«Король Лир» – краткое содержание по актам и сценам. (Шекспир) — Русская историческая библиотека

Пьеса «Король Лир» Шекспира была написана в 1606 году и впервые опубликована в 1608 году. За основу сюжета великий английский драматург взял средневековую британскую легенду. Это рассказ о короле, который поделил свои богатые владения между старшими дочерьми, оставив младшую без наследства.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание трагедии «Король Лир» по актам (главам) и сценам. Пересказ пьесы также будет полезным и для читательского дневника.

Главные герои

Король Лиркороль Британии, гордый и деспотичный человек.

Гонерилья, Реганастаршие дочери Лира, лицемерные и корыстолюбивые девушки.

Корделиямладшая дочь Лира, любящая и искренняя девушка.

Герцог Корнуэльский (Корнуол)супруг Реганы.

Герцог Альбанскийсупруг Гонерильи.

Граф Глостер верный подданный короля Лира.

Эдгарсын графа Глостера, единственный законный его наследник.

Эдмунднезаконнорожденный сын Глостера, самовлюбленный и меркантильный юноша.

Другие персонажи

Король Французский супруг Корделии.

Граф Кентверный, самоотверженный слуга короля Лира.

Освальддворецкий Гонерильи, подлый человек.

Краткое содержание

Акт I

Сцена 1

Граф Глостер и граф Кент обсуждают между собой раздел королевства старого правителя. Они замечают, что все части внушительного наследства «так выравнены, что при самом внимательном разборе нельзя сказать, какая лучше».

Тем временем в тронном зале появляется король Лир в окружении дочерей, герцогов Альбанского и Корнуэльского и многочисленной свиты. Он приказывает позвать короля Французского и герцога Бургундского.

Желая переложить «ярмо забот» со старческих плеч на молодые, он каждой из дочерей задает вопрос – насколько сильна их дочерняя любовь? Гонерилья – старшая из дочерей, супруга герцога Альбанского – красноречиво заверяет отца, что тот «ценней богатств и всех сокровищ мира», за что получает солидную долю отцовских богатств.

Вторая дочь – Регана – жена герцога Корнуэльского, спешит убедить отца, что она «одной породы» с Гонерильей, и не знает «радостей других», кроме любви к нему. В награду за столь самоотверженную любовь Регана получает не меньшую долю наследства.

Корделия, чьей благосклонности добиваются герцог Бургундский и король Франции, признается, что не обладает красноречием сестер, но любит отца «как долг велит, – не больше и не меньше». Девушка недоумевает, как можно выходить замуж, если всю любовь дарить отцу. «Часть нежности, заботы и любви» она намерена подарить своему избраннику.

Услышав подобный ответ, король Лир негодует и в гневе отрекается от Корделии, а ее долю наследства передает старшим сестрам. Его пытается образумить граф Кент, но тем самым переносит королевский гнев на свою голову: Лир приказывает ему покинуть двор в течение пяти дней, в противном случае он будет казнен за измену.

Герцог Бургундский отказывается брать в жены Корделию, «впавшую в немилость, с проклятьем в дар». Король Французский, в свою очередь, удивляется, что чистая и искренняя девушка, лишенная лицемерия, оказывается в опале у своего же батюшки, который так ее любил до этого дня. Он восхищается душевными качествами Корделии и с большой радостью делает ее своей королевой.

Корделия с супругом покидает двор, а король Лир озвучивает намерение жить по одному месяцу попеременно у своих дочерей. Гонерилья и Регана замечают, что отец приобрел «причуды, связанные с дряхлой и взбалмошной старостью». Чтобы удержать в руках полученное наследство, они намереваются ослабить власть отца при дворе.

Сцена 2

В замке графа Глостера его побочный сын Эдмунд рассуждает о своем праве на отцовское наследство. Чтобы стать единственным законным наследником, он готов пойти на любую низость и устранить соперника в лице законного графского сына Эдгара.

При появлении отца Эдмунд привлекает его внимание к письму, в котором Эдгар склоняет его к заговору против графа с целью захватить власть и его богатства. Юноше с легкостью удается настроить отца против собственного сына.

Сцена 3

От своего дворецкого Гонерилья узнает, что отец ударил ее «приближенного за то, что тот сделал замечание его шуту». Она злится, что отец, гостивший в ее доме, «что ни час, то новую проделку затевает» и бесконечно «брюзжит по пустякам». Она отдает приказ Освальду и другим слугам держаться холодно и служить не столь усердно, как обычно. А уже если отцу это будет не по нраву, «к сестре пусть едет».

Сцена 4

Кент переодевается, меняет манеру общения, голос и нанимается к Лиру в качестве прислуги. Освальд проявляет неуважение по отношению к королю, и даже его шут не хочет иметь дела с хозяином, который, словно последний болван, «изгнал двух своих дочерей, а третью благословил, сам того не желая».

Гонерилья жалуется отцу на его свиту – «распущенных и диких малых», которые «беспутством превратили в кабак какой-то» ее двор. Она просит короля распустить большую часть своей свиты, на что разгневанный Лир проклинает ее бесплодием и решает отправиться к Регане. Гонерилья также не медлит и посылает к сестре гонца с письмом.

Сцена 5

Король Лир отправляет Кента к Регане с письмом, в то время как его шут не сомневается, что и вторая дочь будет вести себя с ним точно так же, как и первая: «одна похожа на другую, как дикое яблоко на дикое яблоко».

Акт II

Сцена 1

От придворного Эдмунд узнает о скором приезде герцога Корнуэльского с супругой и возможной войне между ним и герцогом Альбанским.

Эдмунд понимает, что все складывается в его пользу и нужно лишь «не прозевать удобный случай», чтобы укрепить свои позиции. Он дает понять Эдгару, что тому стоит бежать подальше, чтобы скрыться от отцовского гнева, который он каким-то образом на себя навлек.

Эдгар не понимает, чем провинился перед отцом, но решает послушаться брата и скрывается. Эдмунд наносит себе неглубокую рану и рассказывает графу о том, что храбро защищал его от Эдгара, решившего убить отца. Разъяренный предательством сына, Глостер отправляет вслед за ним погоню.

К графу приезжают герцог Корнуэльский с супругой Реганой. Она сочувствует Глостеру и сообщает, что решила покинуть свой замок, лишь бы не встречать отца, который намеревается погостить у нее.

Сцена 2

При встрече с Освальдом Кент оскорбляет его, называя «помесью плута, попрошайки, труса и сводника» и обнажает меч. На шум сбегаются слуги, и Корнуол, выяснив причину распри, приказывает заковать Кента в оковы до утра. Глостер пытается вступиться за слугу короля, напоминая, что подобное «наказанье лишь к самой низкой черни применимо». Однако герцог Корнуэльский непоколебим в своем решении проучить задиру.

Сцена 3

Эдгару удается спрятаться от погони «в дупле древесном». Понимая, что в случае поимки его ждет страшная кара, он решает изменить внешность и предстать в образе полоумного бродяги.

Сцена 4

При въезде в замок Глостера король Лир замечает закованного в колодки Кента, который рассказывает ему о бегстве Реганы и зятя, не пожелавших принимать короля со свитой в своем замке. Лир отказывается в это верить, считая, что подобное поведение «хуже убийства – так почтеньем пренебречь».

При встрече с Реганой король принимается ей жаловаться на сестру, но та настоятельно просит его «сейчас же возвратиться, признав свою вину» перед Гонерильей.

Тем временем в замке появляется сама Гонерилья, и Регана настаивает на том, чтобы Лир распустил добрую половину своей многочисленной свиты и вернулся к старшей дочери. Она объясняет свою настойчивость тем, что в ее замке могут свободно разместиться лишь двадцать пять человек свиты и не более.

Сестры приходят к мнению, что отцу не нужно «двадцать пять и даже десять, пять» слуг – его вполне устроит и прислуга Гонерильи или Реганы.

Тем временем надвигается буря, и король Лир покидает дочерей, обещая жестоко отомстить им за подлость.

Акт III

Сцена 1

Обезумевший король воюет «с разбушевавшейся стихией». Кент сообщает придворному «тайну важную»: Франция намерена завоевать государство, ослабленное герцогскими спорами. Он просит его отправиться в Дувр, чтобы сообщить «о дикой и плачевнейшей судьбе, что короля постигла».

Сцена 2

Лир стоит посреди степи и призывает на свою голову гром и молнии. Шут и Кент просят короля вернуться к дочерям в замок или, на худой конец, укрыться от непогоды в шалаше.

Сцена 3

Глостер рассказывает Эдмунду о встрече короля и признается, что подобное «бесчеловечное обращение» ему совсем не по душе. Он просит сына отвлечь внимание герцогов, чтобы самому помочь несчастному Лиру.

В свою очередь Эдмунд решает с головой выдать графа, чтобы выслужиться перед своим повелителем и расчистить себе путь к наследству.

Сцена 4

Король Лир не обращает внимания на уговоры Кента спрятаться от ненастья в шалаше. Он хочет остаться один на один с бурей, которая «мешает думать о худшем зле».

В шалаше шут находит Эдгара, выдающего себя за полоумного Тома. Он рассказывает, что раньше был повесой, который жил только ради удовольствий. Слова Эдгара приводят в восхищение Лира, уверенного, что перед ним стоит настоящий человек, философ.

Сцена 5

Эдмунд предоставляет Корнуолу письмо, из которого становится понятно, что его отец «доставлял французам нужные сведения». Герцог Корнуэльский благодарит молодого человека за верность. Он приказывает арестовать старого графа Глостера, и предлагает Эдмунду занять его место.

Сцена 6

Глостер просит Кента отвезти обезумевшего короля в Дувр, поскольку он «слышал, что его хотят убить».

Сцена 7

Корнуол приказывает Эдмунду провести Гонерилью к супругу и передать письмо герцогу Альбанскому, в котором просит его немедленно вооружаться на случай нападения французских войск.

Освадьд рассказывает о предательстве Глостера, благодаря которому королю удалось скрыться в Дувре. Разгневанный неповиновением своего подданного, герцог Корнуэльский ослепляет его. На защиту графа становится его слуга, но его убивает Регана. От нее Глостер узнает, что Эдмунд оказался предателем, а Эдгар ни в чем не повинен.

Акт IV

Сцена 1

Глостер, ведомый стариком, жалуется на судьбу: «Мы для богов – что для мальчишек мухи: нас мучить – им забава». Он встречает Эдагара и, не зная, кто это, принимает его за безумного нищего. Глостер просит быть его проводником и отвести к большому утесу.

Сцена 2

Подъезжая к дворцу, Гонерилья удивляется, что муж не встречает ее. Освальд отвечает, что герцог «дома, но ужасно изменился». Гонерилья приказывает Эдмунду вернуться к Корнуолу и возглавить войска.

Герцог Альбанский упрекает супругу в том, что она с сестрой довела до безумия «отца, благословенного годами». В ответ Гонерилья оскорбляет мужа, который с большим трудом сдерживается, чтобы не разорвать ее на куски.

Входит слуга и сообщает о смерти Корнуола – «убит слугой, когда он рвал глаза у Глостера». Герцог Альбанский обещает отомстить за бесчестье Глостера и короля Лира.

Сцена 3

Во французском лагере под Дувром Кент узнает, что король был вынужден покинуть войско и отправиться во дворец, устранять «непорядки в государстве». Командование армией он поручил маршалу, господину Лафару.

Также Кент узнает, что королева получила письмо о подлости сестер и печальной участи отца.

Сцена 4

Корделия посылает за отцом. Она готова заплатить любую цену, чтобы «вернуть ему утраченный рассудок». На что врач заявляет, что для этого нужно обеспечить больному «покой, ниспосылаемый природой» и прием целебных трав.

Входит гонец и сообщает о наступлении британских войск.

Сцена 5

Регана просит Освальда распечатать письмо, которое передала сестра Эдмунду. Она заметила заинтересованность Гонерильи в молодом человеке, с которым Регана уже успела обвенчаться после смерти мужа.

Также она сообщает Освальду, что за «предателя слепого назначена хорошая награда», и тот обещает устранить Глостера.

Сцена 6

Эдгар, желая излечить отчаяние отца, дает ему совершить мнимый прыжок с обрыва. В итоге Глостер раскаивается в своем желании покончить жизнь самоубийством. Они встречают Лира, несущего полную околесицу.

Освальд пытается убить беззащитного Глостера, но на его защиту становится Эдгар и убивает предателя. Перед смертью Освальд просит Эдгара взять деньги и передать письмо «Эдмунду, графу Глостеру». Из письма Эдгар узнает, что Гонерилья просит Эдмунда убить своего супруга и занять его место.

Сцена 7

К королю Лиру постепенно возвращается рассудок, и он начинает узнавать окружающих. Кент обсуждает предстоящую схватку.

Акт V

Сцена 1

Регана пытается выпытать у Эдмунда его отношение к сестре, на что тот отвечает, что никогда не имел никаких планов на Гонерилью. Переодетому Эдгару удается передать герцогу Альбанскому письмо, написанное его супругой Эдмунду.

Тем временем Эдмунд размышляет о том, какую из сестер предпочесть, и приходит к выводу, что «нет счастья, покуда обе живы».

Сцена 2

Британские войска побеждают. Лир вместе с Корделией оказываются в плену.

Сцена 3

Эдмунд чувствует себя победителем. Он приказывает отвести короля и его дочь в темницу, а также вручает офицеру письмо с дальнейшими указаниями относительно пленников, давая понять, что «приказ без рассуждений исполнить надо». На просьбу герцога Альбанского самому вершить судьбы пленников Эдмунд отвечает отказом.

Регана и Гонерилья принимаются спорить касательно своих прав на Эдмунда, которого герцог Альбанский обвиняет в государственной измене. Тем временем Регане становится все хуже: она отравлена родной сестрой.

Чтобы оправдать собственную честь, Эдмунд вынужден согласиться на битву с противником. Им оказывается брат Эдгар, который кидает ему в лицо оскорбительные слова: «Ты изменник, лжец пред богами, братом и отцом и против герцога ты заговорщик». Эдгару удается одержать победу, и он прилюдно называет свое имя.

Слуга сообщает, что Гонерилья заколола себя ножом. Перед смертью Эдмунд рассказывает о своем приказе «лишить Корделию и Лира жизни». Эдгару не удается спасти Корделию от смерти, король Лир умирает от горя.

Герцог Альбанский оглашает траур.

Заключение

В своем произведении Уильям Шекспир поднимает проблему благородства человеческой души. Далеко не все герои пьесы способны пройти проверку властью и богатством, что приводит к тяжелым трагическим последствиям.

После ознакомления с кратким пересказом «Король Лир» рекомендуем прочесть пьесу Шекспира в полном варианте.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Король Лир»?</h3>

    • <label>Байрон</label>
    • <label>Пушкин</label>
    • <label>Гете</label>
    • <label>Шекспир</label>

(новая вкладка)

Акт I

Сцена 1

Британия времен легендарного IX века до н.э. В пустом тронном зале граф Кент и граф Глостер обсуждают решение старого короля Лира поделить королевство поровну, по справедливости, между тремя дочками: старшими Гонерильей и Реганой и младшей Корделией. Рядом с Глостером – его незаконнорожденный сын Эдмонд (есть у него и старший, законный сын – Эдгар).

Входят король Лир, Гонерилья с мужем герцогом Альбанским, Регана с мужем герцогом Корнуэльским, Корделия (и чуть позже появляются два претендента на ее руку – король Французский и герцог Бургундский). Зал наполняется приближенными короля.

Король объявляет, что со своих «дряхлых плеч» переложит на молодые «власть, права на землю и правленье». Вот только хочет знать – как сильно дочки его любят. Гонерилья отвечает, что любит отца больше жизни. Регана вторит ей: отец для нее единственная радость. Лиру льстят их слова – он выделяет старшим дочкам достойное наследство.

Корделия, любимица Лира, не любит громких слов. Она говорит отцу, что любит его так, «как долг велит», всем благодарным сердцем. Но в ней хватит любви и для отца, и для будущего мужа.

Оскорбленный Лир больше не считает ее, «черствую», гордую, дочерью. Наследство Корделии он делит между старшими дочками. И собирается у каждой гостить по месяцу. Лишь граф Кент заступается за Корделию. В ответ король требует, чтобы Кент, «низкий раб», в пять дней покинул королевство. Иначе его казнят. Кент прощается с честной Корделией, а старших сестер просит на деле доказать свою преданность отцу.

Герцог Бургундский не хочет брать в жены Корделию без наследства. Зато для короля Французского она – сокровище, лучшая королева для Франции. Корделия прощается с лицемерными сестрами, просит их хорошенько присматривать за отцом.

Старшие сестры под впечатлением от крутого нрава отца. Они боятся, что тоже могут попасть ему под горячую руку. Корделию и Кента им не жаль. Первой в гости отца ждет Гонерилья.

Сцена 2

Эдмонд, незаконный сын графа Глостера, завидует, что его брат Эдгар получит отцовское наследство. Он нарочно читает при отце письмо якобы от Эдгара, где тот мечтает о смерти отца и его деньгах. Глостер верит навету. Эдгар для него «животное», изверг. Исчезла семейная любовь, дружба, мир в народе и верность королю.

Сама природа двумя зловещими затмениями – солнечным и лунным – указала на это. Глостер просит сына вывести Эдгара на чистую воду. Эдмонд рад стараться: он тут же настраивает брата против отца.

Сцена 3

От дворецкого Освальда Гонерилья узнает, что Лир побил ее придворного: тот сделал замечание отцовскому шуту. Она считает, что «старики – как дети», их надо иногда и проучить. И потом – отдал власть, значит, больше не командуй. Она приказывает слугам относиться к отцу попроще, слушать вполуха. Если он взбесится от этого – что ж, пусть едет жить к Регане.

Сцена 4

Верный Кент, переодевшись и изменив манеру общения до неузнаваемости, нанимается слугой к своему старому королю. И первым делом лупит наглого слугу Гонерильи – Освальда. Король доволен: Кент принят на службу. Шут короля в печали: дочки взяли над отцом верх, воспитывают, «яйца курицу учат». Его раздел наследства – поступок дурака. Теперь король – лишь тень от прежнего Лира.

Гонерилья выговаривает отцу: его сотня развязных рыцарей превратила замок «в балаган». Зачем ему теперь такая свита. Нужно разогнать хотя бы половину этих жутких пьяниц. Оскорбленный Лир хочет немедленно ехать к Регане. Он проклинает «выродка» Гонерилью, желает ей неблагодарных детей. Муж Гонерильи считает, что она слишком круто обходится с отцом.

Сцена 5

Король отправляет Кента гонцом с письмом к Регане. Шут уверен, что обе дочки – одинаково кислые яблочки на вкус. Он прямо говорит, что король состарился, а ума не нажил. В ответ Лир просит сил у богов, чтоб не сойти с ума.

Акт II

Сцена 1

Эдмонд убеждает брата бежать от отца, а себя притворно ранит. Глостеру он говорит, что Эдгар хочет его убить из-за наследства. В ответ Глостер объявляет Эдмонда своим наследником, а за Эдгаром высылает погоню.

Между тем, в замке Глостера переполох в связи с внезапным приездом Реганы с мужем. Оказывается, они хотят рассудить ссору сестры с отцом на нейтральной территории. Впрочем, они на стороне Гонерильи, а не Лира. Регана с мужем уверены, что и Эдгар злодей. Оба не хотят видеть старого Лира в своем замке.

Сцена 2

Кент-гонец сталкивается в замке с гонцом Освальдом. Кент знает, что у Освальда письмо от вздорной Гонерильи. Он вновь готов поколотить его, но тут являются Регана с мужем. Кент кажется им наглецом. Они велят заковать его в колодки. Кент понимает, что король и с Реганой «попал из дождя в капель».

За Кента вступается хозяин дома, Глостер: нельзя так поступать со слугою короля. Но его никто не слушает. Кент дает заковать свои ноги. При нем еще одно письмо, более тайное – от Корделии. Она все знает, и готова помочь.

Сцена 3

Гонимый Эдгар находит пристанище в лесном дупле. Бежать ему некуда, всюду ловушки. Остается только прикинуться «Томом из Бедлама» – безумцем, бродягой с грязным лицом и в лохмотьях, побирушкой.

Сцена 4

Лир узнает, что Регана с мужем у Глостера – и едет туда. Первым делом он видит Кента в колодках. Тот объясняет, что сидит в них из-за Освальда, слуги Гонерильи. Потом Лир не верит своим ушам: оказывается, дочка с мужем спят с дороги. Он требует их разбудить.

Наконец, Регана приходит повидаться. Освобождают и Кента. Регана требует, чтобы отец извинился перед Гонерильей и вернулся к ней – там больше места. Лир с издевкой бухается на колени, воображая, что он перед Гонерильей. Потом объясняет, что та вела себя с отцом высокомерно и разогнала половину его людей.

В замок прибывает сама Гонерилья. Ее муж не в ладах с мужем Реганы, но сами сестры отлично спелись. Обе едва не доводят отца до слез или сумасшествия. Оказывается, полсотни рыцарей для него – большая роскошь, а им обуза. Лучше разогнать их всех. Слуги сестер позаботятся об отце, если надо.

Отец с горечью отвечает: «Нищие, и те имеют что-нибудь с избытком. Сведи к необходимости всю жизнь, и человек сравняется с животным». Он вспоминает, как обошелся с Корделией, но уверен, что та примет его у себя.

Возмущенный и печальный Лир уходит со своими людьми в ночь и бурю от «злодеек, ведьм». Он обещает отомстить за себя. Дочки просят не впускать отца обратно, если он надумает вернуться.

Акт III

Сцена 1

Сквозь бурю король бредет по степи с одним шутом. Оставшаяся свита отстала, разбрелась. Одного придворного останавливает Кент. Выхода у него нет: приходится делиться со случайным человеком важными государственными тайнами. Он сообщает придворному, что герцог Альбанский и герцог Корнуэльский готовы начать между собой войну. И что во Франции известно, как дочки обходятся со старым Лиром.

Пользуясь обстановкой, французский король уже ведет войска на британские земли. Обо всем этом должна узнать Корделия. Незнакомец под пеленой дождя обещает доставить послание Корделии. Кент вручает ему свое кольцо: Корделии оно знакомо.

Сцена 2

Король Лир призывает громы и молнии на свою седую голову. Буря не знает жалости, как и его дети. Шут периодически предлагает вернуться в замок Глостера. Наконец, Кент находит своего уничтоженного горем короля. Вместе они идут в шалаш неподалеку.

Сцена 3

Глостер в замке не находит себе места. Он, хозяин, вынужден слушаться злых сестер, терпеть вражду их мужей. Кроме того, на страну идет «чужое войско» – и только король сможет возглавить достойную оборону. Глостер идет искать Лира, просит Эдмонда скрыть его отсутствие. Но сын хочет предать отца, выслужиться перед герцогом.

Сцена 4

Короля гнетет не стихия, а душевная буря. Кроме того, ураган сродни тем чувствам, что бушуют в его отцовском сердце. Он входит в шалаш, где прячется Эдгар. Юноша притворяется бедным Томом, безумцем, бесноватым. В полуголом Томе король видит человека без прикрас, бедным двуногим животным. В его речах он слышит мудрости зерно.

Глостер отыскивает своего короля и ведет в свой замок. Лир просит, чтобы Том шел вместе с ним.

Сцена 5

Эдмонд стряпает очередное письмо – теперь уже для герцога Корнуэльского. По нему выходит, что Глостер – французский шпион, предатель. Герцог обещает сделать юношу графом вместо отца.

Сцена 6

Король Лир устраивает импровизированный суд над дочками. Сумасшедший и шут ассистируют ему. Обвиняемая Гонерилья пинками вытолкала отца, а у обвиняемой Реганы – каменное сердце.

Глостер просит Кента увезти старика в Дувр. Дело в том, что в замке против Лира созрел заговор – его могут убить. Спящего короля тайком уносят. Эдгар под личиной безумца ждет часа, когда сможет открыться перед отцом.

Сцена 7

Герцог Корнуэльский, узнав о высадке неприятельского войска, просит Гонерилью и Эдмонда известить об этом герцога Альбанского. Освальд рассказывает всем, что королю бежать помог все тот же Глостер.

Между тем, Глостер возвращается к себе домой – его тут же хватают, Регана выдирает клок из его бороды, а ее муж – оба глаза. Один из слуг ранит герцога. От Реганы слепец слышит, что в предатели его записал сын Эдмонд. Он понимает, что зря видел врага в Эдгаре.

Акт IV

Сцена 1

Глостер бредет в Дувр со старым слугой. Потом себе в поводыри берет полоумного Тома (Эдгара): «в наш век слепцам безумцы вожаки». Он просит Тома отвести его к утесу, чтобы свести счеты с жизнью.

Сцена 2

Освальд опередил Гонерилью, обо всем доложил герцогу Альбанскому. Но герцог не поверил его россказням. Гонерилье досадно, что муж не хочет возглавить войско. Она отсылает Эдмонда к сестре обратно: пусть муж Реганы и доблестный молодой Эдмонд спасут страну. А муж для нее дурак и тряпка.

Он же в ответ готов разорвать эту злобную фурию. Из замка Глостера сообщают, что герцог Корнуэльский мертв: скончался от кровопотери. Герцог Альбанский по нему не горюет, но сострадает обоим старикам – и королю безумному, и Глостеру слепому.

Сцена 3

Французский король на время покидает военный лагерь в Дувре, чтобы завершить важные «государственные дела». Командование передано маршалу Лафару. В лагере находится и Кент. От придворного он узнает, что письмо о сестрах и Лире Корделия получила. Он хочет отвести Лира к ней, но старому королю совестно показаться дочке на глаза.

Сцены 4-5

Оказывается, французский король грозит британцам, в том числе, по просьбе своей жены. Корделия хочет наказать сестер-злодеек. Отца она надеется излечить отдыхом и травами.

Вдова Регана уже помолвлена с интриганом Эдмондом. Она ревнует жениха к сестре. Ей также не дает покоя его отец. Она приказывает Освальду за вознаграждение убить слепца-смутьяна.

Сцены 6-7

Полоумный Том делает вид, что подвел слепого отца к обрыву. Тот прыгает вперед, но остается на земле. Эдгар, уже притворяясь не Томом, а просто прохожим, расспрашивает старика: что за чудо, как он спасся, упав с такой высоты? Глостер уверяется, что сама судьба против его самоубийства.

Вместе они встречают Лира: тот несет бред пополам с разумными мыслями. В эту пору их находит Освальд. Эдгар не дает ему убить отца. Побежденный Освальд умирает. Эдгар отыскивает у него письмо от Гонерильи к Эдмонду: она просит юношу убить ее мужа.

Лир начинает потихоньку приходить в себя. Он, «старый дурень восьмидесяти с лишним лет», узнает Корделию и встает перед ней на колени. Между тем, близится решающая схватка двух армий.

Акт V

Сцены 1-2

Герцог Альбанский все же выступил в поход – не против Корделии и Лира, а французов. Пока он для Эдмонда союзник, потом – злейший враг, который в случае победы помилует старого короля и Корделию. Эдмонд не знает также, какую из влюбленных сестер выбрать. Между тем, переодетый Эдгар подбрасывает герцогу Альбанскому письмо Гонерильи к Эдмонду.

Британцы одерживают верх над французами. Король с дочерью оказываются в плену.

Сцена 3

Эдмонд велит отвести короля и Корделию в темницу. Он задумал предать смерти обоих. Герцог Альбанский не в силах больше молчать: он объявляет Эдмонда государственным преступником, бросает жене ее любовное письмо к Эдмонду. Регане плохо: сестра отравила ее.

Эдмонд защищает свою честь в поединке с собственным, неузнанным поначалу, братом Эдгаром. Эдмонд смертельно ранен. Перед смертью он узнает от Эдгара, что отец все-таки умер: его сердце не выдержало встречи с оклеветанным сыном. Эдмонд просит срочно отменить его приказ инсценировки самоубийства Корделии. Но уже поздно: ее, повешенную, вносит на руках король Лир. От слуги все узнают, что Гонерилья покончила с собой.

Кент еще надеется, что старый король возьмет страну в свои руки, но тщетно: король Лир умирает от горя. Эдгар размышляет у его бездыханного тела о времени и людях: «Все вынес старый, тверд и несгибаем. Мы, юные, того не испытаем». Под звуки похоронного марша все расходятся.

Читательский дневник по трагедии «Король Лир» Шекспира

Сюжет

Британия в легендарные времена. Король Лир за слова любви в свой адрес обещает замужним дочкам Гонерилье, Регане и невесте французского короля Корделии еще при жизни дать власть и земли. Старшие сестры возвеличивают отца, заискивают перед ним, а Корделия говорит, что любит его как дочь – и только. Обиженный Лир ее часть наследства раздает другим дочкам. Корделия уезжает во Францию.

Лир убеждается, что дочки лицемерили: без власти и богатства он для них – всего лишь глупый старик с пьяной свитой. После дочерних ядовитых упреков он вместе со своим шутом в ненастную ночь идет куда глаза глядят.

Узнав о непорядках в королевстве, французы идут на британцев войной. Эдмонд и муж Гонерильи герцог Альбанский возглавляют оборону. Корделию и ее полубезумного отца берут в плен. Эдмонд, незаконный сын графа, уже устранил со своего пути старшего брата Эдгара, потом своего отца Глостера, и метит в мужья и Гонерилье, и Регане.

Но его планы рушат верные королю Лиру люди: граф Кент (он попал в опалу за защиту Корделии, но сделался слугой при короле), Эдгар (он притворялся безумцем, но вернулся восстановить справедливость), старый граф Глостер (за спасение жизни короля он был ослеплен), герцог Альбанский (он узнал об измене жены с Эдмондом). Эдгар в поединке убивает Эдмонда. Но тайный приказ злодея Эдмонда не успевают отменить: Корделия мертва. Это несчастье сводит в могилу старого Лира.

Отзыв

Вечная, вневременная история о мире, потерявшем ценности, людях, потерявших или сохранивших совесть и честь. Буря как символ человеческой трагедии. Тема лицемерия, эгоизма, зависти, цены ошибки, клеветы. Богатство и власть и возносят человека на вершину благополучия, и делают несчастным.

Тема иллюзий – и их утраты, преступления и возмездия за него, судьбы, смысла и меры страдания. Безумие как спасение, убежище, единственная возможность быть собой, говорить правду. Пьеса о смысле жизни, государстве, семье, любви, дружбе. Галерея женских образов – от звериных (сестры) до чистых, возвышенных (Корделия). В испытаниях человек узнает цену себе, другим и самой жизни. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Сострадание и верность – основа подлинных отношений между людьми.

korol-lir-02.jpgИстория о трагичной судьбе британского короля и трех его дочерей стала классикой мировой литературы. Драматический сюжет заслужил высокую популярность: известно множество театральных постановок и экранизаций произведения.

Драматическое произведение создано на легендарной основе – истории британского короля Лира, который на склоне лет решил передать власть детям. В итоге монарх стал жертвой пренебрежительного отношения двух старших дочерей, а в королевстве обострилась политическая ситуация, грозившая ему полным уничтожением. Известную легенду Шекспир дополнил еще одной сюжетной линией – отношениями в семье графа Глостера, внебрачный сын которого ради власти и положения не пожалел ни брата, ни отца.

«Король Лир»: краткое содержание пьесы

Британский король Лир собирается выдать своих трех дочерей замуж, разделить земли на три части и отдать им в качестве приданного, передав их мужьям бразды правления. Сам же планирует доживать свой век, гостя по очереди у дочерей. Перед разделом земель самолюбивый Лир захотел услышать от детей, насколько они любят своего отца, и одарить их по заслугам.

Две старшие дочери Гонерилья и Регана клялись отцу в своей неземной любви к нему и, получив в равных долях земли, стали женами герцогов Альбанского и Корнуэльского. Младшая дочь Корделия, к которой сватались король Франции и герцог Бургундский, искренне любящая отца, была чиста душой и не хотела выставлять свои чувства напоказ. Она ничего не ответила. Когда король возмутился такому неуважению, она сказала, что не станет выходить замуж, так как большую часть любви ей придется отдать мужу, а не отцу.

Король, не увидев бескорыстной чистоты своей дочери, отрекся от нее, лишив приданого и поделив земли между старшими сестрами. За Корделию вступился граф Кент, верный подданный короля, за что Лир изгоняет его из Британии. Герцог Бургундский отказался от безземельной невесты, а мудрый король Франции, увидев чистоту девушки, с радостью взял ее в жены. Старшие дочери, считая, что отец не в своем уме, решают держаться сообща и максимально отстранить короля от власти.

korol-lir-01.jpgНезаконный сын графа Глостера Эдмунд решает избавиться от брата Эдгара с целью заполучить любовь отца, наследство и почетный титул. Он показывает отцу письмо, якобы написанное братом, где Эдгар уговаривает вместе убить отца. А брату говорит, что граф хочет уничтожить его. Доверчивый Глостер отрекся от родного сына и объявил его в розыск. Эдгар вынужден скрываться, прикинувшись сумасшедшим Томом.

Король гостит у Гонерильи, которая сократила штат его слуг вдвое, а своим приказала не потакать отцу. Изгнанный Кент, переодевшись и назвавшись Каем, становится верным слугой короля. Пренебрежительное отношение дочери и ее двора оскорбили отца. Проклиная ее, король отправился к Регане. Она выгоняет отца в грозовую ночь на улицу. Король, шут и Кент укрываются от непогоды в шалаше, где встречают Эдгара, прикинувшегося сумасшедшим.

Гонерилья вместе с Реганой и ее мужем замышляет избавиться от короля. Подслушав это, Глостер тайно решает помочь Лиру, потерявшему от горя рассудок, отправив его в Дувр, где находится штаб французских сил, напавших на обезглавленную Британию. Эдмунд, стараясь услужить дочерям короля, сообщает о планах отца. Обезумев от злости, муж Реганы герцог Корнуэльский вырывает глаза Глостеру. Слуга, пытаясь остановить герцога, ранит его и Корнуэл умирает. Поводырем изгнанного графа Глостера становится Эдгар под личиной сумасшедшего Тома и ведет его к королю.

Гонерилья возвращается домой с Эдмундом и узнает, что ее муж не поддерживает их поведения. Она обещает свое сердце молодому Глостеру и отправляет его назад. Вдова Регана также выказывает Эдмунду свою любовь. Каждой из них он клянется быть верным.

Кент доставил короля к Корделии. Она потрясена помешательством отца и уговаривает врачей исцелить его. Очнувшись, Лир просит прощения у дочери. Эдгар встречает слугу Гонерильи Освальда, которому поручено уничтожить Глостера. Сразившись с ним, Эдгар убивает его и забирает письмо Гонерильи. С этим письмом он идет к герцогу Альбанскому, из которого становится известно о связи его жены и Эдмунда. Эдгар просит герцога в случае победы британцев возможности расквитаться с братом.

korol-lir-03.jpgОбе армии готовятся к сражению. В результате битвы победу одержала британская армия, во главе которой были Эдмунд и Регана. Гонерилья, догадавшись о планах сестры на Эдмунда, ревнует и решает избавиться от сестры. Эдмунд ликует, взяв в плен Корделию и короля. Он отправляет их в темницу и дает особое указание стражнику. Герцог Альбанский требует выдачи короля с младшей дочерью. Однако Эдмунд не соглашается. Пока сестры ссорятся из-за Эдмунда, герцог обвиняет всех троих в государственной измене и, показав письмо Гонерильи, вызывает того, кто может сразиться с предателем. Выходит Эдгар и, победив брата в бою, называет свое имя.

Эдмунд понимает, что свершилось возмездие за то, как он поступил с братом и отцом. Перед смертью он признался, что приказал убить короля и Корделию, и велел срочно послать за ними. К сожалению, было слишком поздно. Мертвую Корделию, которая была повешена стражником, вынес на руках несчастный король, а придворный сообщил, что Гонерилья, отравив сестру, закололась.

Не выдержав смерти Корделии, жизнь короля, полная страданий и мучений, прерывается. А оставшиеся в живых верные подданные понимают, что нужно быть стойкими, как того требует мятежное время.

Характеристика персонажей

«Король лир», по мнению критиков, является скорее произведением для чтения, нежели постановочным. Пьеса полна событиями, однако большее место в ней занимают философские размышления героев.

Богатый мир характеров Каждый персонаж, созданный автором мастерски и правдиво, обладает особым характером, внутренним миром. У каждого героя своя личная трагедия, в которую Шекспир посвящает читателя.

Король с первых сцен сильный и уверенный. Однако в то же время он эгоистичен и слеп, из-за чего лишается короны, власти, уважения и собственных детей. Его разум максимально постигает истину в момент помешательства рассудка. Создание остальных образов произведения близко системе классицистического деления персонажей на положительных и отрицательных.

Основная идея пьесы

В основе произведения извечная проблема отцов и детей, изображенная на примере двух семей – короля Лира и графа Глостера. В обоих случаях отцы унижены и преданы своими детьми. Но нельзя сказать, что они невинные жертвы произошедшего. Самолюбие и спесь короля Лира, неспособность увидеть истину, склонность к необдуманным и категорическим решениям привели к трагической развязке. Незаконность зачатия сына, который чувствовал себя второсортным и любыми способами пытался завоевать положение в обществе, – причина поведения Эдмунда.

Makbet-030.jpgВ следующей статье вы сможете прочитать краткое содержание трагедии Шекспира “Макбет”, основной идеей которой есть беспощадная борьба за власть.

Пьеса Шекспира “Отелло” очень тонко передает переживания людей, идущих на поводу у собственных домыслов и страхов.

Итак, в основе конфликта трагедии – нарушение родовых отношений в семье, приводящее к ее абсолютному краху. Однако это не является основной идеей пьесы. На примере разрушения двух семей Шекспир показал нарушения в системе отношений феодального общества, в результате которых король стал никем, а обезглавленное государство тонет в крови междоусобных войн. Итак, нравственная идея пьесы – изображение трагедии разрушения социального строя державы через воплощение двух семейных конфликтов.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/shekspir/korol-lir
  • https://kratko.rustih.ru/uilyam-shekspir-korol-lir/
  • https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/uilyam-shekspir/korol-lir.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт