«Она сидела на полу» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева

Стихотворение «Она сидела на полу…» (1858 г.) посвящено личной трагедии в жизни Тютчева. Он был женат вторым браком, имел детей, когда познакомился с Е. Денисьевой, подругой своих дочерей. Поэт не мог противостоять внезапно вспыхнувшей страсти. Увлечение переросло в серьезный роман. Некоторое время Тютчеву удавалось скрывать его, но после рождения у Денисьевой ребенка этот роман привел к скандалу. Жена поэта Эрнестина была поражена изменой мужа. В порыве ревности она сожгла большую часть писем, которые Тютчев когда-то написал ей. Этому эпизоду и посвящено стихотворение.

Автор изображает сидящую на полу женщину, которая перебирает «груду писем». Эти письма когда-то имели для нее огромное значение. Они были написаны страстно влюбленным в нее человеком. Его измена превратила письма в «остывшую золу». Она символизирует давно сгоревшие чувства. В стихотворении не сказано прямо о сожжении бумаг, но это вытекает из самого текста. Предательство мужа убило остатки любви и в самой Эрнестине, поэтому ее взгляд на письма Тютчев сравнивает со взглядом души на «брошенное тело».

В свое время Эрнестина произвела на Тютчева огромное впечатление. Он был невероятно счастлив, женившись на ней. Долгое время женщина была для него источником вдохновения. Поэт очень уважал Эрнестину и был благодарен ей за прожитые вместе годы. В письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. Тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.

В последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. Он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. Все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны. Тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. От жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. Сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.

Эрнестину так и не простила Тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. Поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в обществе.

fedor-tyutchev-ona-sidela-na-polu-14875.jpg Читать стих “Она сидела на полу…” Тютчева Фёдора Ивановича крайне грустно, зная историю его написания. Произведение было создано в 1958 году. Тогда уже взрослый поэт закрутил роман с молодой девушкой. Несмотря на то, что мужчина был женат, их роман имел невероятную и бурную историю. Однако вскоре юная Елена забеременела, в связи с чем возник скандал огромных масштабов. Супруга поэта Элеонора Тютчева была в отчаянии от этой новости. Это даже побудило её к уничтожению большой части переписки с мужем. Именно этому событию посвящено данное стихотворение.

Автор – словно сторонний наблюдатель в этой истории. Он смотрит на женщину, которая перебирает старые письма, бросает их и рассматривает вновь. Она будто не замечает его, полностью сосредоточившись на том, что теперь уже не имеет никакого значения. Несмотря на то, что поэт чувствует готовность “пасть на колени”, он понимает, что уже ничего не изменить. Для своей избранницы он становится лишь тенью, постепенно теряя свою значимость. Так же, как и эти письма, которые обречены на исчезновение. А она постепенно теряет связь с реальностью, демонстрируя полную отстраненность от происходящего.

Текст стихотворения Тютчева “Она сидела на полу…” полон грусти и скорби по тому, что вернуть уже нельзя. Каждая строка – словно реквием по потерянному доверию и сломанном союзе. Поэт понимает неотвратимость ситуации, но сделать уже ничего не может, и это осознание убивает. Эта печаль автора передается и читателю. Несмотря на неоднозначность ситуации, она вызывает грусть и тоску о происходящем. Невозможно не проникнуться чувствами человека, чья жизнь словно рушится на глазах. Произведение учат на уроках литературы в старших классах. А прочесть его онлайн или скачать полностью можно на нашем сайте бесплатно.

Полезные ссылки

А вы хорошо знаете это стихотворение?

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение Ф. Тютчева «Она сидела на полу»?</h3>

    • <label>1848 г.</label>
    • <label>1850 г.</label>
    • <label>1858 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф.И. Тютчев), как и практически каждого его произведения, это и анализ его личной жизни, сложного отношения с женщинами. Это анализ чувств в любовном треугольнике, который тянулся много лет и был мучительным для всех его участников.

В конце сороковых годов 19 века Тютчев познакомился с Еленой Денисьевой, которая была младше его на двадцать три года. Разница в возрасте не помешала родиться взаимному чувству любви сорокасемилетнего поэта и молодой женщины. Однако их отношения осуждались и не принимались обществом. Кроме того, Тютчев уже был женат, и, когда Денисьева родила от него детей, поэт буквально разрывался между двух женщин. Все разрешилось со смертью Денисьевой, и отношения с женой были налажены, она продолжала быть опорой во всем Тютчеву, за что он был благодарен супруге до самой смерти.

Но в 1858 году, когда было написано анализируемое стихотворение, поэт еще мучился своими чувствами, мучилась и его жена, которой и посвящены эти строки.

Тема стихотворения – это тема любви, которая приносит страдания. Здесь два действующих лица: лирический герой и его супруга. Оба они страдают, но героиня горюет об ушедшем чувстве, в то время как лирического героя мучает чувство вины за то, что предал, что не может и теперь подобрать слова утешения. В связи с этим можно сказать, что идея стихотворения – это выводы автора о том, что светлое чувство любовь всегда приносит одни только страдания.

Композицию стихотворения можно разделить на две части. Первая посвящается передаче чувств героини, во второй – чувства лирического героя.

В первой строфе перед нами женщина, сидящая на полу. Она разбирает «груду писем». Вероятно, эти письма когда-то имели большое значение в ее жизни. Автор не говорит в первой строфе прямо, и тем не менее читатель догадывается об этом благодаря сравнению «как остывшую золу». С остывшим пепелищем сравнивает он письма на полу.

Зола появляется там, где когда-то было пламя. Если включить воображение, то можно предположить, что пламя для автора – это сильное чувство. Это любовь, которая когда-то горела и согревала героиню. Но теперь от чувства осталась только зола, и зола эта холодная. Значит, чувства уже давно остыли, и теперь – только холод от остывшего кострища.

Вот и от писем теперь веет холодом, они так же бесполезны, как и холодная зола. Поэтому женщина бросает их, возможно, желая избавиться от того, что теперь не греет.

Очень метафорично построено развернутое сравнение во второй строфе. Прежде чем выбросить письма, героиня рассматривает их «чудно» – так видит это лирический герой. В одном коротком слове умещается огромная боль человека, обманутого и преданного. «Чудно» – это странно и несколько отстраненно. «Знакомые листы» вдруг вызывают удивление у героини. Будто бы она уже и забыла прошлое, оно уже далеко от нее, что даже когда-то дорогие слова теперь вызывают удивление и непонимание.

Особенно ярко передают состояние женщины последние строки строфы:

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

Прошлое не просто теперь не имеет значения для героини, оно, как тело без души, – так же не может существовать без нее. Героиня хоронит все, что когда-то было так дорого ей. И только многоточие дает понять, что прошлое не отпускает ее, что еще тоскует она о счастливых днях. В этом и состоит трагичность любви. Это подтверждает третья строфа, которая погружает читателя в прошлое.

Героиня и сама предается воспоминаниям, и мы понимаем, что когда-то и она была счастлива. Раньше была жизнь, со своими счастливыми и горестными моментами, но в ней все было понятно. Теперь же, скорее всего, чувство опустошения заставляет ее думать, что пережито не только счастливое прошлое, но и сама жизнь закончена. Она называет радость и любовь «убитой», и в том слове мы слышим упрек тому, кто посмел растоптать чувства. Ведь любовь не умерла – ее убили, насильно и безжалостно.

И снова в конце строфы многоточие, потому что героиня еще не отстрадала, еще не отболело ее горе, и, возможно, еще не скоро затянется рана на сердце.

Лирический герой появляется только во второй части, состоящей всего из одного четверостишия. Он становится случайным свидетелем сцены, описанной в стихотворении, и мы можем проследить, что же чувствует человек, виновный в трагедии другого:

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени…

Понятно, что лирическому герою невыносимо больно смотреть на страдания когда-то любимой женщины. Он осознает свою вину и готов просить прощения на коленях. Но он понимает, что это не спасет героиню, не поможет ей, а только усугубит ее горе.

И лирическому герою тоже становится грустно оттого, что прошлое не вернуть и что он стал для героини всего лишь «милой тенью».

Особенность лирики Тютчева в том, что он, говоря о таком сложном и прекрасном чувстве, как любовь, без большого количества средств художественной выразительности. Даже о страдании он пишет просто, как будто на одном дыхании, что делает его творчество близким каждому человеку.

И все-таки в стихотворении есть тропы. Метафоры «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело» помогают лучше раскрыть тему стихотворения. Эпитеты «знакомые листы», «горестные минуты» делают строки более экспрессивными, с ними стихотворение сильнее воздействует на эмоции читателей, заставляют их сочувствовать драме героини.

У сравнений «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени» задача более образно передать чувства героем стихотворения.

Кроме всего прочего, автору в раскрытии темы стихотворения способствуют риторические вопросы и многоточие. С их помощью особенно проникновенно говорит поэт о противоречивых чувствах, которые буквально захлестывают героиню и заставляют мучиться от чувства вины лирического героя.

Стихотворение, без сомнений, относится к любовной лирике – главной в творчестве Тютчева. Это элегия, наполненная грустью и тоской, страданием и безысходностью. Оно написано четырехстопным ямбом – классическим стихотворным размером.

Стихотворение Тютчева учит читателей ценить и уважать чувства другого человека. Но предательство делает несчастным не только того, кто был предан, но и того, кто предает.

Тютчева обвиняли многие критики в том, что его поэзия оторвана от реальности, но все-таки его стихи близки каждому из нас. Они учат сочувствию и ответственности за чувства тех, кого мы любим.

Содержание:

История создания

Тютчев влюблялся много раз и мог любить сразу нескольких женщин. К каждой из них это проявлялось по-разному, но чувства его были полны и глубоки. Стихотворение «Она сидела на полу», посвященное жене Эрнестине, было написано в 1858 году. История написания связана с любовью к юной красавице Елене Денисьевой, отношения с которой у него начались в 1851 году. Тогда в свете только и были разговоры о них. Жена Эрнестина очень мучилась от измены мужа, но любила его, не показывала виду и много путешествовала.

Эта любовная драматическая история длилась 14 лет. Елена родила от поэта троих детей. Третья беременность далась женщине очень тяжело, так как к тому времени у нее обнаружили туберкулез. Вскоре она умерла. Тютчев тяжело переживал потерю любимой и во многом винил себя, что поставил ее в такое положение. Тогда все отвернулись от девушки, хотя до знакомства с ним ей прочили блестящее будущее.

После смерти Елены Федор Иванович остался с женой и умер у нее на руках, дожив до 69 лет. Тютчев чувствовал свою вину, ведь первый десяток лет они были счастливы в браке, но после встречи с Еленой все изменилось.

Он понимал, что делает больно Эрнестине, но поделать с собой ничего не мог. Однажды в порыве обиды и гнева жена уничтожила часть писем, которые он писал ей. Эта картина очень подействовала на поэта.

Тематика, жанр, композиция

Он тоже переживает, глядя на ее, но помочь ей не в силах, поэтому все отчаяние и грусть по былой горячей любви выражает в поэтических строчках. В плане композиции это произведение состоит из четырех строф и является лирическим монологом героя, ставшего свидетелем сожжения любовных писем.

Стихотворение можно поделить на следующие части:

  • описание действий женщины;
  • вид писем;
  • чувства лирического героя.

Идея произведения в том, что герой ничего не может изменить, прежних чувств уже не вернуть, остается только раскаиваться в совершенных когда-то ошибках. По жанру это элегия. Поэт размышляет об увиденном, на него нахлынули былые чувства. Стихотворный размер — четырехстопный ямб, наблюдается чередование женской и мужской рифмы.

Выразительные средства стихотворения

Приступая к изучению и анализу лирического произведения, особенно такого пронзительного по силе выражения чувств, следует прослушать его аудио в хорошей записи. В стихотворении «Она сидела на полу» автор использует различные средства выразительности, поэтому оно такое теплое, красивое и чувственное. Основным приемом является сравнение: «как на остывшую золу», «как души смотрят с высоты».

Тютчев использует и свои любимые риторические восклицания, которые делают поэтический слог эмоционально насыщенным. Инверсия (неправильный порядок слов в предложении) помогает выделить слова, нужные в конкретный момент, и задает особую тональность. Многоточия помогают ощутить душевное волнение героев, почувствовать какую-то недосказанность. Иногда молчание говорит больше, чем слова, так как не все, что у человека на душе, можно высказать вслух.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/fedor-tyutchev-ona-sidela-na-polu/
  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/tyutchev/ona-sidela-na-polu-stih
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-ona-sidela-na-polu-f-i-tyutchev.html
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/ona-sidela-na-polu.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт