Сочинение Пушкин А.С. — Историческая тема в творчестве Пушкина

Содержание:

В стихах и прозе

Первые опыты проникновения взором в прошлое писатель предпринял еще в юности. В истории Пушкина интересовало буквально все. Начал он, как и подавляющее большинство соотечественников, со сказок и легенд. Позже размышления автора о родной стране нашли свое отражение и в небольших стихотворениях. Причем почти всегда гению удавалось выразить дух эпохи, к которой он обращался в своем творчестве .

Обязательно нужно знать:

  1. Одним из первых сочинений, в которых Пушкин обратился к прошлому, можно считать «Песнь о вещем Олеге». С одной стороны, это почти сказка, пусть и основанная на древнем предании. Но, с другой стороны, читатель узнает и о Царьграде, и о Перуне (в лице его служителя). И это уже самая настоящая реальность, как и борьба Руси со своими соседями, языческие народные основы. Поэтому и сам Олег воспринимается как живой человек, готовый шагнуть в мир со страниц произведения.
  2. Впоследствии автор часто находил место отсылке к историческим событиям и в тех своих шедеврах, где им, казалось бы, не может быть места. О настоящем героизме народа-освободителя писатель, например, тонко сказал даже в «Евгении Онегине». Пушкин, наверное, впервые на деле доказал, что лирика и патриотизм более чем совместимы, они могут органично дополнять друг друга.
  3. Стремясь к разгадке русской души, писатель не боится исследовать особенности характеров реальных персонажей. Его на протяжении всей жизни интересуют исторические личности. В частности, в «Воспоминаниях о Царском Селе» это такие знаковые фигуры, как Орлов и Румянцев. Аналогичный подход певец народа использовал и в других работах, в них проходит целая череда героев, мыслителей, ученых, военных, правителей и обычных людей. Судьба каждого из них неразрывно связана с судьбой Родины.
  4. Настоящий исследователь отталкивается от фактов. Писателю крайне любопытны были и архивы, и живые свидетели минувшего, и возможность лично увидеть памятники прошлого. Интересно, что Александр Сергеевич не приукрашивал своих героев, он не наделял их сверхспособностями. В его изложении историю страны делали обычные люди, обладающие не только достоинствами, но и недостатками.

Интерес к истории государства и его народа Александр Сергеевич перенес из поэзии и в свою прозу. Здесь он также точен в описании событий, хорош в слове, честен в оценках.

Личность Петра Великого

Некоторые исследователи считают, что огромный пласт творчества писателя, так или иначе касающегося фигуры Петра Первого, являлся лишь попыткой представить правителям пример образа истинного Императора, живущего интересами государства. Но Петр Великий привлекал внимание творца и сам по себе как богатая и неординарная личность. История России глазами Пушкина — это в том числе и череда больших переломов, постоянная проблема выбора и стоящие за этим люди.

Необходимо понимать:

  1. Пушкин преклонялся перед Петром как перед правителем, который сумел вытащить страну из азиатчины и сделать ее мощной европейской империей. В каких-то моментах автор почти обожествляет императора, а в каких-то демонизирует его. Петр, на взгляд Александра Сергеевича, гениальный политик и умелый полководец, трудолюбивый строитель и настоящий патриот. Но писатель напоминает и о том, что новая Россия строилась на большой крови.
  2. Одним из ключевых моментов становления новой России поэт считал Полтавскую битву. «Полтавы» он не мог не написать. Здесь есть и император-полубог, и настоящий творец победы над врагом — русский народ. Сама поэма представляет собой гармоничный сплав романтизма и реализма. Петр здесь велик и могуч, одним только видом он вдохновляет войска, но именно народ выступает в роли главной движущей силы истории. Получается, что даже «божия гроза» далеко не всесильна. Она сильна именно народной поддержкой.
  3. Нечто похожее, но уже в ином ключе, звучит и в «Медном всаднике». Здесь поэт ставит императору в заслугу и поднятую на дыбы страну и прорубленное в Европу окно. Петр умен и величественен. Но он же и деспотичен, страшен и даже ужасен в своем величии. Это уже не веселый и отважный полководец «Полтавы», это жесткий и беспощадный правитель, готовый на все ради достижения цели. Такое изменение образа Петра можно объяснить и тем, что Пушкин взялся писать «всадника», изучив не только литературные труды о своем герое, но и доступные архивы.

Свое отношение к личности Петра Великого гений так окончательно и не определил. Образ императора влек автора на протяжении долгих лет, сложился он весьма противоречивым. Но и реформы Петра не были однозначны. Так что поэт, осмысливая общую картину, пришел к единственно верному выводу, связав характер своего героя с характером народа.

Трагедия национальной катастрофы

Поэт действительно внимательно изучал документы о том времени, в котором жили его герои. Произведения Пушкина на историческую тему полны реальными подробностями, а не выдуманными ситуациями. Но заслуга автора, конечно, заключается не только в точном описании того или иного события. Талант настоящего гения позволял создавать истинные памятники литературы.

Одним из ярчайших произведений, построенных на исторической основе, стала трагедия смутного времени, одна из центральных фигур которого — Борис Годунов:

  1. Писатель давно задумывался над тем, чтобы сделать большую вещь о том горьком для страны времени, когда она оказалась в глубоком политическом кризисе, осложненном вторжением врагов. Независимость государства была под реальной угрозой. Автор, не выходя за рамки жанра, сумел показать, что именно народ является главной силой истории. В этом заключается новаторство произведения.
  2. Здесь Пушкин окончательно развенчивает миф о том, что высокая цель может оправдывать любые средства. Трагедия проникнута чувством справедливости высшего закона, который никто не вправе нарушать. В противном случае страна оказывается на грани национальной катастрофы. Борис же явно идет на преступления, поставив себе в оправдание благую цель.
  3. Исследователи продолжают проявлять интерес к трагедии. Они до сих пор спорят, кого можно считать главным героем произведения. Борис умирает, а действие развивается без него. Самозванец присутствует далеко не на первом плане. Бояре и народ сами идут против нравственности, позволяя вступить на трон недостойному человеку. Автор не зря придает мольбам и молитвам вид неестественности. Это помогает читателю понять, что вокруг происходит государственный спектакль, в котором роли уже расписаны.
  4. Показательное значение придается равнодушию, безразличию толпы. Даже слезы здесь являются искусственными. Чтобы продемонстрировать их, люди трут глаза луком. Народ же, совесть его представляет не толпа, а те, кто находится вне ее. Это юродивый и летописец. Логично, что, не будучи охвачены общим безумием, они становятся носителями исконной мудрости.

Обращение к таким образам Николки и Пимена позволило автору выразить идею общего тяжкого греха и показать пути его искупления.

Картина русского бунта

Великий поэт стал и великим ученым. Чтобы создать правдивое полотно восстания под предводительством Пугачева, он проехал пол-России, узнавая, изучая, осмысливая причины бунта, чуть было не стоившего стране самого ее существования. Добытые материалы нашли литературное отражение в «Капитанской дочке», которую можно считать почти документальной повестью.

Здесь снова имеет место уникальное пересечение романтизма и реализма, ставшее темой не одного научного сообщения:

  1. Автору стоило большого труда собрать необходимые материалы. Реальные прототипы есть даже у некоторых второстепенных героев произведения. В этом, кстати, также заключается историзм Пушкина. Романтическую повесть он создал на богатейшей фактуре ожесточенных военных и духовных сражений противоборствующих сторон.
  2. Ужасы кровавого восстания и истории его подавления писатель передает и словами своих героев, и поступками «маленьких людей», и даже терзаниями, которые мучают самого Пугачева. Не случайно в памяти у многих остается высказывание атамана о Гришке Отрепьеве, которому удалось-таки немного поцарствовать.
  3. Тем не менее параллель между Гришкой и Емельяном Пугачевым проводить нельзя. Даже если ознакомиться с повестью лишь в кратком ее содержании, можно заметить, что у атамана иная миссия. Он старается стать «народным царем». Емельян широк душой, умен, незауряден, по-своему справедлив. Но он очень ограничен в знаниях и в выборе средств.
  4. Если ориентироваться лишь на цитаты «народного царя», то в этом качестве он выглядит идеальным правителем. Символом веры, который он несет людям, является воля. Но ради этой воли Емельян убивает людей. То есть путь ложен. И этот путь приводит к гибели самого атамана. Так что относиться к Пугачеву можно по-разному. Писатель намеренно оставил выбор за читателями.
  5. Автор сумел гармонично вписать в «Капитанскую дочку» и традиционный любовный сюжет. На его фоне бунт выглядит еще более жестоким и не имеющим смысла. Да, достойны уважения герои, отважившиеся на восстание, но по-настоящему счастливы те, кто рискуют иметь в дни войны и раздора чистые человеческие чувства, любовь.

Произведения Александра Сергеевича не зря изучают в разных классах на протяжении почти всего школьного обучения. Они того безусловно заслуживают. А «Капитанскую дочку», хотя бы за ее правдивость и пронзительность, можно занести в вечный список обязательных к прочтению книг.

Если говорить кратко, то Пушкин не зря стремился показать своих героев именно в сложные периоды жизни страны. В переломные моменты можно лучше рассмотреть и истинные человеческие качества, и действие законов истории.

Эта наука позволяет раскрыть и самые важные черты того или иного народа. Если гений реализовывал такой план, это ему, безусловно, удалось.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Александр Сергеевич Пушкин. Великий поэт, творчество которого очень многогранно. Оно охватывает все стороны жизни России.

И конечно, горячо любя Россию, поэт живо интересовался «земли родной минувшей судьбой». Поэтому в своих произведениях Пушкин очень часто обращается к теме истории Отечества. 

Исторической теме посвящены поэмы («Медный всадник», «Полтава»), драмы («Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Сцены из рыцарских времён»), лирика (ода «Вольность», сатирические «Сказки», «Бородинская годовщина»).

Пушкин известен и как автор исторических исследований. Его перу принадлежат «История Пугачёва», «История Петра» и разнообразные исторические заметки.

«Песнь о вещем Олеге» — одно из первых произведений Пушкина на историческую тему.

В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о смерти прославившегося своими удачными военными походами и победами киевского князя Олега. Поэтически передавая текст летописи, Пушкин подчёркивает храбрость и отвагу русских воинов.

Пушкин всегда интересовался личностью Петра Первого, его ролью в истории. Поэтому многие произведения Пушкина посвящены Петру и его эпохе.

Поэт восхваляет Петра: Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье…

По мнению Пушкина, Пётр – «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». 

В незаконченной повести «Арап Петра Великого» Пушкин развивает тему занятости, увлечённости Петра Первого. Пётр привозит Ибрагима в строящуюся столицу, которая, «поднималась из болота по манию самодержавия». Пётр работает там целыми днями.

Пушкин настойчиво подчёркивает демократизм Петра I, его трудолюбие, простоту.

Пётр I обрисован как хозяин и распорядитель “мастеровой” России.

Автор отмечает в Петре I быстрый и твёрдый разум, силу и гибкость мысли, разнообразие интересов и деятельности. Император судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по признаку ума, знаний и личных способностей. Беседуя с Ибрагимом, царь обнаруживает добродушие и весёлость. «Никто, – пишет Пушкин, – в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России».

Склонность Петра I к широкому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – все это ещё больше дополняет образ царя. Пётр I  воплощает в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера.

Поэма «Полтава» — одно из лучших произведений о Петре I. Это реалистическая историческая поэма.

Пушкин писал: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царём».

Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «…Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Стоит обратить внимание на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза блистают. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен». На сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, множество кратких прилагательных подчёркивают стремительность, дерзость, величие Петра и напряжённость момента. В описании царя нет ничего лишнего, так как все действия Петра направлены только на победу.

Центральным эпизодом поэмы является Полтавский бой и пир после победы.

«Медный всадник» – особенная поэма по отношению к другим произведениям Пушкина, связанным с петровской темой. Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в этой поэме поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Пётр на самом деле? Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству.

В прологе поэмы Пушкин признается в своей безоговорочной любви к Петербургу – творению Петра:

Но Петербург стоит на ненадёжном месте. Из-за опасного расположения Петербурга случаются наводнения, в которых страдают и гибнут люди. А царь не может ничего изменить потому, что царь не может быть Богом. Он – «кумир на бронзовом коне», и только созерцает с высоты, как

В поэме противопоставлены две силы — государство, олицетворённое в Петре I (и в образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и человек с его личными интересами и переживаниями.

Пётр I в своих «великих думах» и великих делах на благо России не может считаться с интересами отдельного человека. Это противоречие остаётся неразрешённым в поэме.

И с той поры, когда случалось

Идти той площадью ему,

В его лице изображалось

Смятенье. К сердцу своему

Он прижимал поспешно руку,

Как бы его смиряя муку,

Картуз изношенный сымал,

Смущённых глаз не подымал

И шёл сторонкой…

Трагедия «Борис Годунов» написана Пушкиным под влиянием чтения «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. 

Она посвящена периоду царствования Бориса Годунова и вторжению Лжедмитрия I. «Борис I’одунов»,

по утверждению Виссариона Григорьевича Белинского, — первая подлинно русская трагедия. В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и её влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона.

…едина только совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветой.

Но если в ней единое пятно,

Тогда — беда! Как язвой моровой

Душа горит, нальётся сердце ядом…

И мальчики кровавые в глазах…

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Повесть «Капитанская дочка» – последнее крупное произведение на историческую тему. Эта повесть посвящена крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва 1773-1775 годов.

Несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка» даёт широкую историческую картину русской действительности во время пугачёвского восстания. В повести нашли яркое отражение образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачёва и двор Екатерины II. В повести выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени.

«Маленькие трагедии» — одно из самых замечательных созданий Пушкина. В небольших по объёму произведениях поэт отразил целые исторические эпохи.

С предельной психологической достоверностью Пушкин изобразил человека в наиболее напряжённых жизненных ситуациях. В «Маленьких трагедиях» поставлены сложнейшие философско-психологические проблемы.

Герои «Маленьких трагедий» идеализируют свой мир и себя. Они проникнуты верой в своё героическое предназначение, свою правоту во всем, в любом поступке. Но их правота односторонняя: они не пытаются понять другого человека. Поэтому их вера в собственную правоту вступает в конфликт с реальным миром. Желание героев во что бы то ни стало добиться своего и сопротивление этому желанию установленного миропорядка являются основой конфликта маленьких трагедий.

Среди серьёзных исторических произведений ни в коей мере не теряется великолепнейшая поэма-сказка «Руслан и Людмила».

Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму. Стимулом к началу работы над поэмой стал выход первых томов «Истории государства российского»

Николая Михайловича Карамзина. Именно оттуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).

В начале первой песни Пушкин обращается к образу учёного кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространённые сказочные сюжеты и образы.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, невеста героя, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, правитель — отец похищенной девушки.

Поэма представляет собой соединение фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в поэме является княжеская дочь, похищенная злым чародеем.

Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюблённые воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы.

И, бедствий празднуя конец,

Владимир в гриднице высокой

Запировал в семье своей.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Тема истории в творчестве Александра Сергеевича Пушкина не исчерпывается только названными произведениями. Многие стихи возвращают нас в самые разные эпохи, к самым разным событиям – стоит назвать хотя бы такие: «Стансы», «Бородинская годовщина», «Воспоминания в Царском Селе», «Во глубине сибирских руд», «Вольность», «Моя родословная», «Олегов щит», «Песни о Стеньке Разине», «Пир Петра Первого», «Полководец» и многие другие.

«Олегов щит»

Как по Волге реке, по широкой

Выплывала востроносая лодка,

Как на лодке гребцы удалые,

Казаки, ребята молодые.

На корме сидит сам хозяин,

Сам хозяин, грозен Стенька Разин.

«Песни о Стеньке Разине»

«Полководец»

Писатель и публицист Виссарион Григорьевич Белинский так отозвался о величайшем поэте: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому».

А Григорьев Аполлон Александрович, русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, сказал ещё короче и полнее: «Пушкин– наше всё».

С этим нельзя не согласиться.

Опубликовано 17.04.2014 — 0:03 — Поэма «Медный всадник»Историческая повесть «Капитанская дочка»Трагедия «Борис Годунов»

Скачать:

Вложение Размер
istoricheskie_temy_v_tvorchestve_a.s.pushkina.zip 1023.61 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина Поэма «Медный всадник» Историческая повесть « Капитанская дочка» Трагедия «Борис Годунов»

Слайд 2

Поэма «Медный всадник» Не раз обращавшийся к историческому прошлому России, Пушкин проявляет особый интерес к эпохе Петра I. В 1833 году Пушкин пишет «гениальную повесть» поэму «Медный всадник», где тема о Петре I и его преобразованиях переплетается с темой о судьбе «маленького человека». Пушкин изображает бедного чиновника Евгения, «бунт» которого против великого и вместе с тем жестокого реформатора России оказывается бессильным.

Слайд 3

Краткое содержани е В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастия и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

Слайд 4

Поэтизируя образ Петра I, Пушкин как бы подчеркивает, что самодержавие несовместимо с развитием свободной личности. «Медный всадник» — поэма и о прошлом, и о настоящем, и о будущем России.

Слайд 5

Историческая повесть «Капитанская дочка» В1830 году Пушкин начал работать над историческими архивами, проявляя большой интерес к истории восстания Пугачева. Изучив архивные материалы, Пушкин отправился в 1833 году Оренбургскую губернию в те места, где происходило восстание. Там он собирал материал, беседовал с крестьянами — современниками Пугачева. «Капитанская до́чка » — повесть Александра Сергеевича Пушкина , посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва . Впервые была опубликована в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. Глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями.

Слайд 6

Пугачев В нем дано широкое художественное полотно из истории крестьянского движения в России. Пушкин по-новому освещает образ Пугачева — руководителя крестьянского восстания. Он не изображает его тупым и никчемным человеком, разбойником, как это делали предшествовавшие Пушкина писатели и историки, а наделяет Пугачева чертами народного вождя. Пушкин показывает неразрывную связь Пугачева с массами, симпатии и любовь к нему народа. Он выделяет такие черты в характере Пугачева, как великодушие, гуманность, чуткость. Пугачев изображен Пушкиным с большой теплотой и сочувствием. Пушкин не скрывает своего восхищения природным умом Пугачева и видит в нем ярко одаренную личность.

Слайд 7

В образе Гринева Пушкин рисует молодого дворянина, который, несмотря на неприязнь к пугачевскому восстанию, проникается уважением к Пугачеву. Пушкин показывает другого дворянина — Швабрина, — перешедшего на сторону восставших крестьян. Живо и художественно изображены Пушкиным простые люди — жители захолустной крепости. Особенно значительны образы капитана Миронова и его дочки Маши. Пушкин взял проблему крестьянского движения и на материале исторического прошлого показал, как велико значение движения народных масс.

Слайд 8

«Борис Годунов » Первым драматическим произведением Пушкина был «Борис Годунов», написанный в Михайловском в ноябре 1825 года. Драма «Борис Годунов» была закончена Пушкиным накануне восстания декабристов. Основываясь на фактах, которые были даны в описании Смутного времени историком Карамзиным, Пушкин дал новую, углубленную характеристику этим историческим событиям и образу Бориса Годунова. Пушкин изобразил внутреннюю борьбу и раздор между верхушкой феодальной знати, которые неизбежно должны были привести к поражению Руси в ее борьбе с врагами. К. Шредер. Борис Годунов.Литография.1842 В.И. Суриков. Борис Годунов. Уголь, карандаш, мел

Слайд 9

В образе Бориса Годунова ярко выступает противоречие и трагичность царской власти, опирающейся на насилие. Пушкин нарисовал потрясающие картины ожесточенной борьбы, кровавой расправы Бориса Годунова со всеми, кто противится его воле. В образах князей Воротынского, Шуйского Пушкин рисует представителей царской знати, ехидных и подлых людей, готовых любыми средствами добиться для себя власти. Яркими красками изобразил поэт Дмитрия Самозванца — ставленника польской шляхты, продавшего интересы своей родины польскому капиталу. Но центральная фигура драмы — народ, который влияет на все исторические события. Народ является той могучей силой, которой вынужден опасаться царь Борис Годунов. Кибрик . Борис Годунов. Фронтиспис. Черная акварель, карандаш. К. В. Лебедев. Борис Годунов. Литография 1880

Слайд 10

В «Борисе Годунове» Пушкин не показал народного восстания. Драма оканчивается сценой на площади, когда «народ безмолвствует». Значение «Бориса Годунова» в истории русской драматургии огромно. До Пушкина драма в основном строилась на принципах классицизма и сентиментализма, когда слащавость и ходульность скрывали подлинные черты изображаемых героев, когда люди не выступали как живые типы и характеры. Пушкин создал «Бориса Годунова» на основе новых принципов драматургии. У Пушкина Борис Годунов изображен не только злодеем и убийцей, но он умен, любит своих детей, заботится об их образовании. Кибрик . Борис Годунов. Фронтиспис. Черная акварель, карандаш.

Слайд 11

Драма «Борис Годунов» целиком проникнута народностью. Драма «Борис Годунов» вначале не была разрешена к печати. Царь Николай I, прочитав драму, предложил поэту переделать ее «в роман или повесть наподобие Вальтер Скотта». Пушкин отказался от этого, и только в 1831 году драма «Борис Годунов» появилась в печати. Работая над «Борисом Годуновым», Пушкин задался целью «преобразовать русский театр»: взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, развертывающей широкую и правдивую панораму одной из самых драматических эпох русской истории. К. В. Лебедев. Борис Годунов. Литография 1880

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей»

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб…

Историческая тема в творчестве В.И.Сурикова

 Данный материал знакомит с творчеством и    биографией В.И. Сурикова, который  можно использовать на внеклассных мероприятиях и на уроках ИЗО….

Разработка интегрированного урока по теме «Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина».

Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина…

«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» — 9 класс

Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе….

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной …

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки….

С.А. Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

8 класс…

  • Мне нравится

  Зыков Захар

Произведения А.С. Пушкина на историческую тему: «Песнь о Вещем Олеге», «Борис Годунов», «Полтава», «Капитанская дочка», История пугачёвского бунта». В «Песне» поэт рассказывает о смерти князя Олега и упоминает о его походе на Византию. Драма «Борис Годунов» посвящена правлению Бориса Годунова, эпохе Смутного времени. В поэме «Полтава» описывается решающее сражение Северной войны, автор создаёт образы Петра I и Карла XII. В «Капитанской дочке» и «Истории пугачёвского бунта» А.С. Пушкин описывает восстание под предводительством Е. Пугачёва, его причины, развитие и последствия.

Пожаловаться

А.С.Пушкин действительно был всем для русского народа. Наряду с другими темами его произведений история занимала не последнее место. Его и считали историком. Он много времени проводил в архивах, путешествовал и общался со свидетелями исторических событий. Прежде чем писать роман, поэт проверял исторические факты и основывался только на истинные источники.

Творчество периода южной ссылки поэта пронизано гордостью за достойный путь развития страны. Эти произведения веют романтикой. Период обучения в лицее отпечатал на творчестве больше сентиментальности. В оде «Вольность» А.С.Пушкин проводит оценку всей мировой истории.

Безусловно, самый знаковый исторический персонаж, созданный поэтом, был Петр Первый. В его образе автор соединил реализм и романтизм. Образ вышел очень правдоподобным. «Арап Петра Великого» раскрывает не только лидерские и интеллектуальные способности царя, но и его характерные черты как человека и друга. Такого правителя народ еще не знал.

А.С.Пушкин умело гармонировал в своих произведениях исторические факты и романтические черты. Он, таким образом, приближал великих исторических личностей к народу, открывал их с новой стороны. Идеи поэта успешно были продолжены и другими писателями не только его времени, но и современниками сегодняшнего дня.

Рекомендуется к прочтению:

  • Историческая тема в творчестве Лермонтова
  • Тема дружбы в творчестве Александра Пушкина
  • Тема любви в творчестве Александра Пушкина
  • Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина
  • Тема любви в творчестве Пушкина
  • Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
  • Природа в лирике Бунина.

Историческая тема в творчестве Александра Пушкина← Характеристика литературного герояПростота – есть необходимое условие прекрасного →Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/istoriya-rossii-v-proizvedeniyakh-pushkina.html
  • video/10-a-s-pushkin-istoricheskaya-tema-v-tvorchestve-poehta.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/17/istoricheskaya-tema-v-tvorchestve-aspushkina
  • https://vashurok.ru/questions/perechislite-proizvedeniya-aspushkina-na-istoricheskuyu-temu
  • https://school-essay.ru/istoricheskaya-tema-v-tvorchestve-aleksandra-pushkina.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт