История одного шедевра: «Московский дворик» Поленова

Отправляю вам что поприличнее. Примерно такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Как это часто бывает, когда дедлайн горит, сдаешь уже хоть что-нибудь. Как получилось, что безделица, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника, рассказывает Снежана Петрова.

0e8abfd067ffd54219c2d5324f208d45.jpg

«Московский дворик», Василий Поленов (1878)

Сюжет

Москва — большая деревня. Собственно, вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

Поленова называют родоначальником интимного пейзажа

«Дорогой дядя, — писал Поленов своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры, — благодарю Вас за гостеприимство <nobr>и т. д.</nobr> Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».

0d05c834377182afce8aa30894ae57b2.JPG

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.

Контекст

Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

«Бабушкин сад», Василий Поленов (1878)

По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.

Крамской о «Московском дворике»: «Поленов — молодец!»

После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный». А само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотно, на котором очевидно выражено эмоциональное состояние художника.

Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не шибко ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.

Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья, многообразие тонов зелени, воздух и свет — с каком любовью выписан этот вид из окна. Тургеневское настроение в работах Поленова почувствовали все. Даже сам Тургенев. Василий Дмитриевич подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич Василию Дмитриевичу — «Записки охотника» с дарственной надписью. Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.

Судьба художника

Поленов родился в Петербурге и был абсолютно городским человеком. Но писал сердцем — о природе. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил. Вернее, построил по собственному эскизу.

Василий Поленов перед мольбертом, фото 1897 года

Сегодня широкий зритель помнит Поленова в основном как автора элегических сюжетов с тургеневским настроением. Действительно, у кого не защемит сердце да не накатит слеза при виде «Разлива на Оке» или «Золотой осени»?!

А между тем, художник писал и на религиозные, и на военные, и на античные темы. Например, во время русско-турецкой войны он состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича — будущего императора Александра III. А на исходе XIX века Поленов специально путешествовал на Ближний Восток, чтобы зарядиться местной атмосферой и собрать натуру для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.

Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.

Московский дворик — известная картина-пейзаж русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Она была написана в 1878 году, а относится полотно к реалистическому направлению. Некоторые критики также отмечают небольшое влияние импрессионистской живописи. В нашей небольшой заметке мы рассмотрим историю и описание картины, а также узнаем мнение искусствоведов об этом полотне.

Содержание

История и техническое описание

Картина «Московский дворик» была написана Поленовым в 1878 году после возвращения домой из Европы, где Василий Дмитриевич изучал классическую и современную ему живопись. Интересно, что фактически написание картины было случайностью. Изначально Поленов хотел написать картину на исторический сюжет — для этого в 1877 году он переехал в Москву (до этого он проживал в Санкт-Петербурге) и снял квартиру в Дурновском переулке близ церкви Спаса на Песках.

Во время осмотра квартиры он выглянул в окно — и увидел приблизительно то, что мы видим на картине «Московский дворик». Расплатившись с хозяином, Поленов тут же начал писать пейзаж. Первоначально пейзаж был безлюдным, однако в 1878 году художник переписал свою картину, добавив на нее людей. Этот вариант картины и получил название «Московский дворник» (черновой вариант полотна без людей Поленов подарил Ивану Тургеневу, известному русскому писателю).

Широкой публике картина была впервые продемонстрирована на VI выставке художников-передвижников. Интересно, что изначально Поленов скептически относился к своему пейзажу, называя его «картинкой, изображающей дворик в Москве в начале лета». Однако картина пришлась по душе широкой публике, а через некоторое время ее выкупил известный предприниматель и меценат Павел Третьяков для своей коллекции. С этого момента и по сегодняшний день полотно хранится и экспонируется в Третьяковской галерее.

Технические детали:

Полное название Московский дворик
Дата создания 1878 год (первоначальный вариант — 1877 год)
Размеры 64,5 x 80,1 см
Художественное направление Реализм, городской пейзаж
Живописная техника Холст, масло
Где хранится сейчас Третьяковская галерея

Что изображено на картине

На полотне «Московский дворик» Поленова изображен городской пейзаж. Картину можно условно разделить на три плана — передний план, средний план и небо. На переднем плане в центре располагается пустырь, поросший короткой зеленой травой. По пустырю проходят две перекрещивающиеся дороги, которые расположены по диагонали относительно плоскости картины. На пустыре играет несколько детей; один ребенок сидит на траве и громко плачет.

Слева от пустыря в конце одной из дорог изображен деревянный колодец, который сверху накрыт крышкой. Слева от колодца мы можем видеть часть деревянного забора, позади которого располагается множество деревьев (возможно, это заросший садик). Справа от пустыря (уже на среднем плане) в конце одной из дорог мы видим запряженную лошадь, которая ждет своего хозяина. Рядом с лошадью расположен крестьянский дом или техническая пристройка.

На среднем плане слева мы можем видеть двухэтажный белый особнячок с жестяными водосточными трубами. На полотне изображена лишь кусочек особняка — большой часть дома сокрыта деревьями, а часть постройки и вовсе выходит за пределы полотна. Рядом с особняком мы можем видеть женщину, которая, наверное, является матерью играющих детей. В руке мать держит ведро с водой, а ее взгляд, скорее всего, устремлен на плачущего ребенка. Рядом с особняком расположена техническая деревянная пристройка.

На среднем плане также нарисовано несколько крестьянских домов и технических пристроек. Слева мы можем видеть церковные купола и шпиль, которые принадлежат церкви Спаса в Песках близ Арбата (храм существует и поныне). Справа от церкви виден еще один особняк, рядом с которым расположено несколько лиственных деревьев и забор. Над этим всем возвышается голубое пространное небо. На небе есть несколько белых облачков, которые сконцентрированы преимущественно по центру и с правого края полотна.

Мнение критиков и искусствоведов

Искусствоведы практически единодушно считают, что автору удалось мастерски изобразить окраины Москвы конца XIX века. Ветхие, покосившиеся сараи и крестьянские постройки здесь соседствуют с высокими церковными куполами и почтенными дворянскими особняками. Главные действующие персонажи пейзажа — это маленькие дети, которые безмятежно играют на лужайке-пустыре и не ведают бед.

Также мы можем видеть их мать-крестьянку, а также тягловую лошадь, запряженную в телегу. Интересно, что дети, крестьянка и лошадь располагаются в разных углах картины, поэтому из них можно составить условный треугольник, символизирующий патриархальную дореволюционную Россию. Доминирующие цвета пейзажа — зеленый, светло-коричневый, белый, телесный и голубой.

Некоторые другие мнения искусствоведов о картине:

  • Некоторые искусствоведы считают, что на картину повлиял европейский импрессионизм. Следы этого влияния можно заметить в изображении детей и их матери — они нарисованы не слишком четко, даже чуточку небрежно (кроме ребенка на самом ближнем плане — он нарисован достаточно четко). Некоторое влияние импрессионизма можно найти также в выборе цветовой палитры;
  • При этом влияние импрессионизма не стоит переоценивать. Композиционно картина вполне вписывается в канон школы русского реализма — например, диагональное расположение дорог встречается на картине многих русских художников того времени;
  • Дети представляют интерес еще и потому, что они были добавлены на картину гораздо позже. Как уже было сказано ранее, первоначальный вариант пейзажа был безлюдным — и лишь спустя почти год художник перерисовал первоначальную картину, добавив на него людей. Вполне возможно, что идея изображение детей и матери в импрессионистской технике — это более позднее решение, которое художник придумал во время перерисовки полотна.

Смотрите также «Грачи прилетели» – веха в русской живописиЦерковь Покрова на Нерли на полотнах русских художниковТрагедия города Помпеи и его последний день на карине Карла Брюллова«Итальянское утро» — маленький шедевр Карла БрюлловаИспользуемые источники:

  • https://diletant.media/articles/30054689/
  • https://topkartin.ru/kartiny/moskovskij-dvorik

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт