Лермонтов Михаил » Герой нашего времени

Авторы: Михаил ЛермонтовЖанр: РоманыФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3688-5

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показан глазами Максима Максимыча, а только затем читатель узнает его от первого лица, по записям из дневника. В романе сочетаются социально-психологическая и нравственно-философская проблематика, остросюжетность и самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и эксперименты героя; его любовные и светские похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся судьбы незаурядного человека.

Роман написан в 1838–1840 годах. Впервые издан в 1840 году в Санкт-Петербурге.

Михаил ЛермонтовБородиноПоэмыМихаил ЛермонтовДемонПоэмыМихаил ЛермонтовВадимРоманыМихаил ЛермонтовМаскарадПьесы

cover.jpg

Автор: Лермонтов Михаил

Жанр: Русская классическая проза

Роман «Герой нашего времени» – одна из вершин русской прозы первой половины XIX в. Воспринятый современниками М.Ю. Лермонтова как «странный», роман побуждает все новые и новые поколения читателей искать решения его загадкам.

  • Скачать в формате FB2(161 КБ)
  • Скачать в формате EPUB(181 КБ)
  • Скачать в формате RTF (DOC)(118 КБ)
  • Скачать в формате HTML(140 КБ)
  • Скачать в формате TXT(114 КБ)

Какой формат выбрать?help_icon.png

Похожие книги

  • Герои не нашего времени — Чернобров Вадим
  • Апокалипсис нашего времени — Розанов Василий
  • Герой нашего времени — Джойс Кэри
  • Андеграунд, или Герой нашего времени — Маканин Владимир
  • Предисловие к ‘Герою нашего времени’ — Набоков Владимир
  • Пирс Броснан — Джеймс Бонд нашего времени — Раззаков Федор
  • Последний герой нашего времени (сборник) — Контровский Владимир
  • Герой нашего времени.ru — Бажанов Олег
  • Герой не нашего времени 2 — Зябкин Павел
  • Герой не нашего Времени — Зябкин Павел
  • Герой нашего времени — Схуты Славомир
  • Герой нашего времени — Белинский Виссарион
  • Герой нашего времени. Приспособленец — Борискин Александр
  • Герой нашего времени. Боец — Борискин Александр

Запрос «Бэла» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

«Герой нашего времени»
Герой нашего времени
Титульная страница первого издания
Жанр психологический роман
Автор Михаил Юрьевич Лермонтов
Язык оригинала русский
Дата написания 1838—1840
Дата первой публикации 1840
Текст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике
 Медиафайлы на Викискладе

«Геро́й на́шего вре́мени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838—1840 годах. Классика русской литературы.

Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге в типографии Ильи Глазунова и Кº в 1840 году в 2 книгах. Тираж — 1000 экземпляров[1].

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. «Бэла»
    • II. «Максим Максимыч»
  • «Журнал Печорина»
    • Предисловие
    • I. «Тамань»
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ («Окончание журнала Печорина»)
    • II. «Княжна Мери»
    • III. «Фаталист»

Хронологический порядок глав

  1. «Тамань»
  2. «Княжна Мери»
  3. «Бэла» (начало рассказа Максима Максимыча)
  4. «Фаталист»
  5. «Бэла» (окончание рассказа Максима Максимыча; повествовательное обрамление)
  6. «Максим Максимыч»
  7. Предисловие к «Журналу Печорина»

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Сюжет

«Бэла»

Бэла. Художник Михай Зичи, Будапешт, 1902 год

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня (благодаря помощи пятнадцатилетнего Азамата) и похищения Бэлы, любимой дочери местного князя (также при помощи Азамата (Бэла была его старшей сестрой) в обмен на коня Казбича), что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат; от руки Казбича погибает Бэла, а также её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле»; самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. Здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу с Печориным. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолётный разговор с желанием одного из собеседников (Печорина) поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем бандитской деятельности. Поначалу он уверен, что приплывший с другого берега человек рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим и жалеет, что нарушил жизнь «честных» контрабандистов. Это подтверждают слова главного героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг „честныхконтрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Печорин и княжна Мери. Худ. В. А. Поляков, ок. 1900 г.

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают — на этот раз в крепость, где он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

Картина М. А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким» Эта страница в последний раз была отредактирована 13 января 2021 в 14:47. Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/books/159/geroi-nashego-vremeni
  • https://bookscafe.net/book/lermontov_mihail-geroy_nashego_vremeni-257733.html
  • https://wiki2.org/ru/герой_нашего_времени

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт