Узник (стихотворение)

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.

Пушкин использует многоступенчатое сравнение. Себя он представляет узником, находящимся «в темнице сырой». Узник, в свою очередь, сравнивается с «молодым орлом», запертым в клетке. Большое значение имеет характеристика пленника – «вскормленный в неволе». Она может трактоваться двояко. Либо Пушкин намекает на неограниченный характер самодержавной власти, при которой любой человек не может считать себя абсолютно свободным. Его мнимая независимость в любой момент может быть ограничена и замкнута в узкие рамки. Либо он подчеркивает, что попал в ссылку в очень раннем возрасте, когда только начал формироваться его характер. Такое грубое насилие над молодым человеком может серьезно повредить его душевное состояние. В любом случае поэт заявляет резкий протест против своего «заключения».

В стихотворении возникает образ «грустного товарища» узника – свободного орла, жизнь которого не зависит от чьей-либо прихоти. Изначально равные друг другу «вольные птицы» разделены решеткой. Резко противопоставляются не только два орла. Пушкин показывает контраст между полученным от хозяина кормом и «кровавой пищей» — символом свободы и независимости.

Свободный орел призывает узника покинуть свою темницу и улететь в далекие прекрасные края, где нет насилия и принуждения. Мечта уносит лирического героя туда, где царит только вольный ветер.

Известно, что в 1825 г. Пушкин серьезно планировал побег за границу. Возможно, что в стихотворении «Узник» он впервые туманно высказал свои планы («задумал одно», «давай улетим!»). Если это предположение справедливо, то остается лишь радоваться, что поэт не смог воплотить свои планы в жизнь.

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Vskormlennyj-v-nevole-orel-molodoj.jpg«Узник» Александра Пушкина – это романтическое произведение, написанное под влиянием творчества Байрона. Надо заметить, что лорд Байрон оказал огромное влияние не только на литературную молодежь России, но и на всю Европу.

Оно написано в жанре элегии, только в отличие от классической элегии стихотворение заканчивается жизнеутверждающим призывом:

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

В этом призыве скрыт более глубокий призыв – призыв к свободе.

История создания произведения

В отличие от Лермонтова, дважды оказавшегося в заточении, Пушкин никогда не бывал в заключении. Правда, Иван Никитич Инзов, любивший Пушкина, как родного, сажал его под домашний арест, чтобы сберечь беспокойную голову талантливого поэта от необдуманных поступков и глупых дуэлей.

21 мая 1821 года Пушкин посетил Кишиневский острог. Об этом событии сохранилась запись в его дневнике. Правда, в этой записи про закованного в цепи орла ничего не говорится, но существует версия, что именно там, в остроге Пушкин видел двух орлов, прикованных цепями. Биографы Пушкина много и с удовольствием рассказывают о любовных похождениях поэта и так мало говорят о политической и общественной деятельности. Находясь в южной ссылке, Пушкин сблизился с М.Ф Орловым и будущим декабристом В.Ф. Раевским. Нередко участвовал в работе Южного общества декабристов, общался с руководителем греческой революции князем Александром Ипсиланти. Известно, что Александр Сергеевич сам планировал побег из ссылки в Грецию. Именно Пушкин предупреждал Раевского о предстоящем аресте. Из острога был совершен групповой побег, и поэт тоже знал об этом.

Упадническое, узническое настроение появилось у Пушкина после разгрома Южного тайного общества декабристов, ареста В. Ф. Раевского, отстранения от службы М. Ф. Орлова, генерала П. С. Пущина. Сам Пушкин оказался под очередным, и довольно длительным домашним арестом. Предположительно, в этот период и был написан «Узник».

Известный советский историк, пушкиновед, Борис Алексеевич Трубецкой писал:

Ob-Uznike.jpg

Композиция и построение стиха

Стихотворение состоит из 3-х строф, по 4 стиха, написанных амфибрахием, с мужской рифмой. Итого 12 стихов.

Композиция двухчастная. Первая часть элегически грустная. Один орел в клетке, а второй на свободе. И тот, который на свободе, не понимает, почему сидящая за решеткой птица не пытается даже улететь. Свободный орел призывает улететь того, который заперт. Вторая часть начинается с последней строки второй строфы.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения – орел, сидящий в клетке, тоскует по свободе. Идея стихотворения – свобода. Это произведение – завуалированный призыв к борьбе за свободу. Может показаться странным, что в России с царизмом борется дворянство. Но безграмотный народ не в состоянии даже понять, что жизнь может быть иной. Они смиренно сносят розги, готовы молиться на своих господ. Впрочем, сознание дворян тоже ограничено.

Сейчас находятся люди, которые упрекают декабристов, породивших брожение умов. Но это было время такое. Такой век. Умы бродили во всей Европе. Королю Франции отрубили голову. То и дело вспыхивали крестьянские войны, восстания рабочих. Люди стали понимать, что всякое живое существо должно быть свободно. Но мало кто понимал, что абсолютной свободы все равно не бывает. Что новая жизнь, рожденная насилием, может оказаться еще хуже старой.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Узник»использованы следующие средства художественной выразительности:

  • Эпитеты – сырой (темнице), вскормленный, молодой (орел), грустный товарищ
  • Метафоры – кровавая (пища);
  • Олицетворения – вымолвить хочет.

В последней строфе использована анафора – повторение слова «туда» в начале строки.

«Узник» — стихотворение двадцатитрёхлетнего А. Пушкина, написанное им в Кишиневе (тогдашняя Бессарабия), во время пребывания в должности коллежского секретаря. Стихотворение состоит из трех катренов (четверостиший). Как критики так и читатели сходятся во мнении, что стихотворение несет мощный романтический заряд, характерный только бескомпромиссной юности.

Описание

Третья же строфа разительно отличается от предыдущих по тону и темпу речи, повествовательность первых семи строчек сменяется призывом. С последней строчки второго четверостишия начинается прямое обращение, в котором три восклицательных знака, передающих побудительную интонацию: проявляя качества необыкновенной личности его единомышленник озвучивает сокровенное желание героя с которого начинается резкий перелом в общем тоне стихотворения, и оно превращается в страстный призыв к свободе. Последние строки описывают идеал существования для лирического героя, воображаемый призыв набирает силу, вбирая в себя такие образы простора как море, ветер и горы, и, опираясь на трехкратное повторение одного и того же слова («туда»), стремительно нарастает, разрешаясь на высокой ноте гордого утверждения: «лишь ветер… да я!»

Проблематика

В провинции Пушкин чувствовал себя словно в заточении. И стихотворение отражает настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке на унизительной для него должности коллежского секретаря.

Главной идеей «Узника» можно назвать борьбу за свободу во всех её проявлениях и уверенность в том, что волевого человека, верящего в справедливые идеалы не ограничат никакие рамки. При этом ни борьба, ни свобода прямо не упоминаются.

Стихотворения состоит из нескольких посылов, главный из которых — стремление к свободе. Автор выражал стойкое стремление освободиться от пыльной провинции и отправиться к морю, что вскоре и сделал, однако стихотворение включило более широкую тему.

История создания

В Кишиневе Пушкин, чувствовал себя словно под арестом. Отчасти это так и было: за ним постоянно «присматривали», а окна дома где он жил были зарешётчены. Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог.

Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в этот острог, где он беседовал с арестантами. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта.[1] Наблюдая за жизнью заключенных поэт видел во дворе острога двух, прикованных за лапы, молодых орлов с обрезанными крыльями. Впечатленный тем что птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, Пушкин задумал стихотворение.

Художественные особенности

Критики и историки творчества Александра Сергеевича относят это стихотворение к романтическому направлению. Как и многие другие стихотворения Пушкина, «Узник» условно делится на две отличные друг от друга интонацией и тоном части,[2] однако тон между ними меняется не резко, а постепенно, от вполне спокойного переходя в более эмоциональный. Поэтому композиционно в нём выделяют три части, содержащих: первая – описание безысходной ситуации, вторая – динамичное зарождение призыва и третья, содержащая этот мощный призыв. На контрастности этих элементов – жизни в неволе, жажды освобождения и упивание свободой – строится всё произведение, противопоставляющее заточение и вольность.

Несмотря на контраст между героями, их объединяет общая ситуация и общие интересы – они оба стремятся к свободе.[3] Поэтому очень интересным является переход от безысходности, даже, некой безучастности «зрителя» к его вовлечённости и побуждению к действию в то время, как всем понятно, что ситуация для узника и орла остаётся неизменной.

Этот эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря чему создается динамика, ритмичность. [4]А повелительное наклонение глаголов превращает произведение в своеобразный призыв к действию. Следует отметить, что образ орла прорисован более четко, ведь именно он в этом тандеме является ведущим, подталкивая узника принять единственно возможное решение и пробуждая в нем желание оказаться на воле. Чтобы подчеркнуть ощущение «полета», поэт использует слова, невольно ассоциирующиеся с простором – море, ветер и горы, поэтому при чтении этих строф, «картинка» в голове читателя постепенно «оживает».[5] Также при создании картины на протяжении всего стихотворения важную роль играют описательные конструкции: на удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.[6]

Средства выразительности

Если говорить об особенностях произведения, то к ним можно отнести:

  • обилие глаголов в настоящем времени («сижу», «клюет», «задумал», «смотрит» и пр.);
  • повторение наречий, на которых автор делает временной и пространственный акцент – «пора», «где» и «туда»;
  • наличие олицетворений («зовет меня взглядом», «вымолвить хочет»);
  • а также незримое присутствие слова «свобода» при его реальном отсутствии.[7]

Мощный энергетический посыл создается при помощи использованием простых слов и рифм:

  • «сырой – молодой»;
  • «крылом – окном»;
  • «окно – одно» и пр.

Развитие создают общие противопоставления:

  • тюремная тоска – захватывающий полет;
  • сырая темница – безбрежное пространство;
  • закованный узник – вольная птица;
  • заточение и свобода.[8]

Частные противопоставления (Антитеза):

  • «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…», *«Сижу за решеткой в темнице сырой» – «…орел молодой».

Олицетворение:

  • «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…»,
  • «…гуляем лишь ветер… да я!…».

Анафора, т. е. повторение звуков или слов в начале стихотворных строк привлекает внимание к указательному местоимению «туда». Три последние строки, подобно волнам (впечатление четырех ударов волн достигается благодаря четырехстопному трехсложному метру) выплескивают ключевое слово, открывающее тайну, куда надо стремиться. В показе трагического столкновения с внешним миром возвышается «я» — жаждущая абсолютной свободы личность.[9]

Простота стихотворения выступает его несомненным достоинством – легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и динамичным.

Сноски

  1. «Узник», анализ стихотворения Александра Пушкина// goldlit.ru
  2. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»// 5litra.ru
  3. А. С. Пушкин «Узник»: анализ стихотворения// сезоны-года.рф
  4. [1]
  5. А. С. Пушкин «Узник»: анализ стихотворения// сезоны-года.рф
  6. Анализ стихотворения Пушкина «Узник»// Литерагуру
  7. А. С. Пушкин «Узник»: анализ стихотворения// сезоны-года.рф
  8. А. С. Пушкин «Узник»: анализ стихотворения// сезоны-года.рф
  9. «Узник» (Пушкин): анализ стихотворения (1822 год)// classlit.ru

   Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин

1.Творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.2.Своеобразие стихотворений «Узник» каждого из поэтов.3.Сходство и различие стихотворений.А. С. Пушкина по праву считают «солнцем русской поэзии», его творчество так многогранно и богато разнообразными оттенками, как только может быть богато творчество истинного гения. М. Ю. Лермонтова очень часто называют последователем Пушкина, многие исследователи и просто поклонники его дарования утверждают, что если бы он прожил дольше, его творения могли бы затмить творчество Пушкина. Мне лично кажется, что и Лермонтов и его предшественник являются гениальными, самобытными писателями, конечно, каждый человек волен выбирать между ними, ценить то или иное произведение, сравнивать их. Стихотворение Пушкина «Узник» хрестоматийно, все мы знаем его наизусть. Оно написано от лица орла — гордой, свободолюбивой птицы, символа бесстрашия и героизма. Именно такой образ, заключенный в «темницу» вызывает наибольшее сочувствие. Орлу как никакой другой птице трудно примириться с заточением. Первые строки говорят нам о его судьбе:Сижу за решеткой в темнице сыройВскормленный в неволе орел молодой.Мы понимаем, что орел не знал иной жизни, его посадили за решетку еще птенцом. Однако в глубинах его памяти всегда существует тоска по воле. Возможно о том, что существует иная, привольная жизнь, поведал другой орел:Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном.Пушкинский узник не только прозябает в неволе, что само по себе тяжело, он еще и вынужден наблюдать, как:Клюет и бросает и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно.Вольная птица сопереживает узнику, сочувствует, призывает покинуть свою темницу:

Зовет меня взглядом криком своимИ вымолвить хочет: «Давай улетим».Чтобы у невольника не осталось сомнений, свободный орел добавляет:Мы — вольные птицы. Пора, брат, пора!Далее собрат орла рисует ему картины, которых несчастный узник никогда не видел. Он зовет товарища в те места, где бывал сам:Туда, где за тучей белеет гора,Туда где синеют морские края,Туда, где бываем лишь ветер, да я.Мы можем только догадываться, что творится в душе у пленника после таких рассказов. Вряд ли он сможет покинуть свою темницу и устремиться в те прекрасные дали, о которых ему поведал «грустный товарищ». Скорее ему предстоит сделать жестокий выбор между продолжением такого жалкого существования в неволе или смертью. Автор предоставляет читателям самим додумать финал этой печальной истории. И хоть мы не слышим жалоб узника, но представляем, что творится у него в душе.Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» также повествует о томящемся в неволе лирическом герое. Однако сразу хочется сказать, что в нем нет того щемящего трагизма, который пронизывает пушкинское произведение. Стихотворение начинается с призыва:

Отворите мне темницу!Дайте мне сиянье дня,Черноглазую девицу,Черногривого коня!Далее узник делится своими мечтами о свободе:Я красавицу младуюПрежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,В степь как ветер улечу! —Герой не выглядит сломленным или подавленным. Напротив, в его душе живы воспоминания о вольной жизни, он способен мысленно перенестись за мрачные стены темницы, воскресить в памяти светлые и радостные картины. Однако герой отдает себе отчет, что в данный момент вольная жизнь для него под запретом:Но окно тюрьмы высоко,Дверь тяжелая с замком.Черноокая далеко, —В пышном тереме своем.Добрый конь в зеленом полеБез узды, один, на волеСкачет, весел и игрив,Хвост по ветру распустив.Герой осознает, что его мечты несбыточны. Заточенному в темницу узнику остается только вспоминать о светлых и радостных минутах свободной жизни. Конечно, он вызывает в читателе сочувствие, но вместе с тем мы понимаем, что скорее всего герой стихотворения несет заслуженное наказание. Возможно, он совершил преступление. Почему-то кажется, что он вполне мог оказаться разбойником, слишком много удали в его словах. А, возможно, узник был военным человеком и теперь томится в плену. Но и в этом случае подобное стечение обстоятельств можно было предполагать и ожидать.Финал стихотворения трагичен. Герой понимает, что для него нет выхода из мрачных стен темницы:Одинок я, нет отрады!Стены голые кругом,Тускло светит луч лампадыУмирающим огнем.Только слышно, за стенамиЗвучно-мерными шагамиХодит в тишине ночнойБезответный часовой.Я считаю, что каждое из проанализированных стихотворений является шедевром поэтического творчества. И Пушкину, и Лермонтову удалось гениально изобразить тоску свободолюбивой души, заключенной в неволю. И каждое стихотворение красиво, насыщено разными художественными средствами. Пушкин и Лермонтов — это два истинных гения. И каждый силой своего безграничного таланта сумел воплотить одну и туже идею, создав два самобытных произведения.

Просмотров: 157152

Свободолюбивый красавец-русофоб, презиравший свет, ученик Пушкина, убитый снайпером с горы, и другие знания, полученные на школьных уроках и из просветительских телепередач, которые срочно нужно забыть

content_nine-cover.jpg
Лермонтов в аудитории Московского университета. Рисунок Владимира Милашевского. 1939 год© Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

1. Лермонтов родился в Тарханах

Нет; об этом писал троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей, но он ошибался. На самом деле Лермонтов родился в Москве, в доме генерал-майора Ф. Н. Толя, находившемся напротив Красных Ворот. Сейчас на этом месте стоит памятник Лермонтову скульптора И. Д. Бродского.

2. Лермонтов покинул Московский университет из-за гонений

Якобы поэта преследовали в связи с так называемой маловской историей, случившейся в марте 1831 года, когда М. Я. Малову, профессору уголовного права, студенты объявили бойкот и вынудили покинуть аудиторию во время лекции, за что были наказаны. Нет; в действительности Лермонтов решил продолжить обучение в Санкт-Петербургском университете, для чего в 1832 го­ду уехал в Петербург. В прошении об увольнении он написал: «По домашним обстоятельствам более продолжать учения в здешнем университете не могу и потому правление Императорского Московского университета покорнейше прошу, уволив меня из оного, снабдить надлежащим свидетельством для пере­вода в Императорский Санкт-Петербургский университет». (Впрочем, Лермон­тов не стал там учиться, а поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)

content_______.jpg
Маршировка юнкеров Школы подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Литография с рисунка Акима Шан-Гирея. 1834 год© Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

3. Лермонтов был убит в результате заговора, по приказу Николая I. В поэта стрелял не Мартынов, а снайпер с горы

Все это ни на чем не осно­ванные домыслы. Достоверно известные обстоятельства дуэли были изложены князем А. И. Васильчиковым, оставившим воспоминания, А. А. Столыпиным, составлявшим протокол, и Н. С. Мартыновым во время следствия. Из них следует, что Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль из-за оскорбления, кото­рое поэт ему нанес. Версия о снайпере, в частности, была озвучена на канале «Культура» и высказана В. Г. Бондаренко в последней биографии Лермонтова, вышедшей в серии ЖЗЛ. По свидетельству Васильчикова и Столыпина, кото­рые присутствовали на месте дуэли, стрелял именно Мартынов. Оснований считать иначе нет.

4. Лермонтову было плохо в юнкерской школе, и он не мог писать стихи

На самом деле, хотя Лермонтов пробыл в юнкерской школе всего два года, за это время он написал не так и мало: ряд стихотворений, роман «Вадим», поэму «Хаджи Абрек», пятую редакцию «Демона». И это не считая специфиче­ского юнкерского творчества, носившего в основном непристойный характер. Кроме того, в юнкерской школе Лермонтов много рисовал: сохранилось более 200 рисунков.

content_0030214d.jpg
Герой Вальтера Скотта, шотландский бард Томас Лермонт, которого Лермонтов считал своим предком. Гравюра Фрэнсиса Энгелхарта. 1812 год© Folger Shakespeare library

5. Лермонтов был романтическим красавцем типа Печорина

Видимо, такое представление о внешности Лермонтова сложилось под влиянием его персонажа. Так, в мемуарах и беллетристике периодически встречается упоминание о взгляде Лермонтова: язвительном, злобном, преследующем. Но большинство современников вспоминали о Лермонтове совсем не как о романтическом красавце: маленького роста, коренастый, широкий в плечах, в шинели, которая ему не по размеру, с большой головой и седой прядью в черных волосах. В юнкерской школе он сломал ногу и потом прихрамывал. Один из мемуаристов отмечал, что из-за <nobr>какой-то</nobr> врожденной болезни лицо Лермонтова иногда покрывалось пятнами и меняло цвет. Впрочем, есть и упоминания о том, что Лермонтов обладал почти богатырским здоровьем и силой. Например, А. П. Шан-Гирей писал, что в детстве ни разу не видел Лермонтова серьезно болевшим, а А. М. Меринский, юнкерский товарищ поэта, вспоминал, как Лермонтов гнул и завязывал в узел шомпола.

6. Пушкин был учителем Лермонтова

Часто говорят, что Пушкин был учителем Лермонтова; иногда рассказывают, что, переехав в Петербург и познакомившись с пушкинским окружением, поэт из благоговения боялся знакомиться со своим кумиром. Лермонтов действительно находился под впечатлением от романтических поэм Пушкина и под их влиянием создал несколько своих собственных. Например, у Лермонтова есть поэма с тем же названием, что и у Пушкина, — «Кавказский пленник». В «Герое нашего времени» многое взято из «Евгения Онегина». Но влияние Пушкина не стоит преувеличивать, он был далеко не единственным образцом для Лермонтова.

content_______.jpg
Пушкин и Гоголь. Миниатюра А. Алексеева. 1847 год© Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

Иногда говорят, что даже в гибели на дуэли Лермонтов «подражал» Пушкину, но это мистическая интерпретация, не основанная на фактах. На последнюю пушкинскую дуэль скорее похожа первая лермонтовская — с французом Эрне­стом де Барантом, ранее одолжившим оружие секунданту Дантеса. Дуэль Лермонтова с де Барантом окончилась без урона для обоих противников, однако поэт был отправлен в ссылку, из которой уже не вернулся.

7. Лермонтов написал «Сижу за решеткой в темнице сырой…»

Нет, это стихи Пушкина. В авторах классических русских стихотворений неред­ко путаются даже школьные учителя: «Весеннюю грозу» Тютчева приписывают Фету, «Под насыпью, в рву некошеном» Блока — Некрасову и так далее. Обыч­но под текст «подбирают» автора с соответствующей репутацией; за Лермонто­вым в русской культуре прочно закреплен ореол мрачного изгнанничества, романтического одиночества и порыва к свободе. Поэтому кажется, что пуш­кин­ский «Узник» больше подходит Лермонтову, чем его собственное стихо­тво­рение с тем же названием («Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня…»).

content_____________________________________________________________________________________________________.__________1890_1891___.____.jpg
Лермонтов, Белинский и Панаев. Иллюстрация к «Журналисту, читателю и писателю». Рисунок Михаила Врубеля. 1890–1891 годы© Государственная Третьяковская галерея

8. Лермонтов с ранней юности был гениальным поэтом

Поэт якобы состоялся в ранней юности, как и Пушкин. На самом деле раннее поэтическое творчество Лермонтова в значительной степени подражательно и содержит множество прямых заимствований, которые без труда были распознаны современниками. Белинский предполагал, что стихотворения Лермонтова, которые ему не нравились, «принадлежат к самым первым его опытам, — и нам, понимающим и ценящим его поэтический талант, приятно думать, что они [первые опыты] не войдут в собрание его сочинений». 

9. Лермонтов, свободолюбивый, словно Мцыри, скучал в высшем свете и презирал его

Лермонтов действительно тяготился неестественностью поведения людей в высшем свете. Но одновременно сам участвовал во всем, чем жило светское общество: в балах, маскарадах, светских вечерах и дуэлях. Скучая, поэт, как и многие молодые люди в 1820–1830-е годы, подражал Байрону и его герою Чайльд-Гарольду. Представление о Лермонтове как о противнике высшего света закрепилось в литературоведении в советское время, очевидно, благодаря «Смерти поэта», в которой речь идет об ответственности император­ского двора за смерть Пушкина.

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-uznik/
  • https://poetpushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/pushkin-uznik.html
  • https://russianliterature.fandom.com/ru/wiki/узник_(стихотворение)
  • https://m.lit-helper.com/p_stihotvoreniya_uznik_a__s__pushkina_i_m__yu__lermontova
  • https://arzamas.academy/materials/138

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт