Сочинение миниатюра тема: «значение пейзажа в пьесе Островского»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Роль пейзажа в Грозе

В произведении Гроза, автор уделяет большое внимание окружающей его природе. Название произведения лишь подтверждает то, что автор хочет передать благодаря погодным явлениям, а именно те накалы страстей, которые происходили в произведении. Это природа, которая окружает человека, всегда имела большое значение для его жизни и играла бывало ключевую роль в жизни человека.

Главной особенностью рассказа является то, что автор выносит природу как главного персонажа произведения, у которого есть свои манеры поведения, и которые она действует так как, считает нужным, вне зависимости от желания людей. А действующие персонажи произведения, лишь вынуждены подчиняться всем явлениям и особенностям погодных условий и природе.

В произведении автор показывает противопоставление между природой и людьми. Это природа, которая окружает город под названием Калинов, который находится на реке Волге, показывает насколько округа данного города прекрасна, пейзажи, которые описывает автор являются красочными и греют душу персонажей. Но не все персонажи замечают окружающую красоту и прелесть природы, так как город является полной противоположностью такой красоты, которая была описана автором.

Прежде всего это город, который окутан мраком и там проживает очень злые и корыстные люди. Жадность является основной чертой, которой присутствует у большинства персонажей данного произведения. Главная идея автора заключается в том, чтобы показать насколько природа прекрасна и насколько она возвышается и имеет невероятную силу по сравнению с маленьким и холодным городом, под названием Калинов.

Островский пытается показать, что человек проживающий в окружающей среде может быть полностью взаимосвязан и даже в какой-то степени, зависим от той среды и той природы, в которой он проживает. Но природа показывает свое величие и доказывает каждому человеку, что она является независимой и всегда возвышается над человеческой жизнью.

Читайте также:  В чем заключается трагизм судьбы Печорина? (роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Например, самым главным персонажем, который восхищается красотой и величием природы является Катерина. Эта девушка, которая все свое детство провела в садах родного дома. Её мама очень её любила и опекала, ну, а позже девушка вынуждена была в раннем возрасте, выйти замуж за нелюбимого человека. Она ушла жить в дом мужа, в котором проживала его мать, которая не давала ей спокойно жить и наслаждаться мужем.

Но, несмотря на всё что происходило, она является страстным любительницей природы и при каждом своём слове, старается упомянуть о том, насколько красиво то место, в котором она находится, она описывает деревья и реку Волгу, и не забывает прекрасные цветы. Те небеса, которые её окружают восхищают своей красотой.

Значение картины волжского пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1. Жизнь в провинциальном городке. 2. Живой и непокорный характер главной героини. 3. Роль природы в пьесе.

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» показывает, как в маленьком городке на берегу Волги, разворачиваются трагические события. С самых первых строк произведения мы узнаем о том, в какой атмосфере довелось жить героям пьесы. В произведении нет мелочей, любая, даже, казалось бы, незначительная деталь имеет важное значение. И в данном контексте нельзя забывать о том, что писатель не случайно указывает время года и место, где произошла трагедия. Город Калинов располагается на берегу великой русской реки Волги. Уже в самом начале первого действия об этом сказано устами Кулигина. Изобретатель-самоучка смотрит на Волгу, говорит о ее красоте. Эта деталь показывает, что умный и незаурядный человек понимает красоту окружающей природы, способен насладиться ею. Окружающие люди об этом не задумываются, что свидетельствует об их ограниченности, отсутствии тяги к прекрасному и, наконец, об эмоциональной глухоте.

Совершенно иной предстает главная героиня пьесы — Катерина Кабанова. Только она, в отличие от всех остальных людей, в состоянии понять, оценить, прочувствовать главное достоинство родного городка — красивую природу. Катя способна подолгу любоваться прекрасным пейзажем, она с детства любит природу. В мире людей молодая женщина чувствует себя крайне неуютно, люди вокруг грубы и жестоки. Катерине не хватает ярких, свежих впечатлений. Она задыхается в удушающей атмосфере лжи, тупости, ханжества. Катерина говорит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей»… И дело здесь совсем не в том, что она тянется к развлечениям, забывая о повседневных делах. На самом деле молодой, эмоциональной женщине хочется, чтобы в жизни было что-то яркое, прекрасное. Но вокруг лишь мрачные лица, строгие порядки. Окружающие не способны оценить красоту природы вокруг, они озабочены только повседневными делами, скучными, как и вся их жизнь. У природы в пьесе собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, свежая, свободная. Природу нельзя покорить. Катерина в этом очень похожа на нее.

Приближается гроза — яркое, заметное и сильное явление природы. И главная героиня словно предчувствует приближение грозы, настолько страдает она от тесного и узкого мира «темного царства». Катерина беззащитна и беспомощна перед злобой и ненавистью окружающих. Она впечатлительна, нежна, мечтательна. И ей, в сущности, нечего противопоставить таким, как Кабаниха, грубым, неразвитым людям. Катерина гармонично связана с природой. Она мечтает о полете: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…». Такие слова свидетельствуют о том, что Катерине не хватает свободы, чтобы вырваться из домостроевских порядков. В детстве Катя с радостью ухаживала за цветами. Она вспоминает именно об этом, а совсем не о людях, которые когда-то окружали ее. С людьми Катерине было неинтересно, хотя родители любили и баловали ее. Мир природы был для девочки более интересен, чем мир людей. Она подолгу любовалась садом, рекой. Свадьба стала для нее переломным моментом, после которого жизнь изменилась в худшую сторону. Эмоциональная глухота мужа, жестокость, тупость и ханжество свекрови делают девушку несчастной. От прежней жизни остаются лишь воспоминания, да красота окружающей природы, которая осталась такой же, как и раньше.

Катерина вспоминает, как в детстве, после сильной обиды, она убежала к Волге, села в лодку… Ее нашли лишь на следующий день далеко от того места. Девочка не случайно бежит к реке, а совсем не пытается найти утешение у людей, пусть даже у родных и близких. Гармоничная связь с природой показывает незаурядную натуру, пусть даже и непонятную для окружающих.

Нам трудно представить, что картиной волжского пейзажа могла любоваться Кабаниха, ведь она предстает совершенной противоположностью романтичной и чуткой Катерины. Таких, как Катя, в городке, практически, нет. Исключение составляет лишь Кулигин, который, как и Катя, не может наглядеться на красоту вокруг.

Для Катерины очень важна красота природы. Не случайно трагедия случилась летом, когда природа предстает перед человеком во всей красе. Именно летом Катерина особенно остро ощутила свое одиночество и свою несвободу, которая делала ее такой несчастной.

Красоту и величие природы Катерина воспринимает через призму своей мечтательной натуры. Она живет этой красотой, не может представить собственной жизни без нее. Окружающие настолько привыкли к волжскому пейзажу, что он кажется лишь фоном для обыденной повседневной жизни. Более того, окружающие боятся этой природы, чувствуют в ней скрытую опасность. Например, Дикой боится грозы, считает ее наказанием свыше. А Кулигин, наоборот, рад грозе, говорит, что радуется каждая травинка, а люди сами себя пугают. Но Дикой и ему подобные «пугают» себя совсем не случайно. На самом деле они боятся всего, что неподвластно их воле, в том числе, и природные явления.

Островский изображает встречи Бориса и Катерины на фоне летней ночи. На самом деле, любовь Катерины к Борису стала ярким событием ее безрадостной жизни. Катерине кажется, что она, наконец, нашла свое счастье. Отношения влюбленных на самом деле гармоничны, по крайней мере, именно такое впечатление создается у читателей. Но идиллия оказалась лишь иллюзией.

Вокруг Катерины говорят о том, что гроза предвещает несчастье — чью-то смерть или пожар. Женщина в панике, она думает, что небеса вознамерились наказать ее за совершенный грех. И гроза убьет только ее. Под влиянием таких мыслей Катерина признается в том, что изменила мужу. На фоне грозы ее признание приобретает особое значение. В природе разразилась гроза; и такой же «грозой» в социальном смысле стала измена робкой, покорной жены. Природа во время грозы становится непривычной, страшной. Это как нельзя лучше соответствует настроению Катерины. Она думает о том, что ей нет прощения, доходит до помешательства. Гроза в данном случае как бы олицетворяет страдания Катерины, которые привели ее к самоубийству. Жизнь становится ей не мила. Катерина уже ни о чем не думает. Идет дождь, как будто прекрасный мир вокруг льет свои слезы, сочувствуя несчастной женщине. От людей Катерина не видит жалости. Только свободная река Волга принимает в свои волны тело страдалицы.

Так в чем же значение картины волжского пейзажа в пьесе? Упоминание о нем мы встречаем очень часто. Без сомнения, сила, величие и красота природы противопоставляется автором «темному царству», где не посчастливилось жить главной героини. «Паршивый городишка», как называет Кулигин Калинов, несмотря ни на что, расположен в красивейшем месте. Однако это достоинство города не делает никого счастливым, напротив, только подчеркивает убогость жизни людей. Природа становится одним из главным действующих лиц в пьесе, она необходима для того, чтобы читатель осознал недостатки человеческих отношений, изображенных в произведении.

Популярные сочинения

Природа в драме обрисована как отдельный персонаж со своим самостоятельным поведением, а люди уделяют большое внимание и значение природным явлениям. Также мы видим, что автор описывает и разное отношение героев к явлениям окружающей природы. Если Кулигин, один из персонажей драмы, восхищается окружающими город пейзажами, то Кудряш, ещё один из персонажей, не видит ничего особенного. И главная героиня Катерина является тонкой восприимчивой натурой, которая обращает внимание на красоту природы. Она часто вспоминает своё детство и родительский дом. Там со своей мамой она часто совершала прогулки по саду. Катерина вспоминает любимые цветы, которых очень много было в её саду. Вообще образ главной героини в произведении постоянно окружает природа.

Мы видим, что природа на протяжении жизни, была для Катерины важным спутником и помощником в трудные и важные моменты. Можно сделать вывод, что в произведении «Гроза», роль пейзажа очень велика. С помощью его автор помогает раскрыть человеческие отношения. И сама по себе природа является той силой, которая влияет на чувства и поступки героев.

<glav>Другие темы:</glav>← Снегурочка — анализ произведения↑ ОстровскийЖенские образы в Грозе → `

Роль пейзажа в пьесе Гроза

rol-pejzazha-v-pese-groza.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Чему учит повесть «Станционный смотритель»?

    Чему учит читателя это произведение Пушкина, почему это важно

  • Сочинение в жанре путевых заметок

    Часть путешествий всегда занимает дорога. А в дороге часто встречается что-то интересное: события, люди, места. Вроде бы мелочь, но описание всего этого и складывается в путевые заметки.

  • Сочинение на тему Мы в ответе за тех, кого приручили

    Все когда-то слышали такую известную фразу «мы в ответе за тех, кого приручили». Но возможно не все понимают ее смысл. А некоторые возможно и не предает этой фразе никакого значения

imgonline-com-ua-resize-kgkgqqksls.png—> Чек лист «ЕГЭ-2021»21-12-2020, 20:12 —> В произведении, написанном для театра, мало места для пейзажных описаний. Они могут появиться только в авторских ремарках или в монологе кого-нибудь из персонажей. И то и другое есть в драме «Гроза», где образы природы, как видно уже из названия, имеют большое символическое значение.

Волга в драме «Гроза»

Вид на Волгу. Декорации первого и пятого действий должны, согласно авторской ремарке, изображать следующее: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов».

Пейзаж Волги — одновременно и граница сценического пространства, и символическая перспектива: как бы окно, ведущее из города Калинова в другой мир. Эта перспектива, с одной стороны, оптимистическая (поскольку живописный пейзаж противопоставлен безрадостной атмосфере города Калинова), с другой стороны — зловещая, поскольку тема Волги с самого начала увязана с темой смерти (реплика Катерины: «…В окно выброшусь, в Волгу кинусь»; пророчества «полусумасшедшей барыни»), и эта связь окончательно реализуется в трагической развязке (Катерина сначала мечтает о том, чтобы ее бросили в Волгу, а потом сама бросается туда).

Пейзаж в монологе Катерины

Катерина рассказывает Варваре о детстве, появляется пейзаж, это ностальгия по детству, светлое воспоминание, которое получает религиозно-мистическую окраску. Пейзаж сливается с картиной церковного богослужения и с пейзажами рая на образах. Все это нетрудно отнести к романтической традиции. Ср. пейзаж в поэме «Мцыри»: «Кругом меня цвел Божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез…»

Монолог Кулигина о грозе

Кулигин, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоносова, т. е. апеллирует к поэзии классицизма: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря» а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота…» (действие 4, явление 4).Таким образом, Катерина и Кулигин — единственные два персонажа драмы, способные эстетически воспринимать природу, причем особенности восприятия у каждого свои: Кулигин мыслит и говорит о природе языком классицизма, Катерина — языком романтизма.

Автор: · 10.01.2018

(229 слов) Место действия произведения А.Н. Островского – небольшой провинциальный город Калинов. Неспешно и величественно течёт река Волга. В летнее время по её берегу особенно приятно гулять. Однако жители Калинова не всегда замечают, как красив окружающий пейзаж. Они устраивают прогулки только по праздникам: в другое время это делать некогда. Бедным людям приходится работать, богатые предпочитают жить за высокими заборами.

В Калинове царят «жестокие нравы». Только созерцание пейзажей может примирить с реальностью таких персонажей, как, например, Катерина и Кулигин. Они способны восхищаться красотой реки, сравнивать людей с птицами, слушать природу, заботиться о ней. А вот Кабаниха не думает о живописных видах. Природу нельзя поработить, а значит, она бесполезна. Так автор демонстрирует резкий контраст «тёмного царства» и свободолюбивых птиц, редких растений, прозрачной реки. Читая описания флоры и фауны родных широт, читатели сравнивают мир природы – естественный, чистый, — с повседневными картинами жизни города.

Люди в Калинове живут по старым законам, не имеют (за редким исключением) чувства прекрасного. Даже к грозе они относятся по-разному. Для кого-то это стихия, для кого-то наказанье Божье. А вот те, кто умеет чувствовать природу, называют грозу благодатью. Природа отвечает им взаимностью: когда Катерина плачет, идёт дождь.

Возможно, автор, изображая такие пейзажи, хочет обратить наше внимание на то, что патриархальный мир вряд ли когда-нибудь возродится. А вот природа будет развиваться по своим законам всегда. И даже самая страшная гроза промчится быстро: в этом мире всё постоянно обновляется, а за дождём следует ясная погода.

Автор: Виктория Арутюнян

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» особую роль играет пейзаж. Наиболее ярким образом становится образ грозы. Он становится не только символом надвигающейся трагедии, но и действующим лицом – реальным явлением природы. В первом действии гроза только ощущается, но Катерина уже ее боится. Появление образа грозы в самом начале повествования уже дает настроение печали и трагедии, намекает читателю, что финал драматического произведения будет трагичным. Читатель, как и Катерина, каждую минуту чувствует надвигающуюся грозу. Образы природы помогают в раскрытии характеров персонажей. Если представители «темного царства» верят в греховное предназначение грозы, то Кулигин положительно относится к грозе, отмечая ее живительную силу: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». В этих словах свободная и счастливая природа противопоставляется несвободному и оттого несчастному народу. Кулигин и Катерина умеют видеть красоту природы. Вся пьеса открывается разговором Кудряша и Кулигина, который говорит: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Кудряш не способен увидеть красоту природы, он не понимает, что хочет сказать Кулигин. Автор показывает, что представители «темного царства» на это не способны. Только представители «нового» могут ощущать природу и видеть ее красоту. Все действие проходит в городе на берегу Волги. Большинство жителей Калинова не обращают внимание на то, в каком живописном месте они живут.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Сравнительная характеристика Катерины и Татьяны Лариной</li>Сравнительная характеристика Катерины и Веры</li>Как повлияла гибель Катерины на других жителей города Калинова?</li>Феклуша и Кулигин — полюса калиновского мира (по пьесе Островского «Гроза»)</li>Используемые источники:

  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/znachenie-pejzazha-v-groze.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/rol-pejzazha-v-pese-groza
  • https://primersoch.ru/analiz-teksta/368-rol-pejzazha-v-drame-groza-ostrovskogo.html
  • https://literaguru.ru/pejzazh-v-groze-ostrovskogo/
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/peyzaj-i-ego-rol-v-piese-ostrovskogo-groza.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт