Мир глазами человека

Содержание:

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

  1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
  2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
  3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
  4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
  5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
  6. Затем нужно определить главную тему произведения.
  7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
  8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
  9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
  10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
  11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
  12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
  13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
  14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
  15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
  16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
  17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

Универсальный план

Сокращенный вариант плана для анализа:

  1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
  2. Жанр.
  3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
  4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
  5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
  6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
  7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
  8. Композиция.

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

  1. Чтение текста и разделение его на части.
  2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
  3. Поиск и разбор позиции автора.
  4. Поиск и разбор микротем.
  5. Разработка плана текста.
  6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
  7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
  8. Описания жанра и композиции.
  9. Разбор художественных средств выразительности.
  10. Отношение и впечатление читателя.

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

Еще тесты

Читайте также

Пишем отчёт по производственной практике на предприятииКак зарабатывать на помощи студентам?Куда можно поступить с географией — список лучших профессий и ВУЗовСроки обучения в ВУЗах России — формы и периоды получения образования

На олимпиаде по литературе участнику предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического (по выбору).  Мы остановимся на прозаическом тексте. Оценивается уровень сформированности умений анализировать текст, привлекая для этого все имеющиеся знания по языку и литературе. Обычно в задании предлагаются вопросы, на которые может ориентироваться ученик, но он имеет право выбрать свой путь анализа произведения, главное – он должен создать цельный, связный, объединённый общим замыслом аналитический текст. Важным моментом анализа является понимание учеником смысла произведения, его тематики и проблематики, и того, каким образом, с помощью каких средств автор раскрывает этот смысл. То есть мы опять подчёркиваем, что произведение анализируется в единстве формы и содержания.

План выполнения

Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования. С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.

В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста. Сразу следует заметить, что нет единого обязательного плана, на рекомендации можно ориентироваться, но подходить к ним творчески, помня о том, что любой анализ индивидуален и показывает именно ваше восприятие и понимание текста.

Итак, останавливаясь на анализе прозаического текста как задании олимпиады по литературе. Тогда с точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.

Также на олимпиаде возможен анализ лирического произведения, с которым вы также можете ознакомиться.

Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха«Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Текст

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Анализ

Анализируемый текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта повесть принесла автору всемирную известность. Во многих произведениях Ричарда Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр произведения как повесть-притчу. Подтверждает правильность такого определения жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас».

Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь? Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности. Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая.

В своём стремлении он был одинок, ему было нелегко. Об этом нам говорит первое предложение текста: «Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая». Он решил быть, как все, и почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной. И когда раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ решение. Джонатан чувствует себя свободным – «распались цепи», которыми он был прикован к своей мечте. В тексте она названа возвышенно: «колесница познания». Но когда приковывали к колеснице… Это же была пытка, казнь! А разве не пытка – муки поисков истины, муки творчества, когда раз за разом ничего не получается, а вокруг – не сторонники, а противники, кого радует каждая твоя неудача? Мы сейчас говорим о Чайке или о людях, о себе?

Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя. Джонатан смирился, но это было только внешнее смирение. Как только в его уме появляется новая идея, забыто прежнее решение «быть как все»  и он уже летит, проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы.

Композиционно отрывок можно разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия. Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает максимума, когда Джонатан  вышел из пике и «пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны». И дальше – радость, ликование и новые планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ познанию.

Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней».   Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина». Трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: «не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»; «семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее!»

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения. Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций. Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем над ней. Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред? Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся «намерениям», а действует и побеждает. В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Следует напомнить, что кроме анализа на уроках литературы возможен анализ прозаического текста и на уроке русского языка. Ознакомьтесь с примером лингвистического анализа текста того же отрывка повести Ричарда Баха для того, чтобы сравнить оба анализа и понять разницу между ними.

Опубликовано 28.03.2019 — 1:03 —

Подробные планы анализа лирического текста и прозаического текста.

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnyy_analiz.docx 17.83 КБ

Предварительный просмотр:

План комплексного анализа прозаического текста

1. Тема, идея, проблематика.

2. Композиция.

3. Хронотоп (художественное время и художественное место)

4. Система образов.

5. Характеристика главных героев (анализ «говорящих» фамилий, портретных зарисовок, отношений между героями, поступков героя, его речи, авторского отношения к герою).

6. Литературные параллели.

7. Значение произведения в литературе.

Примерный образец

В предложенном тексте говорится о__________ (коротко пересказать). Главное внимание читателя ________ (ФИО автора) сосредотачивает на теме __________. Раскрывая ее, автор поднимает следующие проблемы: _____________. Всем ходом повествования, отбором художественных деталей, яркими образами героев писатель утверждает основную мысль — _____________ (сформулировать идею). На мой взгляд, само название произведения отражает тему/идею, так как _____________.

Композиция произведения ____________ (линейная, зеркальная, ретроспективная). ___________ — такова экспозиция анализируемого произведения. Завязкой действия является_____________. Далее детально (кратко, штрихами) говорится о _____________. Наибольшего накала повествование достигает при ____________ (это и есть кульминация произведения).

Повествование в тексте ведется от _______(первого, третьего) лица. (Если от лица героя)Автор доверяет функцию рассказчика герою (героине), которая рассказывает о произошедшем эмоционально , достоверно. (Если от лица рассказчика, не являющегося действующим персонажем) Рассказчик объективно говорит о случившемся, скрыто (явно) давая свою оценку событиям и героям : _________ (пояснить , как он к кому-то и чему-то относится, что осуждает , чему симпатизирует).

Основная форма речи – диалог/ монолог/полилог, позволяющий увидеть разные позиции по вопросу _________/ проследить за мыслями героя по поводу ___________ и понять, что его мировоззрение под воздействием _________ претерпело изменения/ осталось неизменным.

Время действия — ________________(указать историческую эпоху, время года, какой временной период описан). Место действия — __________________(отметить, что дано: сужение или расширение пространства).

Конечно, для постижения смысла произведения важна созданная __________(ФИО автора) система образов ,среди которых можно выделить главных ( _______, перечислить их) и второстепенных (____________) героев.

Именно на образе _______решается основная тема произведения. Это человек , для которого свойственно ____________: «_____Процитировать отрывок из текста_______». Уже в его портрете мы угадываем такие качества характера ,как __________. Не менее ярок и психологический портрет __________(имя героя): __________________(описать чувства, эмоции героя в разных ситуациях). Речевая характеристика героя (употребление книжной/ просторечной лексики, фразеологизмов, пословиц) говорит о его образованности/ близости к простому народу.

_______(имя героя) противопоставлен ____________. Это ____________________. Он говорит о_________(описать систему взглядов героя, используя цитирование).

Отношение автора к героям однозначно/неоднозначно: ____________(пояснить).

Говоря о __________(имя героя) ,вспоминается ___________ , герой произведения «_________» ________(ФИО автора). Их сближает ________________ .

Немаловажную роль в раскрытии образов героев играет пейзаж. ________________ (описать эпизод , охарактеризовать средства выразительности, их функцию).

«_________»(название анализируемого произведения), словно одна из картин литературной галереи, ярко и образно говорит о __________________.

План анализа лирического произведения

1.Первое впечатление от прочитанного, ассоциации. Смысл заглавия.

2. Тема. Основные образы.

3. Жанровые особенности. Идея.

4. Композиция стих-я. Деление на микротемы.

5. Образ лирического героя.

6. Средства выразительности:

— фонетические: аллитерация (повтор одних и тех же согласных звуков), ассонанс (повторение гласных звуков); прием звукописи

— лексические: эмоционально-окрашенные слова,

книжная/ разговорная лексика;

тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, метонимия, оксюморон, ирония, сарказм),

лексический повтор;

— морфологические: слова какой части речи преобладают, какова их функция;

— синтаксические: простые или сложные предложения,

односоставные или двусоставные предложения,

риторический вопрос, риторическое восклицание ,риторическое обращение,

инверсия, градация, синтаксический параллелизм, парцелляция,

— прием цветописи.

7. Особенности ритма, рифмы ,стихотворного размера.

Образец анализа

__________,_____________,_______ — такая картина возникает в воображении после прочтения стихотворения __________(ФИО автора) «______». Словно вторит ассоциациям читателя название произведения.

Предметом изображения поэта становится (является) ____________. Перед нами возникает вереница ярких образов (___________,____________,______________,_________), свидетельствующих о том, что основная тема стихотворения — __________________.

Это поэтическое произведение воспринимается как ________________(лирическая миниатюра, дружеское/ любовное/ гражданское послание, пейзажная зарисовка, элегия, анакреонтическая лирика, философское размышление). _____________,_____________ — вот центральные вопросы ,с которыми поэт обращается к читателю. __________(автор)постепенно подводит нас к основной мысли: _______________(сформулировать идею).

В композиционном плане стихотворение распадается на ____частей: ___________,_________ (описать микротемы). Развитие сюжета / чувства _________ ( динамично/ статично).

Лирический герой стихотворения – человек, который живет сердцем. Ему важно __________________. Онсозерцатель/ активный деятель. Лирический герой тонко чувствует природу: _____________.

Для того чтобы ярко, зримо представить описываемое поэт использует широкий арсенал средств художественной выразительности. Стихотворение воспринимается как некое музыкальное произведение: так гармонично и естественно созданы звуковые образы с помощью ассонансов/аллитераций(______________), приема звукописи (______________).

Разнообразен и лексический состав произведения. В нем мы находим такие эмоционально-окрашенные слова, как «______», «___» ,позволяющие передать восторг ,умиление, радость/ уныние, печаль/ негодование, злость лирического героя от _________.

Автор умело сочетает книжную и разговорную лексику, что позволяет просто , убедительно говорить о такомчувстве/понятии, как _______.

Разнообразны и использованные _________(автор) тропы. Яркие эпитеты («____», «__») подчеркивают ____________, метафоры («____________», «_____») помогают образно представить ___________…..

В стихотворении преобладают имена существительные/ прилагательные/ глаголы ,что позволяет сосредоточить внимание на рисуемых поэтом картинах, динамике событий/чувств.

Среди синтаксических средств выразительности можно отметить использование риторическихвосклицаний («______!»), передающих чувство ____________; инверсию («_________»), обращающую внимание читателя на слове «________»…..

Поражает и цветопись стихотворения: ____________(прокомментировать).

Обилие (или сочетаниепростых/ сложныходносоставных/ двусоставных предложений способствует передаче ритмико-мелодической структуры стиха: от замедленного темпа строк ___строфы к быстрому темпу ___строфы. Поддерживается ритмический рисунок стиха и стихотворным размером — _________(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Мелодика стихотворения минорная/ мажорная. _________________(привести свои ассоциации: может быть, колокольные перезвоны, мелодия вальса, марша, ностальгическая мелодия…).

Рифма , используемая в стихотворении – женская/мужская; рифмовка ___________( смежная, кольцевая, перекрестная).

Мастерство автора состоит в том, что он гармонично соединил форму и содержание, подчинив их раскрытию темы и идеи стихотворения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения…

План анализа лирического стихотворения

Данный материал поможет рационально использовать время на уроке литературы и при выполнении домашнего задания…

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений….

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений….

План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения…

Примерный план анализа лирического произведения

План анализа стихотворения состоит из 21 пункта, содержит некоторые теоретические сведения….

План анализа лирического текста 6 класс

Памятка отражает пошаговый анализ лирического текста…

  • Мне нравится

  Опубликовано 08.01.2021 — 21:29 —

Анализ текста

Скачать:

Вложение Размер
analiz_teksta.docx 20.4 КБ

Предварительный просмотр:

1. Анализ художественного произведения

 1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

 4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

 5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

 6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

 Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

 1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

 2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

 3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

 Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

 • литературные направления эпохи;

 • место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

 • творческая история произведения;

 • оценка произведения в критике;

 • своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

 • оценка произведения в контексте современного прочтения;

 Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания — что хотел сказать автор и план выражения — как ему удалось это сделать).

Анализ поэтического произведения

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство;

 Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

 — определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная);

 — определить организацию (композицию) лирического произведения;

 — определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое); определить лексический рисунок (просторечие,  книжно — литературная лексика…);

 — определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение);

 — определить звуковой рисунок;

 — определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок — практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли…

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст…

урок-исследование «Комплексный анализ текста» (по тексту Ю.Бондарева «Звезда и Земля»)

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева «Звезда и земля»….

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 — В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так …

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского…

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле…

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле…

  • Мне нравится

  «Текст — один из компонентов художественного произведения, конечно, крайне существвенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно» (Лотман). Поэтому когда речь заходит о художественном произведении, то объектом анализа всегда является художественный текст. Основная задача лингвистического анализа текста — выявление общей художественной идеи, т.е. обобщения эмоционального смысла, который лежит в основе произведения, и доминантой которого является авторская точка зрения по отношению к описываемой действительности. В процессе анализа рассматриваются разные уровни текста. Порядок рассмотрения этих уровней свободный и задается спецификой конкретного произведения. Предлагаю вам краткий план, признаки текста, типы речи и стили речи. 

Краткий план анализа текста:

1. История создания произведения.2. Тема и идея. Проблемы.3. Сюжет и композиция.4. Жанр.5. Главные и второстепенные герои. Их роль.6. Особенности языка: — Лексические;— Фонетические;— Морфологические;— Синтаксические.7. Изобразительно-выразительные средства. Их роль.8. Ритмика, строфика, размер стиха (если текст – стихотворение).9. Роль произведения в русской и мировой литературе.10. Собственная оценка.

Текст, его признаки, тип речи, стиль речи

1. Текст, его признаки:— тема;— идея, микротемы, ключевые слова, план;— зачин: готовит ли начало к пониманию текста?— в чем особенность концовки: вывод это или призыв к размышлению?— смысловая и грамматическая связь начала и конца текста;— речевая ситуация?— средства связи:повтор слов, лексические текстовые синонимы, антонимы,наречия и союзы как средства связи; особенностисинтаксических конструкций; прямой и обратный порядок слов; видовременная связь.2. Типы речи.ПОВЕСТВОВАНИЕ— рассказывает о каких-то событиях и строится по определенной схеме:экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;— отвечает на вопросы: что? где? когда?;— можно нарисовать несколько картинок;— жанр: рассказ, сказка.ОПИСАНИЕ— перечисление признаков объекта;— отвечает на вопрос: какой?;— можно нарисовать одну картину;— жанр: зарисовка.РАССУЖДЕНИЕ— выдвигается тезис, строятся доказательства, делаетсявывод;— текст отвечает на вопрос: почему?;— жанр: заметка, статья, доклад, выступление.ЧАСТО В ОДНОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ СОЕДИНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ.3. Стили речи:РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ (разговорная речь)— основная функция – общение;— употребление бытовой лексики;— использование экспрессивной лексики (рубашонка,грязища), фразеологизмов, междометий;— синтаксическая упрощенность;— диалогическая форма.СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (книжная речь)— основная функция – воздействие на читателя системой образов (образ автора – возвращение к идее текста);— художественные тропы: эпитет, метафора, сравнение, гипербола; инверсия, антитеза, риторический вопрос, повтор, оценочная лексика.ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (книжная речь)— основная функция – воздействие на читателя с целью пробудить у негоопределенные мысли и чувства, побудить к общественно – значимым действиям;— ярко выраженная позиция автора;— стилевые особенности – эмоциональность, страстность, образность;— общественно – политическая лексика;— лексические, языковые средства;— синтаксические средства: восклицательные, побудительные предложения, риторические вопросы;— художественные тропы. ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ (книжная речь)— основная функция: передача деловой информации, сообщение;— используется в документах (заявления, расписки, приказы);— точность изложения (употребление слов в прямом значении);— использование специфической лексики (оформить,уведомить, ходатайствовать, состояться, получатель, предъявитель)— использование штампов, клише, типа: довожу до сведения, к заявлению прилагаю;— употребление глагольных словосочетаний вместо глаголов (навести справку, принять решение, ставить в известность);— употребление производных предлогов (в целях, ввиду того, что, вследствие, в связи);— использование сложных синтаксических конструкций, причастных и деепричастных оборотов;-преимущественно прямой порядок слов.НАУЧНЫЙ СТИЛЬ (книжная речь)— основная функция – передача научной информации;— изложение предельно точно (употребление слов в прямомзначении);— образные средства языка отсутствуют;— широкое использование специальных терминов;— использование предложений сложной конструкции, вводных слов.Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬИспользуемые источники:

  • https://nauka.club/pomoshch-studentu/analiz-teksta.html
  • http://olgadyachenko.ru/celostnyj-analiz-teksta.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/28/plany-analiza-liricheskogo-i-prozaicheskogo-tekstov
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/01/08/analiz-teksta
  • https://svetagonch.blogspot.com/2012/07/blog-post_629.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт