«Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва

I

II

III

IV

Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева

Николай Гумилев с юношеских лет мечтал о дальних странах и морских путешествиях. Позже, уже повзрослев, он совершил несколько научных экспедиций. Однако цикл стихотворений «Капитаны» появился гораздо раньше.

История создания

Цикл состоит из четырех стихотворений, которые были написаны автором в 1909 году, когда он гостил у поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле. Существует версия, что произведения были созданы группой поэтов. Однако согласно воспоминаниям Алексея Толстого, Гумилев несколько вечеров подряд закрывался в своей комнате и работал над циклом. А уже потом прочитал стихи гостям.

Тема

В стихотворениях раскрывается тема путешествий по морю, что характерно для эпохи романтизма. В центре находится многогранный образ моряка. И в каждом произведении он раскрывается с разных сторон.

Первая часть описывает идеального капитана в глазах автора. Это бесстрашный и сильный человек, который бросает вызов морской стихии и отмечает на карте «свой дерзостный путь». Такой мореплаватель вызывает у лирического героя восхищение. Ведь это бесспорный лидер, он не боится штормов и ураганов и с легкостью справится с бунтом моряков.

Второе стихотворение посвящено путешественникам и мореплавателям. Гумилев называет некоторые имена: это первооткрыватели 14-18 веков, античные колонизаторы и даже мифические и сказочные персонажи. Но в центре внимания поэта неизвестные герои: пираты, люди, которые искали веру, а также те, кто впервые поплыл не на корабле, а на плоту. Но все эти лица, принадлежащие разным эпохам, объединены общими чертами: отвержение традиций и серых будней. Вместе с тем лирический герой рассуждает о том, что в мире есть земли, которые не были открыты до сих пор. И эта мысль погружает автора в романтические грезы.

Но сколько бы не продолжалось путешествие, моряки возвращаются в родной порт. И этому посвящена третья часть цикла. Ступив на сушу, мореплаватели спешат в таверны, чтобы за бутылочкой сидра рассказать свои истории о далеких странах. Они привыкли к свободе и поэтому берут от этой передышки все: участвуют в драках, играют в карты и продают знатным женщинам обезьянок. Но как только слышится рупор капитана, они покидают свои развлечения и снова отправляются на борт.

Основой для четвертой части послужила легенда о корабле-призраке, Летучем Голландце. По преданиям, это предвестник смерти каждому моряку, который увидит его в море. Но у Гумилева своя трактовка этого мифа. Автор считает, что корабль указывает путь к краю мира. И тот, кто отважится по нему последовать, узнает все тайны мироздания. Пусть даже и придется заплатить за это собственной жизнью.

Таким образом, цикл Николая Гумилева «Капитаны» — это четыре стихотворения, которые открывают для читателей разные аспекты жизни моряков. А основная их мысль заключается в восхищении образами капитанов и мореплавателей, стремление автора повторить их судьбу и пережить удивительные приключения, которое только могут случиться в дальних странах.

История создания

Цикл «Капитаны» состоит из четырёх стихотворений. Гумилёв создавал его в 1909 г. в доме Волошина в Коктебеле и сразу же прочитал гостившим там поэтам. На создание цикла ушло несколько вечеров.

В момент написания стихотворений Гумилёв ещё не был ни в одном из своих знаменитых восточных путешествий. В образах капитанов Гумилёв изобразил идеал, к которому стремился: жизнь, полную приключений и опасностей, достойную смерть храбреца. Всем этим Гумилёв насладился сполна. Один из свидетелей расстрела 35-летнего Гумилёва в 1921 г. вспоминал, что он вёл себя очень спокойно и достойно, не проявлял признаков страха или паники.

Литературное направление и жанр

В 1909 г. об акмеизме как направлении ещё не было заявлено. Можно трактовать цикл «Капитаны» как символический. Об этом свидетельствует традиционный портрет капитана из первой части и характерное для символистов описание невзгод, случающихся на море, как жизненных трудностей. Тогда образ смелого капитана становится символом человека, который избирает полную приключений жизнь и достойную смерть, а не жалкое прозябание и смерть от старости в собственной постели.

Но о том, что Гумилёв уже в 1909 г. воспринимал образы как земные, жизненные, то есть, по сути, акмеистические, свидетельствует сама его жизнь, в которой он не символически, а реально пережил все тяготы изображённого им капитана. Наиболее близки к акмеистическим подробности жизни матросов в третьем стихотворении цикла.

Тема, основная мысль и композиция

«Капитаны» — это цикл из четырёх стихотворений. Первое стихотворение описывает идеальный образ капитана – смелого, дерзкого, внимательного, романтичного открывателя новых земель. Лирический герой описывает привлекательные стороны профессии, избегая упоминания о тяготах плаванья. Даже бунт на корабле, буря или нападение пиратов описаны как красивые события.

Второе стихотворение цикла начинается перечислением знаменитых мореплавателей. Гумилёв начинает с полководцев и первооткрывателей 14-18 вв., потом упоминает античных колонизаторов. Наконец, мифологического Улисса и сказочного Синдбада-Морехода. Предметом внимания лирического героя становятся неизвестные люди разных эпох: пираты, искатели веры и первые поплывшие на плоту люди. Лирический герой находит общие черты характера их всех: дерзкие, отвергающие традиции и привычное течение жизни. Лирический герой пытается понять мысли этих людей и, перевоплотившись в них, оказывается в мире романтических грёз.

Если в первом стихотворении описан идеальный человек-путешественник, то во втором — идеальный мир, к которому путешественник стремится. Это мир волшебных сказок, первозданной природы.

Третье стихотворение посвящено совсем не капитанам, которые упоминаются только в самом конце, а простым матросам, их жизни в порту. Это стихотворение контрастирует с романтическим миром второго. Только в начале третьего стихотворения нарисована привлекательная картина жизни матросов в порту. В следующих строфах лирический герой открывает всю неприкрашенную жизнь матроса: попойки, грязь, обман, карточные игры. Только в плаванье, под предводительством капитана, прекращается эта чудовищная жизнь и начинается истинная.

В четвёртом стихотворении лирический герой озвучивает легенду о Летучем Голландце, корабле-призраке, обращая самое пристальное внимание на его капитана, который, хотя и наказан за убийство вечным скитанием, не перестаёт быть капитаном, отвечающим за судьбу корабля.

Тематика цикла – судьба капитанов и вообще всех первооткрывателей, романтика в их жизни.

Основная мысль: восхищение судьбой и подвигом капитанов, желание повторить их судьбу, сделать открытия и испытать необыкновенные приключения. А в символическом смысле – яркая, нетривиальная жизнь как идеал.

Весь цикл объединяет, кроме темы и идеи, романтический пафос.

Тропы и образы

Все четыре стихотворения цикла соединяет образ лирического героя. Он восхищается капитаном из первого стихотворения, мечтает о неоткрытых землях вместе с первооткрывателями из второго, наблюдает за жизнью в порту простых матросов в третьем и с ужасом следит за появившимся на горизонте Летучим Голландцем в четвёртом.

Капитан из первого стихотворения – собирательный образ, поэтому множественное число сменяется единственным. Гумилёв описывает франта в красивой и, наверное, не очень удобной на корабле одежде: высокие ботфорты с клочьями пены, которые становятся украшением, подобным золотым кружевам на розоватых брабантских манжетах. Обязательные атрибуты капитана – трость и пистолет, которым он грозит мятежникам.

Во внешности капитана Гумилёв обращает внимание на острый уверенный взгляд (эпитеты) и руки, потому что они связаны с деятельностью капитана, полной опасностей: борьба с пиратами, охота за китами, умение ориентироваться на море в ночи многозвездной (эпитет).

Важными качествами капитанов для лирического героя становится бесстрашие (не страшны ураганы), опытность (изведали мальстремы и мель), деятельная, а не созерцательная жизнь, что отражено в противопоставлении, содержащем метафору (грудь пропитана солью моря, а не пылью затерянных хартий).

Капитан в стихотворении изображён как неотъемлемая часть корабля. Он окружён привычными вещами, всходит на трепещущий мостик (метафорический эпитет), который не просто дрожит и качается от непогоды, а как будто боится, в отличие от капитана. Корабли в стихотворении – послушное орудие в руках капитана, они награждены эпитетом быстрокрылые.

Основной противник капитана – само море. На фоне его могущества изображены корабль и капитан. Волны описаны с помощью метафоры (изгибы зелёных зыбей), базальтовые и жемчужные скалы, между которыми плавают корабли, напоминают о древнегреческих Сцилле и Харибде. Море безумствует и хлещет, как живое (олицетворение), в небеса поднимаются гребни волн (метафора и гипербола), но капитан, в отличие от своего мостика, не трепещет (метафора).

Во втором стихотворении Гумилёв развивает тему моря как божества. Капитаны называются паладинами (рыцарями), а море — зелёным храмом. Седые валы восхваляют победы капитанов (олицетворение).

Лирический герой находит много общего у себя со знаменитыми капитанами, что даёт ему возможность погрузиться в их грёзы. Воображение рисует сказочный мир, в котором живут карлики и великаны. Идеальную природу Гумилёв изображает с помощью эпитетов: солнечные рощи, прозрачная вода, душистые смолы, червонного золота пчёлы. Использует он сравнения (розы краснее, чем пурпур царей), олицетворения (узорные листья лепечут). Во втором стихотворении цикла отражается тоска лирического героя по тем временам, когда мир ещё был «не открыт до конца».

В третьем стихотворении цикла Гумилёв создаёт образ отдыхающих в порту матросов, в основном с помощью эпитетов. Жизнь в порту связана с немногими приятными вещами, создаваемыми эпитетами (весёлые матросы, знакомый порт, рассказы болтливого деда, песни темнокожих мулаток, сладкий запах блюд) и множеством неприятных (заплёванные таверны, неверные колоды, завитые шулера, затоптанный пол, пьяных слов бессвязный лёт). Избавлением от такой жизни становится рупор капитана, которому матросы внимают с радостью.

Образы четвёртого стихотворения проникнуты поэтикой смерти и умирания: иные области, томимые мучительной луной (эпитеты и метафора), непрекращаемый танец волн (эпитет), капитан скользит над бездною (метафора), окровавленная, но железная рука (эпитет), товарищи бледны, как смерть, подобны трупам (сравнение). Другая группа тропов связана с образом бравых моряков: ватага буйная и воинственная, страшные таинственные истории, смелые пенители моря (эпитеты).

Капитан с ликом Каина — своеобразный антигерой. Он переступил моральную черту, поэтому, хотя ему присущи все черты капитана, притягательные для лирического героя, его дорога ужасна. Этот образ в конце цикла – предостережение, окончательная точка в формировании идеала лирического героя. Образ Каина возникает как образ преступника-изгнанника, обречённого на вечные скитания.

Во всех четырёх стихотворениях большое значение имеет цвет. Это и зелёный цвет океана, и розовые с золотом кружева капитана, свет звёзд и маяков, седые валы, червонного золота пчёлы, красные розы, темнокожие мулатки, свет луны и огней святого Эльма, окровавленная рука капитана и бледность его товарищей. Эта антитеза, как и антитезы других стихотворений (полярные моря и южные, базальтовые скалы и жемчужные, мальстремы и мель, великаны и карлики) создаёт картину мира, наполненного противоположностями.

Размер и рифмовка

Первое стихотворение написано трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев, четвёртое – четырёхстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрёстная. В первых трёх женская рифма чередуется с мужской, в последнем – дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечётная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику. В целом ритмическая организация цикла передаёт динамику, полную деятельности жизнь капитанов.

По произведению: «Капитаны»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/nikolaj-gumilev-kapitany/
  • https://goldlit.ru/gumilyov/1044-kapitany-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт