«Синяя птица» — краткое содержание пьесы Мориса Метерлинка

01.png

Удивительная история, рассказанная в этой книге, произошла в одном селении, неподалёку от густого-густого леса. На краю этого селения, у лесной опушки, приютилась хижина дровосека.

04.png

Дровосек был беден, но в доме у него было очень опрятно и уютно, особенно сегодня, накануне рождества. В очаге ещё теплился огонь, на столе горела лампа. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, крепко спали в своих кроватях, а по разным сторонам большого шкафа лежали, свернувшись клубком, Пёс и Кот.

Жена дровосека зашла посмотреть, как спят дети. Она поправила одеяльца, закрыла оконные ставни, потушила лампу и вышла, осторожно прикрыв за собой дверь.

В тёмной комнате стояла тишина, только стенные часы отстукивали тик-так да трещал сверчок за очагом.

Сквозь щели ставен начал пробиваться свет. Он становился всё ярче, ярче… А на столе вдруг сама собой зажглась лампа!

Тильтиль проснулся, .присел на постели и окликнул сестру:

— Ты спишь, Митиль? Смотри-ка, мама забыла потушить лампу!

— Нет, не сплю, — ответила Митиль сонным голосом, — Послушай, сегодня рождество, да?

— Вечно ты всё путаешь! Рождество завтра. Но уже сегодня дети получают подарки. Только нам с тобой всё равно ничего не достанется. Другое дело — богатые дети, те, что живут в доме напротив. Их наверняка ждут замечательные рождественские подарки. Смотри, через щёлочки ставен виден свет. Это из их окон. У них зажгли ёлку. И музыка играет, слышишь? Пойдём посмотрим!

Брат и сестра вскочили с кроватей, открыли ставни и взобрались на скамью у окна. Вся комната так и залилась светом!

— Видишь, какая нарядная ёлка! А свечей-то сколько — воскликнул Тильтиль.

— Ничего я не вижу, — сказала жалобно Митиль. — Ты один всю скамью занял!

— Ну ладно, сейчас пододвинусь. Теперь видишь? Какие игрушки! Как их много! И сабли, и солдатики, и пушки.

— А куклы? — спросила Митиль. — Куклы там тоже есть?

— Какие ещё куклы?! Кому они нужны, твои куклы? Нет, конечно. Ты лучше посмотри на стол. Чего там только нет! Пирожные, конфеты, сладости, фрукты…

— Когда я была совсем-совсем маленькая, я один раз ела пирожное, — вздохнула Митиль.

— Я тоже. Это очень вкусно.

— Неужели они всё это съедят? — шепнула Митиль. — И нам ничего не оставят?

— Глупая ты, Митиль. Конечно, съедят. Да не болтай, лучше смотри. Кажется, там начинаются танцы. Вот веселье так веселье!

— Как красиво! — захлопала Митиль в ладоши. — Все такие нарядные!

Тут за дверью послышались шаги, и дети притихли.

— Кто это? — встревожилась Митиль.

— Наверное, папа. Скорее в кровати!

Не успели брат и сестра соскочить со скамьи, как дверь медленно открылась и в комнату вошла старенькая старушка в зелёном платье и красном чепце. Крошечного росточка, горбатенькая, с большим крючковатым носом.

— Не у вас ли, дети, спряталась Синяя Птица? — раздался скрипучий голос старушки.

— Синяя Птица? У нас нет Синей Птицы, — ответили брат с сестрой в один голос. — А зачем вам она?

— Мне очень нужна Синяя Птица. Я ищу её для внучки. Она, к несчастью, заболела.

— А что с ней случилось? — спросил Тильтиль.

— Да не знаю, она такая бледненькая, всё время грустит о чём-то. Думаю, только Синяя Птица поможет моей внучке снова стать здоровой и весёлой. Не зря ведь говорят, что волшебная Синяя Птица приносит людям счастье. Да вот найти её очень-очень нелегко. А вы догадались, кто я такая?

— Вы немного похожи на госпожу Берленго, нашу соседку, — неуверенно пробормотал Тильтиль.

Ух, как рассердилась старушка!

— Нисколько я на неё не похожа, ничуть! Я фея Берилюна и хочу, чтобы вы мне помогли. Сейчас же отправляйтесь в путь и разыщите Синюю Птицу. Я дам вам в помощь вот это. Смотрите!

Из кармана юбки старушка достала зелёную шапочку, украшенную пряжкой с алмазом.

— Если надеть эту шапочку и осторожно повернуть алмаз, увидишь то, что обычно закрыто для людских глаз. Люди разучились видеть по-настоящему. Вот ты небось думаешь, — повернулась старушка к Тильтилю, — что я старая и некрасивая. И всё вокруг кажется тебе убогим и неприглядным. А ну-ка, надень шапочку!

Тильтиль надел шапочку, тихонько повернул алмаз на пряжке, и что же?

Горбатенькая старушка в тот же миг превратилась в молодую, прекрасную женщину. А серые камни, из которых были сложены стены хижины, засветились таинственным голубым светом.

— Что случилось? Почему вдруг стало так светло и красиво? Словно наш дом построен из драгоценных камней, — удивился Тильтиль.

— Ничего особенного, просто волшебный алмаз помог увидеть тебе скрытую сущность вещей, можно сказать, их душу. Сейчас, мой мальчик, ты ещё больше удивишься.

И правда! Всё вокруг задвигалось, ожило.

Из очага выскочило вертлявое красное существо и принялось скакать по комнате.

— Кто это? Кто это? — испугались дети.

— Не узнаёте? А ведь это ваш старый знакомый, Огонь. Знайте, с ним надо быть осторожнее. У него ужасный нрав. Теперь, с помощью волшебного алмаза, вам предстоит узнать душу Огня.

— А толстячок? Такой славный, румяный? Я видела, он вылез из квашни. Какой важный! — засмеялась Митиль.

Страницы:123456789101112131415

Содержание произведения

В произведении «Синяя птица» сюжет разворачивается в комнате хижины, в которой живёт дровосек со своей семьёй. Недостаточно яркое освещение в этот вечер позволяет рассмотреть обстановку вокруг, спящих животных и ребят по имени Митиль и Тильтиль. Уложив детей спать, мать ещё долго наблюдает за ними. Налюбовавшись своими малышами, она уходит из комнаты и зовёт с собой отца.

После того как родители покидают комнату, она неожиданно озаряется. Свет будит малышей. Проснувшись, они начинают беседовать между собой. В ходе их разговора становится понятно, что рождественские праздники они проведут без подарков. Усевшись на лавку, они стали наблюдать за тем, что происходит за окном. Количество подарков и сладостей ребят, чьи родители богаты, поражает Тильтиля и Митиля.

В этот момент в комнате появляется старушка. Она оказалась феей по имени Берилюна. Её внешность очень напугала ребят. Старушка рассказывает детям о заветном желании больной внучки и просит их помочь ей. Ребята соглашаются отыскать синюю птицу. Собравшись уходить, фея неожиданно начинает злиться, что никто не замечает её красоты.

Затем Берилюна уговаривает малышей примерить зелёную шапку. Она волшебная. В ней можно разглядеть внутренний мир предметов.

Фея показывает, как нужно обращаться с волшебной шапкой и надевает её на Тильтиля. В этот момент начинают происходить волшебные превращения. Скромное убранство комнаты вдруг превращается в роскошное. Души, которые есть у каждого предмета, начинают вырываться наружу. Появление душ собаки и кошки сопровождается объятиями. Оживление предметов в комнате прекращается неожиданным стуком в дверь.

Это были родители, которые пришли убедиться, что их дети уже заснули. Резкий поворот алмаза в то время как в дверь постучали, привёл к тому, что не все души успели вернуться в исходное положение. И они отправляются в путешествие через окно.

Добравшись до дворца, где проживала фея, герои разделились на 2 команды и отправились на поиски голубой птицы. Кошка говорит, что только человек сможет познать душу предметов, и если находка попадёт ему в руки, это будет означать их безграничную власть. Она убеждает своих сторонников помешать поискам синей птицы.

Приключения детей

После того как души сахара и хлеба накормили голодных детей, они ушли в страну Воспоминаний. Там они повстречали бабушку и дедушку, которые умерли. Эта встреча подарила им счастье. Как оказалось, воспоминания о жителях страны дарит им радость. Дети забирают у взрослых птицу. На выходе она становится чёрной.

После герои посещают Ночь. Открывая двери её ключами, они встречаются с призраками, духами тьмы, болезнями, тайнами, ужасами. Тильтиль открыл последнюю дверь и за ней находился прекрасный сад с птицами. Позже они умрут.

Кошка опередила своих спутников и прибежала в лес, чтобы настроить его против ребят. Дух дуба изъявил желание отомстить человеку за гибель своих сородичей. Завязалась драка, в ней яростным защитником малышей выступил пёс. Душа света пришла им на помощь, она повернула алмаз. Всё вокруг погрузилось в молчание.

Далее герои сказки проходят испытание кладбищем. Восставшие из могил мертвецы пугают ребят. Сады блаженств пытаются искусить персонажей вседозволенностью в своих желаниях, но они успевают повернуть алмаз и не поддаться искушению. Следующее их знакомство происходит с радостью матери и другими её сёстрами.

Затем герои возвращаются в свой родной дом. Душа света говорит, что они отсутствовали ровно год. Мама будит своих детей, и они просыпаются в своей комнате. Они рассказывают родителям об удивительном путешествии, но те им не верят.

Тильтиль дарит зашедшей соседке, которая очень похожа на фею, горлика. Она уходит домой и её внучка излечивается. Потом девочка приходит поблагодарить детей за своё выздоровление, но птичка вырывается у неё из рук и улетает. В финале девочка плачет, а Тильтиль обещает снова отыскать для неё птицу.

Анализ пьесы

Получается, что главная мысль книги «Синяя птица» — о чем каждому из нас говорит понятие «счастье». Для каждого оно своё. Но в пьесе «Синяя птица» значением счастья является птица. Это обобщённый образ, который ищут все люди.

Писатель выбрал форму сказки, чтобы раскрыть символические и таинственные стороны темы. Она даже ребёнку поможет понять, что такое счастье. В тексте используется масса фразеологизмов и аллегорий, которые заставляют задуматься над духовными и моральными проблемами.

Фантастическая притча затрагивает ложные и правдивые стороны в жизни человека. Матерлинк умело это показывает через детей, чьи души ещё чисты и наивны. Ведь они ещё подсознательно тянутся к добру.

Характеристика героев

В сказке Матерлинка главные герои отправляются на поиски птицы. Они прошли множество испытаний прежде, чем её найти. Главные действующие лица пьесы и их характеристика:

  1. Тильтиль. Добрый мальчик, он честен и храбр, несмотря на то, что мал.
  2. Митиль. Сестра главного героя, робкая и отзывчивая девочка.
  3. Фея Бирилюна. Добросердечная и милосердная волшебница.
  4. Кошка Тилетта. Коварное животное, которое мечтает о гибели человечества.
  5. Пёс Тило. Настоящий, верный и преданный друг, который никогда не предаст.
  6. Душа Света. Маленькая девочка с белокурыми волосами, которая помогает Тильтилю в поисках Синей птицы.

Во время приключений герои познают жизненные ценности. Они учатся различать эгоистическое наслаждение и настоящее счастье. Важнейшим уроком становится дворец Ночи. Он олицетворяет не только зло, но и невозможность некоторых людей отличать его от добра.

Автор указывает, что нужно ценить каждую минуту в жизни. Смысл прост: время скоротечно и его не вернуть.

Цитаты из рассказа

Матерлинку удалось символизировать счастье и донести до людей, какое оно. Хочется привести несколько цитат из его знаменитого произведения:

  1. «Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут».
  2. «Молиться — значит вспоминать».
  3. «Не беспокойся. Они играют в то, что они счастливы».

Отзывы читателей

Доброго дня! Хочу поделиться с вами впечатлением о произведении Матерлинка «Синяя птица». Отличный рассказ. Легко читается, очень интересный сюжет. А также ходила на спектакль. Постановка мне очень понравилась! Всем рекомендую! Онлайн-версия краткого содержания отлично подойдёт для читательского дневника.

Всем здравствуйте! Стыдно признаться, но об этом произведении я узнала совсем недавно. Я купила эту книгу, чтобы читать дочери на ночь, в пересказе Леонида Яхина с картинками и иллюстрациями. Только позже я узнала, что это пьеса и написал её Морис Матерлинк. Хочу очень прочитать оригинал. Считаю, что его пока сложновато усваивать 6-летнему ребёнку, придётся повременить, так что пока читаем пересказ вместе.

Здравствуйте! Читала эту сказку в детстве и была в восторге от неё. Простота и гениальность сюжета поражает. Недаром говорят, что всё гениальное — просто. Смотрела также спектакль по этому произведению. Очень понравилось. Рекомендую всем, кто ещё не познакомился с этой пьесой.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание 📚 комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание 📚 повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание 📚 трагедии И. Гете

Синяя птица
L’Oiseau bleu
И. Я. Билибин. Обложка театральной программы постановки в Берлине. 1926 год
Жанр сказка
Автор Морис Метерлинк
Язык оригинала французский
Дата написания 1908
 Медиафайлы на Викискладе

«Синяя птица» — пьеса Мориса Метерлинка в 6 актах, написанная в 1905 году[1]. Впервые была поставлена 13 октября [30 сентября] 1908 года в МХТ[2]. Известен также вариант в виде сказки для детей в 10 главах, составленной гражданской женой Метерлинка Жоржеттой Леблан.

Пьеса проникнута глубокой идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое».

Действующие лица

Алиса Коонен (Митиль; слева) и Софья Халютина (Тильтиль; справа) в «Синей птице» в МХТ в 1908 году

Всего в пьесе 116 действующих лиц и в некоторых постановках более[2].

(в порядке их выхода на сцену)

  • Мать Тиль
  • Тильтиль
  • Митиль
  • Фея
  • Души Часов
  • Хлеб
  • Огонь
  • Пёс
  • Кошка
  • Вода
  • Молоко
  • Сахар
  • Душа Света
  • Отец Тиль
  • Бабушка Тиль
  • Дедушка Тиль
  • Пьеро
  • Робер
  • Жан
  • Мадлена
  • Пьеретта
  • Полина
  • Рикетта
  • Ночь
  • Сон
  • Смерть
  • Призраки
  • Насморк
  • Духи Тьмы
  • Ужасы
  • Звёзды
  • Дух Дуба
  • Дух Бука
  • Дух Вяза
  • Дух Тополя
  • Дух Сосны
  • Дух Кипариса
  • Дух Липы
  • Дух Каштана
  • Дух Берёзы
  • Дух Ивы
  • Дух Дубка
  • Кролик
  • Дух Плюща
  • Конь
  • Бык
  • Вол
  • Корова
  • Волк
  • Баран
  • Свинья
  • Петух
  • Коза
  • Осёл
  • Медведь
  • Тучные Блаженства
  • Самое Тучное Блаженство
  • Рабыни
  • Великие Радости
  • Детские Блаженства
  • Домашние Блаженства
  • Лазоревые Дети
  • Хранительницы Детей
  • Король Девяти Планет
  • Время
  • Соседка Берленго
  • Её внучка

Сюжет

В ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает Фея Берилюна. Внучка Феи больна, и спасти её может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи дети получают возможность видеть души вещей. Неживые предметы (Часы, Огонь, Вода, Хлеб, Молоко и др.) преображаются в живых существ со своим характером. Все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной синей птицей. Тильтиль и Митиль общаются с умершими бабушкой и дедушкой, попадают в царство ночи, оживший лес, сад блаженств, царство будущего, после чего возвращаются обратно и дарят синюю птицу больной внучке феи.

Критика

Прозаик, поэт и публицист Дмитрий Быков так отозвался об этой пьесе: «Это очень хорошая пьеса. Может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства — это как раз довольно просто, и не зря Станиславский ругал в письмах к друзьям „Метерлинковские банальности“. А потому, что она — как и всё символистское искусство — учит правильному мировоззрению.»[3]

Известные постановки

Синяя птица. Радиоспектакль МХАТ (1946)

  • 13 октября 1908 — Синяя птица. Московский художественный театр. Режиссёр К. С. Станиславский. Композитор Илья Сац, художник Владимир Егоров[~ 1][5][6]
  • возобновлён в 1923 годуВ. Л. Мчеделовым
  • 1918 — Саратовский ТЮЗ. Это был самый первый спектакль Саратовского ТЮЗа.
  • 2007 — Саратовский академический ТЮЗ имени Киселёва. Режиссёр А. М. Пономарёв. Композитор С. А. Андрусенко. Художник Г. Ю. Гуммель.
  • 2013 — Свердловский государственный академический театр драмы в рамках проекта «Молодой театр». Режиссёр Д. С. Зимин.
  • 2013 — Центральный Академический театр кукол им. С. В. Образцова. Режиссёр Н. Скорик. Художник Б. Мессерер
  • 2015 — Московский детский театр эстрады. Режиссёр И. Бунаков, Композитор В. Овсянников.

Известные экранизации

  • 1910 — Синяя птица / The Blue Bird (Великобритания)
  • 1911 — Синяя птица (Россия)
  • 1918 — Синяя птица / The Blue Bird (США)
  • 1940 — Синяя птица / The Blue Bird (США)
  • 1970 — Синяя птица (мультфильм, СССР)
  • 1976 — Синяя птица / The Blue Bird (США/СССР)
  • 1980 — Синяя птица (аниме) (Япония)

Комментарии


  1. «Синяя птица должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон и, вместе с тем, величава» — К. С. Станиславсккий [4]

    </span>

Примечания

  1. Williams, 1977, с. 31.
  2. 12Vries, 2007, с. 84.
  3. Дмитрий Быков.Вперёд, к победе символизма! // Календарь. Разговоры о главном. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — С. 501—505. — 657 с. — ISBN 987-5-17-070384-5.
  4. Синяя птица (1908) // — на сайте Театрального музея им. А. А. Бахрушина
  5. Образы, созданные актёрами МХТ на открыткахАрхивная копия от 19 июля 2012 на Wayback Machine — на сайте ArtPages
  6. Синяя птицаАрхивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine — на сайте МХАТа

Литература

  • Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М. Искусство 1973 г. 448 с.
  • «Синяя птица»: Сборник статей. М.: Проблемы искусства, 1908. 98 с.
  • Robert Chadwell Williams.Artists in revolution: portraits of the Russian avan-garde : 1905-1925. — Indiana University Press, 1977. — С. 31. — 242 с. — ISBN 9780253310774.
  • Andre de Vries.Flanders: A Cultural HistoryLandscapes of the Imagination (англ.). — Oxford University Press, 2007. — P. 84. — 296 p. — ISBN 9780195314939.

Ссылки

  • «Синяя птица в шести актах» на проекте Гутенберг
  • «Синяя птица для детей: удивительная история Тильтиль и Митиль в поисках своего счастья» на проекте Гутенберг
  • Винтажные фотооткрытки легендарной постановки Станиславского на ArtPages
Internet Broadway Database
Словари и энциклопедии Britannica (онлайн)

Эта страница в последний раз была отредактирована 25 октября 2020 в 06:20.

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлечённые звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зелёном платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы. Её раздражает, что дети не различают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и даёт Тильтилю зелёную шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстаёт в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пёс и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пёс, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Моё маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из её потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнём. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обёртку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздаётся сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пёс и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Продолжение после рекламы:

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пёс яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится чёрной.

Брифли существует благодаря рекламе:

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошке и Ночи остаётся только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но Тильтиль поочерёдно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пёс, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звёзд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовёт своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Продолжение после рекламы:

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пёс еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удаётся скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мёртвые?.. — Мёртвых нет…» — обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстаётся с Великими Радостями.

Брифли существует благодаря рекламе:

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь своё изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюблённые. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везёт их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далёкое пение — это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.

Реклама:

У ограды с зелёной калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку…» — говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пёс порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звёздочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьёт восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке — девочка нездорова, не встаёт, доктор говорит — нервы… Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдаёт клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздаётся стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то пусть принесёт нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…»

Пересказала В. С. Кулагина-Ярцева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизации 🎥

Аудиокниги

Синяя птицаАудиоспектакль. 3 ч 15 мин. Читают Александр Пожаров и др. Бесплатный отрывок:Александр Пожаров и др.3 ч 15 минСиняя птицаАудиокнига. 22 мин. Читает Александр Клюквин. Бесплатный отрывок:Александр Клюквин22 мин

Читайте также

Тема

«Сцена представляет хижину дровосека, по-деревенски простую, но не убогую. Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т. п. На столе зажженная лампа. По обеим сторонам шкафа спят, свернувшись клубком, собака и кошка. Между ними большая синяя с белым сахарная голова. На стене висит круглая клетка с горлицей. В глубине — два окна с закрытыми изнутри ставнями. Под одним окном скамья. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Направо другая дверь. Лестница на чердак. Тут же, справа, две детские кроватки; у изголовья каждой из них аккуратно сложена на стуле одежда. При поднятии занавеса Тильтиль и Митиль спят сладким сном на своих кроватках. Мать Тиль в последний раз поправляет им на ночь одеяла и, склонившись над ними, любуется их безмятежным сном, затем машет рукой Отцу Тилю, который в эту минуту просовывает голову в приотворенную дверь. Приставив палец к губам в знак того, чтобы он не нарушал тишины, она гасит лампу и на цыпочках уходит в дверь направо. Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой. Дети просыпаются и садятся на своих кроватках…»

Перевод: Николай Любимов

Действующие лица (в порядке их выхода на сцену)

Мать Тиль.

Тильтиль.

Митиль.

Фея.

Души Часов.

Хлеб.

Огонь.

Пес.

Кошка.

Вода.

Молоко.

Сахар.

Душа Света.

Отец Тиль.

Бабушка Тиль.

Дедушка Тиль.

Пьеро.

Робер.

Жан.

Мадлена.

Пьеретта.

Полина.

Рикетта.

Ночь.

Сон.

Смерть.

Призраки.

Насморк.

Духи Тьмы.

Ужасы.

Звезды.

Дух Дуба.

Дух Бука.

Дух Вяза.

Дух Тополя.

Дух Сосны.

Дух Кипариса.

Дух Липы.

Дух Каштана.

Дух Березы.

Дух Ивы.

Дух Дубка.

Кролик.

Дух Плюща.

Конь.

Бык.

Вол.

Корова.

Волк.

Баран.

Свинья.

Петух.

Коза.

Осел.

Медведь.

Тучные Блаженства.

Самое Тучное Блаженство.

Рабыни.

Великие Радости.

Детские Блаженства.

Домашние Блаженства.

Лазоревые Дети.

Хранительницы Детей.

Король Девяти Планет.

Время.

Соседка Берленго.

Ее внучка.

Костюмы

Тильтиль — костюм Мальчика-с-Пальчик из сказок Перро: темно-красные панталоны, коротенькая курточка нежно-голубого цвета, белые чулки, желтые башмаки.

Митиль — костюм Гретель или Красной Шапочки.

Душа Света — газовое платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья словно исходят лучи. Покрой новогреческий или же англо-греческий в духе Вальтера Крэна или же близкий к ампиру. Высокая талия, голые руки. Прическа — нечто вроде диадемы или даже легкой короны.

Фея Берилюна , она же соседка Берленго — традиционный костюм нищенок из волшебных сказок. Превращение Феи в принцессу в первом действии можно опустить.

Отец Тиль , Мать Тиль , Дедушка Тиль , Бабушка Тиль — костюмы дровосеков и немецких крестьян из сказок братьев Гримм.

Братья и сестры Тильтиля — варианты костюма Мальчика-с-Пальчик.

Время — классический костюм бога времени: широкая черная или же темно-синяя мантия, длинная седая борода, коса, песочные часы.

Материнская Любовь — костюм, напоминающий одежду Души Света, а именно: легкие, белоснежные, почти прозрачные покровы греческой статуи. Жемчуга и драгоценных камней на ней может быть сколько угодно и самых что ни на есть ярких, лишь бы это не нарушало чистой и целомудренной гармонии целого.

Великие Радости — как сказано в пьесе, блистающие одежды тонких и нежных оттенков: распускающейся розы, сверкающих на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.

Домашние Блаженства — платья разных цветов или, если угодно, костюмы крестьян, пастухов, дровосеков и т. п., но только приукрашенные, феерические преображенные.

Тучные Блаженства — до превращения: просторные тяжелые мантии из красной и желтой парчи, крупные, массивные драгоценности и т. д.; после превращения: трико шоколадного или же кофейного цвета, как у картонных паяцей.

Ночь — широкая, черная, с огненно-золотистым отливом риза, усыпанная таинственно мерцающими звездами. Вуаль, темно-красные башмаки и т. д.

Внучка соседки — золотистые волосы, длинное белое платье.

Пес — красный фрак, белые панталоны, лакированные сапожки. Клеенчатая шляпа — костюм, отчасти похожий на наряд Джона Буля.

Кошка — трико из черного шелка с блестками.

Головы Пса и Кошки должны лишь отдаленно напоминать головы животных.

Хлеб — роскошный наряд паши: широкий халат из шелка или из алого, шитого золотом бархата. Высокий тюрбан. Ятаган. Огромный живот, необыкновенно толстые румяные щеки.

Сахар — шелковое платье, вроде тех, что носят евнухи, синее с белым, как бумага, в которую завертывают сахарные головы. Головной убор, как у хранителя сераля.

Огонь — красное трико, багровый, на золотой подкладке, переливчато сверкающий плащ. Шляпа с султаном из разноцветных огненных языков.

Вода — платье цвета времени из сказки «Ослиная шкура», то есть голубовато-зеленоватое, с прозрачным отливом, из как бы струящегося газа; покрой платья тоже новогреческий или же англо-греческий, но только оно шире и воздушное. Головной убор из цветов и водорослей или же из метелок камыша.

Животные — костюмы крестьянские, простонародные.

Деревья — одежды зеленого цвета самых разнообразных оттенков или же цвета древесной коры. Их можно отличить по листьям и ветвям.

Действие первое

Картина первая Хижина дровосека

Сцена представляет хижину дровосека, по-деревенски простую, но не убогую. Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т. п. На столе зажженная лампа. По обеим сторонам шкафа спят, свернувшись клубком, собака и кошка. Между ними большая синяя с белым сахарная голова. На стене висит круглая клетка с горлицей. В глубине — два окна с закрытыми изнутри ставнями. Под одним окном скамья. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Направо другая дверь. Лестница на чердак. Тут же, справа, две детские кроватки; у изголовья каждой из них аккуратно сложена на стуле одежда. При поднятии занавеса Тильтиль и Митиль спят сладким сном на своих кроватках. Мать Тиль в последний раз поправляет им на ночь одеяла и, склонившись над ними, любуется их безмятежным сном, затем машет рукой Отцу Тилю , который в эту минуту просовывает голову в приотворенную дверь. Приставив палец к губам в знак того, чтобы он не нарушал тишины, она гасит лампу и на цыпочках уходит в дверь направо. Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой. Дети просыпаются и садятся на своих кроватках.

Тильтиль. Митиль!

Митиль. Тильтиль!

Тильтиль. Ты спишь?

Митиль. А ты?..

Тильтиль. Значит, не сплю, если говорю с тобой…

Митиль. Сегодня рождество, да?..

Тильтиль. Нет, не сегодня, а завтра. Только в нынешнем году святочный дед ничего нам не принесет…

Митиль. Почему?..

Следующая → Перейти к странице Автор книги Морис Метерлинк

Похожие книги

Кукольный дом Милый друг

Популярные книги автора

Жизнь пчел Смерть Тентажиля Жизнь термитовИспользуемые источники:

  • http://audioskazki.net/archives/11480
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/sinyaya-ptitsa.html
  • https://wiki2.org/ru/синяя_птица_(пьеса)
  • https://briefly.ru/meterlink/sinjaja_ptica/
  • https://mir-knig.com/read_187993-1

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт