Как реально выглядел Пушкин: самый правдивый прижизненный портрет поэта

«Портрет Пушкина» кисти Тропинина – известное изображение великого поэта, которое отличается от десятков других неформальным подходом художника – лишённый официальности портрет специалисты по творчеству Пушкина называют одним из самых правдивых и красноречивых. Картина написана маслом на холсте размером 68 х 56 см в 1827 году. Находится во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Содержание

Автор

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) – русский художник-портретист, особенностью произведений которого является открытие зрителям героев картин в часы их внутреннего умиротворения. Рождённый крепостным, Тропинин, удивительным образом сочетая в себе душевную кротость и настойчивость в достижении цели, мягкость характера и трудолюбие, добился самых вершин – получил образование и стал популярным в Москве живописцем. Автор более 3000 картин – портретов родных, друзей, простых людей и московской аристократии.

Заказчик

Александру Сергеевичу в конце 1826 года разрешили вернуться из ссылки в Михайловском и велели явиться в Москву на аудиенцию с Николаем I. Поэту обещалось личное покровительство и цензурные послабления.

Пушкин поселился в доме своего приятеля Соболевского, известного библиофила и весельчака. В те годы украшать свои дома живописными портретами и с гордостью демонстрировать их гостям было модно. Тропинин «Портрет Пушкина» написал по заказу самого поэта, тот задумал сделать другу сюрприз «с разными фарсами». Заплатил за картину 350 рублей.

 Знакомство живописца с поэтом

Пушкин и Тропинин были представлены друг другу в доме Соболевского. Художника провели в кабинет, где, вопреки ожиданиям, светило литературы весело возился с щенками. Он оказался очень живым и подвижным, настоящим непоседой. Эта его особенность отчасти стала причиной заказа портрета именно Тропинину – художник славился тем, что герои его картин лишены официоза, они благодушны и максимально расслаблены, тогда как портреты кисти других живописцев, часто припомаженные и припудренные, не могли открыть пушкинского темперамента.

Художник, благоговея, приступил к работе – он быстро написал маленький этюд, в котором точно уловил черты облика поэта и сумел передать им живость и свежесть. В следующий сеанс работал над идеей будущего портрета, закрепив её на бумаге карандашом. Замысел изобразить поэта в домашней обстановке оказался очень удачным.

Описание картины художника Тропинина «Портрет Пушкина»

«Царь-поэт» предстаёт на картине не титаном литературы, а обычным человеком, облик которого делает его земным, близким и понятным миллионам зрителей. Он словно присел на минутку и задумался над «рифмой, прислужницею странной», глядя вглубь комнаты, но ничего не видя – внутренний взор обращён в себя.

Элементы его одежды заслуживают пристального внимания:

  • Просторный мягкий халат уютного коричневого цвета с синими атласными отворотами – значит, в комнате прохладно, а Пушкин любил тепло. Мужчины в XIX веке накидывали халат дома, сняв сюртук и оставив рубаху и панталоны. По воспоминаниям современников, Пушкин любил халаты, покупал их в путешествиях. На юге или в жаркие дни носил по утрам на голое тело. В халатах из дорогих тканей было позволительно даже принимать гостей-мужчин.

Искусствоведами подмечено, что художник в один и тот же халат «одевал» разных героев, а во время сеансов писал только их лица, руки, осанку. Так что возможно на картине Пушкин не в своём халате.

  • Белая рубашка с большим расстёгнутым воротником, поднятым в подражание «байроновскому джентльменству»;
  • Галстук-шарф небрежно повязан – в продолжение темы свободы творчества и личности поэта.

Правая рука героя картины лежит на столе, прижав к нему рукопись. На пальцах два перстня. На большом – с изумрудом, от дяди, Василия Львовича. Это перстень с историей, уходящей к Ивану III. На указательном пальце перстень от графини Воронцовой, к мужу которой кольцо попало от крымского хана.

Колорит картины отличается от любимой переливчатой гаммы художника. В «Портрете Пушкина» кисти Тропинина преобладают тёмные цвета: фон, халат, галстук. Тем ярче искрятся голубые глаза поэта и выделяется его одухотворённое лицо, освещаемое и подчёркиваемое белизной воротника.

История с подменой картины

Соболевский уехал за границу, распорядившись прислать ему картину, как только она будет закончена. Дальше история путается. По одной из главных версий, обитавший у Соболевского разорившийся помещик Смирнов, увлекающийся живописью, но обидно называемый насмешливым хозяином «мазилкой», скопировал работу Тропинина. Эту копию адресату сам и отправил.

Подмена была раскрыта спустя годы, в 1850-х. Нашли оригинал в лавке менялы Волкова, принесли автору засвидетельствовать подлинность и подкорректировать. Художник взялся лишь почистить полотно и покрыть лаком – что-то исправлять и подкрашивать на холсте, видевшем воочию самого Пушкина, написанном с живого поэта, посчитал святотатством.

Как картина оказалась в Санкт-Петербурге

В 1909 году шедевр Тропинина из семьи князя Оболенского попал в Третьяковку. В 1937-м страна вспоминала поэта в связи со 100-летием его гибели, и галерея отправила картину в качестве экспоната в Ленинградский музей Пушкина, который отказался вернуть полотно. Так на берегах Невы оно и осталось.

Самый живой портрет

Пушкинский образ, созданный Тропининым, соответствует реалиям – некоторый эпатаж строптивому поэту был свойственен. Писатель В.А. Сологуб, знавший Пушкина лично, вспоминал его «пренебрежение к некоторым светским условиям» касательно одежды. Так же, через неё, действовал и Тропинин.

Художественные решения живописца достигли своей цели – раскрыли своеволие, свободолюбие и непокорность поэта. Этими его чертами Тропинин восхищался – ему, почти пол века бывшему крепостным, было свойственно обострённое чувство собственного достоинства, присуще нежелание подчиняться и ходить в мундире.

Современники поэта поражались и точно подмеченному взгляду Пушкина – именно так он выглядел, когда им овладевала Муза. Поэтому картину можно смело назвать историческим документом, позволяющим сегодня, спустя два столетия, лицезреть величайшее светило русской поэзии.

Смотрите также Alenushka-165x110.jpgОписание картины «Аленушка» В.М. ВаснецоваUstnySchet-1-165x110.jpgИстория жизни в картине Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе Н. А. Рачинского»Портрет Пушкин глазами великого художника О.А. Кипренского“Неутешное горе” Крамского: трагическая страница русской живописи

На парадных портретах облик поэта все-таки слишком облагорожен, но есть один этюд — почти фотография, настоящий Пушкин без украшательств

Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит.

Это Пушкин написал художнику Кипренскому, о своём портрете. Вот этом:

Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827

В том же 1827 году (Александру Сергеевичу — 28 лет) Тропинин написал второй канонический портрет Пушкина:

Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Конечно, нельзя сказать, что на этих портретах писаный красавец, но всё же и уродливым поэта не назовёшь. А по описаниям современников Пушкин был объективно некрасив.

Из воспоминаний Анны Олениной, одной из муз Пушкина, которой были адресованы его стихи и чувства:

Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост.

Из воспоминаний Станислава Моравского — польского доктора, друга Адама Мицкевича :

Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку.

Кстати, какой рост был у Пушкина? Это известно точно: 166,7 см.

Вернёмся к каноническим портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина. Конечно, Пушкин на них «улучшен», но всё же вполне узнаваем — сходство портретов с оригиналом подтверждали близкие Пушкина. И картины с Пушкиным, которые будут созданы уже после его смерти, будут во многом списаны с этих двух полотен — Тропинина и Кипренского.

Пётр Кончалвоский. Пушкин в Михайловском. 1940

Но существует один портрет, на котором Пушкин — такой как есть, без облагораживающих фильтров. В первый же день работы над портретом Пушкина Тропинин набросал этюд — и вот на нём Пушкин почти фотографичен.

Василий Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Этюд. 1827

Забавный нюанс. В лицейских записках Пушкин говорит сам о себе: «француз (смесь обезианы с тигром)». Конечно, Александр Сергеевич был человек с чувством юмора и объективно относился к своей внешности, но всё же эту характеристику нельзя толковать буквально (хоть так делали ещё его современники). Дело в том, что «смесь обезьяны с тигром» — это фразеологизм: так называют французов за их способность сочетать в себе щегольство со свирепостью и напористостью. Выражение это пошло от Вольтера, который имел в виду вовсе не внешние, а нравственные качества. Вольтер писал, что французы «слывут милым стадом обезьян, но среди этих обезьян имеются и всегда были тигры» и что французская нация «делится на два рода: одни это беспечные обезьяны, готовые из всего сделать потеху, другие — тигры, все раздирающие».

‹›В. Тропинин

До наших дней дошло множество изображений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но одним из самых известных и реалистичных из них является портрет Пушкина, написанный художником Василием Тропининым в 1827 году.

Существует несколько версией появления портрета Пушкина, согласно одной из которых полотно было заказано другом поэта Соболевским, однако ученые люди, как бы не очень склонны к именно этому развитию судьбы с Тропининской картиной Пушкина. Наиболее вероятной причиной является личный заказ портрета самим Пушкиным, который хотел таким образом удивить Соболевского, который ее так и не увидел в оригинале, потому как, полотно было заменено подделкой, и лишь через несколько десятков лет подлинник был куплен князем Оболенским у одного мелкого торговца.

Мало кто из современников мог назвать внешность Пушкина красивой или даже просто приятной, и при первом взгляде на портрет действительно внимание привлекает общая неказистость лица поэта, но это ощущение длится лишь секунду. Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.

Особое внимание следует уделить не только выражению лица поэта, но и его руке, невольно притягивающей взгляд двумя перстнями, которые были очень дороги поэту. Один из них, подаренный Елизаветой Воронцовой, Александр Сергеевич носил, не снимая, считая его своим источником везения и удачи, а вот о происхождении второго ничего неизвестно.

В этот

портрет Василий Тропинин вложил и частичку своей души, наверное, поэтому это полотно стало венцом его творений. Великий художник нашел родственную душу в великом поэте: именно так и можно сказать об этом знаменитом произведении искусства, благодаря которому мы можем воочию увидеть не только лицо, но и душу Александра Сергеевича.

Одним из заметных отзывов о портретах Пушкина является высказывание библиофила А. А. Сидорова. Как мы знаем у художника Кипренского тоже имеется подобное полотно с Пушкиным, который по оценке Сидорова выглядит более строго и по светски, относительно работы Тропинина, поэт отображен по домашнему просто и более раскованно.

Сегодня картина Тропинина А. С. Пушкин находится в Пушкинском музее, ( на Мойке) в Петербурге

На главную

Наиболее узнаваемой картиной В.А. Тропинина можно по праву считать портрет А.С. Пушкина.  Эта работа известна тем, что была выполнена по заказу самого поэта еще в 1827 году при его жизни.

Мне кажется, что автор картины хотел передать то, что Александр Сергеевич не придерживается каких-либо правил современного ему общества. Известно, что поэт придерживался других взглядов на жизнь, и это можно увидеть даже в предпочитаемом домашнем одеянии, ведь в те времена дома было принято надевать обычный мундир.

На первый взгляд поэт выглядит достаточно просто, но это совершенно не так, ведь во взгляде Александра Сергеевича можно заметить вдохновленность. Я думаю, что автор картины сумел поймать уникальный момент, когда поэт создавал очередное прекрасное произведение, и его голова была полна интересных творческих идей, которые предстояло перенести на бумагу.

Свое произведение Тропинин выполнил в достаточно темных тонах, стараясь добиться сдержанности. Но благодаря этому лицо поэта хорошо выделяется, его взгляд направлен вдаль, словно автор мыслью где-то очень далеко. Голова слегка поднята вверх, и именно из-за этого Пушкин напоминает философа, погруженного в глубокие и интересные думы.

Описание №2

Существует великое множество портретов русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Самым известным является полотно кисти Василия Тропинина, созданное в 1827 году.

Существует несколько гипотез причины возникновения этого портрета, но общепринятой версией является самостоятельный заказ портрета Александром Пушкиным. Он хотел увековечить свой образ в изображении.

Основная роль в картине принадлежит поэту. Стоит сказать, что Василий Тропинин создавал эскизы на бегу, впопыхах, так как Александр Сергеевич был очень активным человеком и не мог выделить для позирования отдельное время, поэтому художник по возможности следовал за ним.

Александр Сергеевич Пушкин одет в простой домашний халат поверх сорочки с приподнятым воротником, а на шее поэта замотан легкий шарф. Прическа не уложена, поэтому кудри черных волос падают во все стороны. Этот легкий, слегка неопрятный внешний вид является образом свободы и вольнолюбия, которыми отличался поэт.

Его рука, украшенная перстнями, лежит на толстой красной книге с рукописями. Перстень был  непростым и очень памятным украшением для писателя.

Современники не считали наружность Александра Сергеевича симпатичной. Его черты лица казались слишком грубыми. Действительно, с первого взгляда внешность поэта не кажется привлекательной. Однако художник постарался передать истинную, внутреннюю красоту Александра Сергеевича.

На какой-то невидимый предмет литератор устремил свой взор. Его взгляд внимательный, долгий, мечтательный. Современники утверждали, что точно также смотрел поэт на источники своего вдохновения. Таким образом, Василий Тропинин изобразил творца во время творческого прорыва, во время напряженной работы ума. Твердая сосредоточенность и преданность своему делу и делает писателя привлекательным для окружающих. В этом и есть секрет неотразимости и красоты человека по мнению Василия Тропинина.

Александра Сергеевича часто сравнивали с английским поэтом Байроном за свободолюбие. Этот портрет полностью оправдывает это сравнение. На полотне Пушкин изображен таким же мечтательным и романтичным как Байрон.

<glav>Другие темы:</glav>← Описание картины Портрет сына↑ ТропининКружевница → `

Портрет Пушкина

Популярные сочинения

  • Сочинение Реклама в нашей жизни

    Можно сказать, что с рекламой сегодня человек сталкивается повсюду. В маршрутке, троллейбусе, в магазине. Как только включишь смартфон и зайдешь в социальные сети, там везде рекламные объявления

  • Сочинение на тему Я — гражданин России 5, 7, 8, 10 класс

    Эта фраза имеет очень большое и весомое значение. Тут же возникает закономерный вопрос: Что же значит быть гражданином Российской Федерации? Быть гражданином России значит любить и уважать

  • Сочинение Кирилл Троекуров из романа Дубровский (Образ и характеристика)

    Троекуров Кирилл Петрович – русский помещик. Он происходит из знатного рода и очень богат. У Троекурова много связей и возможностей. Все соседи стараются ему угодить, боясь навлечь гнев. Кирилл Петрович принимает это, как должное.

Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает. Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене. Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.

Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность. Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню. Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина. Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.

Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.

Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.

Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.

Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.

Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов.

И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.

Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.

Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В. Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.

Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.

Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.

Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.

</span>Картины1663710 Июля 2014В. Тропинин «Пушкин»

Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает. Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене. Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.

Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность. Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню. Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина. Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.

Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.

Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.

Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.

Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.

Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов.

И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.

Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.

Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В. Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.

Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.

Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.

Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.

Загрузка…

Вам может быть интересно:

М. Врубель «Демон сидящий» IIIКартины7337М. Врубель «Демон сидящий» III

Картина «Демон сидящий» была написана Михаилом Врубелем в 1890 году. Холст,…

В. Ван Гог «Звездная ночь»Картины52756В. Ван Гог «Звездная ночь»

Картина Винсента ван Гога «Звездная ночь» была написана в июне 1889 года….

Е.Широков «Друзья»Картины31315Е.Широков «Друзья»

Картина Евгения Широкова «Друзья». В картине изображены мальчик и его…

В. Перов «Тройка»Картины33883В. Перов «Тройка»

Картина «Тройка» Василия Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые…

И. Айвазовский «Девятый вал»Картины29485И. Айвазовский «Девятый вал»

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» была создана в 1850г. Картина…

В. Серов «Похищение Европы» IКартины3322В. Серов «Похищение Европы» I

Картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым…

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/portret-pushkina
  • https://zen.yandex.com/media/pictures/kak-realno-vygliadel-pushkin-samyi-pravdivyi-prijiznennyi-portret-poeta-5afd69a100b3dd5badf990f8
  • https://www.art-portrets.ru/artists/kartina-tropinina-pushkin.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/tropinin/portret-pushkina
  • https://5sec.info/kartiny/kartina-tropinina-pushkin/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт