Чацкий и Фамусов — сравнительная характеристика героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вопросы Чатский Фамусов и его окружение
Отношение к народу и крепостному праву «…чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев»«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» «И будь не я, коптел бы ты в Твери» (Фамусов)  «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (Лиза) «От суки я взяла с собой арапку-девку да собачку» (старуха Хлестова)
Отношение к идеалам «Не надо много образца, когда в глазах пример отца. Учились бы на старших глядя»
Отношение к просвещению «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдётся… пожар!»«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле… нам каждого велят признать историком и географом.» «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» 
Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»»Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа»
Отношение к иностранному  «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.»  «Дверь отперта для званных и незваных, особенно для иностранных.»
Отношение к богатствам и чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»»Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит! Там впору карточку вотрет! В нем Загорецкий не умрет» «Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад» (Фамусов) «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» (Скалозуб)
Отношение к любви, браку, семейному счастью «…Лицо святейшей богомолки! ..-И всё-таки я вас без памяти люблю» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»»Кто беден, тот тебе не пара»
Понимание слова «ум» «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют, и вот общественное мненье» «Ах, злые языки страшнее пистолета» (Молчалин) «человек он светский, отъявленный мошенник, плут» (Платон Михайлыч) «Учёностью меня не обморочишь… Я князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам, он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит» (Скалозуб) .

Содержание:

Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни. 

В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком. 

Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами. 

Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.

Суть общественного конфликта

Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий. 

Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию. 

Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.

Поведение

Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым. 

Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы. 

Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.

Взгляды

Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.

Чацкий

Фамусов

Понимание слова «ум»

Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний».

В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.

Характер героев

Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.

О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.

Отношение к людям

Для Фамусова существуют чёткие критерии, по которым он судит людей. Среди них нет достоинства, чести. Чем человек богаче и выше по служебной лестнице, тем более он значим в глазах этого персонажа, и наоборот. Для него не существует таких ценностей, как любовь, семейное счастье. Для дочери он планирует брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он ей.

Отношение к богатству, чинам

Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.

Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.

Отношение к службе

Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.

Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем.

Отношение к крепостному праву

Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.

Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.

Отношение к иностранному

Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков».

Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком.

Отношение к образованию

Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.

Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений».

Занятия и времяпрепровождение

Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.

Любит праздность, мотовство, пир.

Идеалы

Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.

Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб».

Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне. 

Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Литература+123 года назадОтветы на вопрос | 3Лучший ответ

Чацкий Фамусов, фамусовское общество
Отношение к народу и крепостному праву
Отношение к любви: Чацкий- Искренность чуства Фамусов- Любовь-притворство,брак по расчёту.
Отношение к идеалам: идеал Чацкого-свободная независемая личность,чуждая рабской приниженности. идеал Фамусова-вельможа екатеринского века,»охотники поподличать»
К службе: “В чины выводит кто и пенсии дает!”. “Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный”.
Отношение к образованию: «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к богатству, чинам: «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Иностранцам и иностранному:
Отношение к идеалам
Отношение к просвещению

3 года назад3 года назад

Характеристики Чацкий (Век нынешний) Фамусов, фамусовское общество (Век минувший)
Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
Отношение к иностранному «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
Отношение к образованию «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к крепостному праву «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
Отношение к кумовству, протекции «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
Отношение к свободе суждений «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Отношение к любви Искренность чувства «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
Идеалы Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»

3 года назад+15Сторона равностороннего треугольника равна 28дм. Математика3 года назад+14Замените данные словосочетания синонемичнымиРусский язык3 года назад+14Помагите решить пожалуйста ! 1. Какое количество вещества соответствует 306 г оксида алюминия Al2О3? 2. Рассчитайте массу 4 моль азотной кислоты HNO3.Химия3 года назад+13№5 Make the sentences negative.Write all possible forms.(Поставьте предложения в отрицательную форму. Написать все возможные формы) 1.There is some milk in the bottle. 2.There are two chairs and one armchair in the setting room. 3.There are three apples and one pear in the box. 4.There is some g…Английский язык3 года назад+1353.как построить треугольник,если заданы середины его сторон?Геометрия3 года назадФролов Вячеслав

«Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». «Нам каждого признать велят историком и географом». «Как с ранних лет привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья!». «Ах! если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев». «В науки он вперит ум, алчущий познаний…они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!». «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». 

ПожаловатьсяСодержание:

Какого отношение Чацкого к крепостному праву и высшему обществу? Устраивает ли его заведенный порядок вещей или он жаждет перемен?

В комедии Александра Грибоедова под названием «Горе от ума» прослеживается противостояние двух ярких персонажей, которые проповедуют различные взгляды на жизнь. 

Если Фамусов говорит о том, что жизнь высшего сословия его устраивает и ничего менять не нужно, то Андрей Чацкий внутренне готов к переменам и жаждет их «всей душой».

Отношение Чацкого к чинам, богатству, карьере

У Фамусова есть мнение, что богатство и положение в обществе – это главная цель человека. К ней-то он и должен стремиться. Если человек не занимает определенного положения, не обладает богатством, то недостоин его внимания и общения.

Чацкий же, напротив, не считает богатство необходимым атрибутом жизни. Современный человек готов «строить» карьеру, но не готов жертвовать личными приоритетами. В пример можно привести цитату: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Чацкий, в отличие от Фамусова, призирает чины, но при этом готов к службе, он рад: «служить делу, а не лицам». Однако, по мнению героя – это невозможно, поскольку он не приемлет карьеризма.

«Знатных и сильных» мира сего свободолюбивый герой комедии не ценит, считая таких людей – бесполезными.

Отношение Чацкого к образованию и просвещению

Герой считает образование обязательным условием процветания в современном обществе. Образование необходимо молодым людям, желающим достичь чего-то в жизни.

Это мнение противоречит убеждениям Фамусова, который говорит о том, что образование не принесет пользы. Его позицию подтверждают следующие цитаты: «ученье — вот чума, ученость — вот причина…».

Чацкий говорит о том, что просвещение необходимо, ведь оно поможет решить многие проблемы современности. Считает, что стоит учиться не только у немцев, но и у китайцев.

Отношение Чацкого к крепостному праву и народу

Примечательно, что автор произведения никогда не высказывался за или против отмены крепостного права. Свою неоднозначную позицию он «передал» и главному персонажу комедии. 

Андрей Чацкий имеет современные суждения, открыто говорит о существующих проблемах, легко вступает в споры.

При этом в произведении герой практически не затрагивает эту тему. Относиться к крепостному праву каким-либо образом не позволяет сложившаяся на тот момент обстановка в стране, которая была крайне острой.

Тема затрагивается косвенным образом в одном монологе, прослеживается в нескольких высказываниях персонажа. На основе этих нескольких цитат и изучения финального монолога героя, можно сказать, что он осуждает крепостное право. Называет его рабским.

Скорее герой высмеивает помещика, который: «выменял борзые три собаки на толпу слуг». К народу же Чацкий благоволит, говоря о том, что люди в России добрые и даже бодрые.

Любовь к простому народу, неприязнь знати и неготовность «прислуживаться» отличает Чацкого от Фамусова и членов его общества.

Заключение

Нынешний образ жизни, уклад общества, отношение к чинам, богатству, положению в обществе – не устраивает главного героя. Но, увы, он не может «вразумить» дочь Фамусова, Лизу, своими речами, по этой причине и уезжает.

Таким образом автор показывает, что разумные речи одного человека не способны повлиять на толпу глупцов, какими бы красноречивыми они не были. Этот уход выглядит, как бегство, таковым и является. 

Своеобразная олигархия: разумный человек бежит не от проблемы, а старается избежать участи стать глупцом, которая его непременно ждет, если он останется.

Еще материалы по комедии А.C. Грибоедова «Горе от ума»:

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • http://sam-ltd.ru/2018/10/11/2528/
  • https://nauka.club/literatura/chatskiy-i-famusov.html
  • https://gitun.com/q/11277
  • https://vashurok.ru/questions/otnoshenie-chatskogo-k-prosvescheniyu-tsitati-iz-1-3-deystviya
  • https://nauka.club/literatura/otnoshenie-chatskogo-k-krepostnomu-pravu.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт