Внеклассное чтение

Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него.— Как хотите, — продолжала она, — а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?— А вы заметили во мне сдержанность… как вы еще выразились… напряженность?— Да.Базаров встал и подошел к окну.— И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?— Да, — повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом. — И вы не рассердитесь?— Нет.— Нет? — Базаров стоял к ней спиною. — Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились.Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей… Одинцовой стало и страшно и жалко его.— Евгений Васильич, — проговорила она, и невольная нежность зазвенела в ее голосе.Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор — и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь.Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней…— Вы меня не поняли, — прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула… Базаров закусил губы и вышел. Я выбрала сцену признания Базарова в любви к Одинцовой из романа Тургенева «Отцы и дети». Свой выбор я могу обосновать тем, что считаю этот эпизод одним из кульминационный моментов романа. Базаров, который «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни», сам страдал этим сладчайшем недугом. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». С точки зрения композиции, этот эпизод — начало изменения мировоззрения, принципов, взглядов Базарова. И какое начало! Любовь ворвалась в его сердце внезапно, как в плотно закрытую форточку врывается порывистый ветер. В этом эпизоде мы наблюдаем разговор Базарова с Одинцовой, затем его внезапный порыв и ее испуг. Одинцова догадывалась о том, что Базаров к неравнодушен. Я думаю, что именно признание она и хотела от него услышать. «И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит? — Да, — повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.» И вот она услышала ответ. Базаров любит ее, «глупо, безумно». Этого она и ждала. «Одинцова протянула вперед обе руки». Но в последний момент она растерялась, испугалась. Она не ожидала от сдержанного, всегда спокойного и равнодушного Базарова такого страстного порыва. А счастье было так возможно! Базарова не узнать в этом эпизоде. Он, нигилист, человек, отрицающий все человеческие чувства, презирающий романтизм, «быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор — и, схватив ее [Одинцовой] обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь.» В нем билась страсть, сильная тяжелая. И разум, который он всегда ставил превыше чувств, не пришел к нему на помощь. Потому что ни одному человеку человеческое не чуждо. Итак, приведенный эпизод — один из переломных моментов в романе и в жизни его главного героя. Отличительной чертой произведений Тургенева является, так называемый, тайный психологизм.Автор предоставляет читателю возможность додумать, прочувствовать героев, через жесты, мимику, интонацию, движения понять психологическое состояние героя. Рассмотрим приведенный выше эпизод.  -И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит? — Да, — повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом. Анна Сергеевна отвечает на вопрос Базарова с каким-то, ей еще не понятным испугом. Она понимает, что сейчас прозвучит признание Базарова. Она сама провоцирует его на это признание. Но Одинцова понимает, что сама еще не готова услышать его. Она боится доселе ей неведомых чувств. Тем не менее, ей приятно осознавать то, что она кем-то любима, тем более, если она любима таким независимым, гордым и несколько странным человеком, каким был Базаров. Базаров закусил губы и вышел. В этом предложении мы можем наблюдать и мимику, и движение героя. Человек закусывает губы, когда он чем-то раздосадован, огорчен. Базарову досадно за свою откровенность, за свой порыв. Возможно, он досадует и на Анну Сергеевну  за ее реакцию на его признание. Базаров вышел. Он не мог более находиться в одной комнате с той, кому он, отрицающий романтическую любовь Базаров, признался в этих романтических чувствах. Он зол на себя, на Одинцову, на весь мир.Его принципы рухнули. И он стремится укрыться, где-то уединиться и обдумать свое положение. Итак, Ткргенев чаще не рассказывает о чувствах героя напрямую, а передает его внешнее состояние, описывает какие-то детали, через которые мы можем догадаться, что чувствует герой. Загрузка…

– Вы называете дружескую беседу болтовней… Или, может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойною вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете.

– Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете.

– Нет, я ничего не знаю… но положим: я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит…

– Происходит! – повторил Базаров, – точно я государство какое или общество! Во всяком случае, это вовсе не любопытно; и притом разве человек всегда может громко сказать все, что в нем «происходит»?

– А я не вижу, почему нельзя высказать все, что имеешь на душе.

– Вы можете? – спросил Базаров.

– Могу, – отвечала Анна Сергеевна после небольшого колебания.

Базаров наклонил голову.

– Вы счастливее меня.

Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него.

– Как хотите, – продолжала она, – а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?

– А вы заметили во мне сдержанность… как вы еще выразились… напряженность?

– Да.

Базаров встал и подошел к окну.

– И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?

– Да, – повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.

– И вы не рассердитесь?

– Нет.

– Нет? – Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились.

Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей… Одинцовой стало и страшно и жалко его.

Посмотрите, как выстроена сцена любовного объяснения Базарова и Одинцовой. Тот, кто инициирует объяснение другого, своей откровенностью провоцирует его на откровенность. Это фаза первая . Каждый ведь может позволить себе быть откровенным, говорить «о себе», о «счастье». Адекватно, правильно, прилично ответить откровенностью на откровенность. Особенно если провоцирующий спрашивает: а что ты думаешь о счастье, любви и так далее? И вот разговор переходит уже в фазу два и становится разговором откровенным.

Фаза два . Это, как правило, поединок очарованности и разочарованности. Провоцирующий выказывает наивность души, чтобы провоцируемый с ним поспорил. Там хорошо, где нас нет, парирует Базаров. Провоцирующий объяснение предполагает, что тот, другой, влюблен и потому станет защищаться, не хотеть искренности. И вот уже получается, что тот, кто охотится за его объяснением, выглядит куда более наивным и незащищенным, чем защищающийся. И, прикинувшись таким наивным, охотник или охотница безвинно так спрашивает, почти просит: «Мне бы хотелось знать, о чем ты думаешь?». Фаза два – это попытка через имитацию собственной наивности и чистоты залезть в душу другого.

Фаза три . Тот сопротивляется. Тогда охотница (или охотник) передергивает, как в картах. Ты думаешь, я хочу узнать о твоих чувствах? Какая глупость, я хочу всего лишь узнать твои планы на будущее, профессиональные, не личные. Влюбленный немного расстроен. Он уже был готов, что его будут толкать на признание, ведь, полюбив, он хочет (и одновременно боится) открыть свои чувства. Ан нет! Кем хотите работать, спрашивает охотница.

Фаза четыре : Что за глупые вопросы! Какое будущее! Влюбленный раздосадован. Да разве мы тут об этом препираемся? Потом, опомнившись, влюбленный попадается в ловушку и отвечает про врача. Его разве на самом деле об этом спрашивали? Нет, конечно. Но при такой охоте за признанием у влюбленного нет выхода из этой ловушки.

Фаза пять : охотница утверждает, что влюбленный ее недооценивает (не верит, не уважает, не считает равной), в душе оскорбляет ее. Вот почему влюбленный не искренен. Почему не можешь сказать о себе все и немедленно, раз уважаешь меня, недоумевает охотница. Это провокация к тому, чтобы герой сказал: да что ты, ты для меня все, тебя-то я только и уважаю, и обожаю, и…

Но тут наступает фаза шесть : герой пойман. Чтобы не ранить трепетную душу, витающую в облаках (фаза один), чтобы сгладить свою черствость и не быть самолюбивым букой (фаза два), в соответствии с появившимся вкусом к признанию (фаза три), чтобы не быть мелким, а быть смелым и масштабным (фаза пять), герой признается.

Фаза семь : а зря. Это была игра.

illjustracija-Bazarov-Hudozhnik-D-Borovskij.jpg

История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой — одна из ярких любовных линий в романе «Отцы и дети» Тургенева. В этой статье представлена история любви Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети»: описание отношений героев в цитатах.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Отцы и дети»

История любви Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети»

Нигилист Евгений Базаров не верит в любовь и романтику. Он презирает людей, которые теряют голову от любви:

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…» (глава XVII)

Однажды Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой. Впервые они видятся на балу, но их первый разговор происходит в номере Одинцовой в гостинице:

«…поднимаясь вместе с ним по лестнице гостиницы, в которой остановилась Одинцова…» (глава XV)

«…Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился…» (глава XV)

Анна Сергеевна Одинцова — красивая и умная молодая женщина, богатая помещица. Она нравится Базарову, но он всячески маскирует это развязным поведением:

«…Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он…» (глава XV)

«…– Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, – воскликнул Аркадий <…> 

– Да, – отвечал Базаров, – баба с мозгом. Ну, и видала же она виды…» (глава XVI)

Одинцова приглашает Базарова и Аркадия Кирсанова к себе в гости в свое имение. Приятели проводят у нее в имении около двух недель. Базаров и Одинцова много времени проводят вместе. Евгений влюбляется в Одинцову, но пытается скрыть это:

«В Базарове… <…> стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…» (глава XVII)

Базаров пытается «отвернуться» от Одинцовой, чтобы не мучиться от любви. Но чувство оказывает сильнее его:

«…Одинцова ему нравилась… <…> но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…» (глава XVII)

В конце концов Базаров признается Одинцовой в любви:

«Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились…» (глава XVIII)

Анне Сергеевне нравится Базаров, но она не готова быть с ним. Она больше всего в жизни дорожит покоем и комфортом. Одинцова отвергает Базарова, потому что боится потерять свой покой из-за любви:

«Нет, – решила она наконец, – бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете…» (глава XVIII)

Базаров просит у Одинцовой прощения за свой глупый поступок. Они расстаются друзьями:

«Я должен извиниться перед вами, Анна Сергеевна. Вы не можете не гневаться на меня…» (глава XIX)

«Кто старое помянет, тому глаз вон, – сказала она, – тем более что, говоря по совести, и я согрешила тогда если не кокетством, так чем-то другим. Одно слово: будемте приятелями по-прежнему…» (глава XXV)

Когда Базаров находится при смерти, он просит отца сообщить об этом Одинцовой:

«А ты пошли нарочного к Одинцовой, Анне Сергеевне, тут есть такая помещица… Знаешь? (Василий Иванович кивнул головой.) Евгений, мол, Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает. Ты это исполнишь?..» (глава XXVII)

Анна Сергеевна приезжает к Базарову со своим доктором. Но доктор ничем не может помочь Базарову:

«Я Одинцова, – промолвила она. – Евгений Васильич жив? Вы его отец? Я привезла с собой доктора…» (глава XXVII)

После смерти Базарова Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж:

«…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного как лед. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви…» (глава XXVIII)

Это была краткая история любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание отношений героев в цитатах.Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»Используемые источники:

  • http://project-kniga52.blogspot.com/2014/01/blog-post.html
  • https://www.rulit.me/books/priznanie-v-lyubvi-russkaya-tradiciya-read-297852-9.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-ljubvi-bazarov-odincova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт