Художник Иван Хруцкий (1810 – 1885). У истоков русского натюрморта

Сегодня я хотела бы написать о художнике, авторе этого знаменитого натюрморта.

В советское время он был очень популярным — везде и часто можно было увидеть его репродукцию.

А написал его русский (и белорусский) художник Иван Фомич Хруцкий. Вот и натюрморт:

«Цветы и плоды», написанный в 1839 г.

И вот мне захотелось рассказать об этом художнике.

Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий родился 27 января 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда, Витебской губернии.

Отец будущего художника, Фома Иванович Хруцкий, был греко-католическим священником. Первоначальное художественное образование Иван Трофимович получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году Хруцкий переезжает в Петербург, где берет уроки живописи у английского живописца Дж. Доу, одновременно посещая Академию художеств вольноприходящим учеником.

В 1830-х годах Иван Трофимович поступает в Академию художеств. Преподавателями у него были известные русские художники К.П. Брюллов, М.Н. Воробьёв, А.Г. Варнек, Ф.А. Бруни.

Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики.

В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами — эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. — период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний.

«Натюрморт с птичкой» 1832 г.

От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов.

«Плоды и свеча» 1839 г.

«Цветы и фрукты»

«Натюрморт с грибами»

«Плоды.» Фрагмент

Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя «новые» предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.

Вскоре натюрморты, вышедшие из-под кисти художника Ивана Хруцкого, украшают салоны и гостиные столичной публики. И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем.

Ему приходится делать по 6 — 7 повторений каждого натюрморта, настолько они становятся популярными. Так к нему приходят первые деньги и первое признание.

«Битая дичь, овощи и грибы», 1854г.

«Мясо и овощи» 1842.

За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду — малую серебряную медаль Академии художеств. И это в 26 лет!

Через два года у него уже малая золотая медаль. Оставалось получить большую золотую медаль, чтобы сбылась мечта любого русского художника того времени. Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Академия художеств составляла для художников программу, написанные по ней работы они должны были присылать на родину. Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу». Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.

В 1839 году униатская церковь оказалась под запретом и отец художника — священник Фома Хруцкий оказался без прихода, он умирает.

Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана. Он должен взять все заботы о семье.

Прощай, Италия!

В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное.

Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Возможно, жили по родственникам. Хруцкий работает очень много.

За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 — 3 месяца. Сегодня таких людей называют трудоголиками.

Причем пишет он сильных мира сего, вроде городского головы Петербурга или издателя Пушкина и Лермонтова — Ильи Глазунова. Ему очень нужны деньги.

И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю.

Хруцкий строит дом на берегу озера по собственному проекту, разбивает сад, что тогда считалось роскошью. Художник и тут налаживает связи — пишет портреты предводителей дворянства Витебской губернии, Полоцкой губернии, Лепельского уезда…

Через год женится на соседке Анне-Катарине Бембновской.

Он активно занимается хозяйством, хотя и продолжает писать портреты детей и свои любимые плоды, грибы и овощи. Но известно крайне мало работ того периода.

«Портрет неизвестной», 1843.

«Портрет неизвестной с цветами и фруктами», 1838.

«Портрет молодой женщины с корзиной»

«Портрет мальчика в соломенной шляпе», 1830-е годы.

«Портрет неизвестной», середина1830 г.

Последние двадцать лет жизни Иван Хруцкий провел в полном забвении. Он, наверное, даже не узнал, что его натюрморт на одном из аукционов в Москве купил для своей галереи сам Третьяков. А попасть к Третьякову означало признание несомненного художественного достоинства картины.

Картины Ивана Фомича находятся в музеях и России и Белоруссии.

Иван Фомич Хруцкий – всемирно известный живописец, мастер натюрморта (основатель русского натюрмортного жанра) и портретист, академик Петербургской Академии живописи.

Искусствоведы считают, что натюрморты Ивана Хруцкого написаны под сильным влиянием голландских и фламандских мастеров, однако художник выработал свой уникальный почерк натюрморта: работы Ивана Фомича полны оптимизма и явного наслаждения жизнью. Ведь щедрые дары природы на картинах живописца – это символ изобильной жизни в те времена, когда творил художник. И дивный виноград, и экзотические лимоны в «голландском стиле» (со срезанной кожурой), и другие дорогие «заморские» фрукты при реалистичной манере письма с изображением самых мелких деталей (фактура ткани и металла, керамики и яркого стекла, кожура фруктов) делали натюрморты Ивана Хруцкого желанными для картинных галерей самых состоятельных домов Российской Империи.

Биография Ивана Фомича Хруцкого

Художник Иван Фомич Хруцкий (Ян Томашевич Хруцкий) родился в январе 1810 года в белорусской губернии, в семье греко-римского священника, шляхтича (дворянина) Фомы (Томаша) Хруцкого.

В 1830 году Ивана Хруцкого приняли в Академию, где учителями будущего художника стали выдающиеся мастера живописи К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, А.Г. Варнек, М.Н. Воробьев. 

С 1830 года художник представляет на суд публики свои натюрморты, которые в те времена именовались «живопись цветов и фруктов». Сюжеты постоянно усложняются, в композиции появляются не только фрукты, цветы и ягоды. 

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» художник получает Большую серебряную медаль и звание свободного художника за представленные пейзажи. 

Цветы и плоды

С 1835 по 1838 годы Иваном Хруцким была написана целая серия портретов «Прекрасной незнакомки», которая осталась «Неизвестной» — с книгой, в белом платье, с корзиной, с цветами и фруктами. Эти «неизвестные» стали огромной загадкой для искусствоведов и историков. Кто она, эта замужняя женщина (на картинах мы видим обручальное кольцо)? Явно, не жена художника. Была в жизни художника какая-то загадочная история…

Портрет неизвестной в белом платье, с книгой

В сентябре 1839 года Иван Хруцкий становится академиком живописи. За отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей. 

Удивительно, но после получения академического звания художник прекращает писать эффектные натюрморты. 

В конце 1839 года умирает отец художника, и Иван Хруцкий оставляет Петербург – в этот город он больше не вернется.

В Полоцком уезде художник покупает имение Захарничи, строит по собственному проекту дом и живет в имении практически безвыездно. Он не стал затворником, ездил в гости и принимал соседей, но из губернии уже не выезжал – ему хватало тем и вдохновения в своём доме. 

Живя в Белорусской губернии художник не оставляет живописи, однако в его творчестве начинается другой период – он пишет иконы, портреты лиц духовного звания, пейзажи, копии с картин европейских мастеров (по заказу митрополита Иосифа Семашко), изображения интерьеров или картины «в комнатах».

Скончался Иван Фомич Хруцкий в январе 1885 года, похоронен в своём имении, в родовом склепе.

Картины Ивана Фомича Хруцкого

Вид на Елагином острове в Петербурге

Цветы и плоды

Портрет неизвестной с фруктами и цветами

Цветы и плоды

Плоды и свеча

Цветы и плоды

Плоды и дыня

Плоды

Натюрморты с грибами

Мясо и овощи

Битая дичь, овощи и грибы

Семейный портрет

В комнатах усадьбы художника Захарничи Полоцкой губернии

В комнате

Старуха, вяжущая чулок

Портрет молодой женщины с корзиной

Портрет неизвестной

Портрет неизвестной с корзиной в руках

Девочка с фруктами

Портрет мальчика

Портрет мальчика в соломенной шляпе

Натюрморт

Натюрморт

Натюрморт с виноградом

В комнатах художника (Дети перед мольбертом)

Амуры с гирляндами

Птичка и плоды

Цветы и фрукты

Цветы и плоды

Фрукты

Плоды и цветы

Автопортрет

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

10

Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» – работа, характерная для живописца, в определённый период своей жизни приверженца натюрмортов. Написана маслом на холсте размером 66,3 х 89,2 см в 1839 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее (зал 14).

Содержание

Автор

Хруцкий Иван Трофимович (по другой интерпретации Ян Фомич) – русский живописец белорусского происхождения. Годы жизни: 1810 – 1885. Родился в Витебской губернии. Художественное образование получал в Полоцке, затем в Санкт-Петербурге. В 1839 году уехал из столицы на родину, где жил и творил все оставшиеся годы.

В галерее живописца множество натюрмортов – влюблённый в природу и восхищающийся её чудесными дарами, Хруцкий цветы и плоды писал не раз. За свои произведения, в том числе за одноимённые (в некоторых каталогах значатся как «Цветы и фрукты»), художник в 1836 году получил в Академии большую серебряную медаль, в 1839-м – звание академика.

Картина Хруцкого «Цветы и плоды», именно экспонат Третьяковской галереи, стала одной из последних работ художника петербургского периода. Кроме того, она завершила этап натюрморта в творческой жизни художника (он переключился на пейзажи, портреты и интерьеры). И пусть художник не стал великим, но он был высококлассным мастером, уважаемым и успешным. Среди его работ есть замечательные картины, которые трогают сердца и запоминаются. Одна из них «Цветы и плоды».

Название и традиции

«Цветы и плоды» – обобщённое название подобного типа натюрморта. Традиция составлять композицию и изображать дары земли получила широкое развитие в европейском искусстве XVII века (особенно в Голландии). С появлением Петербургской Академии художеств (основанной в 1757 году) натюрморты прижились и в России.

Почитая европейские традиции, живописец Хруцкий поместил на свой натюрморт экзотические лимон, персики и виноград; остальные «герои» полотна – из отечественных садов, полей и огородов. Особенно тёплым поклоном родине выглядят васильки с колосками.

Композиция в целом классическая. Её традиционность состоит ещё и в совершенстве воображаемого треугольника с вершиной над крупным розовым цветком (по вертикальной оси картины).

Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды»

Яркий натюрморт, выполненный сочными красками, собирает в себе прекрасные дары природы, результаты труда человеческого, пожалуй, всего летнего сезона. Здесь июньские пионы и ирисы соседствуют с июльскими грушами, виноград августа с сентябрьской тыквой, заморские лимоны с теплолюбивыми персиками. Настоящая картина-песня красоте и урожаю.

В центре композиции керамическая или фаянсовая ваза с объёмным рисунком – лисицы в окружении зелени – наверное, пришли воровать виноград (подобные вазы в 1830-е годы были буквально ширпотребом и производились в Петербурге на фабрике Поскочина).

В вазе красуется эффектный букет. Он составлен из бордовых и розовых махровых пионов, голубовато-сиреневых ирисов с бархатистыми язычками, жёлтых и белых крупных, наполовину раскрывшихся бутонов с жёлтой сердцевиной, мелкой россыпи белых цветочков и голубых незабудок. Есть в роскошном букете и гости с полей – хлебные колосья и васильки. Растения срезаны с листвой, которая своей разнообразной зеленью делает охапку цветов ещё пышнее и наряднее.

Ваза стоит на близком ей по цвету столе с трещиной. Серая гамма с землистым оттенком напоминает о том, что вся эта душистая красота – дары земли.

Слева натюрморта на столе небольшое, плетёное из широкой бересты лукошко. Дно его выстлано виноградными листьями, поверх которых осторожно уложены бархатные персики с нежной сочной мякотью. Один из них, разломленный пополам, лежит тут же у ящичка и, кажется, источает умопомрачительный аромат. Половинки персика говорят о том, что плод был именно разломлен – косточка легко отделилась от одной из половинок, да и ножа нигде не видно. Только совершенно спелый персик при нежном прокручивании по природной ложбинке способен так разломиться.

За лукошком большая корзина отборной смородины всяких сортов, какие только есть в садах – белой, чёрной, красной. Поверх ягод брошено несколько лёгких веточек овса.

Справа от вазы – изящные груши (на одной сидит муха, привлечённая сладким ароматом), разрезанный лимон, блестящее яблоко и крупная ребристая тыква, на которой красуется янтарная гроздь винограда. Небольшая его веточка повисла на краю стола перед грушами, как бы приглашая зрителя оторваться от стола и пойти в пышный сад.

В тени за тыквой посверкивает графин с водой. Наполовину наполненный ею стакан, тут же у вазы. В нём виднеется долька лимона, которая освежает и без того сочный натюрморт, насыщенный ароматами цветов и плодов.

Впечатление от картины Хруцкого «Цветы и плоды»

Натюрморт в стиле классицизма, выполненный в меру яркими, природными красками, натуральными и живыми, согревает и очаровывает – он удивительно гармоничен и приятен для глаза. Рассматривание картины успокаивает, перенося зрителя в атмосферу положительных впечатлений и эмоций. Тревожные настроения улетучиваются, психоэмоциональное состояние стабилизируется – это факт, который с гарантированным успехом может применяться психологами на практике. Произведение способно растопить самое глухое сердце. Достаточно нескольких минут – и зритель испытывает любовь ко всему окружающему, чувствует домашнее тепло, задушевное и очень камерное.

Возле картины практически не бывает пусто – зрителей неизменно привлекает красота и аромат жизни, исходящий от неё.

Путь картины в ГТГ

Законченная в 1839 году, картина имела успех на осенней Академической выставке и принесла заслуженные награды автору. Через некоторое время её купили богатые петербургские промышленники и коллекционеры Варгунины.

Павел Михайлович Третьяков с начала 1884 года находился в Петербурге (в поисках шедевров посещал выставки). В марте Варгунины устроили аукцион, на котором Третьяков приобрёл несколько произведений, в том числе за пятьсот рублей «Цветы и плоды» кисти Хруцкого. Всего в ГТГ 12 картин этого автора.

С тех пор картина – любимый экспонат посетителей Третьяковки, в том числе детей.

Сочинение по картине Хруцкого «Цветы и плоды»

Это произведение живописи является прекрасным материалом для формирования у детей нежных и добрых чувств к природе, воспитания у них бережного и благодарного отношения к плодам человеческого труда. Рекомендуется для начальной и средней школы как живописный исходник для сочинения по картине – и цветы, и плоды как объекты описания детям понятны, они способны о них рассказать, сформулировав и передав не только увиденное на картине, но и собственные впечатления, ощущения и воспоминания.

Вариант 1 сочинения

Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» – это натюрморт, написанный в красках лета и ранней осени. Именно в это время самой природой вознаграждалось трудолюбие крестьян. Они радовались богатому урожаю овощей, ягод, плодов и фруктов, а также красивым цветам.

Картина привлекает внимание прежде всего пышным букетом, он центр всей композиции. Цветы стоят в вазе, украшенной рельефными изображениями животных. Крупные и мелкие, садовые и полевые, разной окраски цветы в букете обрамлены зеленью. Художник с любовью передаёт всевозможные краски лета. Нежные лепестки, ярко освещённые, словно наполняют комнату чудесным ароматом. Букет, находящийся в потоке света, контрастирует с темнотой помещения, стена и стоящие в глубине стола предметы находятся в тени. Это создаёт впечатление, что источником света является не только окно (за пределами холста), но и сами бутоны, прекрасные цветы.

Налюбовавшись букетом, переносим взгляд на то, что находится по бокам от вазы. Слева это небольшой и неглубокий ящик с румяными персиками, один из которых разломлен на две половинки и лежит тут же, красуясь сочной мякотью. Справа от вазы прямо на столе рассыпаны желтобокие груши. За ними половинка и долька крупного лимона, блестящее красно-жёлтое яблоко, большая полосатая тыква и гроздь спелого белого винограда с янтарными, почти прозрачными ягодами.

На столе у тёмной стены, в тени слева виднеется довольно объёмная корзина, наполненная смородиной. Бусинки её ягод на крупных кисточках посверкивают и зовут отведать свою душистую сочность. Справа за тыквой стеклянный графин с водой поблёскивает резными узорами.

Вода есть и на переднем плане картины, в стакане справа от вазы. К живительной влаге склонился большой малиновый пион из букета, как бы олицетворяя этим возрождающие свойства воды, основы всего живого на земле.

Картина Хруцкого является живописной данью природе и нелёгкому крестьянскому труду. Художник, выходец из белорусской деревни, хорошо знал, как людям достаются подобные плоды и цветы, и что без труда, как говорится в пословице, не вынешь и рыбку из пруда.

Вариант 2 сочинения

Перед нами картина выдающегося русского художника XIX века Ивана Хруцкого «Цветы и плоды». По композиции натюрморт довольно сложный, так как он составлен из множества по-разному освещённых элементов, размер и цвет которых так же многообразен. Тем не менее обилие деталей не перегружает картину. Она смотрится очень гармонично.

Центральный предмет – ваза с роскошным букетом садовых и полевых цветов. Среди пионов и ирисов, незабудок и васильков есть и злаки – в букете виднеются пшеничные колосья, основа будущего хлеба. Сама ваза – предмет народного творчества. Сделана из глины, с любовью и мастерством на ней выполнен объёмный рисунок на тему животных, обработана глянцем.

Рядом с ней художник расположил стакан с водой, на поверхности которой виднеется долька лимона. Его только разрезали – другая долька лежит на столе справа рядом с половинкой сочного свежего плода.

Название картины говорит о множестве цветов и плодов. Так и есть. Здесь и изящные жёлтые груши, краснобокие яблоки, румяные бархатные персики, любовно уложенные в небольшой ящичек слева, спелая сладкая тыква с сухой плодоножкой, напитанный красками и энергией солнца виноград. В теневой части картины огромная плетёная корзина, наполненная свежесобранными ягодами смородины. Справа графин с водой – видимо, из него наполняли и стакан, и вазу. Маленькая часть виноградной грозди оторвалась от неё и зацепилась за край стола рядом с грушей. Она ярко освещена и маняще переливается янтарным блеском, а её положение как бы говорит, что на столе лишь малая часть богатого урожая, которым природа одарила крестьянина за его труд.

Вся картина – это копилка чудесных даров природы, ради которых люди тысячелетиями гнут спину, ведь просто так ничего не даётся. Чтобы вырастить подобное, надо немало поработать.

Радостные краски картины, яркие и сочные, вызывают самые добрые воспоминания, производят приятное впечатление и даже вызывают аппетит. И это признак высшего мастерства живописца – наполнить натюрморт животворящими ароматами цветов и плодов – Хруцкому это удалось сполна.

Смотрите также Картина Герасимова «После дождя» – для сочинения превосходный источникКартина «Летний сад осенью» Исаака БродскогоВладимир Боровиковский история портрета М.И.ЛопухинойИстория шедевра: “На пашне Весна” картина Венецианова

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Хруцкий — Цветы и плоды

В центре картины изображена большая ваза с яркими цветами. Огромные красные пионы сразу привлекают к себе внимание, ведь большинство цветов в вазе – желтые. Множество зеленых листьев оживляет букет. Также в нем присутствуют голубые ирисы и веточка васильков на заднем плане.

Вазу с цветами окружают овощи и фрукты. Слева расположено плетеное лукошко с оранжевыми персиками. Два разломленных персика лежат на столе, показывая спелую мякоть и заполняя своим ароматом комнату. Справа от вазы художник изобразил крупные желтые груши. Рядом с ними нарисован разрезанный желтый лимон, он еще больше намекает на сладость груш. Также справа, но чуть в глубине картины находится большая оранжевая тыква. Она добавляет теплых красок в картину и намекает на приход осени.

Также в натюрморте присутствует виноград. Его прозрачные зеленоватые ягоды укрывают часть тыквы, бусинами цепляются за грушу. Виноград поблескивает и на заднем плане за лукошком с персиками. Там, в темном левом углу картины еле видны колосья овса, еще одного подарка природы. Несколько колосьев пшеницы заметны и в вазе с цветами.

Свежести картине добавляет прозрачный стакан с водой и ломтиком лимона, расположенный на переднем крае стола, а также большой стеклянный кувшин, немного спрятанный за тыквой. Присутствие воды на картине подчеркивает сочность изображенных на ней фруктов, а лимон в стакане смягчает их приторную сладость.

Картина выполнена в теплых тонах, характерных для конца лета и начала осени. Пожухлый зеленоватый оттенок стола и вазы отлично контрастирует с яркими желтыми и оранжевыми тонами тыквы, фруктов и цветов в вазе. Передний край картины подсвечен солнечным светом, что только усиливает ее теплоту и мягкость. Более яркие цвета на переднем плане плавно переходят в темные на заднем плане. Такой переход намекает на уходящее лето, которое плавно сменяет осень со своими щедрыми подарками.

Читайте также:  Краткое содержание трагедии И. В. фон Гёте «Эгмонт»

Вариант 2 описания картины

Молодой художник Иван Тимофеевич выбрал сложный жанр – натюрморт. Здесь перекликаются два основных объекта – вкусные плоды и ароматные цветы. Всё многообразие форм и объектов распределено на большом столе прямоугольной формы. Всё это богатства нашего лета.

В центре картины расположена ваза из глины, расписанная замысловатым рисунком. В ней поставлен пышный красочный букет, состоящий из пионов, ирисов, васильков и колосьев пшеницы. Мелких полевых цветов.

В левой части произведения расположен ящик с сочными абрикосами. Один из них разделён на две части. Сзади находится плетёная корзинка с душистым виноградом: синими и зелёными ягодами. На правой стороне разложены жёлтые груши. За ними возвышается оранжевая тыква. На ней висит сочный виноград. Часть ягодок упало возле неё. Она круглой формы с чётко проведёнными полосками. Рядом с вазой стоит прозрачный стакан. В нём налита вода. И плавает кусок лимона. Рядом лежит половина нарезанного лимона.

Аппетитные сочные персики лежат на зелёной бумаге. На коричневом фоне нет пустого места. Художник словно делится своими впечатлениями от многообразия форм и красочных объектов. Дары природы яркие, нежные, так и хочется всё понюхать, потрогать и ощутить нежную, сочную мякоть, впитавшую тепло нежного солнца.

Всё это воспоминания о прошедшем лете, пёстрой ранней осени. Особенно приятно смотреть этот сюжет холодной, белоснежной зимой. Так и хочется всё попробовать. Кругом изобилие даров доброй, щедрой природы.

Чувствуется, что художник передаёт воспоминания о прошедшем лете, богатой осени. Все объекты не могут лежать и стоять рядом сразу, так как сроки их созревания происходят в различные периоды времени. Я словно ожидаю вместе с автором нового чуда, которое подарит нам следующий год. Наслаждаюсь чудесными природными сокровищами. Хочу побывать рядом с этим столом и вдохнуть все нежные запахи цветочной композиции и насыщенных фруктов.

Хруцкий Иван – Цветы и плоды ГТГ 900 Картин самых известных русских художников

Хруцкий Иван Фомич известен как мастер натюрморта, также писал портреты, интерьеры, пейзажи, иконы. Натюрморты Хруцкого чрезвычайно красочные и декоративные. Его натюрморты-картины с очень сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывают восхищения зрителей и критиков-профессионалов. полотно И. Ф. Хруцкого натюрморт под названием «Цветы и плоды». В центре картины изображён роскошный букет цветов в вазе. Моё внимание привлекли два больших алых брата-пиона, свесивших тяжёлые головки книзу. В композицию букета входят ещё два пиона, они не эдак велики, но тоже прекрасны, их нежно–розовый окрас оттеняет яркость других цветов. Великолепны бархатные ирисы, выделяющиеся своей необычной формой, сиреневатой окраской. На мой взор, в них есть намёк на фантазию, на вдохновение, полёт мысли…

Внизу пристроилась застенчивая раскрасавица-роза, я не сразу заметила её, но была очарована изяществом королевы цветов. Рядышком с нею расположилась парочка жёлтых, как два солнышка, нарциссов. Они словно излучают свет и придают радостное, летнее расположение букету. А вот раскрытые крылышки тюльпанов, они утончённы, хрупки. Житье этих представителей флоры так недолговечна, что они, будто чего-то опасаясь, трусливо спрятались за другими цветами.

В бронзово-медной вазе с незатейливым орнаментом и рельефным рисунком, изображающим собак на лоне природы, красиво смотрятся не лишь садовые, но и полевые цветы. Они обрамляют букет, придают ему неповторимое обаяние, наполняют жизнью. Естественно смотрятся сине-голубые колокольчики рядышком с колосьями пшеницы. Разные по форме и цвету листья чуть виднеются среди цветов. Неповторимый букет! Рядышком с вазой стоит наполовину наполненный водой стакан, а в нём золотистая долька лимона. Мне как будто, что фрукты, находящиеся возле этого стакана, кажутся более сочными. Ничего никак нет лишнего на картине. Художник продумал каждую деталь Справа на полотне я вижу плетёное лукошко, а в нём поверх листьев внимательно разложены спелые персики. Они так и просятся в рот, видать кто-то не утерпел и, разломив сочный плод, приготовил его, для того чтобы съесть. За лукошком – целая корзинка ягод белой, красной и чёрной смородины. Слева устроилась большая коричневатая тыква. На ней янтарные грозди винограда, они выглядят весьма аппетитно, поэтому, наверное, художник маленькую веточку этих ягод написал на переднем плане картины. Рядышком с тыквой – три сахарные груши, по одной из них ползёт муха, её внимание привлёк сочный фрукт.

Неужели этот натюрморт может оставить кого-нибудь равнодушным! Я, когда вижу перед собой такую полную жизни картину, испытываю влюбленность ко всему, что меня окружает.

Сочинение-описание Цветы и плоды Хруцкого

Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» привлекает к себе внимание большим количеством отображенных предметов и особым контрастом цветов.

В центре композиции изображен букет ярких садовых цветов, преимущественно: красно — малиновых пионов и нежно – фиолетовых ирисов. На заднем плане видны незабудки, дополняют букет мелкие полевые цветы. Ваза для букета подобрана изумительно. Ведь ничто не может так лаконично гармонировать с растениями, как животные, изображенные в нижней части сосуда. Кроме того, ваза изготовлена из натурального природного материала, что подчеркивает естественность натюрморта.

Слева от цветов в плетеном берестяном ящичке отдыхают спелые, очевидно, недавно снятые с дерева, персики. А один из них разрезан, как будто приглашает испробовать вкус сочного плода.

Справа изображены груши, срезанный лимон и желтое яблоко с малиновым бочком. За огромной полосатой тыквой притаился виноград, но часть его все же пробралась на передний план, чтобы придать немного озорства желто – оранжевой композиции.

Отличительной особенностью картины являются дополнительные аксессуары, позволяющие подчеркнуть великолепие центральной части полотна.

Читайте также:  Как научить ребенка писать сочинение по картине

Так, стакан с водой не просто позволит, проходящему мимо утолить жажду, но и попробовать лимонную дольку, а может и поэкспериментировать с другими фруктами. С этой целью на заднем плане возвышается стеклянный графин, прикрытый небольшой крышкой в форме сливы.

Значимую часть заднего плана художник заполнил ветками мелкого зеленого и фиолетового винограда в плетеной корзине. Возникает соблазн очутиться рядом с ягодной корзиной и незаметно прихватить пару веточек.

В целях придания натюрморту естественности, фоном для композиции выбран тканевый холст. Эту же цель преследовал автор, изобразив в основе композиции старый серый стол с огромной трещиной посередине. Поверхность стола будто ломится от обилия цветов и плодов.

При написании картины автор использовал широкую палитру красок: от темно – коричневых до светло-розовых. Достаточно точно отображена тень там, где необходимо смазать цвет, и очень ярок свет, указывающий в центр композиции. От грамотной игры света и тени букет особенно выигрывает.

Картина художника И.Т. Хруцкого многогранна. В ней переплетается животный и растительный мир, что позволяет в полной мере оценить мастерство и задумку художника.

Популярные сочинения

  • Сочинения о весне

Картина Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды». Описание творчества художника

Именно в этом видел смысл натюрморта преподаватель академии и автор правил о рисовании цветов и фруктов художник Яков Иванович Басин. Но самое странное, что как раз и принесли известность художнику Хруцкому.

Ни его портреты, где хорошенькие женщины представлены в идее современных флор и помон, ни картины, повествующие о тихих житейских радостях, а именно эти несколько архаичные по своей манере и лишенные логики по подбору предметов натюрморты. Чем объяснить неожиданную популярность еще недавно презренного жанра?

Интересные сочинения по картинам

Значение натюрмортов Ивана Фомича для России

Картина Хруцкого «Цветы и плоды» приобрела огромное значение для искусства. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году автор был даже удостоен золотой медали за свои творения. При помощи таких шедевров художник ввел натюрморт в круг признанных жанров, который открыл для России язык вещей, иносказаний. Иван Трофимович выразил мысль о необходимости нравственных ориентиров. Об утонченности души и уходе в личный мир высоких идеалов.

Но в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году деятельность восхитительного художника Ивана Хруцкого резко обрывается. Человек, оставивший громадное творческое наследие во всех известных жанрах, находясь в самом зените славы, вдруг исчезает. Растворяется в полной безвестности.

Поселившись в поместье, он превращается в настоящего помещика, который активно занимается хозяйством и рисует преимущественно портреты своих любимых и близких. И, возможно, даже не узнал о том, что его знаменитый натюрморт приобрел для своей галереи сам Третьяков. А ведь это означало признание бесспорного художественного достоинства творения.

Хруцкий — Цветы и плоды

На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим идеальное сочетание цветов и форм. Картина заряжает нас летним настроением, причем на картине изображены дары природы от поздней весны до ранней осени.

В центре натюрморта расположен букет цветов. В этом букете собраны очень красивые июньские цветы: белые и розовые роскошные пионы и синие сибирские ирисы. Композицию дополняют более мелкие белые и синие цветочки и полевая трава. Хотелось бы отметить вазу, в которой стоит букет. Она выполнена в зеленом цвете и украшена удивительным орнаментом и рисунком волков. Она прекрасно вписывается в композицию.

Также на переднем плане мы видим прозрачный стакан воды. Он наполовину заполнен водой. Чуть левее и дальше от края стола лежит ящик с персиками. Персики – это уже плоды июля. У них приятный розовый оттенок. Перед ящиком лежит один разрезанный напополам плод, чтобы показать его спелость.

Читайте также:  РАЙОННОЕ КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

По правую сторону мы видим плоды августа – груши. Они продолговатые и желтые. Там же находятся плоды сентября – тыква и виноград. Несколько зеленых ягод лежат на краю стола – вот-вот упадут. Остальная кисть винограда лежит на тыкве. Кажется, она не совсем спелая – сквозь оранжевый цвет кожуры проступают зеленые полоски. Но тыква хорошая, большая. Рядом с ней лежит апельсин, который кто-то уже разрезал, а за апельсином лежит яблоко.

На заднем плане, за персиками, стоит корзина с ягодами: зелеными и красными. А за тыквой стоит стеклянный графин, так же как и стакан на половину заполненный водой.

В натюрморте использована различная цветовая гамма: на заднем плане — темная и приглушенная, на переднем – яркая и сочная. Глядя на эту картину, невольно вспоминаешь летнее теплое солнце, сладость фруктов и запах цветов.

Натюрморт – это очень популярный, но, тем не менее, достаточно сложный вид живописи. Не так просто передать пропорции и цвета оригинальных предметов, выстроить правильную композицию.

Используемые источники:

  • https://www.livemaster.ru/topic/855813-vsem-znakomyj-natyurmort
  • https://art.mirtesen.ru/blog/43326573669/hudozhnik-ivan-hrutskiy-1810-1885-u-istokov-russkogo-natyurmorta
  • https://topkartin.ru/kartiny/tsvety-i-plody
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/i-t-hruckij.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт