«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

analiz-chto-delat-chernyshevskiy-51140.jpg

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863

История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Тема

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Что делать?».

Жанр

Жанр произведения – роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Н. Чернышевский закончил работу над произведением «Что делать?»?</h3>

    • <label>1862 г.</label>
    • <label>1863 г.</label>
    • <label>1865 г.</label>
    • <label>1872 г.</label>

(новая вкладка)

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Галерея сильных и волевых персонажей представлена в произведении «Что делать?». Краткое содержание позволит получить общее представление об этом многоплановом романе. Какие темы и идеи раскрыты в «Что делать?» Краткое содержание по главам с подробным анализом читайте в статье.

«Что делать?»: краткое содержание

Роман «Что делать?» Чернышевский создал в период с 1862 по 1863 год. Выбрав направление социологического реализма, автор создал утопию, которая тем не менее покорила читателей и продолжает привлекать внимание новых поколений. Краткое содержание «Что делать?» таково:

Начало истории

Однажды в петербургской гостинице находят записку, которую оставил постоялец. Он пишет, что вскоре станет известен в связи с Литейным мостом, но что в происшествии никого не следует винить. Позднее выяснится, что в ту ночь на мосту кто-то выстрелил в себя — из воды вытащили фуражку с дырой от пули.

Тем же утром на даче на Каменном острове молодой даме Вере Павловне служанка приносит письмо. После его прочтения героиня безутешно рыдает, даже пришедшему молодому человеку не удается ее успокоить. Она твердит, что оба они теперь в крови.

Завязка

После вступления автор романа «Что делать?» рассказывает историю главной героини Веры Павловны. Девушка росла в хорошей семье, но ее мать искренне считала, что для девушки главное — успешно выйти замуж, а потому постоянно подбирала дочери подходящие партии. Для Веры Павловны невыносимой была мысль выйти замуж по воле родителей, но выхода она не находила.

Решение пришло случайно, когда к ее брату пригласили учителя Дмитрия Сергеевича Лопухова. Вера познакомилась с ним, начала общаться и вскоре поделилась своими бедами. Дмитрий нашел оригинальный способ ее спасти — сделал девушке предложение.

После этого события Вера увидела необычный сон: будто бы ее выпустили из подвала, после чего с ней беседовала удивительная красавица. Девушка пообещала помогать всем, кто оказался в такой же ситуации, как ранее она сама.

Развитие сюжета

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Семейная жизнь Лопуховых оказалась необычной. Вместе они жили как друзья, но не как супруги, чем сильно удивляли квартирную хозяйку. Однако их все устраивало. Дмитрий работал, а Вера занялась открытием швейной мастерской. Туда она пригласила девушек, которые нуждались в собственном источнике дохода.

Главная героиня видит второй сон — поле с колосьями и грязью. Последняя стала символом заботы о насущном, и именно на ее основе растут колосья.

К Лопуховым часто приходит Александр Кирсанов — друг и сокурсник Дмитрия. Вере Павловне нравится с ним общаться, а потому она удивляется и обижается, когда Александр внезапно пропадает. Молодой человек влюбляется в жену друга и предпочитает это скрывать. Но Вера также испытывает к нему нежные чувства и не знает, что с этим делать. В третьем сне неведомая женщина объясняет ей ее чувства.

Кульминация и развязка

Как же разрешить такую ситуацию достойно? Лопухов находит выход и инсценирует самоубийство. О том, что это подлог, Вера узнает от человека по фамилии Рахметов, который также был другом их семьи. Успокоенная этим сообщением героиня становится супругой Кирсанова.

Брак оказывается похожим на предыдущий, только в нем присутствует любовь между супругами. Вера Павловна занимается швейными мастерскими, чувствует поддержку мужа. В четвертом вещем сне она видит, как жили женщины в разные века. Все это время они оставались рабынями, собственностью мужчин, но теперь могут достичь свободы и равноправия.

Описывая краткое содержание романа «Что делать?», невозможно не упомянуть оригинальную концовку произведения. Среди людей, которых принимают у себя Кирсановы, оказывается чета Бьюмонт. Екатерина Васильевна, которая раньше была знакома с Александром, приходит в гости с мужем Чарльзом, который оказывается Лопуховым.

«Что делать?»: анализ произведения

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

О любви и не только поведал в своем романе Чернышевский. «Что делать?» затрагивает социальную, экономическую и философскую стороны жизни, отношения отцов и детей, просвещение, значение силы воли. Есть на страницах романа даже революционные намеки. Проводя анализ произведения, важно обратить внимание на следующие аспекты:

«Что делать?»: история создания

К работе над романом автор приступил в декабре 1862 года, а закончил его в апреле 1863 года. Тогда его арестовали за радикальные взгляды, писатель находился в Петропавловской крепости. Роман продуман как ответ тургеневскому опусу «Отцы и дети», а потому в некоторых моментах произведения схожи.

Чтобы провести цензуру, Чернышевский обрамил политические подтексты и социальную тематику в любовный контекст, добавил в качестве сюжетной линии сны главной героини. Поэтому роман напечатал «Современник», но вскоре произведение запретили. Повторное разрешение на публикацию выдано только в 1905 году.

Роман «Что делать?»: тема

Неординарный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. На основе описанных ситуаций читатель поразмышлять о:

  • любви, которая основана на общих интересах и взаимоуважении;
  • мечтах о новой жизни общества;
  • заключении браков без любви;
  • вопросах дружбы;
  • возможности равноправия мужчин и женщин;
  • значении трудовой деятельности в жизни человека.
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

После интригующего начала тематика раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере видим важность вопросов любви и брака, в особенности для женщин, чье мнение в те времена зачастую не учитывалось вовсе. Идея о равноправном труде представлена в истории создания главной героиней швейных мастерских. Вопросы дружбы, взаимоуважения и понимания остаются в центре внимания автора и читателя в течение всего повествования.

Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом

С помощью необычного подхода к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и завуалировал запрещенные мотивы. В начале создается впечатление, что задача автора — описать любовную историю. Но это лишь маска, призванная скрыть социально-политическую составляющую романа. Последняя раскрывается в описании сновидений Веры Павловны.

Автор нанизывает эпизоды, раскрывая постепенно главные мотивы поведения героев и основную тему произведения. Интересен прием, который связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это формирует обрамление истории.

Жанр «Что делать?»: роман-утопия

Это произведение определяют как роман с несколькими сюжетными линиями и открытой центральной проблемой. В нем переплетаются любовный, философский, социально-политический жанр и утопия. Направление, в котором создано произведение, — реализм.

Актуален ли сейчас роман «Что делать?» Краткое содержание позволяет с уверенностью дать утвердительный ответ на этот вопрос. Несмотря на минувшие годы и реформы, которые произошли в обществе, мы все еще движемся в сторону описанной Чернышевским утопии. Поэтому полезно знакомиться с такими произведениями и делать выводы для развития собственной жизни.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1876163-cto-delat-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia.html

Сегодня на уроке мы:

–     Определим особенности композиции романа Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?».

–     Узнаем, что такое грязь реальная и грязь фантастическая.

–     Разберёмся, чем особенный человек отличается от нового человека.

–     Выясним, чем интересны сны Веры Павловны.

На прошлом уроке мы не раз говорили о том, что Николай Гаврилович Чернышевский написал необычный роман с удивительной судьбой. Как же устроен этот роман?

Роман «Что делать?» состоит из 6 крупных глав, которые разбиты на части. В названии каждой из 6 глав отражена тема этой главы.

Например, первая глава называется «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», а пятая – «Новые лица и развязка».

Перед основными шестью главами есть ещё три небольших дополнительных главы. В первых двух дополнительных главах содержится «хитрость романистов» – эффектные сцены. А третья главка – это предисловие, в котором писатель обращается к публике, и за эти эффектные сцены извиняется.

Но данное предисловие – это только начало общения писателя и читателя. Можно сказать, что в основе композиции романа два сюжета: явный и скрытый. Первым сюжетом является семейно-психологический. Это история любви и замужеств Веры Павловны Розальской. Второй сюжет – политико-публицистический. Он раскрывается в лирических отступлениях, снах Веры Павловны, диалогах с «проницательным читателем», «Похвальном слове Марье Алексеевне» и так далее.

Диалог с читателем и лирические отступления – ключевые особенности романа Чернышевского. Более того, писатель выводит особенный тип «проницательного читателя». Кто же он такой, этот «проницательный читатель»? И правда ли он проницателен?

«Проницательный читатель» – это мишень для насмешек писателя. Он часть той публики, которая считает себя умной и уверена, что точно знает все авторские идеи наперёд.

Интересно, что «проницательный читатель» только мужского пола.  «Читательница слишком умна, чтобы надоедать своей догадливостью», – заявляет Чернышевский. Пишет он и о добрых, сильных, умных читателях, которых появляется всё больше. С ними объясняться автор тоже смысла не видит. Итак, «проницательный читатель» – личность карикатурная.

Зачем нужен «проницательный читатель» Чернышевскому?

image001.jpg

Обращение к проницательному читателю позволяет Чернышевскому оставаться публицистом. Писатель таким образом высмеивает старые порядки и косность мышления. И этой сатирой Чернышевский привлекает внимание умного, вдумчивого читателя, своего единомышленника. Вместе с этим, он раскрывает и поясняет свои взгляды и социальную теорию.

Художественное время в романе тоже интересно. Роман существует одновременно в трёх временных пластах: настоящем, прошлом и будущем. Прошлое и будущее резко противопоставлены друг другу. Прошлое предстаёт в мрачном свете. Это невежество, бедность, социальное неравенство. Будущее – это полные света и счастья футуристические картины из четвёртого сна Веры Павловны.

Настоящее – это переломное время. В нём живут и так называемые «старые люди», которые принадлежат прошлому. В настоящем действуют и «новые люди», которые созидают светлое будущее. И в настоящем же появляется фигура «особенного человека» – революционера, который должен сломать существующий «старый порядок».

Прошлое, настоящее и будущее сменяются и в снах Веры Павловны. Эти сны являются очень важными элементами композиции романа «Что делать?». О чём они?

В первом сне Вера Павловна видит себя парализованной и запертой в душном подвале. Её освобождает и исцеляет женщина, которая просит называть себя любовью к людям. Любовь к людям даёт Верочке цель жизни – освобождать таких же несчастных девушек, какой была сама Вера Павловна.

Чернышевский в этом коротком сне показывает движение женщины от жуткого прошлого к светлому будущему, в котором Вера веселится с освобождёнными девушками. И чтобы этого светлого будущего достичь, Вера Павловна должна трудиться в настоящем, освобождая других.

Сны Веры Павловны – это причудливое переплетение иносказания и бытовых реалий. Ярче всего это проявляется во втором сне, который начинается как притча. Интересно, что притчи – это особенность духовной литературы. Сын священника, бывший семинарист и идеолог революции Чернышевский для учебника социализма использовал методы религиозной литературы. Именно во втором сне появляются понятия «грязь реальная» и «грязь фантастическая». Что же это такое? Это образы, которые Чернышевский использует для людей прошлого.

«Грязь реальная» – это среда простых обывателей, которые вынуждены бороться с нищетой. Борьба за выживание их озлобляет и делает жестокими, но они трудятся и приносят пользу обществу. Такие люди могут стать ответственными, добрыми и нравственными гражданами, если им дать возможность жить, а не выживать. Марья Алексеевна, мать Верочки, невежественная и жестокая женщина. Но благодаря её труду и появляется «здоровый колос» – Вера Павловна, которая относится к «новым людям».

Другое дело «грязь фантастическая». Это среда праздных, богатых господ, все блага которым достались только по праву рождения. От них нет никакой пользы для общества. Выходец из этой среды – Серж. Он от природы человек не глупый и хороший, ничем не уступающий «новым людям», но совершенно неспособный заниматься делом.

Как вы думаете, тип «нового человека» – выдумка писателя или результат его наблюдений?

Считается, что Чернышевский взял в качестве основы для романа историю своих знакомых. Врач Чернышевского Пётр Иванович Боков женился на своей ученице Марии Обручевой, чтобы вызволить её из дома. Но спустя несколько лет Мария полюбила другого человека. Известного учёного-физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Таким образом, прототипом Лопухова называют Бокова, прототипом Кирсанова – Сеченова, а прототипом Веры Павловны – Марию Обручеву. В качестве второго прототипа Верочки указывают жену писателя Ольгу Сократовну Чернышевскую.

В мемуарах она писала: «Верочка (Вера Павловна) – я, Лопухов взят с Бокова».

Интересны слова и самого писателя. «Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова». Чернышевский выступает здесь как писатель-реалист. Он не изобретает тип «нового человека», а описывает его.

Есть в романе ещё один важный герой, который вовсе не является основным действующим лицом романа. Но тем не менее, он очень важен. Это «особенный человек» Рахметов. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; это цвет лучших людей, это двигатель двигателей, это соль соли земли».

Рахметов по происхождению дворянин. Но именно он в романе становится символом революции. Рахметов – вождь, за которым последуют «новые люди». Рахметов фанатично служит делу революции. Настолько, что идёт в бурлаки, чтобы испытать себя и постичь всю тяжесть жизни трудового народа.

Именно простому народу посвящены все его мысли. В романе есть характерный эпизод, когда Рахметов упрекает Веру Павловну в том, что после самоубийства мужа она хотела уехать, оставив мастерскую на другого человека.  «Вы разрушали благосостояние пятидесяти человек, вы вредили делу человечества, изменяли делу прогресса», – говорит он.

Рахметов – титаническая личность, даже бесстрашные люди «чувствовали перед ним по временам некоторую трусоватость».

В его образе есть черты религиозного подвижника. Например, он подвергает себя различным испытаниям, аскезе. Рахметов даёт обет безбрачия, словно монах. Только монах служит Богу, а Рахметов посвятил себя делу революции. «Я во сне вижу его, окружённого сияньем», – сказала спасённая Рахметовым дама. То есть, в образе ангела или святого.

Интересно, что и у Рахметова есть прототип – саратовский дворянин Павел Бахметев. Он был учеником Чернышевского в Саратовской гимназии. Увлечение революционными идеями, работа бурлаком, заграничная поездка – всё эти эпизоды не выдуманы писателем, а повторяют биографию Бахметева. Бахметев встретился в Лондоне с Александром Герценом и отдал ему деньги от продажи своего имения на нужды революции и издание журнала. В романе так же Рахметов отдаёт деньги философу Фейербаху на издание его трудов, популярных среди революционно настроенной молодёжи.

Рассуждая о героях Чернышевского, нельзя не отметить ещё один факт. Роман Чернышевского полемизирует с романом Тургенева «Отцы и дети». Их разделяет почти год. Тургеневский роман вышел раньше. В нём новые люди либо высокомерны и мрачны, как Базаров, либо смешны и никчёмны, как Ситников и Кукшина. У Чернышевского «новые люди» добры, веселы, благородны. Идеи Базарова терпят крах, а герои Чернышевского живут в благополучии и радостном ожидании счастливого будущего.

Картины этого будущего можно увидеть в четвёртом сне Веры Павловны.В нём Вера Павловна путешествует по историческим эпохам от древних языческих времён к далёкому будущему. Она видит, как со временем меняется роль женщины в обществе. Финальная точка путешествия Веры Павловны сквозь время – это будущее, которое должны построить «новые люди». А каким Чернышевский видит будущее?

Счастливым. Писатель создаёт утопию. В ней люди живут во дворцах из хрусталя, чугуна и алюминия. Они превратили пустыни в зелёные сады, охотно работают и развлекаются. Живут в полном достатке и не знают проблем. Интересы и желания людей совпадают. Социального расслоения не существует. И личность, и общество достигают абсолютной гармонии.

Интересно, что четвёртый сон Веры Павловны в XX веке стал идеалом, к которому должно идти советское общество. И сам роман Чернышевского называли учебником жизни. Но возможно ли построить счастливое общество по этому учебнику? Вряд ли. Уже современники писателя указывали на то, что его идеал слишком оторван от действительности.

Например, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал: «Читая роман Чернышевского «Что делать?», я пришёл к заключению, что ошибка его заключалась именно в том, что он чересчур задался практическими идеалами. Кто знает, будет ли оно так! И можно ли назвать указываемые в романе формы жизни окончательными? Ведь и Фурье был великий мыслитель, а вся прикладная часть его теории оказывается более или менее несостоятельною, и остаются только неумирающие общие положения».

Сегодня на уроке мы:

–     Узнаем, как создавался роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?»

–     Выясним, в чём заключается своеобразие этого романа.

–     Поговорим о значении романа «Что делать?» в истории литературы и общественной жизни России.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» ‒ одно из самых загадочных и сложных произведений русской литературы. И судьба этого романа так же удивительна, как и судьба его автора.

Роман появился на свет в застенках Петропавловской крепости. Николай Гаврилович Чернышевский писал его в одиночной камере, находясь под следствием. Писателя обвиняли в антиправительственной пропаганде и связях с революционной эмиграцией.

Следствие длилось почти два года, но роман был написан всего за два с половиной месяца. Чернышевский начал работать над ним 14 декабря 1862 года, а завершил работу 4 апреля 1863 года.

Рукопись романа цензура просматривала дважды. Первым с рукописью ознакомился цензор следственной комиссии. Он написал, что роман является «апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми». Тем не менее, ничего предосудительного в романе он не нашёл. А второй цензор позже признавался, что лишь бегло прочёл роман, потому что на нём стояла печать следственной комиссии.

Роман был допущен к публикации в журнале «Современник». Но уже позже, оценив общественный резонанс, власти роман запретили. Сняли запрет цензуры с романа Чернышевского только в XX веке, после революции 1905 года.

Номера журнала с главами романа Чернышевского изымались и уничтожались. Но роман жил. Журнал прятали и вручную переписывали главы романа, заучивали отрывки наизусть и читали вслух на закрытых собраниях. Известен даже факт чтения романа «Что делать?» на собрании в духовной семинарии.

Роман читали, переписывали, обсуждали, критиковали и хвалили. Например, оценка Ивана Сергеевича Тургенева была резко негативной.

«…Чернышевского ‒ воля ваша! ‒ едва осилил. Его манера возбуждает во мне физическое отвращение, как цитварное семя. Если это ‒ не говорю уже художество или красота ‒ но если это ум, дело ‒ то нашему брату остается забиться куда-нибудь под лавку. Я ещё не встречал автора, фигуры которого воняли: господин Чернышевский представил мне сего автора».

А вот что о книге Чернышевского писал русский учёный, революционер-анархист, князь Пётр Алексеевич Кропоткин. «Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

Известны слова Николая Семёновича Лескова: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, – но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: “гадость”, “прелесть”, “мерзость” и т. п. – все на разные тоны».

Так гадость или прелесть? Почему оценки романа настолько противоречивы и категоричны? Ответ на этот вопрос кроется в жанровом своеобразии романа.

Чернышевского часто упрекали в том, что его роман очень дурно написан. Николай Гаврилович и сам не раз говорил, что лишён художественного дарования. Вспомним, что Чернышевский прежде всего публицист, философ и общественный деятель. Поэтому его роман и вызывал отвращение у эстетических натур, как Иван Сергеевич Тургенев. А с восторгом роман приняли те, для кого важнее всего были идеи, которые Чернышевский изложил в романе.

Но постойте, скажете вы. Зачем писать один плохой роман, если можно написать десяток отличных статей? Начнём с того, что статей Чернышевский написал не один десяток. К тому же идеи в романе не были откровенно новаторскими. Большая их часть встречалась ранее в трудах европейских философов и экономистов.

Есть мнение, что Чернышевский спрятал за любовной линией опасные идеи, чтобы перехитрить цензуру. С другой стороны, любовная линия могла бы привлечь множество читателей. Но, возможно, всё немного сложнее.

Дело в том, что статья может объяснить положения какой-то теории. Но эти выкладки воспринимаются оторванными от реальности. Выбрав форму романа, Чернышевский не только изложил свои идеи. Он на примере обычной молодой семьи показал, как эти идеи воплотить в жизнь. Чернышевский подчёркивал, что его герои не идеальные, а реальные. И таким может и должен стать каждый.

Интересно, что некоторые идеи романа воплощались буквально. Например, устраивались коммуны по схеме писателя. Организовывались швейные мастерские для помощи девушкам. И эти мастерские успешно работали.

Роман Чернышевского литературоведы обычно определяют как художественно-публицистический. Но единого мнения по этому вопросу нет. Одни говорят, что роман Чернышевского социально-идеологический. Другие считают, что он философско-утопический. Ещё роман называют семейно-бытовым, интеллектуальным, публицистическим и даже детективным.

Вернёмся к определению «семейно-бытовой» и снова зададим вопрос. Почему Чернышевский в качестве внешнего конфликта выбрал любовный? Ведь можно было написать авантюрный роман или роман-путешествие, чтобы замаскировать идеи. А в романе Чернышевского очень много внимания уделяется семейным отношениям героев, любви.

Ответ на этот вопрос поищем у самого автора романа. Вот его слова из письма к сыновьям: «Любя кого-нибудь честным чувством, мы больше, нежели было бы без того, любим и всех людей. Такова-то научная истина о всех честных и добрых личных чувствах: это чувства, имеющие непреодолимое свойство расширяться с любимого нами человека на всех людей. И теперь не засмеёмся ли мы, если нам попадется в какой-нибудь ученой книге глупость такого сорта: «семейная любовь ‒ чувство узкое». Это совершенно не научная мысль, при научном анализе оказывающаяся бессмысленным сочетанием слов».

Чернышевский считал основой общества семью. И верил, что для переустройства общества свергнуть царя недостаточно. Надо начинать с её основ. То есть, с семьи.

Ключевой теорией романа является «теория разумного эгоизма». Согласно этой теории, личные интересы человека важнее интересов других людей. Но счастье одного человека невозможно, если при этом несчастны другие люди. Делая добро другим, человек обретает счастье.

Реализуется эта идея в романе через любовную линию. Лопухов подстраивает самоубийство, чтобы не мешать жене и другу быть счастливыми. Ведь ситуация любовного треугольника делает несчастными их всех. А переписав заново свою жизнь, Лопухов обретает истинное счастье.

Надо сказать, что для революционной молодёжи в романе важнее всего оказались социальные и экономические теории. Например, обустройство швейных мастерских – это воплощение «теории малых дел». А вот писатели острее всего восприняли именно «теорию разумного эгоизма». Разумеется, это нашло своё отражение в литературе.

Многим писателям показалось чудовищной идея о том, что жизнь можно строить исходя из теории расчёта выгод. А ставить собственные потребности во главу угла для них было неприемлемо. И уж тем более загонять живую, непредсказуемую жизнь и человеческие чувства в рамки логики. А некоторые писатели попросту придерживались консервативных взглядов. Поэтому роман пришёлся им не по вкусу. 

С Чернышевским так активно спорили на страницах романов, что появился даже целый литературный жанр. Назывался он «антинигилистическим романом». Такие романы строились по определённым канонам. Революционеры-нигилисты изображались в них невеждами, хамами и наглецами. А эмансипированные женщины были жертвами обмана этих наглецов. Один из таких романов высмеял Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Мысль этого романа заключается в следующем: мыслить не надобно, ибо мышление производит беспорядок и смуту», ‒ писал он.

Крупнейшие представители критического реализма тоже не остались равнодушными к идеям романа. У Достоевского полемика с Чернышевским прослеживается в «Записках из подполья».

А в романе «Преступление и наказание» писатель создал сразу несколько характеров, которые показывают, куда может завести теория разумного эгоизма. Это Лужин, Лебезятников, Раскольников и Свидригайлов. Полемику с Чернышевским можно обнаружить в произведениях Лескова, Толстого, Тургенева и многих других писателей второй половины XIX века.

Вторая волна интереса к роману «Что делать?» возникла уже в XX веке. После революции 1905 года его рассматривали как учебник, по которому нужно строить общество социализма. А деятелям искусства понравились футуристические картины будущего из четвёртого сна Веры Павловны. Скульпторы и художники-конструктивисты проектировали здания из бетона, стекла и алюминия. Эти проекты для своего времени были инновационными.

Можно смело сказать, что философ-просветитель Николай Гаврилович Чернышевский создал уникальный роман, который стал феноменом в русской культуре.

Находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, Чернышевский понимал, что ему необходимо быть осторожным. Поэтому он тщательно, по несколько раз перерабатывал рукопись.

Многие острые моменты и реплики героев были вычеркнуты. Например, критика славянофилов. Вычеркнутой оказалась и эта фраза из «Предисловия»: «Зачем вы так много страдаете, люди? Нет вам никакой надобности страдать, кроме дикости ваших понятий. Поймите истину, и истина осчастливит вас».

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chto-delat/analiz-proizvedeniya-chernyshevskogo.html
  • https://www.nur.kz/1876163-cto-delat-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia.html
  • https://videouroki.net/video/15-kompoziciya-romana-chto-delat-starye-i-novye-lyudi.html
  • https://videouroki.net/video/14-roman-chto-delat-tvorcheskaya-istoriya-romana-chto-delat-zhanrovoe-svoeobrazie.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт