ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. « Горе от ума». Александр Андреич Чацкий

illjustracija-Gore-ot-uma-Chackij-N-Kuzmin.jpg

Александр Андреевич Чацкий является одним из главных героев знаменитой комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова. Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума», образ, описание, биография

Полное имя героя — Александр Андреевич Чацкий:

«…Александр Андреевич Чацкий…» (цитата из списка действующих лиц)

Чацкий является дворянином и помещиком. По словам господина Фамусова, у Чацкого есть 400 крепостных крестьян. По мнению Хлестовой, у Чацкого 300 крепостных:

«Хлёстова: …имел душ сотни три.

Фамусов: Четыре.» (действие III явление 21)

Он является членом Английского клуба, в котором состоят богатые, знатные дворяне:

«Потом, подумайте, член А́нглийского клуба…» (Чацкий о себе, действие III явление 2)

Чацкий является холостым мужчиной:

«Княгиня: И хо-ло-стой? 

Наталья Дмитриевна: Да, не женат.» (действие III явление 7)

Александр Чацкий — сирота, одинокий человек. Его мать и отец умерли, когда он был ребенком. Известно, что отец Чацкого был другом Фамусова:

«Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок…» (слова Фамусова, действие II явление 5)

После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова и с детства дружил с его дочерью — Софией Фамусовой. Повзрослев, молодой человек стал жить отдельно:

«Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли 

Привычка вместе быть день каждый неразлучно  

Связала детскою нас дружбойно потом  

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,  

И редко посещал наш дом…» (София о Чацком, действие I явление 5)

«Я помню, ты дитёй с ним часто танцовала…» (Хлестова о Софии, действие III явление 10)

Чацкий является умным, остроумным мужчиной, по мнению Софии и ее отца:

«Остёр, умён, красноречив…» (София о Чацком, действие I явление 5)

«Жаль, очень жаль, он малый с головой  

И славно пишет, переводит. 

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…» (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)

Он является красноречивым человеком, по словам Софии и господина Фамусова:

«…умен, красноречив…» (София о Чацком, действие I явление 5) 

«Что говорит! и говорит, как пишет!..» (Фамусов о нем, действие II явление 2)

Александр Чацкий любит острить и «подкалывать» людей, но делает это не с целью навредить. За это София называет его «змеей»:

«Кто так чувствителен, и весел, и остёр, 

Как Александр Андреич Чацкий!» (Лиза о Чацком, действие I явление 5)

«Послушайте, ужли слова мои все колки? 

И клонятся к чьему-нибудь вреду?..» (Чацкий о себе, действие I явление 7)

«Не человек, змея!..» (София о Чацком, действие I явление 7) 

Он является насмешливым человеком, однако его насмешки всегда направлены против глупых и ограниченный людей:

«Что помнится? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.» (София о нем, действие I явление 5) 

«На смех, того гляди, подымет Чацкий вас…» (Лиза предупреждает Молчалина, действие II явление 11)

«Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…» (София о Чацком, действие III явление 1) 

«Град колкостей и шуток ваших грянет. 

Шутить! и век шутить! как вас на это станет!..» (Софья о Чацком, действие III явление 1)

«А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить…» (Софья о Чацком, действие III явление 14)

Судя по всему, Чацкий часто разговаривает с окружающими в резком тоне:

«Да! грозный взгляд, и резкий тон, 

И этих в вас особенностей бездна…» (Софья о нем, действие III явление 1)

По словам Софьи, Чацкий невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей:

«Зачем же быть, скажу вам напрямик,  

Так невоздержну на язык?  

В презреньи к людям так нескрыту?» (Софья о нем, действие III явление 1)

Чацкий является гордым человеком, «гордецом», по мнению Фамусова:

«Вот то-то, все вы гордецы!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

По словам Фамусова, Чацкий является франтом, мотом и сорванцом:

«…этот франт-приятель; 

Отъявлен мотом, сорванцом…» (Фамусов о Чацком, действие I явление 10)

Александр Чацкий — свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность». Фамусов за это называет его «карбонарием», «якобинцем», «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова:

«Он вольность хочет проповедать!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2) 

«Да он властей не признает!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

«Ах! боже мой! он карбонари*!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

(*карбонарий — то есть революционер) 

«Опасный человек!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

«Я думаю, он просто якобинец*…» (княгиня Тугоуховская о Чацком, действие IV явление 7)

(*якобинец — то есть вольнодумец)

Чацкий является независимым человеком. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин:

«Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. 

Чацкий: Зачем же надобно?..» (действие III явление 3)

Чацкий бросил военную службу, а также решил не служить чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих двух вариантов занятости, но Чацкий не занимается ни тем ни другим:

«Княгиня. От-став-ной? 

Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился.» (действие III явление 7)

Он нигде не служит, потому что не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого было бы очень сложно сделать карьеру:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно…» (действие II явление 2)

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только карьерой чиновника или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:

«Из молодых людей, найдется – враг исканий, 

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, 

В науки он вперит ум, алчущий познаний; 

Или в душе его сам бог возбудит жар 

К искусствам творческим, высоким и прекрасным…» (мнение Чацкого о себе,действие II явление 5) 

Он является искренним человеком, не притворщиком, по его собственным словам. Он любит правду и предпочитает, чтобы ему прямо говорили о чем-то. Когда ему нужно притвориться, он подчеркивает, что притворяется «раз в жизни»:

«К чему обманывать себя мне самого?..»  (слова Чацкого, действие IV явление 10)

«Зачем мне прямо не сказали, 

Что всё прошедшее вы обратили в смех?!»(Чацкий — Софье, действие IV явление 14)

«Раз в жизни притворюсь…» (Чацкий о себе, действие III явление 1)

Александр Чацкий — чувствительный человек:

«Кто так чувствителен, и весел, и остер, 

Как Александр Андреич Чацкий!..» (Лиза о Чацком, действие I явление 5)

Он является страстным, пылким человеком, по его собственным словам:

«Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает себя с Молчалиным, действие III явление 1)

У него есть собственное мнение обо всем в отличие от Молчалина. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе:

«Помилуйте, мы с вами не ребяты, 

Зачем же мнения чужие только святы?» (слова Чацкого, йствие III явление 3) 

«Я глупостей не чтец, 

А пуще образцовых…» (действие III явление 3)

Чацкий возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде царит «чужевластье мод», то есть побеждают заграничные модные течения. По словам Чацкого, из-за того что русские дворяне обычно разговаривают на французском, простые крестьяне легко могут принять их за иностранцев. Чацкий ставит в пример китайцев, которые не особо увлекаются всем иностранным:

«Ах! если рождены мы всё перенимать, 

Хоть у китайцев бы нам несколько занять 

Премудрого у них незнанья иноземцев. 

Воскреснем ли когда от чужевластья мод? 

Чтоб умный, бодрый наш народ 

Хотя по языку нас не считал за немцев.» (слова Чацкого, действие III явление 22)

Чацкий считает простой русский народ «умным и бодрым»:

«Чтоб умный, бодрый наш народ…» (действие III явление 22)

В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов:

«Безумным вы меня прославили всем хором…» (слова Чацкого, действие IV явление 14)

Александр Чацкий не любит «людскую толпу» и московское фамусовское общество.

«И в многолюдстве я потерян, сам не свой. 

Нет! недоволен я Москвой…» (действие III явление 22)

В начале пьесы господин Чацкий возвращается в Москву после 3 лет «странствий по свету». Все эти годы он не писал Фамусовым и теперь нагрянул к ним, «как с облаков»:

«Ну выкинул ты штуку! 

Три года не писал двух слов! 

И грянул вдруг, как с облаков.» (Фамусов о Чацком, действие I явление 9) 

«Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2) 

«Охота странствовать напала на него…» (Софья о Чацком, действие I явление 5)

Несмотря на годы разлуки, Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. По словам Чацкого, все эти три года он дышал и жил чувствами к Софье:

«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,  

Которые во мне ни даль не охладила,  

Ни развлечения, ни перемена мест.  

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие IV явление 14)

Однако Софья за эти годы успела забыть о Чацком и увлеклась Молчалиным, который служит у ее отца:

«И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление 7)

Узнав о том, что Софья влюблена в Молчалина, Чацкий разочаровывается в ней. Ему обидно, что он спешил и летел к Софье, а получил такую «награду». Чацкому неприятно, что возлюбленная предпочла ему посредственного Молчалина:

«Слепец! я в ком искал награду всех трудов! 

Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. 

Пред кем я давиче так страстно и так низко 

Был расточитель нежных слов! 

А вы! о боже мой! кого себе избрали? 

Когда подумаю, кого вы предпочли! 

Зачем меня надеждой завлекли?» (Чацкий о своем разочаровании, действие IV явление 14)

Расставшись с Софьей и разочаровавшись в целом в московском обществе, Чацкий решает уехать из Москвы:

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. 

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…» (действие IV явление 14)

Критика о Чацком в комедии «Горе от ума»

А. С. Пушкин:

«Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен…»  (А. С. Пушкин — П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.)

«В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб…»  (А. С. Пушкин — А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.) 

«Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий. <…> Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…>  

Чацкий жалок и смешон потому, что глупая любовь к Софии Павловне вовлекает его в ревность к Молчалину и Скалозубу, которых признает он ничтожнейшими людьми. <…> 

Чацкий смешон и жалок потому, что глупая, безалаберная любовь приписала, закабалила его дому Фамусова с жильцами и посетителями его. Он декламирует пред ними на языке им не понятном. Впрочем, за исключением постыдных отношений Софии к Молчалину, в этом доме ничего нет особенно глупого и такого, что бы могло вывести из себя благоразумного и порядочного человека. <…>   

И опять приходишь к заключению, что Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок: потому что ничего нет смешнее и жалче, как расточать удары свои на воздух. Мы из комедии видим, что Чацкий желчен и раздражителен, что он ругает всех и все, что только на глаза попадается. Но мы не видим, чего бы он хотел, и какого держится он исповедания по вопросам нравственным и общественным. Он негодует на низкопоклонство, на господство французского языка в русском обществе, на одежду. 

Но эти жалобы, эти упреки не новы, они изношены и стерты до основы. <…> В воззрениях Чацкого ничего нет нового и оригинального…» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

«Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии. 

Грибоедов дал ему светлый, возвышенный взгляд, пылкое, благородное чувство; но растворил его душу и язык желчью едкости, не достигающей до байроновской мизантропии и между тем возвышающейся над паркетным цинизмом Репетиловых…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)

«Чацкий воспитывался вместе с Софьей, потом, достигнув возраста самостоятельности, то есть восемнадцати лет, «съехал» от Фамусова, но жил в Москве и «редко посещал» его дом. За три года до начала действия, то есть в 1819—1820 годах, уехал из Москвы. <…> 

Он вступил в кавалерию… <…>  Затем последовал «польский период» его жизни, к которому относится его «с министрами связь»… <…> Он, конечно, русский дворянин, но происхождение ведёт из Польши, как и сам Грибоедов. <…>  

Больше всего споров с первых дней появления «Горя от ума» вызывает образ Чацкого. Идеи, им высказываемые, оказались сложным сплавом просветительских, романтических и философских течений. Но что бы герой ни говорил, драматург отнюдь не превращал его в нелепого декламатора, ведущего политические споры с гостями на балу, как это представилось Пушкину… или Гончарову… <…>  

Отсутствие ясно выраженной политической программы в речах Чацкого делает его образ типичным и правдоподобным… …Кто же Чацкий — декабрист? насмешка над декабристами? Ни то ни другое! И по самой существенной причине: к весне 1824 года, когда пьеса была закончена, Грибоедов не знал ни одного члена тайных обществ. <…> Однако декабристы, их идеалы упомянуты автором, но очень своеобразным способом. <…>  

Конфликт Чацкого с московским обществом отнюдь не так резок, как это представилось последующим эпохам. <…> Тот, кто рождён в московском обществе, кто имеет в нём родственников, пусть дальних, никогда не будет из него изгнан; тот, кто рождён вне его, никогда не будет в него принят.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)

Это был цитатный образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание личности и характера героя, биография Александра Андреевича Чацкого в цитатах.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума» Фамусов “Да он властей не признает!” Фамусов “Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди” Фамусов “Явитесь вы вполне великодушны: К несчастью ближнего вы так неравнодушны” Софья ВЫВОД: Чацкий умен, образован, духовно развит, обладает здравостью суждений и трезвостью в оценке окружающих явлений. Он справедлив, ему не свойственны месть и угодничество. Его ум и любовь приносят Чацкому только горе и разочарование.

Против него объединились все, называя его сумасшедшим.

Цитатная характеристика Чацкого« Печорин – “младший брат” Онегина(по роману М. Ю. ЛермонтоваУсловности изображения у Пушкина и Чехова »

Л4.jpg

Чацкий.

Художник  Н.В. Кузьмин, 1948

Цитатная характеристика Чацкого

Лиза: «…так чувствителен, и весел, и остер…»Софья: «Остер, умен, крас­норечив, в друзьях особен­но счастлив…» Лиза и Софья о Чацком.
Чацкий.Критично относится к нравам высшего общества, в котором богатство получено не трудом, а грабительством, эксплуатацией крестьян, где процветает чинопочитание, семейственность, человека ценят по богатству, высмеивает преклонение перед иностранцами, обвиняет общество, где любое слово, сказанное в обвинение этого общества, будет пресечено, человеку просто « зажмут рот».
Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле.  Чацкий.Высмеивает желание нанять учителей подешевле, ведь главное в фамусовском обществе не знания, а стремление быть как все, то есть создать видимость, что дети получают образование, ведь так принято в обществе.
Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.  Чацкий высказывает мысль  том, что ничего в нравах, порядках общества не изменилось за годы.
Карету мне, карету!  Чацкий.Знаменитая финальная фраза героя, стремящего поскорее уехать из Москвы, убежать от этого фамусовского общества, которое он не принимает.
Чацкий.Понял, что все его мечты о том, что в Москве многое изменилось, напрасны. Он реально увидел, каковы люди, нравы.

 

Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют — И вот общественное мненье!  Чацкий.Высмеивает общественное мнение, которое, по сути, является лишь слухами и сплетнями.
Чацкий.Говорит о том, какие нравственные муки он испытывает, как тяжело ему на душе от увиденного и услышанного.
Чины людьми даются, А люди могут обмануться Чацкий.Чинопочитание — один из пороков общества. Это понимает Чацкий. Отмечая, что чины часто даются вовсе не за заслуги человека.
Чацкий.Пытается объяснить, что странности его увидели в обществе потому, что он не похож на всех глупцов, как например, Молчалин.
Судьба любви — играть ей в жмурки Чацкий о сущности любви, что трудно понять, где истинная любовь, как трудно понять это человеку.
Прошедшего житья подлейшие черты Чацкий.Резкое обвинение фамусовского общества, герой называет его «подлейшим».
А судьи кто? Чацкий.С этих слов начинается знаменитый монолог героя, в котором он обвиняет общество в пороках, считает, что истинный суд над «подлейшим» обществом обязательно будет.
Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий.Отмечает,что он готов служить народу. Стране, но не прислуживать сильным мира сего.
Чацкий.Обвинение  в адрес высшего общества, в котором за годы не изменилось ничего: по прежнему высот достигали те. кто ниже кланялся и угождал, льстил и пресмыкался.
Чацкий.Говоря о Молчалине, о том, что он достигнет высот в обществе, та как не высказывает своего мнения, молчит, Чацкий обвиняет всё общество, в котором ценятся бессловесные, молчаливые, во всём угождающие  люди.
И дым Отечества нам сладок и приятен!  Чацкий.Патриот совей страны, любит родину, ему дорога она.
Чацкий.В Москве по-прежнему одни развлечения в высшем обществе.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!  Чацкий.Слова, ставшие афоризмом. Легко тем, кто верит в то, что в жизни всё так и должно быть, не задумывается над проблемами.
Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног.  Чацкий.Слова, обращённые Софье, герой буквально мчался к своей любимой.
Гоненья на Москву. Что значит видеть свет! Где ж лучше?Чацкий: Где нас нет.

 

Чацкий.Отмечает, что везде одинаковые нравы и порядки, что только кажется, что где-то лучше.
Хотел объехать целый светИ не объехал сотой доли.

 

Чацкий.Стремление героя увидеть мир, понять жизнь людей.
Пойду искать по свету,Где оскорбленному есть чувству уголок!

 

Чацкий.Бежит из Москвы, пытаясь найти место, где ему будет спокойно, где его не будут оскорблять.
Рабское, слепое подражанье

 

Чацкий об обожании всего иностранного, преклонении перед ним. 
Рассудку вопреки, наперекор стихиям  Чацкий.Говорит о «чужевластье мод», заставляющих россиян перенимать европейскую одежду — «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
Смешенье языков: французского с нижегородским 

 

Чацкий.Иронизирует над галломанией русского дворянства, которая часто сочеталась с плохим знанием французского языка
Ум с сердцем не в ладу  ЧацкийГоворит о себе в разговоре с Софьей, считая, что сердце не способно воспринять то, что говорит ему разум, так всё изменилось, чуждо герою.

Краткая характеристика Чацкого

  • Александр Андреич Чацкий- один из главных героев пьесы.
  • Дворянин, представитель молодого поколения — « века нынешнего».
  • Чацкий получил хорошее образование, человек прогрессивных взглядов, всегда высказывает свою точку зрения, часто отличную от той, что принята в обществе, чем вызывает раздражение и непонимание окружающих.
  • Герой не был в Москве три года, спешит, чтобы увидеть любимую-Софью.
  • Открыто высказывает своё мнение по острым вопросам: он противник низкопоклонства, чинопочитания, считает, что человек должен трудиться, служить Отечеству; выступает против любого насилия, эксплуатации, унижения простых людей, чей труд кормит фамусовское общество; считает, что человек должен быть образован, но не для того, чтобы не выделяться в обществе без образования,  а знания должны помогать ему в жизни, в труде.
  • Монологи Чацкого обличают пороки общества, порядки « века минувшего», когда господствовали покорность, страх.
  • В его речах затронуты многие стороны жизни общества: государственная служба, крепостное право, образование, проблемы патриотизма и воспитания, преклонение перед иностранным. Чацкий — борец за свои убеждения, идеалы., он рвётся к жизни правдивой, честной, к службе делу.
  • Чацкий испытывает нравственные страдания, «горе от ума».
  • Несчастен герой и в любви: Софья предпочла Молчалина, низкого, льстивого человека. Это оскорбляет его. Да ещё именно Софья разносит на балу слух о сумасшествии Чацого, что усиливает страдания героя.
  • Герой эмоционален, пылок, он словно вихрь врывается в дом Фамусова. Его искренность, энергия, жизнелюбие просто оказались непонятыми в доме Фамусова.
  • Одним из способов характеристики героя является его речь. Речь Чацкого- литературная, образная, пафосная, он говорит остроумно, метко. Даже Фамусов восхищён его речью: « Говорит как пишет».
  • Множество высказываний Чацкого стали афоризмами: «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?»
  • Сложно сказать, победитель или побеждённый Чацкий. Вроде он отвергнут обществом, потерпел неудачу в любви, столько испытал разочарований. Однако именно он сумел сказать правду в глаза людям, высказать своё мнение, не стал подхалимом, как все остальные, сохранил свою честь и достоинство. Этим он вызывает искренне восхищение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

“Горе от ума” Александра Грибоедова – выдающееся произведение русской литературы, которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты. Самые меткие выражения стали крылатыми и используются в качестве поговорок и афоризмов. Мы употребляем их ежедневно, слышим их с экранов телевизоров и не всегда помним, что автор этих крылатых выражений – поэт Александр Грибоедов. Предполагаем, что по количеству афоризмов и поговорок, “вышедших” из литературного произведения, “Горе от ума” является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы. И это притом, что “Горе от ума” – это совсем небольшое по объёму произведение.Цитаты Чацкого из «Горе от ума» представлены в этой подборке.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!Служить бы рад, прислуживаться тошно.Свежо предание, а верится с трудом.Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле?Кто служит делу, а не лицам…О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье!Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.Чины людьми даются, а люди могут обмануться.А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, — а беды медленьем не избыть.Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.Послушай! Ври, да знай же меру.И в многолюдстве я потерян, сам не свой.Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых.Мне в петлю лезть, а ей смешно.Судьба любви — играть ей в жмурки.Я езжу к женщинам, да только не за этим.Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена.

Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Ах, Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Куда деваться от княжон! –

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья. 

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных..

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/08/chackij-harakteristika-gore-ot-uma-griboedov.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/citatnaya-xarakteristika-chackogo/
  • http://literatura-ege.ru/егэ-анализ-произведений/егэ-литература-а-с-грибоедов-горе-от/
  • https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-chatskogo-iz-gore-ot-uma

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт