Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне»)

Автор: · 04.08.2018

(355 слов) Мы время от времени говорим неправду. Не всегда это происходит из-за плохих побуждений. Иногда мы просто не хотим о чем-то рассказывать или наоборот, хотим приукрасить действительность. Чаще всего мы врем сами себе. Но так ли необходима правда человеку? Не зря ведь некоторые говорят: «Лучше сладкая ложь, чем горькая правда». Так давайте разберемся, на примере пьесы Горького «На дне», нужна ли нам истина?

Если говорить кратко, то пьеса об обитателях ночлежки, и однажды к ним приходит странный старик по имени Лука, который расспрашивает у бедняков про их жизнь. Кому-то сочувствует, кого-то утешает или подбадривает. Но все эти обитатели врут, но не Луке, а каждый сам себе. Да и странник немного привирает. Например, умирающей Анне, которая боится, что на том свете её ждут те же муки, что и при жизни, Лука говорит, что всё будет хорошо. Но он не может знать этого наверняка. Анна верит ему и не потому, что это правда, а потому что ей так легче и не так страшно умирать.

Также обманывается Актёр. Он уже стал алкоголиком. Лука говорит, что есть больница, где его могут вылечить. Актёр верит ему и охотно предается самообману. Когда магия лжи заканчивается, он лишает себя жизни. Недаром странник говорит о том, что не каждый сможет вынести правду, для кого-то она смертельна.

Значит, даже не Лука обманывает ночлежников, а они сами рады жить во лжи. Они-то и есть обманщики. Проститутка говорит про настоящую любовь, вор грезит о честной жизни, мастеровой думает, что после смерти жены заживет по-царски. Все бедняки погрязли в самообмане. Их иллюзии прямо противоположны тому, что они делают каждый день. И если герои так охотно врут себе, то вывод напрашивается сам собой: им не нужна правда.

Поскольку ночлежка – это упрощенная модель всего общества, то можно сказать, что правда нужна только отдельным людям, которые являются исключениями из общего правила. Сатин, например, готов жить честно по отношению к себе, но как шулер может быть честен по отношению к другим? На это он саркастически отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?». Его замечание лишь подкрепляет мой вывод: люди (в большинстве своем) не нуждаются в правде, как и в свободе, раз «правда – бог свободного человека».

Автор: Екатерина Жидкова

Нашцентр развитияпродолжает публикацию рабочих материалов для написания выпускного эссе. Размышления о драме Горького «На дне» предложены ученикам  в 2018-2019 учебном году для естественно-математического направления. Сложность и противоречивость позиции Горького по этой проблеме побудила нас к публикации данной статьи

Максим Горький – один из самых противоречивых писателей XX столетия. Его отличала сложность духовных исканий, которые отразились в одном из самых значительных его произведений – в пьесе «На дне». Написанная в самом начале прошлого века,  она  до сих пор вызывает споры зрителей и читателей. Ночлежники, люди самого «дна» жизни, под сводами подвала, в неярком свете  почти невидимого весеннего дня ведут философские споры. И тема их дискуссий – правда. Что такое правда? Нужна ли она человеку? Как жить по правде? В решении этих вопросов авторская позиция обнаруживает свою неоднозначность. Писатель завершает драму  открытым финалом, давая возможность каждому  дать свой ответ.

Сюжет пьесы построен таким образом, чтобы странник Лука, оказавшийся среди ночлежников, в полной мере смог бы  проявить свою жизненную философию. В ее основе – святая вера старца в  необходимость сострадания и утешения для нуждающегося в этом человека, даже если при этом он использует ложь во спасение. При этом Лука никогда не переходит тонкую грань, которая отличает просто ложь от лжи утешительной, сострадательной, дающей человеку надежду. «Вот ты говоришь – правда… Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Правдой не всегда душу вылечишь…»  Рассказ-притча о том, как Лука сторожил дачу и сумел перевоспитать воров, объясняет нам истоки его веры: человек изначально хорош, а несовершенным и плохим его делают обстоятельства. «Странствуя» по душам ночлежников, старик пробуждает в людях лучшие стороны их натуры и  показывает пути достижения другой жизни. Актер перестает пить и начинает копить деньги на лечебницу для алкоголиков. Пепел задумывается о новом этапе жизни в Сибири, чтобы там честно трудиться. Даже  безнадежно больная Анна ощутила себя более счастливой, поверив в загробную жизнь, а Настя – в возможность настоящей, а не продажной любви. Авторская позиция четко видна в дальнейшем развитии сюжета. Заставив своего героя исчезнуть в кульминационный момент развития сюжета, Горький хотел утвердить мысль о бесперспективности философии Луки. Васька Пепел арестован за убийство Костылева и действительно попадет в Сибирь, но только как каторжник. Актер повторит судьбу героя любимой притчи Луки о праведной земле.

Но давайте разберемся. Лжет ли Лука, указывая Наташе и Пеплу путь к иной жизни? А когда дает возможность Актеру поверить в свои силы? И кто может уверенно отрицать наличие рая для Анны, что является лишь вопросом вероисповедания? Он дал им надежду на то, что выход есть. Дело лишь в том, что ночлежники должны были сами сделать что-либо для себя.  Нужно уметь противостоять обстоятельствам.  И  монологи Сатина о правде, которые он произносит  в последнем действии пьесы,  являются следствием воздействия Луки: «Старик – не шарлатан. Он умница! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал…»

То есть в позициях Луки и Сатина о человеке и правде  нет явного противопоставления. Сатин добавляет недостающее звено: уважение к личности – это шаг на пути к формированию активного сознания человека, который изменит себя и обстоятельства: «Всё – в человеке, всё – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!» Разделяя  принцип Луки об уважении к человеку, Сатин развивает его.

Люди дна внимательно вслушиваются в слова Сатина о человеке и правде. И трагический  финала пьесы – самоубийство Актера – звучит напоминанием  о том, что нельзя человека лишать надежды.  «Эх… испортил песню… дурак» — оборвал свою жизнь. А жизнь – самая высокая и неоспоримая ценность. Можно соглашаться или спорить. Это право читателя —  принять или отвергнуть  ту или иную позицию. Драма Горького «На дне» побуждает к размышлениям, которые остаются актуальными во все времена.

Центр развития «Бемби»

В пьесе “На дне” М. Горький показывает два вида гуманизма – суровую правду и сладкую ложь. Но хотят ли такой правды сами герои? Попробуем разобраться.

В ночлежке сталкиваются взгляды двух “идейных противников” – Сатина и Луки. Странник Лука имеет солидный жизненный опыт и тонкую психологию. Своей ложью он дает оказавшимся на “дне” людям надежду: смертельно больной Анне обещает желанный покой на небесах, Актеру – лечение в клинике для алкоголиков, вору Пеплу советует отправляться за новой честной жизнью в Сибирь, поддерживает романтические иллюзии Наташи.

Постепенно обитатели ночлежки меняются. Мы видим, что Клещ проявляет щедрость и доброту, Барон задумывается о жизни, Бубнов угощает окружающих, босяков объединяет песня.

Все портит смерть Актера, узнавшего об отсутствии бесплатной клиники. Происходит столкновение мечты с жестокой реальностью, которую никому из ночлежников не дано преодолеть. Анна умирает в муках, романтичная Наташа уличает Барона во лжи, Васька Пепел едет в Сибирь, но не за счастьем, а на каторгу.

Горький противопоставляет страннику бывшего телеграфного служащего Сатина. Этот образ нельзя назвать в полной мере положительным, но он наделен умом и уважением окружающих. Сатин верит в человека и его силы, что соответствует взглядам М. Горького. В спорах с Лукой он отстаивает правду, призывает видеть в человеке не жалкое существо, а личность, хотя сам он ничего не делает для изменения собственной судьбы.

В уста Сатина автор вкладывает главные выражения произведения: “Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно!

Это звучит гордо!”.

Писатель не принимает однозначно ни сторону Луки, ни сторону Сатина. Он призывает зрителей и читателей к размышлению. Как реалист, автор однозначно поддерживает веру в человеческие силы. Но одновременно Горький выступает романтиком, поэтому ценит также способность мечтать.

Несмотря на то, что философия оппонентов кардинально различается, именно Сатин в финале драмы защищает Луку.

Таким образом, в этих образах автор воплотил собственную противоречивость. Мне кажется, что обитателям “дна” все-таки требуется правда. Она смогла бы пробудить в них желание жить достойно, но для этого необходимо прикладывать и собственные усилия.

Нужна ли героям пьесы М. Горького “На дне” правда? Свой ответ обоснуйте. (ЕГЭ по русскому)« Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів з трудового навчанняХарактеристика героев по произведению Джонатана Свифта “ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА” &;#124; ЛИЛИПУТЫ »Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/nuzhna-li-cheloveku-pravda-po-pese-gorkogo-na-dne/
  • https://bambi-astana.kz/news/nuzhna-li-cheloveku-pravda-po-pese-m-gorkogo-na-dne
  • https://lit.ukrtvory.ru/nuzhna-li-geroyam-pesy-m-gorkogo-na-dne-pravda-svoj-otvet-obosnujte-ege-po-russkomu/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт