Шишкин «Утро в сосновом лесу» описание и увлекательная история шедевра

Картина «Утро в сосновом лесу» – самая известная работа русского художника XIX века И.И. Шишкина (1832-1898). Написана маслом на холсте размером 139 х 213 см в 1889 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.

Содержание

Метаморфозы с названием

Первое наименование картины – «Медвежье семейство в лесу». Так полотно было впервые представлено публике.

Сегодня картина демонстрируется под названием «Утро в сосновом лесу», но в народе она упоминается и как:

  • Картина «Медведи в сосновом бору»;
  • «Утро в сосновом бору»;
  • Картина «Три медведя» (по инерции, хотя животных на самом деле четыре – аналогия с фольклором, когда важных героев и вещей всегда три);
  • «Мишки на лесозаготовках» (мрачный юмор советского периода после 30-х годов).

Если подходить к изображению с биологической педантичностью, свойственной, кстати говоря, художнику и являющейся его отличительной особенностью, то очевидно, что мишки в лесу. Ведь бор – это исключительно сосновый лес, а на полотне Шишкина разнообразный подлесок.

Автор №1

Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу» создал в годы, когда уже сложился как живописец, произведения которого свидетельствуют об одном: мастер бесконечно влюблён в просторы родной земли, её заповедные места и лесное, завораживающее великолепие. В поисках натуры и впечатлений художник много путешествовал. Уроженец Елабуги, города в современном Татарстане, Шишкин учился в Москве, затем в Петербурге. Шесть лет провёл в пенсионерской поездке по Европе, но прервал своё знакомство с заграницей раньше срока – очень хотелось на родину. По возвращении понял, что нет ничего лучше и живописнее, чем русские бескрайние леса, луга и поля. Особенно притягивала мастера таинственность глухих чащоб – в своём стремлении передать на полотнах собственные чувства и полноту красоты леса Шишкин стал непревзойдённым мастером.

История картины «Утро в сосновом лесу»

Шишкин не состоял в Товариществе передвижных художественных выставок, но дружил с учредителями и экспонировал у них свои произведения. Выставка 1888 года имела громадный успех (художник представлял картину «Туман в сосновом лесу»). Находки живописца («растворять» стволы деревьев в тумане, мастерски совмещать явную глушь чащи с солнечным светом сверху) не насытили как самого художника, так и зрителей – хотелось продолжить эксперименты в том же направлении. К тому же остались невысказанными многие впечатления от вологодских, новгородских и тверских совершенно диких лесов, окрестностей Селигера, где художник бывал в 1880-е годы.

Живописец намеревался «разбавить» лесную картину фигурами животных – привнести в пейзаж жанровую сцену. О задумке Шишкина изобразить медведей в сосновом бору свидетельствуют эскизы 1886 года, которых только в Русском музее хранится семь штук (есть и в других собраниях). Интересно, что художником рассматривался вариант с зайцами. От этой мысли художник отказался – заячьи фигуры буквально разрушали величие и мощь русского леса, терялся замысел художника. Медведи же подходили идеально: милые шалуны уже в детстве представляют опасность, а повзрослев, они превращаются в грозных, сильных и непобедимых в природных условиях зверей. Своеобразное олицетворение России по сей день.

Автор №2

Практически с детства всем известно, кто написал картину «Утро в сосновом лесу» – конечно, Шишкин, но поразительно, что он сделал это не в одиночку. Мишек на картине нарисовал Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник-передвижник, известный в своё время жанровый живописец, друг и даже кум Шишкина (крестил его сына Константина, умершего потом от болезни в три года).

Существует несколько версий, объясняющих, почему Шишкин к написанию определённой части своего произведения привлёк другого художника:

  • «оживить» сосновый лес жанровой сценой, действующие лица которой медведи, предложил именно Савицкий, а в среде художников-передвижников существовало большое братство, артельность, недаром они и назывались товариществом;
  • Константин Аполлонович в то время сильно нуждался, и Шишкин, поручив ему написать зверей, таким образом дал Савицкому заработать, ведь Иван Иванович и сам мог отлично справиться с задачей. Он не был односторонним живописцем – в его галерее есть разные животные, эскизные мишки также очень убедительны.

Изначально работа была подписана обоими художниками. Сегодня под фамилией Шишкина очевидна затёртость – Третьяков самолично с помощью скипидара удалил с картины фамилию Савицкого.

Николай Мудрогель, современник Третьякова и хранитель его коллекции, корнями «недоброжелательства» мецената по отношению к Савицкому назвал произошедший между ними инцидент. Третьяков купил картину Савицкого «Встреча иконы» (1878). Но через небольшой промежуток времени белая краска, которой были написаны облака, стала трескаться. Год от года состояние картины ухудшалось. Третьяков обратился к автору. Тот пришёл, когда коллекционера не было на месте, и внёс коррективы, которые очень не понравились владельцу полотна (облака стали розовыми). Разгневанный Третьяков смыл авторские поправки до прежнего белого цвета, пусть и с кракелюрами (трещинами).

Шишкин, Третьяков и современность

История приобретения Павлом Михайловичем Третьяковым картины «Утро в сосновом лесу» типична для коллекционера.

Работа предстала перед зрителем на выставке передвижников в год написания, 1889-й. К этому времени в коллекции мецената было уже 12 произведений Шишкина. Художественный вкус, особое чутьё Третьякова часто влекли его к картинам неординарным, имеющим тайный потенциал на десятилетия вперёд. Так случилось и на этот раз – он купил картину, едва увидел её. Заплатил четыре тысячи (три Шишкину, одну Савицкому). Но всегда считал, что авторство принадлежит только Шишкину – лес именно его кисти обеспечивал впечатление и успех полотна. Потому и стёр фамилию автора мишек.

Впоследствии прозорливый Третьяков купил ещё пять произведений Шишкина, но его «Утро в сосновом лесу» оказалось чрезвычайно метким приобретением. Согласно социологическому опросу, проведённому уже в XXI веке относительно самых любимых картин Третьяковки, эта работа Шишкина у зрителей на втором месте после «Богатырей» Васнецова.

Вольная репродукция «Утра в сосновом лесу» использована для создания конфетной обёртки. Шоколадные конфеты «Мишка косолапый» не меняют фантика с дореволюционных времён (с 1913 года). Подобное хождение в массы добавило популярности сюжету и художнику, автору полотна-оригинала.

«Утро в сосновом лесу» — описание картины

Чаща старого леса пробуждается от сна – ветви вековых деревьев не шелохнутся, листва замерла, а сквозь туман пробиваются первые лучи солнца. Они уже овладели верхушками исполинов и с каждой минутой отвоёвывают у туманной дали всё новые пространства. Торжество света врывается в тихий первородный лес.

В центре полотна поваленный, вывернутый с корнями старый ствол – он при падении обломился о такой же старый остов другого дерева. Здесь же главные герои картины – медвежье семейство во главе с матерью-медведицей. Её тело не сразу заметно на фоне тёмной листвы и земли. Свет выхватывает её голову – медведица скалится, разинув пасть и рыча на медвежат, которые, играя, взобрались на широкий ствол. Три медвежонка активно знакомятся с лесом, своим домом. Они здесь полноправные хозяева.

Сочетание солнечного света и насыщенной тьмы земли, молочного тумана и густо-бурых тел медведей – главный живописный акцент картины. Полотно настолько яркое и реалистичное, что воспринимается живой сценой из жизни многовекового леса, скрытой от людских глаз. Дикая природа, которая пугает и завораживает.

«Утро в сосновом лесу» как материал для сочинения

Этот утренний эпизод с тремя медвежатами и медведицей в дремучем лесу, окутанном туманом, действительно чрезвычайно русский и очень притягательный. Одновременно сказочный и правдивый. И сам лес, и медвежье семейство словно фрагмент русской народной сказки. Поэтому картина «Утро в сосновом лесу» идеально подходит для ознакомления с художественным искусством детей с самых ранних лет – сочинения пишут уже со 2-го класса. От сказки к реальности – как способ понимания природы.

Пример сочинения по картине «Утро в сосновом лесу»

Творение Шишкина «Утро в сосновом лесу» – широко известный шедевр мастера. Художник со знанием дела, трепетно и заботливо прописал мельчайшие подробности леса: ветки, листья, иголочки хвои, корни, кору деревьев, древесину. Всё необычайно реалистично, лес выглядит мощной и могучей силой, но картина всё же дарит впечатление волшебства. Причиной такого эффекта стал туман, придающий атмосферу таинственности. Физически ощутимы прелый лесной воздух, влажность и тишина. Первые лучи солнца осветили верхушки сосен-великанов. Скоро туман рассеется и откроет взору дальние деревья. Так и представляется очень обширный, бескрайний лес. Осветятся и прогреются все лужайки, веселее запоют птицы.

Накануне была буря, которая вывернула с корнем старую могучую сосну. Ствол её раскололся и упал в овраг. Теперь этот обломок огромного дерева – интересный тренажёр для трёх медвежат. Они под присмотром матери исследуют «перестановку» в лесу, их родном доме. Медведица внимательно наблюдает за шалунами, готовая предостеречь и помочь в любой момент. Ведь дети в игре забывают об опасности, у них маловато опыта и часто они не слушаются матери и озорничают.

Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» оставляет изумительное впечатление, как по цветовым решениям, так и по содержанию. Тёплые оттенки золотистого, исходящего сверху, составляют яркий контраст с тёмной палитрой нижней части леса. Все краски приглушённые и спокойные. Картина располагает к долгому созерцанию и рождает удивительные фантазии, в которых есть место как сказке, так и действительности.

Смотрите также lazur-165x110.jpgОписание картины Февральская лазурь И.Э. Грабарьocen-165x110.jpgКартина А. И. Куинджи «Осень»«У омута» — картина И. И. Левитана«Золотая осень» картина художника Поленова

«Утро в сосновом лесу», созданное великим русским художником Иваном Шишкиным, — одна из моих любимых картин в русской живописи. Картина полна уюта, красоты русской природы и… простого великолепия. Но есть еще кое-что, что может привлечь особое внимание любителей искусства — это интересная история об истинных авторах знаменитого полотна.

Первое, что бросается в глаза в этом поистине эталоне живописи — очень насыщенный реализм. Мазки настолько мастерские и изумительные, что мы даже можем почувствовать свежесть утра, запах первой утренней листвы, услышать хруст веток под лапками медвежат… мне кажется, я начинаю даже щуриться от восходящего солнышка.

Как Шишкину удалось создать сотни тонов из нескольких цветов? Неведомая загадка мастера! Еще более интересной является легенда о том, что на месте мишек должны были быть… зайцы!

Животные на картине: сначала были зайцы?

Когда Шишкин работал над картиной, его целью было показать глубину и мощь русского леса. И первой его идеей было добавить в этот лес в качестве маленьких героев — зайцев. Но эти милые и нежные животные вряд ли помогли бы автору реализовать намеченную цель — передать мощь и силу. Поэтому на ландшафте было решено изобразить медведей как символ богатырской русской души, ведь медведь — главный лесной царь. Шишкин всю свою жизнь изображал природу, и его несколько беспокоило, что медведи на картине получались не такими, какими он желал их видеть.

Кто же все-таки написал знаменитую картину?

Иван Шишкин и Константин Савицкий

Именно поэтому на помощь художнику пришел его коллега и специалист по изображению животных — русский жанровый живописец Константин Савицкий. Первоначально на холсте был изображен только волшебный утренний лес, а медвежата были написаны позднее Савицким. Любопытно, что первоначально картина имела другое название — «Медвежье семейство в лесу».

Когда картина стала известна, и Третьяков приобрел ее, художник Савицкий даже не попросил плату за соавторство. Картина была первоначально подписана двумя авторами. Однако после того, как картина была передана в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника. Кроме того, Третьяков уточнил: картину заказывал у Шишкина, значит и оплата и авторство будут принадлежать Шишкину. Именно так он стал единственным автором произведения.

Есть и иная версия произошедшей ситуации: вот что писала по поводу картины супруга Константина Аполлоновича — Валерия Дюмулен:

«Константин Аполлонович, работая над картиной «На войну» в мастерской школы Штиглица, далее задумал новую вещь, увлекся страшно, проработал всю ночь и был готов большой эскиз «Медведи в лесу». Зашел Шишкин, вещь ему очень понравилась, и К.А. сказал: «Ну давай работать вместе. Ты лес знаешь лучше меня» (я думаю, что в то время [это] была, пожалуй, первая вещь, которую художники стали писать коллективно ) что, к сожалению, благодаря ревнивому отношению И.И. к своим работам, поселило недоразумение. У И.И. были целые сундуки этюдов леса. Все же, эскиз был сделан К.А. в той же композиции в которой сейчас существует эта картина.»

На мой взгляд, авторство Савицкого на картине (написанные медведи) — бесспорно. И было бы справедливо указать его вторым творцом полотна. Величественный дух русского леса, мастерская техника воплощения сюжета, изумительная палитра и прочие особенности картины — принадлежит кисти Шишкина. И он, безусловно, первый и приоритетный автор «Утра в сосновом лесу».

И сегодня легенды о написании знаменитого русского произведения никем полностью не обоснованы. А как на самом деле создавался пейзаж, до сих пор остается загадкой.

Пик популярности и благодаря кому

«Мишка косолапый»

Кстати, популярной картина стала именно в советское время, благодаря дорогим по тем временам конфетам «Мишка косолапый» фабрики Красной Октябрь. Производились с 1925 года. В народе конфеты назывались «Три медведя», что чисто математически подходило для истории с «тремя богатырями» Васнецова, пик популярности которой также был замечен в советское время. И никого не смущал тот факт, что богатырей было трое, а медведей — четыре.

Могла бы стать картина Шишкина без медведей Савицкого настолько популярной, и самое главное, приобрел бы ее Третьяков, остается только догадываться…

Утро в сосновом лесу без мишек Савицкого выглядела бы примерно так…

Автор: Джамиля Курди

И. И. Шишкин, К. А. Савицкий
Утро в сосновом лесу. 1889
Холст, масло. 139 × 213 см
Третьяковская галерея, Москва
(инв.841)

«Утро в сосновом лесу»[1][2] — картина русских художников И. И. Шишкина и К. А. Савицкого. Савицкий написал медведей[1], но коллекционер П. М. Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина пользуется популярностью[3] благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Работа детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

История

Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина)[4]. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю»[1].

Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину»[5].

Отзывы критиков

В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого)[6].

Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова[7]:

Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силен в изображении животных.

В массовой культуре

Обёртка конфеты «Мишка косолапый»

Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Впрочем, это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»[8][9], созданной художником Мануилом Андреевым. Благодаря этому картина хорошо известна, нередко — под названием «Три медведя» (хотя животных на картине четверо)[10]. Из-за такой конфетно-обёрточной растиражированности картина стала восприниматься на советском и постсоветском культурном пространстве как элемент китча[11]. Картина упоминалась в фильме Карнавальная ночь, когда речь шла о новогодней декорации театра.

Примечания

  1. 123«Утро в сосновом лесу» в базе данных Третьяковской галереи
  2. Ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору»
  3. Пейзажи. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003 г.
  4. Иван Шишкин / Гл. ред. А. Барагамян. Автор текста Л. Мельникова. (Серия «Великие художники») М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009 г. С. 34. ISBN 978-5-87107-181-6
  5. Описание картины «Три медведя» И. Шишкина (неопр.). Дата обращения: 19 сентября 2018.
  6. Мастера русского реалистического пейзажа, том 1. Изд-во Гос. Третьяковской гал(л)ереи, 1953
  7. Михеев, В. М. Русский пейзаж в городской галерее П. и С. Третьяковых // «Артист», 1894, март, № 35, с. 132—133.
  8. Виктория Сальникова. Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой (рус.), РИА Новости (25 января 2017). Дата обращения 29 ноября 2017.
  9. Светлана Янкина, Ирина Гордон. В Музее шоколада в юбилей Шишкина раскрыли тайну «Мишки косолапого» (рус.), РИА Новости (25 января 2012). Дата обращения 29 ноября 2017.
  10. Генис А. А.Акмеист леса Шишкин // Фантики. — М.: Астрель : CORPUS, 2010. — 192 с. — ISBN 978-5-271-24552-7.
  11. Михеев А. А.«МакКультура» // Иностранная литература. — 1996. — № 1.

Литература

  • Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978;
  • Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI — начала XX века. — М.: Искусство, 1989;
  • Анисов Л. Шишкин. — М.: Молодая гвардия, 1991. — (Серия: Жизнь замечательных людей);
  • Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII — начала XX века. — М.: Изобразительное искусство, 1979;
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. — Ленинград, 1971;
  • Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. — М.: Искусство, 1966.
Работы Ивана Шишкина
  • Рожь (1878)
  • Утро в сосновом лесу (1889)
  • На севере диком (1891)

Эта страница в последний раз была отредактирована 6 января 2021 в 12:17.

Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» является одной из самых известных работ этого замечательного русского художника-пейзажиста. И в самом деле: автором такого шедевра мог стать только человек, испытывающий бесконечную любовь к природе и в совершенстве чувствующий её тонкую душу. Этюды к картине художник писал на острове Городомля на озере Селигер. Художник с большим мастерством смог передать чувства и настроение маленьких медвежат, которые играют и резвятся в лесной чаще.

Четыре медвежонка — главные герои картины Ивана Шишкина. Забыв обо всем, они веселятся на поляне с упавшим деревом посередине. Двое из них взобрались на него, третий пытается попасть к ним. А четвёртый не принимает участия в играх братьев, он задумчиво смотрит вглубь леса. Задний план картины — это дремучий лес, окутанный туманом.

Художнику очень хорошо удалось передать некую сказочность и таинственность леса, так что не только играющие медвежата, даже сами деревья начинают казаться живыми. Этой картиной Иван Шишкин ещё раз подтвердил свою любовь к русской природе и лесу в частности.

С этой работой связана интересная история: дело в том, что Иван Шишкин нарисовал лесной пейзаж без медвежат. Играющих зверей после окончания картины подрисовал друг художника — Константин Савицкий, поэтому у картины «Утро в сосновом лесу» два автора. Но после покупки её Третьяковым для своей коллекции, Савицкий не заявлял об авторских правах, поэтому официально автор полотна — Иван Шишкин.

Еще стоит отметить, что многие неправильно называют эту картину — «Утро в сосновом бору». Но это название неверно еще и с точки зрения логики русского языка: дело в том, что бор — уже обозначает сосновый лес, поэтому возникает тавтология, легко избавиться от которой можно запомнив правильное наименование данного шедевра русской живописи.

Год написания картины: 1889.

Размеры картины: 139 x 213 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Шишкин Утро в сосновом леск

«Утро в сосновом лесу» – самая известная картина Ивана Шишкина. Нет, берите выше. Это самая популярная картина в России.

Но этот факт, как мне кажется, самому шедевру приносит мало пользы. Даже вредит ему.

Когда картина слишком популярна, она мелькает везде и всюду. В каждом учебнике. На конфеточных обёртках (с чего бешеная популярность картины и началась 100 лет назад).

В результате у зрителя пропадает интерес к картине. Мы скользим по ней быстрым взглядом с мыслью «А, это опять она…». И проходим мимо.

По этой же причине я о ней и не писала. Хотя уже несколько лет пишу статьи о шедеврах. И можно было бы удивиться, как я прошла мимо этого блокбастера. Но теперь Вы знаете, почему.

Исправляюсь. Ибо хочу посмотреть на шедевр Шишкина вместе с Вами повнимательнее.

Почему «Утро в сосновом лесу» – шедевр

Шишкин был реалистом до мозга костей. Он изображал лес очень правдоподобно. Тщательно подбирая цвета. Такой реализм легко затягивает зрителя внутрь картины.

Посмотрите хотя бы на цветовые решения.

Бледный изумруд хвои в тени. Светло-зелёный цвет молодой травы в лучах утреннего солнца. Темная охра хвои на дереве упавшем.

Туман тоже скроен из сочетания разных оттенков. Зеленоватый в тени. Голубоватый на свету. И переходит в желтизну ближе к верхушкам деревьев.

3C0FE005-4DED-4813-92A8-E821048E5C80.jpeg?fit=831%2C773&ssl=1
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (фрагмент). 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Вся эта сложность создаёт общее впечатление присутствия в этом лесу. Вы осязаете этот лес. А не просто видите его. Мастерство невероятное.

Но картины Шишкина, увы, часто сравнивают с фотографиями. Считая мастера глубоко старомодным. Зачем такой реализм, если есть фото-изображения?

Я с такой позицией не соглашусь. Важно, какой ракурс выбирает художник, какое освещение, какой туман и даже мох. Все это в совокупности раскрывает перед нами кусочек леса с особой стороны. Так, как мы бы его не увидели. Но мы видим – глазами художника.

И через его взгляд испытываем приятные эмоции: восторг, воодушевление, ностальгию. А в этом и есть смысл: побудить зрителя на душевный отклик.

Савицкий – помощник или соавтор шедевра?

История с соавторством Константина Савицкого для меня кажется странной. Во всех источниках Вы прочтёте, что Савицкий был анималистом, поэтому и вызвался помочь своему другу Шишкину. Мол, такие реалистичные мишки – его заслуга.

Но если Вы посмотрите на работы Савицкого, то сразу поймёте, что анималистика – НЕ основной его жанр.

Он был типичным передвижником. Писал часто бедняков. Радел с помощью картин за обездоленных. Вот одна из выдающихся его работ «Встреча иконы».

AE91A28D-1FD1-4230-BE0A-9075AC48FAA6.jpeg?fit=2048%2C1264&ssl=1
Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878 г. Третьяковская галерея.

Да, на ней, помимо толпы, есть ещё и лошади. Савицкий  действительно умел их изображать очень реалистично.

Но Шишкин тоже легко справлялся с подобной задачей, если посмотреть на его анималистические работы. На мой взгляд, у него получалось не хуже, чем у Савицкого.

ABD3152C-EA53-439D-BEC1-D05236B29C96.jpeg?fit=1000%2C792&ssl=1
Иван Шишкин. Бычок. 1863 г. Третьяковская галерея, Москва

Поэтому не совсем ясно, почему написать мишек Шишкин поручил Савицкому. Уверена, он бы и сам справился. Они дружили. Возможно, это была попытка помочь другу материально? Шишкин был успешнее. Получал серьёзные деньги за свои картины.

За мишек Савицкий получил от Шишкина 1/4 гонорара – целых 1000 рублей (на наши деньги это примерно 0,5 млн. рублей!) Вряд ли Савицкий такую сумму смог бы получить за целую собственную работу.

Наверняка Вы знаете историю с авторством «Утра в сосновом лесу». Третьякову не понравилось, что на заказанной им картине стояла ещё подпись Савицкого. И самолично стер ее скипидаром.

Формально Третьяков был прав. Ведь всю композицию продумал Шишкин. Даже позы и расположение медведей. Это очевидно, если посмотреть на эскизы.

Соавторство, как явление в русской живописи

К тому же это не первый такой случай в русской живописи. Я сразу вспомнила картину Айвазовского «Прощание Пушкина с морем». Пушкина на картине великого мариниста написал… Илья Репин.

Но имени его на картине нет. Хотя это не мишки. А все-таки великий поэт. Которого нужно не просто реалистично изобразить. Но чтобы было выразительно. Чтобы то самое прощание с морем в глазах читалось.

IMG_3436.jpg?fit=825%2C1200&ssl=1
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

На мой взгляд, это задача посложнее, чем изображение медведей. Тем не менее Репин на соавторстве не настаивал. Наоборот, был несказанно рад совместной работе с великим Айвазовским.

Савицкий был более гордый. На Третьякова обиделся. Но с Шишкиным дружить продолжил.

Но мы не можем отрицать, что без медведей эта картина не стала бы самой узнаваемой картиной художника. Это был бы очередной шедевр Шишкина. Величественный и захватывающий дух пейзаж.

Но таким популярным он бы не был. Именно медведи сыграли свою роль. А значит совсем сбрасывать со счетов Савицкого не стоит.

3AC30F80-9BB7-402B-9CC6-1C9C028F0EA0.jpeg?fit=2144%2C695&ssl=1

Как вновь открыть для себя «Утро в сосновом лесу»

А в заключение вновь хочу вернуться к проблеме передозировки изображением шедевра. Как же посмотреть на неё свежим взглядом?

Я думаю, это возможно. Для этого посмотрите на малоизвестный эскиз к картине.

1B502C91-2124-4C9F-9CF8-3ED50A193718.jpeg?fit=2252%2C1600&ssl=1
Иван Шишкин. Эскиз к картине «Утро в сосновом лесу». 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Он выполнен быстрыми мазками. Фигуры мишек лишь намечены и написаны самим Шишкиным. Особенно впечатляет свет в виде золотых вертикальных мазков.

А теперь посмотрите вновь на картину «Утро в сосновом лесу». И Вы сможете «прочесть» ее свежим взглядом. Увидеть то, чего раньше не замечали.

14352C80-951C-4F7F-BE3B-02ED41E245EB.jpeg?fit=2048%2C1339&ssl=1
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г. Третьяковская галерея

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Главная иллюстрация: Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г. Третьяковская галерея

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/utro-v-sosnovom-lesu
  • https://zen.yandex.com/media/moiarussia.ru/taina-staryh-kartin-utro-v-sosnovom-boru-shishkina-5e3ee1040c1c620fd8bcd959
  • https://wiki2.org/ru/утро_в_сосновом_лесу
  • https://opisanie-kartin.ru/shishkin-ivan/utro-v-sosnovom-lesu/
  • https://www.arts-dnevnik.ru/utro-v-sosnovom-lesu-shishkin/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт