Кто виноват в гибели Катерины ? Анализируем драму Островского «Гроза»

Смерть Катерины — это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. Поэтому Катерина не смогла скрыть свою измену к мужу, и рассказала все Тихону. Тихон бы наверняка её простил, но вот его мать Кабанова не смогла бы точно. Катерина поэтому и совершает поступок на самоубийства, так как не выдержала бы попреков Кабанихи. Во-вторых, Катерину можно считать тоже виновной, ведь она бы могла не изменять Тихону или, если уже изменила, то должна была бороться со всеми трудностями, но точно не идти на самоубийство. В-третьих, Тихон тоже виноват. Он во всем подчиняться матери, и поэтому ему хотелось расслабиться, уехать на некоторое время от гнета матери, но не хочет собою брать суженную. Тихон служит толчком для измены Катерины. В-четвертых, Борис является прямым виновником в гибели Катерины, он мог же не связываться с Катериной, ведь он прекрасно знает, что Катерина замужем. Но Борис такой человек, который живёт одним днём и ему совершенно не интересно, что будет с Катериной потом. Поэтому Борис является главным виновником. В-пятых, на Катерину хорошо повлияло общество, в котором она жила. Катерина отделилась от него, она была несчастной. Постоянное командование над ней Кабановой угнетало её. Тихону было не до нее, он был погружен в подчинение матери. Борис живёт одним днём ему тоже не до неё. Поэтому общество повлияло на Катерину в некотором роде. Я считаю, что в смерти Катерины виновато все общество, которое её окружало. Но все-таки на Катерине тоже лежит часть вины, она могла бы не изменять, и если так вышло то разобраться со своими проблемами, а не идти на крайнюю меру «самоубийство». Островский в  своей драме «Гроза» показывает трагедию общества. Где Катерина это несчастный человек, которому некуда деться. А Кабаниха, Тихон, Борис это главное общество, чиновники, по вене которых страдает более слабые окружающие их люди. Опубликовано вкл 23.07.2013 — 17:20Автор: Пеночкина Зоя.

Сочинение.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngkto_vinovat_v_gibeli_kateriny.docx 16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Кто виноват в гибели Катерины?

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все  «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления.

Но Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений. И в этих условиях сформировались у Катерины естественные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Варваре: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно – я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Борису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе – равный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,

Поэтому неудивительно, что Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла  смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте,  воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, — говорит она, — я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!»

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», — отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи . Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит вопреки воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью обрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все — равно», — говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»  — восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура и не оставив ей другого способа освобождения, кроме освобождения смертью.

P.S. Сочинение в принципе дает верный ответ на вопрос темы. Основным его содержанием является анализ, близкий к пересказу основной сюжетной линии пьесы, событийной ее стороны.

11.jpg

Как нарисовать осеннее дерево акварелью

Тупое — острое

Проказы старухи-зимы

Щелкунчик

Хризантема и Луковица

статьи

Пьеса «Гроза» явилась, по мнению Добролюбова, одним из самых выразительных произведений того периода. Именно в ней впервые в русской драматургии во всей своей полноте был показан народный героический характер, предстающий в образе Катерины. В этой статье мы проанализируем вопрос, кто же, все-таки, виноват в гибели главной героини пьесы Островского?

Эта девушка — настоящее олицетворение народной широты души и свободолюбия. Но жизнь в маленьком городке Калинове тесна для нее. Здесь царят всевластные самодуры и существуют серые посредственности. А в воздухе приволжского городка витает запах рабства и безмолвного произвола.

Само появление Катерины как личности в темной, мрачной атмосфере провинциального местечка исключительно и невероятно. Девушка абсолютна не похожа на остальных безвольных, слабых жен, целиком зависимых от мужчин. Свободолюбивая Катерина идет наперекор традиционному миру с его мелочными законами. Ей хорошо известны местные порядки, и она отлично понимает, какие последствия ее настигнут. Но все равно остается предана своей натуре, не изменяя ей даже на краю гибели.

Так кто стал причиной смерти Катерины?

Жизнь под властью Кабанихи отравляет все ее существование. Ограниченность окружения рождает смутный протест. Катерина не властна над собой, не в силах удержать проснувшуюся в ней любовь. Героиня пытается найти отклик чувствам у близких людей, но лишь наталкивается на стену непонимания и отчуждения.

Законный муж, Тихон, не способен оценить свою жену по достоинству, по-настоящему понять ее, он лишь безликое продолжение своей матушки-самодурки. Благодаря своей грубоватой простоте и недалекости он еще больше отчуждается от Катерины с ее изменой, не принимая ее чувств. Но любовь Катерины слишком сильна, ее невозможно загубить.

Полюбив Бориса, такого непохожего на остальных, Катерина всем своим существом стремится выразить эмоции. Но все, на что способен ее возлюбленный – ответить на ее чувства. Он не способен ни бороться за свою любовь, ни защитить свою возлюбленную. После того, как их связь перестает быть тайной, он покорно соглашается уехать.

По складу души Борис напоминает Тихона: старается во всем угодить Дикову. На самостоятельные, решительные поступки эти люди не способны.

Огонек жизни, чуть теплившийся в душе Катерины после расставания с Борисом, совсем гаснет из-за травли Кабанихи. В результате душевной травмы героиня еще сильнее чувствует муки совести и свою греховность. Кабаниха, учуяв подавленное состояние невестки, делает ее жизнь в доме невыносимой. Полностью отчаявшись и разочаровавшись и в себе, и в мире, Катерина бросается в Волгу. Даже несмотря на то, что поначалу тяжелейший грех самоубийства пугает ее, она все же решает сделать шаг в пропасть.

Но, взглянув объективно, нельзя считать только Катерину единственной виновницей произошедшей трагедии. В случившемся виноваты все жители Калинова, которые открыто осуждали внезапное чувство женщины. Ополчившись на нее, все обитатели «темного царства» подводили ее к той черте, которую она смогла переступить.

Похожие статьи:

Краткое содержание пьесы Островского «Гроза»

Два сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели»

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Иван Алексеевич Бунин — жизнь, творчество и любовьТоп-3 лучших книг для родителей по воспитанию детейКраткое содержание рассказа Бунина «Чистый понедельник»Знакомимся с Коробочкой, Гоголь «Мертвые души»Образ Андрея Болконского, Л. Толстой «Война и мир»Сочинение «Поговорим о маме»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Островский А. Н. » Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») Островский А. Н. все сочиненияОстровский А. Н. краткие содержания

Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году, накануне крестьянской реформы 1861 года. Это высшее достижение писателя в предреформенные годы. Драма «Гроза» имела большое значение в общественной атмосфере тех лет, когда шли споры по крестьянскому вопросу, споры о правах личности. «Грозу» Островский написал после своего недельного путешествия с домочадцами в приобретенную отцом усадьбу Щелыково.

Их путь лежал по Волге через многие древние города. Именно в этой поездке Островский уловил нараставший в купеческой жизни конфликт. Итогом осмысления его явилась драма «Гроза». Многие ошибочно считают прототипом Катерины Клыкову, история которой повторяется почти дословно. Но уже доказано, что Клыкова погибла 10 ноября 1859 года, а Островский начал работу над «Грозой» в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Писатель предугадал эту историю, которая могла произойти в любой семье. Город в его драме Калиновым был назван условно, это мог быть любой другой захолустный городок. Герои Островского не имеют прототипов. Катерина — его любимая героиня, воплощение нравственной безупречности.

В гибели Катерины в большей мере виновато, конечно, «темное царство». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но здесь сыграли немаловажную роль также ее фанатическая религиозность и сильно развитое чувство совести.

Действительно, по большей части в гибели Катерины виновата Кабаниха как представитель «темного царства». Ведь Катерина — натура свободолюбивая, цельная. До свадьбы она жила в любви и воле, а в доме у Кабанихи она точно птица в клетке. Ее никто не уважает, ее не считают за человека, ей вечно недовольны. Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым мечтам, нет свободы ее чувствам. К тому же Кабаниха хочет, чтобы все было по ее и никак иначе. Такой натуре, как Катерина, невозможно жить по законам, царящим в этом «гнилом болоте», но Кабаниха требует от нее их соблюдения. Значит, Катерине нужно на словах подчиняться этим законам, а на деле делать все по-своему, как ей и советует Варвара. Она говорит: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Но это противоречит цельной натуре Катерины. Она отвечает Варваре: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Поэтому Катерине так трудно жить в мире Диких и Кабаних.

В доме Кабановых ее постоянно унижают. Это хорошо видно в сцене прощания с Тихоном. Кабаниха заставляет сына перед отъездом в Москву дать жене несколько унизительных наставлений, тем самым сильно оскорбляя ее. Тихон не смеет при матери заступиться за Катерину, и только лишь когда мать ушла, он ей говорит: «Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Из этих слов становится ясно, что Тихон, с детства живший с Кабанихой, уже давно привык «мимо ушей пропущать» маменькины слова. Катерина же так жить не может, она все принимает близко к сердцу и считает оскорблением то, что о ней могли подумать такое. От жизни с Тихоном в Катерине начало развиваться «оскорбленное чувство жены и женщины». Ведь по всему видно, что Тихон не любит Катерину, он просто хорошо к ней относится, ему очень жалко ее. И даже когда Катерина просит мужа забрать ее с собой в Москву, он ей отвечает: «Всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?» Если бы Тихон по-настоящему любил Катерину, он забрал бы ее с собой, понимая, что она тоже хочет отдохнуть от издевательств Кабанихи. Но он не понимает, что такое настоящая любовь, потому что в среде, которая его окружает, любви места нет. Любовь в понимании Тихона — это просто жалость.

Даже радужные мечты покинули Катерину, она уже не может представить в облаке пыли поющих ангелов, ей уже не снятся райские сады, утомленная непосильной дневной работой, она уже не может думать о них. Все мрачно, страшно вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой. Дальше так продолжаться не могло! Однообразная жизнь совсем замучила Катерину, все сильнее и сильнее становилась потребность любви в ее душе. Желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние неопределенные и бесплодные мечты. Вот тут и встречается на ее жизненном пути Борис, который «с виду и по речам не похож на остальных».

И с момента встречи Катерины с Борисом ее начинают мучить угрызения совести, чувство вины перед Тихоном. В первом действии отдаленные удары грома вселяют смятение в душу Катерины, только что признавшейся Варваре в «грехе» своей любви к Борису. Варвара ей говорит: «Я и не знала, что ты так грозы боишься». Катерина отвечает: «Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». После ночного свидания с Борисом всепоглощающее чувство захватило Катерину. Она говорит своему избраннику: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Катерина одерживает победу над собой, она уже не боится свободного чувства, не боится этой любви. Но все равно мироощущение ее трагично: она предчувствует, что ее ждет гибель.

Признание Катерины перед народом в четвертом действии спровоцировано: тут и выкрики полусумасшедшей барыни: «Все в огне будете гореть неугасимом! Все в смоле будете кипеть неутолимой!», — и удары грома, и зрелище геенны огненной, и неожиданное появление Бориса. Все это приводит впечатлительную Катерину в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в своем «грехе».

После этого признания жизнь Катерины становится невыносимой. Кабаниха запирает ее в комнате под замок, ест поедом, как ржа железо, заставляет Тихона побить жену. Но Тихону ее жаль, он вроде бы ее простил. Даже Кулигину он говорит: «Мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала». А для Катерины даже хуже было, что Тихон ее простил: она видит, какой он добрый, и еще больше себя винит, что изменила ему, хотя его ни капли не любит. Она говорит: «Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев». Да еще и Борис уезжает в Сибирь. Катерина просит его взять ее с собой, но он отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы». И вот Катерина остается совсем одна. Всё против нее, даже ее собственные понятия. Катерина не могла отвергнуть отсталые мнения; она пошла против всех них, вооруженная только силой своего чувства, инстинктивным сознанием своего прямого, неотъемлемого права на жизнь, счастье и любовь. Но после всего пережитого Катерина уже не возвратится к прежней жизни, если ей нельзя наслаждаться своими чувствами вполне законно, она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она сделает все, чтобы не подчиниться их правилам, не примириться с их неестественными требованиями. Для этой борьбы ей ничего не жалко, даже жизни.

Несомненно, смерть Катерины — это протест, вызов, брошенный самодурной силе. Но она ушла из мира сего с чувством глубокой вины перед людьми и Богом. Ее фанатическая религиозность и сильно развитое чувство совести помешали ей понять, что она ни в чем не виновата, что ее вынудили совершить этот поступок обстоятельства, естественная потребность в любви.

Катерина первой смогла бросить такой смелый вызов «темному царству». И люди, которые не могли раньше сказать смелых слов Дикому и Кабанихе, уже не боятся высказать им свои протесты. Например, Кулигин в конце пятого действия говорит: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» И даже робкий Тихон говорит маменьке: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Добролюбов так говорит о Катерине: «В Катерине видим мы протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В то время таких людей, которые не желают мириться с бытом «темного царства» и бросают ему вызов, было очень немного. И Катерина — одна из них!

Полезный материал по теме: Скачать Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

<legend>Tags</legend>КтовиноватвгибелиКатерины?(попьесеА.Н.Островского«Гроза»)

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

­Кто виноват в гибели Катерины?

А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не удавалось так многогранно описать купеческую среду, ее быт, обычаи и нравы. К тому же, он впервые показал какое “темное царство” кроется за воротами внешне благообразных семей купцов, как они губят жизни молодых, не давая им выразить свою индивидуальность и заглушая любую инициативу на корню.

На примере семьи Кабанихи и купца Дикого автор показывает, какими жестокими могут быть патриархальные порядки в семье и как они могут довести человека до греха.

Особое место в пьесе отводится роли сильных женщин – Катерины и ее свекрови Кабанихи. Первая, как человек открытый и прямолинейный, хочет жить честной жизнью. А вторая сплошь соткана из фальши и лицемерия. Катерина показана автором как “луч света в темном царстве”.

Сложно сказать, что она одна виновата в том, что Катерина решилась на самоубийство. Ее безвольный сын, муж Катерины, тоже в чем-то виноват.

Тихон, в отличие от Катерины был слабохарактерным и безропотным человеком. Он за каждый свой шаг отчитывался перед матерью и не смел перечить. При этом жену он очень любил, просто не мог защитить. Когда Катерина призналась, что полюбила другого, он не испытывал по отношению к ней ненависти или злости, а скорее жалел.

Он понимал, что ей, привыкшей к честной и порядочной жизни, тяжело в его лицемерной семье. Возможно, он даже знал, что она когда-нибудь уйдет. Однако, если бы он вовремя за нее вступился, то такой трагедии не произошло бы.

Другой деспот и тиран, замешанный в этой истории, это богач Дикой, который держит всех своих подчиненных в страхе и частенько недоплачивает им. Человек, которого Катерина полюбил, приходился Дикому племянником и звали его Борис. Так как он приехал из самой столицы для получения­ наследства, то ему приходилось подстраиваться под дядю-самодура, чтобы вступить в законные права. Несмотря на то, что Катерина была ему небезразлична, он предпочел и дальше пресмыкаться перед дядюшкой.

Борис, также как и Тихон, оказался слабовольным человеком. Поэтому его вина в смерти Катерины тоже есть. Но хуже всех, на мой взгляд, оказались обычные жители города Калинова, которые из года в год позволяли собой помыкать, не смели противостоять жестокости и жадности купцов и, в конце концов, стали просто раболепными слугами “хозяев жизни”.

С их равнодушного согласия Кабаниха и Дикой творили свое бесчинство. С их же согласия в городе установились такие меркантильные порядки. Они сами виноваты в том, что стали такими злыми, черствыми и несведущими.

Своим равнодушием они закрыли путь для любого развития, поэтому общество города Калинова было таким невежественным и необразованным. Катерина одна была непохожа на местных жителей. Она стремилась к свету, к знаниям и свободной от притворства жизни, но в таком окружении это оказалось невозможным.

Сочинение на тему: Кто виноват в гибели Катерины? в пьесе Гроза, Островский« Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-ЩедринаЗначение басен Крылова »Используемые источники:

  • https://www.lang-lit.ru/2016/01/kto-vinovat-v-gibeli-kateriny-v-drame-ostrovskogo-groza.html
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/07/23/kto-vinovat-v-gibeli-kateriny-po-pese-groza-a-n
  • https://chitatelnica.ru/stati/kto-vinovat-v-gibeli-kateriny.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/kto-vinovat-v-gibeli-kateriny-po-pese-an-ostrovskogo-groza
  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-kto-vinovat-v-gibeli-kateriny-v-pese-groza-ostrovskij/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт