Примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку по текстам ЕГЭ 2020 года

  1. Главная
  2. Примеры сочинений ЕГЭ
  3. Образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку

Ниже приведены образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку . Это работы одной из моих учениц, которая в 2012 году получила за экзамен 100 баллов. В них очень хороший комментарий (пусть и великоват немного, зато предельно ясно, каким он должен быть), удачно развёрнутые аргументы по литературе, неплохие вступления и заключения (вот их, на мой взгляд, можно было развернуть побольше), есть стилистические шероховатости, но в целом их можно рассматривать как настоящие образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку.

Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу rusrepet@yandex.ru.

  • Текст 1

Каждый из нас обладает определенным багажом знаний, который мы расширяем в процессе нашего познания мира. Но можем ли мы утверждать, что мы знаем все? Безусловно, нет. Именно поэтому автор данного текста В. Солоухин задается вопросом: что важнее – знания или широкий кругозор?

Вначале автор рассматривает пример с горняком в угольной шахте, который ограничен толщами черного камня, как люди ограничены определенным пространством знаний. Автор подчеркивает, что это своего рода капсулы, отличающиеся по размерам в зависимости от количества знаний людей. Автор отмечает, что каждый, кто знает чуть больше другого, может называть его ограниченным, в то время как есть люди, чьи знания обширнее, и для них этот человек тоже будет ограниченным. В.Солоухин, рассуждая об информационной стороне человеческих знаний, приводит в качестве примера общество далекого прошлого, когда знания таких мудрецов, как Архимед, Аристотель, Леонардо да Винчи, сводились к знаниям человечества в целом. Автор подчеркивает, что сейчас людей с таким объемом знаний найти невозможно в связи с возросшим количеством информации. Возвращаясь к примеру с двумя горняками, один из которых всегда жил под землей и не имел представления о наземном мире, а другой был менее опытным горняком, но имел опыт общения с внешним миром, автор наглядно доказывает, что невозможно определить, какие люди более, а какие менее, ограничены. В заключение В.Солоухин говорит о том, что можно быть ограниченным человеком, обладая широкими точными знаниями, если не иметь широкого кругозора.

Автор считает, что широкий кругозор компенсирует ограниченность конкретных знаний. Его позиция ярко выражена в словах: «…можно встретить ученого человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. И можно встретить человека, не вооруженного целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире».

Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, каждый человек имеет запас знаний, но все мы отличаемся количеством этих знаний и их направленностью. Более того мы отличаемся тем, что имеем разные представления о мире. Следовательно, каждого из нас можно назвать и развитым, и ограниченным одновременно. Важно расширять кругозор, потому что ограниченные представления о мире скрывают от человека перспективы его развития и самосовершенствования, а также мешают его общению с людьми, так как для общения нужны познания во всех областях жизни. Подтверждение этому мы можем найти и в литературе. Например, в произведении Ф.Искандера «Авторитет». Георгий Андреевич был человеком, безусловно, образованным. Но важнее то, что у него был широкий кругозор. С самого детства чтение доставляло ему огромное удовольствие, он тонко чувствовал литературу, познавал окружающий его мир и людей через книги, перенимал жизненные ценности и ориентиры. Чтение помогало ему и в его научной деятельности. Георгий Андреевич понимал, что книги расширяют кругозор и помогают двигаться по жизни, так как книга – лучший учитель, поэтому он не мог смириться с тем, что компьютер и телевизор заменили его сыну литературу и пытался привить ему любовь к чтению.

Не менее ярким примером является произведение Б.Шоу «Пигмалион». Элиза Дулиттл была простой цветочницей. С детства она жила в нищете, ее отцу было не до нее. Но эта девушка нашла в себе силы не опуститься на социальное дно. По воле судьбы Элиза встретила фонетиста Генри Хиггинса и попросила его давать ей уроки. Благодаря своему желанию учиться и познавать новое Элиза не только стала более образованной, но и в процессе обучения она познавала мир, окружающий ее, и людей, училась достойно вести себя в обществе, поэтому смогла стать настоящей леди с прекрасной речью и манерами, что помогло ей занять новое положение в обществе. Более того она осуществила свою давнюю мечту, открыв собственный цветочный магазин. Жизнь Элизы изменилась в силу ее желания вырваться из своей «капсулы» нищеты и необразованности и расширить знания о мире.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас ограничен, но нужно стремиться расширять свои знания и рамки своей ограниченности в течение всей жизни.

  • Текст 2

Искусство – это образное отражение действительности, один из элементов духовной культуры человечества. Искусство развивалось на протяжении многих столетий. Но задумывались ли мы когда-нибудь о том, для чего нужно искусство и каким оно должно быть? Именно поэтому автор данного текста И.Гонцов поднимает важную проблему назначения истинного искусства.

Вначале автор выражает свое недовольство по отношению к современным эстрадным исполнителям, которые с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе, «доводили до обморочного состояния педагогов своими прическами»,как им объявляли выговоры за хулиганство, оставляли на второй год,. Автор также отмечает, что подобные откровения звезд вызывают у публики разные чувства: умиление, неодобрение, осуждение. И Гонцов концентрирует наше внимание на том, что у подростков «возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции», ведь они не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном » детстве могут быть лишь сценической легендой. Рассуждая над этим вопросом, автор приходит к выводу, что артист должен обладать «высоким чувством ответственности» перед аудиторией, принимая во внимание то, что подростки «не просто воспринимают информацию, а активно ее преобразовывают. Эта информация становится основой для их жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели». Далее автор говорит о том, что многие «поп-звезды» снисходительно относятся к образованности, заявляя, что «ученье – свет, а неученье – приятный полумрак», проявляя свою гражданскую незрелость, человеческую «недообразованность», показывая отсутствие цели своего творчества. Автор подтверждает свою точку зрения примером, когда молодому ди-джею журналистка задала вопросы о том, что осталось в душе тех, кто его слушал, кого он сделал лучше и кого он направил на путь творческого созидания, а в ответ получила: «Да идите вы, я совсем не для этого…». В конце автор представил нам вопрос для рассуждения о том, нужно ли нам подобное искусство.

Автор считает, что «если искусство не зовет к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности», то оно не достойно стать частью национальной культуры. Он подчеркивает, что истинное искусство должно помогать человеку стать лучше, открывая ему мир.

Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, искусство должно воспитывать в человеке чувство прекрасного, формировать вкус, доносить ту или иную информацию, заставлять человека задуматься, вызывать эмоции, иначе любое произведение искусства будет бесполезным, незапоминающимся.

Искусство, которое подрывает незыблемые ценности народа, не может стать основой для формирования его культуры, следовательно, она может прийти в упадок, и будущим поколениям не будет передан полученный за долгие годы опыт предков. Подтверждение этому мы можем найти и в литературе, например, в произведении Н.В.Гоголя «Портрет». Картины молодого художника Чарткова, которые он начал писать, когда был поглощен светским образом жизни, были лишены индивидуальности, не отражали авторское виденье мира. Художник писал их за деньги, выполняя любую прихоть заказчика. Полотна не вызывали глубоких чувств и эмоций. А далее мы видим работу молодого художника из Италии, которая поразила Чарткова до глубины души и заставила осознать, что он потерял свой талант. Отражение истинного искусства мы видим в рассказе К.Паустовского «Старый повар». Музыка В.А.Моцарта оказала сильное воздействие на умирающего слепого старика, помогла ему увидеть в последний раз свою покойную супругу Марту и почувствовать себя по-настоящему счастливым перед смертью.

Таким образом, можно сделать вывод, что искусство должно быть настоящим, искренним и чистым, поддерживающим духовные ценности народа и достойным стать частью национальной культуры.

  • Текст 3

Каждый из нас сталкивался в жизни с ситуацией, когда противостояли более старшее и младшее поколения. Разногласие с родителями, учителями, старшими товарищами – это часть жизни человека. Именно поэтому автор данного текста Е.Кореневская обращается к важной проблеме недопонимания между разными поколениями.

Вначале автор рассказывает нам о письме, которое пришло в редакцию журнала, в котором пожилой москвич жаловался на внешний вид, манеру общения и взгляды на жизнь своего внука. Е.Кореневская отмечает, что автора письма беспокоит то, что его мысли и суждения вызывают насмешку у его внука, а отличия молодого человека делают его «инопланетянином» в семье. Автор особо подчеркивает вопрос, которым задается москвич в своем письме: «…откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?» Автор разделяет переживания деда за внука, но не может согласиться с тем, что есть виноватые в том, что молодое поколение отличается от старшего. Е.Кореневская пишет: «Мы так привыкли во всем искать виновных, что спокойной взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом». Таким образом, автор подводит нас к мысли о том, что возникновение пропасти между «отцами» и «детьми» — это естественный процесс, свойственный каждому поколению. В качестве подтверждения своей позиции автор говорит о проблеме поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и истории из древнеегипетского папируса. Развивая свою мысль о проблеме непонимания «отцов» и «детей» автор выделяет тот факт, что раньше изменения в человеческом обществе происходили медленнее, а темпы изменений второй половины XX века вызвали у старшего поколения «шок будущего». Таким образом, автор приходит к выводу, что новое поколение живет в другое время и невозможно решить, какое поколение лучше, но главное – это искать пути решения нахождения компромисса.

Автор считает, что проблема недопонимания между отцами и детьми всегда существовала и нет виновных в ее возникновении, но чтобы «хоть как-то сузить ров», разделяющий разные поколения, «нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались».

Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, быстро меняющийся современный мир порождает непонимание между поколениями, связанное с различающимся образом жизни, поведением и переосмыслением моральных ценностей молодым поколением. Этот конфликт очень нелегко разрешить, но, безусловно, важно искать пути примирения.

Разрыв между поколениями – это величайшая трагедия человечества, потому что разорванная связь между «отцами» и «детьми» прерывает преемственность поколений, передачу опыта и знаний. Проблемы непонимания между двумя поколениями мы можем встретить и в литературе. Например, в произведении Ф.Искандера «Авторитет», в котором описывается конфликт Георгия Андреевича и его сына. Отец не может понять, как его сын мог променять книги на компьютер и телевизор. Георгий Андреевич понимает, как важно привить любовь к чтению своему сыну, ведь книга – это лучший учитель и источник знаний, поэтому устраивает турнир по теннису, чтобы победой в честном поединке заставить сына читать. Не менее ярким примером конфликта «отцов» и «детей» является произведение А.П.Островского «Гроза». Кабаниха – представитель старшего поколения, выступавшего за сохранение патриархальных устоев и беспрекословного повиновения старшим. А ее сын Тихон и его супруга Катерина – представители нового поколения, требовавшего свободы и независимости. Ожесточенная борьба двух поколений привела к плачевным последствиям. Катерина пошла на самоубийство. Но слабовольный Тихон впервые пошел против матери, обвинив ее в смерти супруги.

Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт между поколениями нужно решать путем поиска компромисса, а не упорной борьбы.

Статьи по теме:

Пример сочинения ЕГЭ на 23 балла

Сочинения ЕГЭ по русскому языку: 10 примеров

Идеального образца сочинения от разработчиков экзамена не существует. Получается, мы можем только догадываться о том, что составители ЕГЭ ждут от учеников. Тогда как привести примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку? Можно рассмотреть работы, высоко оцененные экспертами. Ниже приведены несколько таких сочинений. Все субъективно: кто-то оценит их максимально, кто-то найдет изъяны. Цель публикации — ознакомление с тем, что предстоит писать вам.

Сочинение по проблеме мужества ЕГЭ по русскому языку

Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.

В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.

Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.

Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.

Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского «Василий Теркин»: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина — пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.

Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова «Судьба человека» мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.

Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.

Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку

То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.

Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания. Автору важно показать, что память имеет «величайшее нравственное значение», потому что она «противостоит уничтожающей силе времени». Д.С. Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к «отеческим гробам» поэт называет «животворящей».

Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.

Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.

Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги — только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.

Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок. Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?

Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.

89222157.jpg5 готовых сочинений по новым направлениям 2020/21 учебного года.

Забвению не подлежит

«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Как следует относиться к утрате памяти и «беспамятным» людям? Есть индивиды, которые не знают историю своего народа в силу невежества. Но можно ли их оправдать, или это проявление неблагодарности со стороны тех, кто не стремится к изучению своего прошлого? Я считаю, что такие люди сознательно не хотят повышать уровень интеллекта, они предпочитают ничего не помнить и не знать того, что происходит в мире. Такое невнимание к своим корням и предкам может привести к повторению ошибок прошлых лет. На мой взгляд, подобное «беспамятство» – это равнодушие по отношению к культурному наследию нашей Родины. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

Герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Швабрин – воплощение бездуховности и нравственной черствости. Он всегда из всего стремится извлечь выгоду, поэтому в удобный момент присягает Пугачеву и переходит на сторону яицких казаков. Изменник легко забывает о своих корнях, не дорожит честью и, не испытывая никаких мук совести, становится начальником Белогорской крепости. Швабрин предает русскую армию, и один такой проступок влечет за собой целую цепочку безнравственных деяний. Так, например, он похищает Машу Миронову и доносит на Петрушу Гринева как на сообщника Пугачева. Таким образом, «беспамятство» в случае Швабрина – это безразличие к традициям, Отечеству, оказавшемуся в опасности, это акт подлости и неблагодарности. Пренебрежение к исторической памяти приводит к утрате нравственных ориентиров.

Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», также с легкостью отказывается от родной Запорожской Сечи. Любовь к панночке заставила юношу перейти на сторону врагов и тем самым разорвать «святые» узы товарищества. Возможно, что его поступок частично можно оправдать, но отречение от семьи выглядит кощунственным и продиктовано неблагодарностью. Андрий называет возлюбленную Отчизной и говорит о готовности «все продать, отдать, и погубить» ради этой девушки. За забвением последовало наказание, и это закономерно: отец тоже отказывается от сына-предателя, а Гоголь в лирическом отступлении отмечает, что подобные поступки никогда не прощаются. Таким образом, Андрий – пример «беспамятного» человека, и его участь мало кому покажется завидной.

В заключение я хотела бы сказать, что благодарный и образованный человек всегда внимателен к прошлому своего Отечества. Именно способность помнить определяет уровень культуры личности. Забвение может привести к духовной деградации и нравственной гибели. «Беспамятство» – это прежде всего неблагодарность, которая намного страшнее невежества, ведь пробелы в знаниях всегда можно ликвидировать, а уважительному отношению к предкам нужно учиться всю жизнь.

Я и другие

Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать других?

Как научиться понимать другого человека? Над этим вопросом люди задумывались с давних времен. Действительно, взаимопонимание – это настоящее искусство, требующее немалых усилий, потому что обеим сторонам важно быть готовым пересмотреть собственные ценности и принципы. К сожалению, многие люди в наше время сосредоточены на себе, они излишне самоуверенны и ставят личные интересы превыше всего. Эгоисту невозможно добиться успехов в отношениях с другими. Для того чтобы процесс общения был эффективен, необходимо прислушиваться к мнению собеседника, быть внимательным и терпимым. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создаёт портрет пороков всего поколения 1830-х годов. Таких персонажей, как Григорий Александрович Печорин, в литературоведении принято называть «лишними людьми», или «умными ненужностями». Главный герой не верит в существование истинной дружбы, так как убеждён, что один человек всегда становится рабом другого. Печорин ухаживает за княжной Мери только для того, чтобы вызвать раздражение у приятеля Грушницкого. Лермонтовский «герой нашего времени» заведомо знает, что обязательно «столкнется на узкой дороге» с этим молодым офицером. Предчувствие становится реальностью: «лишний человек» действительно убивает Грушницкого на дуэли. Главный герой страдает потому, что становится «топором в руках судьбы». Он превращает собственное существование в череду экспериментов, из-за чего не может сблизиться с людьми. Таким образом, неумение видеть личность в другом, неспособность к изменениям обрекают Печорина на одиночество и бесплодные поиски места в жизни.

В романе-эпопее «Война и мир» один из самых любимых героев Л.Н. Толстого Пьер Безухов – «ищущий» человек. Ещё в начале произведения он совершает множество ошибок, предается праздному времяпрепровождению. Однако Пьер чувствует неудовлетворенность такой жизнью, поэтому не может оставаться на одном месте. В плену ему открывается простая истина: «Надо жить, надо любить, надо верить!» Граф Безухов духовно преображается и совершенно другим взглядом смотрит на людей вокруг, приходя к выводу, что источник всего живого на земле – это любовь. Таким образом, изменения, произошедшие в сознании Пьера, повлияли на его взаимоотношения с близкими и наполнили жизнь смыслом.

В заключение хочется сказать, что каждый человек должен стремиться к самосовершенствованию, потому что, как отмечал Л.Н. Толстой, «спокойствие – это душевная подлость». Невозможно стать счастливым и получать удовольствие от взаимодействия с людьми, не будучи готовым меняться в лучшую сторону. Путь к пониманию других людей начинается с уважения к себе.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Можно ли утверждать, что современная молодежь в чем-то ориентируется на поколения прошлых лет?

Наша жизнь предполагает постоянную смену поколений. Очень важно передавать опыт потомкам, ведь без этого невозможно их комфортное, благополучное существование. Конечно, неизбежны конфликты между «отцами» и «детьми». Совершенно естественно, что им бывает сложно понять друг друга. Но в то же время нельзя утверждать, что эта пропасть, их отделяющая, непреодолима. На мой взгляд, каждое поколение тесно связано с предыдущим, потому что молодые люди не всегда только отвергают ценности предков, но и многое у них заимствуют. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой живет согласно принципу: «Береги честь смолоду». Этому научили Петрушу Гринёва родители, поэтому он не может позволить себе поступиться совестью ни при каких обстоятельствах. Юноша не проходит мимо бродяги, который оказывается предводителем крестьянского восстания Е.И. Пугачёвым, жалует ему заячий тулуп и называет «братом». Но это не значит, что Гринёв готов отступить от своих нравственных принципов, ведь он не соглашается присягнуть донскому казаку. Пушкинский герой не принимает методы, которые выбирает Пугачёв, для преобразования государственного устройства, потому что для Петруши убивать – это то же самое, что питаться мертвечиной Таким образом, мы видим, как многое зависит от воспитания: главный герой «Капитанской дочки» уважает ценности своих родителей и потому становится достойным человеком.

Иногда преемственность поколений оборачивается негативными последствиями. К примеру, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина один из персонажей также следует родительским заветам. Даже его имя – Митрофанушка – переводится как «матерью данный». Это избалованный, инфантильный мальчишка, привыкший к тому, что все его желания исполняются. Однако такое поведение госпожи Простаковой по отношению к сыну не принесло никакой пользы. В конце пьесы мы видим, как юноша отказывается от гиперопеки матери. Какой бы ни была мать «недоросля», его поступок все равно выглядит жестоким. Простакова со своей слепой любовью к сыну получила в ответ неблагодарное «отвяжись, матушка, как навязалась». Таким образом, неправильное воспитание может способствовать духовной деградации человека.

Народная мудрость гласит: «Все новое – это хорошо забытое старое». Действительно, современная молодежь иногда даже бессознательно перенимает опыт у поколений прошлых лет. Каждый из нас – звено в цепи, и, если убрать одно из них, всё разрушится, утратит смысл. Можно сделать вывод, что преемственность необходима, чтобы история человечества не прерывалась. Однако не всегда удается с первого взгляда отличить положительные явления от безнравственных и антигуманных, и этому приходится учиться всю жизнь.

Разговор с собой

Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

Совестливый человек – это тот, кто всегда прислушивается к голосу своего сердца. Он делает добрые поступки, потому что не может жить по-другому, и мучается, когда ненароком задевает чужие чувства. Некоторые оправдывают проступки и даже преступления тем, что действовали с благими целями, например, ради чьего-то спасения. На мой взгляд, не бывает обстоятельств, когда человеку дозволено поступиться совестью. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников проверяет собственную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Герой задается вопросом: можно ли убить абсолютно никому не нужную старуху-процентщицу и сделать много добрых дел, воспользовавшись ее деньгами? Однако первоначальный план так и остается нереализованным, и Раскольников, совершив преступление, понимает, что на самом деле слаб духом и не может быть беспристрастным властелином мира, как ранее мечтал. Страшнее всего, когда человек начинает равнодушно относиться к добру и злу, не видя между ними принципиальной разницы, как другой персонаж произведения – Свидригайлов. Раскольникова пугает мировоззрение и поведение этого человека, что во многом и подталкивает преступника к явке с повинной. Таким образом, никакие благие намерения не оправдывают безнравственные поступки, поэтому за каждое противоправное деяние человек должен понести наказание.

В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» главная героиня – настоящая праведница, бескорыстный человек, всегда готовый прийти на помощь другим людям в трудной ситуации. Остальные принимают ее доброе отношение как данность и считают странной, потому что за долгую жизнь она не нажила богатства, да и вообще никогда не заботилась о материальных ценностях. Эта женщина ни разу не позволила себе пойти против совести, а за то, что вышла замуж, не дождавшись возлюбленного с войны, наверное, укоряла себя до конца жизни. Героиня Солженицына – пример духовной красоты и воплощение нравственности, она была альтруистом, несмотря на то что жизнь практически не оставила ей поводов для счастья. Возможно, если бы она не была праведницей, то ее существование не было бы таким безотрадным? Можно сделать вывод, что такие люди, как Матрёна, никогда не поступятся совестью ни при каких обстоятельствах, даже если от этого будет зависеть их благополучие.

В заключение хочется сказать, что любое нарушение норм морали – это проявление бессовестности. Если человек начинает оправдывать свой безнравственный поступок, это значит, что он не хочет признать вину и не готов искренне раскаяться в содеянном. Нет причин, позволяющих человеку поступать не по совести, в противном случае он утрачивает душевное равновесие.

Время перемен

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Мы живем в эпоху инноваций, и, конечно, современные технологии оказывают значительное влияние на наше мышление. Кажется, что само слово «прогресс» подразумевает изменения к лучшему, но это не всегда так, зачастую последствия оказываются негативными. Нельзя не согласиться с тем, что стремительное развитие мира во многом упрощает нашу жизнь. Но в то же время мы становимся настоящими потребителями, и материальные ценности могут вытеснить духовные. На мой взгляд, технический прогресс не всегда приносит пользу, и я докажу свою позицию примерами из художественной литературы.

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» рассказывается о совершенно необыкновенной операции по пересадке гипофиза человека бродячей собаке. Главный герой профессор Преображенский добился больших успехов на профессиональном поприще и решился на эксперимент с бездомным животным, который должен был перевернуть прежние представления о нашей природе. В повести идет речь о 20-30-х годах, когда в научной и культурной жизни Москвы происходят значительные перемены. Наверное, было бы удобно создавать человека искусственным путем и лепить из него, как из куска пластилина, все, что захочется. Об этом задумывались многим раньше Булгакова, ведь еще герой греческих мифов Пигмалион желал оживить статую, а ученик Фауста сотворил гомункула. Но эксперимент булгаковского профессора закончился трагически: новоиспеченный Шариков оказался абсолютно неуправляемым человеком, чья грубость и наглость не знала границ. Таким образом, любому ученому и создателю новых технологий необходимо брать ответственность за плоды своей деятельности, потому что некоторые перемены могут нанести серьезный вред всему миру.

В антиутопии Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» описывается страшное общество будущего с электрическими псами и телевизионными «родственниками», заменяющими человеку нормальное общение. Казалось бы, технический прогресс достиг апогея, появилось много изобретений, облегчающих человеческое существование, но почему же новое поколение выглядит настолько пугающим? Модернизация в таких масштабах безжалостно искореняет традиции, и в роботизированном мире не осталось места для духовности. Главный герой Гай Монтэг работает пожарным, поэтому вынужден сжигать книги, которые находятся под запретом. Однако такое общество недолговечно, о чем и говорит финал произведения. Таким образом, технический прогресс только тогда оказывает положительное влияние на общество, когда не противоречит нормам морали.

В заключение хочется сказать, что любые перемены хороши, если они ничего не разрушают и не дискредитируют духовные ценности. Какими бы прекрасными ни были новые технологии, важно помнить, что всегда есть то, что обладает большей, высшей силой. Если знать меру и не забывать о нравственности, то можно свести к минимуму негативные последствия технического прогресса.

Итоговое сочинение реальные темы, аргументы, сочинения:

Итогового сочинение

* Олимпиады и конкурсы* Готовые контрольные работы* Работы СтатГрад* Официальные ВПР

Поделиться:

Используемые источники:

  • https://rusrepet.ru/info/primery-sochineniy-ege/primery-sochineniy/
  • http://ege-soch.ru/primery-sochinenij-ege-po-russkomu-yazy-ku/
  • https://co8a.me/24039/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт