Вопросы чести и морали и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»

Помнится, как ещё в детстве на уроках литературы, при прохождении повести «Капитанская дочка», не раз звучала фраза, надолго засевшая у многих, тогда ещё детских, умах: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И почему-то до сих пор, вспоминая эту фразу, что-то склоняет нас к мысли, что только честь и достоинство могут сохранить человека в человеке.

Содержание

Что означает пословица «Береги честь смолоду»?

Согласно словарю Т.Ф. Ефремовой честь — это некое достоинство, за которое человек уважает себя и получает одобрение окружающих. Но если углубиться, что это за достоинство, которое нужно беречь именно смолоду? Согласитесь, слово «честь» в контексте фразы приобретает несколько материальный оттенок, словно это подаренная шуба, которую надо беречь, за которой надо ухаживать. Однако если разобраться, фраза несколько глубже, чем, на первый взгляд, кажется.

Так, беречь честь – это значит не совершать поступков оскорбляющих, прежде всего, человеческое достоинство. То есть, лишь однажды дав поблажку своей совести – совершив хоть раз какой-либо проступок, впустив в свою душу грех, став виноватым в чём-либо, можно принять тот факт, что честь, увы, уберечь не удалось. Честь пострадала. При этом в отличии, например, от сломанной руки, которая рано или поздно придёт в норму, честь не поддаётся восстановлению. Предполагается, что поставив даже маломальское пятнышко на своём достоинстве и чести, смыть его потом либо крайне трудно, либо невозможно в принципе.

А всё-таки, почему же честь нужно беречь именно смолоду? Ответ прост: в молодости по неопытности своей мы совершаем огромное количество ошибок, в большинство своём невольных, так как мы люди, и мы не рождаемся с уже готовыми знаниями, о том, что можно, а что нельзя.

Так, «поистрепав» свою честь в молодости, можно с большой долей вероятности предполагать, что это ляжет тяжким бременем на дальнейшей судьбе человека.

Пример пословицы «Береги честь смолоду»

— Ты видел, вчера наш декан благотворительную акцию забабахал? Типа для детей-сирот. У меня есть ключи от кабинета, пошли затаримся?

— Ты что с ума сошёл?

— Трусло. Ну ты и трусло…

— Да, как бы не так. Со мной всё нормально, а вот ты, дружище, береги честь смолоду.

История, происхождение пословицы «Береги честь смолоду»

Как уже было упомянуто, фраза фигурирует в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836), причём фигурирует в качестве эпиграфа, и можно было бы остановиться на этом и считать, что автор произведения и есть создатель этой фразы, но это вовсе не так. Высказывание «Береги платье снову, а честь смолоду» было придумано народом задолго до него. И определить первоисточник не представляется возможным. Но для того, чтобы показать огромную историческую протяжённость фразы упомянем тот факт, что ещё древнеримский писатель и философ-платоник Луций Апулей, родившийся в 124-125 н. э. говорил: «Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься».

Сто́ит сказать, что у пословицы есть множество вариантов интерпретации, например:

  • Чистота духовная паче телесной.
  • Не криви душой: кривобок на тот свет уйдёшь.
  • Душа согрешила, а ноги виноваты.
  • Сухая рубашка к телу не льнёт.
  • Доброе имя дороже богатства.
  • Раз солгал — навек лгуном стал.
  • Первое впечатление можно произвести только однажды и т.д.

Также существует английский аналог пословицы: «The evil would may be cured but not the evil name», что означает «Зло может быть исцелено, но незлое имя».

Автор: · Опубликовано 28.08.2017 · Обновлено 28.08.2017

(240 слов)

“Береги честь смолоду” – этот эпиграф предваряет роман Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”. Данное произведение представляет собой мемуары главного героя Петра Гринева, который, будучи молодым офицером, участвовал в подавлении “пугачёвщины” 1773 года.

Когда молодому Пете исполнилось 16 лет, отец отправил его служить в Оренбург, наказав: “Беречь платье снову, а честь смолоду”. Эта цитата коренным образом повлияла на жизнь юноши, заставив его даже в сложных ситуациях не сдаваться и поступать справедливо, по совести, как и положено дворянину.

Петру Гриневу не раз выпадал шанс встретиться лично с предводителем восстания Емельяном Пугачевым, и если в первый раз герой не узнал в нем главного зачинщика бунта, то во второй раз ему грозила участь попасть на виселицу, однако благосклонность мятежника позволила молодому человеку избежать этой участи. Когда атаман потребовал служить ему, дворянин даже под угрозой смертной казни отказался, так как офицер, однажды присягнувший императрице, не имеет право служить бунтарю-казаку. Гринев, как и следовало поступить благородному человеку, отказался.

Также он проявил свою воспитанность, защитив честь и достоинство Марьи. За этот отважный поступок он чуть было не поплатился жизнью, однако это не остановило его и тогда, когда девушка написала ему письмо с мольбой о спасении. Он, не задумываясь, поспешил к ней на выручку и спас от бесчестья.

Пройдя через нравственные испытания, Гринев вышел из них с незапятнанной репутацией и чистой совестью, так как ему наказывал отец перед самым отъездом. Я считаю, “беречь честь смолоду” должен каждый уважающий себя человек, в противном случае его честное слово не будет стоить ни гроша.

Автор: Карина Тегаева

gusar1_d_850.jpg Василий Нестеренко. Гусарская баллада. Фото: репродукция картины

«…плюют в глаза, а они утираются»

180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): «Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева… У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике… По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели… благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут…»

Natalia-Ivanovna-Mihajlova-na-prezentacii-knigi-Opasnyj-sosed-V.L_t_310x206.jpgКнига Натальи Михайловой перенесет читателя в эпоху Пушкина

Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове «честь», а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля.

О чести и бесчестии вспоминают теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о «Капитанской дочке» с ее эпиграфом «Береги честь смолоду».

«Вы мне дадите сатисфакцию»

Письмо Пушкина было написано как раз в те дни, когда он работал над «Капитанской дочкой» — повестью о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о любви и ненависти. По большому счету русскому человеку достаточно иметь под рукой одну лишь эту книгу, чтобы в любой момент сверить свои нравственные часы. Стоит хотя бы перечитать диалог Пугачёва и Гринёва:

«Он с улыбкой подставлял себя под пули…» — 29 дуэлей Пушкина

«- Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины. Как ты думаешь?

— Нет, — отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице…»

«Капитанская дочка» — не только историческая повесть. Это послание Пушкина дворянству, которое после восстания декабристов прониклось страхом, потеряло независимость в мыслях, засуетилось перед монаршим престолом, который решил сделать своей опорой не дворянство, а полицию.

Александр Сергеевич поставил точку в повести 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины. В тот же день он переписал набело стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…», чтобы вечером прочесть его однокашникам-лицеистам. «Была пора… мы жили все и легче и смелей…» — вот одна из самых горьких строк в этом последнем послании Пушкина друзьям.

Поэт видел, как испуганное общество теряет способность к самостоятельным мыслям и отважным поступкам, как страх связывает всех и каждого в отдельности, а понятие чести становится декоративной условностью. Пушкин не мог, не хотел присоединиться к притихшему большинству.

Дуэль Петра Гринёва и мерзавца Швабрина была написана человеком, который уже шел на Черную речку.

«- А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

— А потому, — отвечал он с адской усмешкою, — что знаю по опыту ее нрав и обычай.

— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым постыдным образом.

Швабрин переменился в лице. Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию.

— Изволь, когда хочешь! — отвечал я, обрадовавшись…»

Николаю I вряд ли понравилась эта глава («Капитанская дочка» появилась в печати в декабре 1836 года), ведь он всеми средствами боролся с дуэлями в армии, называя их «варварскими», беспощадно карая и правых, и виноватых, и дуэлянтов, и секундантов. Правила русской дуэли и правда были необыкновенно жесткими, это был «сумасшедший с бритвою в руке», но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчезал и «вопрос чести».

«Благородство души и чистая совесть»

И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов?..

Итак, «ЧЕСТЬ — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…»

Публикация «Родины» о дуэлях Пушкина получила неожиданное продолжение

Честь требует крови. Вот почему за словом «честь» эхом следовало слово «дуэль». Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.

Нравственность быстрого реагирования!

Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее — завтра утром. Пошляк остерегался говорить двусмысленности вслух, боясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. Негодяй таился и соблюдал приличия.

В грозном свете дуэльных правил слова быстро отливались в свинец. За оскорбление или неисполненное обещание требовалось отвечать сразу. Богатый повеса прежде, чем бросить обесчещенную девушку, невольно вспоминал об участи императорского флигель-адьютанта Новосильцева, которого от пули не спасло ни богатство, ни принадлежность к аристократии (подробности знаменитой дуэли поручика Чернова, вступившегося за честь сестры, и Новосильцева были известны даже детям).

И опять, и главное — Пушкин!

Какая непоправимая и бессмысленная гибель… Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, «невольник чести», но ведь чести, а не чего-то другого!

«Клянусь честью!»

«Швабрин переменился в лице». Дуэль с Дантесом должна была переменить не только наглое лицо заезжего гастролера, но и лицо тогдашней общественной жизни, столь похожей на нынешнюю. Сорвать маски приятных деловых улыбок, патриотического пафоса, притворной озабоченности мировыми проблемами и хамской снисходительности к собственному народу.

В БДТ имени Товстоногова поставили пушкинского «Анджело»

Но маски остались, а наглец спокойно покинул Россию, так и не поняв, что произошло и кого он погубил.

Всё в тот же день 19 октября 1836 года (вот уж поистине: «и дольше века длится день»!) Александр Сергеевич написал письмо Петру Чаадаеву в ответ на его публикацию «Философического письма»: «Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству поистине могут привести в отчаяние…»

Но Пушкин не был бы русским дворянином, если бы не продолжил свою мысль: «Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»

И уже совсем незадолго до дуэли Пушкин написал князю Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».

Вот и все, что остается детям: честь и имя.

Пример 1

Александр Сергеевич Пушкин для своего произведения “Капитанская дочка” выбрал эпиграф, который является поговоркой “Береги честь смолоду”. Он выбрал его неспроста, поскольку в своем романе поднимает тему сохранения чести.

Автор на примере своих героев показывает, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации. Петру Гриневу с детства прививали понятие того, что он всегда должен быть честен и порядочен. Петр получил отличное образование, ему были не чужды нравственные устои, потому что он жил среди людей порядочных. Перед тем, как отправить сына на службу его отец наказал:

“…Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”…

Хотя Петр был молод, он очень хорошо усвоил эти слова и старался поступать так, как учил отец. Когда Гринев проиграл сто рублей, он заставил Савельича отдать долг, хотя тот и был недоволен, но это было делом чести. Петр Гринев в Белгородской крепости знакомится со Швабриным, и хотя тот является дворянином, он относился к простым людям с презрением, оговорил Машу только из-за того, что она ответила ему отказом. А значит никаких моральных качеств, которые должны быть у дворянина у него не было. Петр решил защитить честь девушки и вызвал Швабрина на дуэль, хотя это и было запрещено, но он не мог так просто оставить это дело.

Когда же Пугачев захватил крепость, Алексей Швабрин перешел на его сторону, потому что понял, что он выигрывает. Он решил, что неважно, на чьей ты стороне, плюнул на верность родине и на то, что присягал на верность отчизне и императрице. А вот Гринев ни при каких обстоятельствах не предал бы родину, он предпочел смерть. От виселицы его спасло то, что во время его первой поездки в Оренбургскую область по доброте душевной он пожертвовал Пугачеву свой тулуп, хотя и не знал кто был тот человек. Емельян тоже не лишен чести совсем, он помиловал Гринева в память о добром поступке Петра. Гринев потом также приходит на казнь Пугачева, чтобы выказать благодарность за спасение Маши.

Пушкин хотел в своем произведении показать, что слово честь не пустой звук для многих людей, и нужно стараться быть благородным, тогда удача будет на твоей стороне. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше злобы и подлости.

Пример 2

Стала крылатой цитата из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», которая гласила: «Береги платье снову, а честь смолоду». Что означает это выражение?

Именно такой наказ дает отец Петра Гринева перед тем, как отправить сына служить в Белогорскую крепость. Главный герой старался его свято чтить и соблюдать на протяжении романа. Как бы ни было тяжело, главный герой всегда поступает по совести, делал благородные поступки, старается не запятнать свою честь. Так, Петр Гринев отдает заячий тулуп проводнику, просто потому, что тот легко одет во время зимней стужи. Вроде мелочь, но показывает доброту и благородство человека. Именно из таких мелких деталей и составляется характер личности. Например, мы понимаем низость Швабрина не тогда, когда он перешёл на сторону Пугачёва, а в тот момент, когда оклеветал Машу Миронову в личных целях. Далее Пётр продолжает делать поступки, которые не могут быть не благородными. Он бережёт честь, прежде всего, потому, что он всем говорит правду, никому не врёт. Так Емельян вспомнил главному героя и пригласил присоединиться к войску. Однако Пётр Гринев был искренен с бунтовщиком и ответил, что дал присягу государыне и не может её нарушить, даже если бы и хотел. Именно честность главного героя удивляет и трогает Пугачёва, что будет заметно далее в повествовании еще не раз. Пётр поступает по совести, благородно даже тогда, когда это кажется неправильным действием. С одной стороны, просить у Пугачёва помощи и заступничества в спасении Маши, по сути, может считаться даже предательством. Но с другой, важнее и благородней вытащить из крепости девушку, возлюбленную, находящуюся в беде. Далее Петра снова спасает именно честность в общении с Пугачёвым, так как он даже осмелился спорить и не соглашаться с предводителем бунтовщиков, что поразило Емельяна (эпизод после сказки про калмыцкого орла) и заставило его еще больше уважать юношу.

«Береги честь смолоду!», – принцип, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Капитанская дочка». По этому правилу старается жить главный герой произведения, несмотря на все трудности на своём пути. Пётр Гринев – благородный, добрый, честный человек. Именно его принцип и привел в итоге главного героя к счастью. Я думаю, есть люди, которые, прочитав этот роман, задумались и начали следовать этому правилу и в реальной жизни.

В своём романе Пушкин ставит во главу угла вопросы чести и морали, являвшиеся в те времена одними из самых важных и самых сложных.

Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. У героев романа Пушкина различное понимание чести.

Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью — качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? — говорит Андрей Петрович своей жене. — Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: » Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг — Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: » Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.

Честь для Гринёвых — это человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.

Свое представление о чести имеет и предводитель крестьянского восстания Пугачев. Он может зверски расправляться с теми, кто отказывается ему присягать, он жесток и безжалостен. Однако на милость он отвечает милостью. Гринев отдает вожатому заячий тулуп из милосердия, не рассчитывая на награду.

Пугачев в ответ милостиво сохраняет ему жизнь и устраивает его судьбу. Награда значительно превышает оказанную Гриневым услугу. Но Пугачев живет по правилу — «Казнить так казнить, миловать так миловать». Он, как орел из калмыцкой сказки, готов жить недолго, но ярко. Его честь своеобразна, но своему представлению о человеческом достоинстве он не изменяет.

Понятие чести и долга у Мироновых не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия — примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Она свою жизненную задачу видела в том, чтобы всегда быть рядом с мужем. Она до последнего момента жизни мужа оставалась вместе с ним и погибла, потому что после его смерти уже ничего не боялась и могла называть Пугачева «беглым каторжником». Маша Миронова также видела женскую честь в преданности любимому человеку. Эту преданность она сохраняет и тогда, когда ее мучает Швабрин, и тогда, когда Петруша попадает в немилость. Верность, доброта, искренность, внутренняя чистота — вот главные черты, присущие женщинам в пушкинском романе и сделавшие их настоящими героинями.

В романе есть лишь один герой, не имеющий какого бы то ни было представления о чести, — Швабрин. Причем он бесчестен во всем — и в частной жизни, и в делах общественных. Пушкин полагает, что человек, способный оскорбить женщину, не может быть настоящим дворянином и офицером.

Он нарушает законы чести, человеческого достоинства и тогда, когда оговаривает Машу перед Гриневым; и тогда, когда во время дуэли ранит беззащитного противника; и тогда, когда присягает Пугачеву, конечно же, не веря в его царское происхождение; и тогда, когда принуждает Машу стать его женой; и тогда, когда выдает Пугачеву правду о ее происхождении; и, наконец, тогда, когда в тюрьме оговаривает Гринева. Этот человек не может иметь каких-то черт, оправдывающих его, делающих понятным. Нарушение законов чести для Пушкина было страшнейшим грехом.

Швабрин — полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча». Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя, выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин — когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу.Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина.

Низость души, зависть и подлость превращают этого человека в тирана, негодяя и предателя. Жизнь воздаёт ему должное, заслуженное наказание за все его гадкие, бесчестные поступки: его, как и Пугачёва, арестовывают, обвиняют в предательстве и приговаривают к казни.

В чём же состоит смысл заглавного эпиграфа романа «Береги честь смолоду»? А именно в том, что человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, не смотря ни на что сохранять верность своим моральным устоям и принципам, отстаивать их, поступать справедливо по отношению к другим людям. Только правдивый, добросердечный, бескорыстный, отзывчивый и смелый человек и имеет право носить это гордое звание. Человечность — это и есть проявление всех лучших качеств как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. У героев — мужчин в этом романе (Андрея и Петра Гринёвых, капитана Миронова) понятие чести также сопряжено с воинским долгом, верностью и защитой родного края, своего государства, служением императрице. У женщин (Василисы Егоровны, Маши Мироновой) — с верностью любимому человеку, искренностью чувств и внутренней нравственной чистотой.

Именно эти качества в героях оказались сильнее противоположным им злу, лживости, подлости, поэтому добро смогло победить. Главные герои смогли устроить и отстоять собственное счастье. Это послужило им наградой за их мужество, способность выдержать все нелёгкие испытания судьбы, преодолеть опасности и собственный характер.

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-proverbs/znachenie-i-smysl-poslovitsy-beregi-chest-smolodu/
  • https://literaguru.ru/beregi-chest-smolodu-smysl-epigrafa-v-kapitanskoj-dochke/
  • https://rg.ru/2016/04/12/rodina-chest.html
  • https://1001sochinenie.ru/russkie-pisateli-i-poety/pushkin-a-s/kapitanskaya-dochka/na-temu-beregi-chest-smolodu-8-klass/
  • https://studbooks.net/586812/literatura/voprosy_chesti_morali_smysl_epigrafa_beregi_chest_smolodu

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт