Тварь я дрожащая или право имею цитата из Преступление и наказание Достоевского 1866г

Содержание:

Из романа можно понять, откуда появились истоки морального упадка главного героя. За полгода до совершения убийства бедный студент юридического факультета Родион Раскольников по поводу одной книги написал статью «О преступлении». Именно с неё, а не с убийства процентщицы и началось его духовное падение, приведшее к преступлению.

В статье студент пытается вывести некую теорию, касающуюся разделения людей на «высших» и всех остальных. В связи с этим у Раскольникова возникает вопрос: а к какой из этих двух категорий он относит себя? С него-то и начинается история душевных исканий героя, описанных в «Преступлении и наказании».

Суть философии главного героя

Содержание статьи Раскольникова в романе не приводится. Но о нём читатель узнаёт из его разговора с Порфирием Петровичем. Согласно рассуждениям Родиона Романовича:

  1. Миром управляют сильные личности, а все прочие — это лишь материал в их руках.
  2. Первых он считает высшими людьми, а вторых — низшими.
  3. Сильные личности по своей природе являются разрушителями. Однако этому есть оправдание: ведь они разрушают настоящее, чтобы приблизить лучшее будущее.
  4. Когда сильному человеку требуется переступить через кровь или смерть, он единолично даёт самому себе санкцию на тот или иной поступок. Так как имеет право на всё.

Герой считает, что сам относится к сильным мира сего. Но при этом хочет доказать эту причастность самому себе. Тут он и задаёт себе вопросы: «Тварь я дрожащая или право имею?.. Вошь я или человек?»

На грани безумия

В образе Родиона Раскольникова перед читателем предстаёт нищий студент, доведённый до отчаяния своим бедственным положением. Он до крайности истощён как физически, так и морально. Он сильно болен и находится практически на грани безумия. Раскольников мрачен и замкнут. Он проживает в крошечной тёмной клетушке шести шагов в длину, не имеет денег на её оплату, на еду и одежду. Из-за своей бедности он был вынужден бросить университет.

Мучительно ища выход из создавшейся ситуации, главный герой решается на преступление. Он думает о том, что, убив процентщицу, с помощью её денег сможет завершить образование, помогать матери и сестре. Тем более что старуху он считает кровопийцей, которую совсем не жаль.

Рассуждения Раскольникова

Прежде чем решиться на убийство процентщицы, Раскольников обосновывает этот шаг в своём внутреннем монологе. Он убеждает себя в том, что, покончив со старухой, не просто выберется из нищеты. Но подтвердит свою принадлежность к сильным личностям, которые могут себе позволить преступить закон.

Герой считает Алёну Ивановну всего лишь «бесполезной вошью», а её смерть — невеликой потерей. Более того, уничтожить её необходимо, так как тем самым он обретёт силу, перестав быть жалким, несчастным существом, которое проживает жалкую жизнь. Цитата Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею?» в свете этих его рассуждений перекликается с философским вопросом, касающимся целей и средств их достижения.

Цель и средства

Рассуждая с самим собой, Раскольников приводит примеры Александра Македонского и Наполеона, которых никто не осуждает и не считает злодеями за то, что ими погублены тысячи жизней. И если бы Наполеон Бонапарт нуждался в средствах для проведения военной кампании, он ради них не остановился бы перед убийством.

И оставался бы в своём праве, так как родился для высокого предназначения. По мнению Родиона Раскольникова, законы пишутся не для подобных личностей. Обычных людей бывший студент рассматривает как «тварей дрожащих», участь которых жить в раболепии и страхе. Только для них существует запрет «не убий». На этом этапе Родион Романович себя к ним не причисляет.

Духовные двойники

Критики отмечают, что у Раскольникова есть духовный двойник, которого они видят в Аркадии Свидригайлове. А объединяет их преступление. Согласно теории главного героя, оба они относятся к «право имеющим».

В этом их сходство. Но отличает их друг от друга следующее. Бывший студент, готовясь совершить преступление, сомневается в себе, собираясь проверить, действительно ли он является избранным.

В то время как Аркадий Свидригайлов не испытывает никаких угрызений совести, творя злодеяния. Совершив убийство, он спокойно живёт дальше, относясь к этому хладнокровно. Для него преступление является средством достижения целей. После смерти Свидригайлова Раскольников понимает, что он также погиб, убив не старуху-процентщицу, а самого себя.

Теория и действительность

И вот герой уже приравнял себя к Наполеону и ему подобным личностям. Тем не менее то спокойствие, которое, по его разумению, должно быть в нём как в человеке «право имеющем», в Раскольникове напрочь отсутствует. Выясняется, что между замыслом и его реализацией лежит глубокая пропасть.

После убийства

После совершения преступления к Раскольникову приходит понимание, что он и его кумиры — совершенно разные люди. Жить спокойно после совершенного кровопролития он не в состоянии. Ночью его охватывает ужас, усиливший душевное расстройство героя. Мечась в лихорадке по комнате, он делает попытку сосредоточиться и разобраться в ситуации, но совладать со своими страхами и галлюцинациями он не в состоянии.

После того как первое волнение отступило, Родион испытывает страшное одиночество, разобщение и с самыми близкими людьми, и со всем миром. Перед сестрой и матерью он скрывает истинные чувства, окончательно замкнувшись в себе.

Убил самого себя

Несмотря на попытки оправдания убийства внутри себя, общаться открыто с окружающими Раскольников не может. Подсознательно он ощущает собственную неправоту. А в результате приходит к выводу, что убил себя, «а не старушонку». Родион Романович понимает, что к высшим людям причислял себя напрасно, обвиняя себя в ничтожности и малодушии. В том, что не мучается, избавив человечество от «вши», портившей жизнь окружающим.

При этом Раскольникова гнетёт мысль о смерти от его рук невинной Лизаветы, сестры процентщицы. Он не знает, как можно оправдать эту жертву. Тем не менее от своей теории на данном этапе Родион Раскольников ещё не отказался.

Исповедь перед Сонечкой

Уже через две недели после совершения преступления Раскольников признаётся в нём Соне Мармеладовой. Ей он объясняет, что на самом деле пошёл убивать не для того, чтобы помочь матери или, получив средства, облагодетельствовать других людей.

Это Родион называет вздором. Не деньги нужны были ему.

Он хотел узнать поскорее, вошь он или человек. Сможет он переступить черту или нет. Смысл изучаемой фразы, произнесённой Раскольниковым именно во время признания Соне, теперь становится понятным. И главный герой делает вывод, что он не Наполеон, а такой же, как и все остальные.

Роль проводника

Осмыслить совершённое им страшное преступление Раскольникову поможет Сонечка Мармеладова. Однако произойдёт это гораздо позже, уже на каторге. Но уже сейчас он не может воспользоваться деньгами, полученными в результате страшного злодеяния. Когда Родион Романович говорит Соне, что убил он существо вредное, ненужное, просто вошь, та восклицает в ужасе: «Это человек-то вошь?»

Для неё переступить заповедь «не убий» невозможно. Постепенно именно она выведет Раскольникова из хаоса, в который он погрузил сам себя. Даст ему шанс спастись и вновь обрести себя. Она станет его маяком, проводником во тьме его души. И произойдёт это через посредство принятия им религиозных истин, ранее отрицаемых.

Душевная чистота

С помощью образа Сонечки Мармеладовой Достоевский показывает позицию, прямо противоположную теории Родиона Раскольникова. Им владеют бунтарские идеи, тогда как ею — христианское смирение:

  • эта героиня олицетворяет собой надежду и любовь;
  • она считает всех людей равными;
  • одно из её главных убеждений состоит в том, что быть счастливым человеком, будучи преступником, невозможно.

То есть с Раскольниковым они существуют в разных мирах. Благодаря присущему девушке сочувствию и состраданию, ей удаётся уберечь свою душу, оставшись человеком чистым и искренним вопреки той страшной реальности, в которой она существует. Ведь ей приходится продавать себя, чтобы содержать семью.

Внутренний ад

Под влиянием Сонечки и собственной мучительной душевной работы к Родиону Раскольникову пришло осознание того, что, совершив убийство, он поставил себя вне общества, вне его нравственных законов. Те самым он «убил себя». Его настигло наказание, о котором он раньше не задумывался, это его внутренний ад, его собственный суд.

Раскольникова охватили муки совести, ставшие тем великим началом, которое в результате вновь объединило его с человечеством. При этом крах философии главного героя и его возрождение к жизни проходили столь мучительно, что даже каторга не стала для него более тяжёлым наказанием.

Замысел писателя

Таким образом, Фёдор Достоевский, показывая сложный духовный путь героя, в своём сочинении развенчивает его теорию деления людей на сильных, которым позволено всё, и на «тварей дрожащих». Эта теория имеет созвучие с философией Ницше, который:

  • отрицает, что человек предназначен для добра и стремления к истине;
  • проповедует, что зло также может быть полезно для развития жизни;
  • нападает на христианство, отрицая альтруизм и сострадание.

Немецкий мыслитель описывает сверхчеловека, новую, сильную личность, о которой рассуждает и Раскольников. На примере главного героя «Преступления и наказания» великий писатель предостерегает людей от попрания христианских ценностей, которое не могут оправдать никакие благие цели.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Полная Цитата звучит так:

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Преступление и наказание» (1866)

Смысл произведения Достоевского в том, чтобы показать и донести мысль о заблуждении в суждениях тех людям, которые считают что насилие может изменить существующий порядок. Эти люди озлобленны и недовольны социальным неравенством, которое всегда было в нашем Российском обществе, хотя мысли писателя близки многим читателям всего мира.

Зло не может принести пользы – этим романом Достоевский пытается донести эту простую мысль. И в конце главный герой романа Родион сокрушается о своей глупой ошибке и поступке, но уже ничего не изменить.

Вопрос о том – “Тварь я дрожащая или право имею” остается открытым лишь для тех, кто не разделяет мысли автора!

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

Ещё интересные статьи:

Цитаты Стивен КингДэвид Рокфеллер тайный правитель мира!Как просить повышения зарплаты?Такси агрегаторы ужесточат требования к пассажирам во время поездкиСергей Захарьяш выделил трех девушек на проекте Дом 2 Остров любви!Дети умершего главы САМСУНГ заплатят рекордные налоги на наследствоЭдварда Сноудена по решению суда обязали выплатить правительству США более $5 млн

Оценить статью:

20 октября 2017Литература, История

«Красота спасет мир», «Если Бога нет, то все позволено», «Тварь ли я дрожащая или право имею»: разбираем истории самых расхожих фраз писателя и героев его произведений

Федор Достоевский. Гравюра Владимира Фаворского. 1929 годГосударственная Третьяковская галерея / © DIOMEDIA

«Красота спасет мир»

Фразу о красоте, которая спасет мир, произносит второстепенный персонаж — чахоточный юноша Ипполит. Он спрашивает, действительно ли так говорил князь Мышкин, и, не получив ответа, начинает развивать этот тезис. А вот главный герой романа в таких формулировках не рассуждает про красо­ту и только однажды уточняет про Настасью Филипповну, добра ли она: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!»

В контексте «Идиота» принято говорить в первую очередь о силе внутренней красоты — именно так толковать эту фразу предлагал сам писатель. Во время работы над романом он писал поэту и цензору Аполлону Майкову, что поста­вил себе целью создать идеальный образ «вполне прекрасного человека», имея в виду князя Мышкина. При этом в черновиках романа есть следующая за­пись: «Мир красотой спасется. Два образчика красоты», — после чего автор рассуж­дает о красоте Настасьи Филипповны. Для Достоевского поэтому важно оце­нить спасительную силу как внутренней, духовной красоты человека, так и его внешности. В сюжете «Идиота», однако, мы находим отрицательный ответ: красота Настасьи Филипповны, как и чистота князя Мышкина, не делает жизнь других персонажей лучше и не предотвращает трагедию.

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

Впервые Раскольников заговаривает про «дрожащую тварь» после встречи с мещанином, который называет его «убивцем». Герой пугается и погружается в рассуждения о том, как бы на его месте отреагировал <nobr>какой-нибудь</nobr> «Напо­леон» — представитель высшего человеческого «разряда», который спокойно мо­жет пойти на преступление ради своей цели или прихоти: «Прав, прав „про­рок“, когда ставит <nobr>где-нибудь</nobr> поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожа­щая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!..» Этот образ Раскольни­ков, скорее всего, позаимствовал из пушкинского стихо­творения «Подражания Корану», где вольно изложена 93-я сура:

В оригинальном тексте суры адресатами проповеди должны стать не «твари», а люди, которым следует рассказывать о тех благах, которыми может одарить Аллах «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (Коран 93:9–11).. Раскольников осознанно смешивает образ из «Подражаний Корану» и эпизоды из биографии Наполеона. Конечно, не пророк Магомет, а француз­ский полко­водец ставил «поперек улицы хорошую батарею». Так он подавил восстание роялистов в 1795 году. Для Раскольникова они оба великие люди, и каждый из них, по его мнению, имел право любыми способами достигать свои цели. Все, что делал Наполеон, мог претворить в жизнь Магомет и любой другой представитель высшего «разряда».

Последнее упоминание «дрожащей твари» в «Преступлении и наказании» — тот самый проклятый вопрос Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Эту фразу он произносит в конце долгого объяснения с Соней Марме­ладовой, наконец не оправдываясь благородными порывами и тяжелыми об­стоя­тельствами, а прямо заявляя, что убил он для себя, чтобы понять, к какому «разряду» относится. Так заканчивается его последний моно­лог; через сотни и тысячи слов он <nobr>наконец-то</nobr> дошел до самой сути. Зна­чи­мость этой фразе при­дает не только хлесткая формулировка, но и то, что даль­ше про­исходит с героем. После этого Раскольников уже не произносит длин­ных ре­чей: Досто­ евский оставляет ему только короткие реплики. О внут­ренних пере­живаниях Раскольникова, которые в итоге приведут его с призна­нием на Сен­ную пло­щадь и в полицейский участок, читатели будут узнавать из объ­яснений автора. Сам же герой больше ни о чем не расскажет — ведь он уже задал глав­ный вопрос.

«Свету ли провалиться, или мне чаю не пить»

Это часть монолога безымянного героя «Записок из подполья», который он произносит пе­ред проституткой, неожиданно пришедшей к нему домой. Фраза про чай зву­чит в качестве доказате­льства ничтожности и эгоистичности подпольного человека. Эти слова имеют любопытный исторический контекст. Чай как ме­рило достатка впервые появ­ляется у Достоевского в «Бедных лю­дях». Вот как рассказывает о сво­ем материальном положении герой романа Макар Девушкин:

«А моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых: вот двадцать четыре с полтиною, а прежде ровно тридцать платил, зато во многом себе отказывал; чай пивал не всегда, а теперь вот и на чай и на сахар выгадал. Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить <nobr>как-то</nobr> стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно».

Похожие переживания испытывал в юности и сам Достоевский. В 1839 году он писал из Петербурга отцу в деревню:

«Что же; не пив чаю, не умрешь с голода! Проживу <nobr>как-нибудь!</nobr><…> Лагерная жизнь каждого воспитанника военно-учебных заведений тре­бует по крайней мере 40 р. денег. <…> В эту сумму я не включаю таких по­треб­ностей, как, например: иметь чай, сахар и проч. Это и без того необ­ходимо, и необходимо не из одного приличия, а из нужды. Когда вы мокнете в сырую погоду под дождем в полотняной палатке, или в та­кую погоду, придя с ученья усталый, озябший, без чаю можно забо­леть; что со мной случилось прошлого года на походе. Но все-таки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю».

Чай в царской России был действительно дорогостоящим продуктом. Его везли напрямую из Китая по единственному сухопутному маршруту, и путь этот за­ни­­­­­­­­мал около года. Из-за расходов на транспортировку, а также огромных пош­лин чай в Центральной России стоил в несколько раз дороже, чем в Европе. Согласно «Ведомостям Санкт-Петербургской городской полиции», в 1845 году в магазине китайских чаев купца Пискарева цены на фунт (0,45 килограмма) продукта составляли от 5 до 6,5 рубля ассигнациями, а стоимость зеленого чая доходила до 50 рублей. В это же время за 6–7 рублей можно было купить фунт первосортной говядины. В 1850 году «Отечественные записки» писали, что го­до­вое потребление чая в России составляет 8 миллионов фунтов — правда, рас­считать, сколько приходится на одного человека, нельзя, так как этот товар был популярен в основном в городах и среди людей высшего сословия.

«Если Бога нет, то все позволено»

Самые важные слова у Достоевского обычно произносят не главные герои. Так, о теории разделения человечества на два разряда в «Преступ­ле­нии и нака­зании» первым говорит Порфирий Петрович, а уже потом Рас­коль­ни­ков; вопросом о спасительной силе красоты в «Идиоте» задается Иппо­лит, а род­ствен­ник Карамазовых Петр Александрович Миусов замечает, что Бог и обе­щанное им спасение — единственный гарант соблюдения людьми нравст­вен­ных законов. Миусов при этом ссылается на брата Ивана, и уже потом дру­гие персонажи обсуждают эту провокационную теорию, рассуждая о том, мог ли Карамазов ее выдумать. Брат Митя считает ее интересной, семинарист Раки­тин — подлой, кроткий Алеша — ложной. Но фразу «Если Бога нет, то все по­зво­лено» в романе никто не произносит. Эту «цитату» позже сконструируют из разных реплик литературные критики и читатели.

За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога. Герой романа «Подросток» (1875) Андрей Петрович Версилов утверждал, что явное доказате­льство отсутствия высшей силы и невозможности бессмертия, наоборот, заста­вит людей сильнее любить и ценить друг друга, потому что больше любить некого. Эта незаметно проскользнувшая реплика в следующем романе выраста­ет в тео­рию, а та, в свою очередь, — в испытание на практике. Измученный бого­борче­скими идеями брат Иван поступается нравственными законами и допускает убийство отца. Не выдержав последствий, он практически сходит с ума. Позво­лив себе все, Иван не перестает верить в Бога — его теория не рабо­тает, потому что даже сам себе он не смог ее доказать.

«Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?»

Маша, или Мария Дмитриевна, в девичестве Констант, а по первому мужу Исаева, — первая жена Достоевского. Они поженились в 1857 году в сибирском городе Кузнецке, а потом переехали в Центральную Россию. 15 апреля 1864 го­да Мария Дмитриевна умерла от чахотки. В последние годы супруги жили отдельно и мало общались. Мария Дмитриевна — во Владимире, а Федор Ми­хай­лович — в Петербурге. Он был поглощен изданием журналов, где среди про­чего публиковал тексты своей любовницы — начинающей писательницы Апол­линарии Сусловой. Болезнь и смерть супруги сильно поразили его. Спустя несколько часов после ее смерти Достоевский зафиксировал в записной книжке свои мысли о любви, браке и целях развития человечества. Вкратце суть их такова. Идеал, к которому нужно стремиться, — это Христос, единст­венный, кто смог пожертвовать собой ради других. Человек же эгоистичен и не спо­собен возлюбить ближнего своего как самого себя. И тем не менее рай на земле возможен: при должной духовной работе каждое новое поколение будет лучше предыдущего. Достигнув же высшей ступени развития, люди откажутся от бра­ков, потому что они противоречат идеалу Христа. Семейный союз — эгоисти­ческое обособление пары, а в мире, где люди готовы отказыва­ться от своих личных интересов ради других, это не нужно и невозможно. А кроме того, раз идеальное состояние человечества будет достигнуто лишь на последней стадии развития, можно будет перестать размножаться.

«Маша лежит на столе…» — интимная дневниковая запись, а не продуманный писательский манифест. Но именно в этом тексте намечены идеи, которые потом Достоевский будет развивать в своих романах. Эгоистичная привя­занность человека к своему «я» найдет отражение в индивидуалистиче­ской теории Раскольникова, а недостижимость идеала — в князе Мышкине, назы­вавшегося в черновиках «князь Христос», как пример самопо­жертвования и смирения.

«Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш»

В 1875–1876 годах российскую и иност­ранную прессу наводнили идеи о захвате Константинополя. В это время на территории Порты Оттоманская Порта, или Порта, — другое название Османской империи. одно за другим вспыхи­вали восстания славянских народов, которые турецкие власти жестоко подав­ляли. Дело шло к войне. Все ждали, что Россия выступит в за­щи­ту балканских государств: ей предсказывали победу, а Османской импе­рии — распад. И, ко­нечно, всех волновал вопрос о том, кому в этом случае доста­нется древняя византийская столица. Обсуждались разные варианты: что Константинополь станет международным городом, что его займут греки или что он будет частью Российской империи. Последний вариант совсем не устраивал Европу, зато очень нравился российским консер­ваторам, которые видели в этом в первую очередь политическую выгоду.

Вол­но­вали эти вопросы и Достоевского. Вступив в полемику, он сразу обвинил всех участников спора в неправоте. В «Дневнике писателя» с лета 1876 года и до вес­ны 1877-го он то и дело возвращается к Восточному вопросу. В отличие от кон­сер­ваторов, он считал, что Россия искренне хочет защитить единовер­цев, осво­бодить их от гнета мусульман и поэтому, как православная держава, имеет исключительное право на Константинополь. «Мы, Россия, действите­льно необ­ходимы и неминуемы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы будущего православия на земле, для единения его», — пишет До­стоевский в «Дневнике» за март 1877 года. Писатель был убежден в особой хри­стианской миссии России. Еще раньше он развивал эту мысль в «Бесах». Один из героев этого романа, Шатов, был убежден, что русский народ — это народ-богоносец. Той же идее будет посвящена и знаменитая Пушкинская речь, опубликованная в «Дневнике писателя» в 1880 году.

Читайте также материалы «Какие преступления вдохновили Достоевского» и «7 секретов „Преступления и наказания“».

микрорубрикиЕжедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три годаСериал дняО феминизме в эпоху Ветхого ЗаветаРеклама дня«Пакистанские авиалинии»Клип дняАнимированные грузчики Dire StraitsАрхивИскусство, Литература, Антропология

История волшебного помощника

От яблони и Серого Волка — к Паганелю, Гэндальфу и Кью

У одних были добрые и заботливые господа, которые входили в положение, давали право на отдых, не издевались над подопечными. Вторые под настроение. Когда у них было хорошее настроение – всем было хорошо, когда плохое – все издыхали от страха и не знали какая мера наказания может постигнуть за любой недочёт. Третьи издевались без конца и житья не давали. Если бы господин убил своего раба, никто бы за него не вступился.

Сейчас же мы живём в эпоху демократии. Мудрые люди создали всеобщую декларацию прав человека, которая применяется повсеместно. История научила человечество множеству примеров нарушения прав и свобод человека, гнусных и несправедливых убийств, произвола вышестоящих, издевательств над людьми. В дальнейшем всё это учтено и законодательно закреплено, чтобы в будущем такого не повторилось. А на случай, если повторится, существует судебная система и юриспруденция, которые защищают права обездоленных.

Каждый человек имеет перечень прав и обязанностей, которые запечатлены в законе. Только выбор остаётся за самим человеком. Многие относятся к этому халатно и не изучают своих прав. Всегда найдутся люди, которые попытаются этим воспользоваться. К сожалению, вышестоящие власти на данный момент времени не могут взять под контроль работу всех структур, поэтому там появляются люди, недобросовестно исполняющие свою работу и пользующиеся своим положением.

Такой пример можно часто видеть с юристами. Если кто-то пытается действовать незаконно, юрист мгновенно начинает оперировать буквой закона, ссылаться на первоисточники, после чего наглеющим людям не хочется продолжать эту беседу. А иначе, если беспредельщики не видят сопротивления и замечают страх, они будут играть на этом.

<glav>Другие темы:</glav>← Эпилог и его роль в Преступлении и наказании↑ ДостоевскийСтаруха-процентщица Алена Ивановна в романе Преступление и наказание → `

В чем смысл фразы Тварь я дрожащая или право имею?

Популярные сочинения

  • Сочинение Любим Торцов в пьесе Бедность не порок Островского (образ и характеристика)

    В пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» мне больше всего понравился персонаж — Любим Торцов. На мой взгляд Любим Карпыч имеет волевой характером и сильный дух. Для меня он яркий персонаж пьесы.

  • Сочинение про животных (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс)

    Я очень люблю животных. Хорошо, что родители поддерживают меня в этой любви и в нашем доме всегда обитают пушистые питомцы. Сейчас я вам расскажу, какие животные нравятся мне больше всего.

  • Сочинения по литературе

    Сочинение по литературе

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/tvar-ya-drozhashchaya-ili-pravo-imeyu.html
  • https://greednews.su/tvar-ya-drozhashhaya-ili-pravo-imeyu-citata-iz-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo-1866g
  • https://arzamas.academy/mag/459-quotes
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/dostoevskij/v-chem-smysl-frazy-tvar-ya-drozhashchaya-ili-pravo-imeyu

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт