Русский модернизм в литературе

Автор: · 11.01.2019

В первое десятилетие 20 века в русской литературе начинает свое развитие множество новых течений и личностей будущих знаменитых авторов. Самым необычным свойством, которым обладал серебряный век, было повышенное внимание общества к искусству. Это и подталкивало людей к самосовершенствованию, реализации новых идей, так же это привело к тому, что образование и культура перестали быть уделом немногих. Многие произведения, созданные в период серебряного века, нашли свою славу не только на Родине, но и во всем мире.

История появления

Началом данного периода принято считать последнее десятилетие 19 века, когда традиционное искусство переживало кризис, и появилась его замена – новые течения и направления, непризнанные и непонятые толпой, но быстро принятые богемой и интеллигенцией.

В 1915 году серебряный век достигает наивысшего подъема, в то же время эту фазу можно назвать его концом. Но некоторые исследователи предполагают, что его существование прекратилось в 1917 году с наступлением Гражданской войны. А кто-то считает, что он закончился после гибели Александра Блока, самоубийства Владимира Маяковского или расстрела Николая Гумилева. В итоге продолжительность явления составляет около 30 лет. Хотя серебряный век назван так, потому что наступил после золотого, он не несет в себе негативный подтекст, некую деградацию, “раньше было лучше”. Напротив, эта эпоха подарила отечественной культуре больше новых имен.

Особенности и основные признаки

  1. Новаторство. Как говорилось ранее, в 1915 году поэзия серебряного века достигает своей наивысшей точки. Общественная и политическая жизнь находится в бурлящем состоянии. На улицах происходят массовые выступления, которые дают людям осознание множества новых идей. А поэты стараются идти в ногу со временем и придумывать что-то новое и открывать это другим людям.
  2. Идейно-тематическое содержание. Главной особенностью этого века можно считать интерес читателя к простым, жизненным темам, таким, как: смысл жизни, отношения человека и природы или поиски самого себя. Благодаря многим знаменитым авторам были раскрыты многие тайны нашей страны. Популярны были темы, которые относились к революции, войне, трагедии жизни человека, потому что именно в это время Россия переживала сложный период истории: Февральскую и Октябрьскую революции, Гражданскую войну, массовые репрессии.
  3. Новые типажи героев. Авторы стараются по-новому заставить осмыслить поэзию, показывая новые образы, стиль, идеи. Например: сильного, непредсказуемого лирического героя, который проходит через множество испытаний с гордо поднятой головой.

Основные течения

Символизм

Не стоит забывать про различие течений серебряного века. Одним из самых популярных течений серебряного века, считали символизм. Скорее всего, причиной этому были известные поэты, благодаря которым это направление и стало так популярно. Брюсов, Бальмонт, Блок — все они пытались пояснить читателю, что такое представление о непознаваемости мира и его закономерности, о духовном опыте и творческой интуиции, которые становились важнее, чем простой разум. Целью их поэзии было отражение “высшей реальности”. Так же не стоит забыть про особенность их стихотворений, которые стали наполнены чувствами, сильными эмоциями, метафорами. Это больше похоже на игру автора со своим читателем. Каждый поэт-символист индивидуален по-своему и имеет четкий, выраженный стиль, по которому его очень просто узнать.

Впервые символизм появился во Франции в 1870, в России, позже, с 1890-х по 1920-е гг. Произведение в символическом стиле приобретало в себе творческий акт не только автора, но и читателя. Основа поэтики – символ, выглядит принципиально многозначным, содержит в себе перспективы бесконечного развертывания смыслов.

Так же стоит вспомнить о том, что в этом течении общество делилось на Старших и Младших символистов. В ряду старших: Брюсов, Бальмонт (Московская школа); Гиппиус, Сологуб (Петербургская школа). В ряду младших: Блок, Белый, Анненский.

Акмеизм

Вторым направлением, о котором пойдет речь, является акмеизм ( acme – означает вершину, высшую степень чего-либо). Стал популярен в 1910-е годы. Главными его представителями можно считать таких личностей, как Ахматова, Гумилев, Городецкий. Особенностью этого жанра является то, что он был создан для того, чтобы вытеснить символизм и то, что это направление имело связь с литературной группой “Цех поэтов”.

Основной задачей был отказ от символической многозначности образов и возвращение к материальному миру, точному значению слова. Для поэтов этого направления важнее всего было показать “прекрасную ясность”, непосредственный взгляд на мир.

Футуризм

Следующим, но не по значению, является такое своеобразное течение, как футуризм (futurum – будущее, будетлянство – термин В.В. Хлебникова.) Свое начало берет в 20 веке. Его основателем по праву является итальянский поэт Ф.Т. Маринетти. Футуризм делился на несколько разновидностей, так что давайте рассмотрим подробнее. В Москве была открыта школа кубофутуристов, “Гилея”. В ней показывали свои творческие навыки такие поэты, как Маяковский, Хлебников, Каменских и другие. Их главной задачей являлось обновить искусство, они сравнивали этот процесс с социальной революцией. Кубофутуристы пытались воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов.

В Петербурге появилась школа эгофутуристов, главными представителями которой были: Северянин, Гнедов, Олимпов. Главной его особенностью было интуитивное творчество и художественный индивидуализм. О эгофутуризме, нам стоит поговорить подробнее. Например, Игорь Северянин соединял в своем творчестве символические приемы звукописи с футуристскими приемами словообразования. В 1913 году появляются такие группы, как “Центрифуга” и “Мезонин поэзии”, участниками которой стали такие поэты, как Асеев, Пастернак, Шерневич, Большаков. Футуристы второго призыва проявили себя эпигонами кубо – или эгофутуризма.

Имажинизм

В конце 1910 года появляется такое новое направление, как имажинизм. Особенностью такой поэзии является метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий. Это течение и поэтическая группа была образована в 1918 году такими известными поэтами, как Есенин, Мариенгоф и Шершневич. Их главной целью было создание образа. Поэты декларировали подчиненность содержания художественной форме.

Расцвет имажинизма начался в 1919 году и закончился в 1925. За все время популярности этого течения было устроено множество творческих вечеров, выпущены авторские или коллективные сборники, в которых можно было увидеть характерный эпатаж и анархические мотивы авторов.

Представители и примеры

Анна Ахматова

Теперь, когда мы узнали про разновидности течений, пришло время рассказать больше про их представителей. Я думаю, что стоит начать с женщины, по которой сходили с ума множество мужчин, — талантливой и красивой поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (11.06.1889-05.03.1966 год).

В девичестве носила фамилию Горенко, родилась в городе Одесса. Будучи активным ребенком, имела прозвище “дикая девочка”, так как любила шокировать окружающих своим поведением. Одним из интересных фактов о ней является то, что в детстве она училась читать по азбуке Льва Толстого. В своем творчестве придерживалась течения акмеизма.

Первые ее опубликованные стихотворения увидели свет в 1911 году. («Апполон», «Русская мысль»). Так же стоит упомянуть о том, что Анна написала несколько статей о творчестве А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Ахматова всегда показывала любовь к нравственным основам бытия, что является характерной чертой в ее творчестве.

Примеры работ:

  1. Автобиографическаяпоэма «Реквием» — одно из первых произведений, посвященных жертвам репрессий 1930 годов, эта тема была очень близка Анне, так как ее первый муж, второй, а позже сын были жертвами репрессий.
  2. «Поэма без героя» отражает взгляд Ахматовой на современную ей эпоху, от серебряного века до Великой Отечественной войны. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии, исторической. Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензуре, ее творчество практически не выпускалось.

Эта женщина смогла пережить две революции и две мировые войны, ее жизнь была насыщенна одновременно и счастливыми, и трагическими моментами.

Владимир Маяковский

Следующей неординарной личностью можно назвать Владимира Владимировича Маяковского. Один из самых необычных советских поэтов проявлял себя так же драматургом, киносценаристом, художником и редактором журнала “Леф” (Левый Фронт).

Родился Владимир Владимирович в Грузии. После переезда в Москву первое стихотворение напечатал в нелегальном журнале “Порыв”. После начал увлекаться марксисткой литературой и уже в 1908 году вступил в РСДРП. Несколько раз был арестован, но продолжал писать, даже находясь в камере. Многие произведения дооктябрьского творчества Маяковского отражают самые основные мотивы лирики и тем 1910 годов. Не стоит забывать и о характерных, необычных метафорах, которые он создавал в своих произведениях, к примеру, можно привести самую известную цитату из стихотворения “Лиличка”: “Надо мною кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа”. Пожалуй, можно сказать, что Маяковский является не только главной фигурой в футуризме, но и одним из главных поэтов серебряного века.

Сергей Есенин

Следующим поэтом, чьи стихотворения любят и зачитывают до сих пор, является Сергей Александрович Есенин. Его можно считать одним из главных представителей имажинизма. В своих произведениях он раскрывает свою тонкую натуру, показывает, как хорошо он знает свою страну и народ.

Первые его стихи были опубликованы в 1914 году в детском журнале “Мирок”. А в 1916 году издал первый сборник “Радуница”. После знакомства в 1918 году с Анатолием Мариенгофом вливается в течение имажинизмов. В период увлечения данным направлением публикует несколько стихотворений, таких как: “Исповедь хулигана” и “Стихи скандалиста”. Есенин не боялся выступать перед публикой, много раз читал свои стихотворения на поэтических вечерах. Перед своей смертью он много путешествовал, побывал на Кавказе, в Ленинграде и т.д.

Игорь Северянин

В 1904 году свой творческий путь начинает Игорь Лотарёв (Северянин). Первая публикация в издательстве для солдат и народа — “Досуг и дело”. За свой счет он издал 35 брошюр. Уже в 1911 году он создает собственное, новое течение – эгофутуризм. Современники говорили о нем, что он всегда был надменен, прикрывался “маской” неприступности. К обычному течению футуризм он подставил частичку “эго”, как бы показывая свою независимость. Вокруг него всегда был шум, прогремев на всю Россию своей славой, он сделал вызов обществу. На одном из вечеров, в котором участвовали Маяковский, Бальмонт и Северянин, именно Северянина выбрали “королем поэтов”. На своих выступлениях он собирал множество, как поклонников, так и поклонниц. Но через год он покидает группу эгофутуристов, объясняя это тем, что он свою задачу выполнил.

Самым большим его сборником стихотворений можно считать Громокипящий кубок, который вышел под издательством Сергея Соколова в 1913 году. В эмиграции в Эстонии он пробыл с 1918 года по 1941. В эти годы он издал несколько сборников, таких, как: “Менестрель”,“Классические розы” и другие. В октябре 1941 года поэт скончался.

Николай Гумилев

Далее мы расскажем о создателе школы акмеизма, переводчике и литературном критике, НиколаеСтепановиче Гумилеве. Его первая книга была издана на сбережения родителей и называлась “Путь конквистадоров”. Не совсем хорошие отзывы о ней писал Брюсов в своей рецензии. В итоге между начинающим поэтом и Брюсовым завязалась переписка, и длительное время именно этого поэта он считал своим учителем.

С 1906 года долгое время поэт пробыл за границей. Через два года издал сборник “Романтические цветы”. А к 1909 году организует журнал “Аполлон”, в котором авторы стали обсуждать музыку, изобразительное искусство и литературу. В 1912 году создает новое направление акмеизм, в котором сразу стали состоять члены “Цеха поэтов”. Само течение заостряло внимание на образах и точности слова.

Не стоит забывать о том, что в Первой Мировой войне Гумилев стал добровольцем, хотя многие поэты писали военные стихи, но на такой шаг не отваживались. В 1921 году Гумилева арестовывают, позже он был казнен за «контрреволюционную» деятельность.

Марина Цветаева

Осенью 1910 года делает свои первые шаги в литературе всем известная поэтесса Цветаева Марина Ивановна. В октябре этого года выходит ее первый сборник “Вечерний альбом”. В феврале 1912 года выходит ее второй сборник “Волшебный фонарь”.

В годы Гражданской войны Цветаева продолжает совершенствовать свое творчество. Она пишет романтические пьесы и даже поэмы, цикл стихов “Лебединый стан”. В годы эмиграции, с 1922 по 1939, она успела принять участие в издательстве журнала “Версты”, в Париже, в котором были опубликованы ее знаменитые поэмы, такие как: “Поэма Горы” и поэмы “С моря”.

Творческое наследие, созданное Мариной Цветаевой в эмиграции, так и не было опубликовано при ее жизни и задолго после ее смерти. После ее возвращения в СССР в 1939 году были арестованы ее муж и дочь. На новой родине Цветаева занималась только переводами. В 1941 году покончила жизнь самоубийством.

Виктор Хлебников

Одним из самых крупных деятелей русского авангарда принято считать Виктора Владимировича Хлебникова (Велимир Хлебников). Он является одним из основоположников футуризма и реформатором поэтического языка.

Творческий путь Хлебникова начинается в марте 1908 года, когда он послал свои стихи своему другу символисту Вячеславу Иванову. Уже весной состоялось их знакомство. После этого он написал пьесу “Таинство дальних” (в нем заметно влияние символизма), и большое количество стихотворений.

После этого несколько лет подряд он продолжил свое знакомство с символистами. В 1909 году поэт пишет поэму своему другу Вячеславу Иванову. Позже он познакомился с Николаем Гумилевым и Михаилом Кузминым, последнего он считал своим учителем. После того, как он стал членом “Академии стиха”, его стихи должны были печататься в журнале “Аполлон”, однако они там так и не появились, потому что его творчество не вызывало должного восторга у публики.

С 1912 по 1913 год футуристы начали активно пропагандировать свою деятельность. Первые сборники начинают выходить с 1913 по 1914 год при поддержке Алексея Крученых. Каждый выпущенный сборник Хлебникова был раскритикован. В 1914 году, когда начинается Первая Мировая война, поэт старается продолжать писать, но с 1916 по 1917 год он мобилизован на военную службу.

В годы Февральской революции он опубликовал несколько стихотворений, которые приветствовали переворот. В последний год своей жизни он много путешествует и пишет, и к тому времени он заканчивает повесть “Зангези”, которая была очень важна для Хлебникова.

Литературный модернизм берет свое начало в конце 19 — начале 20 веков, в основном в Европе и Северной Южной Америке. Для модернизма характерен осознанный разрыв с традиционными стилями поэзии и стихотворения. Модернисты экспериментировали с литературной формой и выражением, придерживаясь изречения Эзры Паунда «Сделай это новым». Модернистское литературное движение было движимо сознательным желанием опрокинуть традиционные способы представления и выразить новые чувства своего времени. Это спорно , когда началось модернистское литературное движение, хотя некоторые из них выбрали в качестве 1910 примерно знаменуя начало и цитату романист Вирджинии Вульф , который заявил , что человеческая природа претерпела фундаментальные изменения «или около декабря 1910 года» Но модернизм уже был активен к 1899 году, когда появились такие произведения, как «

Сердце тьмы»

Джозефа Конрада (1857–1924) , а

абсурдистская

пьеса

Альфреда Джарри

(1873–1907) «

Убу Рой»

Когда модернизм концы спорно. Хотя в Оксфордской энциклопедии британской литературы модернизм заканчивается примерно к 1939 году, что касается британской и американской литературы, «когда (если) модернизм угас и начался постмодернизм, оспаривалась почти так же горячо, как когда произошел переход от викторианства к модернизму» . Клемент Гринберг считает, что модернизм закончился в 1930-х годах, за исключением изобразительного и исполнительского искусства. Фактически, многие литературные модернисты дожили до 1950-х и 1960-х годов, хотя в целом они больше не создавали крупных произведений. Термин поздний модернизм также иногда применяется к модернистским работам, опубликованным после 1930 года. Среди модернистов (или поздних модернистов), все еще публикующихся после 1945 года, были Уоллес Стивенс , Готфрид Бенн , Т.С. Элиот , Анна Ахматова , Уильям Фолкнер , Дороти Ричардсон , Джон Каупер Поуис и Эзра Паунд . Бэзил Бантинг , родившийся в 1901 году, опубликовал свое самое важное модернистское стихотворение Briggflatts в 1965 году. Кроме того, в 1945 году было опубликовано

«Смерть Вергилия»

Германа Броха , а в 1947 году — «

Доктор Фауст»

Томаса Манна

.

Сэмюэль Беккет

, умерший в 1989 году, написал был описан как «поздний модернист». Беккет — писатель ,

уходящий

корнями в

экспрессионистскую

традицию модернизма, создавший произведения с 1930-х по 1980-е, в том числе «

Моллоя»

(1951 ), «

Помощник

Годо»

(1953), «

Счастливые дни»

(1961),

Рокаби

(1981). Поэты

Чарльз Олсон

(1910-1970) и

Дж. Х. Принн

Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как классицисты, или предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня и называются все чаще «классическими», что развивались в русле классического наследия европейской мысли. Модернизм — первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием и давшая новые ответы на «вечные» вопросы. Как писал английский поэт С. Спендер в 1930 году: «Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы».

Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие «реализм» означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний — интерес к пуговице на пальто персонажа, а не к его душевному состоянию. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Им выпало жить в период, когда рухнули ценности традиционной гуманистической культуры, — «свобода» означала очень разные вещи в западных демократиях и в тоталитарных государствах; кровавая бойня Первой мировой войны, в которой впервые было применено оружие массового поражения, показала истинную цену человеческой жизни для современного мира; гуманистический запрет на боль, на физическое и духовное насилие сменился практикой массовых расстрелов и концлагерей. Модернизм — искусство дегуманизированной эпохи (термин испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета); отношение к гуманистическим ценностям в модернизме неоднозначно, но мир у модернистов предстает в жестком, холодном свете. Используя метафору Дж. Конрада, можно сказать, что герой модернистского произведения словно остановился на ночлег в неуютной гостинице на краю света, с весьма подозрительными хозяевами, в обшарпанной комнате, освещенной безжалостным светом лампочки без абажура.

Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника — показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия. Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности. Главная сфера интереса модернистов — изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Модернистский герой берется, как правило, во всей целостности своих переживаний, своего субъективного бытия, хотя сам масштаб его жизни может быть мелким, ничтожным. В модернизме находит продолжение магистральная линия развития литературы Нового времени на постоянное снижение социального статуса героя; модернистский герой — это «эвримен», любой и каждый человек. Модернисты научились описывать такие душевные состояния человека, которые литература раньше не замечала, и делали это с такой убедительностью, что это казалось буржуазным критикам оскорблением нравственности и профанацией искусства слова. Не только содержание — большая роль интимной и сексуальной проблематики, относительность моральных оценок, подчеркнутая аполитичность, — но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие. Сегодня, когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, нам трудно ощутить бунтарский, антибуржуазный характер раннего модернизма, резкость брошенных им обвинений и вызовов.

Три крупнейших писателя модернизма — ирландец Джеймс Джойс (1882–1943 гг.), француз Марсель Пруст (1871–1922 гг.), Франц Кафка (1883–1924 гг.). Каждый из них в своем направлении реформировал искусство слова ХХ века, каждый считается великим зачинателем модернизма. Обратимся в качестве примера к роману Джеймса Джойса «Улисс».

В 

в–єЧитайте также другие темы главы «Литература XX века»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги «Зарубежная литература»

modernizm-v-literature-n2lukp5et406vt9j8j74wgz0n4gsat7iylcuh4ba8u.jpg

Символизм обогатил русскую литературу множеством художественных открытий. Поэтическое слово получило яркие смысловые оттенки, стало необычайно многозначным. «Младосимволисты» были убеждены в том, что через «пророческое слово» можно изменить мир, что поэт – «демиург», творец мира. Эта утопия не могла сбыться, поэтому в 1910-х годах наступил кризис символизма, распад его как системы.

Акмеизм

Такое направление модернизма в литературе, как акмеизм, возникло в противовес символизму и провозгласило стремление к ясности взгляда на мир, который ценен сам по себе. Они декларировали возврат к изначальному слову, а не символический его смысл. Рождение акмеизма связывают с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», руководителями которого были Н. Гумилёв и С. Городецкий. А теоретической основой этого течения стала статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм».  Название течения происходит от греческого слова acme – высшая степень, расцвет, вершина. По мнению теоретиков акмеизма, главная задача поэзии – поэтическое осмысление многообразного и яркого земного мира.  Ее приверженцы придерживались определенных принципов:

  • придать слову точность и определенность;
  • отказаться от мистических значений и прийти к ясности слова;
  • четкость образов и отточенные детали предметов;
  • перекличка с минувшими эпохами. Многие считают поэзию акмеистов – возрождением «золотого века» Баратынского и Пушкина.

Более подробно об акмеизме можете прочитать тут.

Самыми значительными поэтами этого течения были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Футуризм

В переводе с латинского futurum означает будущее. Появление русского футуризма принято считать с 1910 г., когда был напечатан первый футуристический сборник «Садок Судей». Его создателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Футуристы мечтали о появлении сверхискусства, которое в корне изменит мир. Это авангардное течение отличалось категоричным отрицанием предшествующего и современного искусства, смелыми экспериментами в области формы, эпатажным поведением его представителей.

Футуризм, как и другие течения модернизма, был неоднороден и включал в себя несколько группировок, которые вели между собой яростную полемику.

  • Кубофутуристы (или «Гилея») также называли себя «будетляне»– наиболее влиятельная из группировок. Они создатели скандального манифеста «Пощечина общественному вкусу», а также благодаря их высокому словотворчеству была создана теория «заумного языка» — зауми. Сюда входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных.
  • Эгофутуристы, входящие в кружок «Ego». Провозглашали человека эгоистом, дробью Бога. Поддерживали эгоистичные взгляды, из-за которых не смогли существовать как группа, и течение быстро закончило свое существование. Самыми яркими представителями эгофутуристов являются: И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.
  • «Мезонин поэзии» — объединение, организованное несколькими эгофутуристами во главе с В. Шершневичем. За свое короткое существование (около года) авторы выпустили три альманаха: «Крематорий здравомыслия», «Пир во время чумы» и «Вернисаж», и несколько сборников стихов. Кроме В. Шершневича в объединение входили  Р. Ивнев, С. Третьяков, Л.Зак и др.
  • «Центрифуга» — литературная группа, которая образовалась в  начале 1914 года. Ее организатором был С. Бобров. Первое издание – сборник «Руконог». Активными участниками группы с первых дней ее существования были Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич. Позже к ним присоединились некоторые эгофутуристы (Олимпов, Крючков, Широков), а также Третьяков, Ивнев и Большаков, участники распавшегося на тот момент «Мезонина поэзии».

Модернизм в русской литературе дал миру целую плеяду великих поэтов: А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака.

В течение двух тысячелетий в европейском искусстве ведущей категорией было подражание, но в натурализме XIX в. такой подход исчерпал свои последние возможности, искусство модерна пошло по пути отказа от правдоподобия, «центр тяжести в искусстве переместился с внешнего плана на внутренний: задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство»1. Нередко это называют «искусством для искусства», обнаруживая здесь высокомерный уход от действительности. Отчасти такое суждение верно, но более важно то, что искусство не должно заниматься несвойственными ему функциями или превращаться в служанку религии, политики, идеологии, мифологии, а должно оставаться только искусством и решать в первую очередь собственные задачи и лишь во вторую прочие.

Французский писатель Марсель Пруст в семитомной эпопее «В поисках утраченного времени» пытается вспомнить и удержать время путем воссоздания бесконечного многообразия подробностей, восстановления в памяти паутины мелких деталей обстановки, где происходили события, путем воспоминания и нового переживания обстоятельств и основных чувств. Не в этом ли переживании сущность времени?!

Главный роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» описывает один день из жизни своих героев, проживающих в Дублине, — 16 июня 1904 г. В основе сюжета — приключения Одиссея, и каждому герою есть соответствие в греческой мифологии. Но роман перенасыщен мифологическими подтекстами и из других мифологий, особенно кельтской и христианской. Волею автора один день растянут до бесконечности, наполнен многочисленными событиями, встречами, разговорами, воспоминаниями, которые в целом дают срез культурного сознания своей эпохи. Но самое главное: автор попытался «схватить», удержать время, переживание того, что называют «сейчас», и изобразить это переживание в потоке сознания. Если в романах XIX в. описывались переживания героя, то это делалось в последовательном перечне простых и ясных мыслей и чувств. Джойс открыл, что сознание многомерно, в нем гораздо меньшее значение имеет одномерная последовательность размышлений. Образы, впечатления, воспоминания, мысли наплывают друг на друга, обрываются, вновь возникают из памяти, чтобы быть брошенными в незавершенном виде: «Подчеркивает темный цвет глаз. Смотрела на меня, натянув простыню до самых глаз, испанских, нюхала себя, пока я продевал запонки. Домашние средства часто самые лучшие: клубника для зубов, крапива и дождевая вода, а еще, говорят, толокно с пахтаньем. Питает кожу. Один из сыновей старой королевы, герцог Олбани, кажется, у него была всего одна кожа. Да, у Леопольда. А у всех нас по три. В придачу угри, мозоли и бородавки. Но тебе еще нужно и духи. Какими духами твоя? Peau d’Espagne. Эта померанцевая вода очень освежает. От мыла приятный запах. Хаммам. Турецкая. Массаж. Грязь скапливается в пупке. Приятней, если бы хорошенькая девушка это делала. Да я думаю я. Да, я. В ванне этим заняться. Странное желание я. Вода к воде. Полезное с приятным. Жалко, нет времени на массаж. Потом весь день чувство свежести. Похороны мраку нагонят»1.

Райнер Мария Рильке — австро-германский поэт, родившийся в Праге. В молодости под влиянием романов Толстого и Достоевского увлекся Россией, приезжал два раза и хотел остаться жить, но по разным причинам этот замысел сорвался. Книга молитв Stundenbuch («Книга часов», или «Часослов») является воплощением его представлений о духовном потенциале России, о «русской душе». Долгое время он бедствовал, жил в трудных материальных условиях, работал секретарем у скульптора Родена, но потом ему повезло: философ Л. Витгенштейн, получив от отца большое наследство, анонимно перевел все деньги троим крупным австрийским деятелям культуры, среди которых был и Рильке, что дало ему возможность существовать безбедно последние годы. В своей поэзии Рильке стремился выразить эстетический потенциал культуротворчества, соотнося его с переживанием времени, чем был очень близок экзистенциализму, особенно в поздний период.

Важнейшая тема Франца Кафки — моделирование абсурда. Герой его романа «Процесс» просыпается обычным утром и вдруг узнает, что он арестован непонятно за что, что ведется расследование каких-то его преступлений, впрочем, в чем его обвиняют, ему не объявлено. «Вам лучше знать», — говорит человек в штатском. Однако ему разрешено ходить на работу. Расследование идет своим чередом, только странно, что его ведут не профессиональные следователи, прокуратура или полиция, а «любители», так сказать, на общественных началах, в свободное от основной работы время. Поэтому герой относится к этому «процессу» как к несерьезной игре. Тем не менее однажды состоялся суд, и был вынесен смертный приговор, который привели в исполнение палачи. И только тогда выясняется вся серьезность описанного и глубокий философский смысл поставленной проблемы. Дело в том, что все мы под следствием. На каждого из нас ведется «досье», где учитываются все наши ошибки, проступки и грехи. Не столь важно — кто это делает: общественное мнение, собственная совесть или Бог, — рано или поздно состоится «суд» и будет вынесен «приговор». Нас всех приговорят к «высшей мере», хотя грехи у нас у всех разные. Герой Кафки не может понять, в чем его обвиняют, и это нарочитое непонимание и абсурдность должны провоцировать читателя на прозрение относительно смысла жизни.

Другой роман «Замок» читать поначалу просто скучно. По приглашению графа в поместье приезжает землемер для выполнения каких-то работ. Он приезжает, но выясняется, что работы ему нет, хотя его принимают на должность и начинают платить жалованье, даже выделяют двух помощников. Все его попытки пойти к графу и узнать, чем же ему надлежит заниматься, блокируются глубоко эшелонированной бюрократической структурой, борьба с которой становится смыслом жизни героя. Вот тут до читателя начинает доходить что к чему. Графское поместье — модель бюрократического государства, чудовищного монстра, смысл существования которого — поддержание самого себя, самосохранение и саморазвитие. Роман посвящен разоблачению абсурдности и мифологич- ности бюрократического государства.

Густав Майринк, пражский писатель, в романе «Голем» воссоздает мистические тайны родного города, связанные с традициями еврейской каббалистики, которая была способна силой магии создавать из глины истукана, обладающего огромной силой и по приказу господина совершающего преступные деяния.

Томас Манн — автор многих произведений, наиболее важны для оценки ситуации в культуре первой половины XX в. романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Речь идет о роли интеллигенции в современном обществе и об ответственности ее за судьбы культуры и мира в целом. Болезнь загоняет героев «Волшебной горы» в уединенный мир, в своеобразную «башню из слоновой кости», где можно забыть о проблемах и сложностях внешнего мира, сосредоточившись на самом себе. Но тогда время оказывается пустым, бессодержательным, бессмысленным, оно сгорает без следа. В подтексте «Доктора Фаустуса» — старинная легенда о художнике, продавшем душу дьяволу, но оказывается, что творчество без души утрачивает смысл. Близкий к этому по проблематике роман «Игра в бисер» написан немецким писателем Германом Гессе.

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/russkij-modernizm-v-literature/
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/list_of_modernist_writers
  • https://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pisatelei_biografii_inostrannyh_pisatelei/61-zarubezhnaya_literatura/stages/2070-osnovnye_cherty_modernizma.html
  • http://olgadyachenko.ru/napravleniya-modernizma.html
  • https://bstudy.net/676399/iskusstvo/modern_literature

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт