«Шагреневая кожа», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака

Часть I. Талисман

Париж, Пале-Руаяль, конец октября. В один из игорных домов входит белокурый молодой человек лет двадцати пяти, на вид – неопытный игрок. Его имя – Рафаэль де Валантен (то есть, он обедневший аристократ). С лицом самоубийцы, словно ангел, сбившийся с пути, он делает своей ставкой единственную золотую монету. Даже бывалым игрокам больно на него смотреть.

Рафаэль проиграл. Насвистывая песенку, он уходит. И хочет броситься в Сену с Королевского моста. Живой он ничего не стоит: «социальный нуль», талант без покровителей. А мертвый – целых 50 франков, которые за выловленный труп дадут лодочнику. «Этот полумертвец» умудрился одарить мелочью нищих мальчишку и старика. Потом до тошноты, дожидаясь ночи, он бродит в центре блестящей столицы. И раз даже засматривается на премилую незнакомку. Напоследок Рафаэль забредает в лавку древностей. Как человек «с душой поэта» и ученого, в великолепии предметов искусства он на миг забывает о своих несчастьях.

Хозяин лавки, сухонький бледный старичок с пронизывающими глазами (как позже выяснилось, 102 лет от роду), лично продемонстрировал «покупателю» Спасителя кисти Рафаэля. Невольно юноша выдал свое желание умереть. Старик выпытывает причину, Рафаэль называет беспросветную нищету. Тогда торговец обещает сделать его могущественнее любого короля.

Он привлек внимание юноши к висевшему на стене лоскуту шагреневой кожи, «не больше лисьей шкурки», с печатью Соломона на обратной стороне. Надпись на коже гласила: «Желай, и желания твои будут исполнены. При каждом желании я буду убывать, как твои дни». Старик поведал, как обрел внутреннюю свободу: деньги, вещи, желания не имеют над ним власти. И потому он стал богат. В его душе, мыслью, создаются и рушатся миры. Касаемо волшебной кожи он сообщил, что множество людей, узнав все условия сделки, отказались от нее.

В ответ Рафаэль схватил талисман и пожелал себе всех наслаждений этого мира. А старику – влюбиться в хорошенькую танцовщицу. Уже на улице он сразу столкнулся со своими приятелями. Они зазвали его в сотрудники оппозиционной королю политической газеты. Юноша готов был поверить, что это совпадение, что талисман тут ни при чем.

Один из друзей, журналист Эмиль, ведет Рафаэля на роскошный ужин к банкиру Тайферу. Там захмелевшая компания изощряется в смелых разговорах о политике, религии, морали. После ужина друзья наслаждаются беседой с куртизанками Акилиной и Евфрасией. Обе смеются над жизнью добропорядочных женщин. Каждый их день богаче на события и чувства, чем у «честной мещанки» целых десять лет.

Рафаэль рассказывает другу историю своей жизни, историю человека, чье сердце, хрупкое, как цветок, ломается «от легкого прикосновения».

Часть II. Женщина без сердца

После обучения в колледже, с семнадцати до двадцати одного года, Рафаэль был под гнетом «отцовской воли» (мать юноши рано умерла). Тот ввел для сына спартанский режим дня, лишил карманных денег, следил, чтобы Рафаэль прилежно постигал юриспруденцию. Однажды юноша, чья голова кружилась при мысли о развлечениях, свойственных беспечной юности, похитил деньги из отцовского кошелька. В игорном доме ему улыбнулась удача. Это событие совпало с моментом доверия отца к сыну.

Отныне он ежемесячно получал от родителя сто франков на свои расходы. Рафаэль решил оправдать доверие отца. Он взял на себя бремя борьбы за пошатнувшееся состояние семьи, вел бесконечные судебные тяжбы, заводил полезные знакомства. Однако судьба была к ним не благосклонна. Семейство было полностью разорено. В их собственности остался лишь островок на Луаре с могилой матери Рафаэля. Отец, расплатившись с кредиторами, лишившись всего, спустя 10 месяцев умер от горя. В 22 года, в 1826 году, юноша в одиночестве проводил гроб своего отца на кладбище.

Юноша был занят созданием труда под названием «Теория воли». В ту пору он проживал в гостинице госпожи Годэн. И она сама, и ее 14-летняя дочка Полина, сущий ангел, покровительствовали бедному юноше. В благодарность он выучил Полину игре на фортепьяно. Юноша видел в ней сестру, ребенка. Признаться, в пору бедности, он и думать не смел с кем-нибудь связать свою судьбу. Тем более с девушкой-замарашкой.

На исходе 1829 года старый знакомый Растиньяк ввел юношу в высший свет парижского общества. Он распалил воображение Рафаэля рассказом о «полурусской парижанке» молодой неприступной графине Феодоре. Впервые Рафаэль увидел ее всю в белом. Он изучал ее светло-карие глаза, ее сросшиеся брови и сияющие белизной плечи. Безумствуя, юноша раз спрятался в ее спальне. Однако душа графини влекла его не меньше, чем тело. Однажды он помог обрести ей покровительство своего родственника герцога де Наваррена.

В момент, когда он думал, что очаровал ее, эта женщина предложила ему свою дружбу. Как оказалось, она всех подозревала в посягательствах на ее богатство. Выходит, и он, как и все, получил у графини отставку. Кажется, она проникла в тайну его бедности. Разочарованный, юноша вернулся домой. Там его уязвленную гордость подлечило искреннее внимание и сочувствие Полины. Впрочем, он все равно подумывал свести счеты с жизнью.

Через Растиньяка Рафаэль получил заказ на создание мемуаров о жизни своей тетушки-аристократки. Потом впутался в кредиты. В конечном счете, беспутные друзья испытали удачу в игорном доме – и она была к ним благосклонна (еще бы, целых 27 тысяч франков осели у них в карманах!). Выиграв кучу денег, они вскоре просадили их. Тогда Рафаэль вновь оказался на мели. Именно в тот октябрьский день он и направился в Пале-Руаяль, чтобы поставить на кон свою последнюю золотую монету.

Закончив свой рассказ, Рафаэль вспомнил про чудесную шагреневую кожу. Он мигом пожелал себе 200 тысяч ежегодного дохода. Уже утром он получает весть о наследстве от внезапно скончавшегося майора О’Флаэрти. После исполнения желания юноша заметил, что лоскут негибкой кожи уменьшился в размере. А значит – и срок его собственной жизни.

Глава III. Агония

На исходе декабря в фешенебельный особняк маркиза де Валантена явился его старый наставник господин Поррике. Верный и в бедности, и в богатстве слуга Ионафан поведал учителю, что маркиз живет сущим отшельником, подавляя в себе все желания. Когда Поррике, оставшийся без куска хлеба, смиренно просил бывшего ученика похлопотать о восстановлении его в должности инспектора колледжа, тот опрометчиво пожелал, чтобы это произошло. Потом Рафаэль спохватился: кожа существенно уменьшилась в размерах.

Однажды в театре молодой маркиз встретил старых знакомых. Хозяина лавки древностей, очарованного танцовщицей Евфрасией (как и пожелал в свое время юноша), графиню Феодору с очередным воздыхателем, и юную незнакомку. Как оказалось, это была Полина, теперь наследница миллионного состояния. Ее отец-офицер был в плену, потом попал в Индию. Тогда-то он и обрел несметное богатство. Вернувшись, он сделал свою жену баронессой.

Утром, не считаясь ни с чем, Рафаэль пожелал, чтобы Полина влюбилась в него. Однако кожа и не подумала сократиться в размерах. Ведь девушка и так любила своего Рафаэля. Они договорились о встрече в той самой гостинице, где когда-то жили. Девушка обещала передать Рафаэлю забытые им рукописи.

Оба не стали скрывать своих чувств. Ей не нужно от него ничего: ни титула, ни денег. Только бы сказать ему: «Ты мой», только бы бросить к его ногам всю жизнь. Они условились, что поженятся через пару недель.

Между тем, после измерения шагрени молодой маркиз выяснил, что жить ему осталось не более 2 месяцев. В отчаянии он выбросил злосчастный талисман в колодец. Он больше не хотел быть рабом судьбы.

Однажды садовник преподнес ему выуженную из колодца шагреневую кожу. Кусок ее был не больше «шести квадратных дюймов». Полина дрогнула, увидев, как побледнел ее возлюбленный.

Сохраняя хладнокровие, Рафаэль разыскал почтенного зоолога Лавриля. Тот проконсультировал его на предмет происхождения кожи. Зоолог объяснил, что в руках Рафаэля – кожа онагра, осла редкой породы, упомянутого еще в Священном Писании. Впрочем, он заверил, что ее можно растянуть, как и любой кусок кожи. Однако ни механик, ни химик не смогли этого сделать.

Молодой маркиз, давно заметивший признаки чахотки, созвал консилиум врачей. Их рекомендации лишь рассмешили его. Он знал, что ни перемена климата, ни пиявки не смогут продлить ему жизнь. Однако Рафаэль в тщетной надежде поправить здоровье отправился на воды в Экс.

Там отдыхающие из высшего общества отшатнулись от него. Рафаэль казался им опасно больным. В сговор с ними вступил даже доктор курорта. С фальшивым оптимизмом он заверил маркиза, что болезнь его не столь тяжела, что ему лучше лечиться дома, а не здесь. Наконец, поползли слухи, что кто-то из курортников готов укокошить заразного больного на дуэли. И этот слух оказался правдой. Во время поединка Рафаэль убил своего противника. Он заметил, что предательская кожа уменьшилась еще больше.

Рафаэль перебрался в сельскую хижину, где простые люди приняли его с теплотой. Он заметно ослабел. Чужая жалость ранила его сердце. Наконец, слуга Ионафан разыскал его и увез домой. С Полиной маркиз видеться не хотел, ее любовные письма сжег.

Де Валантен выпросил, чтобы господин Бьяншон выписал ему опиумную настойку. Ему хотелось пребывать на грани сна и яви. Однажды незадачливый слуга созвал в его дом друзей. Но Рафаэля больше ничего не связывало с ними, как, впрочем, и с жизнью вообще.

В себя Рафаэль пришел от голоса прекрасной Полины. Возлюбленная, видя его состояние, готова была умереть вместо него, покончить с собой. Рафаэль открыл ей тайну шагреневой кожи, отнимающей жизнь. Теперь кожа была не больше листка барвинка.

Опьяненный страстью, желанием быть со своей любимой, он бросается в объятия Полины. Этот порыв оказывается губительным для умирающего. На ее руках он умирает. Полина видит в себе причину гибели Рафаэля.

Эпилог

Судьба Полины, идеальной возлюбленной всех времен и народов, в тумане. Кажется, ее жизнь немыслима без любимого человека. Она, как видение, которым любуются все романтические пары, словно исчезает из жизни, истории. Зато графиня живет и здравствует, разъезжая по театрам.

Читательский дневник по роману «Шагреневая кожа» Бальзака

Сюжет

Обнищавший молодой маркиз Рафаэль де Валантен, проиграв последние деньги, хочет утопиться. Он попадает в лавку древностей, где хозяин предлагает ему кусок шагреневой кожи, исполняющей желания. Впрочем, с каждым желанием уменьшается продолжительность жизни владельца кожи. Рафаэль желает себе денег. В прошлом он обжегся, влюбившись в расчетливую, холодную сердцем, графиню.

Теперь он полюбил Полину, девушку, которая была предана ему в период бедности. У ее матери он снимал комнату. Сама она, благодаря удаче отца-военного, тоже разбогатела. Размер лоскутка ослиной кожи катастрофически уменьшается с каждым неосторожным желанием. Рафаэль понимает, что ему отпущено месяца два, не больше. Он уезжает лечиться. Знать сторонится его, чахоточного. Зато жалеют простые люди. Вернувшись домой, он показывает клочок кожи Полине, обнимает возлюбленную – и умирает в ее объятиях.

Отзыв

Нравы парижского высшего света, развращенного и черствого. Столкновение неискушенного человека с соблазном роскоши, беспечного прожигания жизни. Шагрень как символ желаний, лишающих жизни. Сочетание фантастического элемента с реальностью. Тема поиска идеальной любви. Иногда человеку стоит бояться своих желаний. Нередко богатство опустошает душу, человек забывает о своих прежних целях, обретя его. Тема эгоизма, безответственности, легкомыслия, пресыщения страстями, равнодушия к чужой беде. Контраст любви взаимной и неразделенной, отношений в среде богатых и бедных. За все в этой жизни приходится платить.

Талисман

В конце октября в здание Пале-Рояля вошёл молодой человек — Рафаэль де Валантен, во взгляде которого игроки заметили какую-то страшную тайну, черты лица его выражали бесстрастность самоубийцы и тысячу обманутых надежд. Проигравшийся Валантен просадил последний наполеондор и в оцепенении принялся бродить по улицам Парижа. Его разум поглотила единственная мысль — покончить жизнь самоубийством, бросившись в Сену с Королевского моста. Мысль о том, что днём он станет добычей лодочников, которая будет оценена в пятьдесят франков, вызвала у него омерзение. Он решил умереть ночью, «чтобы оставить обществу, презревшему величие его души, неопознанный труп». Беспечно разгуливая, он стал разглядывать Лувр, Академию, башни Собора Богоматери, башни Дворца правосудия, мост Искусств. Чтобы дождаться ночи, он направился к лавке древностей прицениться к произведениям искусства. Там пред ним предстал худой старик со зловещей насмешкой на тонких губах. Проницательный старец догадался о душевных терзаниях молодого человека и предложил сделать его могущественнее монарха. Он передал ему лоскут шагрени, на которой по-санскритски были выгравированы следующие слова: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне <…> Желай — и желания твои будут исполнены <…> При каждом желании я буду убывать, как твои дни…»

Продолжение после рекламы:

Рафаэль заключил договор со стариком, вся жизнь которого состояла в том, чтобы сберегать нерастраченные в страстях силы, и пожелал, в случае если его судьба не изменится в самый короткий срок, чтобы старик влюбился в танцовщицу. На мосту Искусств Валантен случайно встретил своих друзей, которые, считая его человеком выдающимся, предложили работу в газете, в целях создания оппозиции, «способной удовлетворить неудовлетворённых без особого вреда для национального правительства короля-гражданина» (Луи-Филиппа). Друзья повели Рафаэля на званый обед к основанию газеты в дом богатейшего банкира Тайфера. Публика, собравшаяся в этот вечер в роскошном особняке, была поистине чудовищна: «Молодые писатели без стиля стояли рядом с молодыми писателями без идей, прозаики, жадные до поэтических красот, — рядом с прозаичными поэтами <…> Здесь были два-три учёных, созданных для того, чтобы разбавлять атмосферу беседы азотом, и несколько водевилистов, готовых в любую минуту сверкнуть эфемерными блёстками, которые, подобно искрам алмаза, не светят и не греют». После обильного ужина публике были предложены красивейшие куртизанки, тонкие подделки под «невинных робких дев». Куртизанки Акилина и Евфрасия в беседе с Рафаэлем и Эмилем утверждают, что лучше умереть молодыми, чем быть брошенными, когда их красота померкнет.

Брифли существует благодаря рекламе:

Женщина без сердца

Рафаэль рассказывает Эмилю о причинах своих душевных мук и страданий. С детства отец Рафаэля подчинил сына суровой дисциплине. До двадцати одного года тот находился под твёрдой рукой родителя, молодой человек был наивен и жаждал любви. Однажды на балу он решил сыграть на отцовские деньги и выиграл внушительную для него сумму денег, однако, стыдясь своего поступка, скрыл этот факт. Вскоре отец стал давать ему денег на содержание и делиться своими планами. Отец Рафаэля десять лет боролся с прусскими и баварскими дипломатами, добиваясь признания прав на заграничные земельные владения. От этого процесса, к которому активно подключился Рафаэль, зависело его будущее. Когда был обнародован декрет о потере прав, Рафаэль продал земли, оставив только остров, не имеющий ценности, где находилась могила его матери. Началась долгая расплата с кредиторами, которая свела в могилу отца. Молодой человек принял решение растянуть оставшиеся средства на три года, и поселился в дешёвой гостинице, занимаясь научным трудом — «Теорией Воли». Он жил впроголодь, но работа мысли, занятия, казались ему прекраснейшим делом жизни. Хозяйка гостиницы г-жа Годэн, по-матерински заботилась о Рафаэле, а ее дочь Полина оказывала ему множество услуг, отвергнуть которые он не мог. Спустя время он стал давать уроки Полине, девушка оказалась чрезвычайно способной и сообразительной. Уйдя с головой в науку, Рафаэль продолжал мечтать о прекрасной даме, роскошной, знатной и богатой. В Полине он видел воплощение всех своих желаний, но ей недоставало салонного лоска. «…женщина, — будь она привлекательна, как прекрасная Елена, эта Галатея Гомера, — не может покорить моё сердце, если она хоть чуть-чуть замарашка».

Продолжение после рекламы:

Однажды зимой Растиньяк ввёл его в дом, «где бывал весь Париж» и познакомил с очаровательной графиней Феодорой, обладательницей восьмидесяти тысяч ливров дохода. Графиня была дамой лет двадцати двух, пользовалась безупречной репутацией, имела за плечами брак, но не имела любовника, самые предприимчивые волокиты Парижа терпели фиаско в борьбе за право обладать ей. Рафаэль влюбился без памяти в Феодору, она была воплощением тех грёз, которые заставляли трепетать его сердце. Расставаясь с ним, она попросила его бывать у неё. Вернувшись домой и ощутив контраст обстановки Рафаэль проклял свою «честную добропорядочную бедность» и решил соблазнить Феодору, которая была последним лотерейным билетом, от которого зависела его участь. На какие только жертвы не шёл бедный обольститель: ему невероятным образом удавалось добираться до ее дома пешком под дождём и сохранять презентабельный вид; на последние деньги он довозил ее до дома, когда они возвращались из театра. Чтобы обеспечить себе достойный гардероб, ему пришлось заключить договор на написание ложных мемуаров, которые должны были выйти под именем другого человека. Однажды она прислала ему записку с посыльным и просила прийти. Явившись по ее зову, Рафаэль узнал о том, что она нуждается в протекции его влиятельного родственника-герцога де Наваррена. Влюблённый безумец был только средством к реализации таинственного дела, о котором он так и не узнал. Рафаэля терзала мысль о том, что причиной одиночества графини может быть физический недостаток. Чтобы развеять свои сомнения, он решил спрятаться в ее спальне. Покинув гостей, Феодора вошла в свои апартаменты и словно сняла привычную маску учтивости и приветливости. Рафаэль не обнаружил в ней никаких недостатков, и успокоился; засыпая, она произнесла: «Боже мой!». Восхищённый Рафаэль строил массу догадок предполагая, что мог означать подобный возглас: «Ее восклицание, то ли ничего не значащее, то ли глубокое, то ли случайное, то ли знаменательное, могло выражать и счастье, и горе, и телесную боль, и озабоченность». Как оказалось позднее, она всего лишь вспомнила о том, что забыла сказать своему маклеру, чтобы он обменял пятипроцентную ренту на трёхпроцентную. Когда Рафаэль раскрыл перед ней свою бедность и всепоглощающую к ней страсть, она ответила, что не будет принадлежать никому и согласилась бы выйти замуж только за герцога. Рафаэль навсегда оставил графиню и перебрался к Растиньяку.

Растиньяк, сыграв в игорном доме на их совместные деньги, выиграл двадцать семь тысяч франков. С этого дня друзья пустились в разгул. Когда средства были растрачены, Валантен, решил что он «социальный нуль» и принял решение уйти из жизни.

Повествование возвращается к тому моменту, когда Рафаэль находится в особняке Тайфера. Он достаёт из кармана кусок шагреневой кожи и изъявляет желание стать обладателем двухсот тысяч ежегодного дохода. Наутро нотариус Кардо сообщает публике, что Рафаэль стал полноправным наследником майора О’Флаэрти, скончавшегося накануне. Новоиспечённый богатей взглянул на шагрень и заметил, что она уменьшилась в размере. Его обдало призрачным холодком смерти, теперь «он мог все — и не хотел уже ничего».

Брифли существует благодаря рекламе:

Агония

В один декабрьский день, в шикарный особняк маркиза де Валантена пришёл старик, под чьим руководством когда-то учился Рафаэль-господин Поррике. Старый преданный слуга Ионафан, рассказывает учителю, что его хозяин ведёт затворническую жизнь и подавляет в себе все желания. Почтенный старец пришёл просить у маркиза, чтобы тот похлопотал у министра о восстановлении его, Поррике, инспектором в провинциальном колледже. Рафаэль, утомлённый долгими излияниями старика, случайно вымолвил, что от души желает, чтобы ему удалось достигнуть восстановления в должности. Осознав сказанное, маркиз пришёл в ярость, когда он посмотрел на шагрень, она заметно уменьшилась. В театре он как-то встретил сухонького старика с молодыми глазами, тогда как в его взгляде нынче читались лишь отголоски отживших страстей. Старик вёл под руку знакомую Рафаэля — танцовщицу Евфрасию. На вопросительный взгляд маркиза старик ответил, что теперь он счастлив как юноша, и что он неверно понимал бытие: «Вся жизнь — в едином часе любви». Разглядывая публику, Рафаэль остановил взор на Феодоре, которая сидела с очередным поклонником, все такая же красивая и холодная. На соседнем кресле с Рафаэлем сидела прекрасная незнакомка, приковывающая восхищённые взгляды всех присутствующих мужчин. Это была Полина. Ее отец, в своё время командовавший эскадроном конных гренадеров императорской гвардии, был взят в плен казаками; по слухам ему удалось бежать и добраться до Индии. Вернувшись, он сделал дочь наследницей миллионного состояния. Они договорились встретиться в гостинице «Сен-Кантен», их прежнем жилище, хранившем воспоминания их бедности, Полина хотела передать бумаги, которые, переезжая, завещал ей Рафаэль.

Реклама:

Очутившись дома, Рафаэль с тоской взглянул на талисман и загадал, чтобы Полина любила его. Наутро его переполняла радость — талисман не уменьшился, значит, договор нарушен.

Встретившись, молодые люди поняли, что всем сердцем любят друг друга и ничто не препятствует их счастью. Когда Рафаэль в очередной раз взглянул на шагрень, он заметил, что она вновь уменьшилась, и в порыве гнева выбросил ее в колодец. Что будет, то будет, — решил измученный Рафаэль и зажил душа в душу с Полиной. В один февральский день садовник принёс маркизу странную находку, «размеры которой не превышали теперь шести квадратных дюймов».

Отныне Рафаэль решил искать средства спасения у учёных, чтобы растянуть шагрень и продлить свою жизнь. Первым к кому он отправился, был господин Лавриль, «жрец зоологии». На вопрос о том, как остановить сужение кожи, Лавриль ответил: «Наука обширна, а жизнь человеческая очень коротка. Поэтому мы не претендуем на то, чтобы познать все явления природы».

Вторым, к кому обратился маркиз, стал профессор механики Планшет. Попытка остановить сужение шагрени путём воздействия на неё гидравлического пресса не увенчалась успехом. Шагрень осталась цела и невредима. Поражённый немец ударил кожу кузнечным молотом, но на ней не осталось и следа повреждений. Подмастерье бросил кожу в каменноугольную топку, но даже из неё шагрень вынули совершенно невредимую.

Реклама:

Химик Жафе сломал бритву, пытаясь надрезать кожу, пробовал рассечь ее электрическим током, подверг действию вольтова столба — все безрезультатно.

Теперь Валантен уже ни во что не верил, стал искать повреждения своего организма и созвал врачей. Уже давно он стал замечать признаки чахотки, теперь это стало очевидно и ему и Полине. Врачи пришли к следующему заключению: «чтобы разбить окно, нужен был удар, а кто же его нанёс?» Они приписали пиявок, диету и перемену климата. Рафаэль в ответ на эти рекомендации саркастически улыбнулся.

Месяц спустя он отправился на воды в Экс. Здесь он столкнулся с грубой холодностью и пренебрежением окружающих. Его избегали и почти в лицо заявляли, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сузилась.

Покинув воды, он поселился в сельской хижине Мон-Дора. Люди, у которых он жил, глубоко сочувствовали ему, а жалость — «чувство которое всего труднее выносить от других людей». Вскоре за ним приехал Ионафан и увёз своего хозяина домой. Переданные ему письма Полины, в которых она изливала свою любовь к нему, он бросил в камин. Изготовленный Бьяншоном раствор опия погрузил Рафаэля в искусственный сон на несколько дней. Старик слуга решил последовать совету Бьяншона и развлечь хозяина. Он созвал полный дом друзей, намечалось пышное пиршество, но увидевший это зрелище Валантен пришёл в неистовый гнев. Выпив порцию снотворного, он вновь погрузился в сон. Разбудила его Полина, он стал упрашивать ее покинуть его, показал клочок кожи ставший размером с «лист барвинка», она стала рассматривать талисман, а он, видя, как она прекрасна, не смог совладать с собой. «Полина, иди сюда! Полина!» — выкрикнул он, и талисман в ее руке стал сжиматься. Полина решила растерзать себе грудь, удавить себя шалью, чтобы умереть. Она решила, что если убьёт себя, он будет жив. Рафаэль же, видя все это, опьянел от страсти, бросился к ней и тут же умер.

Эпилог

Что же стало с Полиной?

На пароходе «Город Анжер» молодой человек и красивая женщина любовались фигурой в тумане над Луарой. «Лёгкое это создание то ундиной, то сильфидой парило в воздухе, — так слово, которого тщетно ищешь, витает где-то в памяти, но его нельзя поймать <…> Можно было подумать, что это призрак Дамы, изображённой Антуаном де ла Саль, хочет защитить свою страну от вторжения современности».

Пересказала А. Благожелательная для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация 🎥

Аудиокниги

621355.jpgШагре­невая кожаАудиокнига. 11 ч 2 мин. Читает Михаил Розенберг. Бесплатный отрывок:621355.jpgМихаил Розенберг11 ч 02 минШагре­невая кожаАудиоспектакль. 5 ч 48 мин. Читают Мария Кашинская и др. Бесплатный отрывок:Мария Кашинская и др.5 ч 48 минШагре­невая кожаАудиокнига. 12 ч 18 мин. Читает Валерий Захарьев. Бесплатный отрывок:Валерий Захарьев12 ч 18 минШагре­невая кожаАудиокнига. 12 ч 26 мин. Читает Дмитрий Оргин. Бесплатный отрывок:Дмитрий Оргин12 ч 26 мин

Электронная книга

Шагре­невая кожаВ конце октября прошлого года один молодой человек вошел в Пале-Рояль, как раз к тому времени, когда открываются игорные дома – согласно закону, охраняющему права страсти, подлежащей обложению по самой своей сущности. Не колеблясь, он поднялся по лестнице притона, на котором значился номер «36». – Не угодно ли вам отдать шляпу?..

Читайте также

Роман «Шагреневая кожа» Бальзака, написанный в 1831 году, принес писателю всемирную славу. В книге фантастические элементы гармонично переплетены с реалистичной историей жизни молодого ученого, который волей судьбы становится обладателем волшебной шагреневой кожи.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Шагреневой кожи» по главам, а после пройти специальный тест для проверки полученных знаний.

Главные герои

Рафаэль де Валантенмолодой, прекрасно образованный человек, обедневший аристократ.

Другие персонажи

Антикварвладелец лавки древностей, мудрый и прозорливый старик.

Полинаюная дочь госпожи Годен, добрая, отзывчивая девушка с любящим сердцем.

Графиня Федорамолодая красивая женщина, светская львица, холодная, эгоистичная, равнодушная особа.

Эмиль, Растиньяк приятели Рафаэля.

Акилина, Евфрасиньякуртизанки.

Банкир Тайфербогатый и влиятельный коммерсант, владелец оппозиционной газеты.

Краткое содержание

Часть I. Талисман

В октябре 1829 года в игорный зал зашел молодой человек – Рафаэль де Валантен. Все поведение его в притоне указывало на то, «что у него еще душа новичка». Внешний вид молодого человека был настолько несчастным, говорящим «о бесплодных усилиях, о тысяче обманутых надежд», что поразил даже самых бесстрастных и глубоко равнодушных к чужому горю посетителей игорного заведения. Его лицо, «некогда чистое и оживленное», было обезображено терзавшей его изнутри страстью и выражало отчаянную решимость самоубийцы.

Проиграв последнюю золотую монету, Рафаэль в оцепенении принялся бродить по улочкам Парижа. Все его мысли были поглощены одним: покончить с этой жалкой жизнью, спрыгнув с Королевского моста в Сену. «Он решил умереть ночью», и остаток дня провел, изучая прекрасную архитектуру, любуясь хорошенькой женщиной и подавая милостыню нищим.

Напоследок Рафаэль забрел в лавку древностей, чтобы прицениться к произведениям искусства. Он долго рассматривал предметы старины, принадлежавшие различным эпохам. Вскоре он заметил хозяина лавки – «сухопарого, худощавого старичка в черном бархатном платье».

Проницательный старик быстро понял, что его посетитель пребывал в подавленном состоянии. Ему удалось разговорить Рафаэля, который поведал ему о своем намерении покончить жизнь из-за ужасающей нищеты.

Желая помочь юноше, антиквар протянул ему «кусок шагреневой кожи, величиною с лисью шкурку». На обратной ее стороне был «оттиск печати, которую жители Востока называют Соломоновым перстнем», а также предупреждение, согласно которому хозяин кожи мог обладать всеми сокровищами мира, но заплатить за это должен был своей жизнью.

Старик признался, что ни разу не осмелился воспользоваться удивительной шагреневой кожей. С возрастом он пришел к мысли, что лишь знания способны даровать молодость души и счастье, а потому сосредоточил свою жизнь «в мозгу, который не ветшает и переживает все».

Страстно желая изменить свою судьбу, Рафаэль согласился стать владельцем шагреневой кожи. Старик же предупредил, что отныне все его «желания будут исполняться до мелочей», но за счет его собственной жизни.

Юноша схватил кожаный лоскут и выбежал из лавки на улицу, где столкнулся с тремя своими приятелями. Молодые люди сообщили, что давно ищут Рафаэля, который «в качестве человека высших способностей» идеально подходит на роль сотрудника новой газеты оппозиционной власти. Юноша был ошеломлен не столько «исполнением своих желаний, сколько тем естественным образом, каким сплетались события»

Ближе всех Рафаэлю был его друг Эмиль – журналист, «смелый критик, полный задора и язвительности». Он отвел приятеля на ужин к влиятельному банкиру Тайферу – организатору и владельцу смелой газеты, где собрались молодые, подающие большие надежды художники, писатели, ученые. За бокалом вина они разговаривали о политике, рассуждали об устройства государства.

Когда гости, опьяневшие и расслабленные роскошным приемом, уже возлежали в удобных креслах, «вдруг представилась группа женщин». Это были самые лучшие, самые дорогие в Париже куртизанки – тонкие подделки благонравных девиц. Имея обличье ангелов во плоти, внутри они скрывали самый изысканный порок, сулящий массу чувственных наслаждений. Без сомнения, каждая из этих прекрасных девушек «могла бы поведать какую-нибудь кровавую драму», толкнувшую ее на столь неправедный жизненный путь.

Эмиль и Рафаэль познакомились с двумя красавицами-куртизанками – Акилиной и Евфрасиньей. В беседе с ними молодые люди узнали, что эти очаровательные создания, несмотря на свою молодость, давно разочаровались в любви и предпочитали брать от жизни тот максимум, что позволяла им их красота.

Часть II. Женщина без сердца

Рафаэль решил поведать Эмилю историю своей жизни, чтобы друг смог понять причину его страданий и душевных мук.

С ранних лет Рафаэль находился во власти излишне строгого, сурового отца, который мечтал видеть сына преуспевающим юристом. В результате юноше «приходилось и слушать лекции и работать у стряпчего». Он боялся, и в то же время любил отца, который никогда не проявлял к нему своей родительской привязанности.

Достигнув двадцати одного года, Рафаэль получил некоторую свободу в действиях. Он узнал, что отец долгое время добивался признания прав на земельные владения в Баварии и Пруссии. От этого процесса зависело будущее Рафаэля, и он также активно подключился к процессу. Однако затянувшийся суд закончился разорением для отца юноши, который умер спустя десять месяцев.

К тому времени все имущество Рафаэля «состояло из описи проданных вещей», а будущее его не предвещало ничего хорошего. Происхождение связывало его «с некоторыми богатыми семействами», однако бедный юноша никому не был нужен, а гордость не позволяла его просить помощи у более состоятельных родственников.

Оставшиеся ему в наследство средства он растянул на три года, питаясь весьма скудной пищей. Рафаэль поселился в дешевой гостинице и решил посвятить всего себя написанию научного труда под названием «Теория воли». Все это время он прилежно работал день и ночь, «не дозволяя себе вкусить радостей парижской жизни».

Рафаэль успел сблизиться с хозяйкой гостиницы, госпожой Годэн, которая по-матерински заботилась о юноше. Ее четырнадцатилетняя дочь Полина оказывала «множество услуг, от которых никак нельзя было отказаться». В знак признательности Рафаэль принялся обучать ее игре на фортепиано. Девушка зарекомендовала себя способной и старательной ученицей и всячески старалась угодить своему строгому учителю, которого в глубине души успела полюбить.

Впрочем, Рафаэль не поддавался искушению и не обращал внимания на прелести своей очаровательной ученицы: он привык «смотреть на Полину только как на сестру» и даже не помышлял о том, чтобы сойтись с ней. Кроме того, чувства Рафаэля могла возбудить только роскошная, ухоженная красавица, разодетая в шелка и бархат: юноша искренне не понимал «любви в бедности».

И однажды судьба свела Рафаэля с подобной женщиной. Благодаря старому знакомому Растиньяку юноша оказался в высшем парижском обществе, где познакомился с графиней русского происхождения Федорой. Это была «самая красивая, самая прелестная женщина в Париже», загадочная и неприступная. Растиньяк сообщил приятелю, что графиня обладала весьма солидным приданым, и советовал не упускать шанс благополучно устроить свою жизнь.

За плечами Федоры, двадцатидвухлетней светской львицы, уже был за плечами брак, однако у неё не было любовника, и многие столичные франты бесплодно пытались завоевать ее сердце. Не стал исключением и Рафаэль, который решил во что бы то ни стало женить на себе графиню.

Молодому ученому пришлось истратить последние деньги, чтобы иметь возможность в достойном виде появляться на приемах у Федоры. Однажды Валантэн был вынужден согласиться на написание ложных мемуаров, чтобы обеспечить себе приличный гардероб. Он пустил в ход свой изощренный ум, чтобы соблазнить красавицу и привязать к себе, однако очень быстро влюбился сам, в то время как Федора оставалась холодной и равнодушной, словно античная статуя.

Неожиданно Рафаэль получил записку от дамы сердца, в которой она приглашала его на прогулку. Он принялся собираться «в припадке нервной лихорадки», переживая лишь о том, что у него совершенно нет денег на карету.

Рафаэль вздохнул с облегчением, когда узнал, что Федора решила прогуляться с ним пешком по Люксембургскому саду. Графиня попросила оказать ей «довольно важную услугу»: посодействовать с протекцией герцога де-Наварен, который приходился Рафаэлю кузеном. Федора призналась, что от этого зависело ее состояние и положение в обществе. Влюбленный юноша был рад помочь, но, как только он сделал, что от него требовалось, графиня тут же отдалила его от себя.

Постепенно с глаз Рафаэля спала пелена влюбленности, и он понял, насколько холодной, черствой и духовно бедной была его избранница. Однако он мечтал познать «эту женщину в телесном отношении». Молодой человек спрятался в спальне Федоры и, дождавшись, когда она уснет, долгое время любовался ее безмятежным сном. Рафаэль хотел было «потихоньку лечь рядом, прижаться к ней и обнять ее», но после передумал: гораздо сильнее он захотел овладеть ее душой.

Не в силах более терпеть муки неразделенной любви, Рафаэль отважился признаться Федоре в своих чувствах. Графиня ответила, что чувствует себя счастливой только в одиночестве и никому не намерена принадлежать.

Рафаэль признался Растиньяку, что мечтает покончить жизнь самоубийством. Приятель отговорил его этой идеи и предложил сыграть на последние деньги в игорном доме. Удача улыбнулась друзьям: они выиграли крупную сумму и окунулись в «вихрь удовольствий, одновременно и пустых, и реальных». Когда же деньги закончились, Рафаэль отправился в игорный дом, но проиграл последнюю монету и решил броситься с Королевского моста в Сену…

Глава III. Агония

Старый учитель Рафаэля, господин Порике, появился в роскошном особняке своего бывшего ученика, чтобы пообщаться с ним. От верного слуги он узнал, что «маркиз никого не принимает» и живет по раз и навсегда заведенному порядку. Кроме того, он запретил слугам задавать ему вопросы «Не хотите ли? Не желаете ли? Не изволите ли?».

Осознав, что шагреневая кожа сжималась каждый раз после исполнения желания, Рафаэль мечтал «удлинить жизнь во что бы то ни стало». Он превратился в настоящего аскета, отказавшись «от жизни ради того, чтобы жить».

Профессору Порике все же удалось встретиться с Рафаэлем, и он был ошеломлен, когда увидел «этот молодой труп». Старик пожаловался, что «очутился без места, без пенсии и без куска хлеба», и попросил бывшего ученика похлопотать за предоставление какого-то подходящего места работы. Позабыв о предосторожности, Рафаэль от всей души пожелал учителю удачи, и тут же с ужасом заметил, как скукожился драгоценный лоскут кожи.

Однажды в Итальянской опере Рафаэль встретил Полину, которая к тому времени превратилась в настоящую красавицу. Он был несказанно удивлен такой перемене, и потребовал от шагреневой кожи, чтобы девушка влюбилась в него, однако «кожа не пошевельнулась»: она не могла исполнить желание, которое уже сбылось.

При встрече молодые люди признались друг другу в любви. Девушка рассказала, что из дальних странствий вернулся ее отец, она стала богатой наследницей и вправе «распорядиться своей судьбой», как ей заблагорассудится. Почувствовав «веяние счастья», Рафаэль сделал предложение своей возлюбленной, и она с радостью согласилась. Счастье молодого человека омрачала лишь шагреневая кожа, которая продолжала медленно, но верно уменьшаться в размерах.

Рафаэль отыскал опытного зоолога, который определил шагреневый лоскут как кожу редкой разновидности осла – онагра, проживающего исключительно в Персии. Профессор механики попробовал было ее растянуть под мощным прессом, однако размеры кожи ни на миллиметр не изменились. Не дали никакого результата и опыты знаменитого химика.

Мужчина по-настоящему испугался, когда с ним впервые «сделался ужасный припадок кашля», забравший все его силы. Он стал таять буквально на глазах и был вынужден собрать консилиум врачей, чтобы они смогли «вынести приговор: жить ему или умереть». Однако никто из «оракулов новейшей медицины» не смог определить истинную причину ухудшения здоровья Валантена. В итоге больной отправился поправлять свое здоровье на воды.

Перемена климата не помогла Рафаэлю: его продолжали мучить жестокие приступы надрывного продолжительного кашля. К тому же его не приняло местное общество, и однажды он был вынужден принять вызов и убить на дуэли противника.

Маркиз перебрался в другое место, и его последние дни были скрашены живописными пейзажами дикой природы. Когда же простые сельские жители, у которых Рафаэль снимал комнату, стали открыто его жалеть, «на следующий же день он отправился в Париж».

Валантен попросил выписать ему настойку с опиумом, чтобы пребывать «неизменно в сонном состоянии». Спустя некоторое время он показал Полине «кусочек шагреневой кожи, хрупкий и маленький, как листик барвинка», и поведал о его власти над ним. Умер Рафаэль в объятиях своей возлюбленной…

Заключение

Философский роман Оноре де Бальзака посвящен проблеме столкновения молодого, чистого, не искушенного в светской жизни человека с обществом, развращенным многочисленными пороками.

Краткий пересказ «Шагреневая кожа» пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Шагреневая кожа»?</h3>

    • <label>Оноре де Бальзак</label>
    • <label>Александр Дюма</label>
    • <label>Жорж Санд</label>
    • <label>Шарлотта Бронте</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://kratko.rustih.ru/onore-de-balzak-shagrenevaya-kozha/
  • https://briefly.ru/balzak/shagrenevaja_kozha/
  • https://obrazovaka.ru/books/balzak/shagrenevaya-kozha

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт