Как быстро научиться пересказывать текст — правила и виды изложения

Опубликовано 01.12.2011 — 0:01 —

Предлагается памятка для учащихся по составлению плана рассказа и  памятка по работе над пересказом по плану.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_po_sostavleniyu_plana_rasskaza.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по работе над кратким пересказом по плану.

  1. Раздели рассказ на смысловые части.
  2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
  3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения)
  4. Перескажи каждую часть по плану.

Памятка по составлению плана рассказа.

  1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
  1. О чем говорится в начале рассказа?
  2. Какие события описаны дальше?
  3. Чем заканчивается текст?
  1. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).
  2. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
  3. Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
  4. Запиши свой заголовок к каждой части.
  5. Проверь себя по  книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-59-1355669827.jpgУрок по литературному чтению «Составление плана по рассказу Н.Носова «Живая шляпа»». 2 класс

Данный урок — второй по рассказу Н. Носова «Живая шляпа». Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация…

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

план- конспект урока по теме «ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Уроки  обучения грамоте и письму  в 1 классе по ОС «Школа 2100».Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина…

План-конспект урока на тему:»Составление математических рассказов».

конспект урока…

Конспект урока во 2-В классе. Н.Н. Носов «На горке» Составление плана рассказа.

Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке»; раз­вивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение переска­зывать; …

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части…

  • Мне нравится

 

Вы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….

Краткость – сестра таланта

Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном.  А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.

Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. ?

Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.

Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.

Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.

Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.

Литературный глоссарий

Три важных шага от старта до финиша

Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:

  • составляем план,
  • пишем текст,
  • редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).

Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».

Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.

В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).

Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую  прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.

Авторский замысел

Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это  задуманный план действий, деятельности; намерение.

Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Авторский замысел своим рождением может быть обязан размышлениям, любознательности и фантазиям.

Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм,  или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?

  • О том, как рождаются идеи, можно прочесть ЗДЕСЬ.

Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.

Отбираем материал

Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:

  • описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
  • конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
  • синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.

Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?

Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:

  • Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
  • О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
  • Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?

Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят  мышление  работатьвнужном направлении.

Составляем план рассказа

Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план. Прописываем:

  • идею рассказа;
  • последовательность событий, которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
  • мысли, которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
  • имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время, когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: «Как назвать литературных героев и персонажей«.

Определимся также с тем, идет ли рассказ:

  • от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
  • второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
  • или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.

При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:

  • введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
  • первичного действия (т.е. что послужило началом),
  • развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
  • кульминации истории (поворотный момент истории),
  • заключающего действия,
  • развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).

Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.

Чем мы и занимаемся. До встречи!

Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями! Опубликовано 13.03.2017 — 20:50 —

Памятки

Скачать:

Вложение Размер
Рекомендации 22 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать над кратким пересказом по плану?

1.Раздели рассказ на смысловые части.

2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3.В каждой части рассказа выдели важные мысли(2-3 предложения).

4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).

Как составить план рассказа?

1.Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

-О чём говорится в начале рассказа?

-Какие события описаны дальше?

-Чем заканчивается текст?

2.Раздели рассказ на смысловые части(одна часть отличается от другой содержанием).

3.Определи главное в каждом части, отметив в тексте основные предложения.

4.Перечитай их. Расскажи своими словами, о чём говорится в данном части. Подбери к ней заголовок.

5.Запиши свой заголовок к каждой части.

6.Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено что-либо важное.

Работа со сказкой

1.Как называется сказка, кто её сочинил,

2.Перечитав сказку. Как ты думаешь, какая она(бытовая, волшебная, о животных)?

3.Кто в сказке действует? Какие это герои?

4.Какие события описываются в сказке?

5.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6.Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?

7.Как относится автор к своим героям?

8.Что из этой сказке вам запомнилось больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по теме: «Путешествие в сказку» 1-3 класс

Мероприятие может быть приурочено к Дню книги, окончанию учебной четверти и т. п. Возраст участников от 6 до 9 лет. Проводится классным руководителем.  Цель:  развитие  детско-родительс…

Проектная работа по литературному чтению ( раздел «Сказки») 1 класс

Проектная работа сделана после изучения раздела «Русские народные сказки» в форме книжки, где сказочный герой Заяц путешествует по страницам разных русских народных сказок….

Проектная работа учащихся «В мире волшебной сказки»

Цель работы: формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках, делать выводы.Задачи проекта:1) развивать умение характеризовать персонажей сказок…

Как работать над стихотворением, басней, рассказом, сказкой

В помощь родителям памятки работы по литературе…

Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной…

Тестовая работа по чтению по теме: «Сказки». 2 класс, система Н. Ф. Виноградовой.

Важно своевременно проверять степень усвоения, запоминания материала. Тест заставляет анализировать материал. способбствует формированию навыка вдумчивого чтения….

«Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами главных героев сказки

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. Презентация….

  • Мне нравится

 

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

9.jpg

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написани сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью «Как составить подробную карточку персонажа», обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье «Как написать идеальную сцену«. Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью «Подготовка к написанию книги«, которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Содержание:

Важность изложения

Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.

Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.

Разновидности пересказа

Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.

Основные виды пересказа:

  • Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
  • Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
  • Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.

Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Работа с детьми старшего возраста

Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:

  • Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
  • Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
  • Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
  • Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
  • Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
  • Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
  • Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.

Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.

Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.

Ошибки родителей

Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.

Типичные ошибки родителей:

  • Привычка перебивать своё чадо. Если во время пересказа взрослый часто останавливает ребёнка и указывает на его ошибки, тогда малыш может разозлиться, замкнуться в себе и больше не пытаться рассказать прочитанное.
  • Открытое недовольство. Некоторые родители жёстко критикуют своих детей, когда они недовольны их результатами в учёбе. Такое отношение отбивает у ребёнка желание познавать новое, поскольку его самооценка резко понижается. Взрослым необходимо быть терпеливыми. Психологи подтвердили, что для ребёнка очень важны поддержка и понимание близких.
  • Заучивание материала. Если заставлять малыша учить текст наизусть, тогда он не будет понимать и запоминать новую информацию. Без важного навыка осмысления ребёнок не научится выстраивать грамотную речь.
  • Отсутствие похвалы. Любому ученику приятно, когда родители хвалят его за старания. Многие дети ленятся учиться и не желают запоминать новую информацию. Когда родители хвалят ребёнка не только за его победы, но и за старания, у него возникает желание дальше учиться и браться за очередные задачи.
  • Сравнение с другими детьми. Когда взрослые сравнивают своё чадо с его друзьями или одноклассниками, которые успешнее его в учёбе, они не понимают, что таким образом развивают в нём комплекс неполноценности. Ребёнок перестаёт ценить себя и в последующем не может справиться с другими задачами.
  • Сложная литература. При обучении ребёнка пересказу следует выбирать такие произведения, которые заинтересуют малыша. Он быстрее научится пересказывать увлекательные сказки или стихотворения, чем скучные и сложные рассказы. Кроме того, необходимо начинать с коротких текстов, постепенно переходя к объёмным произведениям.

Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.

Еще тесты

Читайте также

Как выбрать качественный школьный ранец?Ребенок идет в 1 класс — что он должен знать и уметь?Воспитание культурно-гигиенических навыков — особенности формирования у дошкольниковКак научить ребенка правильно ставить ударение в словах?

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/12/01/pamyatki-po-sostavleniyu-plana-rasskaza
  • https://panisvetlana.ru/kak-napisat-rasskaz-zamisel
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/03/13/kak-sostavit-plan-kak-rabotat-nad-pereskazom
  • https://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/kak-napisat-plan-proizvedeniya.html
  • https://nauka.club/roditelyam/pereskazyvat-tekst.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт