Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Скачать:

Множество судеб проходит перед глазами странников поэмы Н.А.Некрасова, отправившихся искать счастливых. Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многогранны и разносторонни. Богатырь Савелий святорусский предстает реально. Его легко описать, но сложно понять.

Внешность героя

Читатель знакомится с персонажем, когда ему уже много лет. Всего Савелий прожил 107 лет. Сложно представить, каким он был в молодости, но богатырское телосложение не спрятала старость. Внешность старика схожа с царем северных лесов – медведем:

Сам себя Савелий сравнивал с деревенским колодцем

…на очеп я похож. Удивительно правдиво такое сравнение: крепкое вековое строение с кристально чистой водой.

Особенность характера

О Савелии странники узнают из рассказа Матрены Корчагиной. Савелий – дед ее мужа. В образе богатыря соединились несколько типов простого русского человека. Основная черта – героизм. Святорусский богатырь обладает огромной силой, он защищает страну, народ. Но Савелий – не воин:

«…жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою…». Дед Савелий – истинный христианин. Он держится на вере, молится о своей судьбе и за всю крестьянскую страну. Автор не придает персонажу сказочности, он реален и страшно грешен. На нем 2 человеческие смерти: управляющего немца и ребенка. Дед грамотен и остр на язык. Это удивительная особенность русского человека. Пословицы, поговорки, песни, пророчества насыщают и украшают речь Савелия. Простой мужик святорусский схож с богатырями Древней Руси и со святыми, вольно гуляющими по земле.

Судьба богатыря

Савелий прожил длинную жизнь, понятно, что в ней было множество событий. Он не все поведал Матрене, но того, что рассказал, хватило, чтобы его принял читатель, и полюбила сильная женщина. Дед жил в селе Карежине, куда не могли добраться помещики и управители. Посылали крестьяне редкие оброки и барщины. Но перехитрил крестьян немец. Превратил он жизнь свободолюбивых крестьян в каторгу. Недолго терпели мужик. Закопали они Фогеля живым. Подтолкнул к яме управляющего Савелий, произнес одно слово:

«Наддай», товарищи молча поддержали. Этот эпизод подтверждает желание русского народа избавиться от рабства и говорит об уважении к старику. Пережил Савелий плети. 20 лет каторги, столько же поселения. Совершает мужик побеги и снова попадает под побои.

Крестьянин на каторге сумел накопить денег. Как в таких невыносимых условиях может человек думать о будущем? Это автору неизвестно. Вернулся он к родным, но они относились к нему хорошо, пока были деньги. Окаменело сердце богатыря от горя. Растопило его только отношение к нему маленького Демушки – сына Матрены. Но и здесь судьба сыграла злую шутку: проспал старик ребенка,

«…скормил свиньям…». От горя за свой грех Савелий уходит в монастырь на покаяние. Он просит у Бога прощения и вымаливает смягчения материнского сердца. Такой же длинной как жизнь была и смерть у старика: он заболел, 100 не ел, сох и «хирел».

Характер героя поэмы

У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел. Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой. Добрая душа прячется и не каждому открыта.

Какими чертами наделил автор простого русского мужика:

Умение читать. Среди крестьян это было редкостью. Савелий обучился грамоте в остроге. Он читает святцы, молится за крестьян, просит у Бога помощи всему русскому народу.

Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.

Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:

«…Клейменный, да не раб!».

Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.

Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.

Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.

Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.

Добавить в избранное

Невеселая судьба русского мужика описана в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий – богатырь святорусский – не является главным героем произведения. Ему отводится сложная роль – показать, насколько может быть сильным русский человек, крепким телом, духом и верой.

Портретная характеристика

Савелий – обычный крепостной. Он принадлежал барину, как большинство крестьян на Руси. В поэме о старике рассказывает Матрена Корчагина, прозванная в народе счастливой. Савелий – «родитель свекра-батюшки», главы семьи, в которую попала женщина после замужества. Характеристика Савелия богатыря святорусского строится на описании его мощного телосложения. Внешность делает старика схожим с русскими сказочными персонажами:

  • большущая сивая грива;
  • большущая борода;
  • высокий рост;
  • крепкая фигура.

Грива не стрижена более 20 лет. Возраст согнул спину, сделал деда похожим на медведя. Сам Савелий сравнивает себя с деревенским колодцем – «очеп». Автор подсказывает, что важна в человеке не только внешность, а внутреннее состояние. В колодце чистая вода – у Савелия светлая душа. Не может дед разогнуть спину, но не теряет чувства юмора. Когда улыбается, меняется лицо старика: появляется усмешка, «словно радуга». Другое сравнение – корёжский комар, костлявый и смешной.

Судьба героя поэмы

Старик с богатырской фигурой прожил сложную трудную судьбу. Характеристика Савелия «Кому на Руси жить хорошо» дается рассказами самого персонажа. Он сам делит ее на периоды, но за каждой фразой долгая, полная событиями жизнь.

Сначала был господин Шалашников, потом немец-душегуб, затем острог. Шалашников был мастером драть мужиков, он порол так, что спины становились крепкими, уже не ощущали той боли, которую доставляла порка.

Немец-душегуб достал мужиков, они закапывают его живьем в яме. Савелий попадает в острог и на каторгу. Не может крепостной смириться с такой судьбой, бежит с каторги, но его возвращают. Строгая каторга длилась 20 лет, затем столько же поселение. Сердце мужика становилось все черствее, каменело и закрывалось от людей. Доля «богатыря сермяжного» незавидная: его дерут, бьют и унижают. Горькая доля пахаря была основной темой рассказов Савелия. Он страдал за всех русских мужиков, молился в душе, надеясь на лучшее будущее для них. Острог научил старика грамоте.

На каторге дед стал разбираться во многих событиях русской жизни. Он не потерял надежды на свободу. Рабство – удел не для русского мужика: «клейменный, да не раб!».

После гибели сына Матрены, заснул и «скормил свиньям» ребенка, Савелий уходит в монастырь. У Бога он просит не только прощения за судьбу Демушки, но и получения прощения от матери. Савелий – долгожитель. Он умирает в 107 лет. Жизнь и смерть были одинаково тяжелы. Если жизнь описывается целыми главами, но смерть несколькими фразами: «Сто дней не ел, хирел да сох…» «…и к ночи умер…»

Характер персонажа

Савелий встретил Матрену по-доброму, он единственный мог поговорить, утешить и поддержать бедную девушку, оказавшуюся в чужой семье. Сам старик был мил своим родственникам только первое время, когда пришел с каторги с деньгами. Потом он стал лишним, ушел в отдельную комнату, «светелочку», и читал там книги или святцы. Умный Савелий видел к себе отношение и понимал, чего хотят родственники. Он посмеивался над ними, подшучивал и терпел, понимая, что это его семья.

Савелий обладает особой храбростью. Он один ходил на медведя с рогатиной и ножом. Однажды крестьянин наступил на сонную медведицу. Савелий не испугался, а всадил рогатину в зверя. Богатырская сила была мужику от природы. Но на что она растратилась. Савелий говорит, что ушла по мелочам под розгами и под палками. Но что стало бы с русским народом, если бы не было у него этой силы? По мнению Савелия, богатырем нужно считать любого крестьянина. Он терпит, не сгибается и не ломается. Вся жизнь крепостного мужика – это бой, в котором он старается одержать победу.

Савелий – не главный герой поэмы. Его судьба типична для крепостной России. Написать сочинение «Характеристика Савелия, богатыря святорусского» станет проще после изучения предложенных рассуждений.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

    Какое историческое событие описывается в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?</h3>

    • <label>Отмена крепостного права Александром II;</label>
    • <label>Бунт Пугачева;</label>
    • <label>Покорение Ермаком Сибири;</label>
    • <label>Реформа религии и раскол на Руси.</label>

(новая вкладка)

Меню статьи:

Николая Некрасова называют борцом за права народа, мастером гражданской лирики. Савелий – один из действующих персонажей некрасовского произведения под названием «Кому на Руси жить хорошо». Название очень говорящее.

Стихотворение Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» – редкий пример того, как писатель отходит от привычного для себя стиля. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Формально литературоведы определяют этот текст как эпическую поэму. А что именно скрывается за образами отсюда, мы узнаем чуть ниже. По крайней мере, мы точно проясним для себя образ Савелия.

Кто такой Савелий?

Чтобы понять личность этого персонажа, глубже проанализировать особенности характера Савелия, мы применим цитатную характеристику этой фигуры.

Формальные данные и родственные связи героя

Во-первых, Савелий описан как крепкий святорусский мужчина, богатырь. Впервые по-настоящему близко читатель знакомится с Савелием в главе о крестьянке. Здесь, семеро главных героев произведения встречаются с некой Матреной Тимофеевной Корчагиной.Nekrasov-Komu-na-Rus-zhit-horosho..jpg Это крестьянская женщина, которая рассказывает путникам о своей истории, жизни, событиях. Кроме собственной доли, Матрена поведала новым знакомым и об одном родственнике по имени Савелий.

Произведение Николая Некрасова “Я не люблю иронии твоей”, посвященное его возлюбленной  – немного тайна. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Итак, мы знаем, что Савелий состоит в родственных связях с Корчагиной.

Во-вторых, наш герой оказался обычным «барским» крестьянином, что значит – бывшим крепостным. Об этом свидетельствуют цитаты:

Кем же приходится этот мужчина Матрене? Оказывается, что женщина вышла замуж за внука этого богатыря-крестьянина:

О месте жительства

Герой проживал в деревне под названием Корежина. Вот, что пишет об этом автор:

О физических характеристиках персонажа

Здоровье у Савелия неважное. Вопреки прошлому, когда мужчина был по-богатырски силен, сейчас герой стал состарившимся и немощным:

Внешние данные Савелия

Матрена красочно описывает внешность героя, вспоминая о том, что в молодости тот славился богатырской силой. Теперь же волосы мужчины поседели. Но грива на голове – длинная и словно свидетельствующая о свободолюбии:

Время отразилось на некогда военной выправке мужчины:

Сам же старик находит для себя забавное сравнение – сельский колодец (очеп). Возможно, это говорит о присущем герою чувстве юмора:

И правда, Некрасов неоднократно описывает здоровое отношение к жизни старика, умение посмеяться над собой, улыбнуться трудностям и катастрофам. Юмор – это черта, которую автор довольно часто упоминает, говоря об этом экстравагантном герое:

Ты шутишь шутки, дедушка!..

О судьбе персонажа

По иронии к мужчине прицепилась в деревне кличка – «счастливец». Это горько, ведь на самом деле у героя доля совершенно не пахла счастьем:

Мужчине пришлось испытать и прочувствовать в жизненном круговороте множество удач и невзгод. Это большой багаж опыта, который лежит грузом (с одной стороны), но также облегчает жизнь (с другой стороны), учит переносить ужасы и беды. Как мы видим, наш герой не сломался под давлением обстоятельств. Наоборот, смог продемонстрировать свою стойкость и настоящее достоинство:

Значит, наш герой прошел войну, опыт сражений:

Однако потом мужчине пришлось вернуться в деревню, чтобы работать на земле. Крестьянский же труд, как видно, оказался делом очень неблагодарным:

О внутренних качествах героя

Савелию присуща доброта и некая мягкость:

Герой – образованный мужчина, богатырь знает грамоту, чтение. Это удивительно, ведь крестьянский народ – в большинстве своем – масса необразованная, люди в селе тогда читать не умели:

Для мужчины характерна глубокая вера и религиозность. Матрена рассказывает, что старик часто уединяется в своей комнате, перебирает в руках четки, проводит время в молитвах. При этом, герой верит в предопределение, в фатум, рок, ведь, по его мнению, судьба человека находится в руках Господа:

Итак, герой выстоял во всех жизненных испытаниях, и это свидетельствует о стойкости духа и о мощности, крепости характера персонажа:

Характер, темперамент персонажа

Мужчина способен на долгое терпение, однако ценит и обожает свободу.

Также для героя характерно проявление гордости, но это не гордыня:

Храбрость, сила, смелость – вот ключевые черты характера персонажа. Герой умеет охотиться на диких зверей, знает медвежью охоту, например, не боится опасностей:

Для характера героя также привычны терпеливость и выносливость. Савелий может смолчать, когда это нужно. Крепость тела и духа, впрочем, не дает герою оснований считать себя исключительным. Так, герой уверен: в каждом человеке, россиянине, живет богатырская сила:

Komu-na-Rusi-zhit-horosho-Nekrasov.jpg

Драма персонажа

Внешне и внутренне герой, безусловно, выражает сущность истинного русского воина. Между тем, драма героя состоит в следующем: эти возможности мужчина тратит попусту – не защищая родные территории от вражеских нападения, не работая на благо общества и общины… вся сила ушла на терпение барских побоев:

Матрена также поведала путникам, почему этот некогда сильный мужчина оказался в столь плачевном положении.

Герой проживал в родных пенатах. Жизнь эта была спокойной и мирной. Герой на тот момент был крепостным.

Однако помещик попался нормальный, добрый, не изводил своих крестьян. Но потом молодой барин, наследник, пригласил для управления хозяйством немца, и тот уж начал наводить «порядок»…

Приезжий управитель разорил деревню. Под разорение попал и наш герой. С этого момента жизнь мужчины и других крестьян превратилась в существование каторжников:

И вот, управляющий, наконец, довел народ до, как говорят, белого каления. Крепостные словно обезумели и расправились со своим врагом:

Героя наказали. Несчастный мужчина оказался в Сибирских далях, на каторжных работах:

Я каторжником был…

Но свободолюбивый дух мужчине не в состоянии выносить каторжную жизнь долго. Поэтому герой вскоре уносится оттуда прочь. Но неудачно: беглеца словили и вернули снова на работы. Каторжные работы длились долгое двадцатилетие. Все это время мужчина провел в опале, вдали от родственных земель. После окончания ссылки, Савелий вернулся в лоно малой родины:

О семье героя

Богатырь женился, а вскоре появились ребятишки, после них – внуки. За внуками – правнуки. Демушка – это любимый правнук героя:

Но, к сожалению, случилась страшная трагедия. Демушка вернул в жизнь мужчины радость и свет, однако не усмотрел столетний старец за мальчиком. Как-то раз, играя с правнуков на улице, старик случайно задремал. И мальчика растерзали кабаны. Теперь герой постоянно мучается от чувства вины:

Кончина правнука сильно ударила по Савелию. Не сумев простить себе этой ужасной, смертельной ошибки, герой удалился в монастырские стены:

Единственное, чего хочет наш герой в конце этой слишком долгой жизни, – получить прощение Матрены, матери умершего мальчика, своей невестки, за ошибку. Но Матрена давно простила несчастного старика. Когда Савелий узнал об этом, то, наконец, вернулся домой. Однако жить Савелию оставалось недолго. Со спокойным сердцем, замолив вину и грехи жизни, старец покинул этот мир:

«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!».

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони». Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

    Какое историческое событие описывается в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?</h3>

    • <label>Отмена крепостного права Александром II;</label>
    • <label>Бунт Пугачева;</label>
    • <label>Покорение Ермаком Сибири;</label>
    • <label>Реформа религии и раскол на Руси.</label>

(новая вкладка)

Тайна прозвища Савелия, богатыря святорусского

О Савелии, дедушке мужа Матрены, читатель узнает из ее рассказа. В образе Савелия соединяются сразу два героических типа русского народа. С одной стороны, он богатырь – человек необыкновенной силы, защитник своей земли и своего народа, хоть и не воин: “И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою – а богатырь!”

С другой стороны, Савелий – богатырь Святой Руси, христианского наследия, человек верующий, мученик. У него множество примет святости: он претерпел телесные истязания, имеет увечье, совершил не один смертный грех (убив управляющего и став невольной причиной смерти Демушки), перед смертью пророчествует, обещая мужчинам три дороженьки (кабак, острог да каторга), а бабам три петли (шелку белого, красного и черного). Савелий обучен грамоте, много молится и читает святцы.

Святая Русь для православного – та сильная страна времен Киевской Руси, когда народ боролся с врагом “за веру православную, за землю Русскую”. Савелий подобен одновременно и богатырям, и святым древности, рожденным в вольной земле, живущим по законам православным, истинным законам совести.

Савелий очень стар. Всего он прожил 107 лет, а с Матреной познакомился в возрасте 100 лет. Он огромного роста, так что Матрене кажется, что, распрямившись, он пробьет потолок. Матрена сравнивает его с медведем.

Его большущая, 20 лет не стриженная грива называется сивой, борода тоже большущая (повторяющиеся эпитеты усиливают качество).

Согнутая спина Савелия – это символ русского человека, который гнется, но не ломится и не валится. В молодости в лесу Савелий наступил на сонную медведицу, и, испугавшись однажды в жизни, всадил в нее рогатину, при этом повредив спину.

Объясняя Матрене свою богатырскую природу, Савелий дает обобщенный портрет богатыря, совпадающий с его собственным: руки кручены цепями, ноги кованы железом, на спине сломались целые леса, на груди катается Илья-пророк и гремит колесницей (гиперболы).

Характер Савелия и обстоятельства, сформировавшие его

В момент знакомства с Матреной Савелий жил в особой горнице и никого не пускал в нее, несмотря на протесты семьи. Эту горницу он пристроил, вернувшись с каторги. Позже он сделал исключение для своего маленького правнука и Матрены, спасавшейся от гнева свекра.

Семья не жаловала Савелия, когда у него закончились скопленные на каторге деньги. С домашними он не спорил, хотя мог подшутить над сыном, который обзывал его каторжным и клейменым. Улыбка дедушки сравнивается с радугой.

У старика была привычка иногда говорить слова-афоризмы, связанные с его прошлой жизнью и каторгой: “Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть”.

В своем преступлении, за которое Савелий попал на каторгу, он не раскаивается. С его точки зрения, терпеть было нельзя, хотя терпение – это свойство русского богатыря. Зато Савелий раскаивается в том, что стал причиной смерти правнука.

Он приползает к Матрене на коленях, уходит в леса, а затем на покаяние в монастырь. При этом Савелий способен поддержать Матрену, сочувствовать ей.

История отношений Корежинских мужиков и их господ – это история порабощения Святой Руси. Савелий как будто родом из тех древнерусских “благодатных” времен, когда крестьяне были свободными. Деревня его была в таких глухих болотах, что барин не мог доехать: “Нашей-то сторонушки три года черт искал”.

Жизнь в глуши была сопряжена с жестокой охотой, так что Савелий “окаменел, лютее зверя был”, и только любовь к Демушке смягчила его.

Оброк барину Шалашникову мужики отдавали только тогда, когда он их драл. Для них это было то же самое, что военный подвиг: они стояли за вотчину, они побеждали Шалашникова.

Савелий – человек простой и прямой, под стать барину Шалашникову. Он не смог справиться с хитростью немца Фогеля, управляющего наследника, который незаметно поработил крестьян, до нитки разорил. Такое состояние Савелий и называет каторгой.

Мужики терпели восемнадцать лет: “Наши топоры лежали – до поры”. А потом живьем закопали немца Фогеля, которого Некрасов назвал Христьяном Христианычем (сарказм). Именно Савелий первым толкнул немца в яму, именно он приговаривал: “Наддай”.

Савелий обладает качествами бунтаря.

Савелий умел использовать любые обстоятельства себе во благо. В остроге он выучил грамоту. Через 20 лет каторги и 20 лет поселения Савелий вернулся на родину, скопив денег. Начиная рассказ о Савелии, Матрена иронично называет его счастливцем.

Принимая удары судьбы, Савелий не унывал и не боялся.

Образ Савелия в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”« “Узник” анализ стихотворения ЛермонтоваЖизнь замечательных людей. Антология наших заблуждений »Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1455-harakteristika-saveliya-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/harakteristika-saveliy-bogatyr-svyatorusskiy.html
  • https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/savelij.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/obraz-saveliya-bogatyrya-svyatorusskogo.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/obraz-saveliya-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт