Сочинение Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова

Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.

Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.

Женщины в комедии «Горе от ума»

Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.

Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.

Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»

Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.

Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

Любовь дворян ко всему иностранному

В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.

В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.

Сплетни и слухи в фамусовской Москве

Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

Вывод

Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.

Раскрытие образа фамусовской Москвы, описание её представителей и идеалов помогут ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

illjustracija-gore-ot-uma-hudozhnik-t-aleksandrovna%2B%25282%2529.png

Фамусовская Москва является одним из центральных образов в комедии «Горе от ума».В этой статье представлено описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы, материалы для сочинения по пьесе.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума», образ Москвы

«… большая часть лиц комедии «Горе от ума» … портреты москвичей, известных тому, кто жил в Москве в эту эпоху; начиная с Фамусова, тщеславного и беспечного барина, и до княжен, говорящих несколько слов на бале, этих княжен было шесть, имели они обыкновение сидеть к окошка в большом длинном доме и слыли в Москве: «что окошко, то лепешка». <…> … Хлестова была представительница тогдашнего общества, крутая и бранчивая* [*сварливая] барыня, которую все боялись, она умела держать молодежь в границах…; называли также и Молчалина, лицо по положению страдательное, но мастерки созданный характер, и в то же время самая неблагодарная роль в пьесе, низкий ползун и прислужник, подобные люди часто встречаются в свете, число Молчалиных чрезвычайно ныне размножилось. Не перевелись у нас также и Загорецкие…  Приезжал в Москву после кампании и подобный полковник, как Скалозуб, повествовавший басом о своих подвигах формах в гостиных, который слыл всеобщим женихом, выделывал злодейские фигуры в мазурке и предусмотрительные матушки носили его на руках. Репетилов, один из пустейших людей, посетитель ревностный английского клуба, сочлен разгульной беседы и литературных прений, которые действительно тогда происходили в кругу его приятелей, человек беспечный, тяготящийся свои положение… <…> Грибоедов писал свое «Горе от ума» не спроста, а с натуры.» (П. Н. Арапов о «Горе от ума», опубликовано в книге Н. Д. Мизко «»Горе от ума» на провинциальной сцене», Воронеж, 1870 г.) «Вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему.»  (В. Н. Орлов, послесловие к «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.) «…Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. <…> «Горе от ума» … реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве … изображена с удивительной полнотой и правдивостью. И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»; …в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь — штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов. Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; историку оно может служить источником для изучения жизни московского барства…»(«А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)Это было описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы в пьесе, материалы для сочинения.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов.

Всех героев комедии читатель видит в доме Павла Афанасьевича Фамусова, очень типичного представителя московского дворянства. Он вдовец, богат, имеет единственную дочь Софью.

Начало века время для России не простое, среди прогрессивных людей зреет запрос на социальные перемены, но фамусовское окружение, кажется застыло в своём развитии, всякие изменения кажутся им недопустимыми и опасными. «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда…»—говорит в разговоре с Чацким и Скалозубом Фамусов. Конечно, все представители фамусовского общества люди разные, но вот этот страх перед новизной их очень объединяет.

Никто извне не может просто так попасть в круг этих московских снобов. Они стараются держаться очень замкнуто. Замуж выходят и женятся с расчётом, на претендентах из своего окружения и, конечно, богатых. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених.» Матримониальные вопросы решают родители, как повелось издавна. Софья вынуждена украдкой встречаться с Молчалиным, потому, что он беден и не знатен.

Они, практически, все находятся в какой-то степени родства друг другу и стараются на хорошие должности пристроить родственников. «Ну как не порадеть родному человечку!.. «— восклицает тот же Фамусов.

Очень важную роль в жизни этого круга играют женщины. Они влияют на мужей и часто держат их под каблуком. Бывшему сослуживцу Чацкого Горичу жена слова не даёт сказать, он без её контроля сделать ничего не может. С помощью влиятельных женщин можно добиться многого. Мллчалин в разговоре с Чацким упоминает некую Татьяну Юрьевну и настоятельно советует посетить её, чтобы добившись её благосклонности, повысить свои шансы на успех. А Фамусов в конце пьесы сокрушается о том «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Это общество монолитно, оно не любит чужаков, особенно образованных и с ним не согласных. Едва Чацкий приезжает и произносит несколько крамольных высказываний, как его объявляют сумасшедшим, и он вынужден бежать.

Долго ли будет продолжаться такая идиллия? Грибоедов прямого ответа не даёт. Но уже в среде этих аристократов появляются Чацкий и двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать.» Эти люди помалу расшатывают устои, но до настоящих изменений ещё очень, очень далеко.

Вариант 2

Самое известное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано в послевоенные годы. Время, описанное в комедии, является начальным этапом зарождения декабризма, когда прогрессивные революционеры вступают в схватку с приверженцами старых порядков.

Москва и ее жители приходят в себя после войны с французами.  Общество того времени отказывается принимать какие-либо новшества, придерживаясь законов прошлых времен. Многие жители сгруппировали закрытые общества, в которые могут попасть только люди богатые и обладающие высокими чинами. Такие общества существовали на сплетнях, слухах и льстивых речах.

Одно из таких обществ и описал Грибоедов. Его главой являлся Фамусов – вдовец, наделенный богатством и властью. Он ровнялся на своего дядю, который добился расположения царей с помощью своей лести.

В Москве того времени было необходимо иметь влиятельных знакомства, но хорошее образование или даже разговоры о нем призирались. Людей больше волновали светские балы и гуляния, а не изучение наук, считавшееся уделом глупцов.

Жители России все больше восторгались Францией, ежели своей родиной. В обиход вошел французский язык, молодые девушки увлекались французскими романами. 

Общество Фамусова осталось далеко позади и поддерживало крепостное право. Им было выгодно считать обычных людей рабами, видя в этом колоссальную выгоду.

Также в этом обществе господствовал матриархат. Мужчины были только слугами, всюду царили сплетни и эгоизм.

В комедии есть только один человек, обладающий положительными качествами – Александр Чатский. Он старается указать людям в обществе на их ошибки, побудить их к принятию образования и культуры, но встречается с насмешками и шквалом негатива. Слухи, образовавшиеся вокруг него, описывают Чацкого, как умалишенного. Он не протягивает там долгого времени.  Фамусовское общество вытесняет его из своего окружения, и Александр уезжает из Москвы.

В комедии автор изобразил Москву местом, где старые законы и порядки борются с нововведениями, а ее жители не впускают в обиход ничего нового. Этим они разрушают не только все вокруг, но и самих себя.

Фамусовская Москва в комедии Грибоедова Горе от ума

А.С. Грибоедов – известный общественный деятель, поэт, критик и публицист. Писательский труд был частью его жизни. Но настоящую известность ему принесла пьеса «Горе от ума», ставшая, по мнению критиков, «бессмертной». Комедия впервые публикуется в 1824 году. И идеально отражает черты общества того времени. Не теряет своей уникальности и по сей день.

Стоит отметить, что время написания произведения было переломным для страны. А для столицы особенно. Совсем недавно закончилась Отечественная война 1812 года. Менялось мировоззрение людей, крепло самосознание. Стали появляться прогрессивно мыслящие молодые люди. Зародилось движение декабристов, мысли и идеи которых активно просачивались в общество. А «старая гвардия» держала оборону, всеми силами стараясь не сдавать своих консервативных позиций. Отказ от устаревших взглядов в столичном обществе стал бы крахом всей системы, на которой базировались успех и благополучие этих людей. В комедии А.С. Грибоедова с такими представителями «века минувшего» сталкивается главный герой – Александр Андреевич Чацкий.

Все события пьесы происходят за сутки в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова. Это классический представитель дворянства того времени. Человек влиятельный и уважаемый, управляющий в казенном доме. Ключевой сценой становится бал. Гости хозяина – типичные образы столичной знати, которых критики окрестили «фамусовской Москвой».

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. И даже званые вечера и балы необходимы не для развлечения или общения, а исключительно для обретения знакомств и связей. Любой ценой добиться высокого положения в обществе. Ценны не люди и их качества, а умение понравиться и угодить вышестоящим лицам. И только лишь Чацкому это претит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Он готов посвятить себя делу и Отечеству, но не людям.

Сплетни здесь не только приятные беседы за чаем, но и рычаги управления, манипуляции. Чацкий не угоден и потому распространяется слух о его сумасшествии.

Все фамилии говорят сами за себя. Загорецкий и Репетилов – люди пустые, неинтересные, но готовые всегда услужить влиятельным лицам. Скалозуб – солдафон, его интересует только военная служба. Но он ходит на балы, чтобы улыбаться начальству и его веселить грубым солдатским юмором. Княгини Хлестовы и Хрюмины напыщенны, самонадеянны и жестоки. Но все ищут их расположения, ведь у них связи. А такие как Молчалин – двуличные, трусливые, но пробивающие дорогу к цели любой ценой. Они всегда будут «блаженствовать на свете».

Доклад

<glav>Другие сочинения:</glav>← Молчалины блаженствуют на свете↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Чацкого →

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Анализ пьесы Горе от ума Грибоедова (9 класс)

    На написание пьесы было потрачено два года. Данную пьесу нельзя отнести к жанру комедии, несмотря на то, что сам автор считает «Горе от ума» комедией.

  • Герои рассказа После бала Толстого

    «После бала» — один из небольших рассказов Льва Алексеевича Толстого, который свет увидел только после смерти автора в 1911 г, так как выпуск такого в царской России был невозможен

  • Сочинение Мой верный друг собака 5 класс

    Каждому человеку знакомо выражение «собака – друг человека». И, действительно, это существо – одно из самых преданных и способных на многие подвиги ради людей. Собаки относятся к домашним животным

  • Сочинение на тему Песня — душа народа для 6, 8 класса

    Песня – музыка, способная проникнуть в самую глубину человеческой души, способная вытащить наружу воспоминания. Она может успокаивать или будоражить, вводить в печаль или пускать в пляс.

  • Почему люди убегают от реальности? Итоговое сочинение

    Убегают от реальности многие, но вот делают они это по-разному. Кто-то уходит в работу, кто – в церковь, кто – в компьютерные игры. Некоторые, к сожалению, в алкоголь и наркотики.

Произведение, основной тематикой которого является противостояние старого и нынешнего поколения, имеет особенное своеобразие, поскольку в число его персонажей автор включает необычный образ города, представленный фамусовской Москвой.

Московское общество предстает перед главным персонажем, копируя традиции, обычаи и одежду французских подданных, которые жируют на русской земле. Чацкий пытается разоблачить недостойные раболепские поступки дворян, выражая собственное презрение к такому поведению.

Москва изображается автором в качестве социального, барского, крепостнического, воинствующего и нисколько не комического города, который отличаясь своеобразной моралью, собственной воспитательной системой, жизненными идеалами духовно калечит горожан, включая дочь Фамусова, Софью.

Фамусов является ярким образцом данного города, вырастающим до уровня высокого представителя огромной социальной категории, пользующейся большой властью.

Таким образом, образ Москвы представляется в произведении в качестве консервативного города, не принимающего никаких нововведений, живущего в соответствии с прошлыми  традициями. Идеальным жителем Москвы является горожанин, обладающий деньгами и властью, а также общественными связями, добившийся восхождения по карьерной лестнице.

<glav>Другие темы:</glav>← Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума → `

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

famusovskaya-moskva-v-komedii-gore-ot-uma-rassuzhdenie.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение в стиле нравоучительной статьи (4 класс)

    Это нравоучительное сочинение, то есть почти статья. А как не написать такое, если у меня так много хорошего опыта? Если я вижу, что все вокруг живут неправильно?! И нравы, понятно, уже не те. Шучу.

  • Сочинение-описание картины На террасе Кустодиева (7 класс)

    Картины Бориса Кустодиева знамениты своим изображением красоты и семейных ценностей, они всегда яркие и наполнены жизнью. Картина под названием

  • Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско сочинение

    Иван Алексеевич Бунин – писатель, в творчестве которого чётко прослеживается стремление к широки художественным обобщениям, к осмыслению и переосмыслению устоявшихся ценностей

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/famusovskaya-moskva-v-komedii.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/famusovskaja-moskva-gore-ot-uma.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/famusovskaya-moskva-v-komedii-gore-ot-uma
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/griboedov/famusovskaya-moskva-v-komedii-gore-ot-uma-rassuzhdenie

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт