Краткая история создания рассказа «Гранатовый браслет» Александра Куприна

«Гранатовый браслет» — это произведение известного русского писателя Александра Ивановича Куприна, которое считают классикой российской любовной литературы прошлого столетия. Оно появилось в начале XX века и еще имеет в себе традиции литературы золотого века. Чтобы понять всю его философскую и эмоциональную глубину, надо познакомиться с историей создания повести. А началась она ранней осенью 1910 года…

Содержание

Появление замысла

Сюжет произведения закручен вокруг влюбленности простого работника телеграфа в благородную даму. К сожалению, история абсолютно реальна, и Куприн узнал о ней благодаря своим друзьям, когда работал в Одессе в 1910 году. Произошло это с семьей Любимовых. Любовь Ивановна Любимова несколько лет получала письма от господина Желтикова, который, как и его почти полный тезка, рассказывал ей о своих сложных душевных переживаниях.

Разница в социальных положениях и брак Любимовой с потомственным аристократом не давали этим отношениям никакого шанса. Как и герой произведения, он отправил женщине изысканное украшение — гранатовый браслет. Но родственники и друзья семьи вернули подарок. На этом реальная история невзаимной и несчастной любви закончилась. Однако со временем, осмыслив ее, Куприн создал довольно трогательный и проникновенный сюжет.

Сначала писатель планировал превратить историю в короткий рассказ. Но развитие сюжета, впечатления от прослушанной как-то раз Второй сонаты Людвига ван Бетховена и многие другие одесские переживания Куприна позволили увеличить объемы литературного произведения.

Работа над произведением

История создания произведения покрыта тайной. Дело в том, что писатель работал над ним относительно быстро, а продумывал долго: накладывались впечатления от разных произведений искусства, а еще внутренние переживания самого Куприна. Писатель за год до создания повести развелся со своей первой супругой и матерью дочери Лидии.

Известно наверняка лишь то, что он хотел закончить текст за краткие сроки. Литератор упоминал в личной переписке критику Клестову, что уже через несколько дней планирует сдать рукопись Блюмфельду (сотруднику «Московского книгоиздательства», который занимался публикацией его произведений ранее). Но потратил он на нее более двух месяцев, так как сюжет немного видоизменялся из-за внутренних переживаний Александра Ивановича.

К сожалению, в его личных дневниках нет размышлений о сюжете. Но биографы предполагают, что он проводил параллели со своими переживаниями. Ну а сам автор в письме от 21 ноября 1910 года к своему другу Батюшкову: «Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон.» К счастью для будущих поколений и читателей, проблемы закончились быстро, и уже через несколько недель Куприн называл книгу «милой вещью».

Публикация

Рукопись впервые была опубликована в журнале «Земля» в 1911 году. Она была посвящена близкому другу Куприна, с которым он неоднократно общался по поводу произведения — Клестову. А еще книга сопровождалась эпиграфом Бетховена: «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato». Вообще мотив этого произведения появляется в повести неоднократно (его слушает главная героиня), что окончательно создает атмосферу несчастливой любви и полностью лишенного чувств быта.

Судьба повести «Гранатовый браслет»

Повесть тепло восприняли в литературных кругах. К примеру, Горький в марте 1911 года хвалил Александра Куприна и «Гранатовый браслет» в целом в переписке с Малиновской. Также произведение хвалили критики Львов-Рогачевский и Горнфельд, Бартенев. Причем делали это они не только в личном общении с автором, но и в аналитических журналах «Русские ведомости», «Современный мир» и в альманахе «Жатва» соответственно.

Это значительно приободрило Куприна, который сомневался в успехе произведения (оно не вписывалось в существовавший на тот момент литературный поток, но, как известно, именно в годы его выхода формировались новые жанры и направления, поэтому это нельзя считать проблемой). Никаких серьезных литературных наград Александр Иванович Куприн за «Гранатовый браслет» не получил. Однако то, что оно до сих пор входит в школьную программу, доказывает его актуальность и ценность.

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

analiz-granatovyy-braslet-kuprin-50326.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.

Год написания – 1910

История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема – В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр – Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление – Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гранатового браслета».

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 14

    В каком году было написано произведение Куприна «Гранатовый браслет»?</h3>

    • <label>1908</label>
    • <label>1910</label>
    • <label>1917</label>
    • <label>1925</label>

(новая вкладка)

Публикации раздела Литература

Как считал Александр Куприн, «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!». В честь 150-летия со дня рождения писателя мы обсудили его самое известное произведение о любви — повесть «Гранатовый браслет» — с Ириной Кочергиной, кандидатом филологических наук, преподавателем русского языка и литературы московской школы №57. Из нашего материала вы узнаете, как у Куприна возникла идея такой трагической повести, почему «Гранатовый браслет» нельзя считать историей о «маленьком человеке» и на какие детали нужно обратить внимание, чтобы понять все смыслы, скрытые в произведении.

История создания

278941.388x504.jpgАлександр КупринПисательРоссия

Фамилию экономиста в повести Куприн несколько иронично изменил, сделав тройной — еще более аристократической и «важной»: главная героиня «Гранатового браслета» происходит из княжеского рода Мирза-Булат-Тугановских. Сам же писатель был не столь высокого происхождения.

Однажды, когда Любимовы еще жили в Петербурге, Людмилу Ивановну начал преследовать некий аноним. Он писал ей письма, признавался в любви и даже прислал цепочку в подарок на Пасху. Возмущенные этим поступком, муж и брат женщины решили наконец вычислить преследователя и потребовать объяснений. Им оказался мелкий почтовый чиновник по фамилии Жолтиков. Любимов и Туган-Барановский нагрянули к нему домой, поговорили с ним, как известно, достаточно резко — и на этом история завершилась. Без трагических последствий: Жолтикова впоследствии перевели из Петербурга по неким служебным надобностям.

Сам Куприн признавался, что этот случай его очень тронул. Но некий реальный прототип был не только у самого происшествия, описанного в повести, но и у ее центрального предмета. В семье самого писателя хранился браслет с гранатами, который принадлежал его первой супруге Марии Карловне.

Особенности сюжета и важные детали

Гранатовый браслетДрама196491 мин

В первой же публикации Куприн название сочинения не указал — а эпиграф состоял только из нот второй части сонаты. Но не сначала — а с пятого по восьмой такты.

2-я часть сонаты Largo appassionato — это медленная, красивая мелодия, которая течет плавно, неспешно. В шестом такте в ней совершенно неожиданно появляются тревожные ноты, которые умолкают спустя два такта, и мелодия продолжает звучать лирично, спокойно, будто ничего и не было.

Этот момент был очень важен для Куприна. Он часто и подолгу слушал Вторую сонату Бетховена и хотел, чтобы атмосфера «Гранатового браслета» соответствовала характеру этой музыки: largo — медленно, appassionato — страстно. И именно такой получилась повесть, ее звучание: страстной и томительной. А жизнь ее героев, размеренная и привычная, как и музыка, прерывается тревогой — но лишь на миг, после чего плавно возвращается на круги своя.

Также в повести силен и другой звуковой мотив — православная молитва, которую будто бы слышит Вера в XIII главе.

Для литературы декаданса также характерен мотив самоубийства, тесно связанный с концепцией человекобожия. В произведениях декадентов Бог исчезает, а его место занимает человек. И в «Гранатовом браслете» место Бога в мировосприятии Желткова занимает Вера. Именно княгине он служит, посвящает свои мысли и свои молитвы. А когда ему запрещают поклоняться этому божеству, Желтков теряет смысл жизни — и уходит из нее. Но даже последним, прощальным письмом он не смеет нарушить покоя Веры: он не признается, что собирается покончить с собой, и лишь пишет, что благодарен ей за все, что ему довелось испытать и почувствовать.

А Вера, слушая Вторую сонату, вспоминает Желткова и молится. Финал повести демонстрирует момент ее отчасти экстаза, отчасти яркого сожаления — Куприн дает читателю простор для размышлений о том, какой след этот трагический случай оставит в душе героини.

Беседовала Екатерина Тарасова

Смотрите также

Русские герои в зарубежной литературеКак Жюль Верн придумал второе татарское нашествие, а Александр Дюма описал восстание декабристов5 историй любви известных художниковКакими были жены Репина, Врубеля и КуинджиКак переживали изоляцию русские писатели и их героиРассказываем о затворничестве Лермонтова, Достоевского и НабоковаПишите письма: как ЧеховМастер-класс по образности и остроумию от классика«Высокий, красивый, с изумрудными глазами сказочного сокола»Самые интересные ответы Владимира Набокова из интервью прошлых летНиколай Гоголь: щеголь, коллекционер, рукодельникРассказываем, что любил и чего боялся писательЛюбить по-русскиКак говорили о чувствах Татьяна Ларина, Евгений Базаров, Пьер Безухов и другие5 историй из жизни ТургеневаКак писатель спасался с горящего парохода и скрывался от слежки«Я — поэт. Этим и интересен»Отрывки из автобиографии Владимира МаяковскогоПарные случаиИстории семей, в которых и муж, и жена были настоящими звездами своей эпохиЗиновий Гердт: «Я нашалю!»Неопубликованное интервью с артистомВиктор Сухоруков: «Культура не может умереть»Интервью актера порталу «Культура.РФ»Литературные мастер-классы ЧеховаКак писатель воспитывал Горького, Бунина, Куприна и других известных авторовЧехов, Брюсов и Хармс: три эпистолярных романа известных писателейПрекрасные письма о любвиРусские романы эпохи «Евгения Онегина»Вспоминаем русские романы, которые были популярны в первую треть XIX века

В этой статье представлена история создания повести «Гранатовый браслет» Куприна: история написания произведения, прототипы героев и т.д.Смотрите: Краткое сожержание повести— Все материалы по повести «Гранатовый браслет»

История создания повести «Гранатовый браслет» 

Работа над повестью

Изначально Куприн задумывал «Гранатовый браслет» как рассказ, а не повесть. Он работал над рассказом осенью 1910 г. в Одессе. В тот период, 26 сентября 1910 г., Куприн сообшал В. С. Клёстову следующее:

«…На днях я пошлю Блюму* небольшой, в лист с небольшим, рассказ под названием «Гранатовый браслет»..» (*Блюм — Блюменфельд, сотрудник «Московского книгоиздательства»)

Рассказ разрастался, работа над ним заняла около трех месяцев. 15 октября 1910 года Куприн писал Ф. Д. Батюшкову:

«…Сегодня занят тем, что полирую рассказ «Гранатовый браслет». Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. — теперь губернатор в Вильне). Пока только придумал эпиграф: «Van-Beethoven, op. 2, №2 Largo Apassionato». Лицо у него, застрелившегося (она ему велела даже не пробовать ее видеть) — важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которую постигают только мертвые… Но трудно… и почему-то в охотку не пишется…»

О трудностях работы над рассказом Куприн сообщал Батюшкову в ноябре 1910 года:

«…Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!..» (письмо Ф. Д. Батюшкову 21 ноября 1910 года) 

В начале декабря рассказ еще не был закончен. 3 декабря 1910 года Куприн писал Ф. Д. Батюшкову о том, что не хотел бы «комкать «Браслет», эту «очень милую» для него вещь.

Прототипы героев

Из переписки Куприна и его мемуаров известны прототипы героев повести «Гранатовый браслет»:

  • Желтков — мелкий телеграфный чиновник П. П. Желтиков
  • князь Василий Шеин — член Государственного совета Д. Н. Любимов
  • княгиня Вера Шеина — его жена Людмила Ивановна, урожденная Туган-Барановская
  • Анна Николаевна Фриессе (сестра Веры) — Елена Ивановна Нитте, сестра Людмилы Любимовой
  • Николай (брат Веры Шеиной) — чиновник Государственной канцелярии Николай Иванович Туган-Барановский

Первая публикация

Повесть «Гранатовый браслет» впервые была опубликована в альманахе «Земля» в 1911 году. Повесть была напечатана с посвящением литератору В. С. Клёстову. В эпиграфе была воспроизведена первая нотная строка из Largo Apassionato второй сонаты Бетховена (соч.2).

О сонате Бетховена

Вторую сонату Бетховена Куприн часто слушал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса; в дарственной надписи на книге «Гранатовый браслет», сделанной весной 1911 года, Куприн благодарил его жену за то, что она «растолковала ему шесть тактов Бетховена» (Н. Л. Инсарова. А. И. Куприн. Рукопись).

Критика о повести

Прочитав рассказ, А. М. Горький с похвалой отозвался о нем в письме Е. К. Малиновской в марте 1911 года:

«…А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна и «Дерябин» Ценского! Чудесно! И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература!..» (из архива A. M. Горького)

Это была история создания повести «Гранатовый браслет» Куприна: история написания произведения, прототипы героев, интересные факты о повести и т.д.Материалы статьи взяты из издания: «Куприн А. И. Собрание сочинений в 6 томах», том 4 (1958 г.).Смотрите: Все материалы по повести «Гранатовый браслет»

Гранатовый браслет
Жанр Повесть
Автор Александр Иванович Куприн
Язык оригинала русский
Дата написания 1910
Дата первой публикации 1911
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
15px-Wikiquote-logo.svg.pngЦитаты в Викицитатнике

«Грана́товый брасле́т» — повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. Основана на реальных событиях.

Сюжет

В день своих именинкнягиня Вера Николаевна Шеина[1] получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок золотой браслет, с пятью крупными гранатами-кабошонами густо-красного цвета, окружающими зелёный камень — гранат редкого сорта[2]. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с её мужем, князем Василием Львовичем, нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Несколько раз в год, на большие праздники, он позволял себе писать ей письма.

Когда брат княгини Николай Николаевич, явившись в жилище Желткова вместе с мужем, вернул ему гранатовый браслет и в разговоре упомянул о возможности обращения к властям, чтобы, по его словам, прекратить преследование княгини Веры Николаевны, Желтков попросил разрешения мужа и брата княгини написать ей последнее письмо. Желтков пишет, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Сонаты № 2», он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни. Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, чтобы княгине Вере жилось спокойно. Он сделал это всё из-за любви к Вере и ради ее блага. Желтков оставил предсмертную записку, в которой объяснил, что застрелился по причине растраты казённых денег.

Вера Николаевна, узнав о смерти Желткова, спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил генерал Аносов, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вышла к княгине, та стала целовать её со словами: «Нет, нет, — он меня простил теперь. Всё хорошо».

Герои

  • Князь Василий Львович Шеин — губернский предводитель дворянства.
  • Вера Николаевна Шеина — жена князя Шеина, получающая письма от Желткова.
  • Георгий Степанович Желтков — чиновник контрольной палаты, безнадёжно влюблённый в Веру.
  • Анна Николаевна Фриессе — сестра Веры, не любит своего мужа.
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — брат Веры и Анны, товарищ прокурора.
  • Генерал Яков Михайлович Аносов — военный товарищ отца Веры и Анны, крёстный Анны.
  • Людмила Львовна Дурасова — сестра Василия Шеина.
  • Густав Иванович Фриессе — муж Анны Николаевны.
  • Понамарёв — штабной полковник, друг Аносова.
  • Бахтинский — гвардейский царский поручик, друг Аносова.
  • Женни Рейтер — пианистка.
  • Лука — повар.
  • Васючок — молодой шалопай и кутила.

Интерпретации

В большинстве работ о «Гранатовом браслете» в качестве его главной идеи обсуждается преображающая сила любви, придающая масштаб фигуре Желткова и отбрасывающая отсвет на однообразное, заурядное в остальном существование княгини Веры[3]. Встречаются, однако, и иные трактовки «Гранатового браслета»: так, Д. В. Кузьмин предлагает «разобраться, кто в нём подлинный герой: незадачливый влюблённый чиновник, на свой лад стремившийся довести до сведения дамы сердца, что „в таком-то городе живёт Пётр Иванович Бобчинский“, или муж героини, всякое действие или бездействие которого определяется желанием счастья для своей не слишком внимательной к нему супруги»[4].

Адаптации

  • «Гранатовый браслет» (фильм, 1915).
  • «Гранатовый браслет» (фильм, 1964).
  • «Куприн» (2014)
  • В 2013 году на сцене иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского состоялась мировая премьера балета «Гранатовый браслет» (музыка: Константин Артамонов, либретто: Людмила Цветкова).

Памятники

На Театральной площади в Гатчине — городе, где жил и творил Александр Иванович Куприн — 28 июля 2017 года была установлена скульптурная композиция из металла «Мужчина и женщина». Она посвящена героям повести Вере Шеиной и Георгию Желткову. Автор — художник по металлу, кузнец Тимур Садуллаев[5].

Примечания

  1. Прототипом героини послужила Людмила Ивановна Любимова — сестра экономиста М. И. Туган-Барановского и мать Л. Д. Любимова.
  2. По мнению доктора геолого-минералогических наук Владимира Филатова, кабошоны являются альмандинами, а зелёный камень — демантоидом. Источник: Владимир Филатов. Алмазоподобный // Наука и жизнь. — 2017. — № 4. — С. 76—80.
  3. См., например: Рассказова Л. В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (рус.) // Литература в школе: научно-методический журнал. 2007. № 7. — Москва, 2007. — С. 8—12.
  4. Кузьмин Д. В.Уроки литературы как уроки жизни // «Русский журнал», 28.03.2003.
  5. Вера и Георгий получили второй шанс // Гатчинка.рф, 29.07.2017
14px-Wikipedia_interwiki_section_gear_icon.svg.pngПроизведенияАлександра Куприна
Повести

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 10 октября 2020 в 05:12. Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaya-istoriya-sozdaniya-rasskaza-granatovyj-braslet-aleksandra-kuprina/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/granatovyy-braslet/analiz-proizvedeniya-kuprina.html
  • https://www.culture.ru/materials/255937/kak-chitat-granatovyi-braslet-kuprina
  • https://www.literaturus.ru/2016/03/istorija-sozdanija-granatovyj-braslet-prototipy.html
  • https://wiki2.org/ru/гранатовый_браслет

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт