Образ и характеристика Мцыри — героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Поэма «Мцыри», написанная в 18regnum_picture_1508003113152142_big-e1573412346167.png39 году признана одним из последних образцов романтической поэзии. Мцыри, безусловно, романтический герой, но он не похож ни на одного из литературных героев, созданных ранее. Он также  самобытен и оригинален, как оригинальна по сюжету сама поэма.

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.

Screenshot_45.jpg

Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри  можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.

Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах

Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,

У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Скачать:

М.Ю. Лермонтов любил тему Кавказа. Его приводили в восхищение виды и красоты этих краев. В произведение он постарался вложить и передать любовь к этим местам, а романтическое начало внесло в поэму особый колорит. Образ и характеристика Мцыри является ключевым и сюжетообразующим. Одиночество главного героя и тоска по родным местам, толкают его на побег. Рискуя жизнью, он покидает стены монастыря с единственной целью – вернуться домой. Мцыри воплощение человеческого достоинства. Пример настоящего мужества и беззаветной отваги.

Образ и характеристика

Не по своей воле Мцыри оказался в монастыре. Маленьким ребенком он попал в плен. На тот момент ему было всего 6 лет. Русский генерал решил, что ему здесь будет лучше, даже не догадываясь, какой трагедией обернется его, как он считал, благородный поступок.

Дитя гор. Мцыри рожден на Кавказе. До шести лет прожил с семьей в ауле.

«Седой, незыблемый Кавказ… Мне тайный голос говорил, что некогда и я там жил…» Образ отца остался в памяти до сих пор. Известно, что мужчина воевал. «Мой отец? Он как живой в своей одежде боевой являлся мне, и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья…»

Терпеливый. Горделивый. Будучи ребенком проявлял силу воли и стойкость характера. Терпел боль, когда болел, не издавая звука.

«Даже слабый стон из детских губ не вылетал, он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал».

Воля манила, будоража воображение. Монастырская жизнь сродни плену. Душа рвалась из заточения. Эта жизнь не по нему. Он бы все на свете отдал за пару минуток проведенных с родными.

«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог…»

Любит природу. Дни, проведенные на воле, запомнятся навсегда. Они самые счастливые. Он восхищался природой. Ловил звуки, понимая их, чувствовал красоту, гармонию. Среди людского общества ему это не удалось сделать. Общение с ней помогало заглушить тоску по родному аулу. Стихия для него родственная душа.

«Как брат, обняться с бурей был бы рад».

Целеустремленный. Мечта сбежать из заточения зрела давненько.

«Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля. Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Юноша ожидал подходящего случая. Этим случаем стал день, когда началась страшная буря. Ради свободы он готов на все: преодолевать трудности, бороться со стихией, терпеть голод, жажду, палящий зной. Даже девушка, встреченная им у водоема, не смогла нарушить его планы, хотя герой явно к ней испытывал симпатию. Огонек сакли, где она жила манил его, но Мцыри отбросил подальше мысль заглянуть внутрь, помня какую цель преследует и ради чего. Он предпочел любви долгожданную свободу. Оказавшись перед выбором не поддался искушению.

Бесстрашный. В смертельной схватке с хищником он проявил себя настоящим героем. Зная, что силы неравны, вступил в борьбу с диким зверем. Раны, полученные в бою, не смогли остановить юношу. Он упорно двигался вперед. Дорогу не знал, обессилев.

«Ко мне он кинулся на грудь, но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое ружье…Он завыл».

Одинокий. Угрюм по жизни. Жизнь взаперти сделала его таким нелюдимым. Он отвык от общения. Люди для него являлись чужаками.

«Я сам, как зверь, был чужд людей». «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»

Жажда самопознания. Мцыри жаждал познать себя. Осуществить задуманное удалось, оказавшись на воле.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей»

Мцыри не удалось обнять родных. На смертном одре, он нисколько не раскаивался в совершенном поступке. Юноша был абсолютно уверен, что действовал правильно. Последние слова просьба похоронить в саду, подальше от ненавистных стен. Это подтверждает, что он не собирался изменять убеждения и свои принципы.

«Сияньем голубого дня упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет, пришлет с прохладным ветерком…»Добавить в избранное

Мцыри — главный герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», написанной в 1839 году и опубликованной в 1940 году. В ней рассказывается о послушнике, который будучи ребёнком, был передан русским генералом в монастырь для того, чтобы его там вылечили.

Характеристика Мцыри, главного героя поэмы, может помочь пониманию идеи произведения, которая состоит в том, что жизнь без свободы и Родины для свободолюбивого человека не имеет смысла.

Слово «мцыри» с грузинского языка переводится как «неслужащий монах» и как «чужеземец».

Происхождение, воспитание, характеристика речи

Главный герой поэмы «Мцыри» родился в горах Кавказа. Отец его был кавказец с гордым непреклонным взором, юноша вспоминает его боевую одежду, звон кольчуги и блеск оружия.

Отцовский дом стоял в ауле, в горном ущелье. Вечерами перед очагом в семье отца рассказывали о прежних временах.

Лет в 6 мальчик попал в плен к русскому генералу, не выдержал трудного пути, тяжело заболел и был оставлен в монастыре. Один монах вылечил его, выучил своему языку, стал воспитывать в духе христианства, и мальчик был окрещён священником.

Юноша хорошо освоил чужой язык, свою последнюю исповедь монаху он произносит, используя яркие, образные выражения. Описывая природу, восхищаясь ею, он в своей речи прекрасно передаёт её красоту.

Черты характера, поступки

Когда мальчик, которого вёз русский генерал, заболел, он страдания переносил без стонов, не жалуясь на слабость и боль. Маленький пленник был диким, пугливым, но гордым.

Он любил свою Отчизну и родных, не хотел общаться с монахами, бродил один, тосковал по Родине и чувствовал себя одиноким.

Постепенно мальчик привык к жизни в монастыре, но тоска по родному Кавказу, по воле и полнокровной жизни в нём не утихала. Став юношей, он однажды решился на побег из монастыря на Родину.

В пути ему пришлось преодолеть много трудностей: он заблудился в лесу, испытывал голод и жажду, вступил в бой с барсом и победил его.

Молодость и стремление к своей цели — «пройти в родимую страну» — помогали беглецу быть храбрым, терпеливым, преодолевать муки голода.

После того, как Мцыри заблудился и потерял сознание, его нашли и перенесли в монастырь. Очнувшись, свободолюбивый юноша не стал бороться со своей немощью, так как ему была уже невыносима жизнь на чужбине. Мцыри только жалел, что не будет похоронен в родной земле.

Он так любил Родину, что готов был променять вечность в раю на несколько минут «между крутых и тёмных скал», где прошло его детство.

Заключение

Образ Мцыри, главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — это образ свободолюбивого, гордого, смелого человека, любящего свою Родину. Характеристика Мцыри, представленная в этой статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Мцыри» — краткое содержание поэмы М. Ю. ЛермонтоваВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика левши — героя сказа Н. С. Лескова «Левша»Образ и характеристика Ильюши — героя рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»Сравнительная характеристика Обломова и Штольца — героев романа И. А. Гончарова «Обломов»Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Мцыри родился на Кавказе, его предками были могучие воины. Монахом герой стал не по своей воле. Когда юноше было примерно 6 лет, он оказался в плену у русского генерала. Так как мальчик был слаб и вряд ли бы перенес трудности долгого пути, генерал оставил его в стенах монастыря, где один монах пожалел ребенка и приютил его. Монах вырастил мальчика, крестил в христианство. Первое время жизни в монастыре Мцыри тосковал по родному краю, был нелюдим. Затем он стал привыкать к своему плену, стал понимать чужой язык. Перед принятием монашеского обеты Мцыри внезапно исчезает. Его поиски продолжались три дня: на третий день монахи нашли умирающего юношу в степи.

Послушники принесли Мцыри обратно в обитель. С каждым днем силы покидали юношу, он ничего не ел и не говорил. Когда Мцыри почувствовал, что скоро умрет, он исповедался монаху, который когда-то спас его. Юноша рассказал, что сбежал из монастыря, чтобы вернутся в родной край. Герой всегда хотел жить как его предки, вольный горский народ. Он был счастлив за стенами монастыря в окружении дикой природы, которая была прекрасна и доброжелательна к юноше. Три дня, которые он провел на свободе, стали лучшими в его жизни. Мцыри не сожалел о том, что покинул обитель. Единственное, что терзало его душу, было то, что он так и не смог отыскать дорогу к родному аулу.

Мцыри никого не винит в своем заточении в обители. Об одном лишь жалеет герой, что никогда не вернется в край, где он в «ребячестве играл», где был счастлив. Гордый и мужественный юноша просит пожилого монаха похоронить его за стенами монастыря, в месте, в котором открывается вид на Кавказ. 

Сочинение 2

Основным героем в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является юноша, ставший послушником монастыря в одной грузинской долине. Юноша попадает в монастырь, будучи совсем еще маленьким. Там оставляет его один русский генерал, проезжавший эти места. Мцыри, так звали юношу, стал пленником генерала, но по дороге мальчик серьезно заболел.

Мальчик был очень пугливым, нелюдимым и диковатым. Он всего боялся. Однако Мцыри никогда не жаловался на свою судьбу и не доверял никому свои мысли.

Мцыри физически был слаб, он перенес тяжелую болезнь и другие испытания, но уже тогда можно было понять, что сила воли его сильна. Здесь прослеживаются две основные характеристики главного героя: сильный волевой дух и слабое физическое тело.

Местные монахи выходили Мцыри, и мальчишка остался жить в монастыре. Однако его существование в монастырских стенах было наполнено лишь болью и тоской. Юноша совершенно не чувствовал себя счастливым. Монастырь он считал тюрьмой и преградой на пути к своей цели – возвращению на Родину своих предков.

Однажды ночью Мцыри решается на побег, который заканчивается весьма плачевно. Через некоторое время монахи находят юношу в предсмертном состоянии, истощенным и раненным.

Однако пока Мцыри находился за стенами монастыря, это был как будто другой человек, ощутивший величественный дух свободы. Юноша замечает каждую мелочь, каждое природное явление: столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы. В тот момент юноша наслаждался каждым дуновением ветерка. Никогда еще Мцыри не был столь внимательным. Теперь он чувствовал себя счастливым.

В этом эпизоде автор дает понять, что его главный герой не лишен человеческих чувств. Мцыри знакома и любовь к Родине, и любовь к близким. На своем пути он встречает девушку, спустившуюся за водой. Она будоражит внутренние чувства юноши. Однако даже эта девушка не способна заставить Мцыри отказаться от своей мечты.

После нахождения Мцыри монахи изо всех сил пытаются вернуть его к жизни, но юноша не выздоравливает и с каждым днем чувствует себя все хуже. Окружающие делают вывод о том, что Мцыри потерял жизненный смысл. Перед смертью юноша делится своими душевными терзаниями. Этот свободолюбивый юноша так и не смог смириться со своей нынешней жизнью в стенах монастыря. На протяжении всего времени он тосковал по своей далекой Родине. В монастырь вернулось лишь тело Мцыри, а душа его так и осталась за воротами в мире свободы.

Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

Шестилетним мальчиком он попал в плен к одному генералу, который забрал его из родного кавказского аула. В дороге ребёнок заболел и был оставлен в монастыре, где и получил своё прозвище – Мцыри. Его насильно удерживали в монастыре, поэтому он выучил язык и обычаи местного народа, однако не перестал скучать по родине. Его жизнь была полна мучений и страданий из-за пребывания в неволе. Это был гордый и сильный духом человек, настоящий воин, в жилах которого текла кавказская кровь. Даже будучи ребёнком, он никогда не плакал и не жаловался на судьбу. Ему было тяжело находиться в монастыре в самом расцвете лет, ведь, в отличие от него, другие монахи сделали свой сознательный выбор сами, ему же не довелось узнать другой жизни, с детства его насильно держали взаперти, вдали от других людей, в окружении одних лишь старых монахов. Единственной мечтой юноши было покинуть монастырь и вернуться в родной аул, потому спустя много он сбегает из монастыря и отправляется на поиски дороги домой. Высшей ценностью и величайшим счастьем для Мцыри была свобода. Он мечтал жить в гармонии с природой и другими людьми свободным, вольным человеком. Во время побега юноша чувствует себя счастливым. Он чувствует, что, наконец, находится в своей стихии, восхищается красотой и гармонией природы, которых ему так не хватало в заточении.

Мцыри отвык от людей. Встретив у ручья прекрасную грузинку, чьё пение он услышал, Мцыри может лишь наблюдать издалека, как она набирает воду и уходит. В его груди разгорается огонь первой в его жизни любви, однако юноша не знал, что с этим делать. Он не смог перебороть свои смущение и страх, а потому не пошёл за девушкой.

Мцыри – смелый, отважный воин. На пути ему встречается барс, опасное животное, которое нападает на него, однако юноша вступает в схватку и даже побеждает зверя, что говорит также о его физической силе. После страшного боя, в котором Мцыри получил сильные раны, он всё равно не сдаётся и идёт дальше. Мы видим, что это стойкий человек, выносливый физически и духовно.

Однако тропа приводит юношу к монастырю, откуда он сбежал. После этого Мцыри отчаялся и перестал пытаться вырваться на свободу, как и перестал бороться за жизнь. Он исповедался и умер, по-настоящему прожив лишь три дня из всей своей жизни. Однако даже умирая, Мцыри остался человечным по отношению к своим мучителям, ведь его последними словами были «…никого не прокляну».

Сочинение Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова

Мцыри – главный герой известной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, отображающий мужество и стремление быть свободным. Герой систематически бьётся с жизненными невзгодами, причем не заостряет внимание на препятствия.  Действие поэмы происходит на Кавказе.

В поэме преобладает романтический эпизод, когда Мцыри встречает около горной речки молодую грузинку. Причем, несмотря на сердечность, герой отворачивается от личной жизни, радости, страсти, ради истинной любви к отчизне. Его разумом владеет жажда воли, которая стала значимее других моментов в его собственной жизни.

Поэт описал монастырь, охарактеризовав его в виде тюремного заключения. Мцыри видит стены монастыря, монахов, которые сторожат, как большую преграду на своем жизненном пути. Его систематически охватывает мысль « для чего родились мы? Для воли или тюрьмы?» И лишь только смысл он видит в побеге. У героя присутствует глубокая патриотическая любовь к отчизне, который наполнен стремление бороться. Своих сотоварищей и отца главный герой воспринимает как мужественных людей. Ему нередко снятся бои, которые заканчиваются победным триумфом. У него присутствует сильная уверенность, что он станет превосходным заступником своей родины. Но несмотря на убеждения, мечтам и желаниям Мцыри не суждено сбыться. Однако он по натуре боец и настоящий мужественный воин. Лишь единожды, во время своего побега, он дал волю слезам. Но, его нахождение в монастыре, закалило волю главного героя. Поэтому он убегает из тюрьмы в ужасное время, ночью, во время грозы.

Лермонтов описал Мцыри мужественным и стойким, об этом говорит эпизод битвы героя с хищником – барсом. Герой не боится смерти, он мужественно принимает схватку. Он прекрасно понимает, что в монастыре его ожидает уныние, одиночество и прежние мучения.

В своей исповеди он в полной степени раскрыл свой внутренний мир. Читатель глубоко понимает переживания, чувства и мучения главного героя, его несчастное бедное детство и отрочество.

Завершение пьесы повествует о том, что близящаяся кончина Мцыри не ослабевает его в храбрости и смелости. Причем в момент трагической смерти он не раскаивается в своих грехах, а наоборот готов быть свободным. Он побежден, но его сильный дух не сломлен. Автор наделил Мцыри неистовым героизмом и охарактеризовал его мужественным и храбрым человеком. Он сделал акцент на незаурядности его характера, силе и свободолюбии сумрачного и одинокого человека. Он ярко охарактеризовал психологическую сторону, в точности душу и внутренний мир главного героя, стремящегося к свободе и борьбе за свою отчизну.

<glav>Другие темы:</glav>← Образ Мцыри в поэме Лермонтова↑ ЛермонтовВ чем трагедия Печорина? → `

Характеристика Мцыри

Популярные сочинения

  • Сочинение по пьесе Островского Гроза

    Пьеса А. Н. Островского Гроза показывает быт людей в эпоху раннего капитализма. Главная тема и идея произведения — это конфликт между двумя поколениями. Семья госпожи Кабановой типичная для того времени.

  • Сочинение Мой любимый предмет Математика 5 класс

    Я учусь в 5 классе, и моим любимым предметом в школе является математика. Это точная наука. Она мне нравилась с самого первого класса.

  • Сочинение на тему Что значит быть счастливым (8 класс)

    Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросами: «Что такое счастье? Что значит быть счастливым человеком?» Ответы на эти вопросы очень разнообразные, так как все люди разные, с индивидуальными потребностями

Спор как предмет эристики

Термин «эристика» имеет давнюю историю. Он происходит из греческого и означает «искусство спора». Сначала под «эристикой» понимали свод приемов, которыми нужно пользоваться в споре, чтобы одержать победу. В наше время значение этого термина несколько изменилось. Его определяют так.

Эристика — это направление исследований, цель которых заключается в рассмотрении различных характеристик (логических, семиотических, психологических и т.д.) такого сложного коммуникативного процесса, как спор.

Итак, предметом изучения эристики есть спор.

Спор — это коммуникативный процесс, в котором имеется активное отношение к точке зрения собеседника, выраженное в ее критической оценке.

Любой спор предполагает различия во мнениях, столкновение позиций. Каждая сторона активно отстаивает свою точку зрения и пытается раскритиковать точку зрения противника. Если нет такого столкновения мнений, то нет и самого спора, а какая-то другая форма коммуникации. Например, проповедь, молитва, лекция, информационная доклад — это не споры. Если аргументация по поводу какого-либо вопроса направлена на людей, которые равнодушно или положительно (то есть некритично) относятся к ней, то нет никаких оснований считать эту коммуникативную ситуацию спором.

Участники спора

Обязательные участники спора:

o пропонент;

o оппонент;

o аудитория.

Пропонент — это тот, кто выдвигает и обосновывает определенную точку зрения.

Без пропонента не может быть спора, поскольку спорные вопросы не возникают сами по себе. их должен кто-то сформулировать и поставить на обсуждение. Мнение пропонента может выражать собственное мнение или представлять коллективную позицию по тому или иному вопросу.

Оппонент — это тот, кто подвергает сомнению или отрицает истинность или правильность точки зрения пропонента.

Оппонент может быть непосредственно присутствовать и лично участвовать в споре. Но может быть и такая ситуация, когда оппонент непосредственно не участвует в нем.

Аудитория — это коллектив, который имеет свои убеждения, свои позиции, точки зрения по поводу обсуждаемого вопроса.

Аудитория является главным объектом аргументативного воздействия в споре.

Положительные и отрицательные точки зрения

Спор имеет место тогда, когда пропонент и оппонент имеют различия во мнениях по поводу определенного вопроса. Одна сторона выдвигает точку зрения, а вторая выражает сомнение в нее или вообще отрицает ее. Такое различие может быть выражено в точке зрения явно (эксплицитно) или неявно (имплицитно).

Точка зрения — это мысль, которая фиксирует отношение человека к утверждению, содержанием которого является определенное предложение.

По предложению можно занять позитивную, негативную или нейтральную позицию.

Пример Рассмотрим утверждение: «Внеземные цивилизации существуют».

Положительная точка зрения: «Я думаю, что внеземные цивилизации существуют».

Отрицательная точка зрения: «Я не думаю, что внеземные цивилизации существуют».

Нейтральная точка зрения: «Я не знаю, существуют или нет неземные цивилизации».

Различия во мнениях, которое является предпосылкой любого спора, предусматривает, что один из участников имеет положительную или отрицательную точку зрения относительно определенного утверждения, а второй участник сомневается в ней.

Возможна и более сложная форма различия во мнениях, когда вторая сторона не только сомневается, но и поддерживает противоположную точку зрения.

Нейтральную точку зрения, как правило, ни пропонент, ни оппонент не поддерживают. Иначе коммуникативный процесс нельзя было бы квалифицировать как спор.

Типы споров

Типы споров выделяют в зависимости от типов различия во мнениях.

Различия во мнениях в зависимости от количества предложений, содержащихся точка зрения может быть:

o единичным;

o множественным.

Различия во мнениях считают единичным, когда во внимание принимают точку зрения, которая основывается только на одном предложении.

Различия во мнениях считают множественным, когда во внимание принимают точку зрения, которая основывается более чем на одном предложении. Это происходит, когда пропонент выражает точку зрения по поводу сложной проблемы, которая содержит много пунктов, или дает ответ сразу по целому ряду вопросов.

Различия во мнениях в зависимости от позиции, которую занимает оппонент в споре, могут быть:

o отдельно;

o смешанным.

Различия во мнениях считают несмешанным, когда только пропонент обязуется защищать свою точку зрения. Оппонент подвергает ее сомнения: задает вопросы, но собственной точки зрения не выдвигает.

Различия во мнениях считают смешанным, когда в отношении одного предложения участники спора выражают различные точки зрения. При этом каждая сторона аргументирует свою позицию.

Приведенные типы различия во мнениях могут комбинироваться различными способами. В результате получаем различные типы споров.

1. Спор основывается на единичном несмешанном различии во мнениях

Пропонент выдвигает точку зрения, основанную на одном предложении, и берет на себя обязательства защищать ее. Оппонент подвергает ее сомнения: задает вопросы, но собственной точки зрения не выдвигает.

2. Спор основывается на множественном несмешанном различии во мнениях

Пропонент выдвигает точку зрения, которая основывается более чем на одном предложении. Оппонент подвергает ее сомнения: задает вопросы, но собственной точки зрения не выдвигает.

3. Спор основывается на единичном смешанном различии во мнениях

Пропонент выдвигает точку зрения, основанную на одном предложении. Оппонент подвергает ее сомнения и выдвигает противоположную точку зрения. При этом каждая сторона аргументирует свою позицию.

4. Спор основывается на множественном смешанном различии во мнениях

Пропонент выдвигает точку зрения, которая основывается более чем на одном предложении. Оппонент подвергает ее сомнения и выдвигает противоположную точку зрения. При этом каждая сторона аргументирует свою позицию.

Обратите внимание на то, что при анализе различных типов споров надо уметь отличать главное различие во мнениях от второстепенных, которые возникают в ходе обсуждения главного спорного вопроса.

Используемые источники:

  • https://lermontovm.ru/poemy/mtsyri/obraz-i-harakteristika-mtsyri
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1769-harakteristika-mcyri.html
  • https://blmb.ru/xarakteristika-mcyri/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/harakteristika-mcyri-8-klass
  • https://studbooks.net/24283/ritorika/predmet_istoriya_eristika

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт