Описание и характеристика героев повести Александра Островского «Гроза»

Меню статьи:

Местный механик-самоучка Кулигин

Ваня Кудряш – возлюбленный Вари

Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием пьесы “Бедность не порок” А. Островского по действиям и явлениям.

Борис – племянник Дикого

Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного. Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.

Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.

Drama-Ostrovskogo-Groza.-Katerina.jpg

Дикой – представитель «темного царства»

Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.

Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы

Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего. «Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.

Drama-Groza-Katerina-e1533038453409.jpg

Тихон, сын Кабановой

Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.

С детства привыкший жить в полном подчинении строгой матери, он вырос слабовольным и бесхарактерным.

Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.

Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Кабанихи” в пьесе А. Островского “Гроза”

Варвара – сестра Тихона

Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра. Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно. Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.

Чтобы устранить препятствия для встреч с любимым, Варвара просто поменяла замок. Таким образом, она обезопасила себя от лишних всплесков гнева матери. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Катерина – главная героиня пьесы

В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.

Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.

А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.

Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос. Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины. Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.

Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису. И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?»

И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».

После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте. Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек. Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.

Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Гроза»— Все материалы по пьесе «Гроза»

Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц)

КабанихаНе будь у Катерины такой … бабы-яги, она не завела бы интриги с Борисом и провела бы жизнь с Тишей… . Но у нее … [свекровь] — леди Макбет…» Дикой «Взгляните же теперь на другое лицо драмы (тоже аксессуарное): на Савелья Прокофьича Дикого, купца, значительное лицо в городе. Какой контраст с Кулигиным! От первого веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу; второй точно зверь лютый: ничего знать не хочет, ничьих прав признать не хочет, никого не слушает, всех ругает, ко всем придирается, — и все потому лишь, у него уж нрав такой, что совладать с собой не может. Откуда этот контраст? Оттого, что в душу одного проник луч истины, добра и прекрасного — луч образования, а душа другого объята мраком непроницаемым, разогнать который может лишь свет просвещения… <…>  Дикой, дядя Бориса,- это один из самодуров, которые так великолепно удаются г. Островскому. Без самодура картина из купеческого быта обойтись не может: это уже аксиома. Вот причина, почему и Дикой выведен в «Грозе», хотя он и не нужен для хода пьесы — и причина, по нашему мнению, вполне законная и разумная…» Катерина Кабанова«… Кабанова не может … поработить совершенно невестку: Катерина постоянно делает ей отпор, постоянно отстаивает права свои на самостоятельность. Отсюда вечная вражда между ними. Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой — не жизнь, а каторга. Оставаться в таком положении нет сил ни для Тихона, ни для Катерины,- и каждый из них выходит по-своему из своего, по-видимому, безвыходного положения. <…> Катерина находит исход …: она влюбляется в одного молодого человека, Бориса Григорьевича, племянника купца Дикого. <…>  Катерина убежала из дому, обратилась было к Борису, чтоб тот взял ее с собой (его дядя за любовные проделки посылает в Сибирь), но Борис — пошляк страшнейший — отвечал ей на это, что дяденька не велит. И осталось несчастной женщине любое из двух: или воротиться к теще на вечное мучение и страду или броситься в Волгу.» Тихон Кабанов «Тихон Иванович, сын Кабановой — … человек добрый, с мягким сердцем, но уже совершенно лишенный всякой воли: мать делает с ним все, что хочет. Любя жену и, по натуре своей, не имея возможности обращаться с ней грубо, деспотически, как требуют того старинные нравы, в которых Кабановой хотелось бы воспитать и удержать всех, — он тем навлекает на себя постоянное гонение матери… <…> Тихон рвется куда-нибудь — и напьется,- хотя вином душу отведет, — и мать ни слова против этого: пить и развратничать позволяется нравам «темного царства», лишь бы только все было шито да крыто. <…> …[Тихон] в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса…» Варвара Кабанова«…Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть за это в геенну огненную. <…> …Бой-девка — проведет и выведет… <…>  Лицо Варвары обрисовано тоже превосходно, и оно совершенно необходимо по концепции сатиры: Варвара служит наглядным, пластическим доказательством, что деспотизм матери не охранит нравственности дочери, как это и подтверждается миллионами примеров, взятыми из жизни «темного царства»…»Борис «…с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса… <…> …Борис — пошляк страшнейший…Что касается до лица Бориса (хотя нужного в драме, но совершенно бесцветного), то самая его бесцветность — есть его достоинство как лица художественно воспроизведенного: Борис должен быть бесцветен, потому что самодурство дяди вывело в нем всякий цвет. Его бесцветность хороша и в том отношении, что рельефно выставляет всю нелепость любви к нему Катерины…»Кулигин«Лучшим из этих аксессуарных лиц — нужных и превосходных в сатире, и лишних в драме — является, по нашему мнению, Кулигин,- мещанин, часовщик-самоучка. Лицо это прямо выхвачено из жизни и полно глубокого смысла по отношению к основной идее драмы г. Островского. Феклуша«Из остальных аксессуарных лиц, после Кулигина, на первый план выступает Феклуша, приживалка. Лицо это, мастерски срисованное с натуры, играет огромную роль в концепции сатирической драмы г. Островского. Феклуша, толкующая о «Салтане Махмуде турецком», о «Салтане Махмуде персидском» и о том, что в Турции нет судей праведных, а все судьи неправедные, и т. д., эта Феклуша, и ей подобные, составляет единственный источник света и просвещения для жителей «темного царства»: всякая нелепость, которая только может придти ей в голову, застрянет обыкновенно на веки-вечные и в голове «темных людей», с религиозным благоговением слушающих ее рассказ о дальних странах — о святых местах, о граде Киеве и проч. и проч. Немалый источник мистицизма, такою дьявольскою сетью опутавшего душу несчастной Катерины, кроется, по нашему мнению, в этих приживалках-Феклушах, в их рассказах о разных разностях, отуманивающих на всю жизнь сознание бедных «темных людей»…»Полусумасшедшая барыня«Многих может поразить появление несколько раз в продолжение пьесы барыни — старухи, каркающей ни с того ни с сего a la шекспировская ведьма; но это лицо тоже не лишено правды: такие случаи бывают в уездных городах.»Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Пьеса Островского была написана в преддверии социальных реформ в Российской империи. На главных героев «Грозы» автором была возложена непростая задача – открыть миру правду об истинных моральных ценностях купеческого сословия того времени. Это остросоциальная драма, в которой характеры центральных и второстепенных действующих лиц были подобраны писателем невероятно точно.

+

План

  1. Характеристика героев «Гроза»
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Характеристика героев «Гроза»

Главные герои

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.

Тихон Кабанов

Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями.

Катерина

Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Варвара

Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих.

Кудряш

Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка.

Кулигин

Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться.

Савел Прокофьевич Дикой

Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.

Борис

Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.

Феклуша

Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости.

Глаша

Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания.

</tr></table>

В «Грозе» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Герои «Грозы» Островского

Все герои пьесы «Гроза» Островского тщательно выписаны автором, и каждому из них отведена в сюжете произведения достаточно важная роль. По мере того, как события развиваются, читатель лучше узнаёт персонажей, а сами они лучше раскрываются по ходу действия пьесы, которое происходит в течение одного лета.

 

Главные герои «Грозы» Островского

  • Кабаниха (она же Марфа Игнатьевна Кабанова). Купчиха, вдова, женщина излишне консервативная, беспардонная и грубая, с властными манерами. Воспитана в старомодном патриархальном укладе, которого строго придерживается. Верит, что все взаимоотношения в мире осуществляются с позиции силы. Искренне убеждена, что битьё мужем жены и детей, а начальником подчинённых – абсолютная норма.
  • Тихон Иванович Кабанов. Сын Кабанихи, который оправдывает своё имя – это тихий и забитый молодой человек, живущий под постоянным прессом суровой матери, которая его всячески подавляет. При этом отрицательным героем «Грозы» Островского его назвать нельзя, Тихон – человек добрый, пусть и абсолютно безвольный. Терзаемый своей бедой (то есть жизнью под жесточайшим материнским контролем) он в силу слабохарактерности не предпринимает никаких попыток изменить ситуацию, вместо этого постепенно превращаясь в пьяницу.
  • Катерина. Жена Тихона, также воспитанная в патриархальных традициях. Верит в то, что жена должна уважать и во всём слушаться мужа, и даже пытается полюбить супруга, хоть и терпит в этом неудачу – слабовольный Тихон вызывает у Катерины лишь жалость. Также она страдает из-за тирании Кабанихи. Позднее Катерина заводит роман на стороне, из-за чего её начинают терзать муки совести, что и приводит к трагедии и печальной развязке.

 

Читайте также:25 интересных фактов об Островском

Второстепенные герои «Грозы» Островского

  • Савел Прокофьевич Дикой. Богатый купец с диковатыми манерами, что отражено в его «говорящей фамилии». Один из отрицательных героев «Грозы», хуже него, пожалуй, только Кабаниха. Савел Прокофьевич ненавидит доброту, прогресс и людей в целом, он не абсолютно эгоистичен и неспособен на бескорыстные проявления доброты. Пользуется своим значительным авторитетом для унижения и запугивания окружающих, получая от этого наслаждение.
  • Борис. Племянник Савела Прокофьевича Дикого. Перед читателями он предстаёт образованным и интеллигентным молодым человеком, и в него даже влюбляется Катерина. Потом, однако, оказывается, что Борис под стать своему дяде, он трус и лицемер. Не желая связываться с последствиями серьёзных чувств, которые испытывает к нему Катерина, Борис позорно сбегает.
  • Варвара. Дочь Кабанихи, родная сестра Тихона. На брата не похожа от слова «совсем». Обладает сильным и независимым характером, адаптируется к жизни со своей чрезмерно суровой и властной матерью, при этом ухитряется жить в своё удовольствие. Относится к положительным героям «Грозы» Островского.
  • Кулигин. Небогатый мещанин, часовщик-самоучка, фамилия является иллюзией на фамилию реально существовавшего изобретателя Кулибина. Верит, что сможет изобрести вечный двигатель. Человек незнатного происхождения, но честный, благородный и добрый, готовый всегда прийти на помощь. Идеалист, мечтает о мире, в котором все бы друг друга уважали, а честный труд вознаграждался бы по достоинству.

 

  • Кудряш. Приятель Варвары, можно сказать, бойфренд. В общении нагловат, развязен и хамоват. Любит считать себя амбициозным и честолюбивым, но на самом деле его жизнь ничем не отличается от скучной жизни остальных жителей провинциального города. Мечтает о богатстве и власти, но не умеет добиваться желаемого.
  • Глаша. Крестьянка по происхождению, девка (помощница по хозяйству) в доме Кабанихи. На редкость глупая, невежественная и необразованная особа. Учиться ничему новому не желает категорически, отвергая всё новое. Глаша полностью удовлетворена тем, что уже знает, хотя по степени невежества с ней может поспорить разве что Феклуша, с которой они обе входят в число отрицательных героев «Грозы» Островского, олицетворяющих человеческие недостатки.
  • Феклуша. Невежественная старуха, живёт за счёт Кабанихи в её доме. Умеет легко втираться в доверие к людям, используя их в собственных целях. Боится всего нового, мечтает о том, чтобы в мире никогда ничего не менялось. Может быть вежливой, когда ей это нужно, но в целом отличается полным отсутствием манер и культуры.

Используемые источники:

  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza-opisanie-geroev-pesy.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/personazhi-groza-ostrovskij-harakteristika.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://faktrus.ru/10-главных-героев-грозы-островского/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт