Художественный мир повести И.А. Бунина «Митина любовь»

Повесть «Митина любовь», написанную в 1925 году, литературные критики выделяли из всех произведений И.А. Бунина, признав ее важной вехой на длинном творческом пути писателя. Уже из самого названия произведения видно, что основная его тематика – любовь. И, несмотря на то, что, к данной теме Бунин обращался в своем творчестве неоднократно, «Митина любовь» отличается от прочей любовной прозы писателя. Это становится видно при подробном анализе повести.

Сюжет «Митиной любви», казалось бы, малооригинален: главный герой произведения – молодой человек по имени Митя влюбляется в Катю – ученицу театральной школы, Митя постоянно ревнует свою возлюбленную, подозревая в измене с директором школы, и в скором времени, узнав, что Катя ему действительно неверна, Митя пускает пулю себе в висок. И все же, эту достаточно шаблонную историю неразделенной любви, закончившейся самоубийством героя, Бунин преподносит по-новому.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Прежде всего, стоит выделить тонкость психологизма повести. Бунин мастерски передает внутреннее состояние своего героя, применяя прием параллелизма мира человека и окружающего мира. Картины природы, мастерски изображенные писателем, замечательно аккомпанируют изображению Митиных любовных мучений.

Особенно символичен здесь образ дождя, который отображает трагичность переживаний главного героя. Дождь усиливается по мере обострения Митиных чувств и к концу повести достигает наивысшей точки напряжения – грозы. Так, через природный драматизм автор передает трагедийность внутреннего состояния героя.

Также средиважных художественных деталей и образов произведения следует выделить деревенский сад, цветы, различные природные запахи, соловьиную трель, которые находятся в тесной взаимосвязи с душевными переживаниями Мити, испытывающего непростые состояния любви, ревности, ожидания, разочарования. Одухотворенная природа становится индикатором подлинности переживаний главного героя.

Образы природы занимают в «Митиной любви» значительное место, и все же, наиболее значимыми в повести являются образы ее главных героев. Важно отметить, что образы Кати, ее матери, старосты, Аленки обрисованы Буниным всего лишь несколькими словами и, тем не менее, совершенно ясны читателю.

Автор намеренно использует такой прием, поскольку центральным образом, помогающим понять весь смысл повести, является, прежде всего, образ Мити. В первую очередь, стоит отметить, что Митя – натура достаточно чувствительная и глубоко переживающая все происходящее с ним. Именно в мучительных переживаниях героя И.А. Бунин, прежде всего, раскрыл всепроникающую силу любви и ее непреодолимую власть над человеком.

Так едва ли не с первых страниц повествования Митя связывает любовь к Кате со сбывшейся давней мечтой. И далее автор показывает, как жизнь и любовь постепенно сближаются и тесно переплетаются в сознании главного героя. Любовь существенно изменила Митю, его жизнь обрела новый смысл, масштабность и содержательность. И в то же время это чувство свалилось на Митю, словно болезнь, наваждение, заполнив собой весь мир, где все без исключения напоминает герою о возлюбленной.

Митя ревнует Катю, и его ревность небезосновательна. С каждым днем герой все отчетливее осознает, что любимая девушка, открывшая ему несказанное счастье, обманула его – разлюбила или, возможно, никогда и не испытывала взаимного чувства. Но, все же, Митя продолжал любить и верить, хотя уже становится абсолютно заметным, что вместе с тем, как таяла надежда героя на Катину взаимность, уходил и его интерес абсолютно ко всему.

Митя пытается справиться с этим наваждением, с этой болью, старается вытеснить Катю из своих чувств и мыслей, и даже пробует найти ей «замену» в лице деревенской девушки Аленки, которая приглянулась ему отдаленной близостью с Катей. Но Митя понимает, что физическое удовлетворение не приносит ему успокоения, в любви никакой замены быть не может, оттого, убедившись в Катиной измене, он убивает себя, чтобы окончательно освободиться от нестерпимо-сильной боли, причиненной ему этой трагической любовью.

Внимательный читатель увидит, что Бунин сочувствует главному герою своей повести и жалеет этого простого, доброго юношу, способного на глубокие искренние чувства. И гибель Мити автор в данном случае определяет не самой его любовью, а объектом его любви – Катей, весь мир которой построен на игре и фальши – внесшей в жизнь Мити враждебное опустошающее начало. В этом и заключается скрытый смысл бунинской повести, актуальной до тех пор, пока проблема, с которой столкнулся Митя, не перестанет мучить человечество.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Бунин
  4. Анализ произведения Митина любовь

Бунин отлично пишет о любви и отношениях, в его произведениях довольно часто появляется пара в чем-то подобная Кате и Мите. Связь между двумя людьми практически всегда довольно нежна и непорочна, тем не менее, описание этих отношений не выглядит чрезмерно пуританским. Более того, сюжеты наподобие такого, который виден в Митиной любви, являются будто универсальными.

Конечно, совершенно очевидно, что писатель просто грамотно просчитал схемы движения человеческой души. Как профессиональный инженер этой субстанции, он разобрался в основных механизмах и узлах.

Мне кажется именно так, потому что парадоксальные, казалось бы, метания Мити, перетекания его состояний напоминают в той или иной степени многие известные по жизненной практики ситуации. Да и в целом такая схема отношений, если не стара как мир, то более чем характерна, на мой взгляд, для эпохи нового времени. Эта трагедия типична, но от этого не менее трагична и не менее пронзительна.

Митя – искренне чувствующий юноша, который погружается в первую свою любовь, но его чистое восприятие не выдерживает испытания действительностью. Особенно хочется подчеркнуть, то как умело и виртуозно Бунин изображает Митино понимание любви, любви, которая течет через всю жизнь, через разных людей и феномены: няню, гимназистку, весну.

Также отлично выполнено и сравнение любви и смерти, объединении двух этих сфер, описание того как любовь замещает собой ощущение смерти. Эрос и Танатос. Собственно и в Мите они тоже сочетаются, только в итоге в обратном порядке и тяга к жизни и любви переходит в тягу к саморазрушению.

На мой взгляд, ужасны и точны описания сочетания порочности и невинности, когда девушка сдает экзамен на театральных курсах. Когда дело разворачивается банальным и пошлым образом, стреляет то самое ружье, которое висело на с стенке – режиссер всегда уезжает с новой актрисой и на этот раз уезжает с Катей, становится пронзительно больно за героя и за его любовь, которая разбивается об эти скалы пошлости и повседневности. Митин финал трагичен, но для этого мира вполне логичен.

Вариант 2

В своём рассказе Бунин описывает любовные переживания молодого студента, который испытывает страсть к симпатичной студентке театрального факультета, начинающей актрисе, которая, в свою очередь, отвечает ему взаимностью, но при этом также больше увлечена не столько самим Митей, сколько собственной карьерой и достижением определенного социального положения.

В итоге его возлюбленная Екатерина идёт по накатанной стезе, которая уготована многим таким же как она студенткам театрального факультета. Девушка вполне закономерно уезжает летом отдыхать с режиссером, который периодически увозит на курорт молодых студенток с совершенно понятными целями и последствиями.. положительными, в карьерном смысле студенток.

Взирая на всю эту ситуацию, Митя испытывает тяжелые душевные страдания, он не находит себе места и более всего, мне кажется, точность этого переживания удалась Бунину, когда он описывала главную героиню в белом платье. Это сочетание порока и чистоты поражает не только самого Митю, но и читателя. Действительно, мы видим как буквально чистота любви и возвышенное чувство втаптывают в грязь обыденности и в какой-то степени даже ничтожного устройства этого мира.

Дальнейшие события являются подробным описание душевных терзаний. В каком-то смысле Митя тоже испытывает падение, он не понимает чего ищет, но определённо его страдания и поиски обуславливаются не гормонами или простой плотской похотью. Главный герой ищет чистоты и не сумев ни сохранить, ни отыскать ничего подобного, кончает с собой.

Трагична судьба самого Мити, который не знает, что возможно поделать со всем этим, он не выдерживает не столько накала и давления со стороны мира, сколько собственного разочарования. Не сумев пережить утрату любви, герой решает, что в этом мире жизнь без любви не имеет смысла и в каком-то смысле поступает достаточно логично, но в такой же степени греховно и трагично.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ рассказа Подснежник↑ БунинСмысл произведения Чистый понедельник →

Анализ произведения Митина любовь

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Шолохова Шибалково семя

    Шолохов огромное количество своих произведений написал про Гражданскую войну. Главным героем является Яков, который воюет на стороне Красной армии

  • Сочинения по картинам

    В этом разделе собраны сочинение по картинам художников. Чтобы найти картину выберите автора или воспользуйтесь поиском.

  • Путешествие на поле славы (Бородино Лермонтова 5 класс) сочинение

    У Лермонтова существует очень много разных произведений, но одно из них является значимым для всего народа и называется оно «Бородино». И этим произведением он старается показать всем читателям

  • Смысл названия пьесы Гроза Островского сочинение

    А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой

  • Сочинение Что значит быть «благодарным сыном»?

    Все ли одинаково понимают слово – благодарность? Дарить благо, значит, безвозмездно делится хорошим чем – то, быть признательным за поступок. Все грани характера, как позитивные, так и отрицательные закладываются в человеке

ГлавнаяКоллекция «Revolution»ЛитератураХудожественный мир повести И.А. Бунина «Митина любовь»

Особенности жанрового своеобразия повести И. Бунина «Митина любовь». Скульптурный характер действенных моментов. Затрагивание «вечных» тем любви и смерти, которые придают сюжету остроту. Композиционное деление повести, особенности ее проблематики.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.04.2016
Размер файла 40,5В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Произведение, которое создавалось легко, как бы в порыве вдохновения, если читать его в рукописи, открывает нам неустанные поиски ритма, слова, образа. Даже почерк рукописи порой меняется: то он становится менее разборчивым, выдавая волнение автора, то, наоборот, автор пишет умышленно четко, крупными буквами, медленно, чтобы мысль не опережала написанную строку. Писатель хочет не терять контроль над эпизодом, который волнует его самого, впервые запечатленный на бумаге.

Литература о любви, высоком и прекрасном чувстве, дарованном человеку, неисчерпаема. Всегда с неизъяснимым волнением читаешь описание весенней ночи в Отрадном, где Андрей Болконский впервые как бы подслушал мечты Наташи, а потом, по дороге домой, увидел преображенный старый дуб с пробившимися к солнцу молодыми листьями. Не случайно приходит на память любовь Андрея Болконского к Наташе.

Там тоже есть разрыв, горечь, оскорбленное чувство князя Андрея, когда он узнает, что Наташа готова была бежать из дома с ничтожным Анатолем Курагиным.

И беспощадно жестокое: “Не пиши мне ничего, это бесполезно!” И мы уже догадываемся, как прятала, а потом рвала страстные, унизительные для него письма Мити изменившая ему Катя. Но Митя не Андрей Болконский, ему не тридцать первый год, он не пережил всего, что пережил Болконский. Он мог бы простить.

” – Ах, все равно Катя,- прошептал он горько и нежно, желая сказать, что он простит ей все, лишь бы она по-прежнему кинулась к нему, чтобы они вместе могли спастись,- спасти свою прекрасную любовь в том прекраснейшем весеннем мире, который еще так недавно был подобен раю”.

В варианте конца написано так: “Тихо заплакал от боли, раздирающей его грудь, и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил”.

Но этот конец не удовлетворил Бунина, он не хотел сделать самоубийство Мити сознательным актом и дописал: “Она, эта боль, была так нестерпима, что, не думая, что он делает, не сознавая, что из всего этого выйдет, страстно желая только одного – хоть на минуту избавиться от нее… он нашарил и отодвинул ящик ночного столика и поймал холодный и тяжелый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил”. Так кончилась Митина любовь.

В сущности, рассказ был почти полностью вмещен в четыре страницы первоначального варианта, но какую силу воображения надо иметь, чтобы превратить эти четыре страницы в поэму о любви и гибели юноши, в трагедию несчастной любви!

“Страдания молодого Вертера” Гете непременно приходят на память, когда дочитываешь “Митину любовь”. И не только потому, что сюжеты обоих произведений так схожи – и здесь и там самоубийство из-за несчастной любви. Вертер – дитя своего века, он рассуждает, философствует, негодует против лицемерия общества.

Современный читатель с трудом прочитает Вертера, ему покажется искусственным, излишне патетичным эпизод самоубийства Вертера, пистолетный выстрел, заглушенный громом, грозой и бурей.

В Митиной любви есть тоже непогода.

“Дождь шумел повсюду,- и по крыше, и вокруг дома, и в саду. Шум его был двойной, разный,- в саду – один, возле дома, под непрерывное журчание и плеск желобов, ливших воду в лужи,- другой. И это создавало для Мити, мгновенно впавшего в летаргиче ское оцепенение, необъяснимую тревогу, и вместе с жаром, которым пылали его ноздри, его дыхание, голова, погружало его точно в наркоз…”

Далее следует ужасное видение, галлюцинация: он видит падение Кати. А затем – гибель Мити, самоубийство, совершенное юношей в бессознательном состоянии.

Мне случалось беседовать с молодежью об этом рассказе, и все осуждали самоубийство Мити, говорили о нем как о бессознательном акте, жалели юношу, понимая, что любовь его была настоящей, всепоглощающей. Ведь не мог же Митя заменить эту любовь связью с Аленкой, телесное желание не переходило в душевное – “в блаженство и истому всего существа”, в то, что он чувствовал к Кате. Все, разумеется, осуждали Катю.

Одни говорили, что “за нее надо было бороться”,- все-таки она была ослеплена страстью к искусству и обманута самодовольным и пошлым актером. “Нет, я бы не сделал так, как сделал Митя, как бы ни страдал, ни любил”. Но затем сошлись на том, что он человек из другой эпохи, из поколения, которое металось, искало выхода в годы реакции и пессимизма и, не найдя его, погибало бесцельно.

Значит, и несчастная любовь может быть благодарнейшей темой для художника, и если это любовь настоящая, она привлекает внимание читателя, пробуждает в нем чистые, благородные чувства. Одного только не выносит читатель – когда любовь входит как необходимый ассортимент, чтобы оживить нудный и пустой в общем роман, пусть даже написанный с добрыми намерениями. Ни ханжеских рассуждений, ни пошлой интрижки не прощает читатель.

Эссе по рассказу Бунина “Митина любовь”« Краткое содержание романа Стайрона “И поджег этот дом”Основной конфликт лирики Маяковского »

Материалы сайта

Это интересно

64-1.png

Тема: — Митина любовь

Катя — возлюбленная Мити («милое, хорошенькое личико, небольшая фигурка, свежесть, молодость, где женственность еще мешалась с детскостью»). Обычный для Бунина женский образ: с детской доверчивостью соседствуют признаки какой-то тайной порочной опытности (ср. Олю Мещерскую из рассказа «Легкое дыхание»). К. учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живет с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа. В отличие от Мити, К. не поглощена любовью всецело, не случайно Рильке заметил, что с такой К. Митя все равно жить не смог бы — она слишком погружена в театральную (читай, фальшивую) среду. Ее увлечению потакает директор школы, «самодовольный актер с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправлявшийся на отдых с очередной совращенной им ученицей. «Постом с К. начал заниматься директор», — указывает Бунин. Как и в рассказах «Чистый понедельник», «Пароход «Саратов», важнейшие события в жизни героев соотносятся со временем Великого Поста. Именно в шестую неделю Великого Поста, последнюю перед Страстной, К. сдает экзамен директору. На экзамене она облачена во все белое, словно невеста, что подчеркивает двусмысленность ситуации. Весной же с К. происходят важные изменения — она превращается в «молоденькую светскую даму, <…> все куда-то спешащую». Свидания с Митей все сокращаются, и последний всплеск чувств К. совпадает с его отъездом в деревню. Вопреки уговору, К. пишет Мите всего два письма, причем во втором признается, что изменила ему с директором: «Я дурная, я гадкая, испорченная <…> но я безумно люблю искусство! <…> я уезжаю — вы знаете, с кем…» Это письмо и становится последней каплей — Митя решается на самоубийство. Связь с Аленкой лишь усиливает его отчаяние (3. Гиппиус считала, что этого эпизода на самом деле «не могло быть»). Митя (Митрий Палыч) — студент, главный герой повести. Находится в переходном возрасте, когда мужское начало переплетается с еще не полностью отслоившимся детским. М. «худой, нескладный» (девки в деревне/прозвали его «борзым»), делающий все с мальчишеской Неловкостью. У него большой рот, черные жесткие волосы, —/«он был из той породы людей с черными, как бы постоянно расширенными глазами, у которых почти не растут даже в зрелые годы ни усы, ни борода…» (возлюбленная М., Катя, называет его глаза «византийскими»). Повествование о жизни и смерти М. охватывает период чуть более полугода: начиная с декабря, когда он познакомился с Катей, и до середины лета (конца июня — начала июля), когда он кончает с собой. О прошлом М. мы узнаем из его собственных отрывочных воспоминаний, так или иначе связанных с главными темами повести — темой всеохватывающей любви и темой смерти. Любовь захватила М. «еще в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке», когда однажды в саду, рядом с молодой женщиной (вероятно, нянькой) «что-то горячей волной взыграло в нем», и затем в различных обличьях: соседка-гимназистка, «острые радости и горести внезапной влюбленности на гимназических балах». Год назад, когда М. заболел в деревне, — весна стала «его первой настоящей любовью». Погруженность в мартовскую природу «насыщенного влагой жнивья и черной пашни» и подобные проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали М. до декабря первой студенческой зимы, когда он встретился с Катей и почти сразу же влюбился в нее. Пора безумного захватывающего счастья длится до девятого марта («последнего счастливого дня»), когда Катя заговаривает о «цене» ее ответной любви: «Я все равно даже ради тебя не откажусь от искусства», т. е. от театральной карьеры, которая должна начаться после окончания ею этой весной частной театральной школы. Вообще изображение театра в повести сопровождается интонацией декадентской фальши — Бунин резко подчеркивает свое неприятие модернистского искусства, отчасти в соответствии с воззрениями Л. Н. Толстого. На выпускном экзамене Катя читает стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» — возможно, с точки зрения Бунина, манифест декадентского искусства. М. воспринимает ее чтение как «пошлую певучесть… и глупость в каждом звуке», а тему стихотворения определяет весьма жестко: «о какой-то будто бы ангельски невинной девушке». Январь и февраль — пора непрерывного счастья, но на фоне начинающегося раздвоения в прежде цельном чувстве у «уже тогда нередко казалось, что как будто есть две Кати: одна та, которой <…> настойчиво желал, требовал Митя, а другая — подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадавшая с первой». М. живет в студенческих номерах на Молчановке, Катя с матерью — на Кисловке. Они видятся друг у друга, их встречи протекают «в тяжком дурмане поцелуев», становятся все более и более пылкими. М. все более ревнует Катю: «проявления страсти, то самое, что было так блаженно и сладостно <…> в применении к ним, Мите и Кате, становилось несказанно мерзко и даже <…> противоестественно, когда Митя думал о Кате и о другом мужчине». Зима сменяется весной, ревность все более подменяет любовь, но одновременно (и в этом иррациональность чувства по Бунину) страсть М. возрастает вместе с ревностью. «Ты любишь только мое тело, а не душу», — говорит ему Катя. Совершенно измученный двойственностью и неопределенной чувственностью их отношений, М. в конце апреля уезжает в деревенскую усадьбу — отдохнуть и разобраться в себе. Перед отъездом Катя «опять стала нежна и страстна», даже впервые заплакала, — и М. вновь почувствовал, как она близка ему. Они договариваются о том, что летом М. приедет в Крым, где Катя будет отдыхать вместе с матерью. В сцене сборов накануне отъезда вновь звучит мотив смерти — вторая тема повести. Единственный друг М., некто Протасов, утешая М., цитирует Козьму Пруткова: «Юнкер Шмидт! честное слово. Лето возвратится», но читатель помнит, что в стихотворении присутствует также мотив самоубийства: «Юнкер Шмит из пистолета хочет застрелиться!» Этот мотив возвращается еще раз, когда в окне напротив Митиного номера некий студент поет романс А. Рубинштейна на стихи Г. Гейне: «Полюбив, мы умираем». В поезде все вновь говорит о любви (запах Катиной перчатки, к которой М. припал в последнюю секунду расставания, мужики и рабочие в вагоне), а позже, уже по пути в деревню, М. вновь полон чистой привязанности, думает «обо всем том женском, к чему он приблизился за зиму с Катей». В сцене прощанья М. с Катей исключительно важна неприметная деталь — вспоминаемый несколько раз аромат Катиной перчатки. По законам мелодической композиции здесь переплетены противостоящие друг другу лейтмотивы: запах любви (кроме перчатки — Катина лента для волос) и — запах смерти (девять лет назад, когда умер отец, Митя «вдруг почувствовал: в мире смерть!», а в доме еще долго стоял «или мнился» «страшный, мерзкий, сладковатый запах»). В деревне М. вначале как будто бы освобождается от мучающих его подозрений, но почти сразу же в ткань повествования вплетается третья тема — любви, лишенной душевной составляющей. По мере угасания надежды на совместное будущее с Катей М. все более охватывает чистая чувственность: вожделение при виде моющей окна «поденщицы с деревни», в разговоре с горничной Парашей, в саду, где деревенские девки Сонька и Глаша заигрывают с барчуком. Вообще тема деревнипочвы-земли-естественности («спасительное лоно матери-природы», по Г. Адамовичу) связана у Бунина с чувственностью и томлением, потому все деревенские герои повести так или иначе участвуют в совращении М. Единственной зацепкой в борьбе с плотскими искушениями становится чувство к Кате. Мать М., Ольга Петровна, занята хозяйством, сестренка Аня и брат Костя еще не приехали — М. живет памятью о любви, пишет Кате пылкие письма, рассматривает ее фотографию: ему отвечает прямой, открытый взгляд любимой. Ответные письма Кати редки и немногословны. Наступает лето, но Катя по-прежнему не пишет. Мучения М. усиливаются: чем более прекрасен мир, тем он кажется М. более ненужным, бессмысленным. Он вспоминает зиму, концерт, шелковую Катину ленту, которую взял с собой в деревню — теперь даже о ней он думает с содроганием. Чтобы ускорить получение весточки, М. ездит за письмами сам, но все на- прасно. Однажды М. решает: «если через неделю письма не будет, — застрелюсь!» Именно в этот момент духовного упадка деревенский староста за небольшое вознаграждение предлагает М. поразвлечься. Поначалу у М. хватает силы отказаться: он повсюду видит Катю — в окружающей природе, снах, мечтаниях, — ее нет лишь в реальности. Когда староста вновь намекает на «удовольствие», М. неожиданно для себя самого соглашается. Староста предлагает М. Аленку — «бабенку ядовитую, молоденькую, муж на шахтах <…> всего второй год замужем». Еще до рокового свидания М. находит в ней что-то общее с Катей: Аленка не велика, подвижна — «женское, смешанное с чем-то детским». В воскресенье М. идет к обедне в церковь и встречает Аленку по пути в храм: она, «виляя задом», проходит, не обратив на него внимания. М. чувствует, «что видеть ее в церкви нельзя», чувство греха еще способно его удержать. Следующим вечером староста везет М. к леснику, свекру Аленки, у которого она живет. Пока староста и лесник пьянствуют, М. случайно сталкивается с Аленкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о завтрашнем свидании в шалаше. Ночью М. «увидал себя висящим над огромной, слабо освещенной пропастью». И в течение всего следующего дня все более отчетливо звучит мотив смерти (в ожидании свидания М. кажется, что в доме «страшно пусто»; в вечереющем небе светит Антарес, звезда из созвездия Скорпиона и т. д.). М. направляется к шалашу, вскоре появляется Аленка. М. отдает ей смятую пяти- рублевку, его охватывает «страшная сила телесного желания, не переходящая в… душевное». Когда происходит наконец то, чего он так хотел, М. «поднялся совершенно пораженный разочарованием» — чуда не произошло. В субботу той же недели весь день идет дождь. М. в слезах бродит по саду, перечитывает вчерашнее письмо от Кати: «забудьте, забудьте все, что было!.. я уезжаю — вы знаете, с кем…» К вечеру гром гонит М. в дом. Он влезает к себе через окно, запирается изнутри и в полубессознательном состоянии видит в коридоре «молоденькую няньку», несущую «ребенка с большим белым лицом» — так возвращаются воспоминания раннего детства. Нянька оказывается Катей, в комнате она прячет ребенка в ящик комода. Входит господин в смокинге, — это директор, с которым Катя уехала в Крым («я безумно люблю искусство!» из вчерашнего письма)». М. наблюдает, как Катя отдается ему и в конце концов приходит в себя с ощущением пронзительной, невыносимой боли. Возврата к тому, что было «подобно раю», нет и быть не может. М. достает из ящика ночного столика револьвер и «радостно вздохнув <…> с наслаждением» стреляет в себя. Р. М. Рильке проницательно указывает на основную причину трагедии: «молодой человек теряет <…> способность ожидать течения событий и выхода из невыносимого положения и перестает верить в то, что за этими страданиями <…> должно последовать что-то <…> иное, которое в силу своей инакости должно было бы представляться более выносимым и переносимым». «Митина любовь» вызвала множество противоречивых оценок. Так, 3. Гиппиус поставила повесть в один ряд с гётевскими «Страданиями молодого Вертера», однако видит в чувствах героя лишь «гримасничающее Вожделение с белыми глазами». В то же время поэтесса М. В. Карамзина определила таинство любви» в повести Бунина как «чудо благодатное». Р. М. Бицил-ли в статье «Заметки о Толстом. Бунин и Толстой» находит в «Митиной любви» толстовское влияние, а именно — перекличку с незаконченной повестью Л. Толстого «Дьявол». Сам Бунин указывал, что воспользовался историей «падения» своего племянника. В. Н. Муромцева-Бунина называет фамилию прототипа: «…тронут юный роман Николая Алексеевича (Пушешникова, племянника Бунина. — Ред.), но внешность взята с <…> брата, Пети». В. С. Яновский в мемуарах «Поля Елисейские» подтверждает реальность прототипа: «В «Митиной любви» герой кончает довольно банально самоубийством, тогда как на самом деле молодой человек из его повести постригся в монахи и вскоре стал выдающимся иереем». В. В. Набоков в письме к 3. Шаховской писал: «Бунин мне говорил, что, приступая к «Митиной любви», он видел перед собой образ Мити Шаховского», т. е. брата 3. Шаховской Дмитрия Алексеевича, поэта, в двадцатые годы постригшегося в монахи под именем отца Иоанна. В Bobych.ru В В© 2004 — 2021В В В  Сочинения, рефераты, курсовые, ГДЗ, ЕГЭ, биографииИспользуемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2014/10/originalnost-lubovnoy-tematiki-v-povesti-mitina-lubov-bunina.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bunin/analiz-proizvedeniya-mitina-lyubov
  • https://revolution.allbest.ru/literature/00680672_0.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/esse-po-rasskazu-bunina-mitina-lyubov/
  • https://bobych.ru/soch/bunin/raznoe_108.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт