Русская сказка «Царевна — лягушка» — сокровищница древней мудрости

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Царевна-лягушка

Сказка «Царевна-Лягушка» — это фантастическая история, в которой есть перевоплощение животного в человека. В произведении рассказывается о трех братьях, которые находятся в поисках супруги. Самому младшему из братьев приходится жениться на лягушке. Через время лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Узнав про такую особенность жены, Иван Царевич решает выбросить лягушачью шкурку, сделав это, он думал, что жена больше никогда не превратится в лягушку. За его поступок Василису забирает Кощей Бессмертный. Иван преодолевает все препятствия, и они живут долго и счастливо.

В сказке есть своя особенность и изюминка. Это подарки, которые преподнесла Василиса Прекрасная Царю и описание внешности лягушки. Для описания этих моментов автор подобрал красивые слова и выразительные эпитеты.

Начинается сказка просто без лишних эпитетов. Интересные события начинаются с момента, когда отец отправляет сыновей искать жен. Первому сыну судьба приготовила в супруги боярыню, второму дочь купца, а младшему досталась Царевна-лягушка, которая проживала на болоте.  Царь придумывает испытание для своих невесток. С которым блестяще справляется Царевна-лягушка.  Все смеялись над младшим братом, но когда его жена превратилась в Василису Прекрасную, все обомлели.

В кульминации сказки Василиса пропадает и оказывается у Кощея Бессмертного. Иван отправляется на ее поиски, по дороге он встречает дивных животных и персонажей, которые стремятся ему помочь. В развязке сказки Иван победил Кощея Бессмертного, и освободил Василису Прекрасную. Вместе они вернулись домой, и начали жить в счастье и добре.

Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет. Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности.

Анализ 2

Как и многие русские народные сказки «Царевна-лягушка» является волшебной. В ней присутствуют не только волшебные предметы, но и действия (игла, в которой хранится жизнь Кощея или чудесные превращения Василисы Премудрой).

Как и для любой сказки, «Царевне-лягушке» присущ особый композиционный строй: зачин, концовка, многократные повторы, динамика и напряженность действий, особая постановка времени и пространства. Кроме того, как и любой русской народной сказке «Царевне-лягушке» присуща особенная мысль, посыл, который прослеживается на протяжении всей истории — доброта всегда будет торжествовать над злом.

Всего в сказке есть два главных героя: младший сын царя — Иван-царевич и Царевна-лягушка, которая впоследствии превратилась в Василису Премудрую. В то время, как старшим братьям жизнь приготовила красивых жен и светлое будущее, младший Иван вынужден жениться на лягушке, в чьи лапки попала его стрела, а после одолеть Кощея Бессмертного, похитившего Василису.

Как и в любой сказке второстепенные герои всегда делятся на несколько видов: герои-отправители (те, кто толкают главного героя в те или иные события; в данной сказке, в роли «героя-отправителя» выступает сам Царь), герои-помощники (те, кто помогают главному герою выполнить то или иное задание; здесь такую роль играют мамки-няньки и говорящие звери), герои-дарители (герои, подарившие подарок, который после помог главному герою; Баба-Яга, которая рассказала, где найти Василису и как убить Кощея или Старичок и его волшебный клубочек) и герой-вредитель, злодей или герой-антагонист (герой, принесший в сказку зло, по сюжету всегда противопоставляется главному герою, в данной сказке — Кощей. Его образ прослеживается в каждой русской народной сказке, Кощей — прямой образ злодея, похитителя красивых девушек).

<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ сказки Аксакова Аленький цветочек↑ ДругиеЛиса и журавль — анализ сказки →

Анализ сказки Царевна-лягушка

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Дисциплина. Что такое дисциплина рассуждение 7, 9 класс

    Умение соблюдать определенные правила и следовать распорядку называется дисциплиной. Таким образом, если человек дисциплинированный, то он может двигаться (в образном смысле двигаться) в сторону

  • Анализ Сказки о царе Салтане Пушкина (3 класс)

    Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане» написана красивым, певучим русским народным языком, только подчеркивающим волшебство и былинность происходящих событий

  • Богданов-Бельский Н.П.

    Описание картин Богданова-Бельского

  • Анализ произведения Гончарова Обрыв

    Жанровая направленность произведения представляется в виде реалистического психологического романа, основной тематикой которого становится изображение конфликта старого и нового общественных укладов.

  • Сценическая история комедии Гоголя Ревизор

    Николай Гоголь написал комедию «Ревизор», которая затронула разные общественные темы, но её не сразу воплотили на сцене. В ней автор обличил пороки некоторых чиновников, которые руководили на местах.

Опубликовано 19.02.2016 — 21:50 —

Анализ 

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnganaliz_rn_skazki_tsaravna_lyagushka.odt 26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж №14

Практическая работа по МДК 01.03

Детская литература  с практикумом по выразительному чтению

на тему: «Анализ русской народной сказки Царевна-Лягушка»

Выполнила:

Барданова Анастасия Владимировна

студентка  II курса

202 группы

Преподаватель:

Милохина Светлана Викторовна

Оценка ______________

Подпись преподавателя __________

Москва, 2014

  1. «Царевна-лягушка» — русская народная сказка.
  2. Жанр — волшебная сказка.
  3. Подвид — волшебные похищения невесты.
  4. Сюжет — поиск , освобождение из плена и колдовства невесты.
  5. Главная героиня — Царевна-Лягушка
  • положительный женский образ
  • волшебница
  1. Характер главной героини:
  • добрая
  • внимательная
  • заботливая
  • скромная
  • умная

Царевна-Лягушка ранее Василиса-Премудрая, была превращена своим разгневанным отцов в обличье лягушки. На балу она с помощью помощников (мамки и няньки), а так же с помощью своих чудесных умений, создала на царском перу озеро с лебедями. Её красота с честью выдерживает испытания для невесток.

  1.  Главный герой — Иван-Царевич
  • положительный мужской образ
  1. Тип — высокие
  2. Характер главного героя:
  • добрый
  • смелый
  • уважал окружающих

Иван-Царевич, младший сын царя, не ищет богатства, покоряется отцу  и женится на болотной лягушке. На его судьбу выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь, найти и освободить Василису, победив Кащея Бессмертного.

  1.  Герои-антагонисты -старшие братья Иван-Царевича, более удачливые в выборе невест.
  2. Герой-вредитель —  Кащей Бессмертный

Смерть Кащея Бессмертного «на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб  Кащей, как свой глаз бережет»

  1. Герой-отправитель —  царь, отправляющий своих сыновей на поиски невест, подвергающий испытаниям своих невесток.
  2. Герои-помощники —  мамки, няньки. Они помогали Василисе-Премудрой справиться с царскими испытаниями.
  3. Помощник-даритель —  старичок, подаривший Ивану-Царевечу  путеводный клубок.
  1. Композиция волшебной сказки:
  1. Присказка — отсутствует.
  2. Зачин — развернутый .
  • «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».
  1. Нарушение запрета — Иван-Царевич нарушил запрет, он сжег лягушиную кожу, что повлияло на дальнейшую его судьбу.
  • «Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне».
  1. Многократное троичное повторение — присутствует в сказке, и таким образам развивает сюжет, вносит интригу и украшает речь.
  • «Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото».
  • «Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня».
  1. Концовка —  простая.
  • «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
  1. Язык сказки:
  1. Встречаются эпитеты:
  • «буйну голову», «красных девушек», «столы дубовые», «скатерти узорчатые», «скатерти браные», «чистое поле», «месяц ясный», «синее море», «добрый молодец», «горькими слезами», « живая вода», «тугие луки».
  1. Сказочные формулы:
  • «Диву дался», «узорами мудреными», «ни в сказке сказать, ни пером описать»
  1. Глагольная лексика:

Часто встречаем глаголы, текст ими очень насыщен.

  • Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
  • «Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили».
  • «Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказалотнести псам дворовым».
  1. Виды малых форм устного народного творчества:
  • «Утро вечера мудренее» и т.д.
  • Мне нравится

 

c9a74df4b59446ffc8ac131d19c9d55b.jpg

Всем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.

Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

«Какое легкомыслие!»- скажет современный человек, но на самом деле за этими словами стоит целое мировоззрение. Наши предки верили в единого и многопроявленного Бога, который проявляется множеством Богов, людей, животных , растений, минералов. Короче, нет ничего на свете, кроме Бога. Всё, что мы видим и не видим- всё есть его проявление. Этого единого Бога русичи называли Род. Род Всевышний проявляется тремя ипостасями: морем информации ( Дыв), энергией (Свет Рода Всевышнего) и проявленным бытием (Род Рожанич). Когда Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв, информация наполняется энергией и проявляется Родом Рожаничем. Так творится проявленное бытие. Род Рожанич проявляется, прежде всего, мужским и женским началом. Наши предки называли их Сварогом и Ладой. Проходя через них, Свет Рода Всевышнего разбивается на спектры энергий, подобно тому, как солнечный свет разбивается на 7 цветов радуги. Эти спектры божественной энергии и есть наши Родные Боги и Богини.

Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес — мудрости, Макоша — материнства, Леля — юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы — есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие — на папу, одни — девочки, другие — мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди — такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина — больше энергий Лады, а в мужчинах — Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.

Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух — частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.

«Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.

«Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну.

«Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!».

— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».

Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!

Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь — есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе — это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.

Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок — мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята. Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных. Он даже щуку пожалел. Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга — это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого — явного и лесного — навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания как о жизни, так и о смерти. Она-то и разсказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Здесь целый букет образов, передающий настоящие древние знания о жизни и смерти! Дуб — это древо Рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо — символ жизни, символ продолжения рода. Утка — символ смерти. Это подтверждается некоторыми русскими загадками типа этой:

(отгадка- смерть)

Заяц символизирует страх, сундук — сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь — символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства. Но главное, Велес — хранитель Нави, т.е. мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван–царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился — Кощей теряет сакральные знания. Из сундука выскочил заяц — Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо — свою жизнь. Зайца разрывает волк — символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Безсмертного смертным. Утку бьёт сокол. Сокол — это символ Рода, солнца, света. Сокол — этот тот, что с кола, т.е. птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца. Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо — это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море — символ мира Нави. Правь — мир Богов, Явь — наш явный мир, Навь — мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения. Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука — обитатель мира Нави выносит яйцо (последнюю надежду рода Кощеева) Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой — смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави (сокол), в Яви (волк) и в Нави (щука). Современная генетика открыла, что на стадии плодного яйца, из которого впоследствии развивается человеческое тело, на конце одной из его хромосом есть ген смерти. Он «спящий» и включается у каждого человека в свой срок, что приводит к изнашиванию организма и умиранию.

Вопросы жизни, смерти и безсмертия, а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.

Сказочных вам открытий!

Центр славянской ведической культуры «ЖИВой РОДник»

Автор: Helen34  •  Сентябрь 28, 2018  •  Анализ книги  •  673 Слов (3 Страниц)  •  6,527 Просмотры

Страница 1 из 3

        ГОУ Педагогический колледж №16 г. Москвы

Анализ волшебно-фантастической сказки «Царевна-Лягушка»

1)Анализ сказки «Царевна-Лягушка».

  1. Сказка  по виду относится к волшебно-фантастическим, так как в сюжете сказки присутствуют элементы превращения человека в животное и наоборот.
  2. Сюжет сказки повествует о трех сыновьях, которые выбирают себе жен. Младшему сыну выпадает жениться не на девушке, а на лягушке, которая впоследствии оказывается заколдованной Василисой Прекрасной. Узнав о способностях Царевны-Лягушки  Иван Царевич решил избавиться от лягушачьей шкурки, но это приводит к тому, что Иван отправляется на поиски жены, которая попадает к Кощею Бессмертному. Справившись со всеми трудностями, Иван одерживает победу.
  3. Идея этой сказки заключается в том, чтобы показать как важно внимательно относиться к тому, что у нас есть, а также учиться преодолевать трудности, которые могут неожиданно возникнуть.
  4.   Характеристика образов героев:

— Царевна-Лягушка – положительный персонаж во всех отношениях: добрая, заботливая, мудрая, трудолюбивая.

В сказке описываются не только привлекательная внешность героини, но и ее необычные способности.

-Иван Царевич также является положительным героем: отзывчивый, добрый, жалостливый. Он предстает как храбрый молодец, отправляющийся на спасение возлюбленной.

-Также второстепенными героями, но также с положительной характеристикой являются старшие братья Ивана и Царь.

-Невестки предстают как завистливые, коварные , злые, ленивые.

-Древний старичок- мудрый, добрый, справедливый.

-Отрицательным героем безусловно является Кощей Бессмертный, который похищает Василису, и по традиции смерть которого в игле, игла в яйце и т.п.

-Еще одним героем является Баба Яга, которая тем не менее предстает здесь в роли помощника Ивана и доброй старушки, чем в роли врага.

-К действующим лицам можно отнести и животных, помогавших Ивану: медведь, заяц, селезень, щука.

                  2) Композиция сказки

  1. Присказки как таковой здесь нет. Однако в других вариантах сказки она может присутствовать.
  2. Зачином является преложение: « В старые годы у одного царя было три сына».
  3. Завязка сюжета начинается, когда царь собирает сыновей  и дает им задание найти себе жен с помощью стрелы.
  4. Далее действие происходит таким образом: у первого сына стрела попадает на двор боярской дочки, у второго на двор купеческой, а у младшего Ивана к Царевне-Лягушке на болото. Царь решает испытать невесток и лучше всех оказывается Лягушка, которая к тому же еще и превращается в Василису Прекрасную.
  5. Кульминацией является исчезновение Василисы после того, как Иван сжигает ее лягушачью шкурку. Тут-то и начинается самое интересное. Ему приходится спасать ее от Кощея, встретится по дороге с Бабой Ягой, а также со зверями, которые ему в дальнейшем помогут.
  6. Развязка происходит, когда Иван добирается до Кощеевой смерти, которая находится на игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке на дубе.
  7. Сказка оканчивается благополучно словами «воротились домой и жили долго и счастливо…»

3) Художественные особенности сказки

Характерной особенностью сказки является описание сделанных Василисой подарков Царю: рубашка, «изукрашенная златом-серебром, хитрыми узорами»,  хлеб, «по бокам узоры печатные, сверху города с заставами», а также самой Василисы: « на лазоревом платье- частые звезды, на голове- месяц ясный, такая красавица- ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Также присутствуют выразительные эпитеты: сынки любезные, родной батюшка,  жены разодетые, столы дубовые, золоченая карета. Фантастические элементы- говорящие медведь, заяц, селезень и щука. Метафоры: уста сахарные, глубокая старость.

Скачать:   txt (7.9 Kb)   pdf (86.2 Kb)   docx (13.7 Kb)   Продолжить читать еще 2 страниц(ы) »Доступно только на Essays.club

В этой всеми любимой сказке спрятано множество тайн

«Царевна-лягушка» — очень древняя история, ее возраст, скорее всего, исчисляется не одним тысячелетием.

Однако проблема в том, что сюжет этот, проходя через множество «рук», видоизменился и потерял некоторые логические звенья.

В итоге вышла забавная и несколько нелогичная история. Разберем вариант сказки № 269 из собрания Афанасьева.

Итак, царь задумал женить трех сыновей. В начале повествования он говорит следующее:

— Сынки мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Выбор невесток он осуществляет весьма ненадежным способом. Стрела, в конце концов, может попасть в какие-нибудь трущобы.

Но ему везет: две стрелы,выпущенные из лука в чистом поле, пройдя по какой-то немыслимой траектории, падают на боярский и купеческие дворы.

И только у меньшого сына стрела попадает в болото.

Царевич находит там лягушку и просит отдать стрелу. И тут лягушка, не желая тратить время на китайские церемонии, выдвигает неожиданное требование:

— Возьми меня замуж!

— Что ты, как я возьму в жены лягушку?

— Бери, знать судьба твоя такая.

Царевич ведет себя очень странно: он никак не удивлен способностью лягушки вербально оформлять свои мысли, и, не оказав даже минимального сопротивления, соглашается на самый удивительный в истории мезальянс.

Он просто «закручинился» и безропотно понес домой нахальное земноводное.

Диалога с родителем сказка почему-то не приводит, просто сообщает, что «царь сыграл три свадьбы».

Мы знаем сотни и тысячи разных историй, сказок, романов, где родители противятся выбору своих детей. А тут — ничего! Ну лягуша и лягуша.

Заметим еще, что царь хотел внучат. Женитьба младшего сына на неведомой зверушке внуков не предполагает…

Затем царь дает разные задания, проверяя невесток на «профпригодность». Логичнее испытывать кулинарно-швейные таланты до свадьбы, но здесь у всех персонажей какая-то своя нелинейная логика.

Лягушка оборачивается Василисой Премудрой и зовет на помощь мамок-нянек, которые шьют красивую рубашку, пекут вкусный хлеб и так далее.

Для чего, кстати, говорящей лягушке оборачиваться человеком, если она и так в состоянии позвать мамок-нянек?

Но опустим эту деталь. Продолжает удивлять Иван-царевич: находя утром на тумбочке рубашки и пироги, он просто радостно несет их отцу, не удосужившись уточнить у супруги, откуда это все появилось.

И еще: если старшие невестки не умели хорошо шить и готовить, почему не обратились к своим мамкам-нянькам? Сказка просто умиляет отсутствием морали: прав тот, кто хитрее! Старшие невестки, получается, честно вступили в конкурентную борьбу, но Василиса загребает жар чужими руками — к ней (очевидно, с болота) прибегают ночью помощницы. И вместо желтой карточки Василиса получает рукоплесканья.

Потом царь приглашает все три супружеские пары на пир.

И опять Иван-царевич в своем репертуаре:

— Лягушка, лягушка, как мне не горевать? Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я тебя людям покажу?

Из этого я могу сделать лишь вывод, что его бракосочетание с лягушкой проходило то ли в полной темноте, то ли при полном отсутствии гостей.

Затем начинается пир. Василиса появляется триумфально, в человеческом обличье, танцуя свой легендарный танец ( о нем можно прочесть здесь).

Не спрашивайте, почему она не могла презентовать себя Ивану в антропоморфном виде раньше. Наверное, разгадка в песне «Полюби меня такой, какая я есть».

Пока она удивляет всех плясками, Иван бежит домой и сжигает шкуру. Ну, он всегда действует не по инструкции, что делать…

Кстати, если уж Василиса — Премудрая, то могла бы спецодежду свою хранить в сейфе, а не разбрасывать в легкодоступных местах.

Василиса возвращается, обнаруживает пропажу и выдает удивительную реплику:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…

С чего вдруг ей понадобилось к Кощею, не объясняется. И вообще, она регулярно вылезает из шкуры, и никто ее не наказывает за это. Откуда Кощею знать о сожженной шкуре и при чем тут он?

Этого сказка не сообщает, зато информирует нас о способе перемещения Василисы в пространстве.

Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно.

В иных вариантах она превращается в лебедь, но в № 269 Василиса решила быть солидарной с Ярославной («Обернусь я, бедная, кукушкой…»)

Потом Иван отправляется на поиски жены, узнав, что

Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой.

Из этого сделаем вывод, что папу Василисы на свадьбу не приглашали. И вообще, ему явно все равно, где его дщерь — на болоте, у Кощея, замужем… Лишь бы глаза не мозолила.

Все заканчивается хорошо: Иван убивает Кощея (последний Василису даже не похищал, но «вот роль у него такая» — быть убитым.)

А если серьезно — перед нами сильно измененный и сокращенный вариант истории, которая выглядела несколько иначе…

Подробнее об этом тут.

Используемые источники:

  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-carevna-lyagushka-5-klass
  • https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/02/19/osobennosti-razvitiya-refleksivnyh-universalnyh
  • https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/russkaya-skazka-tcarevna-lyagushka/
  • https://ru.essays.club/гуманитарные-науки/педагогика/анализ-сказки-царевна-лягушка-104204.html
  • https://zen.yandex.com/media/id/5b76ec0e26248100ac4e0fc6/o-strannostiah-skazki-carevnaliagushka-5d8c98f2c31e4900b1563128

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт