андреевна <…> Хороший она человек. Легкий, простой человек…» «…вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть…»Лопахин искренне восхищается Раневской: «…Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить… Вы все такая же великолепная…» «…чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде…»У Раневской и Лопахина доверительные отношения: «…Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по‑прежнему…»Лопахин постоянно одалживает Раневской деньги: «…Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!..»

Лопахин и вишневый сад

Лопахин хочет помочь Раневской избежать разорения. Он предлагает ей вырубить вишневый сад и сдать его в аренду: «…если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода…» «…нужно поубрать, почистить, например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…»Но Раневская отказывается от проекта Лопахина. Ей жалко вырубать сад: «…Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что‑нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад…»В конце концов Лопахин сам выкупает вишневый сад на торгах: «…Вишневый сад теперь мой! Мой!..»Лопахин покупает вишневый сад за большие деньги — более 100 тысяч. Он платит 90 тысяч сверх долга. Долг по имению составляет больше 15 тысяч: «…Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной…»»…пятнадцать тысяч <…> а этих денег не хватило бы даже проценты заплатить…»

Отношения Лопахина и Вари

Варя, приемная дочь Раневской, любит Лопахина: «…Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, не знаю, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!..» «…Он хороший человек, мне нравится…»Лопахину давно нравится Варя. Он считает ее хорошей девушкой: «…Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка. «…Да и вам‑то давно нравится…»Но Лопахин не делает Варе предложение. Она ждет предложения уже 2 года: «…Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит, или шутит…» Лопахин так и не решается сделать предложение. Варя уезжает жить в другое место: «…Я сам тоже не понимаю, признаться. Как‑то странно все… Если есть еще время, то я хоть сейчас готов… Покончим сразу – и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения…»Это был цитатный образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова: описание происхождения, личности и характера героя, его отношений с Раневской и Варей, а также описание отношений других героев к Лопахину.Смотрите: Все материалы по пьесе «Вишневый сад»

Одним из центральных персонажей пьесы А.П.Чехова является предприимчивый выходец из низов. Внешне кажется, что не вокруг его развиваются действия, он стоит в стороне от проблемы произведения. На деле все совершенно иначе. Образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад» — это гениальный пример умелого владения гениального автора словом. Короткими штрихами, незначительными поступками он выводит из тени новый класс общества.

Внешность и происхождение персонажа

Ермолай Алексеевич – выходец из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец бил сына палкой, не обеспечивал необходимым. Ермолай бегал по снегу босиком, нигде не учился. Крепостные дед и отец были «в рабстве» родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужиком». Под этим словом он подразумевает целый класс крепостных крестьян, работающих на хозяев. Мужиков не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко были хозяева. Из слов сына становится понятно, что отец по профессии, по роду занятий – торговец в лавке. Возможно, торговая жилка отца и переросла в предприимчивость сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не гордиться, а кичится своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: он сумел приобрести имение, о котором не могли бы и мечтать его предки.

Молодой купец аккуратен внешне. Странно, но автор не говорит о возрасте Лопахина. Можно только предположить ему где-то между 30 и 40. Ему было лет 15, когда Раневская была молодой и худенькой. Что подчеркивает классик в облике персонажа:

Скромные детали, но легко представляемый образ.

Характер героя

Лопахин показан с разных сторон. Его характер позволяет выбрать самые яркие черты:

Ермолай Лопахин очень занят. Он не упускает ни одной возможности увеличить свои капиталы.

Лопахин может нахамить, поэтому Гаев называет его кулаком. Мужчина не обращает внимания на такие реплики в свой адрес, возможно, Гаев не тот человек, к словам которого стоит прислушиваться. Трофимов сравнивает Ермолая с хищником. В сюжете пьесы хищническая натура проявляется очень ярко. Лопахин «проглотил» вишневый сад, не заметив, сколько горя он принес окружающим. Причем следует отметить, что часть из них ему близка.

Убеждения и авторитеты

Ермолай Алексеевич не боится труда на земле. Сельское хозяйство дает ему хороший доход: сеет мак и получает по 40 тыс. Он восхищается природой, но удивительно только той, которая приносит прибыль. Цветущий мак – красивая картина. Громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты заставляют мозг Лопахина работать с утроенной силой. Он представляет людей великанами, которые должны освоить все природные дары. А вишневый сад не восхищает купца. Он видит в нем только площади для дач. Нежная душа мужчины не расстраивается при мысли о гибели сада. Замечательно в саду только то, что он большой. Размер соизмерим с возможным доходом. Вкусные ароматные ягоды – неинтересно. Они родятся 2 раза в год, что с ними делать. Ими невыгодно даже торговать.

Главное убеждение купца – значимость денег. Чем больше он крутится среди них, тем меньше видит порядочных людей. Все ему кажутся нечестными, завистливыми и злыми. Нельзя сказать, что деньги сделали Лопахина скупым человеком. ОН дает в долг, классик не уточняет условия долга, но не все хотят пользоваться щедростью купца. Петр Трофимов предпочитает остаться бедным, но не должником купца. Раневская с легкостью просит взаймы.

Лопахин и хозяева вишневого сада

Ермолай знает Раневскую с детства. Он относится к ней с нежностью. Из реплик героя зритель узнает, что хозяйка имения сделала для купца много хорошего. Любовь к женщине как к родному человеку, сестре, подруге. Отношения носят доверительный характер. Ермолай хочет, чтобы Раневская ему верила по-прежнему. Интересна фраза:

«Спите себе спокойно, выход есть…», но когда решение с садом принято, от Лопахина бывшим хозяевам не поступило никаких предложений.

По мнению некоторых литературоведов, Ермолай Алексеевич любит Раневскую больше, чем родную. Светлое чувство, желание помочь проходят через весь сюжет, но другие считают, что для купца любовь к Любови Андреевне завершается судьбой вишневого сада. Он сам подрубает то, что хранил глубоко в душе.

Лопахин и приемная дочь Раневской

Приемная в семью девушка искренне любит Ермолая. Она надеется, что Лопахин хороший душевный человек. В разговоре с Любовью Андреевной Ермолай не отказывается от женитьбы: «Я не прочь…». Но уже больше 2 лет их мнимая связь звучит только в воздухе. Купец сторонится Вари, молчит в ее присутствии или шутит. В последних актах пьесы мать просит Лопахина предложить руку и сделать предложение, закончить с этой проблемой. В наборе слов монолога Ермолая много противоречий:

Читатель понимает, что Ермолай не готов. Он надеется, что все разрешиться само собой. Зачем сковывать себя узами брака сейчас, когда есть другое радостное событие? Приобретение вишневого сада открывает для купца новые возможности, а любовь остановить его жизнь. У купца нет времени на чувства, тем более что у любви нет реальной стоимости.

От исполнителя роли Лопахина зависит успех всей пьесы. Это мнение автора. Классик в центр действия ставит не настоящих владельцев сада, а будущего хозяина. Пьеса становится отправной точкой новой жизни каждого героя. Лопахин – причина изменений. Его трезвый взгляд, практичность, деловая хватка привлекают зрителей.

Добавить в избранноеСодержание:

Характеристика послереформенной эпохи

Реформа освободила крестьян, предоставила им личную свободу, гражданские права, возможность распоряжаться своим имуществом. Кончилось рабство, которое длилось несколько столетий. Помещики не сразу потеряли власть. Изданные законы скорее были направлены на сохранение существующего порядка. Но остановить формирование новых товарно-денежных отношений это не смогло.

Появились выходцы из крестьянской среды, которые смогли упорным трудом и предприимчивостью преодолеть преграды и составить состояние. А большинство помещиков оказалось не готово к переменам. Они не были приучены работать, не хотели менять привычки и образ жизни и постепенно нищали. Вот такую историю и рассказывает А. П. Чехов в своей пьесе, главным героем которой он считал именно Лопахина, а не помещицу.

Образ главного героя

Характер Лопахина, впрочем, как и многих остальных героев, очень противоречив. Наверное, этим автор стремился показать, как перемены в общественном сознании в период реформ влияют на становление и развитие личности. Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад» — образ, который появился неслучайно. Он знаменует собой эпоху новых возможностей. Веками нельзя было выйти за пределы сословия, в котором родился. А тут сын бывшего крепостного, мелкого лавочника, становится богатым купцом и покупает барское имение. Противоречивость натуры Лопатина:

  1. Он «хищный зверь», по мнению вечного студента Трофимова, но имеет «тонкую, нежную душу».
  2. Ермолай Алексеевич с юности влюблён в барыню. Он порядочный человек, стремится предотвратить продажу вишнёвого сада, даёт Раневской деньги в долг, пытается помочь. Но когда становится хозяином имения, деловая хватка берёт верх, и никакой пощады ни бывшим хозяевам, ни саду.
  3. Любовь к природе не выдерживает испытания деньгами. Красота макового поля восхищает его, потому что на этом он «заработал сорок тысяч». Так и с садом. Наивысшее наслаждение — срубить первое дерево. Нежную душу греют мечты о большом доходе от сдачи участков в аренду. Ради этого сто́ит пожертвовать красотой.
  4. Лопахин сам одевается уже по-купечески, а горничной Дуняше пеняет на то, что она ведёт себя и одета как барышня. Он предлагает Дуняше «себя помнить», хотя, поступай сам так, никаких миллионов бы не нажил.

В противовес купцу новой формации автор даёт описание помещика, который теряет своё имение. Фигура Гаева несколько гротескна, многие черты, присущие умирающему дворянскому сословию, утрированы, но становится понятно, почему успех и деньги у бывшего крестьянина, а не у его барина.

Гаев и Лопахин — антиподы

Роль Лопахина в сочинении Чехова чётко определена. Он представляет новую буржуазию. А Гаев вызвал большие разногласия в обществе. Многие дворяне были обижены тем, как безволие и инфантилизм одного человека переносится на всё сословие сразу. Они не признали в Гаеве своего представителя. Гаев и Лопахин противоположны во всём:

  1. Лопахин необразован, плохо пишет, с трудом читает. По речи Гаева видно, что он получил хорошую подготовку, да и работу ему предлагают в банке. Значит, знания у него есть.
  2. Лопахин всё время в делах. Он постоянно следит за временем, не может без работы, не знает, что «делать с руками». Гаев оживляется, только когда речь заходит о биллиарде. Для него это единственное привлекательное занятие.
  3. Лопахин создал себя сам. Отец его ничему не учил, а только «бил спьяна». За Гаевым же до сих пор ухаживает слуга Фирс, подаёт пальто. «Опять не те брючки одели», — говорит он своему пятидесятилетнему барину.
  4. Лопатин обязателен, дело для него прежде всего, он едет в Харьков, хотя больше всего хочет остаться рядом с только что вернувшейся Раневской. А Гаев раздаёт пустые обещания, он клянётся Ане не допустить продажи родового имения, хотя всем и ему самому ясно, что удержаться на плаву не удастся, и всё пойдёт с молотка.

Любовь к барыне

Важная тема в характеристике Лопатина — это его отношение к Раневской. Он всю жизнь любит и находится под очарованием женщины, которая не только не замечает его, но и пытается сосватать ему Вареньку, свою приёмную дочь. Однако Лопахин не может сказать решающие слова, сделать предложение, даже по просьбе бывшей барыни. Он не готов жениться. Слишком велика разница между мечтой и действительностью.

И тут он честен. Дело даже не в том, что Варвара бесприданница. Лопахин не корыстен, он всё время даёт деньги в долг и Раевской, и Симеонову-Пищику, предлагает одолжить и Петру Трофимову.

Он искренне был готов помочь Раневской сохранить имение, хотя и видел выгоду, которую мог получить сам от этой покупки. Но взять в жёны хорошую девушку, к которой он не испытывает никаких чувств, без надежды на семейное счастье, он не может.

Ермолай Алексеевич понимает, что несмотря на его влияние и деньги, остаётся для Раневской мужиком. Ей даже в голову не приходит, что одно её слово, и всё останется на месте: и дом, и сад, и прежняя беззаботная жизнь. Барыня летит в Париж навстречу своему несчастью, к человеку, который обобрал её до нитки. «До свидания!» — которое, возможно, никогда и не состоится — только и может сказать в конце Лопахин. Это исковерканное слово говорит о горечи прощания навсегда. Ждать больше нечего, пора браться за дело.

Для Лопахина вишнёвый сад символизирует преграду, которая мешает осуществлению потаённых желаний, стоит между ним и мечтой о счастье. Он не может сломать сословные предрассудки, но в силах уничтожить их вещественное проявление — дом и сад, и доказать, что ему по силам то, чего не смог сделать никто из близких Раневской. Поэтому он и купил поместье, где его «дед и отец были рабами». Эта цитата из монолога Лопатина стала торжеством победы над вековым угнетением и несправедливостью.

Он как бы рвёт последнюю преграду, отделяющую его от мира, где живёт повелительница его мыслей, надежд, устремлений. Может быть, именно эта любовь сделала его таким сильным и заставила пройти весь путь от босоногого мальчишки до богатого, влиятельного буржуа. Но порывы «нежной души» не останавливают Лопахина-дельца. Сказано — сделано, и стук топора за сценой звучит как победа расчётливости, деловых качеств и стремления к обогащению нового владельца поместья.

История выходца из низов Лопахина была типична для российского общества конца XIX — начала XX веков. Достаточно вспомнить крестьянина из Тамбовской губернии Лопухова, чья дочь стала балериной дягилевского театра, танцевала в паре с Нижинским, вышла замуж за крупнейшего английского учёного-экономиста и стала баронессой.

Заработал социальный лифт, который позволил некоторым крестьянам получить образование и выйти за пределы своего круга. Но в душе они оставались по-прежнему мужиками, и тяжёлая народная доля волновала их мысли и чувства. Это и стало одним из ростков революционных настроений в России.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/obraz-lopahina.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/lopahin-harakteristika-obraza-v-pese.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/03/lopahin-vishnevyj-sad-obraz-harakteristika.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2048-harakteristika-lopahina-vishnevyy-sad.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-lopakhina.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт