Характеристика Манилова в поэме “Мертвые души”: описание характера и внешности

Содержание:

Внешность Манилова

Сколько Манилову исполнилось лет на момент повествования — не указано, но Гоголь отметил, что он был человеком в расцвете сил. Помещик был светловолос и голубоглаз. Он любит улыбаться, причем так, что глаза его в этот момент становились совсем не видны. Также автор отмечает, что Манилов часто щурится. Одежда и весь вид персонажа были весьма традиционны — этот герой не выделялся из толпы. Рис. 1. Помещик Манилов. Художник П. Боклевский</figcaption>

Характер героя

Чичиков отмечает, что Манилов — человек приятный, со спокойным уравновешенным характером. Он достаточно доброжелателен и добродушен, что располагает к себе его собеседника. Эти положительные качества, тем не менее, со временем превращают помещика в скучного и неинтересного человека. В Манилове нет задора или четкой позиции. Поэтому поддерживать беседу с ним очень сложно. Он кажется безжизненным, как будто существует где-то в мире своих грез.Помещик часто курит трубку — эта привычка сохранилась еще со времен службы в армии. Он не отличается хозяйственностью — заниматься бытовыми делами ему просто лень. Манилов много строит планов по тому, как он будет восстанавливать дом и благоустраивать свое имение, но эти планы никогда не воплощаются в жизнь. Ему лень делать абсолютно все, касающееся реальной жизни. Манилов сожалеет, что не имеет хорошего образования — он считает, что это не дает ему красиво и складно изъясняться. Хотя Чичиков отмечает, что пишет он очень аккуратно и грамотно. При этом Манилов очень любит изящные слова. Если сначала предложение Чичикова показалось ему диким, то после того, как он выразил свои замыслы в изящной формулировке, он сразу согласился. Рис. 2. Манилов с супругой. Художник А.А. Агин</figcaption>

Семья

Семья может считаться достоинством Манилова. В этом отношении он, безусловно, преуспел — есть жена и два сына. Для них нанят воспитатель, которого также воспринимают как члена семьи. К своей жене Лизе Манилов относится очень хорошо. Их браку уже 8 лет, но в отношениях сохранилась любовь и нежность. Жена также не отличалась хозяйственностью. Она была красива и воспитана, но совершенно не хотела вести дом. Впрочем, никто не ставил ей это в укор. Рис. 3. Усадьба Манилова. Художник А. Лаптев</figcaption>

Усадьба Манилова

У Манилова большое поместье, которое при должном уходе могло бы приносит отличный доход. У него есть деревня в 200 домов, лес и пруд. Но так как помещик ленив, все это остается неухоженным. Делами занимается управляющий, а сам Манилов живет скучной, но спокойной жизнью вдали от любых забот. Он все делает так, как говорит управляющий, хотя выражается настолько неопределенно, что иногда сложно понять, чего он хочет. На территории ярко выделяются несколько клумб и беседка. Клумбами никто не занимается, а в беседке Манилов проводит очень много времени, размышляя и мечтая. В ней он строит планы, которые никогда не реализует. Дом и комнаты также неоднозначны, как все в имении. У Манилова есть хорошие вещи, но есть и старые, пришедшие в негодность. На столе могут стоять новый красивый и совершенно старый светильники. Кабинет был вполне приличным, но везде лежал табак, даже на документах. На столе лежит книга, которую Манилов начал два года назад и так и не дошел дальше 14-й страницы. Рис. 4. Манилов и Чичиков</figcaption>

Отношения к крестьянам

Со своими крепостными Манилов обращается хорошо. Они не страдают от нападок, но, в то же время, так же, как их хозяин, не стремятся улучшить свою жизнь или что-то изменить в ней. Манилов даже не знает точно, сколько у него крестьян. В какой-то период он начал вести переписку, но что-то пошло не так, и он забросил это дело. Он не в курсе, сколько у него мертвых душ, и просто дарит Чичикову их, беря на себя траты за оформление. Помещик Манилов — достаточно приятный человек, недостатки которого на фоне общей картины можно считать наименьшим из зол. Главный порок — лень, которая не дает ему развиваться. Но Гоголь говорит, что этот герой лишен жизни и не дает ему шанс на возрождение. Он занимает одну из самых низких позиций в иерархии героев.Чтобы еще лучше понять образ Манилова, посмотрите предложенное ниже видео.

Тест для закрепления материала

  1. 1Помещик Манилов был человеком:
    • <label>Молодым</label>
    • <label>Старым</label>
    • <label>В расцвете сил</label>

    Вопрос 1 из 6

  2. 2Главный порок Манилова — это:
    • <label>Скупость</label>
    • <label>Лень</label>
    • <label>Склочность</label>

    Вопрос 2 из 6

  3. 3Имение Манилова:
    • <label>Большое и доходное</label>
    • <label>Неухоженное</label>
    • <label>Совсем маленькое</label>

    Вопрос 3 из 6

  4. 4В семье Манилова:
    • <label>Двое детей</label>
    • <label>Один сын</label>
    • <label>Трое детей</label>

    Вопрос 4 из 6

  5. 5Манилов больше всего любит проводить время:
    • <label>В кабинете</label>
    • <label>У пруда</label>
    • <label>В беседке</label>

    Вопрос 5 из 6

  6. 6К хозяйственным делам Манилов:
    • <label>Равнодушен</label>
    • <label>Придирчив</label>
    • <label>Внимателен</label>

    Вопрос 6 из 6

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать:

Среди помещиков, которых посетил Павел Иванович Чичиков, Манилов стоит особняком.

Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» — олицетворение живых людей, потерявших свою личность и индивидуальность. Манилов – это душа, потерявшая цель жизни, «мертвая душа», но она ничего не стоит даже для такого подлеца, как Чичиков.

Помещик — мечтатель

О первом жителе пригорода, которого посетил Павел Иванович Чичиков, читатель узнает достаточно много. Он отставной офицер, привыкший курить трубку еще с армейской службы. Восемь лет женат на Лизоньке, с которой имеет двух сыновей. Любовь между супругами напоминает истинное счастье. Они носят друг другу конфеты, яблоки, орешки, проявляя этим заботу. Говорят нежными голосами. Любовь своей излишней сентиментальностью напоминает пародию. Сыновья имеют такие имена, что на них нельзя не остановиться: Алкид и Фемистоклюс. Родители хотели выделить своих детей из толпы хотя бы именами. Манилов представляет себя западником, человеком, который строит свою жизнь на европейский манер, но из этого получается абсурд и несуразица.

Доверчивость хозяина барского дома приводит к обману. Крестьяне просят отпустить их на заработки, а сами идут гулять и пьянствовать. Наивность господина приводит к разрухе. Вся усадьба безжизненная и жалкая. Не вызывает удивления у читателя приказчик в поместье — пьяница и лентяй. Жизнь в усадьбе и вокруг течет по каким-то своим неведомым законам. Помещик стал ассоциацией целого образа жизни – «маниловщины». Это праздное, мечтательное отношение к жизни без дела и действий.

Внешность персонажа

Помещик с приятной фамилией Манилов – не пожилой мужчина, как говорит автор «средних лет». Его лицо запоминается чрезмерной слащавостью. Он напоминает автору приторные сладости, излишки сахара.

Черты внешности персонажа:

Глаз у мужчины чаще не видно. Когда Манилов смеется или улыбается, закрывает глаза, жмуриться. Автор сравнивает помещика с котом, у которого чешут за ушком. Почему такие глаза? Ответ прост, издавна считается, что глаза – зеркало души. У персонажа поэмы нет души, поэтому нечего отражать.

Интересная у помещика одежда:

Отсутствие мыслей и чувств во внешности удивительно не сочетается с приятной наружностью. После общения с Маниловым сложно вспомнить его лицо, оно расплывается и теряется в памяти как облако.

Общение с Маниловым

Фамилия персонажа выбрана автором из так называемых «говорящих». Помещик «манит» своей слащавостью, лестью и подхалимством. От общения с помещиком быстро устают. Его приятная на первый взгляд улыбка становится приторной и вызывающей скуку.

Автор предлагает распределить общение по минутам:

После этого человек отходит в сторону от Манилова, чтобы не впасть страшную грусть и скуку. В разговоре нет живых слов, ярких выражений, задора. Все тускло, однообразно, неэмоционально, но, с другой стороны, вежливо и педантично. Красивый диалог не несет информации, он бессмыслен и пуст.

Характер героя

Казалось бы, характер помещика строится на его воспитании. Он образован и благороден, но на самом деле у этого персонажа нет характера. В какой момент Манилов перестал развиваться, непонятно. В кабинете лежит книга, которую читает хозяин уже больше 2 лет, причем чтение стоит на одной странице. Господин очень гостеприимен. Он принимает всех как радушный хозяин. В каждом видит только хорошее, на плохое просто закрывает глаза. Становится веселее при приближении к дому брички с гостями, улыбка расплывается по всему лицу. Чаще Манилов не разговорчив. Он предается мечтам и беседует сам с собой. Мысли улетают далеко, и только Бог знает, о чем он думает. Самое главное, что мысли и мечты не требуют реализации. Они как дым, развеваются и тают. Произносить эти мысли мужчине просто лень. Ему нравится создавать горки из золы от сигарет, которые рушатся как песочные замки.

Какие черты характера можно считать основными:

Возможно, душа Манилова еще не полностью мертва. Барин любит свою семью, но сложно представить, что будет дальше, как сложится жизнь его детей. Насколько глубоко лень засела в помещике, когда его сердце очерствеет полностью, не превратиться ли он в определенный период в Плюшкина? Вопросов много, потому что автор сумел показать реальное российское лицо. Приятные и интеллигентные люди становились скучными. Они привыкали, что вокруг них все крутится. Им не нужно что-то делать, все создано до них, появляется без их труда. Маниловых можно исправить, но сначала следует пробудить их желание к жизни.

Особые качества

У помещика нет имени. На удивление, но автор не дает даже намека. Необычные имена у детей есть, жену зовут Лизонька, а у героя ничего кроме фамилии. В этом его первая неуловимость. Автор говорит, что такие люди известны под именем: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Что еще можно отнести к особым чертам и характеристикам:

Прожектерство. Манилов мечтает, стоит планы, которым не суждено сбыться. Их сложно представить в чьей-то другой голове: подземный ход, надстройка для обзора Москвы.

Сентиментальность. Все вызывает в душе мужчины умиление, причем без разбору. Он не проникает в суть события. Радуется всему, что видит. Такое отношение вызывает удивление. Нельзя радоваться голым лесам, разбросанным домам. «Щи от чистого сердца» вызывают ухмылку у внимательного читателя. «Майский день – именины сердца» — сложно даже понять смысл восторженного чувства.

Особых качеств у мужчины много – красивый почерк, аккуратность, но они только подчеркивают, что из Манилова мог выйти толк, но все развеялось и умерло.

Вещи вокруг помещика

Все предметы, окружающие хозяина, говорят о его неприспособленности, оторванности от действительности.

Дом. Здание стоит на ветру, на возвышенности без деревьев. Вокруг жидкие кроны берез, которые автор называет верхушками. Символ России теряет свою природную привлекательность.

Пруд. Поверхность воды не видна. Она заросла ряской, больше схожа с болотом.

Беседка. Название места отдыха господина «Храм уединенного размышления». Здесь должно быть уютно, но нет ни слова об этом. Запущенная постройка.

В одной из комнат уже 8 лет нет мебели, пустота в барском доме не из-за отсутствия средств, а от лени и бесхозяйственности господ.

Помещик Манилов – единственный, кто не продал, а отдал мертвых душ. Он настолько непрактичен, что берет на себя расходы по оформлению покупки. Но в этом вся суть помещика: бессмысленное подхалимство перед любым человеком, будь это даже преступник или подлец.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

Краткое содержание

История создания

Краткая биография Чичикова

Образ и характеристика Чичикова

Образ и характеристика Ноздрева

Образ и характеристика Манилова

Образ и характеристика Собакевича

Образ и характеристика Плюшкина

Образ и характеристика Коробочки

Образы помещиков

Образ России в поэме

Образ и характеристика города NN

Крестьянская русь в поэме. Сочинение

Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

Добавить в избранное

Помещик Манилов является одним из ярких персонажей поэмы «Мертвые души» Гоголя. Это первый помещик, к которому заезжает господин Чичиков с целью купить «мертвые души». Господин Манилов впервые появляется в 1-ой главе поэмы на вечере у губернатора. Подробное описание самого Манилова, его усадьбы, крестьян и семьи можно найти во 2-ой главе произведения. Ниже представлена цитатная характеристика Манилова в поэме «Мертвые души», описание характера и внешности героя.Смотрите:— Все материалы о Манилове— Все материалы по поэме «Мертвые души» 

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души», описание, характер, внешность

Помещик Манилов является мужчиной средних лет:

«…Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой…»

О внешности Манилова известно следующее:

«…Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами…» 

«…с господином в медведях, крытых коричневым сукном, и в теплом картузе с ушами…» 

«… хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке…»

«… На взгляд он был человек видный…»

У Манилова глаза «сладкие, как сахар»:

«…имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся…»

У господина Манилова приятная, «заманчивая» улыбка:

«… сказал с приятною улыбкою Манилов…»

«…Он улыбался заманчиво…»

Приятное лицо Манилова отличается чрезмерной приторностью и слащавостью:

«… сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное…» 

«…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»

Когда Манилов улыбается или смеется, он жмурит глаза так, что иногда их совсем не видно:

«…имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся…» 

«… с улыбкою и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем…» 

«… У Манилова от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли…»

Помещик Манилов является офицером в отставке:

«… куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии…»

Господин Манилов уже 8 лет женат. Он и его супруга Лизанька очень счастливы в браке:

«»Лизанька», сказал Манилов с несколько жалостливым видом: «Павел Иванович оставляет нас!»» 

«Жена его… впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь…»

«Словом, они были то, что говорится счастливы.»

У Манилова и его супруги растет двое сыновей — Фемистоклюс и Алкид. Судя по всему, помещик дал сыновьям такие необычные имена, чтобы выделиться из толпы:

«Фемистоклюс!» сказал Манилов, обратившись к старшему…» 

«Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр…» 

Господин Манилов — скромный, деликатный и образованный человек, по мнению его бывших сослуживцев:

«…в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером…»

Манилов — обходительный и учтивый человек:

«… с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым…»

«…Манилов будет поделикатней Собакевича…»

Господин Манилов — человек, которых много на свете. Он ничем не выделяется из массы других помещиков:

«…господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою…»

На первый взгляд, Манилов может показаться приятным и добрым человеком, но общение с ним навевает смертельную скуку:

«…В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.»

«…В оборотах самых тонких и приятных он рассказал…» 

Господин Манилов — человек без какого-либо характера. По словам автора, Манилов — человек «так себе», «ни то ни се»:

«…Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова…»

От Манилова не дождешься живого слова и какого-то задора:

«От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор […] словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было.»

Господин Манилов — неразговорчивый человек. Свободное время Манилов проводит в размышлениях о чем-то:

«Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно.» 

«…вошел он в комнату, сел на стуле и предался размышлению… Потом мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись бог знает куда. …И далее, наконец, бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать…»

По словам самого Манилова, он немного глуховат («туг на ухо»):

«… я несколько туг на ухо, мне послышалось престранное слово…» (Манилов о себе)

Известно, что у Манилова чистый и красивый почерк, что в очередной раз почеркивает «приятность» этого героя:

«…подивился чистоте и красоте почерка. – Славно написано… не нужно и переписывать…» (Чичиков о почерке Манилова)

Манилов — ленивый помещик. Он мало занимается хозяйством в своей усадьбе Маниловка. Дела в его имении идут сами собой:

«Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…»

Манилов не ведет учет умершим крестьянам, что говорит о его безразличном отношении к своему хозяйству:

«… я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло…» 

Господина Манилова не волнуют житейские проблемы. Он и его жена не обращают внимания на то, что их кухарка бестолково расходует еду, ключница ворует, а слуги пьют и ленятся:

«Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много бы можно сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и бестолку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо.»

Вот уже несколько лет ленивый Манилов не может заказать обивку для двух кресел. Все эти годы кресла, обтянутые рогожей, портят вид в гостиной. Ни Манилова, ни его жену это не смущает:

«В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы».»

Уже 8 лет Манилов не может купить мебель для одной из комнат. И дело, конечно, не в бедности героя, а в его безразличии к этому вопросу:

«В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель».» (Манилов женат уже 8 лет)

Известно, что Манилова читает одну книгу вот уже 2 года:

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года.»

Господин Манилов хорошо обращается со своими и чужими крестьянами, а также с учителем своих детей (в отличие, например, от госпожи Простаковой в пьесе «Недоросль»):

«Тут Манилов с такою же любезностию рассказал дело кучеру, и сказал ему даже один раз: вы.» (о Манилове и кучере Чичикова)

«… Учитель […] Вероятно, он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение…» (об учителе детей Манилова)

Манилов — доверчивый, наивный человек. Он не подозревает, что его крестьяне обманывают его:

«Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать» «ступай», говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать.»

Господин Манилов — гостеприимный, радушный хозяин:

«… По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более…»

Манилов ведет себя заискивающе с людьми, которые ему интересны (например, с Чичиковым):

«… в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства…»

Господин Манилов восхищается своим новым знакомым Чичиковым и расточает ему всяческие комплименты:

«…я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы!..» (Манилов Чичикову) 

«… я, конечно, не мог получить такого блестящего образования, какое, так сказать, видно во всяком вашем движении; не имею высокого искусства выражаться… » (Манилов о себе и Чичикове) 

Любезный Манилов отдает Чичикову свои «мертвые души» бесплатно и даже берет на себя расходы за оформление документов («купчей»). Этим Манилов надеется сделать приятное своему новому приятелю и укрепить дружбу:

«…я предаю их вам безынтересно и купчую беру на себя…» (Манилов — Чичикову)

Такова цитатная характеристика помещика Манилова в поэме «Мертвые души» Гоголя: описание характера и внешности героя.Смотрите:Все материалы о МаниловеВсе материалы по поэме «Мертвые души» 

Помещик Манилов – яркий герой в галерее персонажей гоголевской поэмы. Прямая характеристика Манилова из “Мёртвых душ” занимает у автора всего один абзац, но дом, обстановка и диалоги героя с Чичиковым прорисовывают каждую чёрточку характера и натуры помещика с непревзойдённым мастерством.

Внешность Манилова

При описании Манилова автор использует ряд пословиц и искусно завуалированную иронию. Очень деликатно он рассказывает о внешности героя, намекая на то, что персонаж “никакой” и внешне и внутренне – “ни рыба – ни мясо”. Черты лица – приятны, сам он человек “видный”: белокур, голубоглаз, улыбчив. Одет Манилов добротно, создаёт впечатление благородного человека с приятными чертами лица. Гостеприимство, преходящее в манию – ещё одно из качеств, которые свойственны хозяину. Гоголь честно говорит о том, что в начале знакомства с таким человеком создаётся впечатление, что он “чрезвычайно приятен”, позже слащавость речей и перебор в желании понравиться берёт верх, спустя какое-то время собеседник думает “чёрт знает что” и стремится сбежать, чтобы не умереть от скуки.

Характер помещика

О натуре персонажа, мы узнаем ещё из первых строк “один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова”. Этот человек не мог найти себя ни в чём (да и не искал). Автор не даёт Манилову имени, в отличие от других персонажей, давая понять типичность, обобщённость и полную безличность его образа. Если кто-то имел склонность к спорам, был увлечён карточными играми, охотой или чем-то другим, то Манилов не умел хорошо делать ничего, и не имел склонности совершенно ни к чему.

Помещик не мог сформулировать ни одной темы, на которую бы ему нравилось вести беседы, только что-то возвышенное, абстрактное, что невозможно высказать и обозначить словами. Авторская манера характеризовать персонажа через его речь очень гармонично раскрывает внутренний мир Манилова, на задний план уходят чрезмерные манеры и сладость выражений. Лень, однообразный образ жизни, болезненная мечтательность превратили его в пустого, бездеятельного типа, который может посоревноваться в умении тратить свою жизнь с любым трактирным гулякой. Результат один: стулья будут стоять годами и ожидать новой обивки, пруд превратится в болото, а беседка для раздумий зарастёт чертополохом. Неумение созидать, управлять, принимать решения привели к тому, что Манилов, добрый и просвещённый хозяин, ежедневно обкрадывается своими работниками. Мужики врут помещику, пьянствуют и смеются над ним. Домашние и дворовые работники воруют среди бела дня, спят до полудня, занимаются работой в такой же степени, как и их хозяин.

Жизненная позиция

Как любой ограниченный человек, Манилов попадает в полный ступор, когда встречается с чем-то новым. Интерес к “делам” ограничивается тем, что он печётся о законности каких-либо операций.Так произошло, когда Павел Иванович предложил ему сделку. Насколько она прибыльна, помещик не задумывается, это слишком низменная тема для такой возвышенной тонкой натуры, как он. Наш персонаж с радостью отдаёт Чичикову мёртвых душ, наслово верит гостю о законности такой операции, ликует оттого, что доставил удовольствие собеседнику.

На самом деле губернские чиновники – воры, мошенники, пьяницы и гуляки, но тот иллюзорный мир, в котором существует наш герой не допускает таких понятий. Помещик не видит дальше своего носа, живёт чужими убеждениями и мнениями. Основная проблема “маниловщины” в том, что счастье таких людей непоколебимо, их ничего не интересует и не расстраивает, они существуют в отдельной реальности и вполне довольны такой духовно нищей жизнью.

В нашей статье кратко с цитатами даётся характеристика и анализ образа помещика Манилова. этот материал будет полезен при подготовке к уроку, написании сочинений, тестовых работ.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>

    • <label>Роман в стихах;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Поэма;</label>
    • <label>Новелла.</label>

(новая вкладка)

Меню статьи:

Внешность и возраст Манилова

Точный возраст Манилова не указан в повести, однако известно, что он не был старым человеком. Знакомство читателя с Маниловым, вполне вероятно, припадает на период расцвета его сил. Волосы были его светлые, а глаза голубые. Манилов часто улыбался, порой в такой мере, что глаза его прятались и не были видны совсем. Еще он имел привычку щуриться.

Mertvye-dushi-Gogol.jpg

Характеристика личности

Манилов – приятный человек. Он не обладает таким вспыльчивым и неуравновешенным характером, как большинство помещиков, описанных Гоголем.

Его доброжелательность и добродушие располагают к себе и создают доверительные отношения. На первый взгляд, такое положение вещей кажется очень выгодным, но по сути, оно же играет с Маниловым злую шутку, превращая его в скучного человека.

Отсутствие задора и четкой позиции по тому или иному вопросу делает невозможным долгое общение с ним. Манилов был учтив и любезен. Обыкновенно, он курил трубку, отдавая дань своей привычке еще армейских годов. Ведением хозяйства он совсем не занимался – ему было лень это делать. Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни. Виной тому была все та же лень помещика.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Ноздрева в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Семья Манилова

Если в других отношениях Манилов может давать маху, то в отношении семьи и его взаимоотношений с семьей он пример для подражания. Семья его состоит из жены и двух сыновей, в некой мере к этим людям можно присоединить и воспитателя. В повести Гоголь уделяет ему значительную роль, но, судя по всему, он у Манилова воспринимался как член семьи.

Mertvye-dushi-N.-Gogol.jpg

Жену Манилова звали Лиза, она была уже восемь лет замужней женщиной. Муж был очень добр к ней. В их отношениях преобладали нежность и любовь. Это не была игра на публику – они действительно испытывали нежные чувства друг к другу.

Лиза была красивой и хорошо воспитанной женщиной, но она абсолютно не занималась делами дома. На это не было объективной причины, кроме лени и ее личного нежелания вникать в суть дел. Домочадцы же, в частности муж, не считали это чем-то ужасным и спокойно относились к такому положению дел.

Усадьба и деревня Манилова

У Манилова есть огромный потенциал, чтобы стать богатым и успешным. В его распоряжении пруд, лес, селение в 200 домов, однако лень помещика мешает ему полноценно развить свое хозяйство. Правильнее сказать, что Манилов совсем не занимается ведением хозяйства. Основными делами руководит управляющий, Манилов же весьма удачно ретировался и живет размеренной жизнью. Даже эпизодические вмешательства в ход процесса не вызывают у него интереса.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Чичикова в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Он, бесспорно, соглашается со своим управляющим насчет необходимости тех или иных работ или действий, но делает это настолько лениво и неопределенно, что порой сложно определить его истинное отношение к предмету обсуждения.

На территории усадьбы заметно выделяются несколько клумб расположенных на английский манер и беседка. Клумбы, как практически и все в имении Манилова находится в запустении – ни хозяин, ни хозяйка не уделяют им должного внимания.

Mertvye-dushi-Nikolaj-Vasilevich-Gogol.jpg

Отношение к крестьянам

Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе. На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных. Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.

Дом и кабинет Манилова

Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.

В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью. В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега. Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.

Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку. Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение. Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.

Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.

Манилов как тип «живого мертвеца»

Общее мнение литературных критиков о «Мертвых душах» (причем, как критиков современных, так и тем, кто жил во времена Гоголя): существует огромная проблема понимания этого произведения. С одной стороны, этот текст, безусловно, можно читать буквально: как такую себе детективную историю о России. Но с другой стороны – это повествование-перевертыш, и, вчитавшись в текст внимательнее, читатель закономерно задает вопроса – а чьи души-то здесь мертвее – трупов или живых?

И критик был абсолютно прав. Мы придерживаемся мнения, что «мертвыми душами» в этом сочинении писатель назвал именно живых людей, которым, тем не менее, удалось помертветь еще при жизни. Сомнительное достижение, однако!

Поэтому, если этот роман-поэму все же нельзя воспринимать классической сказкой, где герои живут, любят, женятся, умирают, возникает вопрос: а что же спрятал Гоголь под символическими типами выписанных персонажей? Вот еще один реальный факт: писатель собственноручно проиллюстрировал рукопись «Мертвых душ». И в этих рисунках большое внимание уделялось внешности героев. Это свидетельствует о том, что Гоголь намеревался представить цельный образ общества Российской империи, уложив весь этот немыслимый масштаб в размеры романной «коробочки». Кстати, о Коробочке. И помещица, и интересующий нас Манилов – все эти такие типажи, которые мы, возможно, до сих встречаем на улице. Давайте посмотрим на Манилова под микроскопом исследователя-литературоведа.

И какой же он этот Манилов… на самом деле?

А вот Е. Смирнова показывает и вовсе любопытный взгляд на этот роман. По мнению критика, здесь спрятан мотив свойственного русской культуре богатырства. Однако и богатырство это тоже мертво. Почему? Давайте разберемся. Начиная с первых строк, этот мотив дает о себе знать. Автор пишет о настоящем времени так, будто это период, «когда на Руси начинают уже выводиться богатыри». А в последней главе тоже есть тот же мотив (или даже лейтмотив?): «Здесь ли не быть богатырю…». Эту тему считают положительным полюсом романа, которая, в каком-то смысле, уравновешивает отрицательный полюс произведения. Богатыри – это то живое начало, которое является теплым, созидательным, настоящим. И этому началу противостоят «мертвые души»: Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Коробочки, Плюшкины… Каждый персонаж – это пример определенной омертвелости. Например, наш Манилов – вроде бы и гостеприимный, и, возможно, менее неприятный, нежели другие герои, однако это мечтатель, оторванный от жизни, лишенный деятельности, созидательности. Манилов – это пустота. Гоголь намекает на то, что в Российской империи мир как бы распался на две части: мир истинный, живой, деятельный, и мир прозябания, мертвый, холодный, пустой мир. И, к сожалению, второй мир заслоняет и выживает первый.

Образ Манилова в критике

Но вернемся еще на несколько минут к Белинскому. Критику принадлежит глубокий анализ гоголевского романа-поэмы – «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мертвые души”». Приведем также цитаты, которые четко дают понять, почему Манилов – не просто очередной персонаж из литературы, а тип, имеющий всемирно-историческое значение:

Положим, что Байрон в сравнении с Гоголем – ничто, а Чичиков, Маниловы и Селифаны имеют более всемирно-историческое значение, чем титанические, колоссальные личности британского поэта…

…эпос Вальтера Скотта именно заключает в себе «содержание общей жизни», тогда как у Гоголя эта «общая жизнь» является только как намек, как задняя мысль, вызываемая совершенным отсутствием общечеловеческого в изображаемой им жизни <…> какая общая жизнь в Чичиковых, Селифанах, Маниловых, Плюшкиных, Собакевичах и во всем честном компанcтве занимающем своею пошлостию внимание читателя в «Мертвых душах»?

Г. Константин Аксаков опять доказывает, что в Манилове есть своя сторона жизни: да кто ж в этом сомневался, равно как и в том, что и в свинье, которая, роясь в навозе на дворе Коробочки, съела мимоходом цыпленка (стр. 88), есть своя сторона жизни? Она ест и пьет – стало быть, живет: так можно ли думать, что не живет Манилов, который не только ест и пьет, но еще и курит табак, и не только курит табак, но еще и фантазирует…

Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, – а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части…

Таким образом, Манилов предстает как своеобразный человек пустоты в литературы, отображающий людей пустоты в жизни. У героя ведь нет ничего: отсутствуют мысли, чувства, в конце концов, отсутствует сама жизнь. Жизнь – это баланс созерцательности и действия, но у Манилова перевес происходит лишь в одну сторону – в сторону пустой созерцательности: это книги, которые никогда не напишутся и никогда не прочитаются, планы, которые никогда не осуществятся. Манилов – любитель помечтать. С одной стороны, это не грех, однако и мечты у героя полны глупости. Можно сказать, что этот персонаж лишен формы: аморфный, невнятный, неопределенный. А главное: в Манилове не видать жизненной силы, той самой, которая придает любому существованию смысл.

Кстати, Манилова характеризует и сам автор.

Вот, что говорит Гоголь:

Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?..

Манилов и его семья – это крупная сатира на принятые тогда нормы воспитания, которые делали из человека пустую подушку – но красивую, элегантную, украшающую диван усадьбы. Мы имеем в виду, что такие люди мало чем отличаются от мебели. Маниловы приятны и прекраснодушны, однако эти черты не оставляют следов.

Внешне Манилов богат, но духовно – убог, так как у героя нет устремлений, планов, нет прогресса в саморазвитии и самосовершенствовании. Яркость декора и обстановки дома Манилова лишь еще больше подчеркивает безликую и серую натуру хозяина. Мечты Манилова полностью оторвали героя от жизни, поэтому ныне «Маниловым» можно назвать человека – болтуна, мечтателя, скудоумного сладкого оратора, уходящего от ответственности и трудностей жизни в более удобную реальность.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/xarakteristika-manilova-v-poeme-mertvye-dushi-n-v-gogolya.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1398-harakteristika-manilova-mertvye-dushi.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/06/manilov-harakteristika-mertvye-dushi-gogol.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/manilov-harakteristika.html
  • https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/mertvye-dushi-manilov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт