Актуальность образов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» сегодня

Актуальность комедии «Недоросль» Фонвизина Д. И. в наши дни

Сочинение на тему «Актуальность комедии «Недоросль» Фонвизина Д. И. в наши дни»

Ученика 8 «В» класса

МОУ СОШ «Перспектива

Панова Игоря

Славу Денису Ивановичу Фонвизину принесла поставленная в 1782 году комедия «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет.

Читайте также:  Фонетический разбор слова «цыфиркин»

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль — молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание).

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» — произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращённого века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных и компьютерных игр: «Кто хочет стать миллионером» и другие. И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующее глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Велико значение «Недоросля» и в истории развития русской драмы. Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета — всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни

Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии «Недоросль», не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не сходят со сцен русских театров на протяжении двухсот лет. Это ли не доказательство гениальности автора и его творения.

Актуальность образов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» сегодня

Чему смеетесь? Над собой смеетесь!

Н. В. Гоголь

С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера коме­дии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепост­ного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть госу­дарственная власть.

Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окон­чании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем пота­кает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?

Читайте также:  Краткое содержание Дни Турбиных

В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья оли­цетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, наси­лия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сей­час? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противо­стоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начи­нается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», — гово­рит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подоб­ные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги — ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежела­ние учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не об­разование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные послед­ствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди:

Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет!

Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательны­ми, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов…

Митрофанушка — невежда. Но невежда и дурак — это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капи­танской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей… Между тем мне минуло шестнад­цать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить…» — говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «не­дорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Материал с сайта //iEssay.ru

Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некото­ром отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каж­дой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица — так считал Фонви­зин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нра­воучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших».

Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без боль­шого чина — презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное — быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродете­ли, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просве­щение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • актуальность комедии фонвизина
  • в чём актуальность комедии д.и фонвизина недоросль
  • примеры юмора в недоросле
  • blagodarya chemu pobejdayut dobrie geroi pyesi nedorosl
  • с того как состоялась премьера комедииинедоросль

Актуальность образов комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сегодня

Чему смеетесь? Над собой смеетесь!

Н. В. Гоголь

С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, прошло много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть.

Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окончании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем потакает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?

Читайте также:  Читать онлайн «Дом, где разбиваются сердца» автора Шоу Бернард — RuLit — Страница 1

В “Недоросле” сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству “сверху”. А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начинается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. “Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”, – говорит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: “Забери! Не давай! Не смей уступать!” А ведь это то же самое, чему учила Простакова: “Нашел деньги – ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка”.

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не образование само по себе, а ум, соединенный с “благонравием”. По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука “есть лютое оружие делать зло”. Фонвизин как будто предвидел пагубные последствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди:

Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет!

Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении “Недоросля”. Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считаяОт тридцати до двух годов…

Митрофанушка – невежда. Но невежда и дурак – это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из “Капитанской дочки”: “Я жил недорослем, гонял голубей… Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась”. Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. “Пошел-ка служить…” – говорит Митрофану Правдин. “Пора его в службу”, – решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух “недорослей” расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: “Береги честь смолоду”. Митрофану таких слов никто не говорил.

Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некотором отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каждой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: “Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал”. За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица – так считал Фонвизин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни “Лисицино нравоучение”: “Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших”.

Стародум в комедии “Недоросль” подсказывает нам, что “честный человек без большого чина – презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может”. Главное – быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы Дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродетели, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь “злонравия”!

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Недоросль в наши дни.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Фонвизин Д. И.» Недоросль в наши дни Фонвизин Д. И. все сочиненияФонвизин Д. И. краткие содержания

Комедия «Недоросль», написанная Д. И. Фонвизиным более чем двести лет назад, не потеряла своей актуальности и сегодня.

Чтобы выяснить, действительно ли актуальна комедия «Недоросль» в наши дни или же нет, надо вспомнить, какие главные проблемы в ней затронуты, и посмотреть, имеют ли они место в современном обществе.

Важнейшими вопросами в комедии являются воспитание и образование гражданина, вопросы нравственных принципов, мораль, а также служение государству, произвол помещиков.

Я полагаю, что все поднятые в произведении проблемы, кроме крепостничества и его губительного влияния на дворян (т. к. крепостное право давно отменено), так же важны и сегодня, как и во времена Фонвизина. Со всеми проблемами можно провести параллели в современном обществе с его нынешним положением дел.

Во-первых, Фонвизин говорит о низком уровне воспитания и образования молодёжи. Главный герой комедии, Митрофанушка, невежественнен, нравственно незрел, эгоистичен и груб, не уважает нанятых ему учителей, не хочет ничего понимать, а знания его совсем-таки примитивны. Нежелание учиться встречается и сегодня, когда многие школьники ходят в школу не за знаниями, а потому, что «надо», например.

Во-вторых, как полагает Стародум, человека не почитают по заслугам, не ценят его честность и откровенность. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

то же самое можно отметить и сейчас: высокое положение в обществе нередко занимают неблагородные, подлые, непорядочные, а порой и не просвещённые люди. А личности с высокими моральными принципами порой играют второстепенную роль.

Всё же хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве, что, по мысли драматурга, является бедствием для самих же помещиков. Привыкнув общаться со всеми грубо, Простакова не щадит даже родных. Речь Скотинина полна самоуверенности, но лишена каких бы то ни было достоинств. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием.

Таким образом, в произведении «Недоросль» сталкиваются два мира: мир чести, доблести и порядочности, который олицетворяют Стародум и Правдин, Милон и Софья, и мир невежества, бесчестия, насилия в лице Скотинина и Простаковых. Эти два мира продолжают противостоять друг другу и сейчас. Всё чаще можно наблюдать в современном обществе примеры жестокости, грубости, насилия. А начинается всё с воспитания.

Вопросы нравственности человека, преданной службы Отечеству, а также воспитания и образования детей — эти проблемы, которые поднял в своей комедии Денис Иванович, так же остры и актуальны в наше время как и прежде. И каждое поколение будет решать эти вопросы по-своему, но ясно одно: эти проблемы никогда не будут отвергнуты как маловажные.

Полезный материал по теме: Скачать Недоросль в наши дни

<legend>Tags</legend>Недоросльвнашидни

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Недавно прочитала произведение Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Как хорошо, что в нашей школьной программе оно изучается на уроке литературы. Многие ребята даже не подозревают, что могут быть похожими на героя этого произведения Митрофана, ленивого, избалованного маменькой, сыночка.

Слово ” Недоросль”имеет два значения, одно из которых недоучившийся, малоразвитый молодой человек.

Фонвизин в своей комедии высмеивает именно таких ребят, а также заботливых, якобы, об образовании, матерей, которые воспитывают таких невежд. Естественно, что часто необразованность рождает хамство и агрессию. Как-то я нашла в интернете видеоролик в котором мать пыталась оторвать сына от интернета и посадить за уроки, в итоге сын стал драться с матерью и ударил ее несколько раз по лицу.

Реакция матери в ответ последовала с рукоприкладством и матерными словами. Сын не успокаивался и пустил в ход ноги. Он отбивался от матери ногами, также крича ей в след ругательные слова. Меня охватил ужас, как такое может быть между родными людьми?

Но родители не замечают, как сами поощряют и покупают все для своего чадо. Пытаются показать, что заботятся об невыполненных уроках, но сами даже не интересуются сложностью их выполнения. Равнодушие, рождает равнодушие. Командный тон на примере Простаковой, заставляет их думать, что все под контролем и их чадо учится, как все.

Но почему у одних детей, играющих в компьютер, все прекрасно, взаимопонимание и любовь, а у других такие вот, описанные выше, ситуации? Понятно, что мать получила результат своего воспитания, который описан в произведении Фонвизина. Сын считает мать плохой, мать считает сына плохим. Когда я смотрела этот видеоролик, мне четко представились герои “Недоросля”- Простакова и Митрофан, только в более современном исполнении.

Можно конечно долго спорить над этой темой, винить мать или сына, но факт в том, что ребята должны понимать – осознание желания учиться мы должны в себе воспитывать сами. Рядом с нами могут быть, желающие якобы нам добра, мамы Простаковы. Но спрос будет с нас в жизни.

“Недоросль” в современном мире (Фонвизин Д. И.)« Тема любви в поэзии Тютчева и Фета“Странник” анализ стихотворения Александра Пушкина »

Проблема воспитания и невежества

На примере отношений Митрофанушки и его матери выявляется основная проблема произведения. Невежество и нежелание учиться, тотальная глупость и безграмотность делают всю семью Простаковых посмешищем для нормальных людей. Простакова искренне любит сына. Но сама являясь невежей, она в поисках лучшего находит только худшее. Мог бы вырасти из Митрофанушки хороший человек? Возможно. Но Простакова сама не дает ему такой возможности, потакая глупости, лени, беспардонности. Она поощряет то, что является отрицательными качествами. Даже в поиске учителей она стремится выделить не воспитательный процесс, не результат, а статус учителя. Для нее главное, чтобы «не неволил» ребенка, и она совсем не понимает, что так невозможно ничему научить.

Проблемные вопросы воспитания крылись в социализации. Ведь воспитание – фактор, который определяет нравственный облик каждого человека, его отношение к другим людям и поведение с другими людьми. Как может мать воспитать порядочного сына, если невежество и деспотизм для нее самой – норма?

Проблема нравственного упадка

Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли». Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.

Темы и проблемы «Недоросля»

В комедии поднято несколько важных тем и проблем современного общества. В первую очередь ярко выделяется проблема взаимоотношений между крепостными и помещиками – многие помещики обращаются плохо со своими крестьянами, ущемляют их права, искусственно занижают плату за их работу и часто срывают на крестьянах злость.

Следующей ключевой темой «Недоросля» является тема воспитания и образования. Фонвизин наталкивает на мысль, что образование – это привилегия дворянства и аристократии, однако не всегда и не все из них могут получить достойное образование – иногда причиной такому становится нежелание обучаться, личная лень и немотивированность.

Читайте также:  Леонардо да Винчи реферат (сообщение доклад сочинение эссе) биография кратко

Иногда проблема заключена в плохом качестве подготовки самих учителей – некоторые из них обладают слишком малыми знаниями, другие же могут недобросовестно относиться к своей работе.

Предлагаем читателю вникнуть в суть и смысл пьесы “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Проблема излишней опеки со стороны родителей и слепая любовь к детям. Простакова слишком много позволяет своему сыну Митрофану, она всегда его баловала и излишне опекала и в результате получился эгоистичный, глупый и неприспособленный подросток. Любовь Простаковой не знает границ, и поэтому действует губительно на молодого человека.

Символичность названия

Противопоставление проблемам

Но есть в комедии Фонвизина и светлые моменты, которые противопоставляются поднимаемым проблемам. Если Простаковы являются воплощением всех пороков того времени, то такие персонажи как Софья, Стародум, Милон – представители плеяды, которая спасет Россию. Старое поколение, которое имеет разум и честь, и молодое, которое стремится к знаниям, справедливости и настоящим чувствам. Именно они являются положительными персонажами и имеют возможность спасти ситуацию. Никакие козни Простаковой не позволяют Стародуму оставить племянницу в их цепких руках. В итоге справедливость восторжествовала, благодаря лучшим качествам человечества, которые выражены в положительных героях комедии.

Получается, что все персонажи комедии делятся на тех, кто является выражением пороков и проблем, и тех, кто становится показателем лучших качеств и способен эти проблемы решать, работать над ними и противостоять страшным жизненным явлениям.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «проблемы в комедии Фонвизина «Недоросль», указать основную проблематику, ее причины и возможность решения этих проблем.

«Недоросль» — первая социально-политическая комедия на русской сцене.

Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма. Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма: соблюдение единства места, времени и действия, условное деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в изображении положительных, «говорящие фамилии», черты резонерства в образе Стародума и так далее. Но, в то же время, он сделал определенный шаг в направлении к реализму. Это проявляется в точности воспроизведения провинциального дворянского типа, социальных отношений в крепостной деревне, верность воссоздания типических черт отрицательных персонажей, жизненная достоверность образов. Впервые в истории русской драматургии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.

Комедия Фонвизина – явление новое, потому что она написана на материале русской действительности. Автор новаторски подошел к проблеме характера героя, первый из русских драматургов стремился к его психологизации, к индивидуализации речи персонажей(здесь стоит примести примеры по тексту!).

В свое произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема. Все это позволяет сделать вывод, что «Недоросль» — произведение просветительского реализма.

К. В. Писарев: «Фонвизин стремился к обобщению, типизации действительности. В отрицательных образах комедии ему это блестяще удалось. <…> Положительным персонажам «Недоросля» явно недостает художественной и жизнеподобной убедительности. <…> Созданные им образы не облеклись живой человеческой плотью и, действительно, являются своего рода рупорами для «голоса», «понятий» и «образа мыслей» как самого Фонвизина, так и лучших представителей его времени»

Критики сомневались в искусстве Фонвизина строить драматическое действие и говорили о наличии в ней «лишних» сцен, не укладывающихся в действие, которое непременно должно быть единым:

П. А. Вяземский: «Все прочие [кроме Простаковой] лица второстепенные; иные из них совершенно посторонние, другие только примыкают к действию. Из сорока явлений, в числе коих несколько довольно длинных, едва ли найдется во всей драме треть, и то коротких, входящих в состав самого действия» А. Н. Веселовский: «неумелость строения пьесы, навсегда оставшаяся слабой стороной фонвизинского писательства, несмотря на школу европейских образцов»; «Широко развившееся желание говорить не образами, а риторикой <…> порождает застой, замирание, и зритель узнает тогда взгляд Милона на истинную неустрашимость на войне и в мирной жизни, тогда государи слышат неприкрашенную правду от добродетельных людей, или мысли Стародума о воспитании женщин…»

Слово, исходный конструктивный материал драмы подчеркнуто выступает в «Недоросле» в двоящихся функциях: в одном случае акцентирована живописательная, пластически-изобразительная функция слова (отрицат. персонажи), создающего модель мира физической плоти, в другом — его самоценная и самостоятельная идеально-понятийная природа(положит. персонажи), для которой человеческий персонаж нужен лишь как посредник, переводящий бесплотную мысль в материю звучащего слова. Так в центр эстетики и поэтики «Недоросля» выдвигается специфика его драматургического слова, изначально и принципиально двузначного и двусмысленного.

Читайте также:  Урок по литературе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.»

каламбурная природа слова

-прием разрушения фразеологизма, сталкивающий традиционно-условленное переносное с прямым буквальным значением слова или словосочетания.

23.png

Вопрос от 846 дней назад

Актуальность, воспитания в наши дни. В комедии Недоросль

Ответ от

Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях: по закону 1736 г. срок учения недоросля продолжено до 20 лет. Тот же закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения, а в положении сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания. Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. В ту же осень, когда впервые был сыгран «Недоросль», в Петербурге была создана комиссия об учреждении народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный деятель Просвещения, не мог не участвовать в обсуждении проблем образования и воспитания в стране. По этому так много места занимают эти проблемы в его комедии « Недоросль». Итак, Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии. Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью» Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить», «великий государь, есть государь премудрый», «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает». Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум» В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено». И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Вернуться к списку вопросов Используемые источники:

  • https://podg-kursy.ru/literatura/aktualna-li-sejchas-komediya-nedorosl.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/nedorosl-v-nashi-dni
  • https://lit.ukrtvory.ru/nedorosl-v-sovremennom-mire-fonvizin-d-i/
  • https://vseznaykavid.ru/sochineniya/ideya-proizvedeniya-nedorosl.html
  • https://vopros.ru/questions/11274

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт